-Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Путеводитель_по_Вологоде

 -Интересы

авто вологда автобус вологда автомобили вологда автосалоны вологды администрация вологды банки вологды вакансии вологда вологда вологда 2008 вологда газеты вологда гостиницы вологда клубы вологда комтел вологда купить вологда москва вологда объявления вологда продам вологда работа вологда расписание вологда телефоны

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.02.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 231


Ферапонтов-Белозерский монастырь. Фрески Дионисия

Вторник, 13 Мая 2008 г. 19:32 + в цитатник
Nataiv все записи автора

 (152x287, 9Kb)  (380x287, 29Kb)
Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре - единственный в России памятник с полным циклом росписей, сохранившихся в первозданном виде от полутысячелетнего периода русской средневековой культуры XI - XV вв.
Ферапонтов-Белозерский монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 г. Расположен в 18 км от г. Кириллова, между озерами Паским и Бородаевским. Представляет собой уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV–XX вв., дошедший до наших дней в архитектурном комплексе XV–XVII вв. Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре - единственный в России памятник с полным циклом росписей, сохранившихся в первозданном виде от полутысячелетнего периода русской средневековой культуры XI - XV вв. Уже по этой причине они имеют уникальное значение, которое несравненно возрастает из-за авторства гениального мастера. Дионисий - один из выдающихся художников, олицетворяющих собой Золотой век иконописи XIV - XV вв. на Руси. Его имя стоит в ряду великих иконописцев - Феофана Грека и преподобного Андрея Рублёва. Фрески Ферапонтова монастыря занесены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.  (403x699, 92Kb) Всероссийский проект "Свет фресок Дионисия - миру" включает в себя создание достойного изобразительного материала нового поколения, передающего на языке искусства фотографии свето-воздушное пространство собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, его архитектуру с фресками гениального художника. В проект также входят создание и выпуск художественного альбома "Сквозь пелену пяти веков: сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого" и других изданий этой тематики, создание и экспонирование выставки "Фрески Руси. Дионисий. Золотой век иконописи XIV-XV вв.", просветительская программа.



Проект имеет несколько задач. Расширить границы восприятия и, создав качественно новый материал, сделать уникальный цикл росписей выдающегося мастера достоянием широкой отечественной, а в перспективе - и зарубежной аудитории. Привлечь внимание специалистов-искусствоведов, фотографов, издателей и музейных работников России и других стран к принципиально новым подходам в осмыслении и раскрытии подобных памятников культуры.



В рамках проекта завершается работа над передвижной экспозицией "Фрески Руси. Дионисий. Золотой век иконописи XIV-XV вв." Выставка построена в сюжетно-образном развитии. Зритель словно совершает паломничество к Святым местам России, погружается в атмосферу собора Рождества Богородицы, пронизанного светом цветного трехмерного пространства. Он видит свет, воздух, изображения на общих и крупных планах и даже ощущает микроструктуру (фактуру) фресок, мазок мастера. В обычной обстановке, без специального оборудования, за время, отведенное для обозрения (10-15 минут), детально рассмотреть сотни композиций художника, расположенных в сложном пространстве средневекового храма и на большой высоте, практически невозможно. Отныне мы получаем недостижимую в самом музее возможность увидеть фрески так, как их видел сам Дионисий. Произошло усиление духовного воздействия фресок и колоссальное расширение аудитории. Экспозиция трансформируется и может включать в себя от 50 до 300 фоторабот и экспонатов. Справка о Музей фресок Дионисия.

В главном храме бывшего Ферапонтова мужского монастыря, соборе Рождества Богородицы, находятся росписи, созданные в 1502 году знаменитым московским художником Дионисием и сохранившиеся без поновлений до нашего времени. Чудом сохранившаяся, стенопись Дионисия была неизвестна до 1898 года. Надпись о времени создания росписи и ее мастерах была впервые приведена в книге И.И. Бриллиантова «Ферапонтов Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона. К 500-летию со времени его основания. 1398–1898». Расположенная на поверхности арки северного входа собора, она сообщает о времени создания (1502 г.) и сроках исполнения (34 дня) росписи иконником Дионисием «со своими чады». В 1911 году вышла монография В.Т. Георгиевского «Фрески Ферапонтова монастыря» – первая работа, посвященная росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы, за которой последовало множество других исследований, посвященных истории создания росписи, ее иконографической программе, особенностям техники и стиля Дионисия и работавших с ним мастеров. Иконописец Дионисий, известный своими иконами и стенописями в Москве и в монастырях Московского княжества, был приглашен со своей артелью для росписи первого каменного собора Ферапонтова монастыря бывшим архиепископом Ростовским Иоасафом. Этот собор, возведенный ростовскими мастерами к 1490 году, представляет первоклассный образец ростовской архитектуры, сохранивший черты раннемосковских каменных построек. Крестово-купольный трехапсидный храм поставлен на высоком подклете. Его стройные пропорции подчеркнуты вертикалями лопаток и тремя ярусами закомар и кокошников, завершенных изящным барабаном (малый барабан над южным приделом с конца XVIII в. скрыт под кровлей). Вверху стены собора украшают пояса из узорной кирпичной кладки с балясинами и керамическими плитками с растительным орнаментом, внизу – пояс с тератологическим и растительным орнаментом, восходящий к формам белокаменной резьбы владимиро-суздальских храмов. Три перспективных портала с килевидными завершениями вытесаны из белого известняка. Внутри собор разделен на три нефа четырьмя квадратными столбами, на которые опираются повышенные подпружные арки под барабаном. Росписи, насчитывающие почти 300 сюжетов и отдельных персонажей, занимают почти все поверхности стен, сводов, столбов (кроме восточных – за иконостасом и алтарной перегородкой), оконных и дверных откосов, а снаружи – центральную часть западной стены над дверным проемом и нижнюю часть южной стены над захоронением преподобного Мартиниана. Росписи выполнялись сверху вниз по рядам, о чем свидетельствуют нахлесты швов наложенного на стены левкаса. Композиции каждого яруса чаще всего объединены общей темой. В куполе собора представлен Христос Вседержитель, под ним – архангелы и праотцы, в парусах – евангелисты, на подпружных арках – святые в медальонах, в щеках подпружных арок – Учение отцов церкви, в сводах – евангельские сцены, на западной стене – Страшный суд, на уровне окон четверика – композиции на текст Акафиста Богоматери, ниже – Вселенские соборы, на столпах – воины-мученики, в алтарных апсидах – Иоанн Предтеча, Богоматерь с Младенцем, Николай Чудотворец и сопутствующие сюжеты. Внизу, по периметру стен и столпов, располагаются «полотенца» с орнаментами. Наружные росписи на западной стене, отображая распределение сюжетов внутри собора, через образы Рождества Богородицы и Деисуса раскрывают темы спасения человеческого рода и грядущего Царствия Небесного. Композиция над захоронением преподобного Мартиниана посвящена прославлению Богородицы, покровительницы основателей монастыря – Ферапонта и Мартиниана. Система ферапонтовской росписи, сохраняющая связь с памятниками византийского круга XIV – начала XV века (а отчасти и более раннего времени), вместе с тем является первым примером своеобразного сочетания сюжетов и тем, известного по целому ряду более поздних русских ансамблей – в частности, по фрескам Успенского собора Московского Кремля, исполненным в 1513–1515 годах и поновленным в середине XVII столетия. Тематика стенописей Рождественского собора не была непосредственно приурочена к русской действительности, но в силу емкости программы приобретала актуальный характер, чему способствовали изображения русских святых, в том числе московских митрополитов, и другие сюжеты, характерные именно для искусства Руси («Покров Богоматери» и т.п.). Размеры и пропорции композиций Дионисия подчинены архитектурным членениям, органично соединены с интерьером храма и поверхностями стен. Изящество и легкость рисунка, удлиненные силуэты, подчеркивающие невесомость как бы «парящих» фигур, а также изысканные, излучающие неземной свет краски и неповторимое тональное богатство цветов и оттенков определяют уникальность ферапонтовской росписи. После разрушения немецкими фашистами в годы второй мировой войны прославленных новгородских храмов XII–XV веков (Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле, Спаса на Ковалеве, Архангела Михаила на Сковородке) росписи Дионисия остались одним из немногих уцелевших фресковых ансамблей Древней Руси. Площадь стенописи собора около 600 кв. м. Среди древнерусских памятников эти фрески выделяет и полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи. Стенопись Рождественского собора, как показали научно-исследовательские работы, имеет прочный грунт и отличается хорошим состоянием красочных слоев. С 1981 года в соборе Рождества Богородицы под контролем Научно-методического совета Министерства культуры СССР, а затем Российской Федерации, ведутся научно-исследовательские и консервационные работы по особым методам, впервые разработанным специально для росписей Дионисия, осуществляется надзор за температурно-влажностным режимом, состоянием левкаса и красочных слоев. Профилактическая консервация фресок и отлаженный температурно-влажностный режим заложили научную основу сохранения росписи Дионисия как национального сокровища, памятника российской и европейской культуры. Цикл фресок Дионисия дополняют отдельные стенды, посвященные творчеству его великих предшественников - Феофана Грека и преподобного Андрея Рублёва. Таким образом, фрески Дионисия представлены в контексте Золотого века иконописи XIV - XV вв. на Руси. Альбом "Сквозь пелену пяти веков", вышедший в свет в год 500-летия стенописи (2002 г.) также является часть проекта "Свет фресок Дионисия - миру". Он стал откровением для ценителей древнерусского искусства. В нём наряду с пейзажами, портретами, жанровыми сюжетами, раскрывающими образ Северной Фиваиды, представлен полный цикл фресок (около 300 композиций). Больше того, удалось создать целостное сюжетно-образное повествование, которое конгениально передаёт светоносность фресок великого мастера, их духовную мощь. Книга стала частью национальной экспозиции на Международной книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне в 2003 году и была удостоена Всероссийской премии в номинации "Событие года".

Источник текста и фото

Место на карте

Рубрики:  История
Искусство
Древняя Вологда
Религия
Храмы
Метки:  

Nataiv   обратиться по имени Вторник, 13 Мая 2008 г. 19:33 (ссылка)
доехать можно на автобус от Вологды (примерно 2.5 часа) поселиться можно в частном секторе. Мгу порекомендовать дом Софроновых. Я там останавливалась 2 раза, мне очень понравилось. Найти просто: спросите у прохожих где дом Галины Софроновой, они обязательно подскажут! Желаю всем удачи и приятного времяприпровождения. Я уверена Вам понравится!
Ответить С цитатой В цитатник