Намедни имел я как-то при встрече беседу с коллегой, известным историком. Речь зашла о современных студентах, русистах-медиевистах.
И ведь что получается - практически нет за нами "подрастающего поколения", за редким, очень редким, исключением.
И сравнивали мы себя, бывших студентов 1990-х гг, с нонешними школярами.
У нас не было ни компьютеров нормальных (про ноутбуки вообще молчу), ни цифровых технологий - только ксерокс, и то не везде. Ограниченность в доступности работ (помню, искал долго книгу Е.Сташевского "Смоленская война" - даже в РНБ ее не было, спасла "Горьковка"), писали от руки, смешно сказать - карточки заводили, это такая "база данных". А работа в архивах - также переписывали от руки в тетради (к слову сказать, одну свою тетрадь с архивными выписками из АСПбИИ РАН я потерял во время переездов - до сих пор очень жалею). А чтобы работать с документами Москвы - в период тотального безденежья "святых 90-х", приходилось всем скидываться, чтобы кто-то один поехал в Москву в РГАДА, забирал кучу микрофильмов на всех (часто "посланцами" были
dmi_ftf и
smirnovnv ). Ну что такое микрофильм и как с ним работать - многие, наверное, знают. А в тот же ОПИ ГИМ в 1990-х было вообще не попасть.
Но нами двигал подлинный интерес, нам казалось, что перед нами открывались нескончаемые горизонты, ибо "наша тема" - допетровская военная история - была практически не изучена, студенческое тщеславие подогревалось желанием быть где-то первым.
Сегодняшний студент имеет гораздо больше, на порядок больше возможностей для работы. Шикарные мировые электронные библиотеки, "пиратские" сайты книг, он-лайн ресурсы архивов, цифровые описи (из последних модернизированных архивов РГИА сейчас мне больше всего понравился), интернет-обмен и переписка с коллегами, наконец, возможность ездить "в сытые 2000-е" по заграницам в иноземные библиотеки и архивы как за свои, так и за грантовые средства и т.п. Можно, сидя дома за компом, получить ценные документы из разных европейских архивов.
И что же, многие этим пользуются? Какие-то единицы. Нет сейчас в нынешних студентах интереса исследования, жажды открытий, нет в них даже малейшей источниковедческой "сумасшединки". Квалификационные работы делают "быстрей-быстрей", тяп-ляп, одна историография, даже без архивных источников...
Коллега знаком с ситуацией не понаслышке, и я, был пару лет как-никак членом Государственной аттестационной комиссии универа - тоже имею представление. И многие скажут - бывшие студенты 1980-х так же, наверное, говорили и о нас, школяров "посткоммунистической России". Нет, думаю, что ТАК не говорили.
https://alexuslob.livejournal.com/290353.html