в мире современной фотографии |
Кати Граннан
Katy Grannan
США [1969]
Она принадлежит к поколению смелых women-photographers, которые пришли вслед за Синди Шерман (Cindy Sherman) и Нан Голдин (Nan Goldin). Молодые появились быстро и уже сейчас диктуют моду и формируют новые фотографические направления. Настоящая представительница фотографии третьего тысячелетия, продолжательница «прямой фотографии», во всех смыслах обнажающей и притягивающей – фотограф Кати Граннан (Katy Grannan)
10 персональных выставок в Америке и Европе за пять лет, более 30 групповых международных проектов, цветные снимки большого формата и камерные черно-белые, непрофессиональные модели, центрально построенная композиция и взгляд в упор – модель смотрит в объектив, а значит на зрителя, фотограф безжалостно режиссирует все позы, жесты и состояние.
Родилась в разгар движения хиппи, в 1969 году в Арлингтоне, США. Жить и работать предпочла в Бруклине, самом творческом районе Нью-Йорка. Девять лет ушло на три университета искусств – Университет Пенсильвании в Филадельфии, Гарвард и Йельский Университет. С таким осознанно полученным бэкграундом и стилем, современно трактующим классические фотографические традиции, ей было сложно остаться незамеченной миром современной фотографии.
Прежде всего, Кати Граннан художник. Ее направление в фотографии – портрет, ее модели – никому не известные обычные люди, американцы среднего класса, но смелые и от этого открытые. Тинейджеры, молодые мамы и дети, пары и просто молодые юноши и девушки – снимая их из проекта в проект, Кати Граннан анализирует поколение 20-30тилетних. Соединяя аналитическое искусство портрета с иронией над гламуром, она перекликает в своих работах традиции «прямой фотографии» Дианы Арбус (Diane Arbus) и Августа Зандера (August Sander) и игривое подражание pin-up плакатам и манерной fashion-фотографии.
Ее первая персональная выставка «Dream America» состоялась в сентябре 2000 года в галерее Greenberg Van Doren Fine Art, NY, (http://www.gvdgallery.com/) меньше чем через год после окончания обучения. С тех пор эта нью-йоркская галерея официально представляет Кати Граннан на международных фотоярмарках, фестивалях и продает ее работы. Разглядев в тонкой девушке настоящую фотографическую звезду, к нью-йоркской галерее присоединились еще две: Salon 94 в Нью-Йорке и 51 Fine Art в Антверпене, Бельгия.
Модели, которых снимала Кати Граннан в своем первом проекте, однажды позвонили ей, согласившись на один день изменить их жизнь. Она снимала людей в их квартирах, платив каждому по 50$ за съемку. Для поиска своих моделей, Граннан разместила в небольших газетах штатов Нью-Йорк, Техас и Висконсин следующее объявление:
АРТ МОДЕЛИ
Художник / фотограф (женщина)
Разыскивает людей для портретов
Отсутствие опыта необходимо.
Оставляйте сообщение.
Katy Grannan, серия «Morning Call» Процесс съемки проходил очень быстро, и на каждый портрет уходило не более трех часов. Она прибывала в дома моделей налегке, только с одной камерой, софитом и вентилятором. Уже в подготовку к съемке она вносила элемент перформанса, превращая гостиные в импровизированную сцену, раздвигая диваны и столы.
Таким неизменным началом в съемках всех проектов она создает для своих героев иллюзию перевоплощения в настоящих моделей, тем самым раскрывая их самые сокровенные фантазии, а зрителя делая соучастником разоблачения этой открытой, и возможно опасной человеческой природы.
Второй и третий проекты Кати Граннан снимала параллельно в 2002-2003 годах, и следующие два года они практически всегда вместе путешествовали по галереям, побывав в частности на Whitney Биеннале и других арт-форумах. Первая выставка, озаглавленная Morning Call – черно-белая серия портретов, снятых в городе Allentown, штата Пенсильвания, штата, до нее уже фотографируемого Волкером Эвансом (Walker Evans). Многие из работ серии внешне отсылают к фотографиями Эванса. Обнаженные или чуть одетые женщины и мужчины просто сидят в домашней обстановке на диванах, в мягких креслах или полулежат на полу, они как будто только что проснулись, окунувшись в свое обычное утреннее состояние. Но внутреннее знание фотографа, сообщающееся модели, трансформирует обыденность сюжетов в исключительную театральную постановку.
Самым ярким на сегодняшний день фотографическим проектом художницы, безусловно, считается «Sugar Camp Road» - блестяще продуманная и исполненная цветная серия, снятая в общественном парке. Множество болот и потаенных мест с как будто затаившимися в них неуклюже сидящими героями, некоторые из них обнажены (что некоторые зрители все еще воспринимают как дерзость). Возможно, они знают что-то тайное, чего-то ожидают, но неожиданное появление зрителя вносит в их позы и состояние напряжение и дискомфорт. Прекрасный момент неловкости и уже внутренней, нежели внешней обнаженности, из серии в серию удается выделить фотографу из множества человеческих состояний.
Сразу после первых выставок Кати Граннан стала нарасхват в европейских и американских галереях. Хотя, ее искусство сделано на чисто американском материале, и вплетается в американские фотографические традиции, ее работы с большим интересом принимают и понимают в Европе. Только в 2004 году ее проекты представлялись на двух крупнейших европейских фотофорумах, проходящих во Франции – фестивале фотографии «Встречи в Арле`2004» и фотоярмарке Paris Photo. А это хороший задел на мировую известность. И сейчас, в самом начале карьеры, ее работы уже находятся в американских музеях, в числе которых Метрополитан музей и музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, Международный центр фотографии и другие не менее громкие организации.
Активная арт-деятельность соседствует с сотрудничеством с известными мировыми журналами. Регулярно в New York Times Magazine появляются ее порой нелицеприятные для модели, но безошибочно узнаваемые портреты обычных американцев, жителей Нью-Йорка, благополучных семейств и известных деятелей искусства, музыки, кино, шоу-бизнеса, политики и экономики. Несмотря на присущую Граннан безжалостную манеру разоблачения внутренних помыслов героев, ее портреты величественно парадны.
Модные съемки ей заказывают британский Vogue, Toro Magazine, Visionaire. Ее fashion фотографически суров и минималистичен. В числе ее любимых моделей когда-то опальный, а ныне модный русский журналист и поэт Ярослав Могутин, живущий с ней рядом, в Нью-Йорке. Так, с его участием Граннан снимала рекламные компании для Helmut Lang и Ralph Lauren Purple Label, и без него для Mark Jacobs, Perry Ellis, Calvin Klein и других марок.
Безусловно, арт-критики, писавшие о Кэти Граннан не могли обойтись без сравнений ее фотографической Katy Grannan, серия «Sugar Camp Road» манеры с наследием Дианы Арбус и Августа Зандера. Очевидна легкость сопоставления: все те же портреты в полный рост, узнаваемая фронтальность съемки, взгляд в камеру, обстановка или предметы, позволяющие отразить принадлежность героя фотографии к определенному общественному слою, профессии. Однако, заметные с первого взгляда сходства, являются и теми точками, от которых Кати Граннан оттолкнулась, продолжая линию «прямого портрета», но привнеся в него иронию и игру. Арбус, а особенно Зандер, выбирали модель, безусловно, как индивидуальность, но каждый из них представлял определенный класс или профессию, и фотографы прочитывали индивидуальные черты героя, отражая характеристики всего слоя. У Кати Граннан, ее сидящие люди – это не они сами, модели лишь превосходно играют придуманные фотографом роли. И эта особенность, возможно, наиболее приближает фотографии Граннан к портретам Синди Шерман, чем к традиционной документальной фотографии.
Несмотря на то, что герои Арбус во многом более необычны, чем герои Граннан, обе фотохудожницы выделяются своим умением выразить фотографией что-то смущающее, почти мучительно интимное. Обе выплескивают чувства наружу: их работам присуще неловкость, одиночество и они одновременно могут раздражать, вызывать сочувствие или презрительное отношение к герою.
Начиная с 1999 года, когда Кати Граннан приняла участие в проект «Another gel, another planet» и последующие – «Women by women» (2002), «Girls Night Out» (2003), «Moving Picture» (2003) - критики смело причислили ее к современному направлению под названием «девичья фотография». Но даже вне течений, Кати Граннан достойна того, чтобы с особым вниманием следить за ее творчеством.
Источник: http://www.katygrannan.com
статья отсюда:
http://fotonovosti.ru/content/arts_one/8/7
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |