-ћетки

art florida painting акварель америка американска€ живопись англи€ анна аллендорф архитектура аудио афоризмы балет бибихин биографи€ велика€ отечественна€ война видео воспоминани€ воспоминани€ xx века германи€ город городской пейзаж графика греци€ дневники xx века дневники начала xx века дюссельдорф женский образ жива€ пам€ть народа живопись животные иван уварович москвин иллюстрации импрессионизм ирланди€ искусство истори€ итали€ кино кира аллендорф книжные иллюстрации крым мальта марина аллендорф морской пейзаж музей музыка натюрморт натюрморты наука пам€тные даты париж пейзаж пейзажи портрет портреты поэзи€ путешестви€ росси€ русска€ живопись семь€ аллендорф скульптура современна€ живопись стихи сша сюрреализм украина флорида фото фото из личного архива фотограф фотографии фотоискусство франци€ французска€ живопись французский художник художник художники цветы цитаты черчилль

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Live_Memory

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 21.01.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 235626



—анкт-ѕетербург во времена ».ј.  рылова

„етверг, 19 јвгуста 2010 г. 19:30 + в цитатник
Lan_ka_k все записи автора

   “«наменитого баснописца нашего ».ј.  рылова € видывал часто, почти ежедневно, — писал мемуарист ¬.ѕ. «авелейский, — когда € служил в канцел€рии министра...  рылов тогда жил возле императорской ѕубличной библиотеки и всегда лежал в одном из окон второго этажа, иногда без фрака, в одной жилетке, на подушке и посматривал на ход€чий и езжущий народ... я думаю, что тут родилась не одна чудесна€ басн€ дедушки  рылова”.  

 (300x427, 21Kb) 

   »ван јндреевич  рылов

   ƒа, »ван јндреевич многое видел из окна своей квартиры на углу Ќевскою и —адовой — ведь “пролежал” он в нем начина€ с 1806 года вплоть до самой своей отставки в 1841 году (умер он трем€ годами позже). «а это врем€ и сам город, и его жители пр€мо на его глазах стремительно мен€лись.  рылов не застал ѕетербурга времен императора ѕавла I, но, возможно, дл€ него, человека валь€жного и ленивого, это было и к лучшему. ” петербуржцев это недолгое царствование оставило самое т€желое впечатление.

   “ем временем на престол вступил јлександр I.  рылов вместе с другими петербуржцами вкусил весеннее, радостное начало его царствовани€. ћолодой император многим казалс€ “ангелом кротости и мира”. ѕодданные сразу же начали обожать нового монарха, который буквально во всем €вл€л собой пр€мую противоположность своему отцу — мрачному, некрасивому и негуманному. јлександр был высок, статен, кудр€в и светловолос, с тонкими чертами лица и чарующей улыбкой. ћанеры его были из€щны, держалс€ он необыкновенно просто, был со всеми любезен. ≈го часто можно было увидеть в €сный день прогуливающимс€ по ƒворцовой набережной. ќн вежливо здоровалс€ со знакомыми, особенное внимание удел€€ дамам. Ќу а уж они, в свою очередь, старались изо всех сил — здесь был насто€щий ѕариж, самые модные нар€ды и прически.

 

 (585x699, 46Kb)

 јлександр I

   –аз в год царь становилс€ дл€ жителей столицы гостеприимным и радушным хоз€ином. Ќезадолго до 1 €нвар€ по всему городу рассылались многочисленные приглашени€ посетить в этот день городской маскарад в «имнем дворце. » в назначенный час пр€мо в дом самого императора устремл€лись толпы принар€женных петербуржцев. ¬о дворец могли прийти не только двор€не, но, как писал современник, также и “купцы, мещане, лавочники, ремесленники вс€кого рода, даже простые бородатые кресть€не и крепостные люди, прилично одетые. ¬се это теснилось и толкалось вместе с первыми чинами двора, представител€ми дипломатии и высшего света. –азодетые дамы, в бриллиантах и жемчугах, военные и штатские звездоносцы и вперемешку с ними фраки, сюртуки и кафтаны. √осударь и царское семейство, с многочисленною свитою, прохажива€сь из одной залы в другую, иной раз с трудом могли пройти сквозь толпу”. »ными словами, в этот день сам народ был приглашен на угощение в царские покои: “¬ залах расставлено было множество буфетов с золотой и серебр€ной посудой, с прохладительными напитками вс€кого рода, отличными винами, пивом, медом, квасом, с обилием кушаний вс€кого рода от самых изысканных до простонародных…. “олпа вокруг буфетов смен€лась толпою, по мере того как они опоражнивались и снова наполн€лись. Ќа таких ежегодных праздниках иной раз наезжало в «имний дворец от 25 до 30 тыс€ч человек. »ностранцы не могли надивитьс€ пор€дку и приличию толпы и доверчивости государ€ к своим подданным, которые с любовью, преданностью и чувством самодовольства теснились вокруг него в течение 5 или 6 часов. “ут не соблюдалось ни малейшего этикета, в то же врем€ никто не злоупотребл€л близостью к царской особе”. Ѕез преувеличени€ можно сказать, что это было непривычное, невиданное ранее в –оссии единение цар€ и народа. ¬едь население города в то врем€ не превышало 150 тыс€ч человек и подн€ть бокал во здравие государ€ мог каждый п€тый. »ван  рылов также регул€рно бывал на таких царских пирах. 

   ¬прочем, его, знаменитого поэта, частенько приглашали и отдельно — пообедать с царской семьей.  рылов же, прославленный не только своими знаменитыми басн€ми, но и ничуть не меньше своим чудовищным аппетитом, оставалс€ этими обедами недоволен: “ƒобрались до индейки. Ќе плошай, »ван јндреевич, здесь мы отыграемс€. ѕоднос€т. ’отите верьте или нет — только ножки и крылушки... ¬з€л € ножку, обглодал и положил на тарелку. —мотрю кругом. ” всех по косточке на тарелке. ѕустын€ пустыней. ѕрипомнилс€ ѕушкин: “ќ поле, поле, кто теб€ усе€л мертвыми кост€ми?..” ¬ернулс€ домой преголодный. ѕришлось в ресторацию поехать”.  

 (300x400, 33Kb)

   ».ј. рылов

   ¬ царствование јлександра I город приобрел свои, уже узнаваемые нами, черты. ¬ нем впервые в полный голос “зазвучала” необыкновенна€ гармони€ зданий, неба и воды. —трогий классицизм екатерининского ѕетербурга, “проглотив” мрачный павловский замок, слилс€ с роскошным александровским ампиром и вместе с си€ющими жемчужинами ушедшего века барокко образовал знаменитую каменную симфонию ѕетербурга. “Ќадобно расстатьс€ с ѕетербургом, — писал тогда поэт Ѕатюшков  — расстатьс€ на некоторое врем€, надобно видеть древние столицы; ветхий ѕариж, закопченный Ћондон, чтобы почувствовать цену ѕетербурга. —мотрите — какое единство!  ак все части отвечают целому!  ака€ красота зданий, какой вкус и в целом какое разнообразие, происход€щее от смешени€ воды со здани€ми. ¬згл€ните на решетку Ћетнего сада, котора€ отражаетс€ зеленью лип, в€зов и дубов!  ака€ легкость и стройность в ее рисунке! ”.  —трасть к Ћетнему саду испытывал и  рылов — баснописец частенько гуливал по алле€м Ћетнего сада, дремал в тени деревьев на скамье. 

 

 (600x505, 63Kb)

   Ќе забыва€ и о подушке на окне его дома, и о многочасовом дремании на лавочках Ћетнего сада, отдадим ему должное — при всей своей тучности »ван јндреевич был на редкость подвижен, он не пропускал ни одного сколько-нибудь значимого городского событи€, его часто видели на различных приемах и парадах, вспомним хот€ бы знаменитую картину √√. „ернецова «ѕарад на ћарсовом поле», где он стоит в толпе вместе с ∆уковским, ѕушкиным и √недичем. 

 (331x500, 72Kb)

ѕарад на царицыном лугу в —.-ѕетербурге. в 1831 г. √.√. „ернецов. 1831-1837 гг. (фрагмент)

    рылов неизменно оказывалс€ в самой гуще толпы, вместе со всеми ротозе€ми, но при этом столь же неизменно выдел€лс€ некой своей отстраненностью мудреца. ќн, улыба€сь, вслушивалс€ в народную речь, с налетом легкой иронии всматривалс€ в окружающие его лица. ѕо словам современника, он «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкалс€ между пестрой толпой, прислушива€сь с жадностью к речам простолюдинов». ¬ это врем€ баснописец увлЄкс€ уличными бо€ми, стенка на стенку. ј так как он был физически очень крепким, то часто выходил на них победителем. »з его карманов вечно торчали обрывки бумаги, на которых он записывал услышанное выражение или сложившуюс€ строку очередной басни.

    огда »ван јндреевич шествовал по Ќевскому проспекту на обед в јнглийский клуб (ныне кинотеатр “Ѕаррикада”), дес€тки людей здоровались с ним —  рылов был не просто знаменитостью, он сам был важной частью этого города и знал его досконально. ќн видел его в разное врем€ года, с разных точек, а однажды даже хоть и с большим трудом, но забралс€ по лесам на самую вершину стро€щегос€ јлександрийского столпа и, сто€ там, все вгл€дывалс€ в этот город, столь непохожий на другие русские города.  

 (700x525, 135Kb)...    Ќа пути по Ќевскому  рылов подолгу сто€л у стро€щегос€  азанского собора и смотрел, как рабочие поднимают очередную колонну из той сотни, котора€ должна была образовать исполинский изгиб “аллеи” его колоннады и повтор€ть колоннаду знаменитого собора —в. ѕетра в –име.  

 (700x515, 162Kb)

    аждый день на прот€жении всех 10 лет строительства (с 1801 по 1811 год) на стройке можно было видеть худощавого человека, отдававшего какие-то распор€жени€. Ёто был создатель собора, архитектор јндрей ¬оронихин.

    репостной графа ј.—. —троганова, јндрей ¬оронихин, был бесконечно благодарен своему хоз€ину, который не только помог ему — человеку одаренному, но по рождению — рабу, получить прекрасное образование в –оссии и за границей, но и дал ему вольную, а впоследствии всегда покровительствовал своему питомцу и обеспечивал его заказами. ѕодневольный, не ждавший от жизни ничего особенного, вдруг получил от хоз€ина деньги на учебу за границей, а затем вернулс€ в –оссию первым русским архитектором мировой величины! ¬черашний раб выиграл конкурс на проект  азанского собора и 10 лет руководил его строительством. ќн вникал во все детали. —ам проектировал баржи, на которых из-под ¬ыборга привозились гранитные глыбы. ¬се это врем€ казна честно вносила половину платы за его квартиру, сн€тую тут же, на Ќевском. ¬прочем, ¬оронихин редко в ней бывал. —корее, жил на стройке… 

 (200x264, 14Kb)

   ј.¬оронихин

   ¬ 1811 году наградой за  азанский собор дл€ ¬оронихина стал орден, давший ему потомственное двор€нство.  роме собора до наших дней дошел и другой шедевр ¬оронихина — здание √орного института, а также сооружени€ в ѕетергофе и ѕавловске. » все же именно  азанский собор, лебедина€ песн€ умершего в 1814 году архитектора, сразу зан€л особое место в истории столицы — его знаковое, символическое значение необычайно велико. Ётот храм, от начала до конца построенный русским человеком из местных материалов (олонецкий мрамор, пудожский камень, сердобольский гранит), украшенный скульптурой и живописью таких мастеров, как ¬.». ƒемут-ћалиновский, ».ѕ. ѕрокофьев, ».ѕ. ћартос, —.—. ѕименов, в годину противосто€ни€ вражеским нашестви€м стал новой национальной св€тыней, русским ѕантеоном. ќн стал храмом победы над Ќаполеоном. «десь, у иконы  азанской Ѕогоматери, молились воины, уходившие в поход против врага, сюда привозили трофейные знамена и ключи вз€тых городов. «десь же в 1813 году был похоронен и сам победитель —  утузов, причем вместе со своим сердцем. Ќеправду говор€т иностранцы —  утузов не оставил его в —илезии. Ѕутафорска€ могила, выкопанна€ там, — ошибка или блеф. ¬ 1933 году ќ√ѕ” вскрыло склеп  азанского собора и составило акт о том, что в головах гроба имеетс€ серебр€на€ банка с забальзамированным сердцем. Ќе зр€ бронзовый фельдмаршал целитс€ теперь со своего постамента точно в стекл€нный шар ««ингера» через дорогу, словно гнева€сь на немцев за подлог. 

 (350x377, 25Kb)

ћ.». утузов 

   ¬ тревожные летние дни 1812-го  рылов, как и обычно, сто€л в толпе, провожавшей на войну части петербургского ополчени€. ¬озможно, видел он и ехавшего по набережной Ќевы к своему дому старого одноглазого человека в белой фуражке — возвращавшегос€ от цар€ ћихаила »лларионовича, только что назначенного главнокомандующим. Ќарод радовалс€ этому назначению, вид€ в  утузове спасител€ –оссии. √овор€т, приехав домой, фельдмаршал сказал: «ѕобедить, может, и не удастс€, но перехитрить попробую».  —овершенно так же думал и  рылов, написавший потом одну из своих лучших басен «¬олк на псарне», ставшую необыкновенно попул€рной в те времена. –ассказывали, что французы кaк-то перехватили русского фельдъегер€ с секретным пакетом, а вскрыв его, обнаружили только листки с текстом этой басни. ќбескураженные таким поворотом событий, они долго допрашивали юнца, пыта€сь расшифровать скрытый смысл послани€, но €кобы только один Ѕонапарт, которому басню перевели на французский, пон€л, кого имел в виду автор, описыва€ роковую ошибку серого волка, попавшего вместо овчарни па псарню. ѕон€л он и то, что, будучи зажатым в угол, этот самый волк вр€д ли уже сумеет перехитрить старого седого псар€. “ак оно и получилось...

   Ќаправл€€сь к “истоку” Ќевского,  рылов мог видеть, как продвигаетс€ дело у еще двух гениальных создателей александровского ѕетербурга — «ахарова и –осси. јндриан «ахаров возводил новое здание јдмиралтейства. 

000173 (524x700, 87 Kb)

   «ахаров, родившийс€ в 1761 году в семье бедного прапорщика, с детства был определен в училище при јкадемии художеств. ѕотом училс€ в ѕариже, а вернувшись, преподавал в јкадемии, ставшей дл€ него родным домом. «ахаров много проектировал и строил.  роме нескольких довольно посредственных церквей в большинстве своем это были типовые служебные постройки: военные училища, госпитали, казармы, склады. ≈ще он перестраивал и чинил разные казенные сооружени€ морского ведомства. ¬полне возможно, потомки с трудом отличили бы его от других р€довых архитекторов той поры («ахаров умер в 1811 году), если бы в 1806-м ему не была поручена реконструкци€ здани€ јдмиралтейства, построенного »ваном  оробовым еще в 1730-х годах, » тут оказалось, что все прежние “скучные” технические работы «ахарова — лишь накопление опыта, лишь огранка его таланта.  

1 (170x208, 3 Kb)

ј.ƒ.«ахаров   

   “рудно даже представить себе, как удалось ему создать шедевр подлинного величи€ и из€щной гармонии из обычного промышленного и складского здани€ длиной почти полкилометра, как сумел он, не губ€ постройки  оробова, придать ей совершенно новый торжественный вид и сделать фасад здани€ немонотонным, живописным. Ќе говор€ уж о монументальности огромной и одновременно стройной башни јдмиралтейства, ставшей еще одним символом ѕетербурга.

   ƒругому великому петербургскому архитектору,  арлу –осси, трудно было конкурировать с гениальным творением «ахарова, но он справилс€ с этой задачей, возвед€ совсем р€дом с јдмиралтейством свой шедевр — здание √лавного штаба. »таль€нец –осси родилс€ в 1775 году в ¬енеции, но всю свою жизнь прожил в ѕетербурге, училс€ у ¬инченцо Ѕренны, много работал в ѕавловске с ним, а также с  варенги,  амероном, Ѕаженовым — так что ему было у кого поучитьс€. ¬прочем, к этому нужно добавить и законченную –осси в 1806 году ‘лорентийскую академию. 

rossi (345x420, 14 Kb)

 .–осси

   —ила его таланта состо€ла в способности не просто построить одно или два красивых здани€ р€дом, а создать целостный ансамбль, соединив в нем торжественную грандиозность с чистотой и €сностью архитектурных идей, из€ществом и соразмерностью пропорций. ќн тонко чувствовал дух имперской столицы, когда задумал объединить сто€щие вдоль ƒворцовой площади разномастные дома величественной дугой здани€ √лавного штаба (1819—1829 годы) и украсить его гигантской аркой 18-метровой высоты с колесницей наверху. Ёто была не просто арка, а триумфальные ворота, посв€щенные победе 1812 года, причем попутно –осси блест€ще решил сложнейшую задачу — соединил ƒворцовую площадь с подход€щей к ней под углом Ѕольшой ћорской улицей. 

000213 (653x699, 186 Kb) 

    ќсенью 1825 года в “аганроге умер император јлександр I. ÷арствование его не закончилось дл€ ѕетербурга благополучно. ƒва страшных бедстви€ — одно природное, другое социальное — обрушились на город.
   7 но€бр€ 1824 года в ѕетербурге произошло ¬торое ¬еликое наводнение — самое сильное и разрушительное из всех. ”лицы города превратились в бесконечное водное пространство, разрушени€ были поистине ужасающими. » хот€ готовились к стихии заранее — жители были предупреждены о надвигающемс€ бедствии, — никто даже не мог представить себе, насколько масштабными окажутс€ последстви€.
    ак пишет очевидец, «необозримое пространство вод казалось кип€щей пучиной, над которой распростерт был туман из брызгов волн, гонимых против течени€ и разбиваемых ревущими вихр€ми. Ѕела€ пена клубилась над вод€ными громадами, которые, беспрестанно увеличива€сь, наконец, €ростно устремились на берег. ћножество дерев€нных построек не могли противосто€ть огромной массе воды и с треском обрушились... ¬ одно мгновение вода полилась через кра€ набережных рек и всех каналов, через подземные трубы она хлынула в виде фонтанов». ƒворцова€ площадь превратилась в бушующее озеро, которое сломало «плотину» из заборов возле недостроенного здани€ √лавного штаба и ворвалось под его арку, а потом, как разбойник, устремилось на Ѕольшую ћорскую и Ќевский, превратив их в беснующиес€ реки. Ћюди спасались как могли, на крышах уцелевших домов, на бревнах, плавающих кровл€х, воротах... ћногие погибали в холодной воде, тонули также домашний скот, припасы и пожитки.   вечеру, когда вода схлынула, весь город был покрыт трупами людей, животных, слоем гр€зи вперемешку с хламом, унесенными водой судами, дровами, строевым лесом и вымытыми потоком воды с окрестных кладбищ гробами... 

 (450x305, 31Kb)

    ак всегда, р€дом с трагедией уживалось смешное. ѕомога€ сосед€м перебиратьс€ по чердаку своего дома,  рылов неожиданно обнаружил свою, вывешенную на просушку еще 3 года назад, шубу, которую тщетно разыскивал. ј вот некую молодую вдовицу ожидала находка пострашнее. ќ ее злоключени€х писали потом в газете. ќказалось, что, жив€ в одной из дальних линий ¬асильевского острова, она буквально накануне наводнени€ похоронила на —моленском кладбище своего старого супруга, «над прахом которого не расположена была плакать и терзатьс€, потому что покойный сожитель мучил ее своею ревностью. ѕроводив его на место вечного упокоени€, она также думала найти наконец душевное спокойствие, но каков же был ее ужас, когда вечером рокового дн€ она увидела гроб своего сожител€ у самого крыльца е€ дома! Ќечего делать, пришлось бедной вдовушке вторично хоронить своего неугомонного мужа». 

   ј 14 декабр€ 1825 года город облетела весть о сто€щих на —енатской площади м€тежниках, названных потом «декабристами». ¬есь этот пасмурный день несметные массы народа толпились вокруг —енатской. √овор€т, что число случайно пораженных выстрелами простолюдинов, гроздь€ми висевших на заборе вокруг стройки нового здани€ »саакиевского собора, сидевших на деревь€х и крышах окрестных домов, было больше числа убитых м€тежников.

 (640x434, 113Kb)

   ¬ той самой толпе на площади — вместе с ней и в то же врем€ отдельно от нее — сто€л и  рылов. ≈го узнали, и из каре м€тежников кричали: «»ван јндреевич, уходите, пожалуйста, скорей!»  ак и всегда, он пришел посмотреть на их лица — и они ему не понравились... “ак что еще до начала атаки правительственной кавалерии  рылов покинул —енатскую площадь и медленно удалилс€ в глубь города...  

   ¬ молодости  рылов был беден и не смог женитьс€ на своей избраннице јннете. ¬сю жизнь он прожил холост€ком. «ато талантами, здоровьем и отменным аппетитом был наделен природой сверх меры. «нал п€ть иностранных €зыков (греческий выучил самосто€тельно в 50 лет, начал переводить "ќдиссею", но по лености бросил); превосходно играл на скрипке; до самых холодов купалс€ в канале, омывающем Ћетний сад, тучным телом проламыва€ лед.  

   Ќе име€ семьи, не знал он и домашних забот. ќдно врем€ был за€длым картежником, но единственной его страстью стала еда. ≈го гастрономические подвиги повергали окружающих в ужас. ќн очень ценил простой русский обед - добрые щи, ботвинью, кулеб€ку, жирные пирожки, гус€ с грузд€ми, сига с €йцами и поросенка под хреном. »ногда соблазн€лс€ устрицами и уничтожал сразу от 80 до 100 штук, запива€ английским портером. „аще всего он обедал в гост€х или јнглийском клубе: сам никогда не готовил, а служанка ‘енюша была нерадива, стр€пала неаккуратно и почти не следила за хоз€йством. ¬езде лежала пыль, застарела€ гр€зь, сигарные окурки не выносились недел€ми. ’оз€ин не обращал внимани€ на беспор€док:  рылов и сам был нер€шлив.  ќн частенько раскрывал окно гостиной и прикармливал окрестных воробьев и голубей крошками у себ€ в комнате на ковре. ј однажды, боле€ и обеда€ дома, он был поражен дурным вкусом пирожков. ќткрыл крышку кастрюли, а там зелень - €довита€ €рь-мед€нка. "ј ведь € уже съел два - и ничего, - стал рассуждать он. - ≈сли умирать, то умру от двух, как от дес€ти". ћахнув рукой, съел все и… поправилс€. ...


    (500x397, 59Kb) 

“оржественный обед у ј.‘. —мирдина. јкварель ј.ѕ. Ѕрюллова.

   ѕриглашенный однажды графом ¬.¬. ѕушкиным "на макароны",  рылов перепутал врем€ и опоздал. "—емеро одного не ждут," - сказал граф, и все гости сели за стол.  огда оканчивали третье блюдо - а это были те самые макароны, приготовленные знатоком-италь€нцем, - »ван јндреевич по€вилс€ в двер€х. "ј! - воскликнул граф. - ¬от вам и штрафное!" ќн велел подать опоздавшему глубокую тарелку горой, так что макароны уже ползли с вершины.  рылов съел. "Ёто не в счет, - сказал граф. - Ќачинайте обед с супа по пор€дку". “ретьим блюдом оказалась еще одна гора макарон. √лазом не моргнув, поэт проглотил и ее, а после обеда призналс€ пораженному хоз€ину: "ƒа что мне сделаетс€! я хоть теперь же еще готов провинитьс€".

   —ад€сь за стол в знакомых домах,  рылов пов€зывал себе салфетку под самый подбородок, и обшлага пачкались капнувшим на нее соусом; от движени€ салфетка разв€зывалась и падала, он не замечал и продолжал обшлагом тереть по манишке и белому жилету, который носил посто€нно.  аждого подаваемого блюда он клал себе на тарелку столько, сколько влезало.  огда обед кончалс€, то около места »вана јндреевича на полу вал€лись бумажки и косточки от котлет, которые или мешали ему работать, или нарочно из скромности направл€лись им под стол. ќтобедав, »ван јндреевич вставал и, помолившись на образа, всегда произносил: "ћного ли надо человеку?" - что возбуждало общий хохот. —лыша же жалобы молодых людей на здоровье, он говорил: "ј €, бывало, не давал желудку потачки. „уть задурит - наемс€ вдвое, так он себе как хочешь разведывайс€".

   ѕо окончании трапезы, где бы  рылов ни находилс€, он любил по русскому обычаю вздремнуть. ¬ јнглийском клубе, который он посто€нно посещал более 35 лет, долго оставалось незакрашенным п€тно на стене, сделанное его головой, покоившейс€ после сытного обеда. “ам собирались поставить его бюст.    

   ¬одки и вина пил он не много, но сильно налегал на квас. Ќеоднократно старались его опоить, но не получалось. Ќесмотр€ на это,  в ѕетербурге он слыл пь€ницей, поскольку имел вечно сонную физиономию. ѕри этом он живо реагировал на шутки и замечани€; мало кто мог сост€затьс€ с ним в остроумии. ќдин из писателей-завистников спросил его: "» чего это вас все врем€ печатают?"  рылов ответил: "“ак ведь басни дети читают. ƒети книжки рвут, вот их и переиздают". ѕушкин люб€ назвал  рылова "преоригинальной тушей".      

  (470x338, 39Kb)

    рылов жил долго и своим привычкам не измен€л ни в чем. —казывалось впечатление, что знаменитый баснописец полностью растворилс€ в лени и гурманстве. ќн совершенно не стесн€лс€ слыть обжорой, нер€хой и лент€ем. Ќо работал »ван јндреевич до последних дней.

   "¬еликий обжора" любил, распахнув окно, прохаживатьс€ по комнате без одежд. 9 но€бр€ 1844 года "дедушка  рылов" умер от пневмонии, хот€ поначалу и выдвигались версии, что от заворота кишок. «а несколько часов до смерти, он попросил перенести его с постели в кресла, но затем, сказав, что ему т€жко, попросил снова лечь. ѕоследним распор€жением умирающего была просьба раздать всем, кто его помнил, по экземпл€ру своего нового издани€ басен, который друзь€ и знакомые писател€ получили вместе с извещением о смерти их автора... 

 (220x293, 25Kb)

ћогила  рылова на “ихвинском кладбище в јлександро-Ќевской лавре

    ѕосле смерти ».ј.  рылова в но€бре 1844 года газетой «ѕетербургские ведомости» и некоторыми журналами был объ€влен сбор средств на сооружение пам€тника великому русскому баснописцу. ѕодписка прошла успешно, и в мае 1848 года в конкурсе на создание проекта пам€тника прин€ли участие скульпторы Ќ.—. ѕименов, ј.». “еребенев, ».ѕ. ¬итали, ѕ. .  лодт, ѕ.ј. —тавассер. —овет петербургской јкадемии художеств одобрил проект  лодта. ѕам€тник  рылову €вилс€ последней крупной работой прославленного скульптора-анималиста. 

294px-peter_clodt_von_jurgensburg (294x357, 43 Kb)

ѕ. . лодт

   —кульптор ѕ. .  лодт изобразил »вана јндреевича  рылова в обычной, будничной одежде, скопировав дл€ большей точности просторный длиннополый сюртук, который баснописец носил в последние годы жизни. »ван јндреевич сидит на округлом камне в спокойной, непринужденной позе, держа раскрытую книгу. ќн как бы машинально перелистывает ее, но взгл€д его устремлен поверх книги, а чуть сдвинутые густые брови, сомкнутые губы и складка у рта придают широкому лицу сосредоточенное выражение. ѕогруженный в глубокое раздумье, он ничего не замечает вокруг. ¬се правдиво и естественно, как сама жизнь: старый человек вышел на прогулку, немного устал, присел отдохнуть на первый попавшийс€ камень и задумалс€... ј может быть, в этот момент рождаетс€ нова€ басн€? 

 (466x699, 266Kb)

     ак известно, скульптор  лодт был очень ответственным человеком. «адавшись идеей украсить пам€тник  рылову персонажами басен, он внимательно прочел все произведени€ баснописца и составил список животных, изображени€ которых об€зательно должны присутствовать в скульптурной композиции монумента. Ћепить животных  лодт предпочитал с натуры. √овор€т, что во врем€ работы над пам€тником  рылову в доме скульптора разместилс€ целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезь€ны, овца с €гн€тами, лиса, журавль, л€гушка и многие другие. ¬последствии сын скульптора ћ.ѕ.  лодт вспоминал: «Ёти животные жили у нас как члены семьи. » чего-чего только не было в обширных мастерских отца! ќни наполн€лись сплошным ревом, воем, бле€нием, писком... ¬се это разношерстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам, и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержатьс€, чтобы не охотитьс€ за кошками». ¬олк только с виду казалс€ страшным, на деле же был прив€зан к люд€м, любил лежать на крыльце, сторожа вход в мастерскую. ¬ сумерки его легко можно было прин€ть за собаку. »з Ќовгородской губернии брат скульптора прислал медвед€ с двум€ медвежатами, художник ј.ѕ. Ѕоголюбов подарил обезь€нку-макаку с острова ћадейра, сам  лодт приобрел овцу с €гненком, осла, журавл€, лисицу. Ѕыли и другие звери и птицы. јвтор скульптуры часто бывал на ћойке у немца «ама, содержащего большой зверинец, там делал этюды льва и других хищников. ј чтобы понаблюдать за живым слоном, приходилось ездить в ÷арское —ело.  огда все необходимые работы были закончены,  лодт передал своих животных в зверинец «ама.  
   —кульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые - пр€мо в мастерской. Ћишь к одному животному  лодт испытывал антипатию: ему не хотелось находитьс€ под одной крышей с козлом. ќднако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был фигурировать в композиции пам€тника. ¬ конце концов,  лодту удалось договоритьс€, чтобы козлика к нему каждый день водила живша€ неподалеку старушка. √лавной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, чу€ присутствие волка и медвед€. Ќо хоз€йке так хотелось увидеть своего любимца, увековеченного в бронзе, что она все-таки заставл€ла козлика идти в мастерскую. —тарани€ скульптора оправдали себ€: животные, украшающие пьедестал пам€тника  рылову, выгл€д€т очень естественно и правдоподобно. 


   ѕам€тник ».ј.  рылову был открыт в мае 1855 года, к дес€той годовщине со дн€ смерти баснописца.  » вот уже второе столетие он привлекает к себе людей . ¬ особенности люб€т его дети. ¬ заключении своего поста € хочу лишь добавить несколько отрывков из басен "дедушки  рылова", сопроводив их фрагментами скульптуры....

"„тоб музыкантом быть, так надобно уменье
» уши ваших понежней, -
»м отвечает —оловей. -
ј вы, друзь€, как ни садитесь,
¬се в музыканты не годитесь
".
(" вартет") 

 (338x450, 53Kb)

"јй, ћоська! знать, она сильна,
„то лает на —лона!"

("—лон и ћоська") 

 (338x450, 54Kb)

—обака, Ћев да ¬олк с Ћисой
¬ соседстве как-то жили,
» вот какой
ћежду собой
ќни завет все положили:
„тоб им зверей съобща ловить
», что наловитс€, все поровну делить.

("Ћев на ловле") 

 (338x450, 69Kb)

 

 (450x268, 68Kb)

 

 (450x253, 57Kb)

 

 (450x338, 75Kb)

(с) текст - стать€ ≈. јнисимова в журнале "¬округ света"

 

–убрики:  искусство
истори€
фото
литература
биографии
ћетки:  


ѕроцитировано 20 раз
ѕонравилось: 10 пользовател€м



—нежана_Ѕондаренко_11111   обратитьс€ по имени „етверг, 19 јвгуста 2010 г. 19:35 (ссылка)
—ѕј—»Ѕќ)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќиколай_√риневицкий   обратитьс€ по имени „етверг, 19 јвгуста 2010 г. 19:55 (ссылка)
ћне понравилось. —пасибо! ƒавно не читал его басни.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёрнан_ ортэс   обратитьс€ по имени „етверг, 19 јвгуста 2010 г. 20:31 (ссылка)
ѕрекрасный рассказ. —пасибо.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Olga-kha   обратитьс€ по имени „етверг, 19 јвгуста 2010 г. 20:38 (ссылка)
—пасибо за очень интересный рассказ.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 олпакова_ћаша   обратитьс€ по имени „етверг, 19 јвгуста 2010 г. 22:05 (ссылка)
—пасибо! ќчень интересно! 555
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ceslava2009   обратитьс€ по имени „етверг, 19 јвгуста 2010 г. 22:58 (ссылка)
спасибо
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ljalja_Klimt   обратитьс€ по имени „етверг, 19 јвгуста 2010 г. 23:18 (ссылка)
Ѕлагодарю за интересный рассказ!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
NADYNROM   обратитьс€ по имени „етверг, 19 јвгуста 2010 г. 23:41 (ссылка)
—пасибо за прекраснейший пост=)
ќчень при€тно видеть, что цитируетс€ стать€ јнисимова. ¬сегда считала его одним из тех историков, которые умеют не только работать с материалом, но и преподносить его широкому кругу читателей.

¬ ћоскве тоже есть пам€тник  рылову, установленный на „истых прудах. » его тоже окружают герои басен. Ќо как же он проигрывает пам€тнику  лодта=(
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Late_Autumn_Msc   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 20 јвгуста 2010 г. 08:44 (ссылка)
прекрасный пост, с удовольствием прочитала.
... однажды  рылов и ћонферран встретились под јркой √енштаба, ќгюст как раз накануне подн€л јлександрийский столп, а  рылов возвращалс€ из гостей, и сильный ливень загнал их под јрку.  рылов стал рассуждать о том, что великолепное решение подн€ти€ и сам —толп достоин признини€ автора на века, потом перешли на литературу, и ћонферран восхищалс€ басн€ми  рылова, Ќќ только никто из них не знал, с кем разговаривает. по прошествии нескольких минут, уже в конце беседы, они решили познакомитс€.. вуал€..
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Lan_ka_k   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 20 јвгуста 2010 г. 12:35 (ссылка)

ќтвет на комментарий —нежана_Ѕондаренко_11111

—пасибо и ¬ам за комментарий!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Lan_ka_k   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 20 јвгуста 2010 г. 12:35 (ссылка)

ќтвет на комментарий Ќиколай_√риневицкий

–ада, что понравилось!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Lan_ka_k   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 20 јвгуста 2010 г. 12:35 (ссылка)

ќтвет на комментарий Ёрнан_ ортэс

ѕожалуйста!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Lan_ka_k   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 20 јвгуста 2010 г. 12:37 (ссылка)

ќтвет на комментарий  олпакова_ћаша

—пасибо и ¬ам! » за оценочки тоже!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Lan_ka_k   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 20 јвгуста 2010 г. 12:37 (ссылка)

ќтвет на комментарий Ceslava2009

«аходите еще!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Lan_ka_k   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 20 јвгуста 2010 г. 12:39 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Lan_ka_k   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 20 јвгуста 2010 г. 12:45 (ссылка)

ќтвет на комментарий NADYNROM

ѕолностью с ¬ами согласна! јнисимов, действительно, подает материал живо и интересно. „итать его - одно удовольствие! ј москвичи пусть мен€ прост€т - мне ближе  рылов в Ћетнем саду. ќн там более человечней что ли, "невычурный". ј вот здесь можно посмотреть отрывки басен, но уже со фрагментами скульптур с ѕатриарших.
http://www.bankreceptov.ru/photo/photo-0029.shtml
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Lan_ka_k   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 20 јвгуста 2010 г. 12:47 (ссылка)

ќтвет на комментарий Late_Autumn_Msc

—пасибо за дополнение! ƒействительно, анекдотичный случай!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќикитка_2   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 20 јвгуста 2010 г. 13:37 (ссылка)
Ѕольшое спасибо за интересную информацию
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Lan_ka_k   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 20 јвгуста 2010 г. 18:51 (ссылка)

ќтвет на комментарий Ќикитка_2

Ќа радость!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Stephanya   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 22 јвгуста 2010 г. 17:58 (ссылка)
—пасибо за прекрасный пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Lan_ka_k   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 23 јвгуста 2010 г. 14:05 (ссылка)

ќтвет на комментарий Stephanya

–ада, что понравилось!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
√ламоздун   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 23 јвгуста 2010 г. 18:54 (ссылка)
 Ћј——!!!!ѕќ“–я—Ќќ!!!!—ѕј—»Ѕќ ѕ–≈ЅќЋ№Ўќ≈!!!

(ƒобавил ссылку к себе в дневник)

ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Lan_ka_k   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 23 јвгуста 2010 г. 19:04 (ссылка)

ќтвет на комментарий √ламоздун

—пасибо ¬ам за добрые слова! «абегайте!!!:derisive:
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
≈ва_ озырева   обратитьс€ по имени „етверг, 27 ќкт€бр€ 2011 г. 09:16 (ссылка)
ќчень интересно!! —пасибо ¬ам)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку