Седьмой экземпляр автомата Судаева представляет собой переделку модели 4. Автоматика его основана на принципе отдачи свободного затвора. Масса подвижных частей равна 800 г. В этом автомате забито, заглушено газоотводное отверстие в верхней стенке ствола. А газовая камора обрезана таким образом, что оставшаяся ее часть служит направляющим кольцом для прохода и центровки полой трубки. Длинная полая трубка ввинчена резьбой в остов затвора задним концом и дополнительно закреплена рукояткой затвора.
Тактико-технические характеристики:
Калибр |
7,62 мм |
Патрон |
обр. 1943 г. |
Длина ствола |
495 мм |
Общая длина без штыка |
1030 мм |
Масса с пустым магазином, с сошками без штыка |
5410 г |
Емкость магазина |
30 патронов |
Прицельная дальность |
800 м |
Длина прицельной линии |
380 мм |
На полигонных испытаниях в мае 1944 г. Алексей Иванович Судаев представил ГАУ два оригинальных образца своего автомата (предположительно первую и четвертую модели). Автомат системы Судаева в большей степени, чем оружие других конструкторов, удовлетворял предъявляемым требованиям, и в первую очередь по надежности работы. На полигонных испытаниях автомат показал наилучшие результаты. Конкурсная комиссия сделала заключение: "Автомат конструкции Судаева, как обеспечивающий вполне надежную работу автоматики в нормальных и различных условиях эксплуатации, а также живучесть деталей в пределах тактико-технических требований, подвергнуть широким войсковым испытаниям, изготовив для этой цели серию автоматов". Опытная партия 7,62-мм автоматов Судаева обр.1944 г. была изготовлена весной 1945 года Тульским оружейным заводом. Войсковые испытания автомата состоялись летом 1945 года в Московском, Ленинградском, Среднеазиатском и Закавказском военных округах, а также в группе советских оккупационных войск в Германии и на Высших офицерских курсах "Выстрел". Автомат вполне удовлетворял предъявляемым требованиям по кучности стрельбы с упора (с сошки). Являясь практически равноценным ручному пулемету ДП на дальностях стрельбы до 600 м, он намного превосходил по эффективности стрельбы на средних дальностях штатные пистолеты-пулеметы. В то же время его показатели при ведении стрельбы одиночными выстрелами были гораздо хуже, чем у магазинной винтовки обр. 1891/30 гг. Комиссия признала, что автомат успешно выдержал программу войсковых испытаний, но предложила конструктору улучшить маневренные качества своего оружия, и в первую очередь уменьшить его массу, которая была явно избыточна для пехотинцев. В заключении по войсковым испытаниям комиссия отметила: "Автомат под патрон образца 1943 г. может занять соответствующее ему место в системе стрелкового вооружения в армии и заменить штатные пистолеты-пулеметы (ППД-40, ППШ-41, ППС-43) при условии, что он не будет уступать им по маневренным качествам и кучности автоматической стрельбы".
В октябре 1945 года ГАУ объявило новый конкурс, на который Алексей Иванович представил свой модернизированный образец (вторая модель). Он представлял собой облегченный вариант прошлой модели, единственным внешним отличием которого являлось отсутствие сошек. Однако предварительные заводские испытания автомата показали, что кучность боя у него при стрельбе лежа с упора на все дальности оказалась гораздо хуже, чем у прошлой модели, что объяснялось главным образом возросшей отдачей при уменьшении массы. Кроме того, не удовлетворяла живучесть ряда деталей. Поэтому конкурсная комиссия приняла следующее решение: "Изготовление серии облегченных автоматов Судаева для полигонных испытаний нецелесообразно без предварительной доработки с целью повышения живучести деталей и устранения недостатков, отмеченных при заводских испытаниях".
Тяжелая болезнь не позволила А. И. Судаеву довести до конца работу над автоматом. Явный лидер конкурса, автомат Судаева ОАС был снят с дальнейших испытаний как недоведенный. Проблемой создания нового оружия занялись другие оружейники, в том числе и молодой конструктор сержант Михаил Калашников, перехвативший знамя, выпавшее из рук Алексея Ивановича Судаева. Но даже прикованный к постели, Алексей Иванович не прекращал своей творческой деятельности. Товарищи по службе, навещавшие конструктора во время болезни, вспоминали, что комнату, в которой лежал А. И. Судаев, никак нельзя было назвать больничной палатой. Множество книг, чертежные приборы и принадлежности, постоянно окружавшие больного, никак не ассоциировались с обстановкой, характерной для госпиталя.
Алексей Иванович Судаев скончался 17 августа 1946 г., похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Он умер на тридцать четвертом году жизни, в полном расцвете своих творческих сил, оставив много неосуществленных планов и проектов.
Страна высоко оценила конструкторскую деятельность А. И. Судаева. Он был награжден орденом Ленина, орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечестенной войне 1941-1945 гг.» В 1946 г. ему была присуждена Сталинская премия.