Анализ сновидений - Часть первая неполная. |
Хочу сразу сказать что все что тут написано является не последней точкой зрения. Настоящее разоблачение анализа вы получите во второй части этой статьи!!!!
Сейчас мы достаточно хорошо посвящены в теорию Юнга (для тех кто не хочет прочитать информацию про Юнга смотрите сначала конец статьи ) и самое время перейти к практическим аспектам учения. Практика без теории слепа, а теория без практики мертва – принцип взаимодополняющих противоположностей работает и здесь. Всякий раз, при каждой удобной возможности Юнг подчёркивал, что архетипы – это не удобная интеллектуальная конструкция, а живая сила бессознательного, соприкосновение с которой ведёт к радикальному изменению личности.
Итак, коснемся практических аспектов учения Юнга. Прежде всего, это анализ сновидений. Для юнгианца мир сновидений столь же ценен, как и мир внешний (но не больше, как у невротичных романтиков). В некоторых психологических группах считается дурным тоном говорить: «Это произошло на самом деле или только приснилось?», правильно этот вопрос должен звучать так: «Это произошло с тобой в мире сновидений или в физической реальности тоже?». Юнг придавал колоссальное значение сновидениям, начиная с самых первых, из раннего детства. Многим ключевым решениям своей жизни, впоследствии оказавшимся полностью верными, он был обязан именно наитию из сновидческого бессознательного.
Впервые к миру сновидений обратился Зигмунд Фрейд, назвав их «королевской дорогой в бессознательное». При некоторой узости подхода Фрейда мы не можем не отдать ему должное, как величайшему первооткрывателю. Поскольку мы уже знаем, что бессознательное – не свалка подавленных желаний, а полноценная активная творческая сила, становится понятно и ироничное перефразирование Фрейда учеником Юнга Джеймсом Хиллманом – «сновидение – королевская дорога к бессознательному с двухсторонним движением».
Согласно гипотезе Фрейда, сны всегда содержат скрытые сексуальные символы. По Юнгу наоборот, даже самые сексуальные сцены сновидения могут символизировать нечто другое. Фрейд обвинял Юнга в пуританстве, но при должном знакомстве с учением Юнга эти обвинения выглядят смешными: человека, который полагал, что в образ бога должно быть привнесено четвёртое, женское, сексуальное начало, а христианское неприятие плоти есть невроз, вряд ли можно обвинить в пуританстве. Дело в другом. Для Юнга, очень рано столкнувшегося с активностью коллективного бессознательного, сведение всего к одному началу, будь даже оно столь важно, как сексуальная функция – нереалистично и ограничено.
Очень долгое время Юнг работал над единой теорией сновидений. Его метод отличается великолепной разработанностью и многослойностью. В отличие от Фрейда и других исследователей того времени, Юнг, зная о необозримой силе бессознательного, утверждал, что сновидения имеют не только редуктивную функцию (как отражение актуальной ситуации), но и конструктивно-синтетическую (то есть в некотором смысле сновидение формирует дальнейшую ситуацию в жизни сновидца). Всякое сновидение в основе своей имеет целью индивидуацию, и только неправильное понимание смысла сновидения может заставить личность регрессировать. В каждом сновидении есть некоторый посыл, который служит расширению сознания и его выходу на принципиально новый уровень.
Это достаточно легко понять, если речь идёт о нейтральном или приятном сновидении, но как быть с кошмарами? Кошмар имеет свою позитивную функцию: он выносит на уровень частичного осознания некий кризисный процесс, доселе находящейся в тьме неведения, и даёт сновидцу возможность осознанно работать с конфликтом, доселе полностью закрытым.
Рассмотрим этот тезис на примере. Мне в 13 лет снился следующий кошмар, который имел столь сильное действие на всю мою жизнь:
«Я и мать находимся в лесу. Внезапно она начинает превращаться в пантеру и совращать меня. Я испытаваю бессилие и бесполезность сопротивления, ощущаю, как с каждой её (полуженщины-полупантеры) лаской я всё больше теряю себя и растворяюсь, мои руки начинают превращаться в лапы пантеры. Я слышу нечто похожее на её голос, она говорит, что теперь мне ничего не будет нужно, я получу величайшее счастье и покой, став зверем. Я испытываю нечеловеческий ужас перед тем, что со мной происходит, и всё же бессилен что-либо изменить. Сквозь всё более сгущающийся мрак ко мне доносится другой женский голос: «Сопротивляйся, пока есть хоть какая-то сила, сопротивляйся». Но увы, всё, что я могу, это только замедлить, отодвинуть неизбежность. В холодном поту я просыпаюсь».
Чтобы понять значение и смысл данного сновидения, необходимо разобраться, из чего же состояла жизнь сновидца до того, как ему это приснилось.
На тот момент я переживал достаточно сильную психологическую регрессию в детство, активно поощряемую матерью. Происходило некое возвращение к симбиотическому единству раннего детства. К тому времени, когда приснился сон, я всё больше терял себя, наполняясь приятными фантазиями, уводящими от мира.
Вялое и безжизненное состояние компенсирует кошмар, который стал подлинным пробуждением. В сновидении я увидел свою актуальную ситуацию и истинную природу фантазий, которые не поверку оказались далеко не так приятны.
Данный сон имеет большое количество архетипических параллелей, которых мы пока касаться не будем. Здесь важно оценить две функции сновидения – редуктивную (то есть символически отражающую актуальную ситуацию) и проспективную (то есть оказывающую влияние на будущее). Отражающей функцией, несомненно, будет сам фон кошмара и потеря себя, что доселе сновидцем упрямо не замечалось, конструктивная же функция выражена в голосе Анимы, которая даже не была проявлена и в данном случае была голосом индивидуации.
Важно вести дневник сновидений, дабы иметь возможность анализировать свои сновидения по прошествии некоторого времени. То, что кажется непонятным или просто было упущено при первом анализе, через некоторое время может стать очевидным.
Каждое сновидение имеет несколько смыслов. Бывает так, что сновидение в символической форме отражает события будущего (отсюда извечный интерес к сновидению как к внутреннему оракулу). Тем не менее, универсального ключа к ним нет, и анализировать сны, ставя акцент на их провидческую способность, ошибочно – можно запросто получить хороший невроз.
По мнению «классических» психоаналитиков, сновидения шифруют, маскируют «истинные», но «запрещённые» желания. Юнг чётко не соглашался с этой гипотезой и утверждал, что изначальный посыл бессознательного – в желании быть понятым, передать некую информацию сознанию. Если происходит непонимание, то потому, что сознание и бессознательное говорят на разных языках. Язык сознания – слова и концепции; язык бессознательного – символы и образы.
С точки зрения фрейдистской школы, нет принципиальной разницы между ножом, посохом, скипетром, огурцом, и, к примеру, ключом – все они символизируют мужской половой член. Разумеется, такой подход к сновидениям трудно опровергнуть, ибо если все длинные предметы определять как мужской член, а все пологие – как женское влагалище, вряд ли найдётся сон, который окажется невозможным вместить в прокрустово ложе подобных интерпретаций. Для юнговской школы меч и ключ являются символами активного принципа бытия – ЯН, но проявляющиеся совершенно по-разному. Несомненно, что психическая ситуация сновидца, который видит, что убивает ножом женщину, и сновидца, который открывает ключом дверь, совершенно разная, и считать эти сны идентичными как проявление желания половой связи по меньшей мере ненаучно. В первом случае мы можем сразу заподозрить определённую невротичность, искаженное восприятие женского. Собственная фаллическая сила сновидца исключительно деструктивна, и любое активное действие (в том числе и половой акт) является актом агрессии и завоевания. Во втором случае мы вполне можем говорить о более организованной янской энергии и предположить, что сейчас сновидец находится в фазе новых открытий себя или мира.
Перейдём непосредственно к методу анализа сновидений. Поскольку мы понимаем, что сновидение ничего не прячет и не скрывает, наша задача при анализе – как можно сильнее расширить поле значений образов сновидения. Существуют два метода, которые великолепно дополняют друг друга. Первый метод – циркомамбуляция (круговое обхождение), выражается в собирании как можно большего количества ассоциаций с образом сновидения. Здесь надо дать волю своему воображению, при этом не позволяя себе уходить от конкретной темы сновидения. Таким образом мы узнаём смысл сновидения для личного бессознательного или «первого этажа» сновидца. Самая обыкновенная банка варения в сновидении может представлять что угодно – от воспоминаний детства до метафоры карьерного роста, и только обильные ассоциации могут прояснить, что же именно означает данный образ.
Другой стороной циркомамбуляции является метод творческой проекции, когда в фантазии мы говорим от лица персонажей сновидения. Кстати, метод творческой проекции рекомендуется применять не только к образам сновидения, но и к любым образам, возникшим вследствие любого вида творческого воображения.
Однако часто значение сна не исчерпывается личным бессознательным и корнями уходит в бессознательное коллективное. В этом случае анализирующий должен снабдить данное сновидение как можно большим количеством параллелей из общечеловеческого наследия: мифов, сказок, легенд и т.д. Это называется амплификация. Если сновидец достаточно образован в мифологии, то по мере обхождения у него неизбежно будут появляться ассоциации, связанные с архетипическим значением сновидения.
Рассмотрим, к примеру, сон, который я наугад выбрал из своей богатой коллекции:
«Я нахожусь на окраине Калуги в районе Тайфун. Еду на машине в аэропорт по запретному району. Я понимаю, что могу не прорваться, но, тем не менее, делаю попытку. Внезапно я вспоминаю, что недалеко от меня ученые открыли дыру в пространстве, войдя в которую сразу оказываешься на Марсе. В эту дыру ученые посылают очень рискованные экспедиции, ибо температура на Марсе +200º и полностью отсутствует кислород. Ученые отправили туда аппараты наблюдения и установили, что сам мир Марса имеет магические возможности и способен исполнять желания тех, кто там оказался. Однако это палка о двух концах, и через какое-то время происходит расплата. Так например, одна женщина захотела быть самой красивой в мире, и это было исполнено, но через год она умерла от рака кожи. Ещё один мужчина захотел получить научную славу во всём мире, но через год погиб в своей лаборатории в ходе безобиднейшего эксперимента. Только те, чей интерес к Марсу был бескорыстен, выжили, причем получили сверхспособности».
Прежде чем приступать к анализу динамики сновидения, необходимо установить значение места, где происходило действие сна. Почему-то из всех районов Калуги бессознательное выбрало для действия именно Тайфун, а в мире сновидений ничего случайным не бывает. Покопавшись в памяти, я вспомнил – там живёт моя первая любовь, отношения с которой закончились для меня крайне драматично. Она представляла первый образ моей анимы, и, следовательно, само место действия можно определить как «мир моей анимы». Причем это достаточно ранняя Анима, которая давно ушла в бессознательное. Как мы знаем, одной из самых важных функций Анимы является функция психопома, проводника. Однако она обретает эту функцию только после того, как Эго, сознание приложит массу усилий к преодолению собственных неврозов и достигнет понимания уровня личной тени. В сновидении этот район является «закрытым», «запретным», то есть те чувства, которые были мною некогда пережиты, блокируются изо всех сил. Однако проникновение в запретные районы всегда дает новые возможности. Весь дальнейший сюжет достаточно сильно напоминает сюжет фильма Тарковского «Сталкер». Появление телепорта, кстати, прямо около дома моей первой любви, говорит о том, что активное взаимодействие с Анимой позволило пробить ход между сознанием и бессознательным.
Таким образом, благодаря сну мы восстановили часть сложной психической динамики, посредством которой начинает пробиваться ось между сознанием и бессознательным. В некотором смысле данное сновидение является первым опытом столкновения с Самостью в чистом виде, и бессознательное предупреждает об опасности злоупотребления этим опытом. Пока в исследовании бессознательного тебя ведёт интерес, любопытство и инстинкт индивидуации – ты защищён и даже получаешь сверхспособности (которые, как знает всякий, кто соприкасался с Самостью, являются не метафорой сновидения, а объективным психическим фактом), но стоит начать злоупотреблять ими и использовать на реализацию инфантильных желаний – расплата будет неизбежной. Ключевой принцип взаимодействия сознания и бессознательного можно выразить следующий фразой: «Сними шляпу, поклонись до земли, но ни в коем случае не вставай на колени».
Часто бывает так, что по одному сну сложно сказать что-то определённое, и необходимо проследить цепочку сновидений. Серии сновидений на определённой временной последовательности особенно хороши для понимания внутренней динамики сновидца. Наблюдая за снами, мы можем составить впечатление о главных внутренних персонажах, действующих в психике, и о природе его конфликта.
Существует некоторый список наиболее распространенных мотивов сновидений, которые в большинстве случаев имеют примерно один смысл. Хочу сразу предупредить, что типические сновидения в некоторых случаях могут нести и другое значение – в зависимости от деталей сновидения интерпретация может значительно варьироваться. Однако есть некоторая азбука сновидений, которую стоит знать. Допустим, сновидения об участии в военных действиях могут означать активность тени. Чтобы понять суть такого сновидения, необходимо как можно подробнее выяснить у сновидца, какие именно качества носит в себе противоборствующая сторона. Например, одному ярко выраженному интроверту часто снилась война России и Америки. Америка – страна денег и бизнеса, где предприимчивость доведена до крайности и превращается в одержимость успешностью, а экстравертная установка доведена до полного абсурда. Очевидно, что активная тень готовилась к прорыву, и, как показало время, это предположение оказалось верно.
Также на мотив тени указывает и тема преследования сновидца враждебной фигурой того же пола. Эта тема отличается от темы войны тем, что происходящее является более близким к сознанию и более локальным психическим процессом. Бессилие против агрессивного нападающего может говорить и о вытесняемой агрессии и перфекционистских установках сознания, ориентированного на суперэго. Так же на перфекционизм указывают сновидения, где тень предстаёт в образе чего-то очень грязного и омерзительного – читая сны викторианских дам, трудно не содрогнуться от омерзения. Участие животных в сновидении говорит, что конфликт происходит не столько в сфере идей и концепций, сколько в инстинктивной сфере – инстинкт проявляется в своём изначальном виде. Кошка в большинстве вариантов будет представлять сексуальность, волк – агрессию, корова – инертность сознания. Народные присказки крайне метко определяют символическое значение тех или иных животных, и нам вовсе не обязательно заглядывать в словарь символов, чтобы понять, что лиса олицетворяет скорее всего животную хитрость.
Распространенным мотивом в сновидениях является смерть сновидца. В большинстве случаев подобные сны можно интерпретировать как позитивный знак грядущего радикального преобразования, трансформации личности. Даже в картах Таро 13 аркан Смерть крайне редко предстает как смерть физического тела – напротив, речь идёт, как правило, о радикальной трансформации и изменениях в судьбе данного индивида. Незадолго до главного переживания в своей жизни – пробуждения кундалини, мне приснился следующий сон:
«Я нахожусь в том же районе дачи и понимаю, что пришло время смерти. Я знаю, что дачный домик – это нечто вроде газовой камеры, и как только я войду в него, будет пущен смертельный газ. Я вхожу в дом с чувством священного ужаса. Всё моё существо готово выбежать, но я из последних сил сдерживаюсь, ибо «предначертанное должно исполнится». Я ощущать поступление газа как приход своей смерти. Я чувствую, как немеет тело, как перед глазами появляются разные цвета радуги, мне становится ясно – всё кончено, пути назад нет, сознание начинает растворяться в потоке. В тот миг, когда растворение кажется полным, я просыпаюсь».
Важно, что смерть в этом сне всецело добровольная и служит некоему высшему процессу. Когда речь идёт об искусственной, принудительной смерти, трансформация может быть не так приятна и даже принудительно навязана бессознательным сопротивляющемуся, консервативному сознанию.
Достаточно сложной темой в сновидениях является секс. Мотив секса имеет огромное поле значений и в меньшинстве случаев является прямым указанием нереализованного сексуального желания. Принято считать, что секс в сновидении указывает на объединение, интеграцию с какой-то частью своей души, но опыт говорит, что это не всегда так.
А вот полёты в снах в большинстве своём имеют именно сексуальную подоплёку, но когда речь идёт о сложном сюжетном сне, где полёт является лишь одним из эпизодов, то столь категорично говорить не стоит.
На мотив инфляции указывают сновидения с кражей, нехваткой денег на жизненно нужную покупку, сдуванием того, что вначале казалось великим (например, мерседес вдруг превращается в игрушечную машину). Вопреки распространенному мнению, инфляция является неизбежной теневой стороной развития и расширения поля сознания. Юнг говорил: «Войти в бессознательное и избежать инфляции так же невозможно, как войти в море и не намокнуть». Однако одержимость инфляцией грозит обратным процессом и возвращением на ту же точку, с которой начинался путь самопознания. Переживая инфляцию, нужно найти в себе силы хотя бы частью своего я оставаться отстранённым наблюдателем процесса, стараясь сохранить объективное видение.
Один из самых распространенных мотивов сновидений – опоздание на поезд и сдача экзамена, который был давно сдан (или не сдан) в прошлом. Такие сны говорят, что сновидец живёт ниже своего потенциала и недоволен своим положением по жизни. Что-то нужно срочно менять, говорят такие сны со всей убедительностью. Так же они могут означать невозможность расстаться с детством, «уехать от него во взрослую жизнь».
Плохо, если действие сновидений происходит в декорациях давно оставленных мест: пейзажи детства, квартиры, с которых вот уже десять лет как переехали, и всё тому подобное. Это говорит о том, что вы во многом остаетесь инфантильны (либо в данной жизненной ситуации регрессировали) и не можете расстаться со своим прошлым.
Распространенной темой сновидений является смерть кого-то из близких и друзей. Фрейд интерпретировал это как подсознательное желание смерти, но, на наш взгляд, это грубое упрощение. Смерть близких означает потерю значимости данного человека для вас (распространенное выражение – «он умер для меня») либо напротив, слишком сильную на этом человеке зацикленность (что бессознательное пытается скомпенсировать).
Мы ни в коем случае не должны отказываться от разбора сна, даже самого типичного – в любом обычном сне могут вскрыться совершенно неожиданные глубины, которые могут привести сновидца к инсайту.
Напоследок я приведу пару примеров из своего опыта, когда сновидения оказываются предсказывающими реальные события. Первый пример был на заре моего анализа у Сергея. Я увидел во сне своего старого знакомого по кличке SS. Уже это показалось мне любопытным, ибо он никогда не был для меня эмоционально значимым – ни в позитивном, ни в негативном смысле. Так вот, мне снилось, что этот самый SS познакомил меня с новой компанией откровенных хулиганов. И во сне, наслаждаясь хаосом в чьём-то доме, я очень боялся, что в компании появится некий Андрей, и все узнают о моём прошлом.
Юмор в том, что буквально через неделю сон сбылся почти до буквы. Мне позвонил SS и пригласил в компанию, которая называлась “Генсек». Это была тусовка, где некий Владимир, играющий сверхтяжелый металл, вознамерился на основе своей музыки, явно переоценив собственную харизму, объединить всех неформалов города. Атмосфера на его собраниях была в точности такая, как в этой компании в сновидении. Более того, сбылась и вторая часть сна – скоро в этом кругу общения оказался Андрей и изрядно подпортил мне крови.
Однако не стоит на основе своих сновидений каждый раз пытаться предсказывать. Прежде всего, сновидение отражает психологический процесс, и если, согласно закону всесвязности, этот процесс будет отыгран вовне, вы сами распорядитесь этим результатом. Сны – это точка опоры, поняв которую, можно перевернуть себя.
Рекомендуемая литература: Карл Юнг «Практическое использование анализа сновидений», «Основные вопросы психотерапии», Джеймс Холл "Юнгианское толкование сновидений", Олег Телемский «Коллекция снов».
Дополнение -
Карл Густав Юнг является одним из трех китов, на которых основана глубинная психология – направление психологии, исследующее бессознательные пласты психики. Некоторые термины, введенные Юнгом, известны практически каждому, например, такие понятия, как «интроверт», «экстраверт», «коллективное бессознательное». Понятие «комплекс» в применении к психике также было введено по рекомендации Юнга и использовалось в его работах по ассоциативному тесту, однако этот факт в настоящее время известен только специалистам, тогда как само понятие приписывается Фрейду.
Сегодня мало кто знает, какие глубочайшие пласты психики вскрыл Юнг в своих исследованиях. До сих пор многие его открытия замалчиваются или игнорируется официальной наукой, поскольку их принятие означало бы глобальное переосмысление парадигмы мышления и переход от материалистического мировоззрения к оккультному. Это утверждение особенно касается поздних открытий Юнга, в которых он фактически и научно доказал мудрость, доселе известную только немногим избранным.
Достигнув зрелости, Юнг столкнулся с мучительным выбором – идти в богословско-философском направлении или же заняться естественными науками. Еще в юности он прекрасно видел, что в руках науки о духе и науки о материи лишь одна половина истины, и, будучи разорванными и противопоставленными друг другу, они находятся в плену своей ограниченности. Юнг поставил целью объединить мир духа и мир материи и территорией этого объединения избрал психиатрию.
Этот конфликт между верой и познанием на протяжении всей истории человечества разрешали те немногие, кто вступал в область оккультных наук – астрологию, алхимию, каббалу, гностицизм и герметизм. Заслуга Юнга в том, что он перевел эти знания в строго научную, психологическую плоскость.
В начале своего пути Юнг активно сотрудничал с Фрейдом, на тот момент самым передовым из психиатров. Несмотря на разницу в возрасте, нельзя считать, что Фрейд был только «учителем» Юнга, поскольку некоторые нюансы классического психоанализа были рекомендованы Фрейду именно Юнгом. Например, Юнг через свои свободные ассоциации выявил существование бессознательных комплексов, чем дал Фрейду колоссальную практическую базу доказательств его теоретических изысканий. Или, к примеру, обязательство психоаналитика самому регулярно проходить психоанализ также было рекомендовано Юнгом: изначально Фрейд полагал, что психоаналитик вполне способен оставаться «чистой доской». Впоследствии Юнг пошел дальше Фрейда, и его открытия уже не могли вмещаться в догматы психоанализа. Это одна из причин, почему дружба Юнга и Фрейда была разорвана.
Говоря о Фрейде, мы должны помнить, что он совершил сенсационное для своей эпохи открытие, доказав существование бессознательного не философски, но эмпирически. Для науки начала XX века это был настоящий взрыв, не случайно сам Фрейд с гордостью называл себя «третьим разрушителем». Первым разрушителем был Коперник, лишивший землю права именоваться центром, вторым – Дарвин, отнявший у человека его исключительный статус венца божьего творения. Фрейд говорил, что его третий удар был самым сокрушительным – он лишил личность права быть центром психики, сведя ее лишь к маленькой надстройке над бессознательными страстями.
Достижения Фрейда, несмотря на их гениальность, все же весьма ограничены. Открытое Фрейдом бессознательное – не более чем набор вытесненных желаний, страхов, запретов и травматических переживаний детства. Оно сводится к нескольким комплексам и одной энергии – сексуальной энергии либидо. В конце жизни даже сам Фрейд признавал ограниченность подобной концепции, добавив к либидо еще одну движущую силу в психике – мортидо или танатос, то есть влечение к смерти.
Вначале Юнг всецело принимал гипотезы Фрейда, но позднее столкнулся с таким уровнем психики, который никак не умещался в узких границах сексуальной теории. Речь идет об открытии коллективного бессознательного – единого психического поля человечества.
Так называемое коллективное бессознательное – это некий набор универсальных психических единиц, которые являются питательной матрицей для индивидуального сознания. Коллективное бессознательное столь превосходит масштабы индивидуального эго, как объем океана – один айсберг.
Разумеется, столь дерзкое заявление нуждалось в доказательствах, ибо уже в этом утверждении имелся первый шаг от материалистического мировоззрения к оккультному. И как истинный ученый, Юнг скрупулезно собирал и анализировал эти доказательства.
Если содержание личного бессознательного – это страхи, влечения, запретные желания и детские травмы, что тогда является содержанием коллективного бессознательного? Для определения одной динамической единицы коллективного бессознательного Юнг ввел понятие «архетип», впервые использованное Платоном. Архетипами и архетипическими мотивами пронизаны все религии, сказки, мифы, предания, фантазии и, наконец, гениальные произведения искусства. Дословное определение понятия «архетип» (которое следует запомнить, чтобы работать в аналитической психологии) звучит так: «Динамическая единица коллективного бессознательного, сильно заряженная психической энергией, которая проявляется в сновидениях, мифах, фантазиях, сказках, произведениях искусства и бреде душевнобольных».
Известно, что мифы всех народов, будь то народы Чукотки или Новой Зеландии, весьма схожи. Это удивительное подобие заставило материалистически настроенных этнологов создать теорию заимствования, которая позволила спокойно спать тем, кто спрятался от себя за бастионом материализма.
Но открытие Юнга повергает эту теорию в прах. Дело в том, что те же самые универсальные мифологические мотивы встречаются не только в мифологии, но в фантазиях и сновидениях людей – как обычных, так и душевнобольных. Речь идет не о простейших явлениях (например, фантазия о всепобеждающем герое), но о бессознательном воссоздании сложнейших, мифологических конструкций, ранее неизвестных данному человеку. Это объясняется тем, что мифологические паттерны имеют одну и ту же структуру и находятся в коллективном бессознательном – в основе психики, из которой и происходит сознание, подобно тому, как Афродита выходит из морской пены.
Так, Юнг приводил в пример фантазию душевнобольного, которому снилось, что он распят на колесе. Распятие на колесе – это древнейший мотив, известный нам по мифу об Иксионе, но представленный и в ряде других мифов. Если бы больной фантазировал о распятии на кресте, все было бы достаточно понятно, но эта замена креста колесом необъяснима рациональному рассудку.
Еще один пример – пациент с бредом величия, который подвел Юнга к окну и, показав на солнечный луч, сказал ряд бессмысленных, на взгляд стороннего наблюдателя, фраз насчет фаллоса солнца, идущего по лучам, как по трубе. В этот же год Юнгу попалась редчайшая рукопись митраистских мистерий, где в поэтической форме обыгрывался этот образ.
Впоследствии Юнг не раз встречал подобные примеры необъяснимого знания и в фантазиях душевнобольных, и в сновидениях нормальных людей. Более того – вспоминая свои детские видения и фантазии, Юнг обнаруживал потрясающие параллели в древних и современных восточных мифологиях. Например, в возрасте около трех лет, в своем воображении Юнг увидел сцену подземного поклонения фаллосу, и это видение надолго потрясло его. Значительно позднее он узнал в этом видении некоторые нюансы шиваитского культа.
К концу жизни Юнг пришел к поразительным прозрениям. Вся наша реальность, все сферы деятельности человека – искусство, наука, политика – полностью подчинены архетипу (или мифопаттерну). Более того: вся материальная реальность детерминирована архетипом, и именно архетип определяет материю.
Для лучшего понимания законов коллективного бессознательного, его тенденций, смыслов, значений, Юнг глубоко погрузился в исследование мифологии, алхимии, гностицизма, каббалы, а также ключевых произведений искусства прошедших эпох и современности. Через некоторое время он мог без труда анализировать сложнейшие сновидения и излечивать самые тяжелые психические заболевания. Признать существование коллективного бессознательного или единого смыслового поля, имея необходимые доказательства, не так сложно, однако чтобы понять его законы, необходимо не одно десятилетие упорного изучения.
Приведу несколько примеров из своего личного опыта, которые доказывают существование универсальных архетипов коллективного бессознательного. Примерно в 14 лет мне приснился сон, потрясший мое воображение. Значение этого сна мне было неясно, но сила его воздействия была столь велика, что я запомнил его на всю жизнь.
«Я иду по Москве и захожу в кинотеатр. Там показывают фильм о Боге. Я вхожу в зал — на экране сразу начинается действие. Моментально я перестаю быть собой и становлюсь этим действием. Его суть в следующем: некий идеальный Бог находится в своём мире, где он может делать всё. Ему нельзя только одно — играть с вороной, которая находится в центре мира.
Бог изменяет весь мир силою мысли, но к вороне не прикасается. Затем, чувствуя, что ему чего-то не хватает, он начинает жалеть эту ворону, «неизменную в изменяющемся». Бог, наконец, обращает свою мысль и на неё, и как раз в этот момент происходит нечто. Его засасывает в ворону, и я вижу (или Он? — к сожалению, адекватно описать это невозможно), как этот идеальный Бог распадается на молекулы и атомы. Перед глазами проходят чередой некие уровни, и я начинаю понимать, что это совершенство рухнуло «ниже уровня ада», а я каким-то непостижимым образом являюсь «им» и «не-им» одновременно.
Щелчок перед глазами — я вновь оказываюсь в кинотеатре. Выхожу из зала: передо мной предстаёт умирающий мир, и в то же время всё, вроде бы, осталось, как прежде. Меня охватывают тоска и скорбь. Я твержу себе только одно: главное — не заплакать! Тут подходит моя знакомая и спрашивает: «Ты видел фильм?» Я отвечаю утвердительно, на что она замечает: «Странно, что ты не плачешь — ведь весь мир рыдает, увидев эту трагедию! Это сумерки мира»»
Пробуждение оставило во мне очень тягостное ощущение. Впоследствии в моей жизни произошел ряд примечательных изменений, однако смысл сновидения остался для меня загадкой.
Критик может возразить, что в данном сне воспроизводится миф изгнания из рая, который мне, разумеется, был известен. Однако несколько значимых нюансов позволяет отнести этот сон к другому, несколько более сложному архетипу или мифологическому паттерну. Во-первых, главным действующим лицом в данном мифе является не человек (Адам), а Бог. Концепция Бога, павшего, в результате познания, из вечного мира идей в материю, является одной из эзотерических, архетипических идей гностицизма, алхимии и герметизма, которая известна немногим, и уж точно не была известна мне в 14 лет.
Во-вторых, в этом сне также присутствует мотив распада на атомы в качестве наказания-результата – мотив, совершенно неизвестный в современной культуре. В итоговой работе Юнга по алхимии «Мистерия объединения» есть подробное описание этого мотива. Ознакомившись с алхимическими мифами, представленными в этой книге, я получил необходимые ключи к своему сновидению. В моем сне практически дословно проигрывался алхимический миф о Габриции, устремившимся в объятья Бейи и растворившимся в ней. Бейя в этом мифе представляла первичную материю, которая подвергалась трансформации. То, что она символизировалась вороной, не случайно, ибо именно ворона была средневековой аллегорией дьявола, а у алхимиков представляла прима материю стадию Nigredo, в процессе которой происходит низвержение духа в материю с последующим распадом. Стадия Нигредо и есть «сумерки мира», видение скорби и распада, когда отчаяние так велико, что кажется, будто «весь мир рыдает».
Еще одним любопытным примером является соприкосновение с архетипом через символическое изображение. В традиции Телемы, созданной Алистером Кроули, семиконечная звезда является символом богини Бабалон, богини неистовой страсти, вожделения, запретной любви и одновременно мистической смерти. Каково же было мое удивление, когда, оказавшись в белорусском музее под открытым небом, я в одном из домов, воссоздающих быт крестьян примерно пяти веков назад, обнаружил ту же самую семиконечную звезду, в центре которой была изображена голова козла. Поинтересовавшись у экскурсовода о её значении, я узнал, что это символ одного дня в году, когда разрушались все запреты и народ отдавался всем страстям без границ и норм. Словом, это был «день Бабалон». Едва ли Кроули был знаком с символикой белорусских крестьян, и еще менее вероятно, что белорусские крестьяне были знакомы с изысканиями Кроули. Однако и те, и другие выбрали один и тот же символ страсти и вожделения, что напрямую указывает на коллективное бессознательное. Гораздо позже, в разговоре с компетентным человеком (талантливой скрипачкой Петербургской консерватории и участницей рок-группы «Зимовье зверей» Александрой Савиной) я узнал, что у северных народов празднуется так называемый «день ведьмы», когда вместо ведьмы – символа тайного знания и необузданной сексуальности – сжигается полотно с семиконечной звездой.
Если отбросить материалистические предубеждения и внимательно оглядеться вокруг, можно найти большое количество подобных примеров.
В начале своего пути Юнг считал эти архетипы чем-то вроде особой функции мозга – если у каждого рождающегося человека есть две почки, одна печень и одно сердце, то логично предположить, что и психическая структура будет иметь общие темы. Однако позднее Юнг отказался от столь узкой интерпретации, обнаружив, что архетип, сильно актуализировавшись в психике конкретного индивида, начинает «притягивать» события и образы, связанные с ним. Это уже не косвенный, а прямой переход от материалистического мировоззрения к оккультному, причем осуществленный в строго научном контексте.
Феномен синхронистичности, открытый Юнгом, будет описан подробнее в отдельной статье, пока же мы указываем лишь общие положения.
Несмотря на то, что в основе всего лежит архетип, следует различать уровни дифференциации, на которых происходит взаимодействие с ним. Есть некоторая разница между ребенком, который слушает сказку, посредством неё соприкасаясь с архетипической реальностью своей, общечеловеческой души, и прорывом архетипа в психику через «большое» сновидение, мистический опыт или в результате осознанной работы со своей психикой в процессе индивидуации или великого делания.
Самый простой уровень архетипической реальности – народные сказки. В наше время эти архетипы проявляются в продукции голливудского кино. Несмотря на разницу в стиле, эстетике и декорациях, а народной сказке и голливудском боевике присутствуют одни и те же универсальные архетипические мотивы – освобождение «принцессы», битва с драконом, потеря идеального союза в результате собственной ошибки или вторжения злых сил и так далее…Параллели между сказками и современной массовой культурой достаточно очевидны.
Следующим уровнем являются мифология и религия. Это более сложный пласт архетипической реальности – мифологические эпосы (которые, в отличие от сказок, отнюдь не обязаны оканчиваться хорошо), общепринятые, религиозные концепции, а также сложные произведения искусства. Здесь мы обнаруживаем гораздо большее богатство нюансов архетипа. «Проблема нашего времени» в том, что граница между мифом и сказкой все более стирается, в результате чего человек начинает мыслить примитивно, оперируя несколькими шаблонами.
Первые два уровня – это те архетипы, которые доступны осознанию каждого. К примеру, мы можем соприкоснуться с мотивом пути героя в боевиках, где юноша, желая отомстить за брата, проходит суровые стадии обучения у мудрого учителя, сражается со злом, встречается с главным злодеем и, чуть было не погибнув (иногда погибнув и воскреснув, как в «Матрице»), в последний момент наносит решающий удар.
Но существует тот уровень архетипов, который доступен опыту лишь немногих, и для его актуализации в психике необходимы особенные условия или направленные усилия. Это третий уровень – символический или магический. Именно здесь встреча с архетипом происходит наиболее полно и непосредственно, минуя стереотипы, приобретенные в результате воспитания. Этот опыт доступен единицам из тысячи, и на тех, кто является носителем этого опыта, обычные люди смотрят с подозрением и страхом. Гностики и платоники, алхимики и астрологи, маги и каббалисты с начала времен взаимодействовали с этим уровнем реальности. Карл Юнг был первым ученым, который начал исследования в этой области, и то, что до него в научных кругах воспринималось как предрассудки и суеверия, благодаря его открытиям получило осмысление как опыт величайшей важности. На этом уровне привычная нам логика перестает действовать и начинается реальность архетипа. Без особой подготовки невозможно понять, что значат фразы алхимиков наподобие «бескрылый ворон летает при свете ночи и во мраке дня» или «зеленый лев пожрал белую королеву, чтобы родить камень».
Прямое соприкосновение с архетипами может быть достаточно опасно и вести к безумию и одержимости, поскольку психическая энергия, которая находится в архетипе, во много раз превосходит энергию осознающего эго. Большинство людей живут под уютной защитой коллективного мифа и не стремятся покинуть его. Однако тот, кто хочет стать иным, обрести иной, нежели общечеловеческий, уровень, перейти на следующую эволюционную ступень, должен рискнуть и пройти путь индивидуации до конца, спустившись к самому истоку психической реальности. В мифах этот мотив представлен в образе добровольного сошествия героя в ад, Аид, подземелье. Именно взаимодействие с этим уровнем архетипа и позволяет реализовать индивидуацию или, говоря языком алхимиков, великое делание, то есть перейти от бессознательного существования в узких границах стереотипов коллективного мифа к подлинной индивидуальности.
Очень немногие оказываются способны осуществить этот процесс. Большинство обречено находиться в инфантильном и бессознательном состоянии. Здесь уместно вспомнит типологию гностиков, которая была разработана в начале ушедшей эры. Люди подразделяются на три категории – человек материи, человек души и человек духа. Попробуем отбросить досадную шелуху, которая скопилась вокруг понятия "душа" и тем более "дух" и разобраться, что же реально имели в виду древние философы под этими определениями.
Человек телесный – тот, чья психическая активность полностью сведена к инстинктивным программам и по своему типу реагирования не отличима от животного. Это низший тип, и некоторые философы наивно сделали вывод о том, что тело и инстинкты сами по себе плохи. Воистину, сколько вы ни будете пинать курицу, она не научится летать, как орёл, и нет более жалкого зрелища, чем исключительно телесный человек, фанатично твердящий, как мантру, о необходимости преодоления тела.
Второй тип – это человек души. Все современные религиозные экзальтации вокруг этого понятия ни на йоту не приблизят нас к пониманию того, что имели в виду древние. Мы можем сказать, что к инстинктам первого типа вдруг добавляется нечто принципиально новое, способное к эстетическому восприятию. Если для первой категории не существует ничего, кроме инстинкта и материальной целесообразности, для второго уже наблюдается некоторое противоборство инстинктивного и эстетического. Чаще всего это противоборство заканчивается в пользу инстинкта и превращает потенциальную индивидуальность в посредственность. Таким образом, и второй тип часто оказывается беззащитен перед инстинктом.
Вот почему древние рекомендовали второй категории, по крайней мере, на первых порах путь аскезы и отречения. Если аскеза первого типа не более чем невроз и, как уже было сказано, выглядит достаточно жалко, то в случае второго типа, если проводится последовательно, она может послужить благой цели – освободить мощный творческий потенциал и даже перевести индивида на уровень третьего типа.
Третий тип человека – человек духа – это тот, кто способен к самопознанию. Кроме того, третий тип отличается тем, что способен играть и спонтанно принимать совершенно разные формы, тогда как первые два привязаны к своей роли.
Прямое соприкосновение с архетипом происходит у людей второго и третьего типа, однако для людей второй категории эти переживания весьма опасны и в случае отсутствия должной культурной и интеллектуальной подготовки обычно заканчиваются психиатрической клиникой. Для человека третьего типа, напротив, они дают силу, мощь и самоосуществление, переводя на иной уровень сознания.
Высочайший восторг и экстаз в момент соприкосновения с архетипом может мгновенно перейти в столь же сильный ужас, кошмар и отчаяние. Потому путь, направленный на активацию этих сил, по праву называется «королевским». Ему следуют либо по внутреннему зову, либо из предельного отчаяния, когда собственные комплексы достали так, что для их уничтожения готов пойти на всё. Ни один мастер не предоставит вам безопасную экскурсию по садам архетипов.
Если идеалисты от религии придают таким переживаниям сверхличную ценность, проецируя их на внешний объект, материалисты упорно пытаются обесценить подобные переживания, определяя их как «всего лишь галлюцинации». Даже если и так, разве переживание предельного восторга обесценивается тем фактом, что оно всего лишь галлюцинация и полностью субъективно? Задумайтесь – какая для вас разница, насколько объективен источник вашего переживания, если само переживание реально для вас?
Более того – можно доказать, что наличие определённых переживаний, природу которых мы не можем определить, совершенно конкретно влияет на внешнюю реальность, опровергая наивный посыл материалистов, что сознание лишь эпифеномен материи. В предыдущей лекции мы говорили о сотрудничестве Юнга с выдающимся ученым-физиком Вольфганом Паули и о том, что каждый из них – один как психолог, другой как физик – пришли выводу, что сознание парадоксальным образом воздействует на внешний мир, притягивая к себе то, к чему мы имеем склонность, как правило, неосознаваемую; все, что нас окружает – лишь продолжение нашей психики, и если происходит изменение, например, в результате прорыва архетипа в психику, то автоматически меняется и внешняя реальность.
Доминирующий, коллективный миф проводит жесткую границу между психическим и материальным. Психическое объявляется всего лишь дополняющим, второстепенным. В итоге одержимость внешним миром в ущерб внутреннему приводит к усреднению и примитивности.
Отличие юнговской психологии от других психологических школ в том, что она всецело обращается к внутреннему миру, доходя до самих основ, тогда как другие психологические школы рассматривают психику, как слугу материи. Достаточно полистать тот банальнейший набор штампов, которыми изобилуют работы таких известных «психологов», как Карнеги, Шестрем, Наполеон Хилл, чтобы убедится в этом. Подобная психология направлена не на освобождение индивида, а на его ещё большее порабощение, превращение в винтик культуры потребления, в более эффективный механизм. Она предлагает не свободу, а покой, и мы с презрением отвергаем это снотворное.
Нечто подобное в свое время произошло и с религией. Из системы самопознания и трансформации, коей было гностическое христианство первых веков, религия превратилась в «культ рабских богов» (как Алистер Кроули презрительно называл современное христианство).
В юнгианской психологии, напротив, центр тяжести находится внутри психики. Основным понятием юнговской школы является индивидуация – архетипический процесс превращения в отдельную и неповторимую индивидуальность через путь самопознания. Согласно Юнгу, психической индивидуальностью обладают немногие, большинство обладает только потенциалом к индивидуальности.
Именно на этой ноте я хотел бы завершить эту лекцию, поскольку приведенные выше аргументы как нельзя лучше показывают саму суть подхода аналитической психологии и её ценностные приоритеты. Не покой, но свобода, не сон, но пробуждение, не покорность, но мятеж духа – таков истинный путь самопознания. В дальнейшем мы подробно рассмотрим идею индивидуации и те основные архетипы, которые встречаются на этом пути.
Рекомендуемая литература: Юнг «Воспоминания, сновидения размышления», «Тавистокские лекции», «Архетип и символ», Валерий Зелинский «Словарь аналитической психологии».
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |