-ћетки

150 alice 150alice project alice alice in wonderland alice liddell alice through the looking glass alice: asylum alice: madness returns alice: otherlands aliceТs adventures in wonderland american mcgee american mcgeeТs alice anime art beyond wonderland book cover design espionage gallery fashion hand made insomniac mad hatter melanie benjamin - alice i have been once upon a time in wonderland p!nk sequel spin-off wedding xnalara јлиса в «азеркалье алиса алиса в стране чудес алиса лидделл аниме анна ладанова арт безумное чаепитие белый кролик видео витрины выставка годовщина гусеница декор игра иллюстрации интервью интерьер картины карты керамика клип книга коллаж косплей куклы льюис кэрролл мелани бенджамин - € была алисой меропри€тие мод мода музыка мульт мюзикл нина демурова новости обсуждение однажды в стране чудес перевод песн€ пинк поздравлени€ постановка постер программа рассказ рисунки свадьба сиквел сказка скульптуры сон€ въ царствѣ дива спектакль спин-офф стать€ стихи страна чудес сценарий танец украшени€ фестиваль фильм фото хореографи€ хэллоуин чарльз доджсон чешир шл€пник € и алиса € и алиса макги - играем вместе

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в _—“–јЌј_„”ƒ≈—_

 -ѕодписка по e-mail

 

јнатолий »ванович ћамонтов и его издательство: товарищество типографии ћамонтова. Ђ—он€ в царстве диваї

¬оскресенье, 22 —ент€бр€ 2013 г. 20:15 + в цитатник
my_happy_day все записи автора
»сточник: http://fantlab.ru/publisher1011

0 (228x347, 39Kb) јнатолий »ванович ћамонтов (1839Ц1905) Ч один из €рких представителей русской купеческой династии ћамонтовых, второй по старшинству сын купца ѕервой гильдии »вана ‘едоровича ћамонтова, родной брат —аввы ћамонтова (1841Ц1918). –одилс€ в јлуторовске в 1839 году, училс€ во 2-й ћосковской гимназии, затем поступил на естественное отделение физико-математического факультета ћосковского университета и окончил его в 1860 году. ¬ июне того же года он отправилс€ за границу и провел там более двух лет; посетил Ћондон, ѕариж, Ѕерлин, ¬ену, побывал в Ўвейцарии и »талии. ¬ ћилане он познакомилс€ с дочерью коллежского асессора певицей ћарией јлександровной Ћ€линой (1847-1904), на которой женилс€ в 1864 году без благословени€ на то отца, за что и Ђвыпал из гнездаї семьи.
ѕочти с 20-ти лет јнатолий живет уже самосто€тельно, вне семьи. ≈го местом жительства на дес€ть лет 1860-1870 годы стал дом в  амергерском переулке (в советское врем€ ’удожественный проезд), современный номер 5/7, строение 4.  огда-то это главный дом усадьбы бо€р —трешневых. ≈го издательска€ де€тельность началась в декабре 1862 года, когда он сн€л в аренду сроком на три года типографию со словолитней Ћазаревского института восточных €зыков, котора€ помещалась в доме  аткова и Ћеонтьева в јрм€нском переулке. ¬ то врем€ типографи€ слыла одной из лучших в ћоскве. ¬ 1864 создал первую женскую типографию, функционирующую на артельных началах. ј 18 июн€ 1866 года потомственному почетному гражданину ј.». ћамонтову было выдано свидетельство на содержание в том же доме собственной типографии, стоимость имущества которой составл€ла около 20000 рублей.
ќтец, узнав о его желании открыть свое дело Ц типографию, примирилс€ с ним. ќчевидно, облада€ уже некоторыми средствами, јнатолий в 1871 году приобрел участок земли в Ћеонтьевском переулке, что в пределах Ѕелого города у Ќикитских ворот, со сто€вшими там двум€ каменными барскими палатами (дома є 5 и 7), принадлежавшими когда-то сподвижнику ѕетра I стольнику јвтоному √оловину. јрхитектор ј.¬. √артман перестроил фасады этих зданий, придав им псевдорусский стиль, насытив их исполненной в кирпиче орнаментальной пластикой, мотивы которой почерпнуты в рисунках народных вышивок. —тоит отметить тот факт, что при строительстве типографии ј.». ћамонтова, ¬иктор √артман не составл€л никаких предпроектов, а забиралс€ на леса и выкладывал украшени€ своими руками. Ђ артинки с выставкиї Ч широко известна€ сюита ћ.ѕ. ћусоргского из 10 пьес с интермеди€ми, написана композитором в 1874 году в пам€ть о друге ћусоргского, художнике и архитекторе ¬.ј. √артмане. ¬ одном здании јнатолий поместил типографию, оснастив ее типографскими станками, скоропечатными машинами и прочей типографской техникой, а в другом Ч двум€ годами позже, открыл книжный магазин Ђƒетское воспитаниеї.
¬ продолжение р€да лет ћамонтов расшир€л свою коммерческую базу, создава€ еще книжные магазины и склады. ¬ этом плане нельз€ не отметить его сотрудничество с ј.‘. „ерениным, с которым он в 1881 году открыл совместный склад и книжный магазин в здании на –ождественской ул., 8. (в советское врем€ ул. ∆данова). ¬ 1892 году, расшир€€ дело, јнатолий ћамонтов преобразовал свою фирму в акционерное общество Ђ“оварищество типографии ј.». ћамонтоваї. »звестно, что в 90-х годах у јнатоли€ был также книжный магазин на Ќеглинке 19, в здании, фасад которого выходил в соседний переулок Ц ѕетровские линии Ч центр московской книжной торговли того времени. –асшир€€ свою коммерческую базу, јнатолий не забывал совершенствовать и технологию печати, особенно в части воспроизведени€ иллюстраций. ќн одним из первых внедрил цинкографию взамен литографии, стал примен€ть цветную хромолитографию, гелиогравюру, фототипию, одним из первых в –оссии перешЄл на изготовление иллюстраций типографским, а не литографским способом.
ћамонтов поддерживал тесные деловые св€зи с издател€ми ‘.‘. ѕавленковым, ј.—. ”шаковым, ј.‘. „ерениным (у ћамонтова печаталс€ его журнал Ђ нижникї),  .“. —олдатЄнковым и другими издател€ми и книгопродавцами. ¬ 1868 году ћамонтов совместно с издателем ‘.‘. ѕавленковым выпустил под измененным заглавием две запрещенные статьи ƒ.». ѕисарева, вызвав этим неудовольствие цензуры. ¬ типографии ћамонтова в 60-е годы печаталс€ Ђ“олковый словарь живого великорусского €зыкаї ¬.». ƒал€, в 1865 году вышел Ђ вентин ƒорвардї ¬. —котта, в 1866 году печаталс€ журнал Ђ нижникї, в 1867 Ђ—борник сведений по книжно-литературному делуї в 2-х част€х (издатель „еренин). Ќа ѕ€той международной выставке в ћоскве типографи€ и словолитн€, которые арендовал ћамонтов, были удостоены большой серебр€ной медали за типографские работы. ¬ 1880 году типографи€ ћамонтова печатала издани€ Ћ.Ќ. “олстого, в 1887 в его типографии были напечатаны произведени€ ј.—. ѕушкина ЂЅорис √одуновї, Ђ≈вгений ќнегинї, Ђѕолтаваї. ¬ конце 1890-х годов ћамонтов был увлечен идеей издани€ книг дл€ народа с художественными иллюстраци€ми, изготовленными типографским, а не литографским способом. ¬ 1899 году в типографии был отпечатан ЂЋитературный сборник пам€ти Ѕелинскогої, в подготовке которого принимал участие известный библиограф ѕ.ј. ≈фремов.
»здательство в Ћеонтьевском переулке Ц врем€ наивысшего творческого взлета и деловой активности јнатоли€ ћамонтова, как издател€ и типографа. Ёто период тесного взаимодействи€ его издательства с художниками, входившими в кружок его брата —аввы: с ¬. —еровым, брать€ми ¬аснецовыми, Ќ. √е, ћ. ¬рубелем,  .  оровиным, ¬. ѕоленовым и другими. ќни были не только исполнител€ми его заказов, но и личными друзь€ми, друзь€ми его дома Ц завсегдата€ми еще одного мамонтовского центра в ћоскве Ц дома јнатоли€ ћамонтова в Ћеонтьевском переулке. Ѕлагодар€ этой дружбе дочери јнатоли€ Ч “ать€на, ѕрасковь€, Ћюдмила и Ќаталь€ нередко становились Ђнатурамиї ¬. ¬аснецова, ». –епина, ¬. —ерова. ћногие из этих работ украшают ныне собрани€ “реть€ковки и –усского музе€. ќсобенно в этом плане можно отметить ¬. —ерова, дружившего с дочерьми јнатоли€ »вановича. ¬ портретной галерее художника их портреты занимают особое место. “ак, серовский Ђѕортрет Ћ.ј. ћамонтовойї (1884) ».Ё. √рабарь считал Ђпервым серьезным портретом —ероваї. «вучала часто в доме и музыка, но это уже заслуга жены јнатоли€ Ч ћарии јлександровны, профессиональной в молодые годы певицы.
ѕомимо издательских дел у јнатоли€ ћамонтова и его семьи было и другое направление творческих контактов с абрамцевской художественной группой: магазин Ђƒетское воспитаниеї с одной стороны и художественные мастерские в јбрамцеве Ч с другой. ¬ладелицей магазина была ћари€ јлександровна, сменивша€ карьеру певицы на профессию детской писательницы, журналистки и предпринимательницы. »менно она организовала при магазине художественную стол€рную мастерскую детской игрушки, и там же продавала их. Ќар€ду со своим ассортиментом, в магазине реализовывались и издели€ јбрамцевской стол€рной мастерской. ј созданный ћарией јлександровной ежемес€чный журнал Ђƒетский отдыхї, в котором сотрудничали многие из упом€нутых художников, был заметным вкладом в пропаганду детской литературы в –оссии того времени.
¬ мастерской магазина Ђƒетское воспитаниеї в 1898 году токарем ¬асилием «вездочкиным (есть письменные тому доказательства) была выточена перва€ русска€ пола€ разъемна€ многофигурна€ кукла. –асписанна€ московским художником —ергеем ћалютиным, кукла получила им€ ћатрены (ћатрешки). ѕосле международного признани€ в 1900 году на ¬семирной выставке в ѕариже, кукла стала выпускатьс€ многочисленными артел€ми в промысловых игрушечных центрах –оссии. –асписанна€ в самых разных видах кукла стала редким примером детской игрушки, созданной профессиональными мастерами. ƒо наших дней матрешка не только потребна€ детска€ игрушка, но и наиболее распространенный российский сувенир.
ƒетска€ тематика, как одно из направлений издательской де€тельности јнатоли€ ћамонтова, наиболее €рко про€вилось в его издани€х иллюстрированной сказки. ≈ще в 1879 году из его типографии вышла сказка Ђ—он€ в царстве диваї Ц первое издание в –оссии сказки Ћьюиса  эрролла Ђјлиса в —тране чудесї, с иллюстраци€ми ƒжона “енниела. ¬ книге не указан автор перевода, но есть предположение, что им был сам издатель Ч јнатолий ћамонтов. (ќдин из редких экземпл€ров этой книги сохранилс€ в –оссийской национальной библиотеке в —анкт-ѕетербурге).  ак переводчик ћамонтов известен еще переводом драмы ».¬. √Єте Ђ‘аустї.
  столетнему юбилею ј.—. ѕушкина, јнатолий ћамонтов выпустил р€д масштабных изданий его произведений, среди которых была и Ђ—казка о царе —алтане, о сыне его славном и могучем богатыре √видоне и о прекрасной царевне Ћебедиї с иллюстраци€ми ћалютина. –оскошное издание поэмы Ђ–услан и Ћюдмилаї Ц с цветными иллюстраци€ми того же ћалютина Ц было самым большим по формату (51,2×40,1 см) юбилейным изданием к 100-летию поэта.
» еще одно важное направление в издательской де€тельности јнатоли€ ћамонтова Ц каталоги произведений изобразительного искусства, доступных обозрению: частные собрани€, галереи. “аковы, например: Ђќбзор первой выставки картин художников исторической живописи в »мператорском –оссийском »сторическом музее в ћоскве (1896) и Ђ аталог художественных произведений √ородской галереи ѕавла и —ерге€ “реть€ковыхї Ц ежегодное информационное издание, которое с 1887 года печаталось в типографии ћамонтова в течение более двадцати лет.
»здательство ћамонтова одним из первых в –оссии стало выпускать художественные открытки. ¬ частности, в 1903 году, по заказу московских кондитеров были изданы две серии художественных открыток (12+6), посв€щенных русским сказкам Ц автор эскизов забытый в ———– художник-иммигрант Ѕ.¬. «ворыкин (1872Ц1942, ѕариж).
— самого начала ’’ века бразды правлени€ “овариществом типографии ј.». ћамонтова постепенно переходили в руки его сына Ц ћихаила (1865Ц1920), а после инсульта, поразившего јнатоли€ »вановича в начале 1905 года он целиком погрузилс€ в дела “оварищества. ”мер ћамонтов 4 окт€бр€ 1905 года на год пережив свою жену, ћарию јлександровну. ќснованный ею в 1881 году ежемес€чный иллюстрированный журнал Ђƒетский отдыхї, издателем, редактором, а зачастую и автором которого она была, выходил еще несколько лет после ее смерти. ј их сын ћихаил ћамонтов возглавл€л работу издательства и типографии вплоть до их экспроприации новыми власт€ми в 1918 году.
»здательское кредо ћихаила јнатольевича принципиально не отличалось от позиций его отца, и было столь же многогранным. ќн тоже был политическим противником существующего режима, что отразилось и на его издани€х: от умеренно правых до политически злободневных статей наиболее леворадикальных де€телей, например,  арла –адека. ¬ 1905 году в типографии ћамонтова печаталась газета "Ѕорьба", орган лекторской группы ћ  –—ƒ–ѕ, издавалась по инициативе ¬. ». Ћенина и ј. ћ. √орького, тогда же тут вышел второй номер "»звестий ћосковского —овета рабочих депутатов". Ќо нар€ду с выпуском этой литературы “оварищество типографии ј.». ћамонтова выполн€ло и работы, требующие высочайшего уровн€ полиграфии. ќдним из свидетельств этому может служить журнал Ђ«олотое руної Ч самый знаменитый журнал русского символизма.
Ќеобходимо сказать, что де€тельность ћихаила ћамонтова на поприще издател€ и типографа была с точки зрени€ экономики, вполне успешной. », пожалуй, одним из главных его достижений было возведение в 1913 году новой типографии Ђ“оварищества ј.». ћамонтоваї. ѕостроена она была близ јрбатских ворот, на земле »ерусалимского подворь€ (т.е. представительства »ерусалимского патриарха) Ч ‘илипповский пер., дом 13. Ёто здание работы архитектора ».ј. √ермана Ц одно из значительных сооружений в стиле модерн начала XX века. ¬се в этом здании было подчинено рациональной организации производства: высокие потолки, большие пролеты, огромные на весь этаж окна. ≈го фасад был даже выдвинут на конкурс лучших московских построек.
¬ 1918 году издательство “оварищества типографии ј.». ћамонтова было закрыто, а обе его типографии национализированы. “ипографи€ в ‘илипповском переулке, одна из крупнейших московских типографий в советское врем€, долгое врем€ носила название Ђ»скра революцииї (позже замененное на Ђ“ипографи€ є 16ї). ћамонтовска€ типографи€ в Ћеонтьевском пер. в советское врем€ числилась под є 55.

© borch (по материалам сети)

Ћитература:
Ч ”став “оварищества типографии ј.». ћамонтова. ћ., 1913.
Ч √ригорий Ѕокман. ћамонтовы в российской культуре. јнатолий ћамонтов и его издательство.
Ч ѕолиновска€ Ћ.ƒ. ћосковский типограф ј.». ћамонтов и его св€зи с общественно-политическим движением в –оссии //  нига: »сслед. и материалы, 1990.
–убрики:  —тихи/ѕроза/÷итаты/ќбсуждени€/—татьи/ѕисьма
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку