-Метки

art florida painting акварель америка американская живопись англия анна аллендорф архитектура балет бибихин биография валаам великая отечественная война видео воспоминания воспоминания xx века германия город городской пейзаж графика греция дневники xx века дневники начала xx века доминикана дюссельдорф женский образ живая память народа живопись животные иван уварович москвин иллюстрации импрессионизм ирландия искусство история италия кино книжные иллюстрации коневец крепость крым мальта марина аллендорф монастырь морской пейзаж москва музеи музей музыка натюрморт натюрморты наука остров памятные даты париж пейзаж пейзажи портрет поэзия путешествия ретро россия русская живопись семья аллендорф скульптура современная живопись старая ладога стихи сша сюрреализм туризм украина флорида фото фото из личного архива фотограф фотографии фотоискусство франция французская живопись французский художник храм художник художники цветы цитаты черчилль швеция

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Live_Memory

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.01.2008
Записей: 8036
Комментариев: 194367
Написано: 235909


Образ Ивана Грозного в живописи

Вторник, 05 Мая 2009 г. 13:20 + в цитатник
NADYNROM все записи автора Думаю, не так много найдется людей, которые не знали бы знаменитой картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», пусть даже упрощая ее название до «Иван Грозный убивает своего сына» etc.

 (690x535, 66Kb)

Известно, что Репин во время создания картины опирался на следующие строки из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина:
"В старшем сыне своем, Иоанне, царь готовил России второго себя: вместе с ним занимаясь делами важными, присутствуя в Думе, объезжая государство, вместе с ним и сластолюбствовал, и губил людей, как бы для того, чтобы сын не мог стыдить отца и Россия не могла ждать ничего лучшего от наследника... Но, изъявляя страшное в юноше ожесточение сердца и необузданность в любострастии, оказывал ум в делах и чувствительность к славе или хотя к бесславию отечества. Во время переговоров о мире, страдая за Россию, читая горесть на лицах бояр, слыша, может быть и всеобщий ропот, царевич исполнился ревности благородной, пришел к отцу и требовал, чтобы он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить Псков, восстановить честь России. Иоанн в волнении гнева закричал: "Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола!" и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать ее, царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровию. Тут исчезла ярость Иоаннова. Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении он воскликнул: "Я убил сына!" - и кинулся обнимать, целовать его; удерживая кровь текущую из глубокой язвы; плакал, рыдал, звал лекарей; молил Бога о милосердии, сына о прощении. Но суд небесный свершился. Царевич, лобызая руки отца, нежно изъявлял ему любовь и сострадание; убеждал его не предаваться отчаянию; сказал, что умирает верным сыном и подданным... Жил четыре дня и скончался 19 ноября в ужасной слободе Александровской... Все оплакивали судьбу державного юноши, который мог бы жить для счастия и добродетели..."

Также известно, что версия Карамзина во многом достаточно спорна.
Но мне стало интересно, насколько популярным был образ Ивана Грозного в живописи, и какие именно моменты из его биографии (не ставлю сейчас перед собой задачу определять достоверность изображенного) привлекали художников.

Вот что удалось найти на данный момент:



Павел ПЛЕШАНОВ (1829-1882). Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года. 1856. Холст, масло
 (511x700, 46Kb)

1547 вообще был для Ивана Васильевича богатым на события. Он женился на Анастасии Романовне. Принял царский титул. Пережил грандиозный пожар в Москве и восстание, ставшее следствием пожара. Во время этого пожара Сильвестр (автор знаменитого «Домостроя») произнёс обличительную речь в адрес юного царя, которая была воспринята благосклонно и сделала его приближённым советником Ивана.



Вот таким внушительным персонажем представлял "Царя Ивана Грозного" В. М. Васнецов


 (335x700, 54Kb)

Не будем далеко уходить от темы смерти царевича Ивана. Репин не был первооткрывателем сюжета.

Шустов Н. С. Иван Грозный у тела убитого им сына. 1860-е
 (573x700, 56Kb)

Шварц В. Г. Иван Грозный у тела убитого им сына. 1864
 (690x574, 63Kb)

Личная жизнь царя также не оставлена без внимания:

Неврев Н. В. Василиса Мелентьевна и Иван Грозный. 1880-е

 (487x700, 70Kb)

Седов Г. С. Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву

 (690x535, 60Kb)


Василиса Мелентьева обыкновенно считается шестой женой Ивана Грозного, хотя и не была венчана с ним. Царь взял ее в сожительницы около 1575 года, по одной молитве, без брачного обряда. В одном хронографе сказано, что муж Василисы, Никита Мелентьев, был заколот опричником и что царь постриг ее в Новгороде 1 мая 1577 г. за то, что заметил ее «зрящу яро» на окружничего князя Ивана Девтелева, которого и казнил. По другим источникам Никита Мелентьев был отравлен Малютой Скуратовым, а Василиса была похоронена заживо со своим любовником.

Не обошли стороной и тему опричнины.

Неврев Н. В. Опричники

 (690x465, 58Kb)

Седов Г. С. Иван Грозный и Малюта Скуратов

 (575x700, 84Kb)

Хотя с исторической точки зрения более чем странное изображение опричников. Да и Малюта Скуратов-Бельский, как мне кажется, не выглядит на картине таким уж жестоким извергом, как принято трактовать его образ.

Митрополит Филипп отказывается благословить царя Ивана Грозного. Гравюра по картине В.В. Пукирева
 (430x600, 62Kb)

Филипп активно выступал против ужасов опричнины, бессмысленных казней. Первое открытое столкновение с Иваном Грозным произошло 22 марта 1568 г. в Успенском соборе, где митрополит произнес речь об ответственности царя перед судом Божьим за пролитую кровь. В следующий раз Филипп отказался благословить Ивана Грозного, который явился в Успенский собор с опричниками, одетыми в черные одежды и с высокими шлыками на головах. В тот же год Филипп был низложен. Во время службы в Успенском соборе опричники во главе с Басмановым сорвали с митрополита церковное облачение. Филипп был отправлен в заточение. Есть версия, что В 1569 г. в тверском Отроч-Успенском монастыре Федор Колычев был задушен опричником Малютой Скуратовым.

Интересная тема отношения Ивана Грозного к религии также нашла отражение в живописи:

Пелевин И. А. Царь Иоанн Грозный в келье юродивого Николая Салоса

 (680x448, 48Kb)

Николай Салос - псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его в кровожадности и устрашая возмездием, после чего царь отошёл от Пскова.

Лебедев К. В. Царь Иван Грозный просит игумена Кирилла (Кирилло-Белозерского монастыря) благословить его в монахи

 (690x512, 66Kb)

Иван Грозный на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением.
Перед смертью, принимая схиму, он, как и его отец Василий III, стал постриженником Кирилло-Белозерского монастыря.

В. Шварц. Иван Грозный в монастыре
 (613x379, 53Kb)

И даже дипломатические отношения с англичанами не остались без внимания.

Литовченко А. Д. Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею

 (690x439, 90Kb)

Джером Горсей - известный английский дипломат, который в 1573—1591 жил в России (с перерывами), управлял конторой Московской компании. В 1580 доставил в Россию порох, медь и другие припасы, необходимые для ведения Ливонской войны.Оставил воспоминания, в которых много интересной информации о нашей стране.

И наконец такой вот образ царя:

Вениг К. Б. Иван Грозный и его мамка

 (523x700, 48Kb)
Рубрики:  искусство
история
живопись
Метки:  

Процитировано 6 раз

mihlav-oven   обратиться по имени Вторник, 05 Мая 2009 г. 13:45 (ссылка)
Опричник держит за спиной нож и так рядом с царем?!! Зная патологическую паранойю Васильича к заговорам ставлю достоверность сюжета под сомнение.

Малюта был согласно описаниям "телом зело грузен" Но не надо считать его эдаким кровопийцей при тиране типа Берии при Сталине. Малюта был действительно предан царю душой и телом (в отличие от зятя) и попав в немилость не стал себя жалеть - возглавил штурм какой-то Ливонской крепости и погиб в атаке в первых рядах.
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Вторник, 05 Мая 2009 г. 13:48 (ссылка)
С детства образ Ивана Грозного у меня (как и у многих) был четко связан с двумя знаменитыми картинами - Репина и Васнецова. Безумный, залитый кровью старик с вытаращенными глазами и суровый самодержец, величественный и властный... Как-то связать эти два образа в свое время так и не удалось...)) А вот с помощью картин других художников можно заполнить "пространство", обозначенное этими двумя "полюсами".
Спасибо, Надя!
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Вторник, 05 Мая 2009 г. 14:12 (ссылка)
mihlav-oven, это же в первую очередь витдение художников, а не историков.
А образ Малюты у Седова меня удивил именно в соотнесении с традиционной трактовкой XIX века (кстати, Карамзин при создании своей "Истории Государства Российского", по которой многие и учили нашу историю, вообще хотел пропустить царствование Ивана Грозного, дабы такими страстями и зверствами своих читателей не пугать), когда в Малюте действительно видели исключительно изверга, хотя среди любимцев Ивана Васильевича были молодцы и похлеще.
Но Малюте припоминают главный (пусть и предполагаемый) грех - убийство митрополита Филиппа.

Marina_OK, а ведь был еще совсем молодой царь периода "Избранной Рады", любивший жену (кстати, сейчас вроде как считается доказанным, что Анастасию отравили), проводивший реформы, покорявший Казань и Астрахань.
Ответить С цитатой В цитатник
_Macbeth_   обратиться по имени Вторник, 05 Мая 2009 г. 14:29 (ссылка)
Ну а вот у меня, как у "человека закореневшего в безразличии к изящным искусствам ещё во младенчестве", с детства образ Ивана IV ассоциировался с посмертной реконструкцией М.М. Герасммова ( с комментариями в его же статье в "Кратких сообщениях института археологии Академии Наук СССР" за 1965 год.
" Свидетельства современников о внешности Ивана Грозного весьма скудны. Достоверность немногих ранних портретов его сомнительна, хотя бы потому, что они не передают общих черт. Наше представление об образе Ивана Грозного по преимуществу навеяно произведениями художников XIX века.

Как показало предварительное исследование скелета Ивана IV, наше общепринятое представление, как и следовало ожидать, не в полной мере соответствовало действительности. Прежде всего он был высок и дороден (рост - 178 см, вес - не менее 85 - 90 кг). Судя по степени развития рельефа костей скелета, он был очень силен, смолоду хорошо тренирован. Эти наши наблюдения подтверждаются свидетельством очевидцев. В 1567 и 1577 гг. принц из Бухаве видел царя Ивана в возрасте 45 лет и пишет о нем так: "Он был высокого роста, тело имел полное сил и довольно толстое". При исследовании скелета царя Ивана мы монтировали на воске кости торса. При этом обнаружилось, что правая ключица была короче, левая лопатка больше и массивнее. Весь торс очень асимметричен. Выпрямленная спина с прямой шеей в результате образования многочисленных остеофитов почти утратила свою подвижность... а между тем царю Ивану в год его смерти было всего 54 года... Антропологическое изучение дает возможность говорить, что по своему типу Иван Грозный ближе всего был к динарскому, т. е. основному антропологическому типу, характерному для славян. Однако индивидуальные особенности строения черепа (форма орбит и носа) указывают на влияние каких-то, видимо, южноевропейских кровей. ... Любопытной особенностью лица является большая его асимметрия, неравной величины глаза (правый меньше)."
 (450x599, 51Kb)
 (481x699, 253Kb)
 (289x400, 21Kb)
 (300x420, 28Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Вторник, 05 Мая 2009 г. 15:02 (ссылка)
Эта реконструкция мне тоже хорошо помнится.
Кажется, он чем-то с бабкой своей похож.
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Вторник, 05 Мая 2009 г. 15:03 (ссылка)
Вроде черты разные, а сходство есть:
 (426x700, 50Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Alex_Ander   обратиться по имени Вторник, 05 Мая 2009 г. 15:33 (ссылка)
Интересный и познавательный пост. Но о выдуманности истории убийства Иоанном Грозным собственного сына и многих его злодеяний писали д.и.н. С.В. Перевезенцев и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Некоторые даже считают Царя Иоанна IV святым и достойным церковной канонизации. О точке зрения, отличной от общепринятой Карамзинской, которой нас учили в школах и институтах, можно ознакомиться хотя бы здесь - http://www.liveinternet.ru/users/alex_ander/post99468995
Ответить С цитатой В цитатник
определить_ограничить   обратиться по имени Вторник, 05 Мая 2009 г. 15:48 (ссылка)
очень интересный пост. Многие картины вижу первый раз. Вообще, думаю, однозначно охарактеризовать Ивана Грозного нельзя, но было в нем что-то актерское. Я с Иваном Грозным как с личностью больше знакома по его переписке, а не по портретам. А то, что при нем опричнина была и много чего "веселого" - может, того эпоха требовала, не только в России в это время были подобные Ивану IV правители. Очень понравилась картина Шварца, психологична. И картина Седова "Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву" притягивает передачей личного в царе. Кстати, я тут порылась в Инете, нашла еще вот такое изображение царя. Да, кстати, и ссылка на его портреты: http://history.sgu.ru/people/?pid=129 Только нажимать нужно на двигающиеся картинки, на названия картин бесполезно, они не находятся.
 (388x480, 71Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Вторник, 05 Мая 2009 г. 15:51 (ссылка)
Не знаю... По моему мнению, попытка представить Иоанна Грозного святым - большой перебор. Пусть даже остается множество открытых вопросов, ответы на которые предлагаются только в качестве гипотез, а не аксиом.
Но чем больше я знакомилась с историей Европы того периода, тем менее зловещими казались злодеяния, совершенные (или приписываемые) Ивану Васильевичу.
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Вторник, 05 Мая 2009 г. 15:57 (ссылка)
определить_ограничить, спасибо за дополнения=)
У меня как раз "История Государства Российского" с иллюстрациями Чорикова.
А переписка впечатляет. Сложно спорить с тем, что Иван Грозный был одним из образованнейших людей своего времени.
Ответить С цитатой В цитатник
mihlav-oven   обратиться по имени Вторник, 05 Мая 2009 г. 15:58 (ссылка)
Alex_Ander,
почитал, спасибо. Мутный пост. Дискредитирует тех кто по настоящему гордится своей Родиной. Именно из-за таких вот "мыслей" европейцы боятся русских, а не из-за "жидовских козней"
NADYNROM, после Иоанна пошло деление Русских на русинов (на территории Литвы) и Московитов.
До того русским купцам в Европе верили на слово, после слова Московит и разбойник стали тождественны
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Вторник, 05 Мая 2009 г. 16:25 (ссылка)
mihlav-oven, если честно, то не могу вспонить ни одного примера, так как вопросом о доверии русским купцам за рубежом в тот период никогда не занималась. Не подскажете?
Ответить С цитатой В цитатник
Alex_Ander   обратиться по имени Вторник, 05 Мая 2009 г. 16:26 (ссылка)
mihlav-oven, мнение, отличное от нашего, ну никак не может "дискредитировать тех, кто по настоящему гордится своей Родиной". Хотя некоторые и Свет принимают за мглу, а мрак - за свет. Уверяю, что доктор исторических наук Перевезенцев и митрополит Иоанн - патриоты нашего Отечества.
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Вторник, 05 Мая 2009 г. 16:28 (ссылка)
Да, вот еще одна картина:

Я. П. Турлыгин. Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного
 (600x470, 52Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Вторник, 05 Мая 2009 г. 17:05 (ссылка)
А обвинять именно Карамзина в фальсификации факта смерти царевича Иоанна как-то странно, так как он черпал сведения из источников (впрочем, как литератор, умел и домысливать) - Мазуринского летописца, "Временника" Ивана Тимофеева,
Ответить С цитатой В цитатник
Падунский   обратиться по имени Вторник, 05 Мая 2009 г. 17:06 (ссылка)
Какие, однако, дикие были времена! Митрополит осмеливается перечить Самому!!
Вот что хотите делайте, а не могу представить себе Алёшку (за номером второй), распивавшего водку ещё с Брежневым, выступающим против президента. Или Кирюху, прославившегося торговлей поддельной амаретовкой, чтоб он косо посмотрел на всенародно избранного.
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Вторник, 05 Мая 2009 г. 17:41 (ссылка)
Это не первый и не последний случай, когда митрополиты позволяли себя пререкаться со светской властью (хотя в случае с Филиппом пререкание - это мягко сказано). Но и время было другое.
Все же Петровские реформы да и советская антирелигиозная политика наложили свой отпечатьк.
Ответить С цитатой В цитатник
Елена_Розова   обратиться по имени Среда, 06 Мая 2009 г. 07:19 (ссылка)
Ой, как интересно и познавательно, я дочке своей срочно покажу, она в школе поверхностно изучала Иоана Грозного! Спасибо огромное за познавательный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Среда, 06 Мая 2009 г. 08:45 (ссылка)
Елена_Розова, рада, что вам было интересно=)
Ответить С цитатой В цитатник
mihlav-oven   обратиться по имени Среда, 06 Мая 2009 г. 10:51 (ссылка)
Падунский, NADYNROM, Что Вы хотите? Это Православие. Одно из основных различий (обрядовые тонкости и теологию оставим специалистам) с католицизмом - отношение к светской власти. Западная Римская Империя была раздроблена варварами, а Византия устояла. Власть базилевса была крепка и патриарх не смел прекословить "помазаннику божьему". А Папа Римский был вынужден вести политику "разделяй и властвуй" среди варварских королей. У него не было опоры в виде императорского войска за спиной и он позаботился создать такую опору из авторитета церкви как прямой посредницы между небом и землёй. Папы Римские отлучали королей и императоров если те чем то противились их власти. Вспомните Каноссу, или Генриха Второго Плантагенета. Его слуги убили архиепископа Кентеберрийского Томаса, который вызвал недовольство короля. Через несколько лет под угрозой отлучения король был вынужден покаятся и дать себя публично высечь епископам. В России такое можете представить?

Конечно и на западе Церковь склонялась перед силой светской власти (Авиньонское пленение) Но не прогибалась так как у нас.
Ответить С цитатой В цитатник
besta-aks   обратиться по имени Среда, 06 Мая 2009 г. 12:32 (ссылка)
              

Myspace Layouts
Myspace Layouts
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Среда, 06 Мая 2009 г. 12:45 (ссылка)
mihlav-oven, не стоит забывать, что русская церковь очень долго подчинялась Константинопольскому патриарху. И это тоже добавляло свои нюансы. А светская власть помогала свести подобное подчинение, с которым приходилось считаться, к формальности. Но авторитет митрополитов все равно оставался очень силен, необходим и сулил князьям политические выгоды. Можно вспомнить пример митрополита Кирилла, перебравшегося во Владимир к Александру Невскому, или митрополита Петра, перебравшегося в Москву к Ивану Калите.

Вообще у сложилось впечатление, что патриархам, несмотря на более высокий статус, приходилось прогибаться перед царями гораздо больше, чем когда-то митрополитам. Понятно, что сыграло роль и объединение русских земель вокруг одного центра.
Была попытка Никона перевернуть систему, но она потерпела поражение.
Ответить С цитатой В цитатник
mihlav-oven   обратиться по имени Среда, 06 Мая 2009 г. 13:40 (ссылка)
NADYNROM, католическая церковь ДО СИХ ПОР подчиняется Папе Римскому. Кардиналы и Архиепископы не настолько вольны как Афтокефальные Православные Патриархи.
Примеры переезда митрополитов это смена слабого князя на "сильного". Тоже самое подчинение светской власти.

Был момент когда патриарх имел вес: Патриарх Филарет родственник царя Михаила Романова. Он его на престол протолкнул и какое то время им "рулил".
Кумовство....
Никон сначала был дружен с царем Алексеем, но как только мнения их разошлись сразу стало ясно кто власть, а кто "атрибут"


С этой точки зрения интересен только период борьбы течений "иосифлян" и "нестяжателей" при дедушке Иоанна Грозного если мне память не изменяет.
Царь колебался кого поддержать, а кого объявить "ересиархами" "Нестяжатели" выдвигали концепцию, что "прощение купить нельзя, Церкви богатства ни к чему (секуляризация в пользу казны и земель и драгоценностей), каждый грех человек должен замаливать сам"
"Иосифляне" учили, что "за годы молитв святые отцы, блаженные, схимники и пр. накопили достаточно святости чтобы делиться ею с другими. Согрешил? Поставь свечку, заплати настоятелю и святой отшельник помянув тебя в своих молитвах (по подсказке настоятеля) отмолит твой грех у Господа. А Помазанник божий власть получает непосредственно от Всевышнего и только перед ним держит отчет"

Кто победил думаю объяснять не надо?
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Четверг, 07 Мая 2009 г. 11:29 (ссылка)
mihlav-oven, Филарет - другой случай. Да и не стремился он бороться за автономность и превосходство церкви, ему другое было нужно. Ну а Михаил для отца ничего не жалел. Даже мать его прежнее влияние потеряла.
Ответить С цитатой В цитатник
Rosa_Dossen   обратиться по имени Четверг, 07 Мая 2009 г. 18:36 (ссылка)
прекрасные картины,очень интересно! спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Эрнан_Кортэс   обратиться по имени Среда, 27 Мая 2009 г. 10:06 (ссылка)
очень интересно, спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 08 Мая 2010 г. 16:04 (ссылка)

Ответ на комментарий mihlav-oven

С ножом не опричник, а сам Иван Грозный. Изображено убийство боярина Ивана Фёдоровав 1568 г., которого царь обвинил в желании захватить власть, заставил надеть царские одежды и сесть на трон, после чего зарезал.
По поводу смерти Малюты http://www.polit.ru/analytics/2008/01/14/maluta.html
Вообще, учите матчасть, а уже потом ставте под сомнение что угодно.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку