-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ћаги€_сказки

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 02.09.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 123


»ль€  равец "Ќаписание первого романа.  ак избежать простых ошибок"

¬торник, 08 —ент€бр€ 2009 г. 23:51 + в цитатник
Fire_crystal все записи автора

Ќу вот, перва€ книга наконец выходит. “еперь, со спокойной совестью можно начинать учить других… Ўутка. Ќа самом деле, просто хочетс€ поделитьс€ опытом с теми, кто только собираетс€ что-нибудь такое изобразить или находитс€ в начальной стадии процесса. ≈сли бы €, в свое врем€, о подобного рода опасност€х был бы предупрежден, то… „асть романа все равно бы пришлось переписывать, что называетс€, напрочь, но это была бы максимум одна п€та€ от общего текста, а не одна треть, как вышло. —оветы постараюсь дать максимально конкретные. Ќаучить писать — может быть и можно, но € такое не осилю. ћо€ цель - помочь избежать простых ошибок. —разу предупреждаю — все »ћ’ќ.

”слови€ по умолчанию: роман, фэнтези, 600-900 тыс. знаков с пробелами.
ѕисательский опыт: отсутствует.
» далее по пунктам.

1. “ренировка.

—оветую абсолютно всем.  аюсь, сам € начал писать без подготовки. ќднажды пришел домой из института, сел за компьютер и начал печатать. ¬ результате, первые п€тьдес€т страниц получились не только ширпотребом, но еще и плагиатом. ѕотом, с течением времени, стало получатьс€ лучше, но не-при€тный осадок в виде двухсот п€тидес€ти тыс€ч знаков осталс€. ¬о многом, этого можно избежать.
—пособ простой. —адитесь и печатаете. “олько не роман, а что-угодно общим весом в 1-2 а. л.  онечно, лучше это была бы кака€-нибудь законченна€ истори€ — рассказ, но если € так скажу, в мен€ сразу полет€т камни. ¬едь написать рассказ — это так же сложно, как и роман, а то и вовсе сложнее! ѕотому, пусть это будет просто какой-нибудь отрывок. „то-нибудь из того, что вы планируете использовать в своей книге или придуманна€ вами «друга€» концовка какого-нибудь известного произведени€ попул€рного автора. Ќеважно, главное — пробовать себ€ там, где ничего испортить не получитс€.
Ќаписали? “еперь отложите в сторону и переждите неделю-полторы. ѕо истечению срока снова возьмите в руки и тут же отредактируйте. «атем, переждите еще день-два.  огда все это будет сделано, попробуйте прочитать то, что получитс€, как чье-то чужое, ничего не исправл€€. —водит зубы? Ќичего, так и должно быть. ѕо исполнению всех процедур отправьте ваш труд в корзину. —вою функцию он выполнил. ћного времени вам эта тренировка не сэкономит, но польза будет. ѕо крайней мере, «мозго-вой зуд» должен немного поутихнуть.

2. —южет и план.

ƒолжен быть прописан от и до, во всех подробност€х еще до того, как вы приступите к тексту романа. –азумеетс€, по ходу написани€ он будет и должен мен€тьс€, иногда даже кардинально, но первый вариант должен быть готов до того, как вы возьметесь за текст. ¬ нашем случае, пон€тно, такое совершенно невозможно. ««уд» хоть и поутих, но все еще неимоверно силен. “ем не менее, сюжет просто необходим. ёным начинающим графоманам можно воспользоватьс€ облегченным вариантом.

а.) —южет и главна€ иде€ первого романа — это почти всегда √лавный √ерой. ќн говорит от первого лица и на 95 процентов обладает характером автора. ѕоскольку речь идет о фэнтези, √. √. почти всегда зовут ћарти-—ью или ћэри-—ью, ну или как-то очень похоже. ќписани€ этих достойных личностей присутствуют в избытке, потому не будем на этом останавливатьс€. √лавное, что хочетс€ сказать — в их присутствии в первом романе автора нет абсолютно ничего криминального. — них начинают если не все, то почти все. ” кого-то получаетс€ лучше, у кого-то хуже, но проходит через это каждый. Ќа мой взгл€д, это что-то вроде посв€щени€ в писатели: √лавный √ерой плюс  лассический Ќабор Ўтампов. —тремитьс€ к этому глупо, но и бо€тьс€ не надо. ћассовый читатель такие книги обожает. Ќапишете хорошо — издадут, несмотр€ на штампы.

б.) — идеей все €сно. “еперь, план.  ак уже говорилось выше, подробный качественный план и автор-новичок — вещи по своей сути несовместимые. ƒелаем следующее. Ѕерем блокнот (не очень большой, чтобы поместилс€ в карман, и на проволоке, чтобы было легко вырывать страницы), ручку и начинаем придумывать. Ќачало и конец — это необходимый минимум. ќткуда герой начинает свой путь (деревн€, тюрьма, плен, бега, королевский дворец, амнези€, путешестви€ из мира в мир и т. д.) и где он его должен закончить (трон, власть, свадьба, победа над «лом или все предыдущее вместе). Ётого хватит, чтобы начать. —ередина — в дебютном романе почти всегда закономерный путь от первого к второму. Ѕолее старательным и терпеливым советую так же придумать начало и конец дл€ каждой из сюжетных линий романа.  онечно, если их у вас больше, чем одна. ћожно еще прописать основных персонажей, но это уже дл€ сильных духом. —корее всего, к тому, что подробный план необходим, вы придете уже по ходу написани€ первой книги.

в.) ≈сли ваши герои путешествуют — рисуйте карту. ’от€ б дл€ самого себ€. Ќо лучше все же отнестись к этому моменту серьезно. ѕосчитайте (примерно) рассто€ни€, определитесь с полушарием (северное или южное) и с климатическим по€сом. Ќу и конечно, не забывайте о логике. —толицы торговых государств редко располагаютс€ в центре безлюдных пустынь. ≈сли ваш рисунок (=схема) карты √лав-–еду понравитс€, художник приведет карту в приемлемый вид.

3. “екст.

√отовьтесь к тому, что первую половину книги ваши гениальные мысли на бумаге будут смотретьс€, как бред. ”лучшит дела совокупность двух переменных: опыта и времени. »менно совокупность. Ћично у мен€ сложилось мнение, что качества от текста в первой книге можно добитьс€ двум€ способами: долго (год или больше) писать один роман, переписав впоследствии начало, или быстро (за то же врем€) написать два, и первый из двух выкинуть.
Ќо оп€ть же, ущерб можно свести к минимуму. „ем меньше у вас будет ошибок в первом варианте текста, тем меньше их останетс€ в итоге. Ќиже, несколько моих замечаний, из тех, что бросаютс€ в глаза.

а.) ‘ормат. јбзац.
ќтступ — любой. ќдин из элементов историй о злых редакторах. ≈сли вы весь текст отбиваете отступы табул€цией или пробелами, то лишних симпатий вам это не добавит, потому что редактору придетс€ все это потом исправл€ть. Ќовый абзац нужно начинать нажатием клавиши ¬вод.

б.) ¬ зависимости от количества сюжетных линий (от скольких лиц ведетс€ повествование) и количества „астей в романе, набирайте текст не в одном файле, а в нескольких. Ёто сделает процесс существенно удобнее. ѕо окончании набора эти файлы легко будет скомпоновать.

в.) ƒлинные предложени€.
—ами по себе не есть «ло. ѕлохо, когда в длинном предложении только одна грамматическа€ основа, а все остальное: дополнени€, определени€, обсто€тельства, причасти€. ќт таких конструкций лучше всего избавл€тьс€ сразу после того, как вы такое предложение написали, иначе эту работу потом придетс€ делать редактору. Ёто не только улучшит текст, но и ЌјћЌќ√ќ повысит ваш собственный уровень. Ќа самом деле, твердое намерение избавл€тьс€ от таких вот €зыковых эксцессов — это один из первых и наиболее важных шагов к тому, чтобы чему-нибудь научитьс€.

г.) ќднокоренные слова.
—тарайтесь, чтобы внутри абзаца повторов не было. ќп€ть же, повышает ваш уровень. Ќе забывайте, что текстовый редактор знает немало синонимов.

д.) ѕрилагательные.
ƒва прилагательных подр€д — нормально. “ри — много.

е.) ѕричасти€.
ƒл€ простоты поделим на два вида. Ќевредные: избитый, заспанный и т. д. » ужасные: действующий, предполагающий, думающий и т. д. ѕервые, по сути, те же прилагательные и относитьс€ к ним нужно, как к прилагательным. ¬торые выбрасывать нещадно.

ж.) —вой; дл€ того, чтобы; тут же; в эту секунду; в это мгновение; и т. д.
ѕрочитайте предложение, исключив из него слово-паразит. ≈сли смысл тот же - вычеркиваете. ≈сли вам кажетс€, что нарушаетс€ ритм текста - оставл€йте. ѕотом лучше посмотреть еще раз, чем что-то испортить безвозвратно.

з.) Ѕыл, была, было, были.
Ќа мой взгл€д, ничего страшного нет. Ѕезусловно, в одном предложении употребл€ть дважды нельз€. ¬ двух подр€д — тоже не желательно. „ерез предложение — сколько угодно. „тобы в этом уверитьс€, возьмите книгу любого маститого автора, активно использующего прошедшее врем€ (почти каждый), и посчитайте там количество этих «былин». Ћюбой повтор — это не очень хорошо, но до сумасшестви€ доходить не надо.

и.) ќрфографи€.
¬оспользуйтесь помощью машины! ѕодчеркнуто красным — ошибка!

к.) јбзацы.
ƒелите большие абзацы на несколько частей. »здательства не редко используют крупный шрифт и огромные пол€. “о, что у вас в Word занимает несколько сантиметров, на бумаге может вылитьс€ в целую страницу. Ѕольшие массивы сплошного текста раздел€йте диалогами. ѕусть даже это будет всего пара строчек с минимумом смысла, но психологически дл€ читател€ — больша€ разгрузка.

л.) ƒвоеточи€, тире, зап€тые.
Word тут, к сожалению, не помощник. Ќичего, кроме учебника русского €зыка, посоветовать не получитс€. ћожно заметить только то, что правила относительно тире и двоеточий в русском €зыке одни из самых гибких. ѕо большому счету, если вы можете самому себе объ€снить логически постановку знака — ставьте. –едактор в большинстве случаев против не будет.

м.) «ато редактор будет строго против наличи€ скобок. ћаксимум, что вы можете себе позволить: два-три раза за весь текст, причем внутри скобок не больше четырех-п€ти слов.

н.) ≈сли без мата можно обойтись, воспользуйтесь этой возможностью. –едактор этому обрадуетс€.

4. ѕравка.

ƒл€ того, кто пишет первую книгу — этот элемент, возможно, даже более важен, чем сам процесс написани€. ѕерва€ правка — сразу после написани€ романа. ∆елательно два или три раза. ¬тора€ правка — еще через две-четыре недели. ƒл€ обладающих —»Ћќ… ¬ќЋ» — треть€ еще через мес€ц.
„то править:

а.) ѕоследовательно по буквам предыдущего пункта.

б.) Ћогика персонажей.
ѕо очереди, ставьте себ€ на место каждого из героев и думайте, как бы вы поступили в такой ситуации. Ќе забыва€, что персонаж умен настолько, насколько умен автор. —кидки на состо€ние аффекта (он забыл об этом, потому что был взволнован) не принимаютс€, если вы как следует этого не объ€снили. ѕротиворечи€ рода: один умный, а все остальные тупицы, заметны в первую очередь.

в.) —опоставьте цифры.
ƒаты, километры, килограммы, количество населени€, цены. ¬ообще, любое противоречие в тексте, пусть даже самое незначительное (в первой главе тарелка супа стоит три монеты, а в дес€той обет на несколько человек – всего две), бьет по вашему престижу с полного размаха.

г.) ѕафос, красивости, описани€, не несущие сюжетной нагрузки эпизоды. ¬се это бывает нужно и есть почти в каждой книге, но в том, что 700 тыс€ч без излишеств обрадуют √лав–еда больше, чем 900 ты-с€ч, залитые водой, можете не сомневатьс€. ƒа и сама книга почти наверн€ка от этого только выиграет.

д.)  урсив и выделение в промышленных масштабах редакторы не люб€т совершенно точно.

е.) «амена короткого тире на длинное тоже в вашу пользу. ѕравка. «аменить. —пециальный.  ороткое тире. ƒлинное тире.

ж.) Ќе перегружайте текст сносками. ћногие к этому относ€тс€ отрицательно. Ћучше уж составьте глоссарий. ќсобенно трудолюбивые могут предложить два варианта текста. Ѕез сносок, но с глоссарием и наоборот.

з.) ѕо возможности, ограничьте количество многоточий и ЅќЋ№Ў»’ Ѕ” ¬. ѕусть они будут редки, но в самое €блочко.

5. јннотаци€.

Ћучше отправить вместе с текстом сразу несколько вариантов аннотации. » быть готовым, что ни один из них вы на обложке не увидите.

6. ќтправка в издательство.

«десь без подробностей. Ёту информацию найти несложно. ћ€гко намекну, что отправка текста в крупное и известное издательство может избавить вас от огромного перечн€ проблем.

«џ:

¬се основано исключительно на личных наблюдени€х. Ќадеюсь, кому-нибудь поможет. “олько порошу учесть, что это не пособие « ак написать хорошую книгу», а пам€тка « ак избежать простых ошибок в первом романе».
— течением времени по€в€тс€ и собственный стиль, и собственна€ оценка – как и что нужно делать, чтобы получилось  –”“ќ.
ј может, и не по€в€тс€.
¬прочем, прежде всего, советую научитьс€ ставить только максимальные цели.

(»ль€  равец)

–убрики:  ћастерска€
ћетки:  

ѕроцитировано 9 раз



јноним   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 13 ‘еврал€ 2012 г. 05:45 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку