Silvershade (Deeptown_Member) все записи автора
Город Диптаун и его энтузиасты
Михаил Гинц
Приветствую тебя, о читатель! Ты никогда не задумывался над тем, как с помощью луковицы, нескольких программистов-энтузиастов и томика Лукьяненко придумать и реализовать глобальный интернет-проект стоимостью несколько миллионов долларов?
Если задумывался, то читать интервью тебе будет интересно: на мои вопросы отвечал человек, которому почти удалось сделать это. Как заправский журналюга, я вытянул из него все: и куда совать луковицу, и как читать томик Лукьяненко, и куда потом идти за деньгами. Ох, чуть не проболтался. Так что устраивайтесь поудобнее и читайте о том, как развивались события.
Однажды в дверь нашей скромной редакции постучался компьютерный юноша. О том, что он компьютерный, кричала каждая черта его нехитрой внешности. Юноша был патлатый, с глазами, горящими какой-то глобальной идеей, а в руках его колыхалась стопка листочков. Недолго думая он побежал к Николаю Барсукову, заперся с ним в самой маленькой комнате, какая только нашлась в редакции, и объяснил ему суть. Всю суть. И смысл утонченной красоты созданного на основе романа Лукьяненко электронного мира, и почему в нем здорово жить, и как его создать, и с помощью каких протоколов.
Николай буквально через полчаса загорелся идеей и зажег ею меня. Теперь я, ваш покорный слуга, адепт "Диптауна". Это не что иное, как продукт творчества нашего любимого фантаста, виртуальный город, где живут смелые и веселые хакеры. Похоже на "Матрицу"? Но "Матрица" по сравнению с "Диптауном" – полная ерунда!
Я нашел людей, которые не первый год без финансирования и без перерывов на обед ваяют новую информационную идеологию на базе скромной онлайновой игры.
Но хватит лирики, пора дать слово Сергею Кузнецову (С. К.) – прототипу Компьютерного Мага. Сейчас он живет в Канаде и дистанционно управляет группой форумных фанатов и просто полезных людей, строящих наше Светлое и Скорое.
Сергею Кузнецову довелосьстать прототипом Компьютерного Мага
Расскажите, как у вас возникла мысль воплотить в жизнь идеи Лукьяненко.
С. К.: Мысль возникла, когда Сергей писал "Лабиринт отражений". Мы с Сашкой Зиминым (прототипом Маньяка) тогда консультировали Сергея по технической части.
Знаю, сейчас продвинутые читатели начнут ругаться из-за того, что в тексте есть технические ляпы. Мы с Сашкой говорили про хосты (мы тогда, в 1995 году, много времени проводили в Интернете), но вроде как редакторы заменили хосты на роутеры, сейчас и не вспомню.
Когда Серега дал нам почитать черновики "Лабиринта", мы были заворожены идеей. У меня в голове сразу стали роиться мысли о том, как это осуществить. Картина вырисовывалась постепенно, в течение семь лет, и к концу срока у меня было твердое представление о том, что нужно делать. К тому времени я перебрался в Канаду. В конце 2001 года на старом Серегином форуме я встретился с группой энтузиастов, которые тоже хотели осуществить эту идею.
Кем вы работаете сейчас?
С. К.: Сейчас я работаю программистом, занимаюсь телекоммуникационным бизнесом и, что немаловажно, участвую в проекте "Диптаун", создание которого многое для меня значит. Жонглировать всем этим нелегко, мне хочется, чтобы в сутках было больше 24 часов.
Отражает ли форум проекта (www.deeptown.org) реальное состояние его развития, или есть наработки, информация о которых не разглашается?
С. К.: Существуют блоги разработчиков (blogs.deeptown.org): туда мы часто выкладываем информацию, которая точно отражает состояние проекта. Кроме того, скоро будет готово информационное наполнение сайта.
Форум – это хорошо, но найти там полезную информацию среди гор флуда – проблема, несмотря на усилия наших модераторов.
Идея виртуального города, вообще говоря, совсем не нова. Взять хотя бы игру Lineage. Дип-программы, описанной Лукьяненко, не существует. Так в чем же перчинка? Где полное погружение? Чем "Диптаун" отличается от подобных ему игровых сервисов?
С. К.: Мы создаем не виртуальный мир. Мы создаем информационную среду. Компьютеры в их нынешнем виде, на мой взгляд, очень развиты в вычислительном плане, но совершенно не приспособлены для работы с человеком.
Файловая система, пожалуй, самый яркий тому пример. Древовидная организация удобна для компьютера, дерево – один из алгоритмов быстрого поиска данных. Но удобно ли это человеку? По-моему, нет. Каждый сталкивался с необходимостью найти какой-то файл.
Если не помнишь его имя, поиск грозит затянуться надолго. А если к тому же не помнишь, на каком из ста дисков он записан? Поиск может занять весь день... Сейчас существуют локальные решения проблемы, но массового их применения я не вижу.
Зоопарк процессоров, архитектур и операционных систем. Программа, написанная для PC, не будет работать на КПК. Совместимость Windows и Linux – это вообще проблема глобального масштаба. С точки зрения разработчиков процессоров, архитектур и ОС, как у Windows, так и у Linux есть свои преимущества, недостатки и области применения. Но все забыли о пользователе, которого, вообще-то, эти проблемы не должны волновать – ему нужно работать.
Поиск информации в Сети. Многих, конечно, очень привлекает двухчасовое копание в "Яндексе", но лично я предпочел бы потратить это время на что-нибудь более полезное.
Сохранность информации. Каждый сталкивался с потерей файла из-за сбоя программы, железа или, чаще всего, из-за неосторожности в обращении с клавишей Delete. Производители комплектующих ссылаются на статистику, а разработчики софта – на "тупость" пользователей. Я же считаю, что если человеку свойственна невнимательность, значит, компьютер должен под это подстраиваться. А не наоборот.
Примеров много, но вывод один: ситуация такова, что компьютер не служит человеку, а, скорее, повелевает им, сколь бы пафосно это ни звучало. Точнее, программные и аппаратные средства создаются с точки зрения удобства реализации, а не с точки зрения удобства для пользователя.
Проект "Диптаун" нацелен на то, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. Для своих пользователей, конечно. Главной его целью я вижу именно создание единой информационной среды, предназначенной для того, чтобы служить пользователю. Виртуальная реальность рассматривается нами лишь как удобное, но не единственное средство представления информации.
Я долго пытался выяснить истинный размер вашей команды, но данные оказались слишком противоречивыми. Сколько профессиональных дизайнеров и программистов сейчас реально работает над проектом?
С. К.: Ядро команды "Диптауна" – семь человек, включая меня.
Не чудеса сверхсщвременного 3D, но что-то в этом есть.Ведь не графикой собираются брать разработчики, а особойатмосферой города для "сетян".
Иван Авдеев – системный аналитик. Он выдает идеи, которые после совместного обсуждения и доработки становятся основой всех наших технологий.
Дмитрий Кашицын – сетевой архитектор и программист, автор протокола "Диптауна". Благодаря его умению экономить каждый переданный байт "Диптаун" будет работать даже на модемном соединении.
Дмитрий Роот – системный архитектор и программист, автор множества модулей и описания большинства тех-нологических решений. Благодаря его идеям "Диптаун" будет работать даже на ржавом железе и музейных экспонатах.
лексей Науменко – пиар-щик, разрабатывает реклам-ные слоганы, ведет прод-вижение нашего проекта.
Евгений Сыромятников – финансист, организатор и лицо проекта. Хладнокровно корректирует все наши идеи, подстраивая их под реалии современного рынка.
Сергей Фельдшеров – сис-темный аналитик и программист, автор многих потрясающих идей и решений. Настоящий мечтатель.
Сергей Кузнецов – системный архитектор и руководитель проекта.
Плюс несколько человек, которые помогают нам с разработкой кода и дизайном. Один из них – мой друг Руслан Огородник (компания Terminal FX). С нами он практически с самого начала, им был разработан логотип проекта (с падающим человеком на фоне города).
Сергей Лукьяненко оказал нам большую поддержку, и нас это очень воодушевляет.
Кто занимается финансированием проекта? Кто может стать инвестором?
С. К.: В настоящее время мы все делаем без финансирования. Наш потенциальный инвестор – это тот, кто разделяет наши взгляды на реализацию проекта. Сотрудничество должно быть равнозначным и взаимовыгодным.
Мы готовы к деловому сотрудничеству. Инвестором может стать любая серьезная компания, которая поверит в наш проект и найдет свою выгоду в нем.
Судя по описанию возможностей среды "Диптаун", фирмы смогут представлять товары непосредственно в виртуальном городе. Но как быть, к примеру, с мошенничеством? Да и зачем им это?
С. К.: В части безопасности переводов и банковских счетов мы будем опираться на существующие системы безопасности банков и платежных систем. Сегодня едва ли не каждый крупный банк оказывает такую услугу, как интернет-банкинг, которая дает клиенту возможность управления счетом через Сеть. Собственно, ее вместе с сопутствующими технологиями можно применить и в "Диптауне", просто вместо веб-приложения будет программа-кошелек на виртуальном КПК.
Будет ли у города мэр? Если да, кто им станет?
С. К.[i]: Вероятно, будет- выборный. Поначалу, по-видимому, эту должность займет кто-нибудь из нашей команды.
[i]В наше время не принято полностью отрицать существование внеземных цивилизаций. Давайте на секунду представим, что иные формы разумной жизни все же где-то есть. И в какой-то момент, например через сто лет, когда мы поголовно погрузимся в виртуальный мир, на нашу планету высадятся Они. Связаться с нами они смогут, понятное дело, только через виртуальное пространство. Так, может, стоит уже сейчас, для профилактики, выставить на сайте "Диптауна" флажок "Марсиане – сюда", чтобы они не попали по ошибке на какой-нибудь sexpornocu-monhereyes.org и сразу оказались там, где им и положено быть?
С. К.: Если мы погрузимся в виртуальное пространство, то, скорее всего, это будет однородная среда. Возможно, именно "Диптаун". Я не думаю, что они попадут именно на указанный вами сайт (смайл).
Вы – человек, который воплощает в жизнь идею "Диптауна", – никогда не задумывались над тем, что с переносом большей части взаимоотношений в виртуальность мы достигнем такого уровня взаимодействия "машина – человек", на котором "Диптауну" можно будет смело присвоить статус самодостаточной и единственно верной реальности? Хорошо это или плохо?
С. К.: Я даже скажу больше. Мы все миллиарды лет живем в "Диптауне", и большинство дайверов живет на Востоке – в районе Тибета, Индии и Китая. Сейчас мы строим "Диптаун" в "Диптауне". Напоминает фильм "13-й этаж", там это очень хорошо обыгрывается.
"Диптаун" – это не хорошо и не плохо. Это просто "Диптаун". Это как магия: она просто есть, и только человек делает ее белой или черной.
Собираетесь ли вы (в долгосрочной перспективе) внедрять в ваш проект технологии ИИ? Если да, то зачем?
С. К.: Желание рождает результат. Искусственный интеллект поселится в "Диптауне" только тогда, когда каждый будет готов нести ответственность за общение с ним.
Давайте представим, что через некоторое время, пусть даже совсем не скоро, большая часть населения Земли предпочла существование в "Диптауне" (благо возможности позволяют). Не нарушится ли динамика эволюции информационного общества? Не возникнет ли эдакий застой мирового масштаба?
С. К.: "Диптаун" многогранен: это не только информационно-развлекательная среда. Здесь можно будет работать, заниматься бизнесом, творить и общаться. Главное преимущество "Диптауна" в том, он устраняет барьеры и расстояния. Он не заменяет объективную реальность, а просто является ее частью, как любое творение человека.
"Диптаун" – это не конечный продукт, он будет постоянно развиваться благодаря его жителям. Человек не может не развиваться, а кто, как не человек, является творцом "Диптауна"? Так что о динамике эволюции информационного общества можно не беспокоиться.
Как вы считаете, не является ли стремление к существованию в искусственных интерактивных пространствах попыткой избавиться от иррационального? Или кардинальное отличие нашего мира от знакового надуманно? Возможно, с развитием технологии граница между этими двумя вселенными сотрется?
С. К.: Человеку свойственно бежать от себя, в каком бы мире он ни находился -в реальном или виртуальном. В реальном мы надеваем маски, в виртуальном используем аватары. Но как бы мы ни называли это, маска есть маска.
Их множество: маска приличия, маска воспитания, маска несуществующей радости или печали, маска супергероя или романтика.
Мы все в той или иной мере играем роли, каждый раз преследуя определенные цели. Мы можем удачно сыграть роль успешного и благополучного человека и на мгновение сами поверить в придуманное нами, но если в глубине души человек несчастен, потерян и одинок, то убежать от этого невозможно.
Это путь тупиковый. Самое важное и самое трудное – принять и полюбить себя таким, какой ты есть. Только так можно победить страх. Только так можно изменить себя и свою жизнь. Только так можно реализовать себя в полной мере.
Я считаю, что каждый человек пришел в мир таким, какой он есть, с определенной целью, что у каждого свое предназначение. Маски же сбивают нас с предначертанного нам жизненного пути. Нет людей лучше или хуже, каждый человек уникален и неповторим – и это замечательно.
А что касается реального и виртуального миров, граница остается до тех пор, пока каждый человек ее для себя не сотрет. Где бы ты ни был, какую бы роль ты ни играл, ты всегда остаешься самим собой, и об этом надо помнить.
От автора:
Вот такая получилась поучительная притча. Изначально я хотел узнать мнение хорошего психолога, который логично и внятно объяснил бы суть происходящего. Но не так давно я получил от программистов-энтузиастов код. Что самое интересное, эти десятки мегабайт мыслей о прекрасном работают. Пусть глючно, кривовато, но все-таки работают. А еще для меня стало новостью, что за проект официально предлагали солидные суммы – сотни тысяч долларов. Но разработчики отказались от предложений и гнут свою линию. UP.