-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в freegipsyshool

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.06.2006
Записей: 26
Комментариев: 45
Написано: 45





Сказки на цыганском

Среда, 03 Декабря 2008 г. 17:50 + в цитатник


Понравилось: 1 пользователю

Лицо цыганской национальности. Хоакин Кортес

Вторник, 04 Марта 2008 г. 00:46 + в цитатник
crazymama (freegipsyshool) все записи автора

Хоаки́н Корте́с (исп. Joaquín Cortés, настоящее имя Хоакин Педраха Рейес, род. 22 февраля 1969 года) — танцор фламенко и балета, хореограф, актёр, с февраля 2007 года посол цыган в Европейском Союзе. Известен также тем, что выступает против запрета слова Gypsy для обозначения цыган; вместо этой меры он предлагает работать над улучшением имиджа самого термина. Создатель Цыганского фонда в Испании.

Хоакин Кортес родился в цыганской семье в Кордове (Испания). Его дядя был байлаором (танцором фламенко), и в 12 лет под его влиянием Хоакин начал заниматься танцами. Как раз в это время его мать нашла работу в Мадриде, куда и переехали Рейесы. В 15 лет он был принят в труппу Национального балета Испании (в то время его возглавляла Майя Плисецкая); уже в 18 лет он становится солистом.
В 1992 году Кортес создаёт свою собственную компанию «Балет фламенко Хоакина Кортеса».
В 2000 году организовал кампанию «Stop Antigypsyism» («Стоп антицыганизму!»).
В 2007 году Кортес стал вторым в истории послом цыган в Европейском союзе.
Посещал Россию с своими шоу в 2001, 2004 и 2007 году.

Список шоу, поставленных Кортесом

Cibayí
Pasión Gitana / Gipsy Passion
Soul
Live
De Amor y Odia
Mi Soledad

Фильмография

Цветок моей тайны (1995, мелодрама) — танцор Антонио
Фламенко (1995, документальный) — играет себя в эпизоде «Фаррука»
Цыган (2000) — артист Андрес Эредия (главная роль)
Ваниль и шоколад (2004, комедия, мелодрама) — артист Карлос

Интересные факты

Любимый кутюрье Кортеса — Джорджо Армани.
Любимые виды спорта — автомобильные гонки, плавание и футбол.
Любит женщин, танцы и интернет.
Журнал Elle включил танцора в десятку самых сексуальных мужчин мира.
В отношениях с женщинами Хоакин считает себя робким и скромным.
Начинает свой день с улыбки.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Хоакин_Кортес
Рубрики:  статьи

Цыгане в Турции

Вторник, 04 Марта 2008 г. 00:40 + в цитатник
crazymama (freegipsyshool) все записи автора Цыгане в Турции известны под названиями чинган (самое распространённое название), чингит, дом, поша, абдал и роман (в зависимости от части страны). Проживают дисперсно, делятся на этнические группы. Численность не менее 300 000 человек. По большей части хорошо интегрированы в общество, признают себя родственниками цыган-рома. Средний образовательный уровень низкий. Самые распространённые занятия: кузнечество и другие кустарные ремёсла, выращивание и продажа цветов, танцы и музыка.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Цыгане
Рубрики:  статьи

Мюзикл Нотр-Дам-де-Пари: арии Эсмеральды на цыганском

Понедельник, 18 Февраля 2008 г. 00:41 + в цитатник
crazymama (freegipsyshool) все записи автора Bohemienne, первый куплет

Чяй ромэн…
Кон джинэла катыр джява мэ?
Чяй ромэн…
Бияндлы мэ дромэнца барэ
Чяй ромэн…
Чяй ромэн…
Кон пхэнэла карик джява мэ?
Чяй ромэн…
Чяй ромэн…
Адава чиндо про васт мирэ

L'oiseaux q'on met en cage, первый куплет

О чирикло бэшто дрэ клетка
На джинэла тэ урнял…
Чяворо кон сы чюрдэно
На джинэла тэ патял…

Beau comme le soleil, первый и третий куплет (второй поёт Флёр-де-Ли)

Ёв сы гожо сыр о кхам
Мэ джином со лэс камам
Ёв чяво ли кралестэ?
О камлыбэн -
Ёв лэя ман!
Ёв сы гожо сыр о кхам
Мэ джином со лэс камам
Камам... о кхам...

Ёв сы гожо сыр о кхам,
Мэ камам лэс тэ дыкхав,
Ёв облэла ман, мро мурш,
И навсегда камэла ман!
Ёв сы гожо сыр о кхам,
И кхам исы лэскро лав
Мэ камам лэс тэ дыкхав,
Лэс тэ дыкхав...
Рубрики:  цыганский язык



Процитировано 1 раз

"Красная Шапочка" на цыганском языке

Четверг, 14 Февраля 2008 г. 12:19 + в цитатник
Рубрики:  цыганский язык

Цыганские театры мира

Понедельник, 17 Декабря 2007 г. 01:45 + в цитатник
crazymama (freegipsyshool) все записи автора Из совершенно точно действующих в настоящее время цыганских театров мне известны четыре. Давайте я о них немножко расскажу.

1. Театр Ромэн
Москва. Название "театр ромэн" буквально с цыганского переводится как "театр цыган". Это самый старый из ныне действующих театров и подозреваю, что самый знаменитый. Его создание инициировано евреями, но, как водится с цыганским искусством, инициативу очень быстро перехватили цыгане и всё сделали по-своему. Такой народ: ты покажи куда, и он пойдёт. Причём исключительно по-своему.
Театр Ромэн является ключевым объектом цыганской культуры в России, поскольку является центром притяжения цыганской интеллигенции всех сортов. Когда они задумываются, куда приложить свою интеллигентность и талант, в голове сам собой всплывает раскрученный брэнд, и они радостно устремляются по известному адресу (и не надо тут пошлить). Для культуры это, на самом деле, хорошо. Всегда точно знаешь, что есть место для реализации.
В рамках работы театра создавались литературные произведения, появлялись замечательные цыганские ансамбли, театр зажигал звёзды не только актёрские (Николай Сличенко, Екатерина Жемчужная, и т.п.), но и певческие (Ирина Пономарёва, Диана Савельева, и другие), и музыкальные (Александр и Вадим Колпаковы, к примеру).
У театра две проблемы: спектакли, бичующие социальные пороки в цыганской среде, что нецыганами воспринимается лишь как подтверждение не самых лучших мифов, и некоторая мания величия, оставшаяся в наследство от советских времён, когда считалось, что культура у цыган есть только в зоне действия советской власти.



2. Романс.
Романс - молодой театр, он основан в Киеве в девяностых годах, когда страна от России отгородилась, и цыганской интеллигенции Украины стало некуда устремляться. Цыганская интеллигенция вздохнула и устроила собственный центр притяжения.
Художественный руководитель - Игорь Крикунов.
Что интересно, в театре ставили спектакль о жизни цыганской классической поэтессы Папуши. Но - по гаджинскому варианту, в котором указано, что её изгнали якобы за занятия поэзией (на самом деле, её заподозрили в причастности к появлению польского Закона об оседлости, который в Польше при внедрении в жизнь дал куда как более печальные результаты, чем в России).
Именно театр Романс устраивает международный фестиваль цыганской культуры Амала, куда съезжаются творческие команды из самых разных стран.
Кроме спектаклей, в театре отличные вечера цыганского романса проводятся.
Театр оценён министерством культуры и награждён почему-то орденом Николая Чудотворца.
А новый сайт у них голимый :(



3. Роматхан (Romathan).
"Роматхан" - это то же, что "Романистан". Поэтичное такое название театра: территория цыганства...
Создан театр всё в тех же 90хх в Словакии (Кошицы). Руководитель театра - выпускник консерватории, скрипач, дирижёр, режиссёр и просто приятный человек Кароль Адам. Театр нехило засветился в Европе: гастролировал в Англии, Чехии, Венгрии, Германии, Польше и Франции, получил множество призов и премий. В спектаклях активно используется цыганский язык и пьесы цыганских авторов.



4. Пралипэ (Pralipe).
Название переводится как "Братство". Театр основан в Македонии в 80х годах его нынешним руководителем, профессиональным театральным режиссёром и кстати цыганом (что приятно не выделяет его из прочих руководителей) Рахимом Бурханом. В Югославии театр был одновременно популярен у народа и очень нелюбим чиновниками разных мастей, поэтому в 1991 он взял и откочевал в Германию и ныне делит помещение с Театром-на-Руре (Мюльхайм).
Пьесы идут на цыганском языке. Нецыганских зрителей это совершенно не смущает: происходящее понятно и из игры актёров, сюжет можно уточнить в програмке, а язык придаёт зрелищу пикантность и экзотичность.

Господа туристы, велкам: Россия, Украина, Словакия и Германия готовы порадовать вас отличными цыганскими постановками.

В заключение не могу не сказать, что пока я ковырялась со всеми своими материалами, первую статью о цыганских театрах успел тиснуть Николай Бессонов :) но Лиля всё равно молодец.
Рубрики:  цыганская культура

РомаНет

Среда, 30 Мая 2007 г. 22:27 + в цитатник
crazymama (freegipsyshool) все записи автора "РомаНет (RomaNet)" - условное название цыганских сайтов, чатов, форумов, служб рассылок, сообществ и групп, связанных или несвязанных между собою.
"РомаНет" является сетью, основанной на так называемых "слабых социальных связях", что обеспечивает быстрое курсирование срочной информации по системе "романи пошта" ("цыганская почта").
Ресурмы РомаНета обычно размещают на главной или на странице с информацией цыганский флаг, в знак солидарности с цыганами мира.

Самые заметные русскоязычные ресурсы РомаНет:

LJ-romanykultury
LJ-gypsy_music
RomanyKultury.Info
GypsyMusic.Ru
RomanoChat
RussianRoma

Отличительной чертой некоторых форумов и чатов является закрытость по национальному признаку. Появилась она недавно, после мощной волны хулиганов, приходящих для оскорбления посетителей. Однако, при моём личном тесте, оказалось, что закрытость по национальному признаку скорее декларируемая, чем реальная: пропускают также людей, указывающих себя как "интересующихся цыганской культурой и заинтересованных в дружбе" и заинтересованных достаточно, чтобы связать пару слов на цыганском при помощи, например, словаря и справочника.
Рубрики:  цыганская культура
статьи



Процитировано 1 раз

Блаженный Сеферино, официальный покровитель цыган у католиков

Среда, 18 Апреля 2007 г. 23:20 + в цитатник
crazymama (freegipsyshool) все записи автора Сеферино Хименес Малья, известный также как Эль Пеле («крепкий духом»), родился в кочевой цыганской семье в испанской провинции Уэска. Его родители занимались продажей лошадей. Этим же занимался он сам.

В подростковом возрасте Сеферино женился по сговору родителей на Тересе Хименес Кастро. Брак был удачным, супруги отлично ладили, но, к сожалению, у них не было детей.

В возрасте около сорока лет Сеферино и Тереса наконец венчались в церкви, прежде всего в надежде, что узаконивание брака перед лицом Господа поможет им зачать ребёнка. Тогда же супруги купили себе домик в городке Барбастро, где прожили всю оставшуюся жизнь. Среди жителей Барбастро Сеферино вскоре заработал репутацию честного торговца и мудрого человека.

Ребёнка Тереса так и не родила, хотя церковь теперь Малья посещали каждое воскресенье, но вскоре узнала, что её маленькая племянница Пепита, о семье которой она давно не слышала, осиротела. Супруги немедленно забрали ребёнка себе и удочерили. Потомки Пепиты до сих пор живут в Испании.

Несмотря на свою неграмотность, Сеферино учил цыганских и испанских детей основам христианства, в первую очередь Библии и молитвам. Сеферино разрешал раздоры в среде цыган и их споры с окружающими.

В 1926 году Сеферино стал членом Третьего Францисканского Ордена. В 1931 году начал участвовать в «Ночных поклонениях».

Во время гражданской войны в Испании, сопровождавшейся религиозными гонениями со стороны республиканцев, Сеферино Малья попытался защитить священника от ареста. При задержании полицейские спросили цыгана, есть ли у него оружие. «Есть, и вот оно,» ответил цыган, доставая из кармана чётки. Сеферино был убит вместе с другими священниками, миссионерами и сочувствующими им мирянами, обнажив своё единственное оружие и восславляя Христа. Его тело было брошено в общую могилу.

В 1997 году Сеферино Хименес Малья был причислен Папой Римским, Иоанном Павлом II, к лику блаженных и объявлен официальным святым покровителем цыган. День его почитания приходится на 4 мая.

Кроме того, в 2004 году в Италии была открыта и освящена Церковь Сеферино Мальи. Её особенность в том, что она не имеет крыши, а вместо стен в ней — двенадцать расставленных по кругу камней. Эта церковь так же открыта небу, как душа цыгана.
Рубрики:  статьи


Понравилось: 1 пользователю

Ратмир из Банды умер

Воскресенье, 25 Марта 2007 г. 19:56 + в цитатник
crazymama (freegipsyshool) все записи автора может, кто-то захочет сказать это Ратмиру на его родном языке:

дживэса дрэ амарэ илэ, Ратмир
живи в наших сердцах, Ратмир

Как сделать отличниками школьников-цыган?

Вторник, 06 Марта 2007 г. 06:28 + в цитатник
crazymama (freegipsyshool) все записи автора Не секрет, что события 90х сильно отбросили цыган в культурном и социальном плане назад, а некоторых практически выбросило из общества.
Одним из следствий этих событий стал низкий образовательный уровень цыган и плохая успеваемость детей-цыган в школе (вследствие чего у них часто снижена мотивация к обучению, и они покидают школу часто после окончания 1-3 классов).
Схожие проблемы в школе у многих афроамериканцев. И психологи выяснили, как с ними можно справиться!

http://elementy.ru/news/430324

Психологи выявили прямую связь между давлением стереотипа, самооценкой ученика и успеваемостью в школе.
Цитируя статью:
"По мнению психологов, плохая успеваемость афроамериканских школьников в большой степени обусловлена их низкой самооценкой, навязанной им стереотипным отношением окружающих. Как показал эксперимент, даже небольшое вмешательство, направленное на увеличение самооценки, может улучшить успеваемость детей черной расы, сократив разрыв успеваемости между черными и белыми учениками на 40%.

Показательное для современной Америки исследование проведено группой ученых из Йельского и Стэнфордского университетов (США). Оно посвящено весьма болезненной проблеме современной образовательной системы Америки — низкой успеваемости афроамериканских школьников. Во всей Америке успеваемость негров в среднем существенно ниже, чем у их белых сверстников.

В связи с этим сформировался стереотип расовых умственных различий между белыми и черными американцами. Этот стереотип негативно влияет на самооценку учеников. Помимо этого, заведомо низкие ожидания порождают страх перед возможным фиаско, что, безусловно, увеличивает вероятность провала. В результате число двоечников среди афроамериканцев растет как снежный ком: это самоподдерживающаяся система. Аналогично, от толстых детей мы не ожидаем серьезных спортивных успехов, и, следуя стереотипному отношению, толстый ребенок и сам от себя многого не ожидает и не старается добиться успеха."

Не тот же ли самый непроизносимый вслух стереотип, накладываемый обществом, часто давит и на цыганских детей? Проявление подобных комплексов очень характерно: человек, который не уверен, что сможет быть в чём-то успешен, говорит, что ему это дело просто не нужно. Не эти ли слова мы слышим, когда цыганские ученики покидают школу? "Я цыган, мне просто не надо учиться" - легко расшифровываемое послаие подсознания "Я боюсь, что буду неуспешен, потому, что цыган".

Каким же образом можно помочь справиться детям с низкой самооценкой?
Рассказывать им о цыганах, не вписывающихся в давящий стереотип и много добившихся в жизни.
Если ребёнок по болезни пропустил часть материала, проследить, чтобы он был знаком с новыми русскими словами. Часто дети признаются, что перестают слушать учителя, потому что не понимают, что он говорит, и стесняются попросить объяснений, при классе или отдельно.
Занимать детей внеклассной деятельностью, в области, где они достаточно хороши, причём вместе с нецыганскими ребятами, что помогает, кроме повышения самооценки, укреплению связей в коллективе и самоутверждению ребёнка.
Проводить специальные психологические тренинги, направленные на повышение самооценки. Есть специальные книжки с описаниями таких тренингов, они сейчас доступны практически в любом крупном магазине.

Конечно, помимо низкой оценки, есть и другие проблемы, мешающие ребёнку преуспевать в учёбе. Но о них - отдельная речь.
Рубрики:  статьи

Лицо цыганской национальности. Джем Мэйс.

Понедельник, 05 Марта 2007 г. 15:12 + в цитатник
crazymama (freegipsyshool) все записи автора (8 апреля 1831 — 30 ноября 1910)

Джем Мэйс, «Цыган» по прозвищу и цыган по национальности, родился 8 апреля 1831 года в британском городе Бристоне и умер в 1910 году в Дареме. Известен тем, что был первым цыганом, ставшим британским чемпионом по боксу в тяжёлом весе.

Мэйс был известен своей особой манерой вести бой, изяществом напоминавшей танец, сопровождающийся молниеносными выпадами и легко переходящим в непробиваемую защиту. Мэйс — последний боксёр, выигравший английский чемпионат по боксу в тяжёлом весе по Лондонским Правилам.

Титул Чемпиона «Цыган» впервые получил
Рубрики:  статьи

30 фактов о цыганах (ред. 2)

Пятница, 19 Января 2007 г. 16:05 + в цитатник
crazymama (freegipsyshool) все записи автора 1. «Цыгане» — собирательный термин, такой же, как «славяне», «кавказцы», «скандинавы» или «латиноамериканцы». К цыганам относятся несколько десятков народностей.

2. У цыган есть национальные гимн, флаг и художественная культура, в т.ч. литература.

3. Цыгане условно делятся на восточных и западных.

4. Цыгане как нация сформировались в Персии (восточная ветвь) и Римской Империи (она же Ромея, она же Византия; западная ветвь). Вообще, обычно, говоря о цыганах, имеют в виду именно западных цыган (группы рома и кале).

5. Поскольку цыгане группы рома — европеоиды и возникли как нация в европейской стране, они являются европейцами, а не «загадочным восточным народом», как любят писать журналисты. Конечно, как и у русских и испанцев, у них осталось некоторое наследие восточного менталитета.

6. «Восточных» цыган стали называть цыганами лишь в 19-20 веках, когда европейцы, посещавшие Азию, обратили внимание на их внешнее сходство с цыганами, а также некоторые общие ремёсла и традиции. «Восточные» цыгане имеют культуру, резко отличающуюся от «общецыганской» (т.е. культуры заметно более многочисленных и культурно развитых «западных» цыган), хотя у тех и тех есть общее культурное наследие индийских предков. «Восточные» и «западные» цыгане практически не общаются.

7. Цыганские языки в подавляющем большинстве являются потомками санскрита. Этнически, цыгане являются потомками ариев, с некоторой дравидийской примесью (дравиды — коренное население Индии, завоёванное ариями, одна из древнейших владевших письменностью культур, на момент завоевания была более развита, чем культура кочевников-ариев).

8. Вопреки утверждениям некоторых людей, далёких от этнографии и истории, никакого «изгнания цыган» из Индии и Римской Империи никогда не было как события.
В Индии цыган не было вообще, были индусы. По последним генетическим, лингвистическим и историческим исследованиям, предки цыган, группа индусов касты дом в 1000 примерно человек, была подарена одним индийским правителем одному персидскому правителю, в качестве придворных музыкантов и ремесленников (обычай дарить искусных ремесленников, артистов, поэтов был довольно распространён на Востоке) около 1000 лет назад. Уже в Персии численность группы сильно разрослась, появилось социальное деление внутри её (в основном, по профессиям); часть працыган постепенно передвигалась на запад и наконец, дошла до Византии. Часть осталась в Персии и оттуда расползалась на восток. Часть цыган, в конце концов, дошли до родины своих далёких предков - Индии.

9. Византию цыгане покинули в период завоевания её мусульманами, в надежде получить помощь от единоверцев-христиан (наивные были люди и времена). Исход из Римской Империи длился десятилетиями. Часть цыган, всё же, по различным причинам осталась на родине. Их потомки со временем приняли ислам.

10. Есть гипотеза, что прозвище "египтяне" цыгане получили ещё в Византии, за свою смуглость и за то, что наиболее заметная часть цыган занималась, как и приезжие египтяне, цирковым искусством. С цирковым же искусством и с гаданием связано было и другое прозвище, от которого произошло и слово "цыгане": "атсингане". Изначально, так называли неких сектантов, ищущих тайных знаний. Но со временем, видимо, слово стало нарицательным, ироническим для любого, кто занимается эзотерикой, фокусами, гаданиями и прорицаниями. Сами себя цыгане уже тогда называли "рома" и сами себе дали прозвище "кале", т.е. чернявые, смуглые

11. Считается, что именно цыгане широко распространили в мусульманских странах танец живота. Однако, тому нет ни доказательств, ни опровержений.

12. Традиционными для цыган областями деятельности являются искусства, торговля, коневодство и ремёсла (от прозаических изготовления кирпичей и плетения корзин до романтических ювелирного искусства и вышивки).

13. Вскоре после прихода в Европу цыгане стали одними из жертв больших социально-экономических кризисов и подверглись жесточайшим гонениям. Это привело к сильной маргинализации и криминализации цыган. От полного уничтожения цыган спасло в общем и целом нейтральное или дружелюбное отношение большей части простого народа, не желавшего исполнять в отношении цыган кровавых законов.

14. Говорят, что знаменитый Папюс учился гадать у цыган.

15. Инквизиция никогда не интересовалась цыганами.

16. Медицине неизвестны случаи заболевания проказой в среде цыган. Говорят также, самые распространённые группы крови у цыган - III и IV*.

17. В Средние Века цыган, как и евреев, обвиняли в канибализме.

18. В 18-19 веках, с повышением терпимости к ним в европейском обществе, криминальность цыган резко и сильно снизилась. В 19 веке в Европе пошёл очень быстрый процесс интеграции цыган в общество.

19. В Россию цыгане пришли более 300 лет назад. Как и другие укоренившиеся ныне народы (например, калмыки) они получили императорское разрешение проживать в России и заниматься традиционными ремёслами (торговля, коневодство, гадание, пения и танцы). Через некоторое время эти цыгане стали называть себя русска рома, до сих пор это самая многочисленная из цыганских национальностей в России. К 1917 году русска рома были самыми интегрированными и образованными цыганами России.

20. В разное время в Россию иммигрировали также кэлдэрары (котляры), ловари, сэрвы, урсари, влахи и другие цыгане.

21. Почти все названия цыганских национальностей либо являются названиями ключевых профессий, либо отображают название страны, считающейся ими родной. Это многое говорит о цыганских приоритетах.

22. Знаменитый цыганский национальный костюм был придуман в 19 веке. Первыми его стали носить кэлдэрары. Национальный костюм русска рома был придуман артистами для создания более экзотического сценического образа. Исторически цыгане всегда были склонны носить одежду, характерную для страны проживания.

23. Цыгане — известные пацифисты. Однако в разное время они служили при армиях и в армиях Германии, Пруссии, Швеции и России.
В 1812 году русска рома добровольно передавали на содержание российской армии большие суммы. Молодые цыганские парни воевали в составе российских войск.
При этом, что забавно, в войске Наполеона сражалось немало французских цыган. Есть даже описание встречи во время битвы между испанцами и французами двух цыган с разных сторон.
Во время Второй Мировой Войны цыгане участвовали в военных действиях в составе как регулярных армий (СССР, Франция; рядовые, танкисты, военные инженеры, лётчики, санитары, артиллеристы и т.п.), так и партизанских групп, смешанных и чисто цыганских (СССР, Франция, Восточная Европа). Партизанские действия цыган против фашистов иногда называют «Арии против арийцев».

24. В результате систематического направленного истребления цыган фашистами в Европе умерло около 150,000 (для сравнения, в СССР проживало от 60 000, по переписи, до 120 000, по предположениям) цыган. «Цыганский Холокост» называется Кали Траш (есть также варианты Самударипэн и Параимос).

25. Среди выдающихся цыган есть учёные, писатели, поэты, композиторы, музыканты, певцы, танцоры, актёры, режиссёры, боксёры (в т.ч. чемпионы), футболисты, историки, политики, священники, миссионеры, художники и скульпторы.
Одни известны более, например, как Маришка Вереш, Ион Войку, Янош Бихари, Джем Мэйс, Матео Максимов, Юл Бриннер, Тони Гатлиф, Боб Хоскинс, Николай Сличенко, Джанго Рейнхардт, Бирели Лагрен, другие менее, но тоже могут похвастаться значительными вкладами в цыганскую культуру.

26. Увидев в статье о российских цыганах фразу «кочевой народ» без кавычек, можете её не читать. Автор не напишет ничего на самом деле достоверного, если не знает даже такого факта, что лишь 1% российских цыган кочует.

27. По данными МВД Украины, при том, что в СМИ по упоминанию в криминальных статьях цыганские мошенничества на первом месте, в статистике они на последнем. Этнографы считают, что аналогична ситуация с цыганскими мошенничествами и наркоторговлей и в России.

28. Во времена Сталина цыгане подверглись целенаправленным репрессиям.

29. Термин «цыганский барон» используется цыганами лишь последние пару десятков лет, и далеко не всеми. Это заимствование из СМИ и романтической литературы. Термин используется специально для общения с нецыганами.

30. В мире существует несколько заметных цыганских театров: в России, на Украине, в Финляндии, в Испании, а также театры и студии помельче в этих и других странах.
Рубрики:  статьи



Процитировано 2 раз

Лицо цыганской национальности. Рэйби Хоуэлл.

Суббота, 04 Ноября 2006 г. 12:25 + в цитатник
crazymama (freegipsyshool) все записи автора (12 октября 1869, графство Шеффилд, Великобритания — 1937, Великобритания)

Наверное, Рэйби Хоуэлл был первым профессиональным цыганским футболистом, а также первым цыганом, игравшим за Англию.

Родился Рэйби 12 октября 1869 года в цыганском таборе в графстве Шеффилд. Он вырос только до 165 сантиметров, что для цыган не редкость, но, несмотря на свои размеры, был высококлассным игроком.

Свою карьеру он начал в шеффилдском клубе, продолжил подписанием контракта с «Шеффилд Юнайтед» в 1890 году. В 1897 году стал Чемпионом. За 5 лет игры за «Шеффилд Юнайтед» он выходил на поле 155 раз. Однако, не будучи нападающим, забил только 6 голов.

В апреле 1898 Хоуэлл перешёл в ливерпульский клуб, где отыграл 68 матчей. Тремя годами позже он перешёл в «Престон Норт Энд», где его карьера закончилась из-за перелома ноги.

Умер Рэйби Хоуэлл в 1937 году.
Рубрики:  статьи

Лицо цыганской национальности. Давид Беери

Вторник, 15 Августа 2006 г. 04:18 + в цитатник
crazymama (freegipsyshool) все записи автора (родился в 1951, Венгрия)

Так уж получилось, что благодаря «цыганскому Рафаэлю», Венгрия и Будапешт стали для цыган тем же, чем для европейцев времён расцвета классической живописи была Флоренция. Урождённый Кароли Понгор Бери, Давид Беери является одним из многочисленных цыганских художников этой «цыганской Флоренции».

Его стиль объединяет в себе сюрреализм, кубизм, экспрессионизм и некоторые другие модные тенденции 20 и 21 веков. Его работы были представлены в Венгрии, Германии, Нидерландах, США, Японии и Бельгии; как и все цыганские художники, он не знаком России, игнорирующей всё цыганское в современном и всё современное в цыганском.

Давид был рождён 9 июля 1951 года в венгерской деревне Ныльбельтелек. В возрасте трёх лет его семья переехала в Нырмихалыди (только не спрашивайте, что это!!!), где Беери прожил до 36 лет.

Жизнь маленького Давида проходила в крайней нужде и мало чем напоминала детство. В 8-10 лет, рано утром, когда другие ребята ещё спали, Давид отправлялся с матерью в поля, где они работали на «чужого дядю». Потом, уже уставший, он шёл в школу, а после школы, когда его одноклассники делали домашние задания или играли, мальчик вновь возвращался в поле, помогать матери.

После окончания школы, Давид пошёл в ПТУ, где ему пришлось работать с бетоном. Но физическая нагрузка была слишком велика для хрупкого, голодного подростка, и ПТУ пришлось оставить после года обучения. Мальчик решил изучить «цыганское ремесло»: пошёл учиться в музыкальную школу, где играл на скрипке. Однако уже через месяц бросил и это: его давил груз вины за то, что он сидит на шее у родителей. И, несмотря на их протесты, он отправился на заработки в столицу, в надежде хотя бы чуть-чуть поддерживать семью деньгами или хотя бы не обременять их. В 16 лет любой юноша имеет твёрдый план в жизни, который, при оглядке с высоты 30-40 летнего возраста вспоминается как «юношеские мечты»…

Юность Давид провёл, изучая ремёсла по ходу работу. Ему довелось и кроить одежду, и сваривать трубы.

Однако жизнь распорядилась по своему, и как всегда у цыган, неожиданно. В 24 года Беери потянуло к живописи, он начал рисовать. Он не сомневался в том, что станет художником, он чувствовал, что ЭТО, наконец, его.

Через два месяца после начала самостоятельных занятий живописью Беери посетил в Дебрецене известного художника, и уговорил взять к себе в студию. Это было нелегко, и даже взяв Давида, художник не верил, что из него получится толк. Сомнения мэтра развеялись, когда он увидел результаты работы Давида с ним в студии. Однако он не был единственным учителем Беери. Давид совершенствует мастерство в течение всей жизни и постоянно, общаясь с разными студиями, школами, художниками.

Первая настоящая, значимая выставка картин Беери была проведена в 1979 году в Будапеште.

В результате постоянной работы над собой Беери быстро нашёл свой стиль, своё индивидуальное орудие самовыражения. Его картины выражали дух эпохи, и был он далеко не социалистическим! В результате Давида то и дело подвергали нападениям, злобной критике, просто цензуре, клевете, привлечению в суд.

В 1987 году, когда упал железный занавес, истощённый преследованиями художник, вместе с беременной женой и годовалой дочуркой, покинули страну и вернулись обратно лишь через 3 года.

Давид Беери живёт и работает в Будапеште, столице Венгрии, и в наше время.
Рубрики:  статьи

Лицо цыганской национальности. Тамаш Пели. "Цыганский Рафаэль".

Суббота, 29 Июля 2006 г. 18:32 + в цитатник
crazymama (freegipsyshool) все записи автора (1948, Венгрия — 1994, Венгрия)

Тамаш Пели был первым венгерским цыганом, ставшим профессиональным художником. Он закончил Национальную Художественную Академию Амстердама. Его работы имеют мировую известность и стоят в ряду шедевров изобразительного искусства.

Будучи горячим патриотом своего народа, он обучал живописи группы цыганских учеников и стал духовным отцом последующего поколения цыганских художников.

Читать далее...
Рубрики:  статьи

Лицо цыганской национальности. Джанго Рейнхардт

Суббота, 29 Июля 2006 г. 18:31 + в цитатник
crazymama (freegipsyshool) все записи автора (23 января 1910, Бельгия — 16 мая 1953, Франция)

Выдающиеся цыгане. Джанго Рейнхрдт. (200x161, 9Kb)

Легенды чуть ли не с рождения окружали этого цыгана, выросшего в таборе, не окончившего и начальной школы, не знавшего нот и игравшего искалеченной рукой, но обладавшего манерами принца и музыкальным даром гения.

Он до смерти боялся привидений. Он не мог бороться со своей неодолимой тягой к картам и рулетке, и при этом одинаково хорошо играл во все игры начиная от пинбола до пула. Он обожал кино, особенно голливудские гангстерские фильмы, позаимствовав из них моду на широкополые шляпы, которые лихо водружал набекрень, так что поля закрывали один глаз. У него была ручная обезьянка.

Но конечно, главным была и остается музыка. Джанго Рейнхардт -- признанный основатель цыганского джаза.

Читать далее...
Рубрики:  статьи

Лицо цыганской национальности. Матео Максимов.

Вторник, 27 Июня 2006 г. 02:58 + в цитатник
crazymama (freegipsyshool) все записи автора Культовый цыганский писатель, писавший цыганам, о цыганах, на цыганском, а также прославленный пастор-евангелик, Матео родился в семье русского котляра-эмигранта и женщины-мануш в одном из нынешних футбольных центров — в Барселоне. Мать Матео была двоюродной сестрой знаменитого Джанго Рейнхардта, основателя цыганского джаза.

Помимо своих книг, Максимов известен полным переводом Нового Завета на цыганский (котлярский диалект), которым цыгане-евангелисты пользуются до сих пор, и уникальной коллекцией этнографических фотографий, посвящённых родному народу.

Предки Матео были рабами, как все румынские цыгане до середины XIX века. После указа об освобождении цыган, его предки иммигрировали в Россию, но память о тех ужасных временах, когда каждый из их семьи мог стать добычей — или становился ею — ужасных развлечений румынской знати навеки осталась в семейных преданиях. Слушая их, как страшные сказки, Матео и подумать не мог, что станет жертвой такого обращения. Ему было суждено пережить Кали Траш. Двадцать семь родственников Матео в Польше были убиты нацистами в один день.

Читать далее

Писатель был непоколебимо уверен в талантливости цыганской натуры. «Я считаю, что если бы цыгане были грамотнее, мир был бы переполнен цыганскими писателями!», говорил он.
 (439x453, 32Kb)
Рубрики:  статьи

Лицо цыганской национальности. Катарзина Полок.

Пятница, 23 Июня 2006 г. 21:02 + в цитатник
crazymama (freegipsyshool) все записи автора (1961, Украина, Киев) Художница и скульпторша, хорошо известная в Европе. По национальности Катарзина цыганка синти, она активно участвует в проектах защиты национальных меньшинств (в первую очередь, цыган) и делает всё, чтобы память о Холокосте не исчезла. В настоящее время она проживает в Германии (основном месте обитания синти), но разъезжает с выставками по всему миру. Адрес её личной странички http://www.katarzynapollok.de/  (180x240, 17Kb)
Рубрики:  статьи

Литва. Рома Вильнюсского района.

Вторник, 20 Июня 2006 г. 02:16 + в цитатник
crazymama (freegipsyshool) все записи автора Автор статьи: Артур, молодой активист.

В городе Вильнюс и окрестностях города всего проживают 790 людей ромской национальности. В поселке Киртимай проживает 450 ромов. Остольная часть ромов проживает в самом городе. Они имеют квартиры или собственные дома. Некоторые ромские семьи проживают в окрестностяж Вильнюса. В Вильнюской окрестности Неменчине живут 5 семей.


Очень бедно живут ромы в Эйшишкес Шальчининского района. Ромы этого района являются членами Вильнюского общества “Чигону лаужас”. Там проживает много одиноких женщин, которые не имеют мужей и одни воспитывают детей. Всего в этой окрестности живёт 34 семьи.

Некоторые семьи проживающие в Вильнюсе и окрестностях эмигрируют из Литвы. Ромы, имеющие гражданство Литовской Республики, большинство эмигрируют в Западную Европу, другие в Россию, страны СНГ.

Большая часть Вильнюских ромов – безработные. Они регистрируются на бирже труда, но не имея образования и професии не могут устроится на работу. Женщины торгуют на Калварийском и Гарюнайском базарах – так они зарабатывают деньги для содержания семьи. Некоторые женщины имеют разрешения – патенты для тоговли, другие торгуют нелегально.

Большинство ромских пар женятся в костелах или живут без брака. Посколько брак не регистрируют в ЗАГСЕ, ромские женщины, родив детей становятся матерями одиночками -– им государство выплачивает пособие. Это позволяет выживать.

94 ребёнка-чавора посещают 58 среднюю школу города Вильнюса. В других средних школах города Вильнюса учатся еще 15 детей.

Ученик школы Гяросиос Вилтес Стяпас Станкявичюс получил высшую отметку в олимпиаде по математики. Рада Богданович закончила школу с золотой медалью.

К сожалению некоторые дети не посещают школу.

Детский Фонд Литвы совместно с негосударственной организацией Франции “Un Enfant Par La Main” работает над проектом “Центр ромской общины в Киртимай” (macro project 99-0231), который финансирует Европейский Союз по программе PHARE LIEN.

7 сентября 2001 года открыто здание центра ромской общины в Киртимай. В этом центре дети учатся в двух подготовительных класах, где их учат литовскому языку и проводятся дополнительные занятия. Всего учатся 24 ребёнка. Здесь также учатся взрослые ромы литовскому языку, проводятся курсы компютера и шитья, репетируют танцевальные группы и ансамбль.

В Вильнюсе зарегистрированы три ромские общины. Активно работает община “Чигону лаужас”. Большинство членов этого общества - ромы, проживающие в поселке Киртимай. Президент общины – Йосиф Тичина, представляет свою общину на семинарах, конференциях, заседаниях. 25 августа 2001 года по инициативе общины “Чигону лаужас” в парке Вингис города Вильнюса состоялся второй фестиваль ромов Литвы, посещенный 500-летию с той даты когда ромы впервые упомянуты в Литовских архивах. По собранным данным, 1941-44 годах в периоде немецкой окупации от Холокоста пострадали оставшиеся в живых 62 ромов, живущие в Вильнюском районе.
Рубрики:  статьи

Литовске рома.

Вторник, 20 Июня 2006 г. 02:09 + в цитатник
crazymama (freegipsyshool) все записи автора Статья от молодого активиста из Вильнюса (Артура)

КОРОТКАЯ ИСТОРИЯ ЛИТОВСКИХ РОМА

Рома - одна из немногих этнических меньшинств в Европе, не имеющая отдельного государства, исторической родины. Сейчас в Европе живут более 8,5 млн., в Литве - около 3000 рома. В нашу страну рома прибыли в середине XV века через Польшу и Белоруссию.

Они долго придерживались кочевого образа жизни, но ограничивались небольшой территорией и обычно кочевали летом. Высший Совет бывшего Советского Союза в 1956 году принял указ запрещающий кочевой образ жизни и требующий обязательное трудоустройство и регистрацию места жительства. Однако по словам самих рома, в Литве они начали оседлый образ жизни только в восьмидесятых годах.

На сегодня они в основном собрались в Вильнюсе, Каунасе, Паневежисе и в других различных местах. Большинство рома называет себя Литовскими цыганами. Это название историческое и до сих пор более всего распространено в Литве, но в международной практике утвердилось название "рома", и теперь в Литве официально используется этот термин.

"узнать больше!"
Рубрики:  цыганская культура

1. Атрибуты цыганской нации.

Среда, 14 Июня 2006 г. 19:22 + в цитатник
crazymama (freegipsyshool) все записи автора Каждая нация имеет свои священные атрибуты: гимн, флаг и национальный праздник.

Не составляют исключение и цыгане.

Национальный день цыган приходится на 8 апреля.

Национальный флаг изображает стилизованные поле (зёлная полоса снизу), небо (голубая полоса вверху), и красное восьмиспицевое колесо (в центре), то, что неизменно ассоциируется с "кочевой цыганской жизнью".

Национальный гимн цыган называется "Джелем, джелем". В Европе для него есть своя музыка, но в России каждый подбирает свою мелодию, по душе -- в этом особая уникальность гимна, это, наверное, единственный гимн, в котором главное -- слова, а не музыка.

Кстати, знаменитая "визитка" российских цыган, песня "За цыганской звездой кочевой", была написана... Редьярдом Киплингом, автором сказки про "Маугли"!

У цыган нет ни единой веры, ни единого языка, ни единого национального костюма: они слишком широко рассеяны по миру. Средняя Азия, Россия, Европа, Турция, Израиль, Северная Африка, Латинская Америка, США и Канада, везде Вы сможете увидеть весёлое смуглое лицо.

Крупнейшими цыганскими национальностями являются рома (в т.ч. русска рома, ловари, кэлдерари, урсари, зингарешти), синти, кале. Большая часть цыган исповедует христианство разных форм, но есть и мусульмане, и иудеи.
"Посмотреть текст гимна"
Рубрики:  цыганская культура



Процитировано 1 раз

1. Цыганский алфавит и немного о правильном написании слов

Вторник, 13 Июня 2006 г. 15:42 + в цитатник
crazymama (freegipsyshool) все записи автора На территории России цыгане используют кириллический алфавит.

А а, Б б, В в, Г г, Ґ ґ, Д д, Е е, Ё ё, Ж ж, З з, И и, Й й, К к, Л л, М м, Н н, О о, П п, Р р, С с, Т т, У у, Ф ф, Х х, Ц ц, Ч ч, Ш ш, ы, ь, Э э, Ю ю, Я я

Как мы видим, от русского алфавита, послужившего основой, цыганский алфавит отличает одна буква: ґ. Ею обозначается звук, средний между г и х, как в слове ґирил (горох).

Придыхание после согласного обозначается буквой х: пхаро (тяжёлый), тхуд (молоко), кхэр (дом).

Буквы А а, Е е, Ё ё, О о, У у, ы, Э э, Ю ю, Я я являются гласными. Их легко запомнить: каждая из них легко поётся, растягивается, напевается.

Буквы Б б, В в, Г г, Ґ ґ, Д д, Ж ж, З з, К к, Л л, М м, Н н, П п, Р р, С с, Т т, Ф ф, Х х, Ц ц, Ч ч, Ш ш являются согласными.

Буква Й й, известная также как "йот", является полугласной.

При написании, у многих цыган возникают трудности с передачей йотированных гласных в начале слова или после гласной и согласных в конце слова.

Например, одни пишут ёнэ, другие йонэ, третьи йёнэ. Правильным, литературным будет использовать на "йот" + а, о, у, а буквы я, ё, ю. Если в Вашем диалекте йотирование сильно заметно, можно написать и через "йот", но тогда за ней не должны следовать уже йотированые гласные (я, ё, ю). Исключение составляют сочетания "йот"+е, и, характерное для некоторых диалектов: гайе (нецыгане), йейбэн (жизнь), йекх (один), йив (снег).

В середине слова "йот" не используется: лэя (делал), пыя (пил), гыя (шёл) и т.п.

Гласная в конце слова обычно оглушается, т.е. чиб (язык) звучит как [чип], тхуд (молоко) как [тхут]. Однако какую по-настоящему букву надо написать, можно определить, произведя от слова уменьшительно-ласкательную форму: чибори (язычок), тхудоро (молочко).

Правило: хочешь узнать, что на конце слова? Скажи ласково!

Несколько упражнений на закрепление.

"Упражнения"
Рубрики:  цыганский язык



Процитировано 2 раз

Дневник freegipsyshool

Вторник, 13 Июня 2006 г. 04:22 + в цитатник
Многие гадже говорят, что цыгане -- это "ненастоящий" народ, народ без истории, культуры, родины, чести, грамоты и учёных, способный только на преступления и исключительно тупой.

Это очень плохо.

Однако во сто крат хуже то, что за последние 100 лет гадже успешно внушили это не только себе, но и самим цыганам. Уже сами цыгане начинают думать, что их отверженность, зачастую маргинальность (т.е. бедность и невписанность в общество) -- это нормально, что никакого нет у цыгана ремесла, кроме преступлений, что грамота -- это не для цыган, что отставание в развитии от других европейских народов (ведь цыгане в Европе уже 800 лет, срок достаточный, чтобы стать именно европейским народом) нормально. Получается замкнутый круг: чем больше цыгане думают, что они "особенные" в плохую сторону, тем худшее впечатление производят на гадже, а чем хуже гадже о них думают, тем сильнее производят стереотипы "мерзкого цыгана".

Задача этой школы и её учеников -- освободиться из этого замкнутого круга, узнать свою историю и грамоту, развить свою культуру и образованность, понять, как можно помочь своему народу, с силой отброшенному назад, снова развиваться нормальным, естественным путём и наконец занять достойное (в первую очередь самого народа) место в обществе.

Добро пожаловать, Свободные Цыгане!

***

Колонка новостей цыганской жизни и культуры:
http://romanykultury.livejournal.com/


Поиск сообщений в freegipsyshool
Страницы: [1] Календарь