-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bashkortostan

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

bashkortostan башкортостан история культура башкортостана музыка традиции языки

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.07.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 9




модератор сообщества - Azucar

:(

Понедельник, 06 Ноября 2006 г. 13:11 + в цитатник
Azucar (Bashkortostan) все записи автора Так на Родину охото...в Уфу...
Но боюсь,что разочаруюсь,увидев,что с ней стало...
 (573x374, 104Kb)

Еще про башкирский язык

Четверг, 24 Августа 2006 г. 19:35 + в цитатник
Паук_Иерусалим (Bashkortostan) все записи автора Ну зачем его заставляют учить всех(!!!) во всех школах??? Я в 11 классе, за год меня чему-нибудь научат? Тем более у меня половина класса башкиры-значит у них будет 5 а у меня 2!?! :(

Про отдых

Четверг, 24 Августа 2006 г. 19:29 + в цитатник
Паук_Иерусалим (Bashkortostan) все записи автора В колонках играет - Korn
Настроение сейчас - Жизнь-вещь прекрасная!

А я вот 21 числа вернулся с Павловки. Матушке на работе( работает в БашРТС)дали туда путевку на двоих на две недели,к тому же на самую ухоженую там базу. Вау какая там природа!Природище! Горы, леса, водичка и ГЭС где то там неподалеку! Те кто там были меня поймут, а те кто там не был многое потеряли.Когда там были застали Полнолуние.Ууу, как это великолепно праздновать Эсбат в гордом одиночестве взобравщий на гору(да,это маленькая безымяная гора,но все же)!!! Водохранилище вообще потрясающее. Там где мы жили ширина была около 700 метров, отплывешь от берега на катамаране метров на 300, а там видно как под тобой рыба проплывает(видо очень глупая рыба, или я слишком добрый что меня даже рыба не боится). Живя в городе я даже не представлял, что бывают такие красивыве деревья(раньше эталоном были елочки в парке Матросова)такие высоооокие и тоооолстые(многие даже в 2 обхвата.Вобщем эмоций через край! В такие моменты я понимая почему встал на свой путь...
ЗЫ:могу кстати похвастаться, что был внутри Павловской ГЭС!Как никак стратегический объект(если плотину прорвет, то в Уфе затопит Инорс и Сипайлово)!Я даже работающие турбины и пульт управления видел!

про национальный язык башкортостана

Пятница, 18 Августа 2006 г. 01:29 + в цитатник
Azucar (Bashkortostan) все записи автора Башкирский язык


Башкирский язык — национальный язык башкирского народа - относится к кыпчакской группе тюркских языков. В составе кыпчакских языков вместе с татарским он образует булгаро-кыпчакскую или урало-поволжскую подгруппу. В то же время башкирский язык некоторыми своими фонетическими чертами отличается от кыпчакских (даже от близкородственного татарского) и сближается с восточными тюркскими языками — якутским, алтайским, хакасским, с языком древнетюркских памятников. В башкирском языке также заметны следы контактов с языками финно-угорской, монгольской, тунгусо-маньчжурской группы.

Разговорный башкирский язык включает в себя три диалекта: восточный, южный и северо-западный. Восточный диалект охватывает северо-восточную часть Башкортостана, Челябинскую и Курганскую области, а южный диалект распространен в центральных и южных районах Башкортостана, Оренбургской, Самарской и Саратовской областях. Северо-западные районы Башкортостана, отдельные районы Пермского края, а также Свердловской областей входят в зону распространения северо-западного диалекта башкирского языка.

Башкирские диалекты расчленяются на говоры. В южном диалекте отмечаются ик-сакмарский, демский, средний; в восточном— айский, аргаяшский, сальютский, миасский, кызылский; в северо-западном — гайнинский, караидельский, таныпский и нижнебельские говоры. Различия между говорами отражают взаимосвязь башкирского языка с другими тюркскими и нетюркскими языками.

Башкиры, как и многие тюркские народы, до принятия ислама пользовались рунической письменностью. Древние руны напоминали башкирские родоплеменные тамги. Затем башкиры, видимо, пользовались уйгурским письмом, т. к. ханские ярлыки и другие документы в Золотой Орде писались уйгурскими или арабскими буквами.

Наиболее древним материалом для письма у башкир, как и у многих народов, служил камень. Для этого не только использовали каменные плиты, куски камня, нередко высекали надписи прямо на скалах. Сначала мастер углем или серой наносил на камень изображения букв, а затем с помощью резца и молотка по рисунку высекал линии букв. Доступным материалом для письма у башкир, как и у русских, была береста.

С принятием ислама и до 1929 года башкиры полльзовались арабской графикой. Буквами арабского алфавита писались стихи и поэмы, воззвания батыров, родословные, письма заступников народа из ссылок, надгробные памятники и т. д.

В 1929 году башкиры перешли к латинской, а в 1939 г.— к русской графике (кириллице). Современный алфавит башкирского языка состоит из 42 букв. Кроме 33 общих с русским языком букв, приняты еще 9 букв для обозначения специфических звуков башкирского языка.

Внимание!

Среда, 09 Августа 2006 г. 15:45 + в цитатник
Azucar (Bashkortostan) все записи автора Пожалуйста!Подпишите эту петицию против Войны на Ближнем Востоке!
Там гибнут невинные люди!


http://www.ceasefirecampaign.org

моя Родина

Среда, 26 Июля 2006 г. 04:11 + в цитатник
Azucar (Bashkortostan) все записи автора Я очень люблю свою Родину...
Мой Урал...
Он занимает большое место в моем сердце.

стихотворение

Среда, 26 Июля 2006 г. 04:02 + в цитатник
Azucar (Bashkortostan) все записи автора Шежере

Шежере... Какое слово!
Бархатом ласкает слух,
Сердцем рождено, готово
Поднимать потомкам дух.

Жаль, что не владею кистью,
А не то б нарисовать
Ствол могучий в нежных листьях,
Где все мы - и стар, и млад.

Род наш древний, многоликий
Я сравнить могу с рекой,
Полноводной, в ярких бликах,
Диковатой, но не злой.

Где, река, твои истоки,
Что вливали силу в грудь?
Ручейки те издалека
Память светлую несут.

Переживши смут немало,
Понимали предки вновь:
Жизнь всегда им оставляла
Веру в Бога и любовь.

С этим поднимались снова,
Как трава из-под огня.
Сеять и ковать готовы.
Этому учусь и я.
2001 г.

Стихи Салавата Юлаева,народного героя Башкортостана

Среда, 26 Июля 2006 г. 03:51 + в цитатник
Azucar (Bashkortostan) все записи автора Мой Урал

Ай, Урал, ты, мой Урал,
Великан седой, Урал!
Головой под облака
Поднялся ты, мой Урал!
Моя песня о тебе,
О любви моей к тебе.

Вместе с полною луной
Золотом одет Урал,
Вместе с утренней зарей
Серебром блестит Урал.

По бокам твоим, Урал,
Встали темные леса,
А у ног твоих, Урал,
Степь - зеленая краса.

Белоснежные цветы
На лугах твоих цветут,
И цветы, и соловьи
Честь аллаху воздают.

Громко славит птиц напев
Первый ясный солнца луч,
А закатный солнца луч
Провожает, присмирев.

Ай, Урал, ты мой Урал,
Великан седой, Урал!
Все слова я растерял,
Как воспеть тебя, Урал?

Заиграй же, мой курай,
Песню, чтоб вошла в сердца,
И Урал, и весь наш край
Прославляя без конца!..


Родная страна

Милая моя земля,
Реки сладкие, поля,
Березняк и чернотал,
В небо вздыбленный Урал, -
Я одну мечту таю:
Родину воспеть мою.

Головой под небо встал
Великан седой Урал,
Этот сказочный простор,
Приковал навек мой взор,
Вечно б я хвалил тебя!
Вечно воспевал тебя!

От родимой стороны
Отлученный навсегда,
В горестной моей судьбе
Все мечтаю о тебе,
Светлая моя земля,
Рек медвяная струя,

Над просторами полян
Мой Урал, мой великан!
Все же я не одинок:
Чуть повеет ветерок,
Принесет он вести мне
О родимой стороне,
О знакомых тех местах,
О медвяных родниках,
О земле, где ,к небу встал
Мой красавец, мой Урал,
Он приносит вести мне.


Зюлейха

Зюлейха, ты - как ясного неба привет,
В твоих черных очах звезд немеркнущих свет.

Твои очи темней самых темных ночей,
В них сияние тысяч и тысяч лучей.

Воплощение рая - твоя красота,
Ты, как гурия рая, светла и чиста.

Зюлейха, несказанно люблю я тебя,
Растерял все слова, погибаю, любя,

Мой бессилен язык, чтобы песни слагать-
Ни словами сказать, ни пером описать!

Зюлейха, ты - дочь неба у нас на земле,
Твои очи - как звезды в полуночной мгле!

Урал

Славен мой
Урал Высотою скал.
Гребни горных круч
Блещут из-за туч.

Месяц серебрит
Ручейки долин,
Сосны, и гранит,
И снега вершин.

Солнце золотит
Сосны и гранит,
Ручейки долин
И снега вершин.

Надо мной шатром
Неба синева,
Шелковым ковром
Вся в цветах трава.

Славит соловей
Песнею своей
Лес, громады гор
И степной простор.

Я гляжу на мир,
Молодой батыр,
Полный вольных дум,
Слышу леса шум.

Славен мой Урал,
В самоцветах весь!
Взвейся выше скал,
Об Урале песнь!


Тоска по Родине

Голубые небеса,
Реки, рощи и леса,
Всюду птичьи голоса,
Благодатный мой Урал!

Ты и родина моя,
Ты любовь и жизнь моя,
Ты печаль и песнь моя,
Благодатный мой Урал!

Я стада твои люблю,
Я луга твои люблю,
Я снега твои люблю, Благодатный мой Урал!

Я своей любовью чист,
Как грозой умытый лист,
Как поутру птичий свист,
Благодатный мой Урал!

На чужбине сам грущу,
По твоим лесам грущу,
По твоим степям грущу,
Благодатный мой Урал!
 (699x454, 76Kb)

Языки Башкирии

Вторник, 11 Июля 2006 г. 18:26 + в цитатник
Azucar (Bashkortostan) все записи автора Историческая Башкирия представляла собой обширную населенную область от Волго-Камского бассейна на западе до Сибири на востоке. Здесь издавна сменяли друг друга многочисленные родоплеменные образования и их союзы.

История развития языка в крае

Вероятно, древнейшими жителями края после отступления последних ледников примерно 15 тыс. лет тому назад были первобытные охотники, рыболовы и собиратели дикорастущих съедобных растений и их плодов. По ряду косвенных аналогий, в частности по характеру наскальных рисунков в пещерах, подобных Каповой (Шульган-Таш на р. Белой в Бурзянском районе Башкортостана), обитателей тогдашнего Урало-Поволжья принято относить к так называемому индоевропейскому культурному кругу.

Тексты этой же языковой семьи считаются самыми "возрастными" (VIII-IV вв. до н. э.) из числа дошедших до нас - имеются в виду слова-названия, принадлежавшие ираноязычным скифам (сакам), сарматам и савроматам, кочевавшим по бескрайним равнинам от Причерноморья до Алтая.
Вот некоторые из сохранившихся иранских географических наименований на карте современного Башкортостана, Татарстана и Оренбуржья: Авдон (село под Уфой-от иранских ав "вода" и дон "река" в общем значении "многоводная, непересыхающая река"); Капку ль (озеро в Архангельском районе Башкортостана - от скифского капа "рыба" и тюркского кул "озеро" в общем значении "рыбное озеро"); Сакмар(а) (правый приток Урала - от иранского племенного названия сак и мар "серпантин" в общем значении "извилистая река саков"). Читателям можно предложить и другие толкования по книге "Словарь топонимов Башкирской АССР" (Уфа, 1980).

На смену первому иранскому этапу в лингвистической истории нашего региона пришел второй, связанный с передвижениями народов уральской языковой семьи. Раньше других в орбиту Великого переселения народов (IV- VII вв. н. э.) попали, очевидно, древние угры (венгры), оставившие на своей прародине по Северному Уралу ближайших сородичей - обских хантов и манси. На своем почти трехтысячеверстном пути из Азии в бассейн Дуная предки венгров сделали пять больших стоянок по двести-триста лет каждая, первой из которых была территврия древней Башкирии. С той поры остались башкирские топонимы Варяш (возможно, от венгерского варош "город"), вфв-"Уфа" (сравните венгерское фойо "река") и др.

Самым ощутимым до сих пор по своим последствиям для всего Поволжья явился тюркский этап их историй. Тюркская языковая общность, зародившаяся на Алтае, распространилась затем на запад, причем с начала первого тысячелетия н. э. тюрки двигались в Европу как южным (среднеазиатским), так и северным (трансуральским) путем. Именно следуя этим вторым курсом, оказались на местах своего нынешнего постоянного расселения три тюркских народа Урало-Поволжья: башкирский, татарский и чувашский.

Наконец, новейшая волна переселенцев на Волгу и Урал связана со вхождением территорий региона в состав Московского государства.

Внутри переселенческих потоков численно преобладали славяне (великороссы, украинцы и белорусы) и, отчасти, германцы (немцы, а также евреи, говорившие на языке идиш). Наблюдались также массовые переселения вплоть до XX в. так называемых припущенников из числа местных и соседних народностей, колонистов-хуторян из отдаленных малоземельных губерний бывшей Российской империи (латышей, эстонцев и др.).

Все это создало весьма пеструю национальную мозаику и обеспечило интенсивное смешение речевых систем современных жителей нашего края. Ныне до 90% всего населения республики составляют три этнических массива: башкиры (свыше 22%), русские (39%) и татары (28%). Далее по убывающей следуют чуваши (3%!), марийцы (менее 3%), украинцы (около 2%), мордва (около 1%), удмурты (менее 1%), белорусы, немцы, евреи и другие национальности (все вместе более 1%).

Ниже будут кратко охарактеризованы основные компактные языки народов Республики Башкортостан конца второго тысячелетия нашей эры соответственно трем наиболее распространенным мировым лингвистическим классификациям: обществоведческой, по происхождению и по формам слов.

Башкирский язык


Башкирский язык исторически входит в северозападную (кыпчакскую) группу тюркской семьи наряду с татарским, казахским, киргизским, каракалпакским, ногайским, балкарским, карачаевским, кумыкским, караимским и отчасти крымско-татарским. Имеет ряд специфических особенностей в фонетике (особенно по линии согласных) и лексике, принадлежит к числу социально развитых языков: это инструмент школьного и частично гуманитарного вузовского обучения, орудие активного литературного процесса и реализации газетно-журнальной продукции, средство библиотечного и книготоргового обслуживания, язык радио- и телепередач, политических кампаний и методов художественно-культурного воспитания. Следовательно, общественный диапазон башкирского языка должен быть признан достаточно широким и престижным. Классификация башкирских диалектов и говоров окончательно не установлена: традиционно насчитывается два диалекта-южный (юрматынский) и восточный (куваканский); ныне к ним отдельные диалектологи присоединяют на правах переходной группы говоров и третий, западный. Самоназвание б а ш к о р т разными специалистами интерпретируется на базе тюркских, монгольских, иранских и уральских языков. Автор настоящего очерка, со своей стороны, выдвинул версию о происхождении этнонима из тюркского башка "другой, особый" и алтайского орд (а) / у рта "войско, лагерь, ханская ставка; центр, средоточие" в общем значении "отдельное войско, особое племя" - поскольку предки башкир шли на Урал действительно собственным путем, контактируя с северными соседями и развив поэтому в своем языке и культуре много своеобычных черт.

Русский язык

Русский язык - единственный в стране официально назван международным как один из семи рабочих языков Организации Объединенных Наций. Он продолжает функционировать и как межнациональный в пределах СНГ, оставаясь в то же время и национальным для самих русских. Обладает старой письменностью, начиная с IX века; является литературным по крайней мере с 17-го столетия; восходит к восточно-славянской ветви индоевропейской языковой семьи.

Какого-либо отдельного русского диалекта на южном Урале не сложилось в силу сильной смешанности состава русской речи, о чем почти полтора столетия назад образно поведал блестящий ее знаток, академик и писатель В. И. Даль: "Около Уфы слышно много твердых гласных; говор отрывист: туды, сюды, оттуды; добрай, серай, мяшок, бяда, брявно; светой, в реме; пиро, сило, резать говядинкам вместо говядинку. Гвоздев, пнёв, окнов; желтыим, хорошиим; богатеющий (богатейший), умне(е), тепле(е); ты обедать, он знат'т; текёшь, река текёт, мы лягим, могим., могите, он смотрил, видил; смотряй, видай (смотри); сядись, ляжись; датчи, взятчи, иметчи" (Из статьи "О наречиях русского языка" 1852 г.).

Названия Русь/Россия насчитывают несколько толкований, среди которых привлекают варианты, связанные со словом роса - вероятно, из-за влажных, росистых мест первоначального обитания восточных славян.

Два других славянских языка, менее распространенных в Башкортостане, украинский и белорусский (кстати, их происхождение бесспорно связано с понятиями "окраина" и "Белая русь") близки по своим характеристикам к русскому- за исключением, пожалуй, международных позиций последнего.



Татарский язык

Татарский по численности говорящих занимает лидирующее положение среди тюркских языков России. В силу этого используется не только как национальный, но и межнациональный - к примеру, в северо-западных районах Башкортостана; он является старописьменным, литературным и отчасти религиозным наряду с арабским, священным языком всех мусульман планеты. В Башкортостане представлены два из трех татарских диалектов: западный (мишарский) и средний (казанский). На Урале зафиксированы и приметы восточного (сибирского) диалекта - в частности, цоканье вместо чоканья: цэй "чай", цуцка "свинья".
По своему происхождению татарский язык входит в; ту же кыпчакскую группу, что и башкирский.
Обозначение татар, скорее всего монгольского происхождения- так именовалось авангардное племя Чингисхана, из которого он подбирал доверенных военачальников, племенное же наименование впоследствии было перенесено на один из покоренных тюркских народов.

Чувашский язык - один из древнейших в тюркской семье, восходит в единственном числе к ее булгарской группе. Предполагается, что древние чуваши тесно контактировали с монгольскими и маньчжурскими племенами.


Уральские языки

Что касается уральских, точнее финно-угорских языков, то среди них выделяются сразу два марийских (горный и луговой), два мордовских (эрзя и мокша), два коми (зырянский и пермяцкий) и удмуртский языки. Все они выступают как письменно-литературные и. общественно развитые, образуя две группы: волжскую, (мари, мордва) и пермскую (коми, удмурты).

Всего же в современном Башкортостане представлено до 15 компактных языков, совместно проживающие носители которых имеют нормальные возможности для общения и развития своих культур.

Несколько иначе у нас выглядит владение родной речью: 17% всего народонаселения общается на башкирском языке, 45% на русском, 31% на татарском и только 7%i на остальных компактных языках. Столь мозаичная ситуация наложила свой отпечаток на выбор языков обучения и изучения в учебных заведениях Башкортостана. Школьное преподавание ведется на семи языках: башкирском, марийском, немецком, русском, татарском, удмуртском и чувашском. Кое-где возникают факультативы на иностранных языках (иврите, эсперанто), вводится преподавание на турецком и арабском. Вузы республики функционируют на трех наиболее распространенных языках: русском, башкирском и татарском. В то же время обеспеченность средних и начальных школ учителями языка и литературы на начало 90-х годов в Башкортостане выглядела весьма неравномерно: по русскому языку и литературе не хватало 530 учителей (4% от требовавшегося числа), по башкирскому 145 учителей (5%), татарскому-128 учителей (12%), марийскому - 30 учителей (16%), чувашскому-15 учителей (22%), удмуртскому- Ш учителей (24%). Таким образом, при существующем ежегодном выпуске вузами республики примерно 200 русистов, 100 с лишним башкироведов и до 50 татароведов потребность в кадрах по этим трем специальностям вряд ли будет покрыта в течение ближайшего пятилетия.


Взаимодействие языков и культуры Башкирии


В статье о культуре народов Башкортостана уместно упомянуть о взаимодействии ее с их языками.

Культура обычно определяется как совокупность высших достижений общества в сфере создаваемых им материальных и духовных ценностей. С этой позиции очевидным недоразумением выглядят выражения типа низкая культура общения - культура принципиально не может быть "низкой", ибо всегда оценивается по максимуму. Иное дело, что разные группировки людей и специальные дисциплины вкладывают в этот термин неадекватное содержание: так, понятие археологической культуры определяется как общность ископаемых памятников, имеющих сходные черты .во времени и пространстве.

Противоположность контактирующих культур (к примеру, сельской и городской) наметилась довольно рано- так, происхождение арабского термина маданийат "культура, цивилизация" из мадина "город" свидетельствует о том, что для арабов культура изначально была сугубо городским, "оседлым" явлением, в то время как бедуины-кочевники пустыни больше тяготели к иным ценностям. Впрочем, и латинское цивилизаций есть имя собирательное от цивис "гражданин, горожанин".

К слову, многие социальные неустройства проистекают вследствие столкновения различных либо неодинаково понимаемых культур. Речевая культура индивида неотъемлема от общества, ее падение - верный признак деградации в социальных отношениях, испытывающих серьезный кризис. Рассмотрение интенсивных культурных и языковых взаимовлияний поднимает уровень речи говорящих и пишущих, вырабатывает терпимость к восприятию разных языков, способствует распространению двуязычия и многоязычия.



Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Национальный напток -кумыс

Вторник, 11 Июля 2006 г. 18:17 + в цитатник
Azucar (Bashkortostan) все записи автора Кумыс (kымыз), традиционный напиток кочевников-скотоводов из кобыльего молока, полученный в результате молочно-кислого и спиртового брожения. Угощение кумысом предваряло и завершало гостевую трапезу.
Из истории
Первое упоминание о кумысе встречается у древнегреческого историка и путешественника Геродота, жившего еще в V веке до н.э. Он сообщал, что излюбленным напитком скифов-кочевников было кобылье молоко, приготовленное впрок по особому методу. Как писал Геродот: скифы сбивают кобылье молоко в деревянных чанах, а затем сливают верхние слои, которые считают лучшей частью, в отдельные кадки. Кочевники тщательно охраняли секрет изготовления кумыса. Тех, кто разглашал эту тайну, ослепляли. Многие историки полагают, что кумыс пошел именно от скифов.
далее



Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Курбан-байрам

Вторник, 11 Июля 2006 г. 18:14 + в цитатник
Azucar (Bashkortostan) все записи автора Повсюду, где распространен ислам, широко отмечается праздник жертвоприношения - Курбан-байрам. Он празднуется через 70 дней после окончания поста - Уразы. День жертвоприношения связывается с трансформированной в исламе библейской легендой о пророке Аврааме (Ибрагиме), который хотел принести в жертву богу своего сына Исаака (Исмаила). Но бог послал ангела с барашком и спас Аврааму сына. В память об этом событии каждый правоверный мусульманин обязан принести жертву (курбан) всевышнему, т. е. зарезать овцу, корову или верблюда.

Верующие ревностно выполняют это требование. Ведь, согласно поучениям духовенства, тот, кто не принесет в праздничный день жертву богу, не сможет попасть в рай, ибо преодолеть "тонкий, как волос" мост Сират, перекинутый через ад, верующий сможет лишь на спине животного, принесенного в жертву.

В праздник мусульманин, имеющий средства на покупку животного, приносит в жертву: один человек - барана, овцу или козу, до 10 человек вместе (т. е. вскладчину) - одну голову крупного рогатого скота или верблюда. (Животное должно быть установленного возраста - однолетка). По шариату, баран, овца или коза может быть заколота за грехи одного человека, корова или бык - за семерых, а верблюд - за десятерых. Если жертва приносится по обету (например, о рождении сына) или в знак покаяния за греховные действия, то все мясо жертвенного животного раздается неимущим. В обычных условиях треть мяса идет на праздничную трапезу семьи, а остальное раздается. Последнее означает или прямую раздачу кусков сырого мяса беднякам, или их кормление за своим столом блюдами из жертвенного мяса, чтобы в праздник не было голодных. Ритуальное закалывание животных происходит как в первый, так и в последующие дни праздника, но оставлять мясо на послепраздничные дни запрещено. При закалывании животное надо повалить на землю головой в сторону Мекки. Кровь и печень животного собирают в черную тряпку, чтобы они не увидели света.

За 20 дней до наступления праздника не полагается веселиться, устраивать торжественных угощений, надевать новые одежды, стричься и т. д. Накануне праздника пекут ритуальные хлебцы.

Этот праздник и приготовления к нему обставляются весьма торжественно: совершается особое богослужение в мечети, читаются проповеди, в домах готовятся разнообразные блюда, прежде всего, мясные. Курбан-байрам продолжается три дня. В дни праздника мусульмане посещают могилы своих близких, молятся за них и раздают милостыню.

Татары в Башкортостане

Вторник, 11 Июля 2006 г. 18:10 + в цитатник
Azucar (Bashkortostan) все записи автора Татары


В Башкортостане проживает 1120,7 тыс. татар. Так же как и русские, татары - не коренное население. Они формировались в пределах Среднего Поволжья и Нижнего Прикамья. Переселение их на восток, в том числе на территорию современного Башкортостана, началось со второй половины XVI века.

О происхождении татар бытуют, в основном, две теории. Согласно первой, известной как булгарская (Н. Карамзин, И. Березин, В. Григорьев, К. Насыри, Н. Чернышевский и др.), предки поволжских (казанских) татар произошли от булгар.

Вторая версия, возникшая почти одновременно с первой, увязывает происхождение поволжских (казанских) татар с татарами Золотой Орды и через них и с татаро-монголами XIII в. С. М. Соловьев, Г. И. Перетяткович, А. Н. Ашмарин, М. Н. Покровский и другие считали, что казанские татары являются прямыми потомками золотоордынскпх татар-завоевателей, которые разрушили Волжскую Булгарию.

Золотоордынская гипотеза происхождения татар имеет своих сторонников среди ученых различных направлений.

Татары, а основном, имеют темный и светлый европеоидный облик. Темный европеоидный (понтийский) тип представлен в 40% казанских татар, 60%-мишарей и до 15% крещеных татар. Светлый европеоидный тип характерен для 20% поволжских татар, 20% .мишарей и 44% кряшен. Кроме того, можно выделить также сублапоиоидный или уральский (волго-камский) тип и монголоидный (южно-сибирский) тип, характерный для татар Золотой Орды, сохранившийся у ряда тюркоязычных народов (в том числе у части башкир юго-востока края). По степени выраженности европеоидных и монголоидных признаков татары Поволжья и Приуралья находятся между узбеками и гагаузами.

Русские в Башкортостане

Вторник, 11 Июля 2006 г. 18:09 + в цитатник
Azucar (Bashkortostan) все записи автора Русские

Другой многочисленный народ республики - русские. Язык их входит в восточнославянскую группу индоевропейских языков. По своему происхождению русские связаны с восточнославянскими племенами. В их формировании участвовали и некоторые неславянские народы, которые издавна обитали на нынешней территории европейской части России.

В XVI-XVII вв. русские начали заселять Нижнее Поволжье, Урал, Северный Кавказ и Сибирь, в XVIII- XIX вв. - расселяться в Прибалтике, Причерноморье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане и на Дальнем Востоке. Перепись населения 1989 г. учла в республике более 1 млн. 548 тыс. русских, составляющих 39,3% населения Башкортостана. Русское население расселено по территории Башкортостана повсеместно, но неравномерно. Более всего оно сосредоточено в южной, северо-восточной и центральной зонах. В западной, северо-западной и уральской- доля его в структуре населения сравнительно невысока. Абсолютное большинство русских (83,02%) проживает в городской местности. В сельской - они составляют менее 17%.

Заселение Башкирии русскими началось главным образом с XVII в., хотя первые русские люди появились в крае уже в XVI в., после присоединения его к Русскому государству. В 1574 г. царь Иоанн Васильевич Грозный "для защиты их (башкир) от набегов соседственных хищных народов построил внутри Башкирии крепость на берегу р. Белой и поместил в ней охранительную стражу". Стрельцы, заложившие крепость-город Уфу, и были первыми русскими людьми на башкирской земле. По распоряжению царского правительства начали появляться и другие укрепленные поселения: в 1645 году - Мензелинск, в 1663 г.- Бирск. Примерно в это же время была построена Закамская линия укреплений. Начинается планомерное заселение русскими обширных районов вновь присоединенного края. Переселение русских в край шло в результате не только правительственной колонизации, но и за счет беглого крепостного и тяглового населения. Северо-западная Башкирия заселялась дворцовыми крестьянами Казанского уезда и Кунгурского края. К середине XVII в. здесь возникли села Челны, Латкинское ("Масленный мыс тож") и Большие Шилны, деревни Орловка, Нижние Куваты, Мазино и др.

Рыбная ловля по рекам Кама, Ик, Мензеля, Белая (нижнее течение) и прилегавшие к ним земельные угодья отдавались "на оброк из казны" Савво-Сторожсвскому (с 1654 г.), Богородскому и Костромскому, Богоявленскому (с 1657 г.) монастырям. На пожалованных монастырям землях (в 1651 г. башкирские угодья были пожалованы уфимскому Успенскому мужскому монастырю; на вотчинных землях башкир выросли Далматов и Рафаилов монастыри) образовались Монастырские Дуванен и Вознесенское ("Чесноковка тож"), деревня Елтемир (на реке Челны) и др., которые, безусловно, были местами сосредоточения русского населения. Восточная (Зауральская) Башкирия заселялась крестьянами из Кунгурского края и Западной Сибири.

В конце XVII в. в основанных русскими Катайском и Колчеданском острогах, Арамильской, Окуневской, Белоярской, Чюмляцкой, Камышловской, Новопесчанской и Багаряцкой слободах насчитывалось более 1,4 тыс. дворов с населением в 4,6 тыс. душ мужского пола. Переселенцы причислялись к одному из разрядов крестьян: оброчных, дворцовых, монастырских, черносошных (государственных). Юг Башкирии с конца XVII в. начал заселяться выходцами из яицких казаков. Несколько позже на юго-восточной, юго-западной границах появилось несколько десятков крепостей и городов, населенных военно-служилым людом и составивших Оренбургскую укрепленную линию. Тогда же образовалось Оренбургское казачье войско, численность которого к концу XVIII в. достигла более 21 тыс. душ мужского пола.

Приток русского населения особенно возрастает с XVIII в. в связи со строительством заводов: Воскресенского (1736 г.), Преображенского (1750 г.), Кананикольского (1751 г.), Богоявленского (1752 г.), Архангельского (1753 г.), Верхне-Авзянопетровского (1755 г.), Благовещенского, Нижне-Авзянопетровского (1756 г.), Нижне-Троицкого (1760г.), Белорецкого (1762 г.), Узянского (1777г.) и др. Только за 1747-1795 гг., между второй и пятой ревизиями, из Воронежской, Казанской, Нижегородской, Пензенской, Симбирской, Пермской губерний переселилось более 94 тыс. мужского пола крестьян, в том числе 30 тыс. русских, 20 тыс. - татар, 19 тыс. - мордвы, 18,5 тыс. - чувашей и более 7 тыс. душ мужского пола - "крещеные иноверцы".

В прошлом столетии переселение в Башкирию усилилось. Только за первую его половину население Оренбургского края увеличилось в 2,5 раза. В 1824 г. казенным крестьянам малоземельных губерний было разрешено переселяться в Оренбургский край и за 1824-1827 гг. этим правом воспользовались около 12 тыс. человек.

К началу нашего столетия русские стали самым многочисленным народом в Башкирии. В 1912-1913 гг. только в сельской местности Уфимской губернии проживало 876,5 тыс. русских крестьян. Накануне Великой Отечественной войны численность русских достигла 1281 тыс. Численность русских в республике не сокращается: в 1970 г.- 1546,3 тыс., 1979 г.- 1547,9 тыс. и в 1989 г.- 1548,3 тыс.

Русские преобладают в старых городах - Уфе, Бирске, Белебее, Стерлитамаке. В относительно новых городах их доля значительно ниже (Баймак, Учалы, Сибай и др.).

Без заголовка

Вторник, 11 Июля 2006 г. 18:08 + в цитатник
Azucar (Bashkortostan) все записи автора Башкиры

Коренная национальность края - башкиры*.
Общая численность их в СССР, по переписи населения 1989 г., составляла 1 млн. 449,1 тыс. чел., из них 1 млн. 345,3 тыс. на территории России. Основная часть башкир (863,8 тыс, или 59,6%) сосредоточена на своей этнической территории. За пределами республики они обитают в Челябинской (161,2 тыс.), Оренбургской (5З,8 тыс.), Пермской (52,3 тыс.), Свердловской (41,5 тыс.), Курганской (17,5 тыс.), Тюменской (41,1 тыс.) областях, Казахстане (41,3 тыс.), Узбекистане (34,8 тыс.), Татарстане (19,1 тыс.) и др.

История Башкирии и формирования антропологического состава башкир
В Башкортостане проживает около 4 млн. человек, которые по национальной языковой классификации относятся: к алтайской (башкиры, татары, чуваши, казахи), индоевропейской (русские, украинцы, белорусы, немцы, евреи, армяне, латыши), и уральской (марийцы, мордва, удмурты) языковым семьям. Сложную картину представляет структура верований этих народов. Наибольшую распространенность среди верующего населения имеют две мировые религии - ислам (суннитского толка) и христианство (православие). Приверженцами ислама являются тюркоязычные башкиры, большинство татар, казахи, небольшая часть чувашей. Православие исповедует подавляющая часть верующих русских, украинцев, белорусов; оно распространено среди верующих чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов, части татар. У финноугорских народов и чувашей бытуют также самобытные формы дохристианских религиозных воззрении: посещая церковь и почитая Христа, они поклоняются своим многочисленным богам и духам. Разных направлений верований придерживаются также русские (православие, старообрядцы), украинцы и белорусы (православные, католики), тюркоязычные татары (мусульмане - сунниты, кряшены) и чуваши (двоеверцы, соблюдающие в христианстве языческие обряды, мусульмане).

В Приуралье древнебашкирские племена появились, судя по письменным источникам, в IX в. Об этом свидетельствуют сообщения Ибн-Русте, ал-Балхи, относящиеся к IX-XI вв. О "народе из тюрок, называемом башгорд", обитавшем в X веке в Волго-Уральском междуречье, сообщал арабский путешественник Ахмед ибн-Фадлан. В Приуралье башкиры пришли сложившейся древней народностью с самобытной культурой, языком. На новой территории они вступали во взаимосвязи с аборигенным финно-угорским и сармато-аланским населением и, как более многочисленная народность, значительную часть их ассимилировали.

Определенное воздействие на национальный облик башкир оказали угро-финские народы. С конца XVII и особенно в XVIII вв. в связи со строительством городов-крепостей и городов-заводов на башкирских землях появляется русское население: Уральское казачье войско, работные люди, вольные переселенцы-крестьяне - оказавшие значительное воздействие на хозяйство и материальную культуру местных жителей.

В X-начале XIII вв. , в основном, западная часть башкир была в политической зависимости от Волжской Булгарии. К этому же времени относится начало проникновения в их среду ислама, распространяемого миссионерами из Средней Азии и Булгарии. В 1236 г. Башкирия была покорена монголами и вошла в состав раннефеодального государства - Золотая Орда. В конце XIII - начале XIV вв. она распалась, и на ее развалинах образовался ряд феодальных ханств. Башкиры оказались расчлененными между Ногайской ордой, Казанским и Сибирским ханствами, хотя политическое влияние последних не было решающим.

Для Башкирии XV - первой половины XVI вв. главным политическим фактором было ногайское господство. В первой половине XVI в. Ногайское ханство распалось на две орды: Большую и Малую. Башкирия осталась под властью Большой Ногайской орды. В середине XVI в. князь Исмаил признал себя вассалом Русского государства, что дало возможность башкирам окончательно освободиться от ига ногайских мурз и князей, казанских и сибирских ханов и войти в состав Русского государства.

Присоединение Башкирии к Русскому государству продолжалось с 1553-1554 гг. до 1557 г. Первыми в его состав вошли западные и северо-западные башкиры, земли которых впоследствии назывались Казанской дорогой. Затем русское подданство приняло население центральной, южной и юго-восточной части края. Впоследствии эта область называлась Ногайской дорогой. Под властью Сибирского ханства оставались северо-восточные и зауральские башкиры. Окончательно подданными России они стали лишь после полного разгрома царства Кучума.

Принимая башкир в число своих подданных, Русское государство брало на себя защиту их от набегов и грабежей соседних племен и народов, гарантировало их земельные права. Башкиры же обязались платить ясак, нести военную службу (за свой счет), участвовать в боевых походах, охранять юго-восточные границы России от набегов кочевников. На первых порах русские власти не вмешивались во внутреннее управление, не подвергали преследованию верования, обычаи и обряды башкир. Напротив, Иван Грозный завоевал среди коренного населения доселе невиданную популярность, как "добрый" и "милостивый" царь. Жалованные грамоты башкирам он давал потому, что в условиях жестокой борьбы с Казанским и Астраханским ханствами так диктовали интересы государства.

В конце XVIII - первой половине XIX вв. основная территория, населенная башкирами, входила в состав Оренбургской губернии. В 1798 г. в Башкирии была введена кантонная система управления, которая с небольшими изменениями просуществовала до 1865 г. Из башкирского и мишарского населения было сформировано иррегулярное войско, основной обязанностью которого была охрана Оренбургской пограничной линии. В 1865 г. Оренбургская губерния была разделена на две: Оренбургскую и Уфимскую. В состав последней вошли Белебеевский, Бирский, Мензелинский, Стерлитамакский, Уфимский, Златоустовский уезды. Административно-территориальное деление, предпринятое в 1865 г., сохранялось неизменным до 1919 г.

Несколько дней спустя после социалистической революции- 15 ноября 1917 г. территории Оренбургской, Уфимской, Пермской, Самарской губерний, населенные башкирами, были провозглашены Башкирским областным советом (шуро) автономной частью Российской республики. Было образовано "правительство автономного Башкортостана". Однако последующие события не позволили реализовать намеченное. В марте 1919 г. было подписано "Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономной Башкирии", которым закреплялось образование Башкирской АССР.

Башкирская республика образовалась в пределах Малой Башкирии как федеративная часть РСФСР. Было создано 13 кантонов. Центром ее было село Темясово, с августа 1919 г. правительственные учреждения находились в г. Стерлитамаке. В составе Уфимской губернии в 1919 г. были уезды: Уфимский, Белебеевский, Бирский, Мензелинский, часть Златоустовского и Стерлитамакского уездов. На основании декрета ВЦИК от 14 июня 1922 г. Уфимская губерния была упразднена и ее уезды включены в состав Башкирской республики со столицей в г. Уфе. Современные границы установились в 1926 г.
В октябре 1990 г. Верховный Совет Башкортостана провозгласил Декларацию о государственном суверенитете республики.

Без заголовка

Вторник, 11 Июля 2006 г. 18:05 + в цитатник
Azucar (Bashkortostan) все записи автора  (200x215, 16Kb)
Герб Республики Башкортостан

Герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего Солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, лента, окрашенная в цвета флага государственного Республики Башкортостан, с надписью по белому полю: "Башкортостан". В цветовом изображении герба РБ памятник Салавату Юлаеву и орнамент - золотистого, цветок курая - зеленого, восходящее солнце - светло-золотистого, лучи солнца - желтого, фон между памятником и орнаментом - белого, внутренняя и наружная окружности - темно-золотистого цветов".

Салават Юлаев — башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший подвиги башкирских богатырей, родную природу, его творчество проникнуто духом борьбы против всякого гнета, передавалось из уст в уста. Однако на гербе изображена не конкретная личность. Памятник Салавату — обобщенный образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость, он символизирует дружбу и единение народов Башкортостана.

Без заголовка

Вторник, 11 Июля 2006 г. 18:04 + в цитатник
Azucar (Bashkortostan) все записи автора  (200x133, 2Kb)
Флаг республики Башкортостан

Флаг Республики Башкортостан представляет собой прямоугольное трехцветное полотнище с эмблемой, состоящее из горизонтальных равновеликих по ширине полос: верхнняя полоса синего цвета, средняя - белого цвета, нижняя - зеленого цвета. В центре белой полосы золотистым цветом изображена эмблема - круг, внутри которого находится стилизованный цветок курая, состоящий из 7 лепестков. Соотношение ширины флага к его длине - 2:3 (первоначально до 2003 г. - 1:2). Верхняя, средняя и нижняя полосы составляют по 1/3 ширины флага, круг располагается в центре флага, и его диаметр составляет 1/8 длины или 1/4 ширины флага.

Во флаге Республики Башкортостан синий цвет означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов республики, белый - их миролюбие, открытость, готовность к сотрудничеству; зеленый - свободу, вечность жизни. Цветок курая - символ дружбы, 7 его лепестков, расположеных в центре белой полосы, символизируют 7 родов, положивших начало консолидации и единению народов Башкортостана на его территории. Окружность, обрамляющая цветок, — знак вечного движения. Синий и белый цвета флага совпадают с цветами флага России. Подтверждение того, что башкиры веками жили в мире и дружбе с Россией.

Из истории развития символики на территории Башкортостана

Вторник, 11 Июля 2006 г. 18:01 + в цитатник
Azucar (Bashkortostan) все записи автора Из истории развития символики на территории Башкортостана

После вхождения Башкирии в состав Российского государства, составлением гербов, занимались центральная и местная администрации. В середине 17 века в приказе Казанского дворца была изготовлена печать Уфимской приказной избы с изображением на ней первого герба г. Уфы - бегущей куницы. В дальнейшем задача создания гербов городов Башкирии была возложена на Герольдмейстерскую контору ( Санкт - Петербург). Между 1724 - 1727 гг. товарищем герольдмейстера Ф. М. Санти и художниками Н. Чернавским и П. Гусятниковым были представлены 2 варианта проекта герба для Уфы: старый - с изображением куницы - и новый - "в золотом щите на красном поле белая лошадь, бегущая по зеленой земле". Проекты были утверждены в 1730 году. В результате Уфа получила два одновременно функционирующих герба. Для знамени Уфимского гарнизонного полка был выбран новый герб с изображением бегущей лошади. Уфимская провинциальная канцелярия продолжала пользоваться печатью с изображением куницы.

Большая часть городских гербов Башкирии появилась в конце 18 в. при создании Уфимского наместничества. Созданные в это время эмблемы почти лишены политической окраски. В отличие от гербов предыдущего периода, они явились результатом деятельности Герольдмейстерской конторы. Проекты гербов городов Башкирии были утверждены Сенатом в июне 1782 года. Новое в гербах городов - включение в состав каждого из них герба города Уфы, как центра наместничества. Герб Уфы снова претерпел изменение. Вернулись к старинному гербу - бегущей кунице. 5 июля 1878 года был утвержден герб Уфимской губернии: "В серебряном щите, лазуревая бегущая куница, с червленными глазами и языком. Щит увенчан Императорскую короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою".

После Октябрьской революции 1917 года прежняя символика была отменена. 29 ноября 1917 года Башкирское Центральное Шуро (Совет) в г. Оренбурге провозгласило об образовании территориально - национальной автономии Башкирии как федеративной части России.

20 августа 1918 года Башкирское правительство издало Фарман (приказ) №4547 "Об утверждении башкирского национального флага", который представлял собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих полос - синей, зеленой и белой цветов. После признания Советской Россией автономии Башкирии, национальный флаг претерпел изменения. В октябре 1924 года на основании постановления Башкирского ЦИКа, был утвержден Государственный флаг БАССР, который представлял собой прямоугольное полотнище красного цвета с изображением в его верхнем углу у древка золотых серпа и молота, а под ними красная пятиконечная звезда с золотой каймой. В феврале 1938 года Государственный флаг БАССР претерпел новые изменения. На красном полотнище в левом верхнем углу у древка была помещена надпись "РСФСР" и запись маленькими буквами "Башкирская АССР".

31 марта 1954 года в связи с изменением Государственного флага РСФСР, претерпел изменения и Государственный флаг Башкирской АССР. У древка во всю ширину флага была добавлена светло - синяя полоса. В таком виде Государственный флаг Башкирской АССР функционировал до 1990-х годов. 25 февраля 1992 года Верховный Совет Республики Башкортостан утвердил новый Государственный флаг Республики Башкортостан.

После октябрьских событий 1917 года, одновременно с созданием Государственного флага молодой Башкирской республики, шла разработка и Государственного герба. В марте 1925 года Башкирский ЦИК утверждает герб "Автономной Башкирской Советской Социалистической Республики". Основными элементами данного герба были серп, молот и надписи на русском языке "АБССР", "Пролетарии всех стран, соединяйтесь".

Вместе с тем, центральная советская власть стремилась сделать государственные символы однотипными. В связи с этим в феврале 1938 года утверждается Государственный герб БАССР. Им являлся Государственный герб РСФСР с изображением золотых серпа и молота, помещенных крест - накрест, рукоятями книзу, на красном фоне, в лучах солнца и в обрамлении колосьев с надписью "РСФСР". О принадлежности к Башкортостану указывали лишь надписи "Башкирская АССР" на русском и башкирском языках, исполненные буквами меньшего размера. С некоторыми изменениями данный герб существовал до начала 1990-х годов. 12 октября 1993 года Верховным Советом Республики Башкортостан был утвержден новый Государственный герб Республики Башкортостан.

Дневник Bashkortostan

Вторник, 11 Июля 2006 г. 02:52 + в цитатник
Это сообщество посвящено солнечному и богатому краю - Республике Башкортостан!
Здесь вы можете писать об истории,культуре,языке и о многом другом!
Буду рада Вас здесь видеть!


Поиск сообщений в Bashkortostan
Страницы: [1] Календарь