-Музыка

 -Рубрики


Психодрама. Методики. Часть 10

Суббота, 17 Апреля 2010 г. 21:32 + в цитатник
Olke все записи автора

 На протяжении всей психодрамы режиссер помогает протагонисту развивать действие, используя определенные психодраматические методики. Среди наиболее распространенных можно отметить такие, как монолог, двойник, обмен ролями, отображение.

Монолог – это театральная реплика, в которой протагонист выражает свои скрытые мысли и чувства как себе самому, так и аудитории. Монолог позволяет протагонисту взглянуть на свои эмоции как бы со стороны и тем самым с большим успехом исследовать свои реакции на текущую ситуацию. Эта методика особенно эффективна для выявления противоречий между тайными и явными мыслями и чувствами.

Например, мужчина-протагонист может вести себя сердечно и вежливо по отношению к привлекательной женщине во время психодраматического действия, но в то же время испытывать сильное сексуальное чувство к ней, которое старается скрыть. Его монолог может звучать следующим образом: "Парень, она действительно возбуждает тебя, но, если я открою ей свои чувства, то она посмеется надо мной и я буду выглядеть глупцом". Таким образом, эта методика также предоставляет аудитории информацию о скрытых мыслях протагониста и о тенденциях в психодраматическом действии по мере развития психодрамы.

Двойник, или второе "Я", является наиболее распространенной психодраматической методикой. Двойник пытается стать протагонистом, принимая телесные позы и перенимая привычки протагониста, он помогает протагонисту и поддерживает его. Во многих психодраматических группах члены группы поочередно, как только чувствуют, что могут внести что-то в психодраматическое действие, становятся двойником протагониста или "вспомогательным "Я"".

Например, если протагонист не может развивать действие дальше, то двойник помогает ему, выражая те чувства, которые трудно выразить самому протагонисту или которые не сознаются им. Поскольку двойник выполняет функцию внутреннего голоса протагониста, то очень важно, чтобы он старался полностью отождествиться с протагонистом и не пытался проявлять свои собственные чувства и реакции, находясь на сцене.

Даже опытные двойники могут ошибаться, поэтому протагонисты поощряются в выражении согласия или несогласия со своими двойниками. Для того, чтобы преодолеть замешательство и обеспечить непрерывность драматического действия, "вспомогательные Я" получают задание реагировать во время представления только на слова протагониста. Леветон (Leveton, 1977) перечислил несколько вариантов двойников. Например, функция "бесцветного" двойника состоит в подтверждении взглядов протагониста и некотором их преувеличении.

Сэм:         Отец ждет, что после окончания учебы я займусь вместе с ним бизнесом. Но я не хочу.
Двойник:   Да, он действительно рассчитывает на меня.
Сэм:         Это верно, но я не смогу вынести, чтобы он всегда приказывал мне.
Двойник:   Он заставляет меня ощутить себя самого маленьким ребенком.
Сэм:         Точно! Я хотел бы знать, что думает мать. Она никогда не говорит со мной об этом.
Двойник:   Я ничего не могу узнать от нее. Интересно, что она скажет, если я прямо спрошу ее?
Сэм:         Не имеет значения. Чего отец хочет, того он и добьется.

"Иронический" двойник преувеличивает и даже пытается исполнить роль в юмористическом ключе для того, чтобы поощрить протагониста к изучению его/ее предположений, а также к более пристальному анализу какой-либо проблемы.

Мадж:       Мама всегда выспрашивает меня, где я была и что делала.
Двойник:   Я уверена, что она все время беспокоится обо мне.
Мадж:       Но как только я взрываюсь и начинаю выговаривать ей, она расстраивается и начинает переживать.
Двойник:   Да-а, как только я проявлю грубость, у нее точно начинается сердечный приступ.
Мадж        (обращается к двойнику): Ну, нет, ты не должна так думать о людях.
Двойник:    А я и не думаю. У меня и в мыслях этого нет.

"Страстный" двойник очень полезен, когда появляется необходимость помочь протагонисту выразить сильные чувства, с трудом сдерживаемые им, и найти таким образом альтернативное решение. Необходимо отметить, что двойник должен выражать скрытые чувства протагониста, а не свои собственные.

Оскар:      Я прошу тебя не приставать ко мне и не вмешиваться в мои дела.
Двойник:   Не зли меня и оставь в покое!
Оскар:      Впрочем, она не делает ничего плохого. Ей просто не к кому обратиться.
Двойник:   Но я не ее отец! Почему я должен отвечать за нее?
Оскар:      Я как раз хочу посоветовать ей обратиться к кому-нибудь еще.
Двойник:   Я хочу сказать, чтобы она не приставала ко мне, но боюсь.

"Возражающий" двойник пытается выразить нечто противоположное чувствам и мыслям протагониста для того, чтобы втянуть его в спор и тем самым заставить искать альтернативное решение.

Бет:          Я ненавижу тебя! Ты шантажируешь меня в классе!
Двойник:   Я восхищена тобой, и ты привлекаешь меня!
Рубрики:  Психодрама.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку