Мониста (CommandButton) все записи автора
5. Переменные и оператор присваивания
5.1. Имена переменных
Переменная является контейнером для хранения данных. Данные, сохраняемые в переменной, называют значениями этой переменной. Переменная имеет имя — последовательность букв, цифр и символа подчеркивания без пробелов и знаков препинания, начинающаяся обязательно с буквы или символа подчеркивания. Иначе говоря, имя переменной не должно начинаться с цифры или знака препинания.
JavaScript является регистрозависимым языком. Это означает, что изменение регистра символов (с прописных на строчные и наоборот) в имени переменной приводит к другой переменной. Например, variable, Variable и vaRiabLe — различные переменные. Выработайте для себя правила образования имен, которые не должны противоречить указанным выше требованиям. Если им следовать, то уменьшится вероятность ошибок в ваших программах. При выборе имен переменных нельзя использовать ключевые слова, то есть слова, используемые в определениях конструкций языка. Например, нельзя выбирать слова var, if, else, const, true, false, function, super, switch и ряд других.
Список ключевых слов
abstract else int super
boolean extends interface switch
break false long synchronized
byte final native this
case finally new throw
catch float null throws
char for package transient
class function private true
const goto protected try
continue if public typeof
default implements reset var
delete import return void
do in short while
double instanceof static with
5.2. Создание переменных
Создать переменную в программе можно несколькими способами:
С помощью оператора присваивания значений в формате:
имя_переменной = значение Оператор присваивания обозначается символом равенства «=»
Пример: myName = "Иван"
С помощью ключевого слова var (от variable — переменная) в формате:
var имя_переменной
В этом случае созданная переменная не имеет никакого значения, но может его получить в дальнейшем с помощью оператора присваивания.
Пример:
var myName
myName = "Иван"
С помощью ключевого слова var и оператора присваивания в формате:
var имя_переменной = значение
Пример: var myName = "Иван"
Строка кода программы с ключевым словом var задает так называемую инициализацию переменной и для каждой переменной используется один раз. Тип переменной определяется типом значения, которое она имеет. В отличие от многих других языков программирования, при инициализации переменной не нужно описывать ее тип. Переменная может иметь значения различных типов и неоднократно их изменять.
Одно ключевое слово var можно использовать для инициализации сразу нескольких переменных, как с оператором присваивания, так и без него. При этом переменные и выражения с операторами присваивания разделяются запятыми, например: var name = "Вася", address, x = 3.14
Если переменная в данный момент имеет значение числового типа, то говорят, что это числовая переменная. Аналогично можно говорить о строковых, логических (булевских), неопределенных (в случае типа null) переменных. Выше мы использовали оператор присваивания значения переменной, обозначаемый символом равенства «=». Не следует путать этот оператор с отношением равенства и соответствующей операцией сравнения. Выражение с оператором «=» интерпретатор вычисляет следующим образом: переменной слева от него присваивается значение, расположенное справа от него. Если x и y — две переменные, то выражение x = y интерпретируется так: переменной x присваивается значение переменной y. Иначе говоря, переменной можно присвоить значение другой переменной, указав справа от оператора «=» ее имя. Таким образом, к значениям можно получать доступ опосредованно — через имена переменных. В следующих разделах мы узнаем, что справа от оператора присваивания можно писать не только значения и имена переменных, но и целые выражения. В подразделе 6.3 будут рассмотрены дополнительные операторы присваивания, такие как +=, -= и т.п.
5.3. Область действия переменных
Переменные, которые созданы в программе с помощью оператора присваивания с использованием ключевого слова var, или нет, являются глобальными. Это означает, что они доступны всюду в этой же программе, а также в вызываемых программах из других файлов. Эти переменные также доступны внутри кода функций. Кроме глобальных существуют и локальные переменные. Они могут быть созданы внутри кода функций. Вы можете определить переменные с одинаковыми названиями и во внешней программе, и в коде функции. В этом случае переменные, определенные в коде функции с помощью ключевого слова var, будут локальными: изменения их значений внутри функции никак не отразятся на переменных с такими же именами, определенных во внешней программе. При этом значения локальных переменных не доступны из внешней программы. Мы еще неоднократно будем говорить об области действия переменных. Здесь лишь отметим, что в программировании это понятие играет очень важную роль. Нередко область действия называют областью видимости. Переменная может быть видна или не видна внутри программной единицы (функции, подпрограммы). Область видимости, доступности или действия переменной — эквивалентные термины. Кроме них еще используют понятие времени жизни переменной. Время жизни переменных в JavaScript определяется интервалом времени от загрузки до выгрузки программы из памяти компьютера. Так, если программа (сценарий) записаны в HTML-коде Web-страницы, то после его выгрузки весь сценарий вместе с определенными в нем переменными прекращает активное существование.