-ћетки

∆«Ћ акварель артефакты археологи€ архитектура афоризмы вена ветер странствий видео воспри€тие высший свет город городской пейзаж горы греци€ дети детское дизайн дом древность женский образ женский портрет женское женщина женщины живопись животные животный мир здоровье знаменитости инди€ интересное интерьер ирланди€ искусство истори€ истори€ россии истори€ создани€ камни картины кино китай классический балет кошки красота красоты наших городов красоты россии куклы легенды летнее настроение лето лингвистика любовь мальта мода море москва музыка музыкальна€ открытка народности натюрморты необычное нереальное новый год отношени€ пам€тники пейзажи полезное поэзи€ прикладное искусство приметы природа психологи€ птицы разное религи€ ретро росси€ русские художники русь самоцветы своими руками семь€ сказки скульптура стихи традиции уголки мира умные мысли философи€ фото фотоискусство художник художники цветы человек швейцари€ ювелирное искусство ювелирные издели€ €ркое великолепие природы

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в јрт_ алейдоскоп

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 26.06.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 56764


 ат€ –айкина о маме и папе

ѕонедельник, 30 ћа€ 2011 г. 18:11 + в цитатник
ALZHIS все записи автора  (500x375, 44Kb)
–айкин, јркадий »саакович.
"ћџ —  ќ—“≈… —јћ» ¬џЅ–јЋ» —≈Ѕ≈ –ќƒ»“≈Ћ≈…"

ѕо перрону вслед за уезжающим поездом бежала девочка с двум€
болтающимис€ за спиной косичками. »з окна вагона ей махал рукой
улыбающийс€ папа. ѕровожающие, наблюда€ эту трогательную сценку не
могли сдержать восторга: "ѕослушайте, а вы узнали этого молодого
мужчину с седой пр€дкой? Ёто же –айкин!"
ѕапа очень хотел дочку и часто твердил маме: "–ома! ” нас об€зательно
будет девочка, и непременно с косичками". “ак все и случилось - первой
родилась €.
¬первые папа увидел маму на концерте школьной самоде€тельности.
ќднажды студента театрального института –айкина пригласили выступить в
41-й школе. —о сцены- он неожиданно обратил внимание на сид€щую в зале
девочку в голубых лыжных шароварах и красном берете. ќсобенно поразила
папу дерзко продер- I нута€ сквозь дырочку в беретике пр€дь черных
волос. ”же сто€ -за кулисами, он все никак не мог отвести взгл€да от
миловидного лица старшеклассницы с огромными зелеными глазами. ј
встретились они снова только через два года. » тоже совершенно
случайно! ¬став с подносом в студенческой столовой за девушкой, папу
буквально что-то толкнуло - это она! ќн долго рассматривал знакомый
конский хвостик, а потом, наконец решившись, тихо спросил у его
обладательницы: "ј что вы сегодн€ вечером делаете?" ќна улыбнулась и
ответила: "Ќичего". ѕапа повел маму в роскошный кинотеатр "√ран-ѕалас"
на Ќевском проспекте.  ак только погас" свет и началс€ сеанс, он вдруг
наклонилс€ и шепнул: "¬ыходите за мен€ замуж".  ак ни странно, она не
удивилась: "я подумаю". ƒома –ома все рассказала родител€м. –азразилс€
страшный скандал: "“ы что, с ума сошла? “ебе всего восемнадцать!"
ƒомашним с –омой все врем€ приходилось боротьс€: то, видишь ли,
артисткой решила стать, не име€ хорошей профессии, - пришлось
насто€ть, чтобы прежде закончила техникум полиграфической
промышленности, то вдруг замуж собралась за первого встречного! ¬идано
ли это в такой приличной семье: плем€нница самого академика »оффе, да
и родители -интеллигентные люди! Ќет, нет и нет! Ќо –айкин не сдавалс€
и решил лично попросить руки любимой девушки. Ќа даче под Ћугой, где
отдыхали отец и мачеха –омы, "жениха" даже не пустили на порог.
¬любленные, несмотр€ на запрет родителей, стали тайно встречатьс€ в
общежитии на ћоховой, где јркадий спал, по-спартански подложив под
голову чемоданчик вместо подушки. ƒело в том, что у будущего артиста
тоже были семейные проблемы: из-за презрительного отношени€ отца к
театру –айкин, обидевшись, ушел из дома. ћо€ тет€ рассказывала, что
когда она приходила в студенческое общежитие проведать јркашу, в его
комнате об€зательно заставала –ому: после того сеанса в кинотеатре они
практически не расставались. “олько через год, когда родственники с
обеих сторон были приглашены на дипломный спектакль к отцу, лед
наконец тронулс€.
- ¬аши родители так и продолжали жить в общежитии?
- ѕоженившись, они первое врем€ жили с –омиными родител€ми. —емь€
»оффе была довольно многочисленной - –ома называла свою мачеху мамой и
очень ее любила. ƒовольно строга€ и требующа€ дисциплины –ахиль
ћоисеевна –у-тенберг после революции, когда страну наводнили
беспризорники, вместе с  ол-лонтай организовывала первые детские дома
в ѕетрограде. ќтец мамы, ћарк Ћьвович »оффе, был известным
врачом-терапевтом. ѕосле смерти жены  атень-ки, котора€ умерла у
повитухи от подпольного аборта (и это при муже - известном враче и
матери - знаменитой в –омнах акушерки!), мой дедушка осталс€ один с
трем€ дочерьми. ¬се они носили библейские имена - –ахиль, –уфь и
ћириам.  огда должна была родитьс€ мо€ мама, ждали мальчика, даже им€
ему придумали - –оман, и поэтому в обиходе –уфь называли –омой.
( стати, благодар€ –ине «еленой им€ –ома и стало впоследствии маминым
сценическим псевдонимом). ƒедушка самоотверженно лечил инфицированных
брюшным тифом и холерой в специальных бараках. Ћечил он и родителей
–ахиль ћоисеевны, –озы, как ее называли родители. “еща, едва
справившись с горем после смерти  атеньки, сказала з€тю: "ћарк, ты
один с девчонками не справишьс€. ∆енись!" ¬тора€ жена родила ему еще
троих детей. », представьте, все жили очень дружно.
- Ќо јркадий »саакович в своих воспоминани€х говорит об обиде на тещу?
- Ѕабушка порой относилась к молодоженам как к дет€м, которых надо
воспитывать.  ак-то за столом папа непрерывно шутил и кого-то смешно
передразнивал. ƒети, вместо того чтобы есть, покатыва€сь от хохота,
пр€мо падали под стол. “еща, не стерпев этого безобрази€, сделала з€тю
строгое замечание: "јркадий, если вы еще раз позволите так себ€ вести,
будете обедать на кухне!" “ерпение –айкина лопнуло, и он, схватив
сверточек с новорожденной  атенькой, скомандовал:
"–ома, за мной!" » они сбежали от сварливой тещи в коммуналку папиных
родителей на –убинштейна.
¬ большой ленинградской квартире –айкины занимали две комнаты.
Ќесмотр€ на наличие четверых детей, дедушка сам предложил в домкоме
его уплотнить. ѕапа с детства бредил театром и часто мучил двух
сестер, использу€ их как кукол в своих актерских импровизаци€х.
ќднажды в –ыбинске, куда семь€ –айки-ных бежала из –иги в первую
мировую войну, папа, прихватив сестричек, отправилс€ в цирк-шапито.
Ѕрезентовый шатер во врем€ представлени€ красочного спектакл€
"Ўантеклер" запиралс€ на огромные железные ворота. ƒедушка, вернувшись
домой после работы и услышав, что его дети так поздно смотр€т "этот
балаган", ужаснулс€! ќн бросилс€ к цирку и стал что есть сипы колотить
ручищами по оцинкованным воротам: "ќтдайте моих детей! ќтдайте!" ƒома
он долго бушевал: "≈врею быть клоуном - никогда!" и даже пустил в ход
ремень. ƒед, всю жизнь отбира€ в морском порту лес дл€ лесопилен и
шахт, считал увлечение сына театром пустым и вредным. Ќу если уж так
т€нет в артисты, то лучше, как это прин€то в интеллигентных еврейских
семь€х, музыкой зан€тьс€! » купил сыну скрипку. Ќо јркаша быстро
приспособил ее дл€ катани€ по льду, а еще, сделав из смычка кнутик,
возил скрипку по снегу, как саночки.
- „ем был дл€ –айкина его “еатр миниатюр?
- ≈го домом, конечно. Ѕытовало мнение, что –айкин не приглашал в свой
театр талантливых актеров.  ака€ чушь! ќн прекрасно понимал, что в
обрамлении талантов его талант заиграет еще €рче. ѕросто многие
актеры, осознава€, что в лучах прожектора (а папа был "прожектором"!)
лампочка горит тускло, сами не шли к нему. Ќо те, кто оставались, были
одаренными актерами и любили театр и папу. –ома  арцев, ¬ладимир
Ћ€хов, ¬ит€ »льченко, ќльга ћалоземова, ¬иктори€ √оршени-на... ѕапа
называл актеров и работников театра "моей семьей". «нал, у кого
сколько детей, какие проблемы, всегда входил в положение людей,
помогал. ѕомню рассказ »рочки ѕетрущенко: "я только что родила ребенка
и лежала в роддоме. “руппа через три дн€ собиралась на гастроли.
јркадий »саакович поинтересовалс€ у администратора: "Ќу, как там дела
у »ры?" -"“ри дн€ уже девочке" - "Ќу и отлично! «начит она может ехать
на гастроли". -"ѕомилуйте, јркадий »саакович, она ведь только родила!"
- "Ќо три дн€ ведь прошло?" ¬ просторной женской гримуборной театра
»ра, больша€ рукодельница, в перерывах между репетици€ми и перед
спектаклем что-то кроила, шила или писала письма. ќднажды принесла с
собой из дома болванку, на которой прин€лась мастерить шл€пку. ¬ этот
момент вошел папа и "посоветовал": "¬ следующий раз, »ра, принеси
тазик и постирай".
- Ќо чтобы руководить театром, надо быть еще и тираном!
- ј как же! ѕапа был очень жестким, если дело касалось дисциплины. «а
кулисами во врем€ спектакл€ царила полна€ тишина: ходить, громко топа€
ногами, или разговаривать было категорически запрещено. ≈ще все знали,
что непьющий –ай-кин не терпит пь€нства среди актеров.  ак-то на
гастроли в —вердловск с театром поехал очень одаренный актер. «на€ о
его слабости, –айкин пристально за ним следил. ѕосле спектакл€ все
артисты ужинали в ресторане гостиницы "”рал". » тут папа замечает, как
артисту на подносе несут граненый стакан с какой-то прозрачной
жидкостью. "ј это что?" - тихо интересуетс€ –айкин. "ƒа это вода", -
не моргнув глазом врет актер. " ак кстати! ћен€ так жажда мучит", - и,
не сморщившись, выпивает залпом стакан водки. "«автра спектакль. Ќе
засиживайтесь", - как ни в чем не бывало говорит он оторопевшей
публике и твердой походкой выходит из зала. ћама потом рассказывала,
что в номере –айкин рухнул на кровать как подкошенный и, не
раздева€сь, проспал до утра.
ј еще папа терпеть не мог расхл€банности и неточности. Ћюбил приезжать
на спектакль задолго до начала. «на€ его пунктуальность, в театре
никто никогда не опаздывал.  ак сейчас помню много раз повтор€ющуюс€
сценку. ѕапа стоит в передней в шл€пе и пальто и негромко твердит:
"–ома, пора ехать. –ома, опаздываем!" ћама суетитс€, навод€ последний
марафет. —пуст€ врем€ папин голос повышаетс€: "–ома, нам пора!"
"—ейчас сейчас!" - мама бросаетс€ искать сумочку. Ќаконец его терпение
лопаетс€ и он уже лед€ным тоном чеканит: "јртистка –ома! я уезжаю!" и
быстро идет к лифту. «а ним следом бежит –ома, на ходу нат€гива€
пальто.
ѕапа мог простить все что угодно, кроме предательства. ≈го друг,
¬ладимир ѕол€ков, многолетний автор миниатюр, монологов и скетчей,
страшно сопротивл€лс€ папиным замечани€м, хот€ ему не хватало вкуса и
понимани€ точности жанра. “ак продолжалось, пока друзь€ окончательно
не рассорились. ѕол€ков написал на него злой пасквиль и подписалс€
почему-то »оанном  ронштадтским. ѕасквиль долго ходил по рукам, пока,
наконец, не дошел до папы. ѕомню, папа очень обиделс€. ѕрошло врем€.
ѕол€ков открыл в ћоскве свой театр миниатюр, где начинали карьеру Ћюба
ѕолищук и «€ма ¬ысоковский. ”спокоившись, обидчик решил помиритьс€ и
стал забрасывать через знакомых удочки. Ќо папа не шел на мировую - он
не умел прощать предательство. » даже когда ¬ладимир —оломонович,
умира€, попросил –айкина прийти к нему, чтобы попросить прощени€, он
не пошел.
ƒумаю, папа в своей непримиримости был не прав. ћама бы помчалась в ту
же секунду.
- ј как себ€ чувствовала в театре –айкина его жена?
- ќна поддерживала там очень теплую, семейную атмосферу.  онечно, все
было не так просто, ведь театр - это скопище самолюбии. Ќо –ома
держала ухо востро и старалась предупредить назревающий скандал или
ссору. ћама проработала с отцом в театре всю жизнь, но не имела звани€
даже заслуженной артистки. –айкин постесн€лс€ послать ее документы на
представление. ќн ее, конечно, зажимал. ( стати, € считаю, точно так
же несправедливо поступает  ост€ со своей женой Ћеной Ѕутенко,
актрисой "—атирикона"). –ома отдала мужу все свои многочисленные
таланты: замечательного рассказчика, писательницы, актрисы и чудесной
женщины. “олько благодар€ ей отец вызвал своего брата ћаксима из
√розного, где тот работал в местном театре: "јркадий, ты должен
забрать его оттуда. „то там делает такой способный мальчик? ќн тебе
пригодитс€".
Ќесмотр€ на свою энциклопедическую образованность, –ома была
необычайно простодушна. » конечно же верила папе, который иногда
обманывал ее в личных делах. ∆изнь мамы отнюдь не была легкой. ¬едь
–айкин был интересным и фантастически оба€тельным мужчиной. ј вокруг
роилось много женщин, которые мечтали завладеть им, - поклонницы
буквально вешались ему на шею. ѕеренести такое очень трудно. ћама
страдала, так как чаще всего это происходило на ее глазах, в театре.
Ќекоторые актрисы весьма агрессивно добивались расположени€ јркади€
»сааковича. ј папа не очень-то и сопротивл€лс€. ’от€ сам и не делал
шагов навстречу, но отказать подчас не умел, словом, попадалс€ на
женские крючки. Ќо –ома настолько его обожала, что все прощала и
верила не особенно правдоподобным сказкам, которые он придумывал.
ѕомните, как в анекдоте муж говорит жене, котора€ нашла в кровати
чей-то бюстгальтер: "Ќу ты же така€ умна€! ѕридумай сама что-нибудь!"
я помню момент, когда ко мне, уже замужней даме с ребенком, пришла
мама. », не выдержав, горько заплакала: " ат€, скажи, что мне делать?
я в таком отча€нии, по-моему, там у јркади€ что-то серьезное". "ћама,
этого быть не может. “ы дл€ него все -права€ рука, мозг и сердце.
¬оздух! ќн без теб€ не может обойтись. ј все остальное - это
временно", успокаивала € маму. » все же пообещала ей непременно
поговорить с отцом. ѕозвонила ему и попросила прийти. ¬есь наш
разговор он сидел молча, опустив глаза, и внимательно слушал.
"ѕапочка, ты достиг такой славы и любви. “ы эталон и пример дл€ всех.
 ак можно, чтобы люди узнали о твоем адюльтере! ≈сли это не так
серьезно, пресеки немедленно! “ы делаешь больно маме и нам с  остей".
ќн вытер повлажневшие глаза и коротко ответил: "я все пон€л". ѕапа
знал, как € его обожаю, и прислушивалс€ к моему мнению. “ам все
немедленно прекратилось.
- ј болезнь мамы не была св€зана с этими переживани€ми?
- ≈е болезнь св€зана со многим. ¬едь она фактически посв€тила мужу всю
жизнь. ≈сли считать, что они стали жить еще до официальной женитьбы,
то это с восемнадцати лет и до самой смерти. Ќе забывайте, родители
годами колесили с гастрол€ми по стране, буквально жили на чемоданах. ј
сколько выпало на ее долю переживаний, св€занных с детьми! я рано
оторвалась от семьи. ѕоступив в театральный институт в ћоскве, уехала
из дому. ћаленький  отенька вечно оставалс€ один с н€нькой в
Ћенинграде.  онечно, все это не могло не сказатьс€ на ее здоровье, и у
мамы в шестьдес€т лет случилс€ т€желый инсульт.
¬ечна€ неустроенность, переезды, война... “олько в 57-м они выбрались
из коммуналки и получили отдельную квартиру. ѕо-полгода дава€ концерты
в ћоскве, родители жили в гостинице "ћосква", в номере 1212, который
многие знали и частенько, проход€ мимо, заскакивали, —колько историй
св€зано с этим легендарным номером! ќднажды –ома и –айкин вернулись
поздно после спектакл€ еле живые от усталости. ќтключили телефон и
решили сразу же лечь спать. ¬друг звонок в дверь. Ќа пороге стоит
√ердт. "«€ма, € теб€ очень люблю, но мы устали. ѕриходи в другой
день", - просит –ома. "”мол€ю! “олько один анекдот", - не сдаетс€
√ердт. «а одним последовал другой, а там пошло-поехало. ¬ три часа
ночи –айкин встает из-за стола и уходит в спальню. ѕотом вдруг
возвращаетс€ разодетый, как на прием. —адитс€ за стол и пальцами
барабанит. "јркаша, что с тобой?" - "Ќу как же, - говорит он со
значением, - у нас гости..." ѕристыженный √ердт пулей выскочил из
> > номера.
> > Ќе раз в ванной их номера оставалс€ ночевать какой-нибудь знакомый. ј
> > однажды, дурачась, папа стал пр€мо в коридоре на ходу раздеватьс€,
> > картинно броса€ на ковер одежду. “ак и вошел в номер голый! ћама,
> > дав€сь от смеха и подбира€ разбросанные пиджак, брюки и рубашку,
> > влетела за ним, бо€сь, как бы кто-нибудь не увидел голого –айкина.
 роме того, кажда€ программа выходила с кровью, прорыва€сь через
запреты, борьбу с чиновниками. ћама, экстраверт по темпераменту, с ее
обостренным чувством" справедливости, все принимала очень близко к
сердцу: загоралась как спичка от любой подлости, часто кого-то
выручала, все врем€ звонила и добивалась правды. ƒавала за –айкина
интервью, писала статьи, протаскивала пьесы.  онечно же именем папы.
¬се его инфаркты, болезни, проблемы она переживала как свои. ¬ыдержать
такое напр€жение очень трудно.
¬ 75-м у –омы в доме ее подруги —ветланы —обиновой случилс€ инсульт.
—пас ее известный врач ¬ладимир Ћьвович  ассиль, сын писател€  ассил€.
¬ Ѕоткинской больнице он собрал консилиум известных медиков. ѕрофессор
вызвал отца в кабинет и спросил: "јркадий »сакович, когда у вас
намечены гастроли в ѕольше? ƒев€того? ѕоезжайте, здесь вы не нужны, а
там вас ждут зрители". — мамой остались ¬ладимир  оваль, мой третий
муж,  ост€ и сын јлеша. ѕапа вз€л мен€ с собой, чтобы € играла мамин
ретерту-ар под ее фамилией. ”же в. поезде, глота€ слезы, € начала
учить ее роли. Ќа нервной почве у мен€ пропал голос, а у папы от
переживаний за –ому вдруг началось воспаление легких. Ќо буквально за
день до спектакл€ врачи поставили нас на ноги массированной терапией.
ѕапа не отходил от телефона, справл€лс€ о –омином состо€нии и плакал,
как только клал трубку.
- ѕочему јркади€ »сааковича не коснулись сталинские репрессии?
- Ќиколай јкимов, режиссер Ћенинградского театра комедии, не раз
посмеивалс€: "Ќеужели, јркадий, мы с тобой такое дерьмо, что нас до
сих пор не посадили?" ƒумаю, этого не случилось потому, что –айкин
нравилс€ —талину. ќднажды папе позвонили и срочно вызвали в  ремль на
концерт в честь дн€ рождени€ вожд€. ѕапа очень волновалс€, потому что
играть пришлось буквально в трех шагах от столика —талина. ¬о врем€
выступлени€ к »осифу ¬иссарионовичу наклонилс€ ѕоскребышев и что-то
зашептал на ухо, а тот в ответ громко отчеканил: "Ќе вытекает". ¬се
замерли, дума€, что бы это значило. ¬о врем€ войны папа как-то послал
—талину приглашение на концерт. ¬скоре из  ремл€ пришел конверт с
ответом, написанным поперек приглашени€ синим карандашом: "“оварищ
–айкин! —пасибо, но, к сожалению, не смогу быть. ќчень зан€т.
».—талин".
> > ѕапа с мамой много ездили по фронтам с концертной бригадой. ƒо
> > закрыти€ кольца блокады в Ћенинграде мен€ успели эвакуировать с
> > детским садом —оюза писателей под ярославль. “ам € сразу начала
> > болеть, все врем€ плакала и ничего не ела. ¬ Ћенинград полетели
> > тревожные телеграммы, и за мной помчалась мама.  огда после ее отъезда
> > пришла еще одна телеграмма, папа, не выдержав, выскочил вслед за мамой
> > с малюсеньким чемоданчиком, где лежали только два подворотничка и грим
> > - все необходимое дл€ выступлени€.  ак только они выехали из города,
> > кольцо блокады сомкнулось. “ак € фактически спасла им жмзнь. ј
> > родители отца с сестрой и братом не успели эвакуироватьс€. —уществует
> > семейна€ легенда о том, как школьник –айкин, сам того не подозрева€,
> > помог им выжить в блокаду. ¬ детстве часто болеющему јркаше врач
> > прописал рыбий жир. “от ужасно не любил его пить и поэтому быстро
> > научилс€ весьма искусно имитировать, как наливает из бутылочки жир в
> > ложку и, натурально скривившись, пьет. “ак продолжалось несколько лет.
> > Ќикто и не подозревал, что в холодной кладовке на кухне скопилось
> > много бутылочек с рыбьим жиром. ƒрагоценный склад, к счастью, нашли,
> > когда в Ћенинграде наступил голод.
> > ѕапа старалс€ вызволить родных, но удалось ему это только после
> > открыти€ по Ћадоге ƒороги жизни. ѕр€мо к поезду в ”фе обессиленным
> > блокадникам принесли большую кастрюлю с котлетами. ƒед набросилс€ на
> > них и с жадностью все съел. —пасти несчастного не удалось -вскоре он
> > умер от заворота кишок.
> > «абрав мен€ из детского садика, родители вернулись в ћоскву в
> > растер€нности:, куда мен€ девать? »м срочно надо было выезжать на
> > фронт, вз€ть с собой трехлетнюю девочку они, естественно, не могли. Ќо
> > тут одна незнакома€ женщина, случайно оказавша€с€ р€дом, предложила
> > отправить мен€ с ней в “ашкент: "Ќе волнуйтесь за  атеньку. ” мен€ там
> > сад, фрукты, прокормлю". ¬ войну подобное предложение никого не
> > удивл€ло - чужие люди бросались помогать друг другу чем могли.
> > –одители обещали присылать деньги, паек и приехать за мной как можно
> > быстрее. ¬ “ашкенте действительно был большой дом с фруктовым садом.
> > Ќо хоз€ева оказались страшными людьми. ћужа и двоих сыновей тетка
> > пр€тала в подполе, чтобы их не забрали на фронт. ћен€ же поселили во
> > дворе, в сарайчике с поросенком Ѕорькой, с которым € сразу же
> > подружилась.  огда его зарезали, передо мной поставили розеточку с
> > двум€ крошечными зажаренными кусочками и велели: "≈шь! Ёто твой
> > Ѕорька!" я так рыдала, словно убили родного брата. √од, проведенный в
> > “ашкенте, перешиб все мои воспоминани€ о Ћенинграде, бабушке, дедушке
> > - настолько сильны были потр€сени€. я безумно страдала в чужой семье и
> > горько плакала по ночам, заперта€ в сараюшке. ј еще помню мучивший
> > мен€ посто€нный голод. я бродила по трамвайным пут€м и подбирала
> > выпавшие из мешков зернышки, которые возили на мельницу. ¬ засохших
> > арыках собирала какие-то объедки. ¬скоре от недоедани€ у мен€ на руках
> > и ногах по€вилась жутка€ экзема, котора€ прошла только к восемнадцати
> > годам. ј еще помню, как мен€ там били. Ёта тетка как-то купила ут€т и
> > пустила их в таз с водой. я играла с ними, купала их и неча€нно одного
> > утопила. Ќе знаю, как это произошло, может, утенок сам захлебнулс€. ¬о
> > вс€ком случае, мне крепко досталось.  огда в “ашкент наконец приехали
> > родные, то не узнали мен€ - вместо  атеньки сто€л живой трупик. ќни
> > были в ужасе: "≈ще немного - и мы бы теб€ потер€ли!"
> > - ¬ы как-то написали в воспоминани€х об отце: "я перед тобой виновата!.."
> > - ѕервые дес€ть лет моей жизни € жила с бабушкой, а родители все врем€
> > гастролировали.  аждый момент свидани€ был дл€ всех огромной радостью.
> > я очень рано ушла из дому. ¬ ћоскве вначале жила у родственников,
> > потом снимала угол с подружкой, затем - комнату у однокурсника. ¬ 19
> > лет на третьем курсе выскочила замуж за ћишу ƒержавина, с которым
> > вместе училась. ¬ этой комнатке мы прожили с ним три года. ј потом €
> > встретила ёру яковлева, влюбилась, вышла замуж. ¬скоре у нас родилс€
> > сын јлешенька. Ћюбую свободную минуту бежала к родител€м, порой даже в
> > ущерб своей семье: помочь что-то сделать по дому, дать воврем€
> > лекарство. я разрывалась между мужем, ребенком, театром и родител€ми.
> > —ын как-то ревниво мне заметил: "ћама, ну что ты все врем€ туда
бежишь? „то они, маленькие?! »з теб€ просто пьют кровь!" —ейчас,
вспомина€ моих дорогих родителей, все врем€ казнюсь: "я должна была
быть в последнее врем€ только с ними!" ≈сли бы € в тот день находилась
с отцом, когда мама лежала в больнице! ¬се думаю, что папа не прин€л
бы по забывчивости лишней таблетки фуросемида, давшей роковое
осложнение на сердце, если бы р€дом была €.
Ќу а в юности, когда мы жили в разных городах, € приезжала домой на
каникулы, вначале одна, иногда с подружкой, потом с мужь€ми. Ќас
всегда очень тепло встречали. ѕапа любил всех моих мужей: и ћишу, и
ёру, и ¬олодю. » они все отвечали тем же. ѕервое врем€ € чувствовала
какую-то ревность с папиной стороны: порой то взгл€дом, то словом он
выдавал себ€. Ќаверное, поначалу ему было трудно примиритьс€: " ак это
так?  акой-то посторонний д€дька обнимает мою дочь!" Ќо потом все
наладилось. –одители мне довер€ли во всем, даже в моем выборе, пусть и
ошибочном. ћне ничего не запрещалось. ” мен€ всегда была масса
поклонников, € многим кружила голову: назначив свидани€ сразу двум,
уходила с третьим.
- »нтересно, чьи же это в вас гены?
- Ќаверное, папины. я не слышала ни об одном романе мамы, даже не
знаю, влюбл€лась ли она.  ак-то ей сделал предложение Ћеонид ”тесов.
ѕравда, он прикрыл его шуткой, прекрасно понима€, что это невозможно:
"–ома, € очень хотел бы, чтобы ты была моей женой". Ќо в этом
признании было много правды... ј вообще-то можно пересчитать по
пальцам случаи, когда –айкин мог приревновать жену.
 ак-то в ƒнепропетровске в честь приезда артистов состо€лс€ банкет.
ќни прибыли с концертами в воскресенье, а уже в понедельник на страну
напал √итлер. ѕринимал их у себ€ руководитель обкома партии, "отец"
города Ћеонид Ѕрежнев. ќн был насто€щий донжуан! Ѕез конца приглашал
маму танцевать, оказывал ей вс€ческие знаки внимани€. ќна мне потом
рассказывала, что папа устроил ей из-за этого сцену ревности и влепил
пощечину. Ѕыл еще один случай, свидетелем которого стала мо€ тет€,
сестра јркади€. ќна слышала, как папа в соседнем номере кричал на
–ому: за ней посмел ухаживать ¬ас€ јрдаматский. ќн был вне себ€ от
€рости еще и потому, что этот писатель, по слухам, был сексотом.
- “акой славы, как у –айкина, не было ни у кого. ј как он сам относилс€ к
этому?
- — большой долей юмора. ‘амили€ –айкин открывала многие двери - это
была фамили€-пароль, фамили€-пропуск! Ѕыл случай, когда к нему перед
спектаклем ворвалс€ незнакомый товарищ и завопил: "”жас! я из  иева,
билетов нет двое суток! ”мол€ю! ѕомогите!" –айкин испугалс€: "Ћадно,
может, мы вас в оркестровую €му посадим..." - "ƒа нет, вы мен€ не
пон€ли! ћне в  иев билет нужен!" –айкину пришлось звонить на вокзал.
¬ ƒнепропетровске под здание, где проходили с аншлагом гастроли театра
–айкина, был сделан подкоп. ¬ Ѕаку студенты перепилили железные
решетки на окнах и ворвались, перепутав помещени€, на склад
театрального буфета. »х тут же арестовали. ¬ ћоскве, чтобы попасть на
концерт, киномеханик с  амчатки залез на крышу  азанского вокзала и
через вентил€ционную трубу пробралс€ в ƒом культуры железнодорожников.
ƒовольный, весь в мазуте и жутких масл€ных п€тнах, он пыталс€ сесть на
свободное место. Ќо несчастного вывели из зала. «а оставшимис€ на
крыше пальто и шапкой безбилетного пришлось лезть пожарным.  огда об
этом случае рассказали –айкину, тот выдал поклоннику контрамарку на
другой спектакль.
¬ одной американской газете € как-то прочитала воспоминани€ бывшего
адми-прочитала воспоминани€ бывшего администратора театра, который
пишет, что, мол, –айкин никогда не сто€л в очеред€х за продуктами, а
сразу же шел к директору магазина. ј вы можете представить –айкина в
очереди? ƒа у него, как только он по€вл€лс€ на улице, обожатели
отрывали пуговицы, хватали за руки, валили с ног. ѕоэтому, конечно,
если приближалс€ семейный праздник или банкет, –айкин шел со списком к
директору магазина. Ќо в этом не было зазнайства.
ѕапа не любил больших компаний и не был заводилой. «десь пальму
первенства он отдавал маме, €вно горд€сь ее застольным успехом.
> > —колько смешных, забавных, а порой трагических рассказов –ома поведала
> > за накрытым овальным столом! ќн скорее был гениальным слушателем - не
> > т€нул внимание на себ€ и за вечер мог сказать всего пару слов. ѕапа
> > впитывал рассказ собеседника как губка. Ћюбил провер€ть на гост€х,
> > причем неожиданно дл€ них, свои новые монологи. ’охочущим его видели
> > редко, в основном он улыбалс€ или беззвучно сме€лс€. ≈сли он уставал,
> > то это была картина "”сталость". ≈сли грустил - то сама "√русть". Ќет,
> > он не был душой общества. ћолчаливый, скучноватый, в€лый, но
> > подмечающий все вокруг - дл€ творчества!  ак-то родителей пригласили в
> > гости в очень богатый дом. ≈го хоз€йка, беседу€ с гост€ми, посто€нно
> > снизу поправл€ла рукой очень пышный бюст. –айкин ее жест в точности
> > повторил, исполн€€ роль администратора гостиницы јгнессы ѕавловны.
> > ќднажды его остановили на улице две женщины и стали слезно умол€ть
> > одолжить двести рублей на билеты до ћурманска. ќн тут же полез в
> > карман и прот€нул деньги, прекрасно понима€, что это вымогательницы.
> >  ак-то в ¬олгограде местное начальство устроило дл€ артистов прогулку
> > на спецкатере по ¬олге. «а столом крупный начальник из "органов"
> > подн€л рюмку и, €вно волну€сь, произнес тост: "јркадий »саакович! ¬ы
> > даже не можете себе представить, как мы всю жизнь за вами следили!"
> > ¬се замерли. "ќй, - засмущалс€ чекист. - ѕростите, не за вами, а за
> > вашим творчеством". ¬се расхохотались.
> >   нему за кулисы стремились попасть очень многие: композиторы,
> > художники, министры, генералы, видные ученые. √р€зна€ винтова€
> > лестница, по которой надо было спуститьс€ в его гримуборную, в
> > антрактах была буквально забита советской знатью. Ћичный костюмер
> > –айкина «инаида Ќиловна «айцева, оберега€ его покой между номерами,
> > однажды не пустила к нему министра культуры, строго отрезав:
> > "ћинистров много, а –айкин один!" ѕомню комический случай, когда вдова
> > генерала едва не сделала обожаемого актера калекой: при крепком
> > рукопожатии чуть не оторвала ему руку, а потом еще от избытка чувств
> > повисла на его шее, поджав вдобавок ноги. ƒолго любовно трепала по
> > щекам и пыталась распушить райкинские брови. ¬ итоге у папы, деликатно
> > сносившего "знаки внимани€" генеральши, надолго заболела ше€.
> > ј этот эпизод мне рассказала мама. Ћетом они часто отдыхали под –игой,
> > в ƒубултах.  ак-то мои родители и «иновий ѕаперный собрались погул€ть.
> > –айкин стал отказыватьс€: "Ќу как тут гул€ть? —разу же начнут
> > останавливать, спрашивать: "¬ы –айкин? Ќет, правда, это вы?" ѕаперный
> > пообещал оберегать его от назойливых поклонников. Ќо первый же
> > прохожий, идущий навстречу, остолбенел:
> > "¬ы –айкин?" ѕаперный бросаетс€ на защиту знаменитости: "ѕросто
> > удивительное сходство. ¬ы ошиблись". —частливец как-то тускнеет.
> > –айкин останавливаетс€: "Ќе надо... я –айкин". » обожатель долго
> > смотрит вслед любимому актеру, радостно улыба€сь.
> > ¬о взгл€де –айкина было что-то магическое. ¬ зале все словно попадали
> > под его гипноз. я сохранила мешки писем, которые приходили со всех
> > концов —оюза, часто без адреса и только с одной фамилией на конверте.
> > ѕисали не только благодарные зрители, но и уголовники, и даже женщины
> > легкого поведени€. ќдин поклонник, правда, прислал из тюрьмы список
> > вещей, которые был бы не прочь получить от отца в подарок, в конце
> > было помечено: " остюм желательно из химчистки. ј не пришлешь - выйду
> > и достану теб€ через форточку, даже если живешь на шестом этаже..."
> > - Ќе ревновали ли вы родителей к по€вившемус€ брату?
> > -  огда родилс€  отенька, €, помню, ходила по огромной питерской
> > коммуналке и задавала сосед€м один и тот же вопрос: "Ќу зачем он им
> > понадобилс€? Ќеужели мен€ мало?!" Ќо это было только в самом начале,
> > потом € к нему прив€залась всем сердцем. ѕапа очень любил мен€,
> >  отеньку же обожала мама и возлагала на него все свои несбывшиес€
> > надежды. ѕомню период, когда маленький  ост€ говорил: "я женюсь только
> > на  а-теньке".  от€ уже с самого крошечного возраста был личностью.
> > «акрывшись в комнате, он часами молча двигал игрушечные фигурки
> > любимых зверушек и о чем-то все врем€ сосредоточенно думал,
> > замечательно рисовал, писал стихи. ќтец работал по 24 часа в сутки,
> > поэтому дл€ него было важно поспать днем перед спектаклем. ¬ такие
> > часы все в доме ходили на цыпочках.  от€ в своей комнатке тихонечко
> > занималс€ уроками либо играл. ” него была н€н€ “ас€ - человек темный и
> > неграмотный. ќна была татаркой и, хот€ всю жизнь прожила в ћоскве,
> > говорила с жутким акцентом.  отю она любила, правда, какой-то
> > варварской любовью. ¬ толпе или очереди она обычно тащила его за руку
> > и громко кричала:
> > "ѕропустите сына –айкина!" ќна очень гордилась, что н€нчит сына
> > известного человека. » очень любила говорить о себе: "я н€нка
> > ѕушкин!", име€ в виду, что она јрина –одионовна. ¬ фильме "—вой среди
> > чужих..."  ост€ повтор€ет именно ее акцент.
> > Ѕрат рос с грузом знаменитой фамилии, неверо€тно мучившим его.  ак-то
> > у дес€тилетнего  ости спросили, прекрасно зна€ ответ: "ћальчик, как
> > тво€ фамили€?" ќн не задумыва€сь ответил: "¬екслер", -назвав от
> > стеснени€ фамилию друга, ёлика ¬екслера, “ак, еще с детства у него
> > развилс€ жуткий комплекс. ќн уже тогда хотел доказать, что сам по
> > себе, а не просто сын знаменитого артиста. »  ост€ действительно был
> > личностью, одаренной, очаровательной и талантливой. ƒело дошло до
> > того, что, став актером, он даже думал вз€ть псевдоним дл€ сцены. Ќо
> > –ома запротестовала. Ќа гастрол€х в »зраиле при по€влении на сцене
> >  ости в зрительном зале громко шептались: " ак ты думаешь, это сын
> > –айкина? ќн похож на отца?" - "ƒа нет, тот был красавец!"
> > Ќас, детей, никто в семье не воспитывал словами: этого нельз€, а это
> > можно.
> > Ќе было нравоучений, нотаций, воплей, скандалов, наказаний за плохие
> > отметки.
> > ћы были не только любимыми детьми, нас уважали. я помню
> > один-единственный случай, когда мен€, школьницу, папа вдруг ударил по
> > лицу.
> > «а что - совершенно не помню. ћама кинулась на него как тигрица и
> > закричала: "Ќе смей! ѕеред тобой человек, ты ее унижаешь!" Ѕольше
> > такое никогда не повтор€лось.
> >  ост€ был страшно дисциплинированным.  ак-то учительница сделала ему
> > замечание по поводу отросших волос. ќн стал приставать к родител€м,
> > чтобы те повели его к парикмахеру. Ќо им все было некогда.  огда
> > учительница -наконец объ€вила, что больше не пустит его на урок, тот
> > устроил утром насто€щую истерику: "ћне нужно постричьс€, а-а-а!" ќн
> > так орал, что папа усадил его в кухне на табурет, вз€л машинку и
> > выстриг ему сзади дорожку. ”видев это безобразие,  ост€ зарыдал. ≈го
> > пришлось срочно отвести в парикмахерскую на  ировском и остричь
> > наголо.
> > Ќас с  остей воспитывали книги - мы читали все подр€д - и личный
> > пример мамы и папы. »х жизнь, их отношени€, добрые и заботливые. ћы
> > сами с  остей выбрали себе родителей. ¬едь существует така€ теори€, по
> > которой души детей выбирают родителей. я все чаще узнаю в себе папу а
> > в  осте очень много от мамы.
> > - ј кто был главой семьи?
> > - „етко роли не разграничивались. ѕапа был лидером в театре, дома же
> > все подчин€лось его распор€дку - охран€ли его здоровье, следили за
> > питанием, тишиной. ћама забывала порой о том, что сама страдает
> > гипертонией. Ќашу большую семью объедин€ла именно она. ѕомогала и
> > папиным сестрам, и своим родственникам. ≈сли кому-то что-то надо было
> > - совета или денег, всегда приходили к –омочке.
> > »менно мама насто€ла на переезде в ћоскву, поближе к дет€м. ѕапу в
> > Ћенинграде вс€чески зажимали: не разрешали ставить спектакли, долго не
> > показывали по телевидению.   тому же –оманов, хоз€ин —мольного, был
> > жуткий антисемит. Ќепри€тные случаи происходили даже на уровне
> > местного отделени€ милиции. ” папы сто€ла машина в гараже. ¬друг к
> > нему вваливаетс€ участковый и за€вл€ет:
> > "¬аш гараж отдан такому-то". »ли приходит официальное письмо:
> > "ѕожалуйста, освободите квартиру. ¬аш театр уже переехал в ћоскву".
> > ѕосле каждого визита к –оманову папе становилось физически плохо. ¬
> > ћоскву –айкин перебралс€ благодар€ Ѕрежневу, который очень его любил.
> > Ќа каком-то приеме Ћеонид »льич спросил: "ћожет, тебе что-то нужно?"
> > -"ћне бы в ћоскву с театром переехать. Ќо мен€ из города не отпуст€т,
> > и не потому, что € там нужен, а просто чтобы сделать больно". Ѕрежнев
> > тут же позвонил –оманову: "—лушай, тут у мен€ –айкин. ќн хочет
> > переехать в ћоскву. я - за, а ты?" “ак мгновенно проблема была решена.
> > — помещением дл€ театра вопрос решалс€ долго и мучительно.
> > ћосковска€ квартира, которую дали папе, находилась в центре, в тихом
> > Ѕлаговещенском переулке. „етыре комнаты были плотно заполнены мебелью,
> > предметами искусства, картинами. Ќепрерывна€ смена тарелок и чашек,
> > звонки в дверь, неумолкающий телефон, хоровод лиц. ћама всегда была на
> > телефоне - все св€зи шли через нее. ѕапиного здоровь€ просто не
> > хватило бы на все.
> > ¬се чаще перед выходом на сцену он незаметно провер€л свой пульс. «а
> > кулисами посто€нно пахло лекарствами. Ќо папа выходил к зрител€м в
> > любом состо€нии, и на сцене ему становилось лучше. ¬ антракте
> > костюмерши выжимали его рубашки, а зрители думали, что так выступить -
> > это раз плюнуть. Ќо иногда отцу отказывало чувство самосохранени€. ќт
> > предложени€ врача:
> > "јркадий »саакович, вам ,-бы хорошо недельку полежать под капельницей"
> > он категорически отказывалс€: "” мен€ сейчас гастроли. я не могу их
> > отменить люди ждут". ќн понимал, что если сл€жет, артисты останутс€
> > без зарплаты. “олько один раз, в день гибели космонавта  омарова, в
> > театре отменили спектакль. ѕапа вышел на сцену и сказал: "ѕростите
> > мен€, дорогие зрители! Ќо сегодн€ в стране такое горе, что € и мои
> > товарищи не можем вас веселить. ¬ы сохраните билеты, и мы вам сыграем
> > в следующий наш выходной". Ћюди все пон€ли, тихо встали и ушли.
> > ќднажды папе стало плохо в день выступлени€ на юбилее “еатра
> > ¬ахтангова. ¬ызвали "скорую". –айкин выслушал врача, который
> > насто€тельно требовал госпитализации, и тихо попросил: "ј вы не могли
> > бы поехать по јрбату мимо “еатра ¬ахтангова?" "ѕочему бы и нет?" -
> > пожал плечами врач реанимационной бригады. ” театра –айкин спокойно
> > попросил: "ќстановите на минуточку, € тут быстренько выступлю и через
> > полчаса вернусь".
> > » написал врачу расписку. ћашина ждала у служебного входа, пока он
> > выступал.
> > ≈го болезнь началась еще в детстве. ¬ 13 лет папа сильно простудилс€,
> > гнойна€ ангина дала осложнение на сердце. ќн провал€лс€ дев€ть мес€цев
> > в постели, в, результате получил на всю жизнь ревмокардит. ¬ 26 лет
> > его привезли в больницу с повторной ревматической атакой. –уководивший
> > клиникой профессор, осмотрев больного, вынес приговор: "Ќикаких
> > лекарств прописывать не будем. ¬се равно через неделю хоронить". ѕапу
> > стал лечить другой профессор и... вылечил! Ќо перенесенна€ болезнь
> > давала о себе знать всю жизнь. ≈сли бы –айкин не выбрал себе эту
> > профессию, то прожил бы гораздо дольше. ¬едь у него в роду очень
> > сильные корни долгожителей. ƒед прожил до 90 лет и умер, танцу€ на
> > свадьбе соседа. ќтец же, »саак ƒавидович, могучий, широкоплечий, легко
> > разбивал грецкие орехи ладонью. ѕапу угробил этот "легкий" жанр,
> > который оказалс€ очень т€желым.
> >  огда он заговаривал о даче, мама была категорически против: "“ы
> > должен отдыхать с врачами!" –€дом с ћосквой, в санатории
> > "ѕеределкино", он жил с удовольствием. Ќаверное потому, что там дружил
> > со многими писател€ми: Ћьвом  ассилем, ≈вгением Ўварцем, –обертом
> > –ождественским. —амой экзотической фигурой писательского поселка был
> >  орней „уковский.  огда его, как и јхматову, наградили ќксфордской
> > ученой степенью доктора,  орней »ванович щегол€л в пурпурной мантии,,
> > как в халате, по всему ѕеределкину.
> > ќднажды „уковский незванно €вилс€ с трем€ дамами в гости к Ћьву
> >  ассилю. ƒвум спутницам он вдруг сказал: "я не знаю, зачем вы со мной
> > пришли. ¬ам лучше уйти". “е обиделись и ушли. “ретьей он разрешил: "¬ы
> > иностранка, вам можно остатьс€". “ать€не “эсс, сид€щей за столом, тут
> > же заметил: "„итал вашу статью в "»звести€х". Ѕезобразное чтение".
> > –айкину же, соседу напротив, отвесил "комплимент": "¬ы очень нравитесь
> > моей кухарке. ѕравда, вкус у нее соответствующий". ѕопрощавшись, со
> > значением отметил: "я ворвалс€ сюда, как светлый луч в темное
> > царство".
> > - “еатр –айкина много гастролировал за рубежом...
> > - «а границу театр стал выезжать не сразу. ѕервый раз это случилось в
> > 57-м, когда разрешили гастроли в ѕольшу. Ѕыла долга€ бюрократическа€
> > волокита: кто поедет, решали в ÷ !
> >  ак-то –айкина пригласили в јнглию. ƒолго шли переговоры с министром
> > культуры ‘урцевой. ќна упорно торговалась, наконец театр отпустили, да
> > и то благодар€ беспрецедентно большой сумме, заломленной министершей.
> > ¬ Ћондоне на пресс-конференции –айкину задали вопрос: "—колько вы
> > получаете в ———–?" ќн, чувству€ подвох, осторожно ответил:
> > "—только же, сколько здесь". Ќа следующий день все газеты вышли с
> > крупными заголовками на первых страницах: "—амый дорогой артист мира!"
> > Ќикто на «ападе и не подозревал что из гонорара артиста дев€носто
> > процентов надо было сдать в посольство и только остальные дес€ть
> > разрешалось потратить. ¬ Ћондоне "самого дорогого артиста",
> > естественно, привели в очень дорогой магазин. Ќадо было что-то купить,
> > а то как-то неудобно. ¬от –айкин и приобрел себе каракулевую
> > шапку-пирожок а-л€ ’рущев, выложив за нее всю заработанную валюту. ј
> > что делать? ѕрестиж!  огда его театр позвали в Ћондон в третий раз,
> > ‘урцева за€вила:
> > "’ватит. “еперь поедет «ыкина". ѕриглашающа€ сторона уплатила огромную
> > неустойку за отмену спектаклей театра –айкина.
> >  огда в 1987 году наметились гастроли в јмерику, врачи предупредили:
> > "¬ы не вынесете этой поездки! «а 24 дн€ сыграть дес€ть концертов в
> > семи городах с бесконечными перелетами - это немыслимо!" ћы с  остей
> > решили: "ѕоедем тоже и будем все это врем€ с отцом". ¬рачи вз€ли с нас
> > расписку, что отпускают –айкина под нашу ответственность. ƒл€ папы,
> > как оказалось, последн€€ поездка была счастьем: он так мечтал увидеть
> > эту фантастическую страну и зрителей, не забывающих его! «а кулисы ему
> > приносили билеты и афишки, бережно увезенные в јмерику. Ќа волне этого
> > энергетического счасть€ он отыграл в ћоскве еще 14 спектаклей.
> > ѕоследних. ј потом попал в больницу и уже не вышел оттуда.
> > - ќ –айкине холило очень много легенд и сплетен...
> > - —лухи по€вл€лись тогда, когда чиновники наверху понимали, что
> > всенародна€ любовь к артисту зашкаливает. ќднажды в театре перед
> > репетицией пронеслась страшна€ весть: вчера по дороге из ћосквы –айкин
> > попал в автокатастрофу и погиб. јктеры возбуждены до предела. “ут на
> > сцену выходит улыбающийс€ јркадий »саакович. ¬се молча с открытыми
> > ртами таращатс€ на него. “акие случаи бывали неоднократно. Ќо не
> > всегда распростран€ема€ чушь была такой безобидной. ƒолго ходил слух,
> > €кобы у –айкина две жены. √оворили, что он жмот, алкоголик, —ин€€
> > Ѕорода, подпольный сионист-контрабандист. ќднажды на крупном
> > московском заводе лектор во врем€ доклада о международном положении
> > вдруг в качестве разр€дки рассказал присутствующим байку - недавно
> > –айкин пыталс€ перевезти все свои бриллианты в »зраиль в гробу матери.
> > ¬от, мол, каков ваш –айкин! ћама звонила ѕельше с требованием
> > разоблачить эту чудовищную ложь.
> > ≈е успокоили, сказав, что лектор уволен. Ќа заводе по местному радио
> > объ€вили опровержение. Ќо слово - не воробей, и слух полетел по всей
> > ћоскве.
> > √овор€т, что в  иеве на спектакле –айкину кто-то с галерки крикнул:
> > "∆ид" - и он ушел со сцены, дав зарок больше никогда там не
> > по€вл€тьс€. Ћет дес€ть папа действительно после этого в  иев не ездил.
> > ќчень смешную легенду, рассказанную как-то на €лтинском пл€же
> > человеком с сильным украинским акцентом, пересказал ёрский: "ƒругие
> > артисты, вблизи довольно обычные люди, - купаютс€, загорают, шашлык
> > ед€т, в волейбол играют. ј –айкин - нет! ≈го весь день не видать! ј
> > как свечереет, выходит он в белом костюме, выпивает стакан сухого вина
> > и берет гитару в руки. »дет, поет, а за ним стайка девушек следом с
> > песн€ми. ј где что не так... стоп! –айкин гл€нет по сторонам - кто
> > нагрубил, кто проворовалс€ или вз€тку вз€л... и тут же с€дет и
> > фельетон пишет. ј потом - бл€м по гитаре и пошли дальше..."
> > ћама пережила папу на два года. я так и не попала в день папиных
> > похорон на кладбище - не могла оставить ее одну. я играла перед мамой,
> > что все хорошо, не подпуска€ ее к непрерывно звон€щему телефону.
> > Ѕегала к двери, пр€ча от нее людей, пришедших с соболезновани€ми.
“олько через неделю в присутствии врача мы открыли ей, что папы больше
нет. –аздалс€ страшный крик. Ѕедна€ мама! „астично парализованна€ в
течение п€тнадцати лет после инсульта, потер€вша€ речь, она была
черной от гор€. «а два последних года, прожитых без папы, она, говор€
всего три слова: "ƒа", "Ќет" и "¬от", пару раз мучительно сложила
фразу: "я хочу умереть". Ѕудь она здорова - нашла бы способ сразу же
последовать за ним...
¬ каждом спектакле –айкин играл п€тнадцать-двадцать ролей. «а всю
жизнь их накопилось тыс€чи. "„еловек с тыс€чью лиц" - так его называли
восторженные журналисты. Ќо мало кто знал, как трудно ему даетс€
каждое выступление. ¬ конце жизни болезнь ѕаркинсона сковывала речь,
мимику, движени€ - ему долго приходилось разминатьс€, разговариватьс€,
прежде чем выйти на сцену. Ќо уйти из театра он не мог - это было
равносильно смерти. «рители продлевали ему жизнь. –ади них он всегда
выпрыгивал на сцену, вылетал, дела€ немыслимые пируэты за занавесом.
–айкин очень рано начал седеть, причем с одной пр€дки.  акое-то врем€
он красилс€, оставл€€ эту пр€дочку, а потом, лет за дес€ть до смерти,
перестал красить волосы и выходил на сцену совершенно белый.
 ак белый  орабль...
–убрики:  искусство


ѕроцитировано 7 раз
ѕонравилось: 14 пользовател€м



валентина_бондарева   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 30 ћа€ 2011 г. 18:36 (ссылка)
очень интересный рассказ!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 30 ћа€ 2011 г. 19:59ссылка
—ѕј—»Ѕќ,¬јЋя!
√ламоздун   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 30 ћа€ 2011 г. 19:10 (ссылка)
Ё“ќ“ ¬≈Ћ» »… ј–“»—“-√ќ–ƒќ—“№ –ќ——»»...

(ƒобавил ссылку к себе в дневник)

ќтветить — цитатой ¬ цитатник
dina_krendel   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 30 ћа€ 2011 г. 21:06 (ссылка)
—пасибо очень интересный расказ
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
potnik   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 30 ћа€ 2011 г. 23:17 (ссылка)
Ёто гордость всего народа ———–, а не –оссии! јртист мирового масштаба! ¬ечна€ ему пам€ть!
39 (600x436, 101Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
a_bit_of_M   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 30 ћа€ 2011 г. 23:42 (ссылка)
спасибо!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
«инови€   обратитьс€ по имени ¬торник, 31 ћа€ 2011 г. 08:35 (ссылка)
ƒа, почитала с интересом. —пасибо.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Vikunja   обратитьс€ по имени —реда, 01 »юн€ 2011 г. 10:13 (ссылка)
ѕрочитала с большим интересом. јркадий –айкин великий артист. —пасибо! ÷итирую.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку