-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в О_Москве

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.04.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 151


Храм Святой Софии, Премудрости Божией, в Садовниках

Суббота, 05 Июня 2010 г. 23:41 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора Вчера впервые подошла к храму Святой Софии, Премудрости Божией, в Садовниках, хотя великолепной колокольней любовалась не раз издали.
 (525x700, 89Kb)
Софийская церковь, давшая название набережной и, по распространенной версии, возведенная в честь победы Москвы над Великим Новгородом, известна с 1493 года, запомнившегося большим московским пожаром. После пожара в Заречье запретили строить жилые дама, опасаясь, что их может тронуть огонь, и пламя перекинется на Кремль.
В 1495 году эту территорию отдали под Большой Государев Сад, именованный Царицыным Лугом. Около него возникло слободское поселение государевых садовников, которые и дали позднейшее название местности.
Только в XVII веке садовники обосновались на непосредственно территории самого сада и в 1682 году выстроили новую каменную Софийскую церковь. Незадолго до того в старом храме проповедовал сам протопоп Аввакум.
Читать далее
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы

Метки:  

Москва, Спиридоновка, 6: здесь жил А.Блок

Понедельник, 24 Мая 2010 г. 10:48 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора Вот попалась интересная статья в журнале «Наше наследие» о московском адресе Александра Блока. Спешу поделиться «находкой».
 (700x525, 100Kb)
Конечно, Александр Блок петербургский поэт. «Город мой непостижимый», — писал он о великом городе на Неве, с которым была связана вся его жизнь.
Но и Москва, древняя столица России, сыграла большую роль в судьбе поэта. Вблизи Москвы, в романтическом Шахматове рождались стихи, посвященные его Прекрасной Даме, Любови Дмитриевне Менделеевой, здесь вошла в его поэтическое сознание «многоверстная синяя русская даль», создавались гениальные стихи о России, пьесы, статьи.
А в самой Москве в первые годы ХХ века образовался кружок поклонников поэзии Блока, в который входили его родственники О.М. и М.С. Соловьевы, их юный сын Сережа Соловьев и Боря Бугаев, будущий Андрей Белый. Именно «в Москве Блок был оценен и узнан прежде, чем в Петербурге», — писала М.А.Бекетова.
В московском издательстве «Гриф» вышел первый сборник Блока «Стихи о Прекрасной Даме», в других московских издательствах появились следующие его книги — «Нечаянная радость», «Земля в снегу», «Ночные часы». Здесь же в издательстве «Мусагет» в 1912 и 1916 годах напечатаны первое — трехтомное и второе — четырехтомное собрания произведений А.Блока.
Поэтому вполне объясним и интерес Блока к Москве, и частые приезды в этот город.
Вскоре после свадьбы Александр Блок с молодой женой Любовью Дмитриевной провел в Москве пятнадцать дней. Это было в январе 1904 года.
Читать далее

Источник
Рубрики:  Знаменитые дома

Метки:  

Храм Святого Николая Чудотворца в Толмачах

Пятница, 21 Мая 2010 г. 20:14 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (525x700, 85Kb)
Первое упоминание о деревянной церкви в Толмачах относится к 1625 году: в Приходной книге Патриаршего приказа она именуется как «церковь великаго Чудотворца Николы, да в приделе Иван Предтеча, что за Москвой-рекой в Толмачах». Однако есть версия, что церковь стояла здесь давно, ибо известно, что в 1657 году по государеву указу у нее была взята земля под новое кладбище, так как прежнее стало тесным.
Уже в ту пору в приходе Никольского храма жили и представители знати. Об этом свидетельствует тот факт, что в марте 1687 года сюда прибыл сам Патриарх Иоаким, чтобы присутствовать на отпевании некоего Лариона Панина. Кем был этот человек, неизвестно, но есть предположение, что он мог быть знатным предком знаменитых графов Паниных.
В конце XVII века к приходу церкви были частично приписаны жители обширной Кадашевской слободы, имевшие своим приходским храмом сначала Космодамиановскую а потом и Воскресенскую церковь в Кадашах. В приходе той Воскресенской церкви жили богатые купцы Лонгин и Кондратий Добрынины.
Именно Добрынины в 1687 году выстроили на свои средства каменный Воскресенский храм в Кадашах, получивший прозвище «большой московской свечи». А когда часть кадашевцев приписали к храму Николы в Толмачах, те же Добрынины, уже в 1697 году, выстроили и каменный Никольский храм на месте деревянного. У каменного храма появилась интересная архитектурная деталь - его закомары украшены точно такими же декоративными раковинами с жемчужинами, как у Архангельского собора в Кремле, построенного итальянцем Алевизом Фрязиным.
Читать далее
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы

Метки:  


Процитировано 1 раз

Храм во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" на Большой Ордынке

Пятница, 30 Апреля 2010 г. 12:19 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора Пост об этой церкви я хотела сделать очень давно, но... Все мои попытки ее сфотографировать успехами увенчаны не были. Я даже не знаю, с какой стороны к ней лучше подойти, чтобы найти более или менее удачный ракурс. Поэтому сначала, дабы не отпугивать потенциальных читателей, предлагаю посмотреть на дореволюционную фотографию из альбома Найденова:
 (560x700, 61Kb)

Самая известная в Москве церковь во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" находится в Замоскворечье, на Большой Ордынке, в старинном купеческом районе Москвы. Тщанием "торговых людей" и было построено сохранившееся до наших дней здание церкви - "вещественное воплощение тщеславия замоскворецких тузов", как писал о ней О.Волков, даже сравнивая московскую церковь с петербургскими парадными храмами.
И эту церковь на Большой Ордынке, наверно, можно назвать самой "замосквореченской".
И именно о ней почему-то до сих пор можно слышать самые неоднозначные, противоречивые суждения - вплоть до критики за "западничество" - будто за границей в церковь зашли, или в Питере, ничего-де русского нет в ней, одна только Европа. Иногда, напротив, на ее примере говорят об образцовом и самобытном русском классицизме, о победах петровского времени, достигших старую Москву и заставивших Россию не столько "догнать" Европу, сколько самой стать с ней наравне. "Внутрь входишь, как в дворцовый зал, - мрамор, бронза, скульптуры и даже западная живопись.... И находясь под куполом этой церкви, никак не представишь себе московское небо над ним" - то ли с горечью, то ли с удивлением заметил петербуржец Олег Волков.
Читать далее
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы

Метки:  


Процитировано 9 раз
Понравилось: 2 пользователям

Храм святого Феодора Студита у Никитских ворот

Пятница, 23 Апреля 2010 г. 13:48 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (700x525, 100Kb)
Церковь св. Феодора Студита у Никитских ворот, одна из старейших в Москве, находится близ храма Большое Вознесение. Она была построена в 1626 году по указу патриарха Филарета, отца царя Михаила Федоровича, и известна тем, что в конце XVIII века стала приходским храмом Александра Васильевича Суворова.
Ранее, в XV-XVI веках, здесь проходила главная дорога от Кремля к Великому Новгороду. Название "Большая Никитская" было дано ей по старинному Никитскому монастырю, основанному в конце XVI века Никитой Захарьиным-Юрьевым - отцом патриарха Филарета и дедом царя Михаила Федоровича. (Монастырь находился на левой стороне улицы на месте дома №7, где теперь возвышается серая громада электроподстанции метро.)
Церковь же появилась здесь значительно раньше. На день памяти преп. Феодора Студита (11 ноября по старому стилю) пришлось знаменитое бегство хана Ахмета от реки Угры и падение татаро-монгольского ига. Тогда, в конце XV века на этом месте построили часовню св. Феодора Студита с иконой Смоленской Божией Матери. А вскоре, в память об избавлении от хана Ахмета на Угре, Иван III основал здесь и женский монастырь.
Возможно, что тогда же и появилась Феодоровская церковь, которая первоначально была соборным храмом этого монастыря. По крайней мере, летопись упоминает ее уже в описании московского пожара 1547 года.
Читать далее
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы
Запомним эти имена

Метки:  

Храм святителя Николая в Пыжах

Пятница, 23 Апреля 2010 г. 11:45 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора Храм Николы в Пыжах – один из тех, которыми любуюсь постоянно, но практически ничего о нем не знаю.
 (525x700, 85Kb)
Деревянный храм Благовещения, приход которого составляли стрельцы стольника Философова, известен с конца XVI века. В царствование Алексея Михайловича полк Философова, отправленный в Киев, сменил стрелецкий полк Богдана Пыжова (отсюда и нынешнее название храма). При нем около 1593 года и началось строительство каменного храма, дошедшего до наших дней.
В последующем храм неоднократно достраивался и обновлялся, а в 1812 году серьезно пострадал от французской армии. Только в 1848 году началось планомерное восстановление, продолжавшееся более 40 лет. Все эти годы главным жертвователем и попечителем храма был староста И. А. Лямин.
Читать далее
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы

Метки:  

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Понедельник, 19 Апреля 2010 г. 15:33 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (506x700, 55Kb)
Н. Е. Маковский. Вид церкви села Дьякова в Коломенском близ Москвы. 1872
Восхитительная Предтеченская церковь, относящаяся к XVI веку и почитаемая архитектурной предшественницей храма Покрова на Рву, что на Красной площади, хранит в себе множество загадок. По традиционному мнению, она была основана Василием III в 1529 году как моленный и обетный храм о рождении наследника, которого великий князь ожидал более 20 лет и ради которого решился на беспримерный в то время шаг – официальный развод с первой женой, Соломонией Сабуровой. Ее насильно постригли в московском Рождественском монастыре, и она, по легенде, прокляла за это и бывшего супруга, и его новый брак, и все его потомство. Но и во втором браке Василия III с Еленой Глинской детей не было несколько лет. Зимой 1528/1529 года состоялась поездка великокняжеской четы по монастырям с молением о даровании наследника, но супруги не получали просимого, пока не обратились в молитвах к преподобному Пафнутию Боровскому.
Читать далее
Цитировался отрывок из статьи Елены Лебедевой
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы

Метки:  


Процитировано 2 раз

Храм Воскресения Христова в Кадашах

Пятница, 16 Апреля 2010 г. 15:06 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (525x700, 113Kb)
Напротив Кремля в Замоскворечье располагалась одна из самых больших и богатых слобод в Москве в XVII веке – дворцовая Кадашевская слобода. Ее исторические границы проходят по современным Кадашевской набережной, улицам Большой Ордынке и Якиманке. Название слободы произошло от села Кадашево, о котором впервые упоминается в завещании великого князя Ивана III сыну Василию в 1504 году. Распространено мнение, что в названии села было отражено главное занятие его жителей в XV-VXI веках – изготовление кадей (бочек). Однако, это не находит подтверждения в документах.
Центром Замоскворечья еще до образования Кадашевской слободы стал храм Воскресения Христова.
Первое упоминание о деревянной церкви находится в грамоте московского воеводы князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям, составленной в 1493 году, где она именуется «церковью Воскресения, что на Грязех». Это наименование было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу. А с 1625 года появляются регулярные записи о храме в Патриарших окладных книгах.
Читать далее

©По материалам сайта http://www.kadashi.ru
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы

Метки:  

Храм Святого Антипы Пергамского на Колымажном дворе

Среда, 14 Апреля 2010 г. 13:39 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора На тихой Волхонке рядом с музеем притаилась скромная древняя церковь Антипы Мученика. Ее судьба оказалась связана с трагическими и славными страницами летописи русской истории. Веками москвичи возносили в ней молитвы, и, наконец, традиция, возобновилась.
Неизвестно, почему в старой Москве и именно на этом месте церковь была освящена во имя св. Антипы, епископа Пергамского, ученика святого апостола Иоанна Богослова. Его пастырское служение пришлось на времена страшного императора Нерона, требовавшего неуклонного жертвоприношения языческим идолам, а ослушников ожидала казнь или ссылка. Сам св. Иоанн Богослов был тогда сослан на остров Патмос в Эгейском море. Проповедь святого Антипы удерживала его паству от поклонения «отечественным богам», в чем обвиняли его языческие жрецы. Они предали подвижника мученической смерти, бросив в раскаленную печь, но огонь не тронул тело мученика – по преданию, непрестанно молившийся святой словно уснул. Христиане захоронили его в Пергаме, и у гробницы начались исцеления. Особенно св. Антипа славится исцелениями при зубной боли.
Причина посвящения церкви на Волхонке осталась тайной истории. Другой загадкой стало время ее возведения. Безоговорочно, она датируется 1530-ми годами, но есть версия, что первую деревянную церковь на этом месте выстроил сам Алевиз Фрязин в 1514 или 1519 году.

 (525x700, 90Kb)
Читать далее

Цитируется статья Елены Лебедевой
Рубрики:  Московские истории
Монастыри и храмы Москвы

Метки:  

Храм Максима Блаженного/Максима Исповедника

Понедельник, 12 Апреля 2010 г. 15:48 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора Что же, продолжаю терзать своих читателей рассказами о храмах Китай-города.
 (525x700, 77Kb)
Теперь перейдем к еще одному храму, имеющему двойное название – храму Максима Исповедника или Максима Блаженного.
Считается, что немного южнее ныне существующего храма стояла деревянная домовая церковь купцов-сурожан, освященная во имя святых Бориса и Глеба. И у этой церкви часто молился Василий Блаженный, один из первых московских юродивых, живший в первой половине XV века. Сведений о его жизни немного, но предание гласит, что умер он, молясь у своей любимой церкви, потому-то и был погребен в ее ограде.
По легенде на могиле Максима Блаженного стали совершаться чудеса, и в 1547 году его канонизировали. Точные даты не известны, но в XVI веке деревянная Борисоглебовская церковь уступила место каменной церкви, освященной во имя Максима Исповедника, считавшегося покровителем московского юродивого. Здание этой церкви обновлялось и перестраивалось по распоряжению Натальи Кирилловны Нарышкиной.
А в 1696 году появился дошедший до нас каменный храм, построенный на средства купцов Максима Шаровникова из Костромы и Максима Верховитинова из Москвы с главным престолом во имя святого Максима Блаженного и с южным приделом во имя святого Максима Исповедника – оттого у храма два названия.
Читать далее
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы

Метки:  

Храм Георгия Победоносца (Пресвятой Богородицы) на Псковской горке

Четверг, 08 Апреля 2010 г. 11:08 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (700x525, 106Kb)

Еще один китайгородский храм носит двойное название - храм Георгия Победоносца или Покрова Пресвятой Богородицы на Псковской горе. К сожалению, я располагаю очень незначительным материалом о его истории.
Храм расположен там, где находилось поселение переселенных псковичей. Отсюда и Псковская горка. Каменная церковь на этом месте известна уже с середины XV века, но возведение существующего ныне пятиглавого храма относится к 1657, если верить памятной табличке на самом здании.
Храм серьезно пострадал во время войны 1812 года, но после был тщательно отреставрирован. Тогда же к нему были пристроены трапезная и колокольня. Мне, если честно, такой разброс стилей режет глаз. Впрочем, это не первый и не последний подобный пример.
Читать далее
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы

Метки:  

Храм Николая Чудотворца «Красный звон»

Вторник, 06 Апреля 2010 г. 12:08 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (525x700, 71Kb)

Храм Николая Чудотворца «Красный звон» всегда мне казался одной из самых забытых церквей Китай-города. Наверное, незаслуженно забытой, потому что с ним связано немало интересного.
Расположен храм в Никольском переулке, соединяющим Ильинку и Варварку. В XVII веке этот переулок назывался Посольской улицей по находившемуся там Посольскому двору. Позже переулок назывался Юшковым по усадьбе Юшковых известной также с XVII века, а с 1928 по 1992 годы – проездом Владимирова (в честь М. К. Шейнфинкеля-Владимирова, заместителя председателя ВСНХ).
Каменная церковь на этом месте известена со второй половины XVI века. Есть предание, что основал ее сам митрополит Филипп, однако более реалистичной исследователям кажется версия о том, что Никольский храм строился на средства китайгородского купца Григория Твердикова.
Храм неоднократно перестраивался. Ныне существующее здание строилось с 1858 года стараниями купца Полякова. Среди возможных архитекторов называют знаменитого Николая Ильича Козловского, который как минимум работал над иконостасом.
Читать далее
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы

Метки:  

Храм Косьмы и Дамиана в Старых Панех

Понедельник, 05 Апреля 2010 г. 16:26 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (525x700, 93Kb)

В Китай-городе достаточно церквей, чудом переживших 20-30-е годы ХХ века. История использования церковных зданий в советский период – сложная и грустная тема. Но интересная.
Впрочем, пост пока не об этом.
Мне всегда казалось, что человеку незнающему точное местонахождение достаточно сложно «обнаружить» храм Троицы в Никитниках. Но храм Косьмы и Дамиана в Старых Панех обнаружить еще сложнее.
Находится она в небольшом Старопанском переулке, идущем параллельно Ильинке от Богоявленского переулка до Большого Черкасского. У меня сложилось стойкое впечатление, что этот переулок не относится к популярным местам прогулок москвичей и гостей столицы.
В XVI—XVII столетиях (первые сведения относят к 1508 году) здесь располагалось урочище «Старые Паны», где находился польский панский двор, являвшийся торговым и дипломатическим представительством Польши в Москве. Рядом с ним находилась слобода, в которой жили патриаршие певчие.
Стоит также отметить, что до 1922 года переулок носил название Космодамиановского. По церкви, соответственно.
Деревянная церковь Косьмы и Дамиана упоминается уже с середины XV века. В середине XVI века деревянное здание сгорело, и был заложен каменный храм. Существует легенда, что именно в нем Иван Васильевич Грозный венчался с Василисой Мелентьевой. Так ли это? Но легенда внимание к храму привлекает.
Читать далее
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы

Метки:  

Новая задумка Церетели

Понедельник, 29 Марта 2010 г. 15:00 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (296x700, 32Kb)

В Российской Академии художеств под руководством ее президента Зураба Церетели родился проект, рядом с которым бронзовый Петр этого же автора покажется Давидом Микеланджело.
В мастерской господина Церетели на Большой Грузинской, 17, уже можно ознакомиться с этим проектом. Называется он архитектурно-пространственная композиция "Европа". Это сооружение высотой в полторы Эйфелевы башни президент академии хотел бы поставить на Поклонной горе, чем окончательно украсить ее. "Сооружение,— считает автор,— является уникальным примером синтеза архитектурных и скульптурных форм, воссоздающих образцы знаменитых европейских памятников культуры".
Скульптор уверен, что его композиция должна резко "повысить имидж России". Правда, тут может возникнуть и другое мнение: все это нагромождение церквей, соборов и башен — месть Европе за какие-то провинности. Одна надежда на то, что главный ценитель творчества скульптора сейчас настолько отвлечен на изготовление посвященных Сталину плакатов, разгон облаков и борьбу за собственное политическое выживание, что на 400-метровый "синтез архитектурных и скульптурных форм" у него не осталось ни сил, ни денег, ни времени. Хотя сама идея московскому мэру должна прийтись по вкусу. Просто такой у них вкус.

Источник
Рубрики:  Городские новости
Городская скульптура

Метки:  

Москва, которой нет. Церковь Владимирской иконы Божией Матери

Четверг, 13 Августа 2009 г. 11:30 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (700x506, 70Kb)

Главная в Москве церковь, освященная во имя Владимирской иконы Божией Матери, стояла до революции в Китай-Городе, близ Лубянской площади, в самом начале Никольской улицы. Она была основана по обету царицей Натальей Нарышкиной там, где издревле стояла часовня с Владимирским образом. Эта часовня, как и церковь, были основаны на той дороге и близ того самого места, где в 1395 году москвичи с благоговением и страхом встречали из Владимира чудотворный образ Богоматери, надеясь обрести спасение от страшного Тимура, шедшего с войском на Москву.
И в память о той легендарной, судьбоносной для Москвы встрече был основан не только московский Сретенский монастырь, но и Владимирская часовня на московском посаде, а вслед за ней – и приходская Владимирская церковь на Никольской. Ее чешуйчатая главка, «как еж, ощетинившаяся колючками», по выражению современного москвоведа, была далеко видна с окрестностей и красиво возвышалась над старинной застройкой Никольской улицы.
Считается, что древняя часовня с Владимирским образом была выстроена здесь, на подступах к Кремлю, в том же 1395 году, когда икону встречали в Москве, или же позднее, но именно в честь этого события, по московскому обычаю. Так или иначе, часовня стояла тут задолго до построения стены Китай-города. И когда в 1534 году итальянский зодчий Петрок Малый, архитектор кремлевской Успенской звонницы, стал возводить крепостную стену, то на этом участке она вплотную примкнула к часовне: тогда здесь была устроена башня с ворота, получившими официальное имя «Никольские» по местной улице и «Владимирские» - по часовне. А потом, приблизительно в XVI веке список с Владимирской иконы поместили и на наружной стене Никольской башне Китай-города. Эта башня и оказалась на участке той самой эпохальной для Москвы Сретенской дороги…
Читать далее

Материал цитируется по статье Елены Лебедевой
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы
Москва, которой нет

Метки:  

Реставрация Триумфальной арки

Понедельник, 03 Августа 2009 г. 13:33 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора Реставрация Триумфальной арки на Кутузовском проспекте начнется в ноябре и продлится полтора года, сообщил "Интерфаксу" глава Москомнаследия Валерий Шевчук.
Он отметил, что комплексная реставрация арки не проводилась с 70-х годов прошлого века. Уже завершается разработка проектной документации, специалисты провели инженерно-техническое обследование объекта.
"В августе этого года проект будет отправлен на экспертизу, в сентябре будет готово проектное решение, а затем объявлен конкурс на эти работы", - рассказал Шевчук.
Триумфальная арка была сооружена в 1829-1834 годах в Москве по проекту архитектора Осипа Бове в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Первоначально арка была установлена на площади Тверской заставы на месте деревянной арки, сооруженной в 1814 году для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французами. Декор арки выполнен скульпторами Иваном Витали и Иваном Тимофеевым.

Источник

Главное, чтобы действительно отреставрировали, а не заменили втихаря полуточной новодельной копией...
 (540x480, 142Kb)
Рубрики:  Городские новости

Метки:  

Москва, которой нет. Церковь Рождества Иоанна Предтечи и святого Уара в Кремле

Понедельник, 03 Августа 2009 г. 11:10 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (512x640, 185Kb)

Литография 1846 года

Легендарная кремлевская церковь Рождества Иоанна Предтечи была самой первой московской церковью, основанной в Москве на заре ее истории - в XII веке, когда появилась и сама Москва. Она стояла прямо перед Большим Кремлевским Дворцом и была снесена в 1847 году по личному повелению императора Николая I.
Основание этой церкви часто связывают с борьбой на Руси с язычеством в самые первые века после принятия христианства. Праздник св. Иоанна Крестителя совпадал и по дате с языческими празднествами дня Ивана Купалы, а в то время Христианская Церковь часто замещала своими праздниками и обычаями народные языческие для облегчения обращения народа в истинную веру.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи - самый первый московский храм - была основана на Бору, где тогда же появилась и первая деревянная крепостная стена города вокруг главного Боровицкого холма - будущий московский Кремль. Примечательно, что эта церковь была выстроена деревянной, и, как долго утверждали старинные историки, из того же местного дерева, сосны, которым густо был покрыт кремлевский холм, получивший от этого леса свое историческое имя - Боровицкий. Во время археологических работ, проведенных в XIX веке при разборке церкви, на ее месте были обнаружены кости животных и лошадиный череп, и это навело исследователей на мысль, что Предтеченская церковь была построена точно на месте прежнего языческого капища, где совершались жертвоприношения.
Еще Иван Забелин, великий дореволюционный историк Москвы, полагал, что эта церковь была выстроена вскоре после того, как местное "домосковское" население приняло христианское крещение - в соответствии с изречением первого русского митрополита Иллариона: "Начат мрак идольский от нас отходити…Уже не сотонинские капища сограждаем, но Христовы церкви зиждем…капища разрушась и церкви поставляются, идоли сокрушаются и иконы святых являются".
Читать далее

Текст цитируется по статье Елены Лебедевой
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы
Москва, которой нет

Метки:  

Москва, которой нет. Церковь Николая Чудотворца «Большой крест»

Суббота, 01 Августа 2009 г. 22:51 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора Текст цитируется по книге: Романюк С. К. Москва. Утраты. М.: Изд-во ПТО «Центр», 1992. 336 с., ил.

 (569x695, 93Kb)

Фотография из альбома Найденова

До революции церковь Николая Чудотворца стояла на Ильинке и прозывалась в народе «Большой крест».
Возвели ее в 1680-1688 годах богатые купцы из Архангельска братья Филатьевы, заказавшими построить себе такое великолепие, которое прославляло бы и самих храмоздателей, их щедрость и ревность к богоугодным делам. К сожалению, имен зодчих мы не знаем.
Нижний этаж служил усыпальницей, а в сам храм вели два входа через крыльцо, поднятое на трех арках и прекрасно украшенное резьбой по белому камню. Изящное здание было почти квадратным, второй и третий ярусы были украшены капителями, а большие окна обрамлялись пышными наличниками. Самое необыкновенное располагалось наверху здания – здесь неведомые мастера в нижнем ярусе двухъярусного завершения поместили шестигранные окна, великолепной и необычной для Москвы формы, а верхний заполнили ребристыми раковинными, столь полюбившимися русским мастерам после фрязина Алевиза Нового, построившего Архангельский собор в Кремле.
Такие же раковины были помещены и в основание вытянутых шеек всех пяти куполов, украшенных рельефными звездами.
Читать далее
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы
Москва, которой нет

Метки:  

Москва, которой нет. Собор Спаса Преображения, что на Бору в Кремле

Суббота, 01 Августа 2009 г. 21:48 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (699x581, 192Kb)

Фотография из альбома Найденова

Само название собора Спаса Преображения, что на Бору, казалось, говорит о его древности. Будто бы во время строительства первого деревянного собора вокруг него еще шумел дикий лес, вековой бор. Однако археологические раскопки выявили, что в том месте уже в XI веке существовал поселок с торжищем, так что можно сомневаться в существовании рядом с Кремлем дикого леса два века спустя.
С большей вероятностью можно предположить, что собор был построен на месте древнего торга, ведь слово «бор» означает еще и налог, а также место, где этот налог собирали. Тогда церковь действительно стояла «на Бору», то есть там, где находилась торговая застава, у слияния рек Москвы и Неглинной, двух дорог древности.
Есть версия, что первая деревянная церковь появилась в том же году, когда Даниил, младший сын Александра Невского, получил в удел Москву. Но с датами в этом случае все очень спорно. Известно, что в 1319 году в той старой церкви было временно положено тело князя Михаила Ярославича Тверского, потерпевшего в борьбе за власть с Юрием Московским поражение и убитого по повелению хана Узбека. Именно Юрий привез из Орды тело поверженного врага и не сразу передал его Твери.
Зато истории каменного собора Спаса Преображения мы можем смело отсчитывать от другого сына основателя московской династии.
По летописному известию в 1330 году князь Иван Калита «заложил церковь камену на Москве, близ своего двора…». Каменное строительство в некогда окраинном городе должно было в очередной раз продемонстрировать богатство и могущество московского князя. После строительства собора Иван Данилович «сотвори ту монастырь, и собра в он черноризцы, и возлюби его паче инех монастырей, и часто приходи в он молитвы ради».
Читать далее

Текст цитируется по книге: Романюк С. К. Москва. Утраты. М.: Изд-во ПТО «Центр», 1992. 336 с., ил. и статье Елены Лебедевой
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы
Москва, которой нет

Метки:  


Процитировано 1 раз

Москва, которой нет. Благовещенская церковь в Кремле

Пятница, 31 Июля 2009 г. 15:58 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (564x699, 101Kb)

Фотография из альбома Найденова

До революции в Кремле помимо знаменитого Благовещенского собора раньше существовала и другая Благовещенская церковь. Теперь почти неизвестна, хотя и дала когда-то историческое имя южной кремлевской башни, близ которой она стояла в Тайницком саду, на внутренней территории Кремля.
Хотя правильнее сказать, что свое имя Благовещенская башня получила не от церкви, а от чудотворной иконы Благовещения, для которой около башни и была построена эта церковь. До возведения храма икона находилась прямо на наружной стене башни, обращенной к Кремлю и к царскому дворцу. По легенде, там, на башенной стене этот образ явился чудесно во времена Ивана Грозного.
В ту пору в башне, около которой стоял царский Житный двор, находился застенок, куда заточили какого то несправедливо обвиненного воеводу. Он был приговорен к казни за преступление, которого не совершал, и ожидая смертного часа, не переставая молился, когда надежда на оправдание и на спасение была уже потеряна. И однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Узник не поверил своему сну и просить не стал. Но сновидение повторилось, и Царица небесная вновь велела ему просить царя о свободе, обещая свою помощь. Тогда он решился обратиться к царю и прогневал его своею просьбой - Грозный в ярости велел привести к нему дерзкого пленника. Однако когда стражи явились за ним в башенную тюрьму, они увидели, что на внутренней стороне башни, обращенной к царскому дворцу, чудесным образом явилась икона Благовещения. И потрясенный царь немедленно повелел выпустить узника, а на башне сделать для иконы деревянную часовню. С тех пор эта кремлевская башня стала именоваться Благовещенской.
А в 1731 году императрица Анна Иоанновна велела выстроить для чудотворной иконы Благовещенскую церковь. И по проекту архитектора Г.Шеделя ее возвели так, что стена башни с иконой оказалась встроенной в храм. На верху самой башни устроили колокольню и на главу водрузили крест - так кремлевская башня, увенчанная православным крестом, стала церковной колокольней. А церковь по-старомосковски именовалась "Благовещенская, что на Житном дворе".
Читать далее

Текст цитируется по статье Елены Лебедевой
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы
Москва, которой нет

Метки:  

Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово

Понедельник, 29 Июня 2009 г. 13:47 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора

В последнее время у меня вошло в привычку заводить речь о красивейших храмах Москвы. Так вот, не могу удержаться и не сказать несколько слов о соборе Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово.


 (525x700, 143Kb)


 (525x700, 122Kb)


Читать далее
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы
Московские усадьбы

Метки:  


Процитировано 1 раз

Церковь Николая Чудотворца на Берсеневской набережной

Пятница, 12 Июня 2009 г. 01:32 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора Криворукие фотографии сделаны мной, а текст цитирую по статье Елены Лебедевой.

SDC10725 (525x700, 98Kb)

Одна из ныне действующих церквей Николая Чудотворца находится на Берсеневской набережной около палат Аверкия Кириллова. Недавно отреставрированная, она похожа на пряничный теремок. Ее ныне существующее здание было возведено в XVII веке, но сама церковь появилась здесь гораздо раньше. Всю свою историю церковь была связана и с этим легендарным домом, и с этим зловещим местом.
Само название местности - Берсеневка - уже наводит на мрачное воспоминание о казненном в далеких временах московском боярине. В XVI - XVIII в.в. здесь находилась "Берсенева решетка", то есть ночная застава, запираемая и охраняемая сторожами, которые следили за порядком в городе. В годы правления Ивана III за караул в этом участке отвечал "объезжий голова" боярин И.Н. Берсень-Беклемишев, имя которого носит и одна из Кремлевских башен - Беклемишевская, потому что рядом с ней располагался его двор. Где-то там, у Москвы-реки, боярин был казнен в 1525 году - из-за неосторожной и смелой искренности с великим князем Василием III. А еще говорили, что перед смертью опальный боярин переехал из Кремля со всем своим двором на Берсеневку.
Впрочем, другая, менее обоснованная версия гласит, что название этой местности произошло от сибирского слова "берсень" - крыжовник, который мог расти в близлежащем Государевом саду на Софийке. Он был разбит еще повелением великого князя Ивана III в 1493 году, когда в пожаре выгорело все Заречье против Кремля, и государь приказал устроить там только сад, без жилых домов, дабы предостеречься от огня в городе впредь.
Уже в конце XIV века здесь, в районе Берсеневки, был монастырь под именем Никола Старый, что "на Болоте" - такое название получила эта топкая местность из-за постоянных разливов Москвы-реки и сильных дождей, которые превращали правобережную часть города в болото до постройки в 1786 году Водоотводного канала.
Видимо, с тех времен, от древнего монастыря и осталась на Берсеневке Никольская церковь - возможно даже, что она была прежде соборным храмом этой обители или одной из ее церквей.
Читать далее
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы

Метки:  

Москва, которой нет. Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, что в Башмакове

Вторник, 02 Июня 2009 г. 12:13 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (610x699, 201Kb)

Не сохранившаяся до наших дней, единственная московская церковь, освященная во имя праздника Похвалы Богородицы, стояла на Волхонке, на Алексеевском холме близ храма Христа Спасителя. Она разделила его участь и была разрушена большевиками вместе с ним.
Эта церковь оставила свой след в истории Москвы и тем, что подарила первопрестольной замечательное, но давно забытое старомосковское название местности "Башмачки" - по фамилии перестроившего храм в конце XVII века столетия думного дворянина Башмакова.
Первая деревянная церковь Похвалы на этом месте упоминается в исторических документах еще в 1475 году - задолго до основания здесь Алексеевского монастыря. В ней находилась чудотворная икона св. Николая - так, что по чтимому образу иногда даже всю церковь именовали Никольской.
От этой иконы произошло одно из древних названий московской церкви Похвалы - "старая проща". Дело в том, что в старину человека, исцелившегося от чудотворной иконы, называли прощенником - "Бог его простил". И потому, когда прощей называли храм, то это значило, что в нем находится чудотворная икона, дарующая исцеление. Таким и был образ св. Николая Чудотворца в церкви Похвалы Богородицы. Кроме нее, в старой Москве было еще два храма-прощи - Николы Явленного на Арбате, названного по явленному от его иконы чуда, и Параскевы Пятницы в Замоскворечье.
В отголосках московской истории сохранилось и еще одно древнее именование церкви Похвалы - "в Старых Рощах". Возможно, конечно, что это было искаженное от "старой прощи". А может быть, здесь действительно когда-то шумели деревья.
Деревянная церковь сгорела в 1629 году и затем была выстроена каменной. В самом конце XVII столетия думный дворянин и печатник Дементий Башмаков на свои средства и на пожертвование, завещанное подьячим Шандиным, перестроил ее в том основном образе, в котором она и дожила до революции. Высокая, пятиглавая, "старинной готической архитектуры", - описывал ее один старинный краевед, - "и с готической архитектуры колокольней". В ней был не традиционный для большинства русских и московских церквей пятиярусный иконостас, а иконостас в шесть ярусов.
Читать далее

Источник
Рубрики:  Московские истории
Монастыри и храмы Москвы
Москва, которой нет

Метки:  

Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 12:24 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора По царскому указу в 1622 году приехал в Москву и обосновался в Китай-городе успешный ярославский купец Григорий Леонтьевич Никитников. Рядом с его двором располагался деревянный храм святого мученика Никиты на Глинищах, сгоревшая в 1626 году. Но сохранилась местная храмовая икона второй половины XVI века с изображением мученика Никиты Готского в воинском одеянии и его житием.
Никита принял крещение от епископа Феофила, участника Первого Вселенского собора. Вместе со знаменитым Вульфилой он участвовал в распространении христианства среди готов и воевал в войсках вождя Фритигерна против гонителя христиан Атанариха.
После возвращения к власти Атанариха Никита был подвернут истязаниям и казнен через сожжение в 372 году. Согласно житию, огонь не опалил тело мученика. Некий праведник и друг Никиты Мариан сначала спрятал, а потом похоронил в своем доме его тело, за это его дому было ниспослано богатство.
Так же существовало поверье, что каждый дом, в котором почитали память Никиты-воина, получит богатство и изобилие. Можно предположить, что такая легенда привлекала Григория Никитникова. Да и «фамилия» его была созвучна с именем святого.
В 1628/1631 году (данные источников рознятся) на средства Никитникова начинается строительство новой церкви во имя Святой Живоначальной Троицы на месте сгоревшей. В новую церковь со временем перенесли уцелевшую икону. Южный придел храма, освященный в честь святого Никиты, стал фамильной усыпальницей рода. Правда, сам основатель нашел последний покой в Ярославле.

 (700x525, 111Kb)
Читать далее
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы

Метки:  

Москва, которой нет. Церковь святых Константина и Елены в Кремле

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 12:23 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (561x697, 91Kb)

Самая известная московская церковь, освященная во имя святых равноапостольных Константина и Елены, стояла до революции в Кремле, в Тайницком саду "под горою", или на подоле, как тогда называли внутреннюю "низовую" часть Кремля. Она находилась за кремлевской стеной, близ одноименной Константино-Еленинской башни, которой и дала название. До революции церковь Константина и Елены была обыкновенным приходским московским храмом.
Московская церковь во имя этих святых, по преданию, появилась в Кремле во времена великого князя Дмитрия Донского. Она была выстроена близ проездной тогда башни, которая называлась Тимофеевской - по находившемуся рядом с ней двору боярина Тимофея Воронцова-Вельяминова. Теперь его имя вновь носит одна из маленьких улочек старой Москвы - Воронцово Поле (в советское время - ул.Обуха), расположенная близ Курского вокзала, между Земляным Валом и Покровским бульваром: этот старинный боярский род владел там пожалованными землями. В 1376 году последний тысяцкий из рода Воронцовых-Вельяминовых был казнен на Кучковом поле по политическому обвинению в заговоре против московского великого князя - по преданию, он стал последним казненным там, а после того и сам чин тысяцкого был отменен.
Через ворота Тимофеевской башни войско Дмитрия Донского по принятии благословения в Кремле вышло на Куликовскую битву, и через них же великий князь с воинами вернулся обратно в Кремль с победой. Однако в старинных документах встречается и другое имя этих кремлевских башенных ворот - Константино-Еленинские, упоминаемое при построении новых белокаменных стен Кремля между 1362 и 1367 г.г. Значит, тогда церковь Константина и Елены уже стояла в Кремле, что и дало историкам возможность условно определить время ее возведения периодом княжения Дмитрия Донского. Она стояла поблизости от главного и самого крупного древнемосковского торжища, которое находилось около современного Москворецкого моста.
Читать далее

Источник
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы
Москва, которой нет

Метки:  

Два моностырских собора в Китай-городе

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 12:19 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора Собор Иконы Божией Матери «Знамение» в Знаменском монастыре

 (525x700, 95Kb)
Читать далее
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы

Метки:  

Кремлевские соборы

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 12:17 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора SDC10327 (700x525, 97Kb)

Собор Двенадцати апостолов

Именно через его красивые арки мы обычно проходим на Соборную площадь. Построен в середине XVII века по повелению патриарха Никона вместе с великолепными Патриаршими палатами и с тех пор стала домовым патриаршим храмом. Правда, первоначально освещен собор был во имя апостола Филиппа…
Известны нам и имена зодчих, возводивших этот великолепный ансамбль - Антип Константинов, Бажен Огурцов, Давыд Охлебин. Интересно, что именно в своем кремлевском детище патриарх Никон, предстал перед судом Вселенских Патриархов.
В 1680 - 1681 годахсобор во имя апостола Филиппа переосвятили во имя Двенадцати Апостолов по личному приказу патриарха Иоакима. Со времен Екатерины II здесь учредили Мироварню.
Храм страшно пострадал в ноябрьские бои 1917 года, попав под артиллерийский обстрел. Снарядами были пробиты стены и разрушены внутренние помещения, с огромным трудом отреставрированные впоследствии музейными работниками. Этим музейным работникам хочется отдать низкий поклон.
Читать далее
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы

Метки:  

Москва, которой нет. Вознесенский монастырь

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 12:06 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (700x509, 68Kb)

Кремлевский Вознесенский монастырь был одной из первых женских обителей в Москве. Лишь два московских монастыря – Зачатьевский и Рождественский – были немного старше его, но и они были основаны в том же XIV веке: Рождественскую обитель в праздник Рождества Богородицы основала мать князя Владимира Серпуховского, героя Куликовской битвы, в память о славной и великой победе, одержанной русскими на Куликовом поле.
Великая княгиня Евдокия, супруга великого князя-воителя благоверного Димитрия Донского, тоже устроила при своих кремлевских покоях церковь в честь Рождества Богородицы, дабы иметь такой храм около себя и быть от него неотлучной. Маленькая белая главка с золотым куполом этого чудом сохранившегося храма и сейчас хорошо видна с Моховой улицы на фоне Большого Кремлевского дворца. А чуть позднее Евдокия основала в Кремле и Вознесенскую обитель в память о ниспосланной победе и о муже. В этой обители она собиралась сама принять постриг.
Читать далее
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы
Москва, которой нет

Метки:  

Москва, которой нет. Чудов монастырь

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 12:05 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора  (700x484, 72Kb)

Единственный в Москве монастырь, освященный во имя праздника Чуда св. Архистратига Михаила в Хонех, и самый известный из разрушенных церковных памятников, до революции находился в Кремле на Ивановской площади – теперь на его месте мостовая перед Успенской звонницей и правительственное здание рядом с Сенатом. А в старину этот грандиозный московский монастырь даже назывался «Великой Лаврой».
Он был основан в 1358 году Святителем Алексием, Митрополитом Московским, в ознаменование благодарности за помощь и чудесное исцеление жены татарского хана Джанибека Тайдулы. Некоторые исследователи, однако, считают, что Тайдула была не женой, а матерью хана Джанибека, и «любимейшей женою» знаменитого хана Узбека, устроителя Золотой Орды. (Такого мнения придерживался и великий московский историк Иван Забелин.) Тайдула уже давно страдала глазами, и когда совсем потеряла зрение, велела пригласить московского митрополита – о нем прослышали в Орде как о русском священнике, которому Бог не отказывает в молитвах.
Читать далее
Рубрики:  Монастыри и храмы Москвы
Москва, которой нет

Метки:  

Памятник Гоголю, созданный Н. А. Андреевым

Четверг, 30 Апреля 2009 г. 12:04 + в цитатник
NADYNROM (О_Москве) все записи автора В небольшом сквере во дворике бывшего дома А. С. Талызина на Никитском бульваре находится памятник русскому писателю Николая Васильевичу Гоголю. Его автор, скульптор Николай Андреевич Андреев, отказавшись от всех условных и идеализирующих приемов, характерных для монументальной городской скульптуры, создал живой и противоречивый образ человека, творчество которого хорошо знал и любил. В жизни этого монумента, имеющего вековую историю (его открытие, приуроченное к 100-летию со дня рождения Гоголя, состоялось 26 апреля 1909 года), было все: и этапы полного забвения и неприятия, и время переосмысления и искреннего восхищения.

 (700x525, 119Kb)

ВСЛЕД ЗА ПУШКИНЫМ

Идея создания памятника Н. В. Гоголю в Москве родилась 10 июня 1880 г. сразу после открытия на Тверском бульваре памятника А. С. Пушкину. За два дня до этого в большом зале Благородного собрания проходил последний пушкинский праздник, устроенный Обществом любителей российской словесности, действительным членом которого с 1836 года являлся и Н. В. Гоголь. На церемонии присутствовали лучшие представители русской литературы и ее исследователи: И. С. Аксаков, П. В. Анненков, Я. К. Грот, Ф. М. Достоевский, А. Н. Майков, А. Н. Островский, А. Ф. Писемский, Я. П. Полонский, М. И. Сухомлинов, Н. С. Тихонравов, И. С. Тургенев. Известный драматический писатель А. А. Потехин, действительный член Общества, заключая свою торжественную речь, сказал: «Почтив Пушкина, мы ничем не утешим столько его великую тень, как положив в эти дни чествования его памяти начало всенародной подписки на памятник Гоголю... И пожелаем, господа, да будет Москва пантеоном русской литературы, да воздвигнется памятник Гоголю в центре России — Москве!»
Читать далее
Рубрики:  Городская скульптура

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Поиск сообщений в О_Москве
Страницы: 3 [2] 1 Календарь