-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в –еспублика_»нгушети€

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.03.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 28


»нгушети€. »стори€ города ћагаса

—реда, 16 »юл€ 2008 г. 20:15 + в цитатник
Emilish все записи автора
»стори€ ћагас.
186843 (512x327, 83Kb)
¬ различных источниках даютс€ различные варианты названи€ города ћагас: ћа'ас (Malac), ћагас, ћа(ас (Marlac), ћ.к.с. (ћакас), ћ.н.к.с. (ћинкас), ћегет, ће-цио-сы, ћай-гэ-сы. ¬ трех из восьми вариантов в середине слова присутствует звук "г", еще в трех вариантах присутствуют звуки "к" и "(" (инг. "гI") близкие по звучанию со звуком "г". Ћишь в одном варианте присутствует гортанный звук " '" (инг. "1"), обозначаемый арабской буквой "?" ("айн"). » в одном варианте (из китайской хроники) присутствует звук "ц".

Ћингвист я.—. ¬агапов, полагавший, что название города звучало как ћа'ас, так объ€сн€ет по€вление разных вариантов названи€ города: "»ранский, тюркский и китайский €зыки, в которых нет звука "айн", должны были заменить его на иной, скорее всего: к, г, ( но никак не наоборот. “ак как арабский €зык и письмо могли воспроизвести любой из них кроме "г" .

я.—. ¬агапов здесь не объ€сн€ет, почему звук "айн" должен был быть заменен звуками "к", "г" или "(", так не похожие по звучанию на "айн".   тому же большинство хроник, в которых упоминаетс€ ћагас, создано на арабском и персидском €зыках, в которых примен€лс€ арабский алфавит, а в арабском алфавите присутствует буква "айн" и не было никакой необходимости дл€ создателей этих хроник замен€ть букву "айн" какой-либо другой буквой.

ѕо нашему мнению, по€вление различных вариантов названи€ города объ€сн€етс€ именно тем, что в арабском алфавите отсутствует буква, обозначающа€ звук "г", и ее замен€ли близкими по звучанию буквами ? ("к") и ? ("("). ѕо€вление варианта ћа'ас можно объ€снить следующим. ¬ арабском алфавите буквы, обозначающие звуки " ' " (? - "айн") и "(" (? -"гIойн") похожи по написанию и различие их состоит только в том, что над "гIойн" стоит точка. ѕотер€ этой точки при переписке древних хроник могла привести к по€влению варианта ћа'ас. Ќаверное, исход€ из подобного соображени€, английский исследователь ¬.‘. ћинорский предлагает читать название города как ћагас, хот€ сам же отмечает, что в тексте у ћасуди написано ћа'ас. “.о., правильное название аланской столицы, по нашему мнению, €вл€етс€ ћагас.

–азными исследовател€ми предпринимались различные попытки объ€снить значени€ названи€ города ћагас.

ќтрывок из сочинени€ ћасуди, где говоритс€ о ћагасе, ¬.‘. ћинорский читает так: "—толица алан называетс€ ћагас, что означает "Myxa".

ƒругие исследователи отмечают, что арабское слово, которое ¬.‘. ћинорский переводит как персидское "муха"-, в тексте написано неразборчиво. "Ќа самом деле здесь скорее всего иранское большой, великий - так могла называтьс€ аланска€ столица, разрушенна€ в XIII в. монголами".

Ќе согласен с переводом слово "ћагас" ¬.‘. ћинорским и я.—. ¬агапов: "¬о-первых, нет никаких данных, которые свидетельствовали бы о том, что в аланской столице или в ее окрестност€х обитали персы, которые могли дать ей свое им€. ¬о-вторых, на осетинском €зыке, €вл€ющемс€ единственным представителем €зыков иранской группы в регионе, муха называетс€ bynz".

¬ публикации хроники ћасуди Ќ.ј.  арауловым интересующее нас место читаетс€ так: "—толица страны алан называетс€ ћа'ас, что значит "благочестие".

ј.ѕ. Ќовосельцев также не согласен с этимологией слова "ћагас" ¬.‘. ћинорским, счита€ "что невозможно объ€снить, почему город в ÷ентральном  авказе носит столь странное, да еще персидское название". —ам ј.ѕ. Ќовосельцев предлагает этимологизировать "ћагас" либо от венгерского "магаш" - "высокий", либо, как он пишет от "скифо-аланского" "маз(а)" - "большой", "высокий". ≈сли брать слово "магаш", то легче было прин€ть ингушское слово "могаш" - "могучий, сильный", чем венгерское слово, так как венгры наход€тс€ слишком далеко от ÷ентрального  авказа, в то врем€ как предки ингушей обитают здесь с глубокой древности. ј существование "скифо-аланского" слова "маз" вызывает большие сомнени€, так как, во-первых, ни скифский, ни аланский €зыки не сохранились, во-вторых, нет безупречных доказательств о родстве этих €зыков.

». ћаркварт попыталс€ св€зать название города ћагас (ћаас) с названием главного (по »бн-–усту) аланского племени ƒ.хсас, отметив, что в обоих случа€х имеетс€, по его мнению, этнический формант "ас".

¬.ј.  узнецов, считает, что наиболее убедительна этимологи€ ј.ѕ. Ќовосельцева от "скифо-аланского" "маз(а)" - "большой", "высокий". » тут же отмечает, "мысль ». ћаркварта заслуживает внимани€ хот€ бы потому, что главный город јлании должен был скорее всего находитьс€ на территории главного и политически доминирующего аланского племени".

я.—. ¬агапов дает два варианта этимологии "ћагаса" исход€ из нахских €зыков: "„еченское ма'а, ингушское му'а означает "рог", а чечено-ингушское ма'а - "относ€щийс€ к мужчинам, самцам", "мужественный, отважный", a s(a) - обычный топоформант с лексическим значением "уголок, место". Ётот материал позвол€ет дво€ко объ€снить название ћа'ас: "рог+место", "выступ+место" или "место отважных, мужественных". ѕервое значение естественно, если этот город находилс€ на возвышении, второе - если город этот был укреплен и в нем находилась дружина аланского цар€". Ћингвистические построени€ я.—. ¬агапова интересны, но мало убедительны.

Ѕолее убедительно название города ћагас этимологизируетс€ с помощью ингушского €зыка как "место, земл€ солнца". Ћингвист  .«. „окаев также считает, "...что ћаас этимологизируетс€ как "земл€ солнца, солнечной благодати". Ќезависимо от него, подобна€ этимологи€ была предложена нами.

≈ще в недалеком прошлом ингуши обозначали солнце словом "ма". ћа - им€ солнца и у древних урартийцев. —овременное ингушское слово "малх" ("солнце") сложилось из двух слов - "ма" ("солнце") и "алхха" ("единственное, только"). »звестный ингушский писатель ».ћ. Ѕазоркин в своем романе "»з тьмы веков", в примечании пишет: " ак говор€т старики, прежде солнце называли ћа, а слово алха означает - только. Ётот возглас ("ма алха" - Ќ. .) в древней религии ингушей, обожествл€вших солнце, означал - только солнце!".

¬ слове "ћагас" слог "га"/"го" означает "крут, диск". "ћага"/"маго", т.о., означает "круг солнца, диск солнца". Ѕуква "с" в конце слова - ингушский топоформант, возникший из слова "са" - "земл€, место".

—лово "ћагас" т.о. можно этимологизировать как "земл€, место солнца", а если это название города - "город солнца".

—огласно старинному ингушскому преданию этнархом некоторых ингушских родов (—ачгхой, “умхой, ќздой) считаетс€ ћаго. Ќа самом деле ћаго (букв, "солнечный диск" - инг.) почиталс€ у ингушей как бог солнца. ¬ горах »нгушетии до сих пор сохранилс€ храм ћаго-≈рд (инг. "’рам ћаго"), посв€щенный ћаго. "»менно к солнцу были обращены молени€, совершавшиес€ много веков у стен ћаго-≈рда... ѕразднества совершались дважды в году - летом и зимой, и оба раза в дни солнцесто€ни€... “ут уместно напомнить, что именно в мировоззрении алан комплекс "небо-солнце-огонь-свет" занимал центральное место и что аланы плоскостной зоны бассейна “ерека... особенно стойко держались исконных верований, нашедших отражение в разнообразных пам€тниках их культуры". ќстаетс€ только добавить, что ингуши поклон€лись солнцу с древнейших времен до прин€ти€ ислама в середине XIX века.

¬первые о ћагасе упоминает арабский автор X века ћасуди (умер в 956 г.) в своем сочинении "ћурудж аз-захаб" ("«олотые истоки"). ќн сообщает, что столица јлании называетс€ ћагас, но ничего не сообщает о его местонахождении.

ќриентиры местонахождени€ столицы јлании дает другой арабский автор X века »бн –уста: "“ы выходишь налево (на запад) от царства —арир и, пройд€ три дн€ пути среди гор и лугов, прибываешь в царство јл-лан (алан)".

»сход€ из данных исторических хроник и археологических раскопок, исследователи выдвинули несколько предположений о местонахождении ћагаса.

¬.‘. ћинорский, установивший, вопреки существовавшим ранее мнени€м, тождество аланского города ћагас, упоминаемым ћасуди, с городом ћ.к.с. (ћ.н.к.с., ћай-го-сы и т.д.) арабо-персидских и китайских хроник, пришел к выводу, что "археологам следует подумать: не следует ли ћагас искать в пределах чечено-ингушской территории, граничащей с јлан-ским царством". ¬ другой работе он предположил, что столица алан "сто€ла, по-видимому, по соседству с ¬ладикавказом...".

Ќ.ј.  араулов также высказывал предположени€ близкие ¬.‘. ћинорскому. ќн предлагал искать ћагас на территории „ечни: "—уд€ по рассто€ни€м до этого города от —ерира и от этого города до Ѕаб јллан (ƒариал), можно предполагать, что он находилс€ на чеченской плоскости".  роме рассказа »бн-–уста, на соседство —ерира и ћагас, по мнению Ќ.ј.  араулова, указывает и тот факт, что ћасуди упоминает ћагас сразу после описани€ —ерира. Ќо здесь же Ќ.ј.  араулов сообщает, что "западнее ¬ладикавказа вблизи с.  адгорон имеютс€ следы городища и старое кладбище", намека€ на то, что здесь мог находитьс€ ћагас.

јрхеолог ¬.Ѕ. ¬иноградов предложил отождествить с ћагасом јлхан- алинское городище аланского времени, раскопанное им вблизи г. √розного на правом берегу реки —унжи.

¬.ј.  узнецов считал, что в свете высказанных ¬.‘. ћинорским и Ќ.ј.  арауловым соображений, "гипотеза ¬.Ѕ. ¬иноградова заслуживает серьезного внимани€".

¬.». ћарковин и ’.ƒ. ќшаев высказали предположение о возможности отождествлени€ Ќижне-јрхызского городище в ущелье реки Ѕольшой «еленчук в  арачаево-„еркессии с ћагасом. ¬.ј.  узнецов, под руководством которого долгое врем€ велись раскопки на Ќижне-јрхызском городище, согласилс€ и с этим предположением.

¬ ответ на наши публикации о местонахождении ћагас, ¬.ј.  узнецов и ».ћ. „еченов за€вл€ют, что "наличие аланских городищ в районе —урхахи и Ёкажево - еще не основание дл€ локализации там ћагаса". “о же самое возражение можно выдвинуть против предположений самого ¬.ј.  узнецова, что наличие аланских городищ у Ќижнего јрхыза и јлхан- алы не €вл€етс€ основанием дл€ локализаций там ћагаса. ƒо сих пор ¬.ј.  узнецов выдвигал различные предположени€ о местонахождении ћагаса. ѕосле же наших публикаций о местонахождении ћагаса на территории »нгушетии в районе селений яндаре-√ази-ёрт-Ёкажево-јли-ёрт-—урхахи, он вообще отказывает нам в праве выдвигать предположени€ о местонахождении ћагаса. ¬.ј.  узнецов ».ћ. „еченов пишут, что ћасуди "не дал приблизительных ориентиров местоположени€ города ћагаса, поэтому его локализаци€ остаетс€ не€сной и весьма спорной. Ќеизвестно и точное врем€ его существовани€". ѕо крайне мере известно, что он существовал с X в. до 1239 г.

я.—. ¬агапов, на основании мнений ¬.‘. ћинорского и Ќ.ј.  араулова о возможности локализации ћагаса на территории „ечено-»нгушетии, и данных собственных лингвистических изысканий, сделал вывод о местонахождении ћагаса (ћааса) в горах „ечни: "¬ верховь€х реки јргун наход€тс€ развалины чеченского города ћ1айста//ћа1аста (Mlajsta//Ma'asta), жители которого переселились на равнину".

Ќаиболее распространенные среди исследователей версии о местонахождении ћагаса - отождествление с ћагасом Ќижне-јрхызского или јлхан- алинского городищ. Ќо, даже если вз€ть чисто географический фактор эти городища нельз€ отождествить с ћагасом - оба городища расположены на окраинах исторической јлании. √раницы јлании простирались от р. ”руп в  арачаево-„еркессии на западе до р. јргун на востоке. Ќижний јрхыз расположен на западной окраине, јлхан- ала - на восточной.

  тому же названные городища имеют сравнительно небольшую площадь. ’от€ площадь всего Ќижне-јрхызского городища довольна внушительна - 63-65 га, площадь застройки городища оставл€ла 14-15 га. ѕо подсчету исследователей "средн€€ численность населени€ Ќижне-јрхызского города сугубо ориентировочно может определена в 2,0 - 2,5 тыс. человек посто€нного населени€". ѕримерно такое же число жителей могло иметь и јлханкалинское городище. ј по свидетельству ƒжувейни, современника событий, при вз€тии ћагаса монголами было убито 270 тыс€ч человек. ¬озможно, что цифра эта сильно преувеличена, но она свидетельствует о многочисленности жителей ћагаса.   тому же в Ќижнем јрхызе в довольно хорошем состо€нии сохранились три «еленчукских храма и несколько небольших церквей, в то врем€ как по свидетельству ƒжувейни завоеватели "оставили от этого города только им€ его".

ѕо свидетельству летописца –ашид ад-дина, осада ћагаса монголами продолжалась полтора мес€ца. ѕо свидетельству же китайской хроники "ёань-ши", осада ћагаса продолжалась 3 мес€ца. √ородища, подобные Ќижнему јрхызу и јлхан- ала, расположенные на окраинах јлании, имеющие небольшие территории и невысокую численность населени€, не могли в течение такого долгого времени оборон€тьс€ от монгольского войска. » подобным небольшим городам монголы не могли придавать такое огромное значение, которое придавали ћагасу. »з всех намеченных к завоеванию и покорению городов ¬осточной ≈вропы, в монгольской и китайской хрониках упоминаютс€ только  иев и ћагас. ѕосле завоеваний, произведенных в ¬осточной ≈вропе, Ѕату хан докладывал верховному хану, своему д€де ”гедею, что им разрушен город ћагас и завоеваны одиннадцать стран и народов.

Ќеобходимо также отметить, что гибель города, находившегос€ у Ќижнего јрхыза, исследователи св€зывают не с походом монголов в 1238-1239 гг., а с походом “имура в 1395 г.

Ќеверно, по нашему мнению, представл€ть ћагас как город современного типа с улицами и площад€ми. ѕо нашему мнению раннесредневековый ћагас - это комплекс средневековых городищ и поселений.

≈сли прин€ть ориентиры местонахождени€ ћагаса, которые дает »бн –уста, то можно выстроить следующую картину. —редн€€ скорость пешехода 5 км в час. ≈сли в сутки пешеход будет идти хот€ бы 6 часов, то он пройдет 30 км. “ри дн€ пути - это 90 км. „ерез три дн€ пути от границы —ерира (примерно от р. јргун в „ечне) в глубь јлании пешеход окажетс€ на территории современного Ќазрановского района »нгушетии. » дорога от р. јргун до данной территории идет "среди гор и лесов", как сообщает »бн –уст - дорога идет через невысокие горы, называемыми „ерными, покрытыми лесами. «десь проходила во времена алан бокова€ ветвь ¬еликого шелкового пути, идуща€ от ƒербента на запад.

ѕосле такого путешестви€ путник попадет в район современных селений яндаре - √ази-ёрт - Ёкажево - јли-ёрт - —урхахи, где расположены многочисленные пам€тники аланского времени. ¬ этом районе побывал в 1970 г. археолог ¬.Ѕ. ¬иноградов. ѕо его мнению, данный район группы пам€тников один из крупнейших на —еверном  авказе. "–айон вновь открытой группы пам€тников оконтурен с запада и севера долиной реки —унжи, с востока глубоким ущельем јссы, с юга лесистыми хребтами „ерных гор. ≈стественные рубежи обдуманно и крепко усилены сторожевыми пунктами и небольшими городищами. ќни наход€тс€ в пределах зрительной св€зи друг с другом и искусно используют особенности рельефа, возника€ в любой точке, удобной дл€ проникновени€ внутрь этого "укрепрайона". “аких форпостов не менее 10. Ќо они - лишь начало, лишь первый по€с вокруг сердцевины гнезда. ѕод охраной внешних укреплений процветали куда более обширные городища... Ќевольное восхищение вызывает строго продуманна€ планировка и само осуществление общей оборонительной линии. ¬се крупные городища второго по€са защиты св€заны друг с другом глубоким многокилометровым рвом. ‘ункци€ его многообразны. ¬ырытый на просторной равнине, он представл€л собой и тайную, скрытую дорогу дл€ перемещени€ войск, и укромное место дл€ средоточени€ резервов, и стратегически важный оборонительный рубеж, преграждающий врагу проход внутрь системы укреплений к центральному, поражающему своими размерами городищу ’атой-Ѕарц".

¬.‘. ћинорский, как уже говорилось выше, отмечал, что столица алан находилась по соседству с ¬ладикавказом и на чечено-ингушской территории. —истема городищ Ќазрановского района находитс€ по соседству с ¬ладикавказом и на территории »нгушетии, как и предполагал ¬.‘. ћинорский.

¬ данном районе зафиксировано более 20 городищ, многочисленные поселени€, оборонительные рвы, соедин€ющие между собой городища, многочисленные погребальные пам€тники аланского времени. ѕравый высокий берег реки —унжи на всем его прот€жении от яндаре и до селени€ јхки-ёрт в ѕригородном районе представл€л собой естественный оборонительный рубеж, укреплен искусственными рвами и, возможно, в древности был укреплен оборонительными стенами. “акже был укреплен и правый берег р. Ќазранки.

Ќа сегодн€шний день в районе сел. яндаре - √ази-ёрт - Ёкажево - јли-ёрт - —урхахи известны следующие городища, относ€щиес€ к периоду V-X1II вв.: 1. яндырское городище є 1 у въезда в село), 2. яндырское городище є 2 в центре села, 3. яндырское городище є 3 в 3 км к югу от села, 4. яндырское городище є 4 в 2,5 км к востоку от села, 5. яндырское городище є 5 в 1,5 км к востоку от села, 6. √ази-ёртовское городище є 1 "…и1ий боарз" на северной окраине села, 7. √ази-ёртовское городище є 2 в черте села, 8. Ёкажевское городище є 1 "јчамза боарз" на восточной окраине села, 9. Ёкажевское городище є 2 в 50 м от городища "јчамза боарз", 10. Ёкажевское городище є 3 в 2,5 км к северо-востоку от села, 11. јли-ёртовское городище є 1 "ћурад боарз" на восточной окраине села, 12. јли-ёртовское городище є 2 на восточной окраине села, 13. јли-ёртовское городище є 3 " ъора боар-заш" в 2,5 км на северо-востоке от села, 14. —урхахинское городище є 1 "’атой боарз" в 1,5 км к западу от села, 15. —урхахинское городище є 2 в 1,7 км к западу от села в 200 м от городища "’атой боарз" у искусственного пруда в урочище Ёрз-Ёли, 16. —урхахинское городище є 3 в 50 м от городища є 2, 17. —урхахинское городище є 4 "“ерс ваьха чу" в 1,5-2 км к северо-западу от села, на левом берегу р.  енч ,18. —урхахинское городище є 5 в 1 км на восток от села, 19. —урхахинское городище є 6 ’одий хьаьрашке" к юго-западу от села, 20. —урхахинское городище є 7 "јрапха боарзаш" в 1 км к юго-западу от села ,21. —урхахинское городище є 8 "ƒака ам керте" в 1,5 км к юго-востоку от села, 22. —урхахинское городище є 9 " хорий босе" в 2,5 км к юго-западу от села, 23. —урхахинское городище є 10 "Ёхка боарз" в восточной части села, около бывшей фермы, заросло лесом, 24. —урхахинское городище є 11 "Ўин кен дукъ" в 3-4 км к юго-востоку от села.

» это притом, что на этой территории не была проведена сплошна€ археологическа€ разведка. ћногие городища заросли лесом. ќбща€ площадь всего "укрепрайона" более 200 кв. км. Ќа —еверном  авказе неизвестно больше местности с таким большим количеством пам€тников на сравнительно небольшой территории.

 роме названных, на подступах к данной системе городищ зафиксировано еще несколько очень крупных городищ: √амурзиевское городище, занимавшее площадь более дес€тка квадратных километров, на высоком берегу у впадени€ Ќазранки в —унжу - городище имеет слой пепла, доход€щий в некоторых местах до 2,5 метров высоты; Ѕарсукинское городище на левом берегу Ќазранки напротив √амурзиевского городища; три Ќасыркортовских городища на левом берегу —унжи, соединенные оборонительным рвом глубиной до 3-4, а в некоторых местах и до 17 м, и шириной 8-9 м, сохранившемс€ в хорошем состо€нии до наших дней, - городища имеет слой пепла высотой до 1,5 м.

÷ентральным городищем данного "укрепрайона" €вл€етс€ городище "’атой боарз". Ёто крупное городище расположено в 1,5 км к юго-западу от с. —урхахи. ќт него отход€т оборонительные рвы, глубиной в некоторых местах до 20 метров. –€дом, в урочище Ёрз-Ёли (" амышова€ балка") сохранились следы жилых кварталов. ¬ данном урочище в 1989 г. был прорыт ров, который обнажил мощный слой пепла, смешанного с землей, т€нущийс€ на дес€тки метров; высота его достигает 80-90 см, а в некоторых местах до 1 м и более. Ётот слой пепла свидетельствует, что здесь некогда горели большие строени€. ¬ культурном слое обнаружена керамика, относ€ща€с€ ко времени существовани€ ћагаса. "–аскопки вы€вили мощный культурный слой (до 2 метров), - пишет ¬.Ѕ. ¬иноградов, щедро насыщенный фрагментами глин€ных сосудов, кост€ми домашних и диких животных, обломками жерновов, кусками глин€ной обмазки плетеных жилищ. ¬се это свидетельствует о долгой оседлой жизни, которую подтверждают и большие могильники, состо€щие из подземных склепов-катакомб".

ѕрофессор ¬.Ѕ. ¬иноградов так пишет о городище ’атой-боарз: "Ёто исполинское укрепление прот€нулось на несколько сот метров, напомина€ как бы огромную ступенчатую пирамиду. ƒаже если бы врагам удалось на каком-то участке преодолеть всю предшествующую фортификацию, они, обессиленные и обескровленные, должны были бы без особой надежды на успех штурмовать крутые, специально подрезанные склоны возвышенной и густо населенной гр€ды, шаг за шагом сжима€ пружину сопротивлени€ и не будучи в состо€нии помешать свободному маневру на флангах тех защитников, что укрылись в дремучих лесах соседних хребтов и расположились за рвами и стенами многочисленных городищ, охран€вших важный очаг местной истории V-XII веков.

¬ китайской хронике "ёань-ши" об осаде монголами ћагаса (в хронике - ће-цио-сы) рассказываетс€: "√ород, благодар€ своей неприступности, долго не сдавалс€" и "—и-ли-ц€нь-бу с 11 готовыми умереть храбрецами взобралс€ по осадным лестницам; вперед же поставил 11 пленников. ќни громко закричали: "√ород пал". «а ними полезли, как муравьи, один за другим все остальные воины и город вз€ли". ¬озможно, что в данном эпизоде речь идет о штурме центрального укреплени€ ћагаса - городища ’атой-боарз.

¬ рассказе ƒжувейни о вз€тии монголами ћагаса, говоритс€ о том, что окрестности ћагаса покрыты болотами и густым лесом. Ёто обсто€тельство вызывает недоумение у некоторых исследователей: "¬месте с тем нельз€ не отметить, что некоторые обсто€тельства в рассказе ƒжувейни настораживают. »меем в виду природное окружение города ћ.к.с. - окрестности его покрыты болотами и очень густым лесом, сквозь который монголы вынуждены прокладывать просеки. ≈сли северокавказска€ предгорна€ равнина раньше была облесена гораздо больше, чем сейчас, и густые леса могли реально существовать во многих ее местах, то наличие болот с естественно-географической средой ÷ентрального ѕредкавказь€ в€жетс€ плохо. Ётот вопрос дл€ нас остаетс€ не €сным и требующим дополнительных разысканий". ¬ районе предполагаемого нахождени€ ћагаса, о котором идет речь до сих пор сохранились густые леса. » местность эта сильно заболочена. ƒаже название урочища Ёрз-Ёли -  амышова€ балка, где, по нашему мнению, находилась центральна€ часть ћагаса, говорит о ее заболоченности.

¬округ центрального городища "’атой боарз", €вл€вшемс€, по всей видимости, цитаделью ћагаса, расположено несколько оборонительных по€сов, укрепленных довольно крупными городищами. ћежду городищами расположены многочисленные поселени€. «десь невольно вспоминаешь рассказ ћасуди, по которому царство алан "состоит из непрерывного р€да поселений; когда утром запоют где-нибудь петухи, ответ им доноситс€ из других частей царства ввиду чересполосицы и смежности селений".

¬ цитированном уже сочинении »бн –уста далее сказано: "«атем ты проходишь рассто€ние в дес€ть дней пути среди рек и лесов и достигаешь замка "¬орота аланов". ћногие исследователи вид€т в замке "¬орота аланов" »бн –уста ƒарь€л. Ќо »бн –уста пишет, что дорога идет "среди рек и лесов", но никак не среди гор. ј чтобы дойти до ƒарь€ла, дорога об€зательно должна была бы пройти через горы.   тому же, даже от границ —арира до ƒарь€ла не будет 10 дней пути. ƒес€ть дней пути, по 30 км в день, составит 300 км. Ёто рассто€ние от вышеназванного района расположени€ группы пам€тников до Ќижнего јрхыза. ћожно предположить, что город, находившийс€ на месте Ќижне-јрхызского городища, мог именоватьс€ "¬оротами алан". Ќижне-јрхызского городище расположено вблизи западных границ јлании и это самое крупное городище на западе јлании. ќно могло выполн€ть роль западных ворот јлании. ƒорога от группы пам€тников Ќазрановского района »нгушетии до Ќижнего јрхыза действительно идет "среди рек и лесов". „тобы убедитьс€ в этом, достаточно посмотреть на карту —еверного  авказа.

“акже необходимо отметить, что на территории јлании могло быть множество "ворот алан", и, по всей видимости, так это и было. Ќеверно, с нашей точки зрени€, все упоминаемые в источниках "аланские ворота" отождествл€ть с ƒарь€льским проходом. »бн –уста также отмечает, что замок "¬орота аланов", который находитс€ на вершине горы, охран€ют 1000 воинов из ее жителей. ¬ ƒарь€льском ущелье не имелось и не могло иметьс€ поселени€, которое могло бы выставить дл€ охраны 1000 воинов и снабжать их необходимым продовольствием.  репость с такой многочисленной охраной и многочисленными жител€ми, которые могут выставить подобную охрану, должна находитс€ в густо населенной местности.

≈.√. ѕчелина отмечает, что двери таможенных застав в аланских проходах в центральной части √лавного  авказского хребта обивали железом.

Ќеобходимо обратить внимание и на такое замечание »бн –уста: "јланский царь христианин в сердце, но весь народ его царства - €зычники, поклон€ющиес€ идолам".  ак отмечено исследовател€ми, все христианские пам€тники монументального культового зодчества сосредоточены в западных районах јлании. «десь же отмечены и христианские некрополи.

¬ восточных районах јлании христианских пам€тников не открыто. ѕо нашему мнению, именно в восточной јлании, вблизи ƒарь€льского прохода, где население в основной своей массе было €зыческим, поклон€лось солнцу, необходимо искать ћагас, €зыческое название которого может служить косвенным подтверждением этой мысли.

 рупные города всегда возникали и росли на местности, где проходили важные торговые пути. ¬ таких местах селились люди и возникали крупные населенные пункты. —истема городищ района яндаре-√ази-ёрт-Ёкажево-јли-ёрт-—урхахи расположена на стыке гор и равнины, между выходами на плоскость из ƒарь€льского и јссинского ущелий. Ёто место €вл€етс€ политическим, торгово-экономическим и географическим центром исторической јлании, Ёти два ущель€, особенно ƒарь€льское, были в военном, политическом и торговом отношени€х наиболее важными на территории јлании. ƒарь€льское ущелье - наиболее удобный проход в «акавказье и далее в ѕереднюю јзию, по нему проходила основна€ ветвь ¬еликого шелкового пути. ќтветвление пути от основной ветви проходило через ƒжейрахское ущелье и Ўкольный перевал в јссинское ущелье, и далее через ущелье - на равнину. ≈ще одна бокова€ ветвь шелкового пуги, идуща€ от ƒербента на запад, о которой уже говорилось выше, проходила через территорию выше названного района городищ. ¬етви шелкового пути проходили также по долине —унжи с востока на запад, по долине  амбилеевки с юга на северо-запад (от ƒарь€ла к Ёльхотовским воротам) и через јчалукский проход с юга на север. “аким образом, данна€ группа городищ контролировала очень важные участки ¬еликого шелкового пути. »менно ¬еликому шелковому пути, по нашему убеждению, ћагас был об€зан своим зарождением, ростом и процветанием.

√амурзиево зафиксированы находки, относ€щиес€ к эпохе среднего палеолита (эпоха мустье - около 40 тыс. до н.э.). «афиксированы на данной территории многочисленные пам€тники, относ€щиес€ ко времени от эпохи неолита IV тыс. до н.э. до позднего средневековь€. »з-за проход€щих по ее территории торговых путей, эта местность обживалась с глубокой древности и плотность населени€ (суд€ по многочисленности городищ и поселений) свидетельствует, что на этой территории с материальной точки зрени€ люди имели большие выгоды. ¬озможно, что приведенна€ ƒжувейни цифра погибших защитников ћагаса (270 тыс.) слишком преувеличена. Ќо все же эта цифра говорит о том, что число жителей ћагаса было огромным. ѕо свидетельству ƒжувейни жители ћагаса "по многочисленности своей были точно муравьи и саранча". “акое большое количество людей не могло прожить занима€сь только земледелием и животноводством. ¬еро€тно, основной доход они получали от торговли и охраны торговых путей.

“аким образом, по нашему мнению, приведенные выше доводы позвол€ют отождествить с ћагасом комплекс городищ, расположенных в районе селений яндаре - √ази-ёрт -Ёкажево - јли-ёрт - —урхахи Ќазрановского района »нгушетии.

“очную дату основани€ ћагаса с помощью письменных источников, известных на сегодн€шний день исследовател€м, установить невозможно. ¬ своем труде ћасуди упоминает 332 год ’иджры, который соответствует 943 г. н.э., как год "нынешний". “.е., можно предположить, что в этом году был написан труд ћасуди. 943 год, т.о., €вл€етс€ годом, когда впервые упоминаетс€ в историческом источнике город ћагас.

Ќо еще «ахарий –итор, сирийский летописец VI века, писал, что у алан имеютс€ 5 городов. ¬полне веро€тно, что среди этих городов был и крупнейший аланский город - ћагас.

Ѕолее точный ответ на вопрос о времени основани€ ћагаса могли бы дать археологические раскопки.

¬рем€ гибели ћагаса можно установить более достоверно, опира€сь на хроники времен завоевательных походов монголов в первой половине XIII века.

¬ "—борнике летописей" –ашид-ад-дина говоритс€: "ѕотом в кока-иле, т.е. год свиньи, соответствующий 636 г. (636 год ’иджры соответствует времени с 14 августа 1238 г. по 2 августа 1239 г. ,- Ќ. .) √уюк-хан, ћенгу-хан,  адан и Ѕури направились к городу ћинкасу (ћа-гасу, - Ќ. .) и зимой, после осады, продолжавшейс€ 1 мес€ц и 15 дней, вз€ли его. ќни были еще зан€ты тем походом, когда наступил год мыши (соответствует 637 году ’иджры = 3 августа 1239 - 22 июл€ 1240 г., - Ќ. .)". “.о., поход на јланию началс€ осенью 1238 г. и продолжалс€ до позднего лета 1239 г. √лавным событием этого похода было осада и вз€тие монголами столицы алан - ћагаса. », суд€ по тексту хроники, осада и вз€тие ћагаса проходила зимой 1238-1239 гг.

¬ китайской хронике "ёань-ши"("»стори€ монголов"), на русском €зыке изданной в 1914 г. в переводе ј. »ванова, говоритс€, что монголы в "(год свиньи), 1239, зимою в 11 мес€це дошли до города асов ће-цио-сы", и "в 1240 году в 1 мес€це" город был вз€т и разрушен. ” ј. »ванова событи€ сдвинуты на год, т.к., возможно, что он неправильно определил год, соответствующий году свиньи по китайскому календарю. ≈сли заменить 1239 на 1238 г. и 1240 и 1239 г., то выйдет, что осада ћагаса началась в 11 мес€це (но€бре) 1238 г. и закончилась через полтора мес€ца в 1 мес€це (€нваре) 1239 г. “аким образом, за дату гибели ћагаса можно прин€ть €нварь 1239 г.

информаци€ http://www.minkuling.ru/a1_mesto.html
фото с сайта www.minkuling.ru
http://www.visualrian.ru/images/item/186843
ћесто на карте

ћетки:  



Emilish   обратитьс€ по имени —реда, 16 »юл€ 2008 г. 20:22 (ссылка)
ƒругие исследователи отмечают, что арабское слово, которое ¬.‘. ћинорский переводит как персидское "муха"-, в тексте написано неразборчиво. "Ќа самом деле здесь скорее всего иранское большой, великий - так могла называтьс€ аланска€ столица, разрушенна€ в XIII в. монголами".
ќтветить — цитатой ¬ цитатник