Аборты и рождаемость в ссср |
Остановимся кратко еще на одной существенной стороне в жизни женщин - на материнстве, точнее, на вопросах, связанных с рождением и воспитанием детей.
Затрагивая вопросы, связанные с рождением детей отметим, прежде всего, что в наше время серьезное развитие приобретает тенденция сознательного регулирования естественного прироста населения. Одни государства современного мира стремятся сократить естественный прирост населения и для этого проводят ряд мер, косвенно воздействующих на снижение рождаемости. Скажем, повышают брачный возраст (Китай), ограничивают число детей в семье и т. д. Другие государства, напротив, стремятся усилить естественный прирост населения и проводят ряд мер, косвенно поощряющих рождаемость - выдают пособия роженицам, оказывают помощь многодетным и т. д. Регулирование рождаемости происходит и в СССР, причем в СССР процесс регулирования носит особенно противоречивый характер. Государство, учитывая задачи коммунистического движения, стремится увеличить естественный прирост населения в СССР и проводит ряд мер, поощряющих рождение детей. Семья, наоборот, учитывая свои многочисленные социально-бытовые трудности, стремится ограничить количество детей и принимает ряд мер, снижающих рождение детей. Эти две тенденции, выражающие в конечном счете противоречие между женщиной и коммунизмом на данном этапе его развития, мы и поясним в общих чертах.
Начнем с предупреждения беременности, то есть с борьбы женщин за сокращение количества рождений.
Аборты. Аборты, представляющие собою преждевременное прекращение беременности, связаны с рядом существенных проблем и, прежде всего, с проблемой морали, с проблемой прав женщины относительно своего материнства, проблемой народонаселения и проблемой демографической политики государства.
Законами большинства государств Запада производство абортов в основном либо запрещено, либо серьезно ограничено. Советская пропаганда связывает этот факт с войной, которую будто бы готовит буржуазия против СССР.
"Не желая заставлять своих сыновей переносить опасности войны и тяготы военной службы, буржуазия и эту повинность стремится переложить на плечи рабочего класса. Поэтому, стремясь к увеличению армии, буржуазия всячески пытается противодействовать сокращению рождаемости среди пролетариата. Отсюда грозные законы, запрещающие производить аборты".3
Утверждение не слишком умное, но для коммунистической пропаганды против "буржуазных" стран очень характерное. Как же подходит к абортам коммунистическое государство - СССР? Аборты в СССР регулируются соответствующим законодательством. Сначала это был закон 1920 года, затем закон 1936 года и, наконец, закон 1955 года. Каждый из этих законов имеет вводную часть пропагандно-политического характера, в которой, обычно, критикуется капитализм и восхваляется коммунистический социализм.
Закон от 18 ноября 1920 года говорит, например, следующее:
"За последние десятилетия как на Западе, так и у нас возрастает число женщин, прибегающих к прерыванию своей беременности. Законодательства всех стран борются с этим злом путем наказаний как для женщины, решившейся на выкидыш. так и для врача, его произведшего. Не приводя к положительным результатам, этот метод борьбы загнал эту операцию в подполье и сделал женщину жертвой корыстных и часто невежественных абортистов, которые из тайной операции сделали себе промысел...
Наркомздрав и Наркомюст, охраняя здоровье женщины и интересы расы от невежественных и корыстных хищников, и считая метод репрессий в этой области абсолютно недостигающим цели. постановляют:
1. Допускается бесплатное производство операций по искусственному прерыванию беременности и в обстановке советских больниц, где обеспечивается ее максимальная безвредность.
2. Абсолютно запрещается производство этой операции кому бы то ни было кроме врача".4
Таким образом в капиталистических государствах ведется борьба с абортами репрессивным методом, но этот репрессивный метод не дает положительных результатов. Наоборот, загоняя производство абортов в подполье, он ухудшает положение женщины, так как превращает ее в жертву невежественных абортистов. Поэтому коммунистическое государство, охраняя интересы расы и заботясь о здоровье женщин, разрешило производство абортов в больничных условиях силами врачей,
Закон от 27 июня 1936 г. говорит о репрессивном методе уже следующее:
"...в условиях капитализма эти законы только отражают лицемерие господствующих классов, так как они не исцеляют болячек капитализма, а превращают их в особенно злокачественные... Только в условиях социализма, где отсутствует эксплуатация человека человеком и где женщина является полноправным членом общества... можно серьезно поставить борьбу с абортом, в том числе и путем запретительных законов...
1. В связи с установленной вредностью абортов, запретить производство таковых как в больницах и специальных лечебных заведениях, так и на дому у врачей и на частных квартирах беременных...
2. За производство абортов установить уголовное наказание врачу... от 1 года до 2 лет тюремного заключения... за понуждение женщин к производству аборта... до 2 лет... В отношении беременных женщин...общественное порицание, а при повторении - штраф до 300 рублей".5
Таким образом репрессивный метод борьбы с абортами вреден только в капиталистических условиях, а в социалистических условиях он полезен, и коммунистическое государство, опять же заботясь о здоровье женщин, запретило аборты, а за производство их ввело соответствующие репрессии. Это, как подчеркивается в специальной литературе,
"...представляло собою одно из ярчайших проявлений культурно-воспитательной функции социалистического государства".6
Закон от 23 ноября 1955 г. говорит о репрессивном методе борьбы с абортами уже следующее:
"Проводимые Советским государством мероприятия по поощрению материнства и охране детства и непрерывный рост сознательности и культурности женщин... позволяет в настоящее время отказаться от запрещения абортов в законодательном порядке ... В целях предоставления женщине возможности, самой решать вопрос о материнстве, а также предупреждения вреда, наносимого здоровью женщины внебольничными абортами... 1. Отменить ст. 1 постановления ЦИКа и СНК от 27 июня 1936 г. о запрещении абортов. 2. Производство операций искусственного прерывания беременности допустить только в больницах".7
Таким образом репрессивный метод борьбы с абортами, оказывается, вреден не только в капиталистических, но и в коммунистических условиях, и коммунистическое государство, опять же заботясь о здоровье женщин, разрешило больницам производить аборты. В специальной литературе СССР подчеркивается теперь, что
"В нашей стране женщинам предоставлена возможность сделать аборт, в то время как в большинстве капиталистических стран аборты запрещены и женщина вынуждена прибегать к подпольным абортам, что всегда связано с риском для жизни".8
Таковы три этапа в регулировании абортов в СССР. На всех этих этапах перемены в законодательстве объяснялись заботой партии и правительства о здоровье женщин. Однако трудно поверить, чтобы с 1920 по 1936 год для здоровья женщин было полезно разрешать аборты, с 1936 по 1955 год для здоровья женщин было полезно запрещать аборты, а с 1955 года для здоровья женщин полезно снова разрешать аборты. Какие же действительные мотивы лежат в основе законодательства об абортах в СССР?
Начнем с закона 1920 года. Известно, что до революции в России, как и в ряде других государств того времени, неразрешенное производство абортов преследовалось по закону. Ленин тогда считал необходимым
"...требовать безусловной отмены всех законов, преследующих аборты".9
И после революции под влиянием соответствующей пропаганды аборты стали в СССР широко распространенным явлением. Закон 1930 т. оформлял это фактически сложившееся положение и исходил не из заботы о здоровье женщин, а из заботы об укреплении власти коммунизма. Цель закона заключалась тогда в том, чтобы расшатать старые устои семьи и привлечь на свою сторону молодежь, особенно женскую.
Иные цели преследовал закон 1936 г. Жизнь в стране стала очень тяжелой и женщины сначала в городе, а затем я в деревне стали пользоваться правом на аборты в возрастающих масштабах. Количество абортов всюду и непрерывно увеличивалось. Скажем, в Ленинграде число родившихся и число абортов на 1000 человек населения изменялось следующим образом:10
Значит, число родившихся уменьшалось, а число абортов увеличивалось, причем только за четыре года число абортов увеличилось почти в шесть раз. В 1928 году абортов было уже в полтора раза больше, чем рождений. Рост числа абортов продолжался и в последующие годы. Скажем, в учреждениях Наркомздрава было в течение 1934 года зарегистрировано такое количество рождений и абортов:11
Таким образом в Москве на одно рождение было уж, три аборта, то есть из четырех беременных женщин рожала только одна, а три - делали аборт. Это было в период когда население СССР понесло огромные потери от коллективизации и особенно от голода 1932-1933 года.
Ясно, что дальнейшее увеличение абортов и резкое снижение рождаемости могло привести СССР к настоящей демографической катастрофе. И партия применила "буржуазный" репрессивный метод. Аборты были запрещены и за производство абортов были установлены репрессии. Но это путь, ведущий женщину, стремящуюся прервать свою беременность, к подпольному аборту, который неизбежно связан с ущербом для ее здоровья и даже риском для ее жизни. Значит, закон 1936 г. был принят не с целью оградить здоровье женщины, как провозглашала партия и писали ее услужливые агенты, а с целью избежать демографической катастрофы.
Иные цели преследовал закон 1955 года, разрешивший аборты. Запрещение абортов в 1936 году вызвало сначала увеличение рождаемости, но это было кратковременным явлением. Жизнь оставалась трудной, и женщины не могли отказаться от абортов. Но поскольку они уже не могли делать аборты в больнице при помощи квалифицированных врачей, они стали делать их тайно, в антисанитарных условиях при помощи невежественных абортистов, действовавших самыми примитивными, варварскими способами. Такие аборты неизбежно калечили здоровье женщин и очень часто приводили к смертельному исходу. В "Новом журнале" можно прочитать, например, следующее свидетельство б. советской консультантки правового кабинета для женщин:
"Ни выставке Уголовного розыска я видела коллекцию орудий производства абортов. Там были ржавые спицы, чтобы вызывать кровотечение, а попутно, в большинстве случаев, и заражение крови. Этими же спицами производилась совершенно чудовищная операция, фактически являвшаяся в 99 случаях из 100 двойным убийством. Если даже при ней дело обходилось без прободения, то всё равно, почти неизбежно начиналось заражение крови и мать, доставленную в больницу (обычно слишком поздно), почти никогда не удавалось спасти. Были еще деревянные палочки с системой веревочек, прикреплявшиеся к поясу. С таким орудием пытки несчастная жертва должна была ходить 1-2 дня, чтобы в результате попасть в больницу".12
Больницы были переполнены жертвами подпольных абортов, морги были завалены женскими трупами. Однако статистика не отражала этого бедствия, так как во врачебных заключениях полагалось в этих случаях указывать, что "смерть последовала от перитонита". Тем не менее численность абортов не сокращалась, а увеличивалась; рождаемость не повысилась, а понизилась и закон 1936 г., запрещающий аборты, окончательно потерял свое значение. Больше того, он стал приносить явный и значительный вред и государству. Подпольные аборты превращались часто в двойное убийство. Убивался будущий ребенок и нередко убивалась его мать. А так как в СССР 54 % рабочей силы составляют женщины, то происходящий в результате подпольных абортов огромный урон женщин стал бить по основе основ советской экономики - численному составу рабочей силы. Но и в том случае, когда подпольные аборты кончались благополучно, они всё равно наносили вред состоянию рабочей силы, так как женщины после подпольного аборта, как правило, должны были оставаться еще дома и терять или "прогуливать" рабочие дни. Было установлено, что прогулы женщин после подпольных абортов во много раз больше, чем после больничных абортов и разрешение больничных абортов для государства выгоднее, чем их запрещение. В этом, а не в заботе о здоровье женщин и заключаются мотивы закона 1955 года.
Конечно, разрешая свободу абортов партия и правительство сохраняют за собой возможность эту свободу регулировать, скажем, регулировать число абортов для одной женщины, регулировать плату за производство абортов, устанавливать порядок разрешений на аборт, устанавливать контроль "общественности" и т. д.
В изменениях законодательства решающую роль играл, конечно, факт массового распространения абортов в стране. Женщины производили аборты и тогда, когда они допускались властью и тогда, когда они жестоко преследовались. И это несмотря на то, что вообще
"Аборт никогда не проходит бесследно; как в психике, так и в общем, состоянии женщины он оставляет неизгладимые следы. Одной из главных причин бесплодия, раннего постарения, понижения сопротивляемости к вредным влияниям среды... является аборт, особенно часто повторяющийся".13
Кроме того производство абортов в СССР даже тогда, когда оно разрешается по закону, всегда находится под известным наблюдением "общественности" и связано для женщины с большими унижениями. Писатель Иосиф Новак в своей книге "Будущее наше, товарищ!" говорит, что
"Закон, разрешающий в СССР производство аборта... окружен целым рядом легальных и моральных препятствии. Я слышал много раз, как несчастные девушки бегали из одной комиссии в другую, от секретаря к секретарю, от партии к комсомолу и по отделам здравоохранения, чтобы получить разрешение на аборт. Их унижали, оскорбляли, заставляли описывать самые интимные детали их беременности, приводить свидетелей, их клеймили на публичных собраниях в школе, в университете, на месте работы, они были пищей для всех сплетников..."14
Но несмотря на то, что аборт связан с моральным унижением, что он даже в больничных условиях неизбежно оставляет свои следы на психике и общем физическом состоянии женщины, что в подпольных условиях он грозит женщине инвалидностью и даже смертью - женщины в СССР делают аборты, рискуя всем, вплоть до своей жизни. В чем здесь причина? Иногда утверждают, что причиной широкого распространения абортов является половая распущенность молодежи. В СССР это не так. По данным Ленинградского горздравоотдела15
"Из общего количества абортов, произведенных ленинградскими лечебными учреждениями в 1963 году около 80% падает на замужних и около 20% на незамужних женщин".
По возрасту женщины, прибегающие к аборту, распределяются следующим образом:
Как видим, к абортам прибегают на 80% замужние женщины в возрасте старше 21 года и порой уже имеющие детей. Причин к тому много, но основной и решающей причиной являются тяжелые условия материальной жизни народа в СССР.
Все живут в СССР на заработную плату, но заработная плата мала и семья не может существовать сносно, если работает один человек. Работают поэтому все трудоспособные члены семьи, мужчины и женщины. Рождение ребенка иногда вынуждает женщину-мать бросать работу (если невозможно пристроить ребенка) и, таким образом, обречь всю семью на крайнюю нужду. Вместе с тем рождение ребенка при общей скудости и перебоях в снабжении ставит перед женщиной-матерью невероятное количество трудностей, связанных с питанием, одеждой, пеленками, купанием ребенка и особенно с жилищем семьи. Во многих случаях семья живет в одной комнате, ребенок стесняет семью и часто не дает отдохнуть не только всем членам семьи, но и соседям, живущим в других комнатах той же квартиры. Недовольство соседей, материальная нужда семьи, жилищная теснота, бесконечные "проблемы" с разными мелочами, необходимыми для ухода за ребенком, превращают жизнь женщины-матери в тяжкую голгофу. Учитывая такую перспективу, женщины отказываются от материнства, которое в обычных условиях было бы самой большой их радостью, и решаются на аборт, который связан с унижением, а при подпольной операции и с опасностями для жизни. Вот почему аборты находят в СССР широкое распространение.
Рождаемость. Остановимся, наконец, на общем уровне рождаемости в стране. Трудности, в которых оказывается семья в процессе коммунистического преобразования общества, ставят перед всеми родителями проблему внутрисемейного контроля или регулирования деторождений.
Внутрисемейный контроль деторождении происходит на основе решения супругов и, прежде всего, решения женщины, относительно численности своего потомства. Это решение в каждой семье принимается под влиянием конкретных условий, в которых данная семья находится, под влиянием не только субъективных соображений каждого супруга относительно своей жизни, но и объективных возможностей обеспечить необходимое содержание, воспитание, образование и достойное существование своему потомству. Эти принимаемые решения в отдельных семьях в массе своей оказывают определенное влияние и на общий уровень рождаемости в стране.
Условия, в которых живет семья и под воздействием которых принимаются супругами решения относительно численности своего потомства, определяются в основном (хотя и не во всем) существующей в стране социально-экономической системой. Предполагается, что чем лучше социально-экономическая система в стране, тем лучше живет народ и тем выше рождаемость. Наоборот, чем хуже социально-экономическая система, тем хуже живет народ и тем ниже рождаемость. Понятно поэтому, что в советской специальной литературе, касающейся вопросов народонаселения, часто и усиленно подчеркивается, что в социалистических странах существует высокий уровень рождаемости, а в капиталистических странах - низкий уровень. Вот несколько примеров такого рода утверждений.
В западных странах, говорят в СССР, рождаемость падает, так как развиваются такие язвы капитализма
"...как вынужденная бессемейность пролетариев, как невозможность сплошь и рядом для трудящихся иметь и растить детей потому, что они подвержены губительному влиянию нищеты, безработицы, кризисов".28
"Совершенно иначе, чем в капиталистических странах. обстоит дело с рождаемостью в нашей стране... Рост материального благосостояния и культурного уровня советских граждан - все это привело о СССР к созданию особого нового типа воспроизводства населения, характеризующегося относительно высокой рождаемостью".29
"Рождаемость в СССР постоянно находится на высоком уровне".30
"СССР имеет наиболее высокую из всех индустриальных стран рождаемость".31
"В результате повседневной заботы советского государства о повышении материального благосостояния народа... рождаемость в СССР выше, чем в других индустриально развитых странах".32
Таким образом: в капиталистических странах - безработица, нищета, бессемейность и низкая рождаемость, а в социалистических странах, наоборот, отсутствие безработицы, благосостояние, многодетность и высокая рождаемость. Всё это шаблонная пропаганда, пустая и недостойная уважающих себя научных работников фальшивая словесность. Вот факты:
1. Рождаемость (число рождений за год на 1000 чел. населения), скажем, в дореволюционной капиталистической России была - 47,0, а в социалистическом СССР стала - 18,4, то есть не выше, а в два с половиной раза ниже. Рождаемость в индустриально-капиталистических США была в 1965 году - 19,4, а в индустриально-социалистическом СССР - 18,4 т. е. не выше, а тоже ниже. Мы уже не говорим, что рождаемость в СССР ниже, чем в большинстве неиндустриальных стран. Значит, если верно, как утверждают в СССР, что уровень рождаемости является показателем качества социальной системы и уровня материальной жизни народа, то ясно, что социальная система и уровень материальной жизни народа, в СССР ниже, чем в большинстве стран западных демократий.
2. В СССР утверждают, что в социалистических странах существует новый марксистский закон народонаселения, новый "тип воспроизводства населения", характеризующийся более высокой и более устойчивой, чем в капиталистических странах, рождаемостью. Всё это пустая словесность. Никакого нового закона и никакого нового типа воспроизводства населения, характеризующегося высокой и устойчивой рождаемостью в СССР не существует. Рождаемость в СССР все время падает.
Вот официальные цифры.33
Из этих цифр видно, что начиная с 1925 года, т.е. со времени ликвидации последних позиций капитализма, рождаемость в СССР все время и неуклонно снижается. Даже послевоенные периоды, когда происходит обычно резкий подъем рождаемости (компенсационная волна) в СССР были периодами лишь незначительные колебания рождаемости и по сравнению с довоенным уровнем продолжали линию ее снижения.
Снижение рождаемости в СССР имеет, как было уже отмечено, разные социальные, экономические, культурные и бытовые причины, но большинство их в своей основе обусловлено сущностью самой коммунистической системы (жестокая эксплуатация человека государством, террор, полуголод и перенапряжение всех сил народа).
Очевидно поэтому систематическое и почти безостановочное снижение рождаемости происходит уже свыше сорока лет, и все меры, принимаемые для того, чтобы остановить это снижение рождаемости, оказываются в основном безрезультатными.
3. Но если на снижение рождаемости оказывают свое влияние причины, обусловленные самой коммунистической системой, то это должно найти свое подтверждение при сравнении коэффициентов рождаемости в капиталистических и социалистических странах. Рассмотрим соответствующие цифры по европейским странам за последние 15 лет.34
Эти цифры показывают, что в "капиталистических" странах существуют известные различия в уровне рождаемости, связанные с различиями социально-экономических и культурно-бытовых условий в жизни народов. Но по мере выравнивания жизненных условий выравнивается и уровень рождаемости, имеющий в большинстве европейских стран тенденцию к повышению. В коммунистических странах тенденции к повышению рождаемости нет. Наоборот, в большинстве коммунистических стран происходит серьезное понижение рождаемости. В СССР, как мы убедились, в течение 50 лет рождаемость почти непрерывно снижается. В других странах после того, как они обретают коммунистическую систему, также начинается, как правило, серьезное и почти непрерывное снижение рождаемости. Даже в одной и той же стране - Германии - рождаемость в восточной, коммунистической части ниже, чем в западной, "капиталистической" части, хотя условия для рождаемости в восточной части лучше, чем в западной.
Приведенные цифры охватывают небольшой исторический период, и было бы неосторожно на основе их утверждать, что коммунистическая система, вследствие присущих ей особенностей неизбежно ведет к непрерывному снижению рождаемости, то есть, в конечном счете к вымиранию народа и что это закон коммунизма, но необходимо все же отметить факт, что почти во всех коммунистических странах действительно существует тенденция к серьезному и очень тревожному снижению рождаемости.
В СССР снижение рождаемости носит почти катастрофический характер. Обрисованные в предыдущих главах этой книги условия, в которых живут женщины СССР в течение 50 лет коммунистического строительства, настолько тяжелы, что женщины идут порой на огромный риск для своего здоровья, чтобы не допустить рождение ребенка. Это естественно ведет к снижению рождаемости в стране и в этом заключается ответ женщин коммунизму на данном этапе его развития. Перейдем к проблемам воспитания родившихся детей.
Курганов И. А. Женщины и коммунизм. Нью Йорк, 1968
Рубрики: | Статьи |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |