-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в »— ”——“¬ќбез√–јЌ»÷

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 29.12.2007
«аписей: 7115
 омментариев: 22026
Ќаписано: 30367


ƒ≈…Ќ≈ ј “јЋјЌ“Ћ»¬ Ќќ “”ѕќ¬ј“

„етверг, 03 январ€ 2013 г. 16:08 + в цитатник
ё–»…_ ќ—ј√ќ¬— »… все записи автора

јлександр јлександрович ƒейнека

ƒетство и учЄба. 

јлександр јлександрович ƒейнека родилс€ 8 (20) ма€ 1899 года в  урске, в семье железнодорожного рабочего. ѕредки его, по всей веро€тности, происходили из среды малороссийских кресть€н. ”же в детстве у мальчика по€вл€етс€ два непохожих интереса, живопись и техника. ќн учитс€ в  урском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. ѕо рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг. он получает художественное образование в ’арьковском художественном училище. ќкт€брьские событи€ определ€ют судьбу живописца - ему предстоит стать певцом революции и новой жизни. ¬ 1918 году ƒейнека работает фотографом в ”грозыске, становитс€ руководителем секции »«ќ √убнадобраза, занимаетс€ оформлением агитпоездов, выпускает плакаты, принимает участие в театральных постановках. ¬ 1919-1920 гг. јлександр по мобилизации служит в  расной јрмии, участвует в обороне родного  урска от белых войск, но не забывает о своЄм призвании - руководит художественной студией при  урском политуправлении и "ќкнами –ќ—“ј" в  урске, выезжает на фронт в качестве художника агитационного театра. 

ѕосле службы молодого талантливого кур€нина командируют в ћоскву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ¬’”“≈ћј—е, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей - известного живописца, графика и театрального декоратора »гнати€ Ќивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основател€ советской ксилографии и теоретика живописи - ¬ладимира ‘аворского. ¬ли€ние ¬ладимира јндреевича на будущее творчество јлександра очевидно - достаточно взгл€нуть на р€д полотен ‘аворского 20-30-х гг. и сравнить их с картинами ƒейнеки того же времени. ћножество учебных рисунков ƒейнеки посв€щено человеческой фигуре, его привлекает телесное и выразительное. “акже в этот период он иллюстрирует басни  рылова " от и повар"

 

(продолжение ниже - ё. .)


ƒ≈…Ќ≈ ј “јЋјЌ“Ћ»¬ Ќќ “”ѕќ¬ј“


мне вспоминаетс€ как ѕлеханов говорил о Ќекрасове:

"что за талант у этого человека
но что за топор его талант"


т.е. он проводил мысль что топором нельз€ 
проделать тонкую и из€щную работу - туповат

так и с ƒейнекой - он коробит взгл€д советской власти 
так топорно ее прославл€ет
и чем-то симпатичен зрителю оставл€€ надежду 
на честность а не видимость фальши
советской пропаганды

но и он коробит антисоветский взгл€д
отсутствием из€щества и поэтичности

он чуточку грубоват
- искусство должно быть нежнее к сердцу человека
и согревать его
а не освежать беспрерывно холодной водой из ушата

в финале он стал посередине и это стало скучно
как скучны газетно-журнальные рисунки ... но... 

 

искусству не нужна объективность газеты

а нужна субьективность индивидуального исследовател€

               ========

продолжение

" ресть€нин и смерть", 1922



¬ становлении живописной манеры ƒейнеки важную роль играют европейские мастера. Ќапример, в гравюре "Ёстрадный танец" (1923) без труда угадываетс€ ве€ние знаменитой картины ћатисса. ј композиционное решение будущего первого монументального дейнековского полотна "ќборона ѕетрограда"(1928)

перекликаетс€ с решением картины немецкого экспрессиониста ‘ердинанда ’одлера "¬ыступление йенских студентов на ќсвободительную войну 1813 г."

 

¬о врем€ учЄбы ƒейнека общаетс€ с одной из самых масштабных и знаковых личностей в истории советского искусства - поэтом ћа€ковским. ¬стречи эти окажут на художника огромное воздействие. ћожно даже образно назвать ƒейнеку ћа€ковским в живописи. » поэт, и художник выбирали схожие темы дл€ своих произведений, их вдохновл€ло одно и то же - искренн€€ вера в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату, восхищение физической силой и физическим здоровьем человека. ќба в своЄм творчестве удел€ли большое место сатире, оба не чурались работы над рекламными и агитационными плакатами, счита€ это своим долгом перед обществом. ќдна из лучших картин ƒейнеки получит то же название, что и известное стихотворение ћа€ковского - "Ћевый марш"(1941)

 

ѕервые шаги. –абота в журнале и общество станковистов.

ќкончив ¬’”“≈ћј—, художник отправл€етс€ в командировку, котора€ послужит ему богатым материалом дл€ творчества в двадцатые годы - в шахтЄрский ƒонбасс. ¬ 1924 году он принимает участие в "ѕервой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства" в составе "√руппы трЄх", совместно с двум€ другими молодыми, подающими надежды художниками - јндреем √ончаровым и ёрием ѕименовым. Ќа следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ¬’”“≈ћј—а основывают "ќбщество станковистов" (ќ—“), ƒейнека - один из членов-учредителей. ∆ивописцы нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течени€ (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь".  ак и у других членов ќ—“, множество картин раннего периода творчества ƒейнеки посв€щены изображению "примет XX столети€", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства, индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта

"¬ ƒонбассе", 1925

"ѕеред спуском в шахту"

"Ќа стройке новых цехов"

 "Ћыжники",  1926

"“екстильщицы", 1927



“огда же происход€т событи€, которые сам художник считал основополагающими в своей карьере - начинаетс€ период его сотрудничества с р€дом журналов: "Ѕезбожник у станка", "” станка", "ѕрожектор", " расна€ Ќива". ∆урнал "Ѕезбожник", в 1923-1932 гг. носивший название "Ѕезбожник у станка" (т.к. адресовалс€ в первую очередь пролетарскому читателю), был посв€щЄн атеистическому воспитанию масс и борьбе с религиозными предрассудками. Ќаучные и исторические статьи, атеистическа€ публицистика сочетались с безжалостной сатирой: памфлетами на библейские темы, антирелигиозными частушками и, конечно, рисунками и карикатурами. ѕопы и знахари, обличаемые кистью ƒейнеки:

—ам батюшка пожаловал. –исунок дл€ журнала «Ѕезбожник у станка» 1925 год

 

—в€тые прозорливцы. –исунок дл€ журнала «Ѕезбожник у станка»

 

„удодейница. –исунок дл€ журнала «Ѕезбожник у станка»

 пришлись в этом журнале ко двору. –авно как и карикатуры на тех, кто считалс€ классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков, интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах

“оска по из€щной жизни. –исунок дл€ журнала «ѕрожектор»

 

 ќднако работа художника в "Ѕезбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. »зображал он также и положительных героев времени в традици€х ќ—“: шахтЄров, строителей, женщин-пролетарок, спортсменов:

ѕостановили единогласно. –исунок дл€ журнала «Ѕезбожник у станка».

Ќа производстве. ∆енское собрание. –исунок дл€ журнала «Ѕезбожник у станка». 1925 год.

"ѕаровой молот на  оломенском заводе", 1925

"–абочий и кресть€нин"

"‘утбол"

"—портплощадка. ” финиша", 1927



»ными словами, новый мир, здоровый и светлый, €вственно противостоит у ƒейнеки старому, больному, гр€зному миру буржуазных и религиозных пережитков. —держанное по колориту, предельно графичное, ритмичное, "снайперское" искусство - вот черты, характеризующие раннего ƒейнеку. ’удожник оправдывал этот повышенный графизм тенденци€ми самой эпохи, счита€, что настало врем€ "более графическое, чем живописное". 

¬ 1928 он пишет одно из главных творений, патетическую историко-революционную картину, которую впоследствии назовЄт "своей любимой вещью" - полотно "ќборона ѕетрограда" с изображением шеренги петроградских рабочих, уход€щих на борьбу с ёденичем. 

 

Ќовые горизонты.

¬ том же году ƒейнека уходит из "ќбщества станковистов" вследствие несогласи€ с руководством. ¬о-первых, возглавл€вший ќ—“ Ўтеренберг возражал против того, чтобы члены общества пробовали себ€ в других видах искусства, помимо живописи - плакат, журнальный рисунок, театральна€ декораци€. ј кроме того, ќ—“овцы всЄ больше замыкались на производственной тематике. —ам јлександр јлександрович комментировал своЄ решение так: "я думал, что ќ—“ - это случайное название, а дл€ некоторых участников ќ—“ оно не было случайным. ѕо сути дела, по моей природе ќ—“ мне не был родственным. я очень мало писал станковых картин - в год две картины. —обственно говор€, € занималс€ совсем другим, и, естественно, у мен€ было т€готение превратить ќ—“ в другую организацию, и поэтому € оттуда вышел и вошЄл в "ќкт€брь". 

Ќельз€ сказать, что его надежды оправдались - новое общество твЄрдо сто€ло на идеологии пролеткульта и из направлений признавало, в основном, только конструктивизм. «а врем€ пребывани€ в "ќкт€бре" ƒейнека пишет всего одну картину, однако создаЄт множество рисунков и плакатов. 

ѕоложительным следствием этого членства €вл€етс€ то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал "ƒаЄшь", в котором јлександр јлександрович становитс€ одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из "Ѕезбожника". ” его рисунков и картин по€вл€етс€ нова€ интересна€ особенность. ¬ журнале работает р€д блест€щих фотографов, и живописец заимствует у них неожиданные угловые ракурсы, оригинальные точки зрени€. Ёто врем€ оказываетс€ дл€ ƒейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном дл€ себ€ жанре художник быстро осваиваетс€ и создаЄт р€д достойных работ

”дарник, будь физкультурником, 1930

 

ћы требуем всеобщего об€зательного обучени€. 1930.

 итай на пути освобождени€ от империализма. 1930.

ћеханизируем ƒонбасс! 1930.

ѕревратим ћоскву в образцовый социалистический город пролетарского государства. 1930-1935.


ƒругое новое направление, за которое ƒейнека смело берЄтс€ в конце двадцатых - рисунки в детских книгах и журналах.   тому времени у него уже имелс€ опыт иллюстрировани€ книг, например, романа ј.Ѕарбюса "¬ огне" в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934).

ќднако проиллюстрировать суровое взрослое повествование о войне дл€ мастера пафосно-героической тематики было делом привычным, в отличие от принципиально новой работы дл€ детей. » художник вновь справл€етс€ с вызовом. ќдним из первых шагов становитс€ работа над книгой "ѕро лошадей" дл€ самых маленьких.

 

¬ 1928-29 гг. ƒейнека сотрудничает с детским журналом "»скорка", сопровождает своими иллюстраци€ми книги јгнии Ѕарто

 

Ќикола€ јсеева

«има. ƒевочка у окна. “ушь, гуашь. 1931.


 огда в 1931 году "ќкт€брь" принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, живописец покидает общество и переходит в –јѕ’ ("–оссийска€ ассоциаци€ пролетарских художников"). Ќо там ƒейнеку подвергают ещЄ большей критике - за не изжитые недостатки стил€ ќ—“, с которым –јѕ’ враждовала, за обилие "безыдейной" спортивной тематики, за формализм и индивидуализм... („ерез год и ќ—“, и –јѕ’ прекрат€т своЄ существование). “ем не менее, мастерство ƒейнеки становитс€ всЄ более плодотворным, разнообразным по тематике и настроению. ќдновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами

Ќа балконе. 1931.

 

он пишет идейные и трагические картины

Ќаемник интервентов. 1931.

и вместе с тем продолжает рисовать плакаты

ѕостроим мощный советский дирижабль  лим ¬орошилов. 1931.

ƒадим пролетарские кадры ”рало- узбассу. 1931.

 

ѕлодотворные тридцатые.

 

1932 год можно считать вехой в творчестве јлександра ƒейнеки, новым этапом в развитии его искусства. Ётим годом датируетс€ 

ћать

 - одна из самых значительных его картин, которую —ысоев, биограф художника, называл советским вариантом ћадонны. ƒейнековскому образу матери с ребЄнком на руках предстоит стать классическим. ¬ тридцатые годы колорит в работах художника светлеет, становитс€ м€гче, портреты и пейзажи наполн€ютс€ одновременно реализмом и романтизмом, по€вл€етс€ много женских образов.

ѕроизведени€ ƒейнеки станов€тс€ лиричнее, человечнее и в то же врем€ смелее, индивидуальнее:

ѕолдень. 1932.

Ќочной пейзаж с лошадьми и сухими травами. 1933.

 

 упающиес€ девушки. 1933.

 

¬месте с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стил€х на привычные темы, исторические и спортивные:

 оммунисты на допросе (¬ штабе белых). 1933.

Ѕезработные в Ѕерлине. 1933.

 " ресть€нское восстание"

(эскиз к " ресть€нскому восстанию")

Ѕегуны. 1934

¬ратарь. 1934.



ѕоездка в —евастополь в 1934 году даЄт художнику почву дл€ написани€ р€да новых пейзажей.

¬ажную роль в творчестве ƒейнеки играет и друга€ командировка - загранична€. ¬ 1935 году художник посещает —Ўј, ‘ранцию и »талию. »тогом этого путешестви€ становитс€ р€д городских пейзажей и портретов:

ƒорога в ћаунт-¬ернон. 1935.

‘иладельфи€. 1935.

¬ашингтон.  апитолий. 1935.

"“анцоры в √арлеме". 1935.

 

"Ќью-…орк"

Ќью-…орк. ÷ентральный парк.

 

—амолеты над Ќью-…орком

ѕариж набережна€ —ены. 1935.

"ѕариж. ¬ кафе"

"ѕариж. ѕлощадь согласи€"

 

ѕарижанка. 1935.

"—ен-∆ермен"

"“юильри"

 

—тадион в –име. 1935.

ѕлощадь в –име. 1935.

 

 

 «ащита —евастопол€. Ѕронза. 1947

 

ƒевушка.

 


 

lily hansen

 

 

 

 

 

–убрики:  *∆»¬ќѕ»—№
* впечатлени€ и размышлени€
* отечественное искусство
экспрессионизм
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



vita958   обратитьс€ по имени „етверг, 03 январ€ 2013 г. 23:58 (ссылка)
ќчень он мне нравитс€. „ем дальше, тем больше
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку