artnight обратиться по имени
Вторник, 04 Декабря 2007 г. 01:14 (ссылка)
Александра Филоненко, искусствовед
ФИЛЬМ "ХРАМ БАХТОВЫХ" АРТЕМА СЕНЧИЛО
--------------------------------------------------------------------------------
"И Богу равным кажется мне человек,
который так близко-близко".
Сапфо
В одну из ночей полнолуния, с 12-го на 13 августа, в Доме Бахтовых в Парутино/Ольвии при поддержке николаевской галереи "На Спасской 45" проходила традиционная летняя вечеринка, получившая в этом году название "Медитерранская ночь". На вечеринке присутствовала съемочная группа творческого объединения "Сам-арт" в лице Артема и Марины Сенчило. Снимался документальный фильм из авторского цикла Артема Сенчило "Варта Часопростору".
Фильм о Владимире и Татьяне Бахтовых получил название "Храм Бахтовых". Центральным событием вечеринки была презентация проекта "Сегодня богом буду я!". Сущность этого "интерактивного" проекта заключается в том, что право "стать богом" получает всякий, принявший участие в строительстве храма на южном участке усадьбы Бахтовых или в посадке священной рощи рядом с ним. Раз в году этот человек будет "обожествлен" и получит доступ в храм и в рощу, где он может делать все, что пожелает, в частности изобрести свой ритуал, который и станет частью большого художественного проекта.
Вокруг концепции этого проекта и строит свой фильм Артем Сенчило, пытаясь донести до нас идею "богоравности" человека, о которой мы давно уже позабыли. Античный антропоцентризм, лелеемый Бахтовым, пронизывает и фильм. В этом его главное достоинство, – глубоко прочувствована и адекватно передана атмосфера удивительного места и особенности характера главного героя. Материал подан не в форме традиционных для документального жанра кино интервью главного героя и "свидетельств очевидцев", а, согласно ритму летней южной жизни, превращен в некий ритуал, где подготовка к празднику равна священнодейству, случайно оброненные фразы говорят больше, чем многочасовые концептуально-выморочные тексты. Каждая, даже самая малая, деталь представляется безмерно важной в этом альтернативном наличной профанной реальности сакральном художественном универсуме, построенном на ощущении глубинной связи времен. Создается визуальный палимпсест, в котором сквозь верхний слой современности ярко и с настойчивой необходимостью просвечивает древность. Мир Бахтова кажется другим, завораживающим. Личность художника передана "монументально", как и полагается Демиургу.
Фильм говорит не только о Бахтове и его способе жизни, но о южной жизни вообще, о южном пространстве и времени. Уже начало ленты задает масштаб и ритм происходящему – в безмерной ширине лимана, когда в летнем мареве теряется граница между небом и водой, расходятся два огромных судна. Размеренная экспозиция видеоряда, "наплывающие" кадры, мягко перетекающие с берега лимана на раскопки, из дома Бахтовых в Ольвию, концентрация на деталях и ускользающих моментах, на красоте фактур и лиц – визуальная метафора того, что отличает такую жизнь от суеты больших городов, напоминает медленное течение реки в низовьях и ширину южного пространства Украины, где жизнь разворачивается во всей своей полноте.
"Вы знаете, что живете в раю?" – спросил у меня Глеб Вышеславский, поднимаясь по крутому берегу лимана, с которого открывался вид на огромный разбег пространства Днепро-Бугского лимана, место встречи древних Гипаниса и Борисфена.