



Для рубрики «Галерея» я готовила материал о белых кошках как моделях для художников. Не спеша отобрала иллюстрации, а до текста все руки не доходили. Однако декабрьский номер журнала мы задумали сделать «белым», то есть посвятить его кошкам белого окраса, и две рубрики соприкоснулись.
Побывать в крупных музеях и галереях мира можно и заочно, рассматривая книги по искусству или коллекцию художественных открыток. Обладая некоторыми сведениями о происхождении домашней кошки, проникновении ее на континенты, изучая культуру, искусство, религию разных стран и народов — основные духовные пласты, можно довольно точно сказать, где не стоит искать не только белых, но и любых других кошек на живописных полотнах или бумаге. Например, изображений домашней кошки нет у коренных жителей двух Америк. Только с массовым заселением ее северной части выходцами из Англии и Европы появятся рисунки, картины маслом, акварели и другие изображения, где будут фигурировать и кошки. Естественно, все, что в дальнейшем украсит американские музеи, было привезено переселенцами (например, гравюры, литографии), куплено разбогатевшими фабрикантами, банкирами в Европе или уже нарисовано на американской земле в стиле примитивизма художниками, оставшимися неизвестными. Австралийские аборигены также не рисовали кошек, пока их туда не завезли колонисты. Домашних кошек не рисовали в Африке (искусство Древнего Египта — отдельная тема разговора).
Начнем поиски «белянок» в средневековой Европе. Италия, Франция, Голландия, Германия — именно в этих странах искусство живописи было высочайшим. Правда, оговорюсь, что вычленить полотно только с изображением одной белой кошки мне не удалось, но ее присутствие в интерьере (часто с другими животными) встречается, хотя представителей любых других окрасов, несомненно, больше.
Вот картина Ханса С. фон Кульмбаха (1480-1521) «Девушка, плетущая венок» (1508). Девушка сидит у открытого окна, ее золотистые волосы удерживает обруч, усыпанный жемчугом. Рядом — большой белый кот (может быть, и кошка). Отчетливо видно, что животное гладкошерстное, с желтыми глазами. На картине изображена лента с высказыванием или пожеланием — это излюбленный прием художников того времени. Лента и кот белые — это цвет, символизировавший чистоту помыслов (1).
В XVIII веке в свои изящные работы «подселял» белых кошек в будуары к дамам, затянутым в корсеты, Франсуа Буше.
В живописи XIX века предостаточно изображений белых кошек, поэтому выделю любимую мною пушистую кошку-игрунью из «Ателье» знаменитого Жана Д. Густава Курбе (1819-1877). Внимательно ее рассматривая, я определила ее как ангорскую (2).
Белая кошка с хитрым прищуром глаз хорошо известна ценителям французского живописца Теодора Жерико (1791-1824). По всему видно, что кошка ухоженная — ее шерсть лоснится (4). Франц Марс (1880-1919) изобразил «Спящую кошку на желтой подушке». Полагаю, художник держал дома много кошек: в его работах они встречаются довольно часто.
Один из лучших представителей белых котов в живописи — гладкошерстный кот Тинкл, чей портрет (полагаю, на заказ) был написан в 1883 году. Интересно, что на картине обозначен месяц и год его рождения — февраль 1881 год. Тинкл принадлежал богатому владельцу — на шее бархатный ошейник с двумя золотыми бубенцами, сидит он на пуфике, как на троне (3).
Почти на пятьдесят лет раньше написан изумительный портрет девочки в красном платье (датируется 1834 или 1836 годом) художницей Эмми Филлипс (1787-1865). Кареглазая, не по летам серьезная девчушка с ниточками коралловых бус в бархатном платье с тонким кружевом позирует со своими любимцами - собакой и белым гладкошерстным котом с оранжевыми глазами (15). В позе кота чувствуется напряжение: уши разведены в стороны, передние конечности вытянуты.
Понятно, что его облик дорисовывали с набросков - редкие коты «позируют», разве что спящие.
Забавны литографии, раскрашенные вручную: «Беленькие котята-озорники» (1871) и «Маленькие друзья» (5, 7). Такие картинки покупала публика попроще, а хорошую живопись приобретали в богатые дома. Примером могут служить работы Артура Хейера «Кошки у аквариума» и «Три белых ангорских котенка» (6, 10).
На рубеже XIX-XX веков в моду вошли художественные открытки. Почтовые карточки привлекали своей доступностью (огромные тиражи, низкие цены), поэтому прогрессивные художники с радостью предоставляли свои работы для массового тиражирования. Однако и ныне забытые, а иной раз и вовсе не известные живописцы также активно сотрудничали с многочисленными издателями. Таким образом, до нас дошли и шедевры живописи, и просто «качественные работы».
Вот работа замечательного русского художника Николая Пимоненко (1862-1912) «Шалунья» (13).
Есть и другие картины русских живописцев, но белый окрас кошек на них «грешит»: то одно-два пятна на спине, то хвост и уши темные.
Рассмотрим портрет котенка художника М. Стэкса, открытки которого я собираю уже много лет. Интересно, что Стэкс, будто на заказ, рисовал кошек в реалистичной манере, причем он запечатлел, наверное, все существовавшие в конце XIX века их окрасы. Я и сегодня по его работам определяю большинство современных окрасов. Белые животные представлены портретом голубоглазого пушистого котенка (8). И, конечно же, всех любителей кошек и специалистов заинтересует работа Льюиса Уэйна. Вероятно, эскиз породистого кота был сделан на лондонской выставке, а позже оформлен в небольшую картину и отпечатан в серии «Кошки с выставки». Попробуйте сами определить его породу (9).
Чаще всего белых котят или взрослых кошек рисовали рядом с детьми и дамами. Особенно хорошо эта тенденция прослеживается на старинных фотооткрытках, но сегодня мы рассматриваем живописных кошек, поэтому как образец представляю почтовую карточку из серии «Элегантные дамы» (12). Разумеется, эту даму ни с каким другим котенком, кроме персидского, и представить себе невозможно. Кстати, у большинства белых кошек, которых на картинах женщины держат на руках, играют или отдыхают с ними, угадываются черты ангорских и персидских кошек.
Перенесемся в XX век и рассмотрим несколько работ. На ваш суд я вынесла живописное полотно Маргарет МакДональд Филлипс. На фоне ковра или гобелена с восточным мотивом сидит белоснежная персиянка, будто пышная хризантема. Небольшая работа маслом так и называется — «Персиянка» (1948). Примечательно, что в других картинах художницы очень много кошек благородных кровей белого окраса или биколоров.
Совсем близко к нам по времени (1980-е годы) творчество Анны Холлер. Будучи настоящей «кошатницей», она и рисовала только кошек в идиллическом обрамлении цветочков и занавесочек. Открытки, книжки и календари с ее кисами издавались на Западе огромными тиражами: есть спрос — есть предложение. Полюбуйтесь голубоглазой персидской кошкой (11).
В оригинальной манере работал Рональд Сёрл. Его пышнотелые, обязательно белые кошки — сплошь кокетки, а коты — донжуаны. Лишь изредка у художника встречаются работы целомудренного содержания, например «Семейное фото» (14).
Отмечу, что содержать белых кошек позволяли себе, как говорили раньше, «люди богатые» или среднего достатка, на что, кстати, указывают и литературные источники. Действительно, белый окрас требовал более тщательного ухода.
Надеюсь, что, рассматривая работы разных художников, читатели не только обратят внимание на позы кошек или окружающее их пространство, но и увидят разные стили и манеры письма. Замечено, что кошки хорошо приживаются в мастерских художников, а белые — такие нарядные — уж точно вдохновляют их на создание лучших полотен.
Екатерина Лисицына
Открытки из коллекции автора
https://art-cats.livejournal.com/3162500.html