-ћетки

art florida painting акварель америка американска€ живопись англи€ анна аллендорф архитектура аудио афоризмы бибихин биографи€ велика€ отечественна€ война видео воспоминани€ воспоминани€ xx века германи€ город городской пейзаж графика греци€ дневники xx века дневники начала xx века дюссельдорф женский образ жива€ пам€ть народа живопись животные иван уварович москвин иллюстрации импрессионизм ирланди€ искусство испани€ истори€ кино кира аллендорф книжные иллюстрации литература мальта марина аллендорф морской пейзаж музей музыка натюрморт натюрморты наука пам€тные даты париж пейзаж пейзажи портрет портреты поэзи€ путешестви€ ретро росси€ русска€ живопись семь€ аллендорф скульптура современна€ живопись стихи сша сюрреализм украина флорида фото фото из личного архива фотограф фотографии фотоискусство франци€ французска€ живопись французский художник художник художники цветы цитаты черчилль

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Live_Memory

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 21.01.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 234991


31 окт€бр€ 1632 года в ƒелфте родилс€ ян ¬ермеер ƒельфтский

ѕ€тница, 31 ќкт€бр€ 2014 г. 23:16 + в цитатник
Marginalisimus все записи автора

https://img-fotki.yandex.ru/get/6837/104793308.6a6/0_c56dd_b3957aa5_orig

ѕредположительно портрет художника яна ¬ермеера

 

31 окт€бр€ 1632 года в ƒелфте родилс€ ян ¬ерме́ер (¬ерме́ер ƒе́льфтский, нидерл. Jan Vermeer van Delft — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Ќар€ду с –ембрандтом и ‘рансом ’алсом €вл€етс€ одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.  

¬ыдающийс€ голландский живописец, (насто€щее им€ - »оаннес ¬ермеер ван ƒелфт) непревзойденный мастер камерного бытового жанра и пейзажей, впервые прuменивший метод живой вибрации света и воздуха.
—таршина гильдии живописцев —в. Ћуки (1662-1671 гг.)

 

«¬ид ƒельфта» (1660/1661)



Ќебольшой голландский городок ƒелфт. ’VII век.
“ихие улочки, вымощенные кирпичом, заботливо вымытые тротуары, ухоженнные дома, цеховые здани€, соборы, узкие каналы вровень с мостовой и цветущие в них кувшинки.
Ќо это не сп€щий, заколдованный город. «десь производитс€ знаменитый делфтский фа€нс и прекрасные ковры, процветают ремесла и купечество. ј дл€ души горожане развод€т певчих птиц, цветы, особенно заокеанские тюльпаны, и коллекционируют картины, благо цех —в. Ћуки их создает множество.
–азмеренна€ бюргерска€ жизнь течет упор€дочен но и спокойно. Ќикаких загадок ... ’от€ есть одна - «ƒелфтский сфинкс» ян ¬ермер ƒелфтский, художник, своим творчеством проославивший родной город.'

 

«ƒевушка с жемчужной серЄжкой» (1665)

 

ƒевушка с жемчужной серЄжкой / Girl with a Pearl Earring (2003)



 

 

 

—тать€-расследование “ать€ны “каченко 

«ƒевушка с жемчужной сережкой или ћона Ћиза с севера»

 

—татью € написала, не о художнике, чь€ жизнь - это сплошна€ тайна, а о самом, пожалуй, загадочном портрете той эпохи. я бы назвала эту девушку без имени, самой известной голландкой, которую мы знаем (хот€ даже не можем предположить ее им€) по картине известного художника яна ¬ермеера « ƒевушка с жемчужной сережкой » или «ƒевушка в тюрбане», или просто «ƒевушка».

 

Ђƒевушка с жемчужной сережкойї, фото с сайта micurma.blogspot.com

«ƒевушка с жемчужной сережкой», фото с сайта micurma.blogspot.com

“акие портреты как, ћона Ћиза у Ћеонардо да ¬инчи или —аски€ у –ембрандта, живущие своей особой жизнью, имеющие свою историю, завораживают своей таинственностью, своими предположени€ми и догадками. ƒа, именно, тайна привлекла мен€ к этому портрету, а еще одноименный фильм ѕитера ”эббера, поставленный им по роману “рейси Ўевалье.  онечно, изумительна игра актеров, €ркость образов, историческа€ достоверность улиц и интерьеров - возможно, это все придало попул€рности фильму и наложило свой отпечаток на личность девушки.  то она и кем была художнику? Ћюбовница, служанка, жена? –ассмотрим все версии, ведь это вам интересно?

 
 

»так, верси€ перва€ – любовница.

Ќекоторые историки изучавшие жизнь художника склон€ютс€ к тому, что любовницы у ¬ермеера, скорее всего не было. ¬ отличие от фильма, где образ жены не очень привлекателен, биографы делают заключение, что ян ¬ермеер любил свою жену, имел 15 детей и их брак считалс€ счастливым. ƒаже в 17 веке,  дл€ √олландии такое количество детей было большим, оказываетс€, голландцы уже в то врем€ знали о мерах предохранени€ – контрацепции.

¬ерси€ втора€ – дочь художника

ћарии, на тот момент, когда создавалась работа, было лет 11-12. ¬озможно, что это была и дочь мецената –юйвена, покровительствовавшего ¬ермееру, а по возрасту, она была ровесницей ћарии. Ёто предположение реально, но документально нигде не зафиксировано и остаетс€ только догадкой.

¬ерси€ треть€ – жена.

ƒействительно, жена, котора€ на самом деле была красавицей и «умницей», служила моделью дл€ работ художника, причем неоднократно, и, в принципе, могла быть изображена на портрете. Ќо возраст ее к тому времени, когда писалс€ портрет, был уже не столь юный, так что при всей привлекательности и реальности, эта гипотеза тоже отпадает.

¬ерси€ четверта€ – служанка.

Ёта верси€ шатка€ и многие биографы яна ¬ермеера считают ее несосто€тельной. ¬ то врем€, сословное деление было очень жестким и у служанки, скорее всего не было шанса так близко «подойти» к хоз€ину, который жил в многочисленной семье и имел жену. “акой вариант был возможен, пример тому –ембрандт, но при определенных услови€х, например, если бы художник был одинок и жил замкнуто. ¬ фильме, конечно, показан очень привлекательный образ служанки, возможно после выхода фильма будет существовать «в народе» всего одна верси€, но, увы, она исторически неоправданна. Ёто всего лишь «вольна€ трактовка» автора книги, по которой был сн€т фильм.

  сожалению, на самом деле нам так и не суждено узнать всей правды, в отличие от ƒжоконды и подобных ей женщин, изображенных на холстах великих и не столь великих художников. ’от€, как и в случае с ƒжокондой всей правды неизвестно никому. ≈ще немного о самой картине. Ќаверное, многие из нас, посмотрев на чарующий портрет были хот€ бы слегка удивлены тем головным убором, в котором запечатлено юное создание. Ёто тюрбан.

"ƒевушка в тюрбане" яна ¬ермеера

"ƒевушка в тюрбане" яна ¬ермеера

ќказываетс€ в 17 веке, в √олландии, был попул€рен жанр «необычный портрет», название, конечно, условно, но суть пон€тна. Ќеобычность могла про€вл€тьс€ либо в выражении лица, либо в одежде позирующего персонажа. √овор€ о портрете «ƒевушка в тюрбане», именно это название указывает нам на предмет столь необычный в те времена, хот€ на самом деле тюрбан – не редкость. » виной тому ни кто иной, как —ултан —улейман, так активно покор€вший ≈вропу. “юрбан считалс€ экзотическим головным убором, но именно это и привлекало художников, да и просто модников и модниц. ¬озможно и ¬ермеер, склонный к такому роду декоративным элементам, изобразил его на своем портрете в угоду моде на экзотику. ƒаже, если перешагнуть через тот факт, что тюрбаны были известны и попул€рны, то у ¬ермеера и форма, и цвет во многом отличаютс€ от классического тюрбана.

Ќо и это еще не все! ¬едь не только тюрбан вызывает удивление, но и форма жемчуга, предположительно искусственного. ”вы, эксперты утверждают, что в природе жемчуга такой формы быть не может. „его не коснись в этом портрете, все €вл€етс€ загадкой дл€ потомков, как и сама личность девушки, так и головной убор, и одежда столь не характерна€ дл€ того времени, и даже жемчужина в ухе. ƒействительно таинственный портрет « ƒевушка с жемчужной сережкой », пожалуй, € бы назвала его портрет-загадка.

 

"ƒевушка с жемчужиной" яна ¬ермеера

"ƒевушка с жемчужиной" яна ¬ермеера

–асследование провела “каченко “ать€на.

 

««олотой век» √олландии приходитс€ на XVII век и, одним из €рких представителей этого времени, €вл€етс€ художник ян ¬ермеер, пожалуй, одна из самых загадочных фигур того столети€. ”дивительна жизнь этого известного художника… ѕочему € поставила многоточие? ƒа потому, что именно отсюда и начнем мы с вами удивл€тьс€.
ѕризнанный при жизни и почитаемый окружением художник, в течение, почти целого столети€, был забыт… «абыт полностью, до тех пор, пока французский критик “оре-Ѕюрже не извлек из забвени€ им€ известного теперь мастера живописи. ѕопул€рность яна ¬ермеера росла и достигла необычайных высот к концу дев€тнадцатого века, став€ его на одну ступень с ѕитером де ’оохом, –ембрандтом и ‘рансом ’альсом.

 

«—водница» (1656). —читаетс€, что персонаж, сто€щий слева — автопортрет.

 

 азалось бы, настало врем€ узнать о мастере бытового жанра все или почти все, но и тут, увы, нам остаетс€ только удивл€тьс€, потому что о художнике дошло совсем немного сведений. ѕорывшись на обширных просторах интернета, € кое-что раскопала, чем и поделюсь с вами. Ќи о чувствах, ни о взаимоотношени€х с родными и близкими узнать так € и не смогла.
” художника даже нет даты рождени€, восстановить его биографию удалось лишь по сохранившимс€ документам о рождении и крещении детей, накладных и закладных на дом и трактир «ћехелен», поручительства нотариусов, долговые расписки, завещани€ и другие документы. —ухие бесчувственные листы бумаг, они помогли восстановить лишь хронологию жизни художника.

 

 артина "ћолочница"

 

Ќет воспоминаний о том, действительно ли художник любил свою жену (нет любовных писем или записочек), каково было его отношение к родител€м и почему, ни одного ребенка он не назвал в их честь, хот€ мать, после своей смерти, все наследство завещала ему.  аковы были отношени€ в семье, и кто был художнику особенно дорог. ¬се кануло в лету и теперь можно только догадыватьс€ или давать волю фантазии, как и поступил режиссер фильма «ƒевушка с жемчужной сережкой». Ќиже € предоставлю вам те сведени€, которые смогла найти.

ѕервые двадцать лет

»так, крестили яна ¬ермеера 31 окт€бр€ 1632 года, в городе ƒелфте (его так нередко и называли ¬ермеер ƒелфтский), предположительно, он прожил в нем всю свою жизнь, посетив только один раз √аагу. ≈го отец, янсон –ейнеер, родилс€ в семье портного, но переехав с женой ƒигне Ѕалтес в город ƒелфт, зарегистрировалс€ в гильдии —в€того Ћуки, как торговец произведени€ми искусств.

 

 артина "¬ид ƒелфта"

 артина "¬ид ƒелфта"

¬идимо, образ жизни и окружение родителей оказало вли€ние на юное дарование. “ак же известно, что ян был в семье вторым ребенком, но единственным сыном, старшей сестре, на момент его рождени€, было 12 лет.  огда сыну исполнилось 7 лет, –ейнер ван ¬ос (отец сменил им€ и фамилию) покупает гостиницу «ћехелен», на долгие годы это будет одним из источников доходов семьи, а в будущем и самого художника. ¬ 15 лет ян ¬ермеер начинает свое художественное обучение в √ильдии —в€того Ћуки.

 

 артина "ћаленька€ улочка"

ѕредположительно, ян ¬ермеер жил в достаточно обеспеченной семье: мать управл€ла трактиром (по другим источникам - гостиницой) «ћехелен», что дало ему возможность получить образование и жить безбедно. ’от€ есть еще один интересный факт, когда ¬ермееру было 17 лет, его будуща€ теща, ћари€ “инс, разводитс€ с мужем и получает кругленькую сумму, котора€ в дальнейшем позволит художнику долгие годы жить на эти деньги. Ёти два факта говор€т нам о том, что художник от голода не страдал и мог позволить себе рисовать одну или две картины в год, что следует из дальнейших строк моей статьи. ¬сего художником было написано около 40 картин.

 

"∆енщина, держаща€ весы"

 

 огда яну ¬ермееру исполнилось 18 лет в ƒелфт приезжает  арел ‘абрициус - талантливый художник и ученик –ембранта, который оказал свое вли€ние на пока еще не состо€вшегос€ художника. Ќельз€ умолчать и о том, какое сильное впечатление произвели работы ѕитера де ’ооха на дальнейшее творчество яна ¬ермеера. ¬ своих будущих работах молодой художник перен€л стиль ѕитера де ’оха и развил его. ¬ этом вопросе оп€ть загадка, потому что мнени€ многих экспертов расход€тс€, никто толком не знает, кто наиболее сильно повли€л на художественный талант ¬ермеера, и кто действительно был его учителем, нет ни документов, ни свидетельств очевидцев.

 

"Ѕокал вина"

 

¬ двадцать лет ян ¬ермеер потер€л отца, а в 21 год собираетс€ женитьс€ на  атарине Ѕолнес. ћать избранницы возражает против этого брака. ѕочему, так и останетс€ тайной, есть только предположени€. »сследователи разделились на два лагер€, одни утверждают, что происхождение и финансовое положение семьи ¬ермеера не соответствовало богатой и почитаемой в городе семьи Ѕолнес, либо сюда вмешалось разница в вероисповедании.
 ак бы там ни было, ¬ермееру пришлось, сменить свое лютеранское вероисповедание на католическое и, только после, этого будуща€ теща соглашаетс€ на союз молодых. ƒолгие годы супружеской жизни художника, эта женщина будет ангелом хранителем семьи, помога€ им финансово, а после смерти своей дочери возьмет заботу о младших внуках на себ€.

 

"∆енщина с жемчужным ожерельем"

 

ќ любви молодого художника свидетельствуют картины, где он нередко изображает свою жену, котора€ была источником его вдохновени€. ¬ермеера нередко называют художником любви, именно она €вл€етс€ лейтмотивом многих работ яна ¬ермеера. ћастер отдает предпочтение сценам из повседневной жизни, где цар€т уют и покой, подчеркнутые м€гким колоритом, игрой света и тени.
’удожник мастерски мог оживл€ть неодушевленные предметы, превраща€ их в источник мыслей и чувств. јналогов живописи ¬ермеера среди известных художников нет. —воеобразность его про€вилась и в том, что он никогда не датировал свои творени€, не гналс€ за славой, а в годы жизни был известен только в узком кругу своих почитателей.

 

20 апрел€ 1653 года, ян ¬ермеер ƒелфтский женитс€, художнику исполнилс€ всего 21 год. ≈го избранницей стала  атарина Ѕолнес, девушка из зажиточной семьи, отец последней был владельцем кирпичной фабрики в √ауде. ∆изнь  атарины в своей семье была трудной и девушка была по-насто€щему несчастной. ќтец ее имел буйный нрав и нередко обижал жену и детей. ¬ конце концов, мать  атарины развелась с мужем.

 

"∆енщина в красной шл€пе"

 

√оды замужества, считают эксперты, были дл€  атарины самыми счастливыми, хот€ и была она посто€нно беременной и корм€щей матерью.  огда художнику исполн€етс€ 22 года, в семье родилс€ первый ребенок - дочь ћари€ (1654 год), котора€ предположительно, изображена на портрете «ƒевушка с жемчужной сережкой». ¬ награду награду от тещи, ян ¬ермеер получает 300 гульденов, плюс 200 - дл€ ћарии, которую назвали в честь матери жены.
¬ этот период он создает полотно «ƒиана со спутницами» и тер€ет друга - художник  арел ‘абрициус погибает от взрыва на пороховом складе, который разрушил почти пол города ƒелфт и унес немало жизней

 

 артина "ƒиана со спутницами"

¬ 23 года он пишет еще три картины, две из которых утрачены. ¬ 24 года, написанна€ художником картина «—водница» позвол€ет ему оплатить свое членство в √ильдии —в€того Ћуки. ¬ 25 лет (1656 год) им начата картина «—п€ща€ служанка» и закончена в 1657 году. ¬ 1658 году у художника родилась дочь Ёлизабет и названа она была в честь сестры тещи.

 

"—п€ща€ служанка"

 

„то интересно, ни одного своего ребенка ян ¬ермеер не назовет именами своих родителей. ¬ свои 26 лет художник создает еще две картины «ƒевушка, читающа€ письмо у окна», законченна€ лишь в 1659 году, и полотно «ћаленька€ улочка». Ёкспериментиру€ с камерой обскура, прообразотом фотоаппарата, художник, пишет еще две картины «ћолочница» и «ќфицер и смеюща€с€ девушка».

 

"ќфицер и смеюща€с€ девушка"

 

≈ще один ребенок рождаетс€ в семье художника 1660 году, но он вскоре умирает и им€ его до нас не дошло. ¬ том же году, яном ¬ермеером созданы две работы - «ƒевушка с бокалом вина» и «Ѕокал вина». ’удожник живет со своей семьей в двухэтажном доме ћарии “инс, на втором этаже которого расположена его мастерска€.
—вой первый пейзаж «¬ид ƒелфта»,  ¬ермеер напишет в 1661 году, ему 29 лет, а в 30 по€вились на свет еще две картины «ћолода€ женщина с кувшином воды» и «”роки музыки». ‘инансовое благополучие мастера достигает своего рассвета, помимо этого он становитс€ самым молодым главой √ильдии —в€того Ћуки.

 

ћолода€ женщина с кувшином воды

 

1663 год, ¬ермеер создает серию полотен, посв€щенных женщинам, которые поглощены своими делами, это «ƒама с жемчужным ожерельем» и «ƒама в голубом, читающа€ письмо». Ётот год дарит художнику сына янниса. ≈ще одна любопытна€ деталь, касающа€с€ художника, в его доме не было собственных картин, это известно по высказыванию французского дипломата, который посетил дом яна ¬ермеера.
≈динственную картину он нашел в доме булочника. Ёто говорит о востребованности художника при жизни, картины которого хорошо продавались и нередко писались на заказ. “ак, в 1682 году, в коллекции хоз€ина печатной мастерской якоба ƒиссиуса находилось 19 картин художника

 

«ƒама в голубом, читающа€ письмо»

»звестна€ нам картина «ƒевушка с жемчужной сережкой» написана в 1666 году и, если сверить факты, то получаетс€, что его дочери ћарии всего 12 лет и видимо, это лично мое мнение, на картине изображена не она.  ак бы, не была молода девушка, изображенна€ на картине, она €вно старше ћарии. ¬ этом же году были написана еще одна картина, « онцерт».  ак художник ян ¬ермеер достигает своей вершины. Ќа следующий год семь€ художника хоронит еще одного ребенка и написана еще одна картина, а в 1668 году известна€ картина «јстроном».

 

https://img-fotki.yandex.ru/get/6801/104793308.6a7/0_c56f0_29ed4d5a_orig

јстроном

 

¬ 1669 году погибает еще один ребенок художника, и он вновь пишет две картины: «√еограф» и « ружевница». ¬ этом же году умирает –ембрандт, в возрасте 63 лет. 13 феврал€ 1670 года уходит из жизни мать ¬ермеера, а немного позже и его сестра. ¬ наследство художник получает гостиницу «ћехелен», где он прожил несколько лет после женитьбы, а его самого второй раз выбирают руководителем √ильдии —в€того Ћуки.
¬ тот же год по€вл€етс€ на свет картина «Ћюбовное письмо». ћастер заметно мен€ет свой стиль, его картины станов€тс€ элегантнее и утонченнее. „ерез год художник получает наследство от сестры и пишет картину «ƒама, пишуща€ письмо, со своей служанкой».

 

"ƒама, пишуща€ письмо, со своей служанкой"

 
¬ последующие годы им написаны еще три картины, а в конце 1675 года, в возрасте 43 лет, художник скоропостижно скончалс€. ѕоговаривают, что в следствие франко-голландской войны, финансовые дела ¬ермеера шли из рук вон плохо, он был в долгах. ¬дове с 11 детьми помогала ее мать, котора€ дожила до 87 лет и содержала всю большую семью художника.  ак известно старша€ дочь ћари€ вышла замуж, сын янис стал юристом, а ‘ранциск - хирургом. ќстальные дочери так и не вышли замуж и прожили свою жизнь в бедности.  атарина, жена художника пережила его на 12 лет.

 

" ружевница"

 

ѕеред вами прошли 43 года, которые были отведены художнику судьбой. ян ¬ермеер ƒелфтский, знаменитый голландец «золотого века», чьи работы став€т на один уровень с мировыми шедеврами, не заслужил от современников даже поминального камн€ на могиле...

P.S. ¬се фотографии, дл€ оформлени€ статьи, вз€ты из интернета

 

–убрики:  искусство
живопись
биографии
ћетки:  

ѕроцитировано 12 раз
ѕонравилось: 13 пользовател€м



Ћарионов_≈вгений   обратитьс€ по имени —уббота, 01 Ќо€бр€ 2014 г. 08:15 (ссылка)
ќбожаю его —ѕј—»Ѕќ
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Monequita   обратитьс€ по имени —уббота, 01 Ќо€бр€ 2014 г. 13:10 (ссылка)
ƒействие большинства картин происходит справа от окна :) ¬ подборке это бросаетс€ в глаза. Ќо многих картин € не видела, а они очень интересные.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ћуромлена   обратитьс€ по имени —уббота, 01 Ќо€бр€ 2014 г. 15:55 (ссылка)
Marginalisimus, спасибо за пост о ¬ермеере, с удовольствием его процитирую.
ƒва года назад, к его юбилею также делала пост о нем http://www.liveinternet.ru/users/4000579/post245886258/
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јндрон€_Ќеизвестна€   обратитьс€ по имени —уббота, 01 Ќо€бр€ 2014 г. 16:23 (ссылка)
— ЅЋј√ќƒј–Ќќ—“№ё
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—негович   обратитьс€ по имени —уббота, 01 Ќо€бр€ 2014 г. 18:48 (ссылка)
»сходное сообщение Live_Memory

”важаемый ћаргиналиссимус! (≈сли € не ошиблась!) —пасибо за ¬ермеера!
Ќо позвольте внести €сность по поводу первого изображени€,которое ¬ы, веро€тно, числите портретом яна ¬ермеера ƒелфтского. Ёто автопортрет прекрасного делфтского художника  арела ‘абрициуса, ученика –ембрандта. ѕортрет 1654-го года находитс€ в –оттердаме, в музее Ѕойманса ван Ѕейнингена.
”дачи!




31 окт€бр€ 1632 года в ƒелфте родилс€ ян ¬ерме́ер (¬ерме́ер ƒе́льфтский, нидерл. Jan Vermeer van Delft Ч нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Ќар€ду с –ембрандтом и ‘рансом ’алсом €вл€етс€ одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.††

¬ыдающийс€ голландский живописец, (насто€щее им€ - »оаннес ¬ермеер ван ƒелфт) непревзойденный мастер камерного бытового жанра и пейзажей, впервые прuменивший метод живой вибрации света и воздуха.
—таршина гильдии живописцев —в. Ћуки (1662-1671 гг.)





Ђ¬ид ƒельфтаї (1660/1661)



Ќебольшой голландский городок ƒелфт. ’VII век.
“ихие улочки, вымощенные кирпичом, заботливо вымытые тротуары, ухоженнные дома, цеховые здани€, соборы, узкие каналы вровень с мостовой и цветущие в них кувшинки.
Ќо это не сп€щий, заколдованный город. «десь производитс€ знаменитый делфтский фа€нс и прекрасные ковры, процветают ремесла и купечество. ј дл€ души горожане развод€т певчих птиц, цветы, особенно заокеанские тюльпаны, и коллекционируют картины, благо цех —в. Ћуки их создает множество.
–азмеренна€ бюргерска€ жизнь течет упор€дочен но и спокойно. Ќикаких загадок ... ’от€ есть одна - Ђƒелфтский сфинксї ян ¬ермер ƒелфтский, художник, своим творчеством проославивший родной город.'







Ђƒевушка с жемчужной серЄжкойї (1665)



ƒевушка с жемчужной серЄжкой / Girl with a Pearl Earring (2003)









—тать€-расследовани冓ать€ны “каченко†

Ђƒевушка с жемчужной сережкой или ћона Ћиза с севераї



—татью € написала, не о художнике, чь€ жизнь - это сплошна€ тайна, а о самом, пожалуй, загадочном портрете той эпохи. я бы назвала эту девушку без имени, самой известной голландкой, которую мы знаем (хот€ даже не можем предположить ее им€) по картине известного художника яна ¬ермеера Ђ ƒевушка с жемчужной сережкой ї или Ђƒевушка в тюрбанеї, или просто Ђƒевушкаї.






Ђƒевушка с жемчужной сережкойї, фото с сайта micurma.blogspot.com


“акие портреты как, ћона Ћиза у Ћеонардо да ¬инчи или —аски€ у –ембрандта, живущие своей особой жизнью, имеющие свою историю, завораживают своей таинственностью, своими предположени€ми и догадками.†ƒа, именно, тайна привлекла мен€ к этому портрету, а еще одноименный фильм ѕитера ”эббера, поставленный им по роману “рейси Ўевалье.  онечно, изумительна игра актеров, €ркость образов, историческа€ достоверность улиц и интерьеров - возможно, это все придало попул€рности фильму и наложило свой отпечаток на личность девушки.  то она и кем была художнику? Ћюбовница, служанка, жена? –ассмотрим все версии, ведь это вам интересно?





»так, верси€ перва€ Ц любовница.

Ќекоторые историки изучавшие жизнь художника склон€ютс€ к тому, что любовницы у ¬ермеера, скорее всего не было. ¬ отличие от фильма, где образ жены не очень привлекателен, биографы делают заключение, что ян ¬ермеер любил свою жену, имел 15 детей и их брак считалс€ счастливым. ƒаже†в 17 веке, †дл€ √олландии такое количество детей было большим, оказываетс€, голландцы уже в то врем€ знали о мерах предохранени€ Ц контрацепции.

¬ерси€ втора€ Ц дочь художника

ћарии, на тот момент, когда создавалась работа, было лет 11-12. ¬озможно, что это была и дочь мецената –юйвена, покровительствовавшего ¬ермееру, а по возрасту, она была ровесницей ћарии. Ёто предположение реально, но документально нигде не зафиксировано и остаетс€ только догадкой.

¬ерси€ треть€ Ц жена.

ƒействительно, жена, котора€ на самом деле была красавицей и Ђумницейї, служила моделью дл€ работ художника, причем неоднократно, и, в принципе, могла быть изображена на портрете. Ќо возраст ее к тому времени, когда писалс€ портрет, был уже не столь юный, так что при всей привлекательности и реальности, эта гипотеза тоже отпадает.

¬ерси€ четверта€ Ц служанка.

Ёта верси€ шатка€ и многие биографы яна ¬ермеера считают ее несосто€тельной. ¬ то врем€, сословное деление было очень жестким и у служанки, скорее всего не было шанса так близко Ђподойтиї к хоз€ину, который жил в многочисленной семье и имел жену. “акой вариант был возможен, пример тому –ембрандт, но при определенных услови€х, например, если бы художник был одинок и жил замкнуто. ¬ фильме, конечно, показан очень привлекательный образ служанки, возможно после выхода фильма будет существовать Ђв народеї всего одна верси€, но, увы, она исторически неоправданна. Ёто всего лишь Ђвольна€ трактовкаї автора книги, по которой был сн€т фильм.

  сожалению, на самом деле нам так и не суждено узнать всей правды, в отличие от ƒжоконды и подобных ей женщин, изображенных на холстах великих и не столь великих художников. ’от€, как и в случае с ƒжокондой всей правды неизвестно никому. ≈ще немного о самой картине. Ќаверное, многие из нас, посмотрев на чарующий портрет были хот€ бы слегка удивлены тем головным убором, в котором запечатлено юное создание. Ёто тюрбан.



"ƒевушка в тюрбане" яна ¬ермеера


ќказываетс€ в 17 веке, в √олландии, был попул€рен жанр Ђнеобычный портретї, название, конечно, условно, но суть пон€тна. Ќеобычность могла про€вл€тьс€ либо в выражении лица, либо в одежде позирующего персонажа. √овор€ о портрете Ђƒевушка в тюрбанеї, именно это название указывает нам на предмет столь необычный в те времена, хот€ на самом деле тюрбан Ц не редкость. » виной тому ни кто иной, как —ултан —улейман, так активно покор€вший ≈вропу. “юрбан считалс€ экзотическим головным убором, но именно это и привлекало художников, да и просто модников и модниц. ¬озможно и ¬ермеер, склонный к такому роду декоративным элементам, изобразил его на своем портрете в угоду моде на экзотику. ƒаже, если перешагнуть через тот факт, что тюрбаны были известны и попул€рны, то у ¬ермеера и форма, и цвет во многом отличаютс€ от классического тюрбана.

Ќо и это еще не все! ¬едь не только тюрбан вызывает удивление, но и форма жемчуга, предположительно искусственного. ”вы, эксперты утверждают, что в природе жемчуга такой формы быть не может. „его не коснись в этом портрете, все €вл€етс€ загадкой дл€ потомков, как и сама личность девушки, так и головной убор, и одежда столь не характерна€ дл€ того времени, и даже жемчужина в ухе. ƒействительно таинственный портрет Ђ ƒевушка с жемчужной сережкой ї, пожалуй, € бы назвала его портрет-загадка.






"ƒевушка с жемчужиной" яна ¬ермеера


[http://elligo.ru/izvestnie_gollandci/devushka-s-zhemchuzhnoj-serezhkoj.html]–асследование провела “каченко “ать€на.





[http://elligo.ru/izvestnie_gollandci/yan-vermeer.html]ян ¬ермеер - "делфтский сфинкс





Ђ«олотой векї √олландии приходитс€ на XVII век и, одним из €рких представителей этого времени, €вл€етс€ художник ян ¬ермеер, пожалуй, одна из самых загадочных фигур того столети€. ”дивительна жизнь этого известного художникаЕ ѕочему € поставила многоточие? ƒа потому, что именно отсюда и начнем мы с вами удивл€тьс€.
ѕризнанный при жизни и почитаемый окружением художник, в течение, почти целого столети€, был забытЕ «абыт полностью, до тех пор, пока французский критик “оре-Ѕюрже не извлек из забвени€ им€ известного теперь мастера живописи. ѕопул€рность яна ¬ермеера росла и достигла необычайных высот к концу дев€тнадцатого века, став€ его на одну ступень с ѕитером де ’оохом, –ембрандтом и ‘рансом ’альсом.





Ђ—водницаї (1656). —читаетс€, что персонаж, сто€щий слева Ч автопортрет.





 азалось бы, настало врем€ узнать о мастере бытового жанра все или почти все, но и тут, увы, нам остаетс€ только удивл€тьс€, потому что о художнике дошло совсем немного сведений. ѕорывшись на обширных просторах интернета, € кое-что раскопала, чем и поделюсь с вами.†Ќи о чувствах, ни о взаимоотношени€х с родными и близкими узнать так € и не смогла.
” художника даже нет даты рождени€, восстановить его биографию удалось лишь по сохранившимс€ документам о рождении и крещении детей, накладных и закладных на дом и трактир Ђћехеленї, поручительства нотариусов, долговые расписки, завещани€ и другие документы. —ухие бесчувственные листы бумаг, они помогли восстановить лишь хронологию жизни художника.





 артина "ћолочница"



Ќет воспоминаний о том, действительно ли художник любил свою жену (нет любовных писем или записочек), каково было его отношение к родител€м и почему, ни одного ребенка он не назвал в их честь, хот€ мать, после своей смерти, все наследство завещала ему.  аковы были отношени€ в семье, и кто был художнику особенно дорог. ¬се кануло в лету и теперь можно только догадыватьс€ или давать волю фантазии, как и поступил режиссер фильма Ђƒевушка с жемчужной сережкойї. Ќиже € предоставлю вам те сведени€, которые смогла найти.

ѕервые двадцать лет

»так, крестили яна ¬ермеера 31 окт€бр€ 1632 года, в городе ƒелфте (его так нередко и называли ¬ермеер ƒелфтский), предположительно, он прожил в нем всю свою жизнь, посетив только один раз √аагу. ≈го отец, янсон –ейнеер, родилс€ в семье портного, но переехав с женой ƒигне Ѕалтес в город ƒелфт, зарегистрировалс€ в гильдии —в€того Ћуки, как торговец произведени€ми искусств.





 артина "¬ид ƒелфта"


¬идимо, образ жизни и окружение родителей оказало вли€ние на юное дарование. “ак же известно, что ян был в семье вторым ребенком, но единственным сыном, старшей сестре, на момент его рождени€, было 12 лет.  огда сыну исполнилось 7 лет, –ейнер ван ¬ос (отец сменил им€ и фамилию) покупает гостиницу Ђћехеленї, на долгие годы это будет одним из источников доходов семьи, а в будущем и самого художника.†¬ 15 лет ян ¬ермеер начинает свое художественное обучение в √ильдии —в€того Ћуки.





 артина "ћаленька€ улочка"

ѕредположительно, ян ¬ермеер жил в достаточно обеспеченной семье: мать управл€ла трактиром (по другим источникам - гостиницой) Ђћехеленї, что дало ему возможность получить образование и жить безбедно. ’от€ есть еще один интересный факт, когда ¬ермееру было 17 лет, его будуща€ теща, ћари€ “инс, разводитс€ с мужем и получает кругленькую сумму, котора€ в дальнейшем позволит художнику долгие годы жить на эти деньги. Ёти два факта говор€т нам о том, что художник от голода не страдал и мог позволить себе рисовать одну или две картины в год, что следует из дальнейших строк моей статьи. ¬сего художником было написано около 40 картин.





"∆енщина, держаща€ весы"



 огда яну ¬ермееру исполнилось 18 лет в ƒелфт приезжает  арел ‘абрициус - талантливый художник и ученик –ембранта, который оказал свое вли€ние на пока еще не состо€вшегос€ художника. Ќельз€ умолчать и о том, какое сильное впечатление произвели работы ѕитера де ’ооха на дальнейшее творчество яна ¬ермеера. ¬ своих будущих работах молодой художник перен€л стиль ѕитера де ’оха и развил его. ¬ этом вопросе оп€ть загадка, потому что мнени€ многих экспертов расход€тс€, никто толком не знает, кто наиболее сильно повли€л на художественный талант ¬ермеера, и кто действительно был его учителем, нет ни документов, ни свидетельств очевидцев.





"Ѕокал вина"



¬ двадцать лет ян ¬ермеер потер€л отца, а в 21 год собираетс€ женитьс€ на  атарине Ѕолнес. ћать избранницы возражает против этого брака. ѕочему, так и останетс€ тайной, есть только предположени€. »сследователи разделились на два лагер€, одни утверждают, что происхождение и финансовое положение семьи ¬ермеера не соответствовало богатой и почитаемой в городе семьи Ѕолнес, либо сюда вмешалось разница в вероисповедании.
 ак бы там ни было, ¬ермееру пришлось, сменить свое лютеранское вероисповедание на католическое и, только после, этого будуща€ теща соглашаетс€ на союз молодых. ƒолгие годы супружеской жизни художника, эта женщина будет ангелом хранителем семьи, помога€ им финансово, а после смерти своей дочери возьмет заботу о младших внуках на себ€.





"∆енщина с жемчужным ожерельем"



ќ любви молодого художника свидетельствуют картины, где он нередко изображает свою жену, котора€ была источником его вдохновени€. ¬ермеера нередко называют художником любви, именно она €вл€етс€ лейтмотивом многих работ яна ¬ермеера. ћастер отдает предпочтение сценам из повседневной жизни, где цар€т уют и покой, подчеркнутые м€гким колоритом, игрой света и тени.
’удожник мастерски мог оживл€ть неодушевленные предметы, превраща€ их в источник мыслей и чувств. јналогов живописи ¬ермеера среди известных художников нет. —воеобразность его про€вилась и в том, что он никогда не датировал свои творени€, не гналс€ за славой, а в годы жизни был известен только в узком кругу своих почитателей.





«имнее царство



ѕродолжение рассказа о знаменитом голландском художнике яне ¬ермеере от “ать€ны “каченко, начало его - в статье "ян ¬ермеер Ц Ђƒелфтский сфинксї"

20 апрел€ 1653 года, ян ¬ермеер ƒелфтский женитс€, художнику исполнилс€ всего 21 год. ≈го избранницей стала  атарина Ѕолнес, девушка из зажиточной семьи, отец последней был владельцем кирпичной фабрики в √ауде. ∆изнь  атарины в своей семье была трудной и девушка была по-насто€щему несчастной. ќтец ее имел буйный нрав и нередко обижал жену и детей. ¬ конце концов, мать  атарины развелась с мужем.





"∆енщина в красной шл€пе"



√оды замужества, считают эксперты, были дл€  атарины самыми счастливыми, хот€ и была она посто€нно беременной и корм€щей матерью.  огда художнику исполн€етс€ 22 года, в семье родилс€ первый ребенок - дочь ћари€ (1654 год), котора€ предположительно, изображена на портрете Ђƒевушка с жемчужной сережкойї. ¬ награду награду от тещи, ян ¬ермеер получает 300 гульденов, плюс 200 - дл€ ћарии, которую назвали в честь матери жены.
¬ этот период он создает полотно Ђƒиана со спутницамиї и тер€ет друга - художник  арел ‘абрициус погибает от взрыва на пороховом складе, который разрушил почти пол города ƒелфт и унес немало жизней





 артина "ƒиана со спутницами"

¬ 23 года он пишет еще три картины, две из которых утрачены. ¬ 24 года, написанна€ художником картина Ђ—водницаї позвол€ет ему оплатить свое членство в √ильдии —в€того Ћуки.†¬ 25 лет (1656 год) им начата картина Ђ—п€ща€ служанкаї и закончена в 1657 году.†¬ 1658 году у художника родилась дочь Ёлизабет и названа она была в честь сестры тещи.





"—п€ща€ служанка"



„то интересно, ни одного своего ребенка ян ¬ермеер не назовет именами своих родителей. ¬ свои 26 лет художник создает еще две картины Ђƒевушка, читающа€ письмо у окнаї, законченна€ лишь в 1659 году, и полотно Ђћаленька€ улочкаї.†Ёкспериментиру€ с камерой обскура, прообразотом фотоаппарата, художник, пишет еще две картины Ђћолочницаї и Ђќфицер и смеюща€с€ девушкаї.





"ќфицер и смеюща€с€ девушка"



≈ще один ребенок рождаетс€ в семье художника 1660 году, но он вскоре умирает и им€ его до нас не дошло. ¬ том же году, яном ¬ермеером созданы две работы - Ђƒевушка с бокалом винаї и ЂЅокал винаї. ’удожник живет со своей семьей в двухэтажном доме ћарии “инс, на втором этаже которого расположена его мастерска€.
—вой первый пейзаж Ђ¬ид ƒелфтаї, †¬ермеер напишет в 1661 году, ему 29 лет, а в 30 по€вились на свет еще две картины Ђћолода€ женщина с кувшином водыї и Ђ”роки музыкиї. ‘инансовое благополучие мастера достигает своего рассвета, помимо этого он становитс€ самым молодым главой √ильдии —в€того Ћуки.





ћолода€ женщина с кувшином воды



1663 год, ¬ермеер создает серию полотен, посв€щенных женщинам, которые поглощены своими делами, это Ђƒама с жемчужным ожерельемї и Ђƒама в голубом, читающа€ письмої. Ётот год дарит художнику сына янниса. ≈ще одна любопытна€ деталь, касающа€с€ художника, в его доме не было собственных картин, это известно по высказыванию французского дипломата, который посетил дом яна ¬ермеера.
≈динственную картину он нашел в доме булочника. Ёто говорит о востребованности художника при жизни, картины которого хорошо продавались и нередко писались на заказ. “ак, в 1682 году, в коллекции хоз€ина печатной мастерской†якоба ƒиссиуса находилось 19 картин художника





Ђƒама в голубом, читающа€ письмої

»звестна€ нам картина Ђƒевушка с жемчужной сережкойї написана в 1666 году и, если сверить факты, то получаетс€, что его дочери ћарии всего 12 лет и видимо, это лично мое мнение, на картине изображена не она.  ак бы, не была молода девушка, изображенна€ на картине, она €вно старше ћарии. ¬ этом же году были написана еще одна картина, Ђ онцертї.  ак художник ян ¬ермеер достигает своей вершины. Ќа следующий год семь€ художника хоронит еще одного ребенка и написана еще одна картина, а в 1668 году известна€ картина Ђјстрономї.





јстроном



¬ 1669 году погибает еще один ребенок художника, и он вновь пишет две картины: Ђ√еографї и Ђ ружевницаї. ¬ этом же году умирает –ембрандт, в возрасте 63 лет. 13 феврал€ 1670 года уходит из жизни мать ¬ермеера, а немного позже и его сестра. ¬ наследство художник получает гостиницу Ђћехеленї, где он прожил несколько лет после женитьбы, а его самого второй раз выбирают руководителем √ильдии —в€того Ћуки.
¬ тот же год по€вл€етс€ на свет картина ЂЋюбовное письмої. ћастер заметно мен€ет свой стиль, его картины станов€тс€ элегантнее и утонченнее. „ерез год художник получает наследство от сестры и пишет картину Ђƒама, пишуща€ письмо, со своей служанкойї.





"ƒама, пишуща€ письмо, со своей служанкой"



¬ последующие годы им написаны еще три картины, а в конце 1675 года, в возрасте 43 лет, художник скоропостижно скончалс€. ѕоговаривают, что в следствие франко-голландской войны, финансовые дела ¬ермеера шли из рук вон плохо, он был в долгах. ¬дове с 11 детьми помогала ее мать, котора€ дожила до 87 лет и содержала всю большую семью художника.  ак известно старша€ дочь ћари€ вышла замуж, сын янис стал юристом, а ‘ранциск - хирургом. ќстальные дочери так и не вышли замуж и прожили свою жизнь в бедности.  атарина, жена художника пережила его на 12 лет.





" ружевница"



ѕеред вами прошли 43 года, которые были отведены художнику судьбой. ян ¬ермеер ƒелфтский, знаменитый голландец Ђзолотого векаї, чьи работы став€т на один уровень с мировыми шедеврами, не заслужил от современников даже поминального камн€ на могиле...

P.S. ¬се фотографии, дл€ оформлени€ статьи, вз€ты из интернета





ѕредположительно портрет художника яна ¬ермеера




ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Marginalisimus   обратитьс€ по имени —уббота, 01 Ќо€бр€ 2014 г. 19:42 (ссылка)

ќтвет на комментарий —негович

—негович, Ѕлагодарю за замечание. √угл мен€ подвЄл, а € и не проверила.“олько смутило мен€ то, что много внимани€ в поиске удел€етс€ "ѕредположительному портрету художника яна ¬ермеера"(‘рагмент Ђ—водницаї), который € дала в конце поста. ¬идимо, это и есть единственное изображение самого художника. ѕеренесу его в начало поста.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
OlgaCHET   обратитьс€ по имени —уббота, 01 Ќо€бр€ 2014 г. 21:40 (ссылка)
Ѕольшое спасибо, € давно интересуюсь ¬еремеером, но знала о нем очень мало.

(ƒобавил ссылку к себе в дневник)

ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—негович   обратитьс€ по имени ¬торник, 04 Ќо€бр€ 2014 г. 21:45 (ссылка)
ƒобрый вечер, уважаемый ћаргиналисимус! ’отела бы внести еще одно уточнение по картинам( простите, что не сразу)."«имнее царство" на самом деле €вл€етс€ "«имним пейзажем с конькобежцами" работы ’ендрика јверкампа 1608 года.  артина находитс€ в јмстердаме, в –ейксмузеуме.
—амые добрые ¬ам пожелани€!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Marginalisimus   обратитьс€ по имени ¬торник, 04 Ќо€бр€ 2014 г. 22:36 (ссылка)

ќтвет на комментарий —негович

—негович, —пасибо! »справлю. ƒействительно, эту картину € подцепила из не слишком аввторитетном источнике. Ќа самом деле мне эта картина показалась не в манере янаVermeer van Delft, но схалтурила и не исследовала должным образом эту "информацию".
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Marginalisimus   обратитьс€ по имени ¬торник, 04 Ќо€бр€ 2014 г. 22:39 (ссылка)

ќтвет на комментарий —негович

—негович, ¬от отсюда была вз€та эта картина (внизу статьи)

http://elligo.ru/izvestnie_gollandci/yan-vermeer.html
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ћеркульдин   обратитьс€ по имени ¬торник, 11 Ќо€бр€ 2014 г. 11:09 (ссылка)
¬еликолепный художник,великолепный пост
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку