САМОСУД САМУИЛ АБРАМОВИЧ. |
Вроде и на еврея не похож, скорее на башкира :)))
Выдающийся советский дирижёр Самуил Абрамович Самосуд родился в столице маленькой виноградной республики в 1884-м году. "Отец мой был дирижером. Музыкальные наклонности проявились у меня в раннем детстве. Отец учил меня играть на корнет-а-пистоне и на виолончели. Мои сольные выступления начались с шестилетнего возраста. Позднее в Тифлисской консерватории я начал заниматься по классу духовых инструментов у профессора Э. Гиджини и по классу виолончели у профессора А. Поливко". Так начинает свою автобиографическую заметку Самосуд.
После окончания в 1905 году музыкального училища молодой музыкант отправился в Прагу, где занимался у известного виолончелиста Г. Вигана, а также у главного дирижера Пражской оперы К. Коваржовица. Дальнейшее совершенствование С. А. Самосуда происходило в парижской «Схола Канторум» под руководством композитора В. д'Энди и дирижера Э. Колонна. Вероятно, уже тогда у него созрело решение посвятить себя дирижерской деятельности. Тем не менее некоторое время после возвращения из-за границы он работал солистом-виолончелистом в петербургском Народном доме.
С 1910 года Самосуд выступает как оперный дирижер. В Народном доме под его управлением идут «Фауст», «Лакме», «Опричник», «Дубровский». А в 1916 году он дирижировал «Русалкой» с участием Ф. Шаляпина. Самосуд вспоминал: «Обычно проводивший спектакли Шаляпина Галинкин был нездоров, и оркестр настоятельно рекомендовал меня. Ввиду моей молодости Шаляпин отнесся с недоверием к этому предложению, но все же согласился. Этот спектакль сыграл громадную роль в моей жизни, так как в дальнейшем почти всеми спектаклями Шаляпина дирижировал я, и уже по его настоянию. Повседневное общение с Шаляпиным — гениальным певцом, актером и режиссером — было для меня громадной творческой школой, открывшей новые горизонты в искусстве».
Самостоятельная творческая биография Самосуда как бы делится на две части — ленинградскую и московскую. После работы в Мариинском театре (1917—1919) дирижер возглавил музыкальный коллектив, рожденный Октябрем, — Малый оперный театр в Ленинграде и был его художественным руководителем до 1936 года. Именно благодаря заслугам Самосуда этот театр по праву завоевал репутацию «лаборатории советской оперы». Вокруг Самосуда сконцентрировалась группа молодых ленинградских композиторов, работавших в оперном жанре,— Д. Шостакович («Нос», «Леди Макбет Мценского уезда»), И. Дзержинский («Тихий Дон»), В. Желобинский («Камаринский мужик», «Именины»), В. Волошинов и другие.
Самосуд работал с редкостным энтузиазмом и самоотдачей. Композитор И. Дзержинский писал: «Он знает театр, как никто... Для него оперный спектакль — это слияние музыкального и драматического образа в единое целое, создание подлинно художественного ансамбля при наличии единого замысла, подчинение всех элементов спектакля основной, ведущей идее произведения... Авторитет С. А. Самосуда зиждется на большой культуре, творческой смелости, умении работать и умении заставлять работать других. Он сам вникает во все художественные «мелочи» постановки. Его можно видеть беседующим с художниками, бутафорами, рабочими сцены. Во время репетиции он часто сходит с дирижерского пульта и вместе с режиссером работает над мизансценами, подсказывает певцу характерный жест, советует художнику изменить ту или иную деталь, объясняет хору малопонятное место в партитуре и т. д. Самосуд — настоящий руководитель спектакля, создающий его по тщательно продуманному — в мельчайших подробностях — плану. Это и придает его действиям уверенность, четкость».
На посту главного дирижёра Большого театра СССР (1936 - 1943) Самосуд создаёт великолепную постановку "Ивана Сусанина" М.Глинки, за что получает свою первую Сталинскую премию.
Во время Великой Отечественной войны С.Самосуд становится первым исполнителем 7-й "Ленинградской" симфонии Шостаковича. А в 1946 году ленинградские любители музыки вновь увидели его за пультом Малого оперного театра. Под его управлением прошла премьера оперы С. Прокофьева «Война и мир» (вторая Сталинская премия). С Прокофьевым Самосуда связывала особенно тесная дружба. Ему доверил композитор представить слушателям (кроме «Войны и мира») Седьмую симфонию (1952), ораторию «На страже мира» (1950), сюиту «Зимний костер» (1950) и другие произведения. В одной из телеграмм дирижеру С. Прокофьев писал: «Вспоминаю с горячей благодарностью вас как блестящего, талантливого и безупречного интерпретатора многих моих работ».
За свою 80-летнюю жизнь Самуил Абрамович Самосуд успел сделать исключительно много. Его выдающиеся заслуги перед музыкальным сообществом были по достоинству оценены государством - три Сталинские премии, звание Народного артиста СССР, орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени, орден "Знак Почёта". Похоронен С.А.Самосуд в Москве на Новодевичьем кладбище. Память о нём навсегда сохранится в сердцах настоящих ценителей музыкального искусства.
А. Хачатурян - Вальс-Маскарад. Дирижёр С.А.Самосуд, запись 1953-го года. Сейчас так не играют.
Рубрики: | ИСТОРИЯ СТИЛЕЙ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 3 .... 45 [Новые] |
Ответ на комментарий Навуходоносор
Исходное сообщение Навуходоносор
в тройке
Исходное сообщение Навуходоносор
Второе фото - на бледненького слегка похож )))))
Ответ на комментарий Навуходоносор
Исходное сообщение Навуходоносор
Сплошной антисемитизм.
До чего довел евреев проклятый Сталин...
Исходное сообщение Алексей_Юрич
Много раз был на Новодевичьем кладбище
Исходное сообщение КЛИМ1
Навуходоносор,
Вернее " генитальич" его внучатныи племянник....
Исходное сообщение Очень_Сложно
Исходное сообщение Таки_Абрам
Обратно турмалаи. Танцуют все! -
Korpiklaani - Ievan Polkka
Мотив что-то очень знакомый... Вроде я это уже где-то слышал, но в другой интерпретации.
Ответ на комментарий Ланцелот
Исходное сообщение Ланцелот
Таки_Абрам, Колись, у тебя какая фамилия?))
Ответ на комментарий Алексей_Юрич
Исходное сообщение Алексей_Юрич
Много раз был на Новодевичьем кладбище
Ответ на комментарий Таки_Абрам
Исходное сообщение Таки_Абрам
Великий_Матюгальник, ээээ, слушшай, это ж в историю стилей надо!
Ответ на комментарий КЛИМ1
Исходное сообщение КЛИМ1
Исходное сообщение Алексей_Юрич
Много раз был на Новодевичьем кладбище
Полузема типа место подбираешь??????
сильно......
![]()
Исходное сообщение Великий_Матюгальник
Исходное сообщение Навуходоносор
Сплошной антисемитизм.
До чего довел евреев проклятый Сталин...
И не кажи. Хотя внимательные люди сразу заметят, что по наш герой и обласкавший его пахан по рождению земляки. Может, именно в этом всё дело?
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 3 .... 45 [Новые] |