-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в По_Казахстану

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.03.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 125


Казахстан. Город Астана. Константино-Еленинский собор

Среда, 04 Июня 2008 г. 23:17 + в цитатник
парус_надежды все записи автора  (450x337, 32Kb)
С открытием в казахских степях окружных приказов и образованием при них оседлых поселений в виде казачьих станиц и военных укреплений, подавляющее большинство населения которых исповедовало православную веру, назрел вопрос о строительстве церквей. Одной из первых в степях Приишимья появилась Акмолинская Константино-Еленинская церковь, которая в настоящее время относится к наиболее интересным и наиболее древним историческим и архитектурным памятникам города Астаны. Она находится на территории бывшей Акмолинской казачьей станицы (квартал, ограниченный улицами, имевшими прежде названия: Интернациональная, Жанибека Тархана, Габдулина и проспект Республики).
Мало кто знает, что когда-то церковь эта находилась в крепости, то есть там, где сейчас центральный стадион.


Летом 1830 года на Ишиме у караванного брода Карауткуль по приказу военных властей края обосновался сторожевой отряд подполковника Ф. К. Шубина, затем, в 1832 году, был открыт приказ Акмолинского внешнего округа, а уже после этого стали прибывать первые гражданские поселенцы.
Довольно быстрый рост будущего Акмолинска объясняется тем, что находился он на важной торговой караванной дороге, связывавшей Россию со Средней Азией. В 1845 году сто казачьих семей, переселенных по жеребьевке с Горькой линии, образовали на Карауткуле Акмолинскую казачью станицу.
Постепенно наезжают купцы, главным образом, касимовские, тобольские, тюменские, петропавловские татары - Юсуповы, Бектемировы, Кощегуловы, Башировы, Муксиновы, Забировы и другие.

Еще в 1841 году здесь открыл дело богатый крестьянин Владимирской губернии Федор Михалевский. За ним последовали Николай Ушаков из Екатеринослава, Семен Гласков из Петропавловска, Семен Березин из Кургана. В 1851 году владельцы волжского пароходства "Братья Каменские" открыли контору по перевозке торговой клади.
В 1852 году при Акмолинской станице учреждаются две ежегодные ярмарки - Константиновская (с 21 мая по 10 июня) и Дмитриевская (с 26 октября по 10 ноября). Если вначале местный годовой торговый оборот составлял около 10 тысяч рублей, то к 1865 году он превысил полтора миллиона в денежном выражении того времени. Основными статьями торговли были скот, животноводческое сырье, хлеб, привозные промышленные изделия, бухарские и ташкентские шелка, ковры, юфть, сладости, сушеные фрукты и т. д. С развитием торговли и притоком жителей, таким образом, и связано строительство в 1854-1856 годах в крепости однопрестольной деревянной Константино-Еленинской церкви.
В начале сороковых годов прошлого века в Акмолинском укреплении находилась Петропавловская походная церковь, которая размещалась в специально выстроенном помещении для отпевания умерших. Для ее устройства из Омского Воскресенского собора был передан походный иконостас, ранее принадлежавший Колыванскому егерьскому полку. Все церковные обряды и требы выполнялись в этом сооружении.
Священник походной церкви Михаил Никольский в письме от 12 сентября 1849 года обращал внимание пограничного начальника сибирских киргизов (казахов) на то, что в Акмолинском укреплении "жителей противу прежних лет весьма поумножилось" и дом, в котором находится походная церковь, оказался по своим размерам малым для размещения народа во время проведения богослужений.
Далее он сообщал, что "весьма многие из прихожан остаются в летнее время на улице", а зимой, во время морозов и буранов, "совершенно лишаются возможности присутствия" на богослужениях. Озабоченный вероятностью падения набожности и нравственности среди прихожан, отец Михаил Никольский стал призывать их подать прошение о строительстве храма. Благодаря его пастырской заботе сход жителей Акмолинской области принял решение, что если будет строиться в укреплении церковь, то они обязуются своими силами бесплатно вывезти лес, необходимый для возведения здания. О.Михаил от имени прихожан просил пограничного начальника разрешить начать строительство церкви с ранней весны 1850 года.
Неурядицы с проектированием, нехватка средств, смена высшего местного начальства (генерал-губернатора Западной Сибири князя П.Д.Горчакова сменил чудаковатый "реформатор" Г.Х.Гасфорт) и, в связи с этим, вновь замена проекта здания церкви, отдалили начало строительства. Но все же главной причиной отсрочки начала строительства являлся недостаток денежных средств.
В станице Кокчетавской церковь строилась на деньги, пожертвованные томским потомственным почетным гражданином коммерции советником Степаном Поповым, и ассигнованные из государственного казначейства. По завершении строительства остались неизрасходованными 3984 рубля и 76 копеек серебром. По всеподданнейшему прошению генерал-губернатора в 1852 году император Николай I повелел употребить оставшуюся сумму на строительство церкви в Акмолинском укреплении.
К концу того же года, вместе с добровольными пожертвованиями, сделанными жителями Акмолинского укрепления, весь капитал на строительство церкви немногим превышал четыре тысячи рублей. Увеличение его предполагалось только за счет добровольных пожертвований. По новой смете строительство церкви оценивалось в 9560 рублей 12,5 копейки серебром. Несмотря на такой дефицит средств, Г.Х.Гасфорт утвердил проект и смету. Строительство он предлагал начать в следующем, 1853 году. Для снижения сметной стоимости он предписывал широко использовать труд служилых людей - отрядных казаков и солдат, то есть, практически, сооружение церкви вести хозяйственным способом.
Гасфорт Г.Х. рекомендовал привлечь к строительству церкви инженера-поручика Г.А. Вортникова, который находился в Акмолинском укреплении, выполнял обязанности гарнизонного инженера и осуществлял технический надзор за возведением и ремонтом фортификационных сооружений, военных и гражданских зданий. Молодой способный инженер Г.А. Воротников, уже имевший опыт строительства различных военных и гражданских сооружений в Актавском укреплении внесет значительное количество изменений и упрощений в конструктивное решение здания Акмолинской церкви, что сбережет немало средств, собранных прихожанами.
Жители Акмолинской станицы, казаки 2-го полка, 2 ноября 1852 года на своем сходе единогласно изъявили желание "воздвигнуть в Акмолинском селении храм господний во имя свв. Первоверховных Апостолов Петра и Павла". Почему именно в честь свв. Петра и Павла? Видимо, потому, что многие акмолинские казаки были выходцами из станицы Петропавловской, где очень почитали этих святых, и в местной казачьей Покровской церкви был придел в честь свв. Петра и Павла.
Свою волю акмолинские переселенцы оформили в так называемый общественный "приговор" и направили по инстанции. Тобольская духовная консистория, рассмотрев его и отношение пограничного начальника, выдала храмозданную грамоту, текст которой приводится ниже.
,,Божьею милостью смиренный Евлампий, Архиепископ Тобольский и Сибирский.
По благодати, дару и власти Всесвятого и Животворящего Духа, данной нам от Великого Архиерея, Господа и Бога нашего Иисуса Христа через святыя Его апостолы и их наместники и приемники, благословили мы, согласно отношению г. исправляющего должность Пограничного начальника Сибирскими киргизами полковника Петра Михайловича Спиридонова, построить в Акмолинском укреплении деревянную церковь во имя свв. Апостолов Петра и Павла. Церковь должна быть заложена по чиноположению церковному и построена во всем согласно данному плану и фасаду с надлежащей прочностью и приличием, сообразностью во всех принадлежностях. Достоверного ради свидетельства, яко благословили мы соорудить церковь в укреплении Акмолинском, дана сия Грамота, рукою нашею подписанная и печатью утвержденная в богоспасаемом граде Тобольске в лето от Рождества Христова тысяча восемьсот пятьдесят второе, месяца декабря в третийнадесять день".
На время строительства церкви в Акмолинском укреплении создается специальный строительный комитет, в который вошли командующий военным отрядом, гарнизонный инженер, священник походной церкви и представители от прихожан. На сходе жителей строителем церкви был выбран станичный атаман - резервный старший урядник Николай Красноусов. Сбор пожертвований прихожане поручили "самого благонадежного поведения" уволенному в запас казаку Петру Каргаполову. Духовным наставником и распорядителем средств утвержден священник Михаил Никольский. Он был приведен к присяге, снабжен инструкцией от Тобольской духовной консистории, приходной и расходной книгами.
Председателем комитета по старшинству был утвержден командующий Акмолинским военным отрядом майор Сизых. Он обратился к губернатору Г.Х.Гасфорту с просьбой разрешить строительство церкви вольным подрядом, так как его подчиненные были, буквально, измотаны различными строительными работами в укреплении и закрепленной за ними дистанции военных пикетов.
Пока этот вопрос решался в верхах, казаки Акмолинской станицы, желавшие иметь церковь у себя как можно скорее, честно выполняли взятые на себя обязательства по содействию её постройке. Станичники выделили пятьсот подвод для перевозки из Мункчактинского бора заготовленных бревен и других строительных материалов. К 15 июля 1853 года было заготовлено, вывезено и складировано на отведенной под строительства площадке в центре укрепления 1090 бревен, 20 кубических саженей (193,3 куб.м.) бутового камня, 800 пудов(12,8 т) извести.
Все лето прошло в заботах по заготовке материалов на строительство церкви.
В марте 1854 года в Акмолинском укреплении председателю строительного комитета майору Сизых от пограничного начальника полковника Спиридонова был доставлен срочный пакет. В письме сообщалось: "... господин начальник штаба отдельного Сибирского корпуса ... уведомил меня, что Государь Император по всеподданнейшему докладу г. Военного министра, отношению корпусного командира и отзыва обер-прокурора Святейшего Синода Высочайше повелел соизволить в Акмолинской укреплении построить церковь во имя свв. Равноапостольных Царей Константина и Елены".
В связи с этим обстоятельством Спиридонов приказал вернуть ему храмозданную грамоту на заложение церкви во имя свв. Апостолов Петра и Павла, которую необходимо было переслать его преосвященству архиепископу Тобольскому и Сибирскому с целью её аннулирования и ходатайства о выдаче новой грамоты на заложение храма в честь свв. Равноапостольных Царей Константина и Елены.
Спиридонов 27 мая 1854 года в письме майору Сизых сообщил о высылке храмозанной грамоты на постройку церкви во имя свв. Константина и Елены.
После отца Кирилла настоятелями были о. Сергий (Василенко), затем - о. Владимир Елисеев. Это были хорошие священники и отцы, но никто не мог заменить отца Кирилла, да никто и не пытался это сделать, т.к. эти два священника были его воспитанники.
В 1983 году после Покрова в Целиноград направили для служения нового священника о. Александра Волкова, который впоследствии стал настоятелем и долгое время имел попечение о нашем храме.
Отец Александр был тоже неординарной личностью, человек с сильной волей, работоспособностью и большим умом. При нем был построен монастырский корпус, была попытка построить часовню на кладбище и храм в с. Малотимофеевка. Так же благоукрашалась территория собора, сам интерьер храма хотя и не изменялся, но поддерживался в достойном виде и чистоте. После "перестройки" именно ему пришлось первому налаживать отношения с общественными организациями, участвовать в различных городских мероприятиях, освящать памятники, крестить заключенных в лагере и т. д. Всё это стало возможны в начале 90-х годов в связи с изменением отношения государства к Церкви.
При отце Александре в 1990 году была вновь организована воскресная школа, директором которой стал певец хора Игорь Николаевич Казагранди и вторым преподавателем - регент Нина Васильевна Мазурина. Приглашены были все желающие, то есть все посещавшие храм дети. Игорь преподавал Закон Божий, а Нина - катехизис и церковное пение. Сейчас Игорь Николаевич проживает в Австралии.
Воскресная школа занималась в помещении, где сейчас находится иконная лавка у ворот. Тогда там сидели секретарь и бухгалтер. После того как Игорь уехал, где-то в конце 1991 года, воскресной школой полностью занималась Нина М., а в 1993 году, после того как она вышла замуж, воскресная школа осталась без преподавателей пока в этом же году прихожанка Анна Ивановна не взяла на себя работу по восстановлению воскресной школы.
Детей было не много, сначала человек 10, потом количество увеличилось до 16-18, а с миграцией русских их становилось все меньше и меньше. Но, слава Богу, потом, ближе к 2000 году народ снова стал заботиться о воспитании детей в духе Православия, и работа в школе была налажена. Школа помолодела, сначала в ней занимались дети с 7-летнего возраста, сейчас принимаются и дошкольники. Преподавание дифференцировано по степени подготовленности и возрастам. Добавилось преподавателей и предметов. Даже самым маленьким преподают Закон Божий, рисование и музыку.
У детей средней и старшей групп, конечно уроков побольше. Основной из них - Закон Божий. Так же в разные годы преподавались Ветхий Завет и Новый Завет, Литургика, История Церкви, Катехизис, сейчас - Церковное предание и Жития Святых. Для развития творческих способностей преподаётся рукоделие, рисование и хоровое пение. Кто хочет - вышивает бисером или рисует.
В нашей школе есть своя библиотека, которая пополнилась этой зимой бесценным подарком Российского посольства - энциклопедией для детей серии "История России", свыше 70 томов.

Информация и фото http://blagochinie.kz/astana/historyend.htm

Место на карте




Рубрики:  Астана
История
Достопримечательности
География
Искусство
Экскурсии
Туристические маршруты
Храмы
Карта
Эпос
Образование и наука
Утраченное
Метки:  

Процитировано 1 раз

парус_надежды   обратиться по имени Среда, 04 Июня 2008 г. 23:20 (ссылка)
При соборе работает детская воскресная школа, а примерно, в 2000 году возникла идея богословских курсов для взрослых, которые в данный момент собирают до двадцати постоянных слушателей. Уроки ведут, в основном, батюшки.
Ответить С цитатой В цитатник