Кудряшка_Сью обратиться по имени
Вторник, 04 Ноября 2008 г. 00:35 (ссылка)
Итого. Хуй с ним, с контентом. Если смотреть на бедность с позиции социальной структуры, то получается следующее.
1. Повседневное пространство деятельности бедных людей структурировано так, что взаимодействие с другими людьми они не могут рассматривать иначе как взаимодействие с врагами или конкурентами.
На работе типа почты это клиенты, которые скандалят, по дороге на и с работы - это те, кто толкается в метро, на рынке это продавцы, которые обсчитывают, и другие покупатели, которые норовят пролезть без очереди, а также карманники. В учреджениях типа ЖЭКа или собеса это грубые тетки, которые требует справок, которые непонятно где брать.
Пространство институционального взаимодействия бедного человека - это враждебное, недружественное пространство, где другие люди - это не "наши рабочие братья", а потенциальные обидчики.
Не имеет значения, какова изначальная установка бедного человека на солидарность, сотрудничество, взаимоуважение. В такой среде он быстро теряет все эти установки и начинает оправдывать ожидания своих рабочих братьев. Потому что если ты сейчас не влезешь в этот автобус, то придется ждать следующего.
Это первая серьезная предпосылка разобщенности внутри группы бедных людей.
2. Стандарт потребительского поведения и телесный стандарт, доминирующий в информационном пространстве, - это стандарт среднего класса. Однако для бедных людей он недостижим в силу недостатка ресурсов, и потому они вынуждены воспринимать свое тело как "недо-тело", тело, недостойное ухода и бережного отношения. Слоганы типа "ведь я этого достойна" исчезают из их сознания, когда они смотрят на цену.
Отсутствие повседневных практик ухода за своим телом выглядит как неуважение к своему телу. В культуре среднего класса тело является важной частью личностной идентичности, и получается, что люди, не практикующие внимательного ухода за телом и насилующие его на работе и в быту, не уважают самих себя. Я подчеркну, что это не обязательно так, но если следовать логике культуры среднего класса, это именно так.
Приписанное бедным людям неуважение к самим себе вызывает ответное неуважение к ним. Бедные люди презираются за то, что позволяют жизни насиловать свои тела. Бедные люди становятся "чужими", отвергаются обществом, взявшим в качестве стандарта культурную модель среднего класса.
Это серьезная предпосылка разобщения между бедным и средним классами.
3. Нечто подобное происходит во взаимоотношениях людей средней и высшей страт. Потребительское поведение и телесный стандарт в люксовом сегменте принципиально от модели среднего класса не отличается - бОльшую ценность обретают женская молодость и красота, а так все то же. Но цены на продукты и процедуры по уходу за телом, а также на гедонистические удовольствия, в этом сегменте значительно выше, чем в сегменте среднего класса, и ассортимент значительно шире. Богатые люди с презрением говорят о топ-менеджерах своих компаний, издеваясь над их восторгом по поводу приобретения 100-метровой трешки. (Тут еще надо понимать, что владельцы компаний обычно прекрасно отдают себе отчет в том, что они недоплачивают своим сотрудникам, и потому презирают их в том числе и как "лохов".)
В среднем же классе есть интенция зависти к богатым и стремления проникнуть в люксовый сегмент потребления. Хотя обычно она свойственна менее образованным и более молодым группам и опять же связана скорее с надеждой на халяву (выйти замуж за богатого), чем с реальным планом порядкового увеличения доходов. Это важно понять - если бедный человек в принципе может покинуть свою страту и присоединиться к среднему классу, то возможностей из мелкого предпринимателя стать олигархом современная российская действительность уже не предоставляет (тем более из топ-менеджера стать владельцем компании).
В целом нельзя сказать, чтобы средний класс так уж ненавидел богачей, потому что он прекрасно понимает, что существует именно за их счет. Присутствует интенция зависти в менее образованных и более молодых группах и равнодушного отстранения в более образованных и более старших.
4. Сведя воедино все три предпосылки, мы видим, что все три класса (если не сословия) достаточно прохладно относятся друг к другу. Средний класс презирает (или в лучшем случае просто не замечает, так как не сталкивается в повседневности) бедняков, богатый класс презирает средний.
Что характерно - интенция презрения направлена сверху вниз, а снизу вверх направлена интенция зависти или удивления ("во как люди живут").
Богатые презирают тех, на ком базируются (середняков), потому что знают, что а) обманывают их в деньгах и б) середняки никогда не станут богатыми.
Середняки презирают бедняков за то, что они физически выглядят не так, как середняки, и за то, что они остались в той бедности, которой середняки смогли избежать.
Презирают ли бедные сами себя - неизвестно. Известно (тут, к счастью, данные есть), что они в значительной степени более депрессивны, чем средние и богатые. Все опросы показывают, что картина мира бедных людей всегда выглядит более "черной", чем средних и богатых. В любом случае, если мы даже не говорим о само-презрении бедных, мы должны согласиться с неким стандартом "терпения", который глубоко входит в их культуру повседневного, в том числе и телесного поведения.
Таким образом, ни о какой консолидации общества (хоть для гедонизма, хоть для революции) говорить невозможно, потому что вся социальная структура способствует разобщению, де-солидаризации общества.
5. Мне кажется перспективной тема ""стыдная", хоть и "честная" бедность версус "завидного", хоть и "нечестного" богатства".
Все. Я устал.