infusorla все записи автора

Гандзасарский монастырский комплекс со знаменитым Гандзасарским собором, представляющий собой шедевр албанских средневековых памятников, был сооружен в XIII веке, в период Албанского ренессанса на территории исторического Азербайджана, в одной из важных провинций античной и раннесредневековой Албании — Арцахе, который занимал нынешнюю часть Нагорного Карабаха и часть Мильской степи.
В центральной части древней армянской области Арцах, нынешнем Нагорном Карабахе, в конце XII в., после распада соседнего Сюникского царства сформировалось феодальное княжество Хачен.
Первая половина XIII в. была, по-видимому, временем его подъема. Именно в это время здесь были созданы выдающиеся произведения искусства, вошедшие в золотой фонд армянского художественного наследия. Произведения эти сосредоточены в Гандзасарском монастыре, служившем родовой усыпальницей хаченских владетелей и являющемся вплоть до XIX в. кафедрой католикоса Агванка. На протяжении многих веков Гандзасар был культурным центром страны. Здесь уцелели жемчужины армянского зодчества -- собор и гавит (притвор) -- выдающиеся памятники средневековой архитектуры и монументальной пластики.
Строительство собора было начато хаченским князем Асаном Джалалом в 1216 г. и окончено в 1238 г. Освящен был собор в 1240 г. Гавит собора построила, согласно свидетельству армянского историка Киракоса Гандзакеци, жена Асана Мамкан (по строительной надписи -- Мимкан, Асан и их сын Атабег), но год постройки неизвестен, во всяком случае постройка церкви была осуществлена еще при жизни Асана, т. е. до 1261 г.
Архитектура собора воспроизводит крестово-купольную композицию, выработанную еще в X в. и представленную такими памятниками, как соборы в Ахпате (967--991 гг.), Санаине (967--972 гг., возобновлен в 1084 г.), Кечаруке (1033 г.). Культовое зодчество XII--XIII вв. полностью следовало этой композиции, напомним такие характерные памятники, как храм Арич (1201 г.), Ованнаванк (1216 г.), Гегардский монастырь (1215 г.). Развитие этой формы архитектуры шло по пути сужения боковых ветвей креста и повышения их пропорций, благодаря этому еще сильнее выделилось подкупольное пространство, увенчанное высоко поднятым куполом, который господствует надо всем зданием. Эти черты в полной мере свойственны и Гандзасарскому собору. Углы здания (между ветвями креста) заняты двухэтажными удлиненными хоранами. На верхние хораны ведут крутые консольные лестницы.
Особенность и своеобразие зданию придает исключительно богатая архитектурно-декоративная разработка внутри и снаружи храма. Внутри, по старой классической армянской традиции целыми пучками вертикальных тяг -- простых и монументальных -- подчеркнуты углы подкупольного объема, они как бы обрамляют центральную часть храма. Их венчает столь же простой карниз, состоящий из двух полуваликов и полочки (абаки). Полукруглый верх узких окон (имеющихся по одному на северной, южной и западной сторонах) обработан глубокими каннелюрами, образующими веерообразное завершение окон. Арки ветвей креста со стороны подкупольного пространства имеют тройной ступенчатый профиль и чуть стрельчатый контур.
Барабан Гандзасарского храма внутри круглый, он расчленен восемью парами тонких полуколонок-жгутов, переходящих в висячие арочки. Они поочередно упираются в круглые или удлиненные окна с полуциркульным верхом.
Особенно богато украшен торец алтарного возвышения. Он обрамлен со всех сторон широкими и глубоко профилированными тягами (верхняя из них заполнена надписью). Полоса внутри рамы заключает 8 ромбов, слегка углубленных к своему центру (для создания светотени) и слегка впалых треугольников между ними. Все эти ромбы и треугольники сплошь заполнены очень сложным по рисунку и плотным густым плетением из двойного жгута, причем все эти орнаментные заполнения совершенно различны, как обычно в армянских декоративных композициях того времени. Частично эта резьба сильно выветрилась.
Наружные ромбы храма следуют вполне выработанной системе: они четко и ясно передают внутреннюю крестово-купольную композицию здания. Ветви креста выделены щипцами повышенных пропорций, угловые к двум скульптурных изображениям ктиторов, симметрично занимающих ниши двух западных граней. Обе фигуры мужские и почти одинаковые. Оба ктитора изображены в фас, они сидят по-восточному поджав ноги. Одежда их напоминает халат. Лица бородатые, с длинными усами.
Вторая группа изображений занимает три южных грани. На двух крайних из них, также в нишах, помещены обращенные друг к другу коленопреклоненные фигуры, руки их протянуты вперед, головы -- в нимбе. Их осеняют ангелы, распростертые крылья которых следуют очертаниям полукруглых ниш, обрамляя их. А верхняя треугольная плита, вставленная в тимпан грани, также под щипцом, занята рельефным изображением Богоматери с запеленованным младенцем. Наконец, на двух гранях барабана повторяются головы быков (аналогичные тем, которые мы видели на барабане внутри храма), а на грани помещен барельеф орла с распростертыми крыльями. Это столь же распространенный образ стража-охранителя.
Пристроенный к храму с западной стороны, гавит заслонил еще одну скульптурную композицию -- Распятие, помещенную на западном фасаде храма под его щипцом. Композиция состоит из широкого креста, в нижнюю часть которого (начиная от средокрестья) вписана фигура распятого Христа. По сторонам головы его, над протянутыми руками, помещены серафимы. По сторонам Христа -- две коленопреклоненные фигуры: Богоматери (слева) и Иоанна Богослова (справа): лица их представлены в фас, головы -- в заостренном головном уборе (клобуке), руки протянуты к фигуре Христа. По рисунку и обобщенности изображения эти фигуры напоминают ктиторов на барабане здания.
На северном фасаде Гандзасарского собора, в западном углу щипца, привлекает внимание изображение птицы, очень архаичное, сохраняющее черты раннесредневековой пластики сасанидского круга. Края коньков кровли увенчаны небольшими моделями многогранного барабана храм. На южном фасаде, в его центральной части, врезной линией изображены скачущие лошади.
Таков храм Гандзасарского монастыря со своими ясными и развитыми архитектурными формами. Монументальная пластика слилась в нем с архитектурой в один неразрывный художественный сплав. В этом здании верность архитектурной традиции своего времени сочетается с ярко выраженным своеобразием: зодчие храма проявили в своем произведении большой самобытный талант.
Не менее замечателен и гавит монастыря. Он примыкает к храму с западной его стороны и представляет большую (внутренние размеры 11,62--11,80х13,15--13,25 м) бесстолбную залу с двумя парами взаимноперекрещивающихся арок со сталактитовым сводом в перекрестье, над которым возвышается легкая восьмигранная ротонда.
Эта своеобразная и нигде вне Армении не известная архитектурная конструкция, сформировавшаяся, по-видимому, уже в конце XII в., представлена целой серией памятников (известно уже 19 зданий с таким завершением). Наиболее замечательны среди них гавиты в Ахпате (начало XIII в.), Мшкаванке (первая половина XIII в.), Хоракерте (1251 ш.) и Аратесе (1265 г.), трапезные в том же Ахпате (около середины XIII в.) и такая же в Агарцине (1248 г.). Все эти произведения, столь смелые по своей конструкции и столь логичные по композиции, принадлежат к числу наиболее выразительных созданий армянского художественного гения.
Гавит Гандзасара особенно близок, можно сказать, тождественен по композиции первым двум из названных памятников -- гавитам Ахпата и Мшкаванка. Вход из гавита в храм обрамлен простым порталом с полукруглой аркой, наличник которой украшен мелкой плетенкой, а тимпан арки заполнен наборными звездами с фигурными (в виде ромбов) промежутками. Такие наборные звезды -- также очень характерное явление в армянском монументальном искусстве XII--XIII вв.
На спаде между восточными концами арок помещен широкий рельефный крест. Плоскость арки (над входом) между подпольными арками украшена в шахматном порядке розетками и элементами "сельджукской цепи" в виде двух перекрещенных вытянутых шестиугольников. Два ряда таких же фигур украшают арку в западном узком пространстве. Другая его арка (в юго-западном угловом компартименте) украшена рельефными ромбами, образующими кресты. Монументальности арок соответствует и массивность двух приземистых колонн, отделяющих западное пространство, и их не менее монументальных баз и капителей. Пониженность этих колонн усиливает ощущение высоты перекрещивающихся арок гавита.
Прямоугольный наружный массив гавита, простой и ясный, завершен высокой четырехскатной кровлей, покрытой каменной черепицей, и увенчан в центре (над сталактитовым сводом в средокрестье) восьмигранной легкой ажурной ротондой.
Снаружи господствует суровая гладь стен. В основании их высокий трехступенчатый цоколь, завершенный массивным полуваликом. На северном фасаде этот полувалик переходит в обрамление низкого входа, образуя его наличник, верхние углы которого фланкируют два вставных рельефа пантер или барсов, обращенных друг к другу, изображенных в движении, с поднятыми хвостами.
На фоне скромного убранства фасадов гавита выделяется исключительный по своему богатству западный портал, которому зодчий, по-видимому, придавал особенное значение: портал доминирует в декоре всего здания и является как бы его декоративным центром.
Храм и гавит Гандзасарского монастыря -- два прекрасных архитектурных творения, воплотивших в себе все лучшие достижения армянских зодчих XIII в. Создавая эти монументальные здания, они использовали огромный, накопленный веками, арсенал технических средств -- архитектурных и декоративных, которыми творцы Гандзасара в совершенстве владели. Они претворили эти средства в произведения, которые мы с полным правом можем назвать энциклопедией армянского зодчества XIII столетия.
Информация
http://www.1700.diaspora.ru/galer/gal4.shtml
Фото
http://www.photosight.ru/photo.php?photoid=1014789
Место на карте