Аналитическая психотерапия К. Юнга. Часть 3. Архетипы |
Душевная жизнь людей имеет устойчивую общую основу не в инстинктах, а в "архетипах" - смыслах и образах, которые складываются в течение сотен тысяч лет. Архетипы становятся тем более общими и универсальными, чем глубже мы погружаемся в родовое бессознательное.
Архаические пласты психики, подобно окаменевшим горным породам, сами по себе лишены голоса. Но поскольку душа "подключена" к Универсуму, низшие ее структуры постоянно насыщаются мощными токами вселенской энергии и могут "заговорить". В случаях психической регрессии в человеке проступают не только детские, но и животные черты. Высшие духовные ценности устойчивы и универсальны, потому что укоренены в архаических слоях души. Они обладают способностью притягивать к себе энергию и информацию, и служат точками кристаллизации художественных, мифологических и сновидческих образов.
Архетипов, согласно Юнгу, бесконечное множество. Особенно смыслоемкие, мощные архетипы, определяют формирование харизматических личностей и целых народов.
Некоторые из архетипов символизируются в геометрических фигурах - мандалы, священного круга, креста. Другие - в образах социальности. Это - власть, церковь, община. Третьи относятся к природным событиям - Буря, Утро, Море, Рождение, Смерть. Особенно значительны архетипы, выражающиеся в парциальных личностях, составляющих в своем сложном сцеплении целостного человека.
Это - Тень, Самость, Персона, Маска, Эго (Герой), Анима, Анимус, Пуэр (вечный юноша), Сенекс (мудрый старик), Вечное дитя, Великий отец, Великая мать, Животное, Целитель, Мистическая сестра или брат, Другой, Трикстер (шут), Бог, Дьявол и т. д. Все это - имена типичных персонажей мирового искусства, мифов и религий, а также типичные фигуры сновидений, социальных ролей, патологических маниакальных состояний, но по сути дела - лишь части единой человеческой души.
Архетипы представляют собой точки зрения или позиции, управляющие нашим поведением и течением психического процесса, как индивидуального, так и коллективно-исторического. Вопрос о "первичности" индивида или социума, личности и коллектива, снимается Юнгом, как мнимый, поскольку личность - множественна, а коллектив - архетипически мощнее, устойчивей и выразительней личности. Драма жизни человека и человечества понимается Юнгом, в первую очередь, архетипически, то есть, мифологически.
Система архетипов - своего рода "генетический код", программа деятельности и развития. Она актуализируется благодаря тому, что архетипы - вместе или попеременно - насыщаются энергией, называемой как и в классическом фрейдовском психоанализе - либидо. Но либидо Юнга отличается от фрейдовского тем, что оно не связано ни с каким инстинктом. Юнг считает, что в процессе эволюции психика освободилась от инстинктов, в частности, десексуализировалась. Инстинкты прорываются в сознание в критических ситуациях или в случае патологии. Либидо, в принципе, может заряжать любой архетип, любую фантазию, идею или дискурс.
Оно не локализовано в какой-то области души, свободно "втекает" и "вытекает" из нее. Действуя подобно струе воды, вращающей мельничные колеса, энергия либидо активизирует различные психические функции и комплексы, толкая их к разрядке в действии, эмоциональной речи, техническом или образно-смысловом творчестве. Сексуальность, агрессивность, деструктивность, социальность трактуются Юнгом как основанные на архетипах влечения. В форме сексуальности либидо влечется к телу другого человека. В форме агрессивности оно стремится к убийству и разрушению. В форме мысли либидо разлагает и соединяет идеи.
Рубрики: | Аналитическая психология. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |