-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Родовед-историк

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.12.2018
Записей: 4991
Комментариев: 16
Написано: 5020


Содомиты на Руси. Были? Не были?

Пятница, 01 Ноября 2019 г. 19:17 + в цитатник
Светская_Дама все записи автора

31 августа

Содомиты на Руси. Были? Не были?

Если Вам понравилась статья и Вам интересна данная тема, то ждем Ваш лайк и Ваши комментарии, а также подписку на канал. :) Рассчитываем на Вашу поддержку. Будем размышлять вместе!

В русском обществе среди пороков позднего средневековья отдельное место отведено гомосексуализму. При рассмотрении сочинений митрополитов Даниила и Макария, посланиях старца Филофея и Максима Грека, постановлениях Стоглавого собора и сказаниях иностранцев о России можно сокрушаться о невежестве и злонравии русского духовенства и народа, которые погрязли в разврате и содомском грехе.

Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

Что является, собственно говоря, источниками, позволяющими делать выводы о процветающем гомосексуализме российского общества XVI - XVII вв.? Конечно, это российская морально-дидактическая литература, церковное законодательство и сочинения иностранцев. Можно ли данные источники считать достоверными?

Говоря о морально-дидактической литературе и законодательных источниках, освещающих проблему содомии в российском обществе, следует обратить внимание на послания митрополитов Даниила, Макария и Сильвестра, на Домострой, на Соборное уложение 1551 г. и на пенитенциарии. Что же там, собственно говоря, можно обнаружить?

1. Содомия как один из грехов сексуального и несексуального толка;

«кто же есть и пиетъ без воздержания, и во объядение и в пияньство, и не в подобно время, и законного жительства не хранит, недели, и среды, и пятка и празниковъ, и Великого поста, и Богородичьна, без воздержания блудить и не в подобно время, и чрезъ естество и чрезъ законъ, или от жены блудятъ, или содомъский грехъ содевают, и всяко скаредие творятъ и всякие богомерзские дела: блудъ, нечистоту, сквернословие и срамословие, песни бесовские, ... волхвование, ... звездочетье, ... чернокнижье...».
Домострой.

2. Высказывания против женоподобных придворных юношей, которые имеют дерзость брить бороды и пользоваться косметикой;

Художник: Соломко С.С. Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

Художник: Соломко С.С. Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

«...строимся женскою подобою, на прелесть блудником, главу и браду и усе бреем...».
Благовещенский иерей Сильвестр и его писания.

3. Полный запрет высокопоставленным монахам, а именно игуменам, архимандритам и старцам, держать возле себя "юношей";

4. Открытое обличение содомитов в тех или иных ситуациях. Например, войска, участвующие в Казанском походе. Или же, например, упреки, которые высказывались против царя Иоанна IV Грозного, которые можно толковать в данном ключе. Здесь следует пояснить, что речь ведется относительно призыва Сильвестра в "Послании к царю Ивану Васильевичу":

«аще сотвориши се, искорениши злое се беззаконие, прелюбодеяние, содомский грех, и любовников отлучиши, без труда спасешися, и прежний свой грех оцыстиши, и великий дар от бога получиши...».
Благовещенский иерей Сильвестр и его писания.

Занятным источником является и переписка Иоанна IV Грозного с Андреем Курбским, в которой последний смеет обвинять царя в плотских грехах, среди которых есть место для "пятоградных гнусностей" (примечание - имеется ввиду грехи пяти городов Иорданской долины, ассоциирующиеся с содомией).

Иван Грозный выслушивает письмо Андрея Курбского. Художник: Б. Чориков. 1836 год. Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

Иван Грозный выслушивает письмо Андрея Курбского. Художник: Б. Чориков. 1836 год. Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

«согласным твоим бояром, губителем души твоей и телу, иже детьми своими паче Кроновых жрецов действуют".
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

Тем не менее, несмотря на подобные источники, необходимо помнить, что имеющуюся в них информацию следует воспринимать с некоторыми поправками. Совершенно необязательно, что действительная нравственная ситуация существовала в русском обществе. Если, например, буквальным образом толковать упоминания об иных грехах (к примеру - скотоложество, колдовство, пьянство и пр.), то картина нравов русского общества вообще выйдет за грани нашего понимания и воображения.

Также необходимо более подробно коснуться термина "содомия". Стоит сказать, что под "содомией" (иначе говоря, "противоестественный грех")на Руси, равно как и в Западной Европе, представляли не только гомосексуальные отношения - мужеложество, но и различные сексуальные практики, которые были запретны (мастурбация, мужеложество, скотоложество, анальный секс и пр.). То есть все то, что не вело к деторождению.

"Аще кто содомьски блудит: жену пускает на ся, или скота дойдет, или с ким в задний проход...".
Правило "Аще двоженец" // Смирнов С.И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. - М., 1913. - С. 66.

Иностранцы, сказывающие о России, оставили весьма многочисленные источники, которые традиционным образом привлекаются для освещения и реконструкции сексуальной культуры русского общества. Они указывают на нравы, на пороки... Что же в них говорится о гомосексуализме? Приведем следующую классификацию свидетельств иностранцев, указывающих о гомосексуальной практике среди московитов, которая была предложена Г.С.Зелениной:

1. Одиозные виды разврата, которая иногда именуются "содомскими грехами". Здесь следует понимать гомосексуализм как "худший порок нации" (Франческо де Колло), "содомские грехи" (Джером Горсей), "грязное невоздержание" (Джильс Флетчер), "содомиты" и "запятнанные скотскими страстями" (Жак Маржерет);

2. Гомосексуализм как укоренившийся обычай русского общества по свидетельствам следующих лиц: "по укоренившемуся у москов обычаю дозволено на манер греков любить юношей"; "мужики ... предпочитают мальчика в постели женщине" (Джордж Турбервилль),"...особливо большие бояре и дворяне делают ... содомские грехи, мужчины с мужчинами..." (Петр Петрей), «некоторые оскверняются ... содомией; при этом употребляют не только pueros muliebria pati assuetos (как говорит Курций), но и мужчин, и лошадей» (Адам Олеарий);

Иоанн IV Грозный и Федор Басманов обвинялись в "содомских грехах". Источник изображения: aminoapps.com.

Иоанн IV Грозный и Федор Басманов обвинялись в "содомских грехах". Источник изображения: aminoapps.com.

3. Гомосексуализм как практика, распространенная у великих князей. Например, Василий III "обременен гнусным пороком своего отца ... любить юношей" (Павел Йовий) и "ежегодно принимает к себе и содержит" юных детей боярских (Сигизмунд Герберштейн, Павел Йовий); Иоанн IV Грозный, равно как и его верный Федор Басманов, "творил нечестное деяние", "устраивал содом" (Альберт Шлихтинг, Александр Гваньини, Генрих Штаден). "Грехи Содома" в контексте Ивана Грозного упоминаются и у Иоаганна Таубе, и у Элерта Крузе. Однако в данных свидетельствах "содомские грехи" следует причислять к разврату и насилию над женщинами.

Что же это такое? Клевета или реалии? Если клевета, то почему?

 

"...много сами издумуютъ и прибавляють, чего николиже несть было".
Крижанич Ю.А. Русское государство в половине XVII века.

Великий историк и исследователь В.О.Ключевский подмечал ненадежность перечисленных выше свидетельств.

"известия о нравственном состоянии русского общества очень отрывочны и бедны положительными указаниями, зато изобилуют личными, произвольными мнениями и взглядами самих писателей, часто бросающими ложный свет на описываемые явления".
В.О.Ключевский. Сказания иностранцев о Московском государстве.

В.О.Ключевский. Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

В.О.Ключевский. Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

В 1970-ом году стали появляться исследования, относящиеся к истории гомосексуализма в средневековом западном мире (например, исследования М.Гудича, А.Карлен и пр.). В них говорится о том, что отношение церкви к гомосексуализму менялось на протяжении всех Средних Веков.

Например, ранняя церковь клеймила гомосексуализм и педофилию, несмотря на то, что преследований не учинялось. В раннем средневековье можно было наблюдать усиление церковного регулирования нравственности и идеализации аскетизма. Говоря о раннем средневековье, следует сказать, что каких-либо свидетельств о гомосексуализме было крайне мало.

Высокое средневековье указывает нам на распространение гомосексуализма. Появляются люди, у которых имеются подобные склонности. Эти люди занимали место на важных постах государства (короли, придворные, высшее духовенство и пр.). В период высокого средневековья создавалась субкультура гомосексуализма, мода и литература прямо относящиеся к нему. В тоже время гомосексуальные отношения не скрывались, их публично обсуждали, они не вызывали ни гонений. ни осуждений.

Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

С XIII века ситуация начинает меняться. В народной литературе и теологических произведениях растет враждебность в отношении гомосексуалистов. Против них выступает и законодательство. Нетерпимость в отношении гомосексуалистов ведет за собой репрессивную политику. Она остается и во времена позднего Средневековья и Возрождения, в не зависимости - католическое общество или же протестантское.

Почему так изменилось отношение? Исследователи затрудняются с ответом на данный вопрос. Можно говорить о некоторых версиях. Например, в XIII веке росла нетерпимость к различным меньшинствам - еретиками, евреям, мусульманам и пр. Светская власть, равно как и церковь, стремились сплотить западный мир, христианский мир против "чужого". Создавался образ Врага. "Врагами" стали и гомосексуалисты. Мужеложество стало ассоциироваться с ересью и колдовством (подтверждением могут служить трактаты католических богословов или же, например, процесс над тамплиерами, которых обвиняли в ереси и мужеложестве).

Казнь тамплиеров. Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

Казнь тамплиеров. Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

Гомосексуализм не только отождествлялся с ересью, проказой и прочими преступлениями против церкви, но и ассоциировался с сексуальными и плотскими грехами (неумеренность в еде, пьянство, лень и пр.). В целом спектре трактатов XII - XIV вв. (Бернар де Морваль, Петр Кантор, Уильям Лэнгленд и пр.) гомосексуализм рассматривался как частный случай гедонизма, который был в современном обществе. Гомосексуализм считали как некую производную от неумеренности в еде, питье или же праздности.

Гомосексуалисты ассоциировались и с иноверцами и иностранцами. Здесь следует обращать внимание на так называемую "теорию заражения", в которой обнаружена

"вина за гомосексуальность, женоподобие и другие сексуальные девиации на иностранное влияние, особенно с порочного Востока".
А.Карлен.

Сочинения о Крестовых походах Гвиберта Ножанского, Жака де Витри и пр. указывают на мусульман, которые обвинены в пристрастии к гомосексуализму, с которым "якобы" из познакомил пророк Мухаммед. Мусульмане обвинялись в сексуальном насилии в отношении мужчин-христиан (над клириками в том числе). В период позднего средневековья обвинялись в торговле христианскими мальчиками и насилии над ними со стороны африканских мусульман и турок.

Возвращаясь к истории, где русские представлялись как гомосексуалисты, следует отметить, что мотивы о сексуальной распущенности русских, об их гомосексуализме, упоминаются не изолированно, а в комплексе с иными сексуальными пороками, среди которых распутство женщин, которых легко склонять к любовным утехам, развратностью народа, ждя которого было "нормой" заниматься вуайеризмом, прелюбодеянием, насилием над женщинами, скотоложеством и пр.

Средневековая содомия. Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

Средневековая содомия. Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

 

"всего ужаснее, однако ж, дела их с разными неразумными тварями и скотами: они без всякого различия имеют с ними нечестивое соитие".
П. Петрей де Ерлезунд

Пьянство выступало как корень общего зла.

"мужики ... предпочитают мальчика в постели женщине, такие грехи одолевают пьяную голову".
Дж. Турбервилль.

Однако не все иностранцы обвиняли русских во "всех смертных грехах". Иностранцы, которые относились к русским по-доброму, положительно характеризовали как их веру, так и их нравы. Ими отмечалась набожность и целомудрие русского народа.

"...они, как кажется, лучше нас следуют Евангелию Христа прелюбодейство, разврат и распутство редко встречаются в их среде. Противоестественные пороки им совершенно неизвестны".
Альберт Кампенский. О Московии.

Что привлекает внимание, так это, что в представлении иностранцев не только московиты являлись "варварами" с "скотскими нравами". Например, черкасы "грубы и преданы пьянству и ... колдовству", а поляки «преданы пьянству больше, нежели русские» в сочинениях С.Коллинса. Черемисы и черкесы не брезгуют многоженством и инцестом, а жены их бесстыдны у А.Олеария. На территории Юго-Западной Руси, как указывает С.Герберштейн, "девочки... редко сохраняют целомудрие после семилетнего возраста".

Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".

Будут ли здесь выводы? Конечно, московиты XVI - XVII вв. навряд ли не были знакомы с гомосексуализмом... Однако такие источники, как известия иностранцев о Московии, явным образом, по нашему мнению, грешат целой базой стереотипов, которые являются типичными для европейского дискурса о гомосексуализме. Почему? Ну, во-первых, с их точки зрения русские должны быть виновны в этом пороке, поскольку они придерживаются "неистинной веры", имеют общение с варварами "порочного Востока" и в принципе сами по себе. с точки зрения Западной Европы, считаются варварами.

"Единственная вероятная обусловленность подобных свидетельств иностранцев русской реальностью связана не с распространенностью гомосексуализма de facto во всем русском обществе, а с неприемлемой для западного человека XVI-XVII вв. легитимностью и, возможно, даже популярностью темы в публичном дискурсе высших слоев общества".
Г.С.Зеленина.

"Chekharda" рекомендует:

1. Как на Руси "подружились" с алкоголем?

2. Облик нищего царской России. "Бедность - не порок?"

3. Русское сектантство: отношения между мужчиной и женщиной.

 

https://zen.yandex.ru/media/id/5d385f9589a5de00ae1...-byli-5d6a3e48f73d9d00ad25115c

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку