-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46204
Написано: 55590


Сергей Прокофьев – признанный и неизвестный

Суббота, 17 Сентября 2016 г. 12:34 + в цитатник
liudmila_leto все записи автора
0004 (700x466, 233Kb)


Есть сочинения Сергея Прокофьева, которые по разным причинам оказались незаслуженно забыты или (учитывая крайне редкие исполнения) полузабыты.
Трудно согласиться с той критикой, пусть даже исходившей из уст именитых музыкантов, которая определила судьбу этих произведений. Каждое из них достойно представляет творчество композитора, отмечено печатью прокофьевского гения, восхищает мастерством и неисчерпаемым богатством смыслов.

Симфоническая картина «Сны» (1910) уже при первом появлении на концертной
эстраде получила парадоксальную оценку музыкальных авторитетов: при практическом полном отсутствии критических замечаний по существу, произведение это было объявлено «бледным», «незрелым», подражательным и принадлежащим к стилю, из которого Прокофьев уже «вырос» (!). За пределами внимания осталась редкая красота музыки, ее тембровое богатство и то, что «Сны» органично развивают оригинальное направление русской симфонической музыки, идущее от позднего творчества Николая Римского-Корсакова.
 


"Сны"
симфоническая картина для большого оркестра
(1910)ор.6






Судя по посвящению, написанному Прокофьевым на партитуре симфонической картины "Сны": "Автору, начавшему "Мечтами" (т. е. Скрябину),- Прокофьев не избежал увлечения, которым охвачено было подавляющее большинство молодых музыкантов. Но по Прокофьеву это увлечение только скользнуло, не оставив заметного следа.
Сейчас это сочинение Прокофьева воспринимается как одна из оркестровых жемчужин отечественной музыки начала XX века.

Необычна судьба у Andante из Четвертой сонаты для фортепиано. Трудно поверить, но эта глубокая, завораживающая своей серьезностью и особым колоритом музыка была создана еще в 1908 году, в консерватории, и предназначалась для несостоявшейся симфонии.
 


Соната для фортепиано No. 4 in C minor, Op. 29
ч.2-Andante assai





В 1917 году она вошла в Четвертую фортепианную сонату, но, видимо, все еще сохраняла для автора потенциал симфонического произведения. В 1934 году Прокофьев «вернул» этой музыке ее истинный облик, создав транскрипцию для симфонического оркестра.

Еще одна сюита, «1941-й год», демонстрирует характерную для Прокофьева свободу в воплощении даже самых, казалось бы, идеологически «заданных» тем. Созданная в самом начале войны, эта сюита не содержит «казенной» героики, ее оптимизм имеет глубоко внутреннюю природу, черпает силу не в сражениях, а в чудесной красоты лирике.
 


Сюита "1941-й год"соч.90




1. В бою-0.04
2. Ночь-4.38
3.За братство народов(на видео нет)

***


"В первой части, «В бою», можно услышать и напористый ритм схватки, и канонаду ударных, и временное тревожное затишье, и походный марш. Образы второй части, «Ночью», колеблются между зыбким ощущением тишины, «воспоминанием» о пасторали и мерцающей фантастикой ночи. Третья часть, «За братство народов»(на видео ее нет) – восторженный гимн будущей победе, в который органично вплетаются торжественное вальсовое движение и марш из первой части.
Несмотря на всю свою «батальность», помпезность и звуковую мощь, сюита достаточно нейтральна в эмоциональном отношении. Эта ее особенность проводит определенную грань между заявленным содержанием и собственно музыкой. В такой ситуации наибольшую привлекательность произведению придает не что иное, как неукротимый прокофьевский стиль. Сам композитор впоследствии почувствовал универсальные жанровые возможности музыки сюиты, и в декабре 1942 года использовал ее в кинофильме «Партизаны в степях Украины»."Вадим Шахов

***


Самая недооцененная на сегодняшний день – «Русская увертюра» (1936). Произведение это столь свежо, столь своеобразно (с какой бы стороны на него ни взглянуть – содержательной или чисто музыкальной), что, не зная даты его создания, легко ошибиться на 30–40 и более лет!
Идею увертюры Прокофьев вынашивал весной и летом 1936 года. В конце октября увертюра была исполнена в Москве на торжественном открытии филармонического сезона. В основе этой красочной жанровой пьесы - сопоставление двух стихий русской народной музыки - жизненно-радостного пляса и раздольной лирической песни. Темы близки народным образцам, а две плясовые мелодии в главной партии рондо-сонатной композиции непосредственно заимствованы из фольклора.
 


Русская увертюра, соч. 72





Можно смело утверждать, что такой Руси (России) в отечественной музыке до того момента еще не было. Русская пляска и песня, тончайшая «женская» лирика, эпика и героика необычно сочетаются, объединяются в одно сложное целое. Финал же увертюры и восхищает, и способен погрузить слушателя в глубокое размышление: настолько неожиданным и неоднозначным по смыслу он оказывается.

текст-Владимир Горячих

И ещё два мало исполняемые произведения композитора .

Сергей Прокофьев и талантливая арфистка Элеонора Дамская вместе учились в Петербургской консерватории. Их связывали общие друзья, музыка, юность и любовь. В 1918 году на двадцатый день рождения композитор преподнёс девушке неожиданный подарок -пьесу для арфы "Элеонора"



В 1945 году Прокофьев создал монументальную звуковую фреску, стремясь украсить праздник Победы поэтическим славлением - "Оду на окончание войны" для симфонического оркестра, соч. 105. Ода построена в виде симфонической поэмы из трёх разделов - торжественного вступления, развёрнутой средней части приподнято-энергичного склада и ослепительного по звучности заключения. Две важнейшие темы Оды заимствованы из девятой части Кантаты к 20-летию Октября. Особый характер звучности Оды, её сурово-торжественный колорит связнаны с необычным соcтавом оркестра: с усиленными группами духовых и ударных, четырьмя роялями, восемнадцатью арфами, удвоенным количеством контрабасов, но без скрипок, альтов и виолончелей. Ода впервые прозвучала в ноябре 1945 года (ГАСО СССР, дирижёр С.Самосуд) и по требованию публики была повторена.
В дальнейшем, к сожалению, сочинение подверглось необоснованной критике и выпало из концертного репертуара

«Ода на окончание войны»
для большого духового оркестра, 4 фортепиано, 8 арф и 8 контрабасов
(1945) op.105.





текст-http://intoclassics.net/

Рубрики:  Музыка/Симфоническая
Музыкальные жанры и формы/Соната
Музыка/Камерная
Музыкальные жанры и формы/Увертюра
Композиторы
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 5 пользователям

Сэр_42   обратиться по имени Суббота, 17 Сентября 2016 г. 15:46 (ссылка)
Благодарю.
Ответить С цитатой В цитатник
урлауб   обратиться по имени Суббота, 17 Сентября 2016 г. 18:12 (ссылка)
С благодарность за интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку