парус_надежды все записи автора


Люди разных профессий, настроений и характеров, посетив Рижский Свято-Троице-Сергиев монастырь, единодушно признаются: "Как у вас здесь хорошо, как в другом мире!.." Взор посетителя не восторгается изяществом и совершенством форм монастырской архитектуры. Все скромно и просто. Уютно, покойно под кронами вековых деревьев расположился деревянный храм, несколько домиков с незатейливой резьбой, рядом — красавец собор и колокольня. Святая обитель, Селение Божие среди шумного и многолюдного города. Святые отцы говорят, что монастырь — это место, где небо сходится с землей. Этого-то и не может не почувствовать и с душевным трепетом не исповедать душа человека, отворившего скромную деревянную дверь, разделяющую мир и монастырь, и ступившего на эту благодатную землю.
Основательницы монастыря
Основательницами Свято-Троице-Сергиева женского монастыря являются фрейлины двора Императрицы сестры Екатерина и Наталья Мансуровы. Их родители — член Государственного Совета, статс-секретарь Борис Павлович Мансуров и известная благотворительница, кавалерственная дама ордена св. Екатерины Мария Николаевна Мансурова, урожденная княжна Долгорукова — наряду с прекрасным образованием заложили в своих детях основу христианского воспитания. Продолжительное время вместе с родителями сестры проживали в Святой земле, где укреплялось их желание послужить Богу.
В Ригу сестры Мансуровы приехали в 1887 году в связи с болезнью младшей дочери Натальи. Здесь семья включилась в активную благотворительную деятельность. Они основали воскресную школу, принимали участие в создании народного училища, библиотеки, бесплатной столовой, взяли под свою опеку заключенных и их детей в Рижской женской тюрьме. После исцеления Натальи, в знак благодарности Богу в 1891 году сестры Мансуровы при непосредственном участии родителей основали приют для девочек и богадельню с денно-нoщным чтением псалтири, вокруг которых постепенно образовалась Свято-Троице-Сергиева община.
Однако община не имела собственных помещений, их приходилось арендовать. А главное, не было храма для проведения полноценных монастырских служб. Благодаря хлопотам и ходатайствам устроительниц, Св. Синод даровал общине в собственное владение земельный участок на ул. Суворовской, 126, (ныне ул. К.Барона). Здесь был выстроен с помощью собранных пожертвований деревянный храм, освященный в 1893 году во имя преподобного Сергия Радонежского, действующий и поныне.
Из высокопоставленных благотворителей монастырю оказывали поддержку императоры Александр III, Николай II, Патриарх Иерусалимский Никодим, обер-прокурор Св. Синода К.Победоносцев, товарищ Обер-прокурора В.Саблер. Среди них был также протоиерей Иоанн Кронштадтский, ныне прославленный святой, посетивший общину в 1894 году и утешивший сестер неоднократно повторенными словами: "Умножится, разрастется...".
При духовной поддержке великой подвижницы игумений Московского Страстного монастыря Евгении Озеровой зрело в душе сестер решение удалиться от мира,
В1894 г. сестры Мансуровы принимают иноческий постриг. Старшая - Екатерина возглавила монастырскую общину, а Наталья взяла на себя заботы по устроению Пустыни под Митавой.
В 1901 г. сестры приняли монашеский постриг с новыми именами: старшая — в честь покровителя Рижской обители преподобного Сергия Радонежского, а младшая Наталья — с именем покровителя Спасо-Преображенской пустыни преподобного Иоанна Лествичника.
Влияние монастыря на православное население, рассеянное среди иноверцев, с каждым годом росло, и постепенно обитель обратилась в "Русский центр", как ее называли. Близкая духовная связь изначально сложилась у Рижской обители с Псково-Печерским монастырем, откуда ежегодно по желанию верующих прибывала чудотворная икона Божией Матери "Умиление", чей список по сей день находится в церкви преподобного Сергия Радонежского.
Обитель имела в своей ограде и содержала детский приют и школу при нем, дом призрения, кухню-столовую для бедных, раздававшую до 200 бесплатных обедов в день. Средства для благотворительности и собственного содержания зарабатывались сестрами изготовлением свечей для церквей Рижской епархии, выпечкой просфор, рукоделием, иконописанием и шитьем священнических облачений. Число сестер к моменту эвакуации монастыря в 1915 году вглубь России в связи с военными событиями достигло 200 (с Пустынью).
После окончания Первой мировой войны сестры по благословению игумений Сергии стали возвращаться в родную обитель. Сюда же приехали сестры Илукстского монастыря, разрушенного в годы войны, и привезли с собой чудотворную Толгскую икону Божией Матери. Эта икона теперь почитается не только сестрами Рижского монастыря, но и православными всей Латвии.
Печально было состояние Православной Церкви Латвии в то смутное время. Не признанная государством, она была отдана на разграбление прозападным конфессиям. Паства была в рассеянии, а Православие гонимо. Но Господь судил иначе. В 1921 году по единодушному приглашению Латвийской Православной Церкви кафедру Рижского архипастыря занял архиепископ Иоанн (Поммер) (1876-1934).
Православное население Латвии встретило Владыку с большим подъемом и искренней сердечностью. Архиепископ Иоанн был крепкой опорой и для сестер обители. После образования Латвийского государства и национализации ряда владений Рижского монастыря сестры во главе с игуменией Евгенией (Постовской) ревностно принялись за восстановление обители, возрождение благотворительной деятельности.
Вторая мировая война и немецкая оккупация принесли монастырю новые скорби и убытки. Но монастырь не закрывался, и, когда при отступлении гитлеровцев из Риги сестер побуждали к эвакуации в Германию, угрожая насильственным вывозом, они категорически отказались.
При советской власти во владении монастыря остались только земля и строения, находящиеся внутри ограды обители.
Информация и фото
http://www.pareizticiba.lv/index.php?id=180
Место на карте