Arcivescovo_Ambrosio все записи автора
С тех пор, как РПЦ МП в 2009 году создала самостоятельную Калининградскую епархию, миновало не так много времени. Но результаты деятельности поименованного церковного учреждения весьма впечатляют. Мотивируя свои намерения геополитическими интересами России Калининградская епархия РПЦ вознамерилась истребовать от государства передать ей в собственность или, хотя бы, в пользование все костелы и кирхи на территории Калининградской области, начиная с кафедрального собора на острове Канта. Последний они восхотели получить с одним исключением - без могилы Канта, им она не нужна. Кроме прочего Калининградская епархия востребовала себе в собственность тевтонские замки, объявив их объектами религиозного назначения на том основании, что в них имелись домовые капеллы. В феврале 2010 года замок Георгенбург был передан в оперативное управление местному приходу Архангела Михаила Калининградской епархии. Спрашивается, а зачем им эти замки? Видимо собрались от шведов обороняться. По мысли представителей Калининградской епархии, если все эти объекты попадут в руки лютеран и католиков, то представители поименованных конфессий будут представлять "чужие интересы". Лютеран и католиков на территории Калиниградской области осталось очень мало, настолько, что они маловероятно смогут играть хоть какую-то роль в общественной и политической жизни региона. Т.е. опасаться, что они смогут добиться отделения Калининградской области от России, суть угроза мнимая. С другой же стороны проживающие на территории региона лютеране и католики являются гражданами Российской федерации, соответственно, ставить их под подозрение в антироссийской деятельности, основываясь на их религиозной принадлежности, как минимум выходит за рамки закона. 28 октября сего года Калининградская областная дума рассмотрела законопроект о передаче в собственность Калининградской епархии РПЦ ряда зданий религиозного назначения, бывших лютеранских и католических храмов, в т.ч. кирхи Арнау и кирхи в местечке Толькминкен (ныне Чистые Пруды), в последней располагается мемориальный музей Донелайтиса. Кирха Арнау - заложена в 1364 году, одно из старейших храмовых сооружений Восточной Пруссии, в храме сохранился фресковый ансамбль XIV века. Уникальный памятник архитектуры и настенной живописи, в 90-е на его реставрацию не нашлось денег. Реставрационные работы начались только в 2006 году, частично из федерального и регионального бюджетов, частично за счет средств собранных немецким культурным обществом "Арнау". С 2008 года храм стал филиалом Калининградского историко-художественного музея, что, памятуя о его архитектуре и фресковом ансамбле, вполне логично. Совершать в этом храме богослужения, соответственно - воскурять ладан и жечь свечи, будет означать постепенную гибель для фрескового ансамбля. В Западной Европе, например, в Италии, в таких храмах или не проводят богослужения вовсе, или, в зависимости от состояния сохранности, снимают старинные фрески со стен и создают для них специальные музейные экспозиции. В России же древние фресковые ансамбли цены не имеют, но не в том смысле, что они бесценны, а в том, что они нашему государству даром не нужны. 11 мая 2010 года кирха Арнау, не взирая на многочисленные протесты общественности, была передана в безвозмездное пользование Калиниградской епархии РПЦ. А 28 октября 2010 года Калиниградская областная дума передала храм в собственность РПЦ. Бывший католический, а позднее лютеранский храм имеет присущий ему интерьер, который также является предметом охраны данного памятника культурно-исторического наследия. При использовании храма представителями иной конфессии этот интерьер неминуемо будет изменен. А учитывая факт, что еще не было ни одного случая, когда бы древние фресковые ансамбли в храмах, переданных РПЦ, постепенно не разрушались, то фрескам из кирхи Арнау, видимо, тоже уготована плачевная участь. Ко всему замечу, что с передачей кирхи Арнау в собственность РПЦ в храме были прекращены все реставрационные работы. На помянутом заседании от 28 октября был отложено на короткое время решение вопроса о передачи в собственность РПЦ других бывших католических и лютеранских храмов, в т.ч. мемориального музея Донелайтиса. Кристионас Донелайтис - лютеранский пастор, служил во второй половине XVIII столетия в кирхе местечка Толькминкен (ныне Чистые Пруды), более он известен, как один из основоположников литовской художественной литературы нового времени, по праву считается одним из классиков мировой литературы. Гёте ставил поэму Донелайтиса "Времена года" в один ряд с поэзией античности. В 1979 году в кирхе Толькминкен был открыт мемориальный музей Кристионаса Донелайтиса. Не сложно понять, какое значение этот музей имеет для литовцев. Напомню, литовцы входят в число коренного населения Калининградской области. Не взирая на это РПЦ захотела получить кирху Толькминкен себе в собственность с целью сформировать в ней церковную общину. Когда стало известно о возможной передаче этого храма в собственность РПЦ, Комитет по иностранным делам Сейма Литовской республики обратился к руководству Калининградской области с просьбой не передавать РПЦ музей Донелайтиса. 28 октября, в день чтения в Калининградской областной думе законопроекта о передачи 15 культовых сооружений в собственность РПЦ, губернатор Цуканов поспешил вывести кирху Толькминкен из списка объектов, передаваемых в собственность РПЦ, но временно. По предложению Цуканова Калининградская областная дума должна будет вернуться к рассмотрению этого вопроса во время ноябрьской сессии. Надеюсь, депутатам Калининградской областной думы хватит ума не наделать глупостей, и кирха Толькминкен как прежде останется музеем Донелайтиса. РПЦ оправдывает свои действия в т.ч. нехваткой храмовых сооружений у Калининградской епархии. В действительности верующих РПЦ в Калининградской области значительно меньше, нежели пытается представить Калининградская епархия РПЦ, без бывшего лютеранского кафедрального собора на острове Канта, кирхи Арнау и мемориального музея Донелайтиса эти верующие вполне могут обойтись. Тем паче обойдутся они и без тевтонских замков, поелику нападения потомков смелых викингов никто в ближайшее время не ожидает. Интересен подход самой Калининградской епархии РПЦ к передаваемым ей объектам, который дает исчерпывающие ответы на возникающие вопросы. В одной из бывших кирх Калининграда располагался ночной клуб "Вагонка". Весной этого года кирху передали в безвозмездное пользование РПЦ. Как вы думаете, что сделала Калининградская епархия РПЦ, получив в пользование этот храм? А Калиниградская епархия не долго думая сдала его в аренду все тому же ночному клубу "Вагонка". Как кирха была клубом, так она клубом и осталась, только раньше аренду платили городу, а теперь РПЦ. Как видим, деятельность РПЦ по присвоению себе культурного наследия народов России, в т.ч. и иных конфессий, приводит уже к международным скандалам. А что будет дальше?