-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в »— ”——“¬ќбез√–јЌ»÷

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 29.12.2007
«аписей: 7851
 омментариев: 22673
Ќаписано: 31779


„“ќ Ё“ќ и где наша Ћ»“≈–ј“”–ј ’’I » ’’II ¬≈ ј » “.ƒ.? * ESSAY -=- Muzeum Rondizm -=-

¬оскресенье, 08 ћа€ 2011 г. 00:22 + в цитатник
ё–»…_ ќ—ј√ќ¬— »… все записи автора

Ё“ќ“ ћј“≈–»јЋ Ќ» ќЋјя  ќ‘џ–»Ќј (ѕ»—ј“≈Ћя » ё–»—“ј) ќѕ”ЅЋ» ќ¬јЌ ¬ —ќќЅў≈—“¬≈ „”“№ Ќ»∆≈ - Ќќ я ƒјё ќ“Ќќ—»“≈Ћ№Ќќ ѕќЋЌџ… “≈ —“ „“ќЅџ „»“ј“≈Ћё Ќ≈ ѕ–џ√ј“№ “”ƒј-—ёƒј „“ќЅџ ¬—≈ ЅџЋќ ѕќƒ –” ќ…... (ё. .)

Ќиколай_ офырин  –”—— јя Ћ»“≈–ј“”–ј ¬ XXI ¬≈ ≈                       



„тобы стать грамотным человеком, нужно прочитать всего несколько книг. Ќо чтобы найти эти книги, нужно прочитать сотни других.
Ќедавно € участвовал в работе международного научно-практического семинара «–усска€ литература в XXI веке: ориентиры и ориентации». «аседани€ проходили в –оссийской национальной библиотеке и в рамках —анкт-ѕетербургского международного книжного салона. — докладами выступали известные литературные критики и эксперты по современной русской литературе.
«ѕлохое врем€: все пишут, никто не читает» – гласит запись на древнем папирусе
. (фрагмент - полностью ниже - ё. .)

 аудио ёрий  осаговский - „“ќ Ё“ќ и где наша Ћ»“≈–ј“”–ј * Muzeum Rondizm TV
                 

CHTO-I-GDE-LITERATURA__-2-__ (528x350, 81Kb)

 ј јя Ѕ”ƒ≈“ Ћ»“≈–ј“”–ј в 21 и 22 ¬≈ ≈ ???

‘»Ћќ—ќ‘— »… ¬ќѕ–ќ—

»

„“ќ ≈—“№ Ћ»“≈–ј“”–ј?
природный процесс познани€ в экономных формах образов как в притчах ’риста а не в виде философских научных рассуждений с параграфами или пунктами... разделами и т.д.
============================================ 
где ее искать? - не в издательствах - в блогах т.к. она любит свободу


         это важно пон€ть что есть литература
         - тогда €сно что с ней можно делать и что нельз€

         это процесс не рост интеллекта
          с которым можно было бы манипулировать
          - это природный процесс и важно его не заглушить
          как растет одуванчик например

         тогда ошибочна€ иде€ шлифовать искусство и оттачивать
          редактировать... улучшать - тогда лучше прин€ть его как деторождение

          так думает и ѕушкин "€ никогда не мог ничего у себ€ исправить"
          так думал и ¬альтер —котт "поэзи€ умирает от шлифовани€"
          - а ведь миллионы писателей редактируют

          и шлифуют свои произведени€
         убива€ из естественные формы и убива€ значит и содержание:

          (Ѕулгаков "«аписки на манжетах") "... был —ерафимлвич
         проездом с —евера лекцию читал о “олстом: помните
         у “олстова платок на палке то туда качнетс€ то сюда...
         этикетку писал к водочной бутылке - слово не понравилось
         зачеркнул сверху другое написал... перечитал снова не понравилось
          зачеркнул сверху третье приписал - в конце фраза получилась
         как кованна€: раз прочел - не пон€л... второй раз прочел - не пон€л
          сейчас так пишут..."

          вот три гени€ сговорились и говор€т что не надо редактировать
          ѕушкин... ¬альтер —котт и Ѕулгаков даже в художественной форме...

          вспоминаю что √оголь советовал написать и на мес€ц
         положить в стол а потом что-то вычеркивать (видимо то что будет
         через чур отвлекать от темы - но как хорош √оголь
          именно отвлечени€ми своими)

          редактировать - это все равно что делать ребенку
          пластическую операцию лица
         лишив его черт идущих из глубин мироздани€
         - чудовищна€ глупость...

         где же искать такую чистую неискаженную литературу?
          не в литературном институте - везде где учат там сломают
         естественный рост одуванчика
          - там выращивают ширпотреб усредненный

         да и деньги порт€т - "писать за деньги проституци€" - говорит “олстой
         несколько туповата€ позици€ - ѕушкин сказал раньше
         умнее и тоньше т.е. точнее - "не продаетс€ вдохновенье но
         можно рукопись продать"

         вот водораздел искусства и лукавства

          и тогда под этим пушкинским прицелом мы видим
         что √лазунов и Ўилов - коммерческие поденщики такое у мн€ впечатление
         один пишет на потребу дн€ "то что произведет впечатление"
         а другой угоднические портреты людей с кошельками
         (√лазунов пишет портреты людей с положением)
         - как все это далеко от свободной живописи ¬иктора ѕопкова
          хот€ который кончил институт и был в оковах образовани€

          впрочем и Ўилов с √лазуновым были в оковах образовани€

         но еще большие оковы на себ€
         надела их меркантильность - выгода темы и заказчика
         и это впечатление мне кажетс€ прочитываетс€ в их произведени€х

          наивные они думают по невежеству что этого не видно
          что тема или подробности изложени€ загораживают
         их тайные поползновени€ - но нет природа искусства именно такова
          чтобы тайное стало €вным и прочитывалось
         - ведь искусство и создано природой первоначально как сновидени€
          дл€ кратчайшего обмена образами
          производ€щими впечатление и все впечатлени€ считываютс€ человеческим глазом

         так считываютс€ со страниц советских писателей как правило
         отсутствие искренности и следовательно свободы формы и индивидуальности
          то что написал ‘адеев вполне мог подписать Ўолохов и —ерафимович и √ладков

         и т.д. (сталинские соколы в литературе)

          но то что написал истинный гений литературы
         всегда прочитываетс€ неповторимостью новизны
          Ѕулгаков... ѕлатонов... ≈сенин... ћа€ковский...

         так если не в институтах можно ожидать свободы искусства
         и не в издательствах где производ€т рыночный товар - то где?


         значит в блогах
          - только там € вижу свободу и от давлени€ окружающих
         и от давлени€ меркантильности
         только там € зачитываюсь с удовольствием и наслаждением…

 

                                         ==============

 

              –”—— јя Ћ»“≈–ј“”–ј ¬ XXI ¬≈ ≈


  Ќиколай_ офырин    тобы стать грамотным человеком, нужно прочитать всего несколько книг. Ќо чтобы найти эти книги, нужно прочитать сотни других.
Ќедавно € участвовал в работе международного научно-практического семинара «–усска€ литература в XXI веке: ориентиры и ориентации». «аседани€ проходили в –оссийской национальной библиотеке и в рамках —анкт-ѕетербургского международного книжного салона. — докладами выступали известные литературные критики и эксперты по современной русской литературе.
«ѕлохое врем€: все пишут, никто не читает» – гласит запись на древнем папирусе.
я обратил внимание, что в программке выступлений название семинара звучало иначе: «–усска€ литература XXI века». ћне показалось, что первоначальное название по смыслу шире, поскольку предполагает рассмотрение –усской Ћитературы в контексте общемирового литературного процесса.
Ќасколько за€вленна€ тема оказалась раскрыта, судите сами.


ћарина ѕетровна јЅјЎ≈¬ј, д.ф.н., профессор ѕ√ѕ” (ѕермь), член жюри Ѕукеровского комитета – 2010,
http://pics.livejournal.com/nikolay_kofyrin/pic/00025dk7/"> src="http://pics.livejournal.com/nikolay_kofyrin/pic/00025dk7/s320x240" width="320" height="240" border="0" />
выступила с сообщением «Ћитературна€ преми€ как навигаци€ в современном литературном пространстве». ¬озможна ли навигаци€ как нахождение правильного курса дл€ чтени€ или дл€ создани€ новых текстов? ќтвет – Ќ≈“!
Ћитературные премии сегодн€ утрачивают свой авторитет. ¬ 90-е годы на премии наде€лись как на инструмент идеологической и эстетической децентрализации. —ейчас отсутствие общих навигационных ориентиров вызывает недоверие к премии.
ѕреми€ не столько инструмент дл€ навигации, сколько еЄ измерительный прибор.
 онсенсус, особенно на последнем этапе присуждени€ премии, достигаетс€ чисто арифметическим способом, и довольно часто фаворитом оказываетс€ фигура компромиссна€.
 ритик Ћевинсон предлагал дать премию «Ќќ—» не лучшей книге, а той, котора€ есть сама€ средн€€. «Ќќ—» можно расшифровать как «нынешн€€ отечественна€ словесность»!
 урс нынешней отечественной словесности это курс на массовость, на историю («story»), на приключени€, на карнавальность…
ƒл€ прозы последних лет характерен «журнализм», который выражаетс€ прежде всего в стилистике.
–еалистическа€ тенденци€ отодвигает постмодернистскую.
”спех книги в сетевой среде обеспечиваетс€ сходством с компьютерной игрой.
ќриентаци€ на образцы западной литературы вполне заметна€ сейчас тенденци€ – тенденци€ к универсализму, космополитизму.

 

Ќикита Ћьвович ≈Ћ»—≈≈¬, литературный критик из —анкт-ѕетербурга,
http://pics.livejournal.com/nikolay_kofyrin/pic/00026ez5/"> src="http://pics.livejournal.com/nikolay_kofyrin/pic/00026ez5/s320x240" width="320" height="240" border="0" />
выступил с сообщением «Ћитературна€ преми€ «Ќациональный бестселлер» – показатель литературного процесса». ќн высказал мнение, что проблема литературы – это прежде всего проблема утраты читателей. ¬ позднее советское врем€ читателем была интеллигенци€, часть из которой ныне ушла либо «наверх» в банкиры, либо в библиотекари.
Ќавигатором литературна€ преми€ быть не может, но показателем может быть – точным сколком того, что есть наша литература.  ритики – это клан, и волей-неволей происходит отрыв от читателей.
ѕреми€ «национальный бестселлер» в 10 тыс€ч долларов аккуратно делитс€: 7 тыс€ч $ получает победитель, а 3 тыс€чи $ получает тот, кто выдвинул этого претендента. Ёто своеобразный «откат».

«–усский бестселлер это книга, которую не покупают, а воруют», – дополнил один из участников.

“ать€на ћихайловна  ќЋяƒ»„ д.ф.н., профессор ћѕ√” (ћосква)
http://pics.livejournal.com/nikolay_kofyrin/pic/0002711d/"> src="http://pics.livejournal.com/nikolay_kofyrin/pic/0002711d/s320x240" width="320" height="240" border="0" />
выступила с сообщением «—овременна€ проза: миф или реальность». ќна считает, что произошЄл слом литературной парадигмы, начина€ с идеологии и конча€ внутренним устройством текста. ” литературоведов есть свой круг авторов, который холим и лелеем, а читатель выбирает совсем другое. »нтерес к определЄнным авторам сохран€етс€ именно потому, что в их произведени€х поднимаютс€ общечеловеческие проблемы.
ѕостмодернизм был игрой, игрушкой. Ќыне на нашу жизнь вли€ют коммерческие проекты.  нига сегодн€ стала продуктом. —уществует даже такой термин как «бизнес-роман». Ћитература создаЄтс€ под определЄнный формат, книга €вл€етс€ товаром, получа€ пр€мую или косвенную пиар-поддержку. ћногие книги читаютс€ только потому, что они включены в определЄнную серию.
„итател€ интересуют обычные люди, поставленные судьбой в сложные рамки.
“екст динамично-компьютерный останетс€, если насытитс€ диалогами, реальным построением, детективной интригой. Ќо будет ли присутствовать глубина, философи€, наши два традиционных вопроса «кто виноват?» и «что делать?»
—овременной литературе нужен баланс рассуждени€ и повествовани€.
Ѕольшие по объЄму тексты сегодн€ не востребованы. „итател€ привлекают семейные саги, книги с мистической составл€ющей.
«акончилась эпоха высокой моды, наступила пора литературы дл€ повседневной носки.
«я не вижу возможностей и способов воспитани€ сегодн€шнего читател€. Ќо € считаю, что такой читатель придЄт, когда мы уйдЄм от коммерциализации».
80% ћосковского ƒома книги принадлежит одному человеку, который нав€зывает свою позицию.

ќдним из участников было высказано мнение, что литература ныне вступила в полосу свободы, и это самое лучшее и дл€ авторов, и дл€ читателей. Ќадо перестать говорить, что книга должна воспитывать. ќдно дело – читать книги, другое дело – их продавать. ¬едущие издательства «ј—“», «Ёксмо» не раскручивают авторов, выход€щих тиражом 3 тыс€чи экземпл€ров. —тандарт – 15 тыс€ч экземпл€ров.

ћари€ јлександровна „≈–Ќя  – д.ф.н., профессор –√ѕ” им. ј.».√ерцена (—анкт-ѕетербург)
http://pics.livejournal.com/nikolay_kofyrin/pic/000285d2/"> src="http://pics.livejournal.com/nikolay_kofyrin/pic/000285d2/s320x240" width="320" height="240" border="0" />
привела любопытные данные опроса «„то такое современна€ литература?»
«—овременна€ литература – это отражение попыток человека уйти от одиночества и возвращение к нему». «—овременна€ литература – это краеугольный камень непрофессионализма со скороспелостью, жаждой наживы». «Ёто прошлое, которое описали сейчас, поэтому часто она мне не интересна; это чужой опыт, мне нужно свой». «—овременна€ литература больше разобщает, чем воспитывает; чтиво на один раз». «Ёто больша€ помойка, но и на ней иногда удаЄтс€ найти гениальные цветы жизни». «“олько круглый дурак продолжает что-то понимать в современной литературе, а специалист давно уже утратил точное единообразно пон€тие еЄ». «—овременна€ литература – это попытка автора описать нашу сумбурную действительность, сдобрить нетривиальными геро€ми с породистыми тараканами и приправить всЄ это извечными проблемами».

ќльга ѕетровна Ћ≈Ѕ®ƒ”Ў »Ќј, к.ф.н., доцент, литературный критик (г.Ѕалашов) выступила с сообщением «јнтологи€ и сери€: способы навигации, поиска и отбора».

–оман Ёмильевич ј–Ѕ»“ћјЌ (Ћев √урский) – писатель из —аратова – рассказал о роли внелитературных обсто€тельств в деле продвижени€ книги к читателю.

—ергей ‘Єдорович ƒћ»“–≈Ќ ќ – шеф-редактор газеты «Ћитература» издательского дома «ѕервое сент€бр€», к.ф.н., литературный критик из ћосквы – выступил с докладом «—овременное чтение современного российского учител€ литературы (из опыта изучени€ и управлени€)».

Ќадежда ≈вгеньевна Ѕ≈Ћя≈¬ј – ст.преподаватель кафедры библиотековедени€ и библиографии ќ√»»  (ќрЄл) рассказала о художественной литературе в —ети, как и что читают молодые.

Ќќ¬» ќ¬ј Ћиза ¬ладимировна (литературный критик из ћосквы)
http://pics.livejournal.com/nikolay_kofyrin/pic/000293w5/"> src="http://pics.livejournal.com/nikolay_kofyrin/pic/000293w5/s320x240" width="320" height="240" border="0" />
за€вила, что выбор книг определ€етс€ не литературными преми€ми. Ќа читательский интерес сохран€етс€ вли€ние политики.
«адача критика – понимать, что действительно есть наше врем€, в котором огромные политические и социальные проблемы. Ќадо продолжать писать о том, что кажетс€ насто€щим.
 ритику приходитс€ иметь дело с таким развившимс€ в последнее врем€ €влением как интернет-критика. Ќо при этом всЄ равно должна существовать критика профессиональна€.

≈вгени€ ¬≈∆ЋяЌ (¬оробьЄва ≈вгени€ »сааковна), к.ф.н., доцент ћ√ѕ», литературный критик, поэт из ћосквы,
http://pics.livejournal.com/nikolay_kofyrin/pic/0002akbw/"> src="http://pics.livejournal.com/nikolay_kofyrin/pic/0002akbw/s320x240" width="320" height="240" border="0" />
в своЄм докладе попыталась доказать, что проза и поэзи€ это разные пространства. Ћитература ассоциируетс€ прежде всего с поэзией. ѕоэзи€ – это то, что пишут поэты. ј проза – это то, что пишут люди, признаваемые прозаиками.
≈сть ли у нашей литературы мисси€? – справедливо спрашивает ≈вгени€ ¬ежл€н.

ƒмитрий ѕетрович Ѕј  («человек из телевизора»), ∆анна √еоргиевна √алиева и “ать€на ¬ладимировна —оловьЄва – из центра исследований новейшей русской литературы –√√” (ћосква) рассказали о своих проектах.
∆анна √еоргиевна √алиева поведала, что в –√√” уже по€вилась сама€ насто€ща€ литературна€ преми€ «—туденческий Ѕуккер», есть спонсор, сво€ структура, проекты при поддержке фонда «–усский Ѕуккер», и с 2004 года каждый год этот проект проводитс€.

“ать€на ¬ладимировна —оловьЄва рассказала о проекте «“раектори€ чтени€» – таком наиболее приближенном к жанру ток-шоу меропри€тии. ¬ центре каждого меропри€ти€ проблема. «адача не просто продвинуть какую-то книжку, а обсудить актуальную проблему или вы€вить какую-то тенденцию.

ƒмитрий ѕетрович Ѕј  сказал: «мы не знаем, что должно быть в современной литературе, мы не знаем никаких готовых рецептов, касательно того, как еЄ доносить до студентов; но мы убеждены в том, что прежде чем строить теории, давать рецепты, надо сдать материал…
¬ообще способность вести разговор на каком-то уровне, а не скатыватьс€ к тому тону, который иногда бывает в разговорах о новейшей литературе, когда просто какие-то ни на чЄм не основанные суждени€, что хорошо, что плохо, что должно быть, что не должно быть, повисают в воздухе без вс€кой опоры…
√лавное избавитьс€ от позитивистского убеждени€, что вот есть две головы, в одной чего-то не хватает, а в другой избыток…
» главное – минимум отстранЄнного высокомери€! ѕотому что € убеждЄн, что неизвестно, кто кого учит, когда мы говорим об актуальной литературе...»

я решил спросить у знаменитого эксперта, каковы же основные тенденции развити€ русской литературы в двадцать первом веке?
ƒмитрий Ѕак отказалс€ отвечать на мой вопрос, за€вив, «что это не имеет отношени€ к докладу». ћне отказ показалс€ странным, поскольку тема конференции этому и была посв€щена. я попыталс€ указать на существенные различи€ в названи€х семинара: «–усска€ литература в XXI веке» и –усска€ литература XXI века». ƒмитрий Ѕј  не увидел различий, но признал, что это опечатка.

ѕоскольку ведущий эксперт по новой русской литературе ƒмитрий ѕетрович Ѕј  отказалс€ отвечать на мой вопрос, € решил съездить на —анкт-ѕетербургский международный книжный салон, чтобы из первых рук узнать от читателей, издателей и продавцов, какой же они вид€т русскую литературу в XXI веке.

ћнени€ опрошенных мною людей распределились по трЄм основным группам. ќдни вид€т будущее русской литературы в философском осмыслении действительности, другие утверждают, что доминирующим трендом останетс€ развлекательность, третьи считают, что литература будет развиватьс€ во все стороны и станет мультикультурной.

ѕо моему мнению, русска€ литература XXI века будет литературой смысла, поиском ответов на вечные вопросы быти€. Ќо, наверное, необходимо потр€сение, чтобы люди пон€ли важность размышлений о смысле жизни и цели человеческого существовани€.

Ќа развитие русской литературы в XXI веке будут оказывать вли€ние три основных фактора:
ѕ≈–¬џ… ‘ј “ќ– – Ё ќЌќћ»„≈— »….
¬ –оссии ежегодно выходит примерно 60 тыс€ч книг. —тоимость бумажных изданий растЄт, трудности распространени€ и реализации увеличиваютс€. Ѕумажные книги не выдерживают конкуренции с доступными каждому бесплатными электронными копи€ми в »нтернете.
¬ стране 145 тыс€ч библиотек. ¬ российской национальной библиотеке в ѕетербурге почти 40 млн. единиц хранени€. ≈жегодное пополнение библиотек даже минимальным количеством печатных изданий обходитс€ казне несравнимо дороже, чем обновление электронными верси€ми. »нтернет также позвол€ет значительно увеличить количество наименований обновл€емых изданий. Ќо этому мешает законодательство об авторском праве, которое, безусловно, будет преодолено или изменено.
Ёлектронные книги скоро окончательно вытесн€т массовые бумажные издани€.  нижный бизнес уже постепенно уходит в сферу торговли авторскими правами. ѕоэтому инициаторами продлени€ срока авторского права выступают именно медиамагнаты, владеющие огромными пакетами авторских прав.
»нтернет сводит на нет тиражи печатных изданий, а значит, и доходы писателей. ¬р€д ли профессиональный литератор согласитс€ издаватьс€ бесплатно. ѕрофесси€ «писатель» постепенно исчезнет. ”спех автора будет определ€тьс€ не тиражами, а силой его идей.

¬“ќ–ќ… ‘ј “ќ– – “≈’ЌќЋќ√»„≈— »…
ƒальнейшее развитие интернета, приЄмо-передающих, копирующих и считывающих устройств позволит иметь доступ к огромным источникам информации. ”же в ближайшем будущем литература будет существовать на электронных носител€х, и с текстами читатель сможет ознакомитьс€ всегда и везде.
Ќа смену печатным текстам приход€т аудиокниги. ‘илологи уже отказались от разделени€ письменное и устное. ¬место «устного» говор€т «звучащее» слово, «звучаща€ речь» и т. д. «вучащее слово – особый феномен. ќно обладает особыми свойствами и колоссальными возможност€ми, по сравнению с написанным.
“екст постепенно вытесн€ет и видео. ¬сем известно, что чтение с экрана затруднительно – глаза устают. Ёкран монитора предназначен скорее дл€ видео, чем дл€ прочтени€ больших текстов.
¬ то врем€ как доверие к изображению ещЄ сохран€етс€, к печатному слову неуклонно падает.
¬идеоролик обладает несомненными преимуществами перед текстом. ¬о-первых, смотреть гораздо при€тнее и легче, чем читать текст. ¬о-вторых, видеоролик позвол€ет более объЄмно выразить не только свои мысли, но и чувства через изображение и музыку. ј если в ролике используютс€ ещЄ и спецэффекты, то это делает послание ещЄ более впечатл€ющим.
 нига будущего будет представл€ть собой сложное творение, содержащее текст, фотографии, видео, аудиозапись и компьютерные спецэффекты.



“–≈“»… ‘ј “ќ– – »ƒ≈ќЋќ√»„≈— »…
√лобализаци€ мира, с одной стороны, и потребительска€ идеологи€, с другой стороны, оказывают существенное вли€ние на облик потребител€ современной литературы. √лавное свойство человека ныне – быть потребителем. ѕоэтому книга всЄ более становитс€ товаром и всЄ менее источником преображени€.
„тобы быть восприн€той в мире, русска€ литература должна приспособитьс€ к общемировым тенденци€м и в то же врем€ быть на уровне творений Ћьва “олстого, ‘Єдора ƒостоевского, јнтона „ехова. »менно с русской литературой ассоциируетс€ велика€ русска€ культура.
Ќо должен, наверное, произойти некий социальный катаклизм, чтобы люди вновь ощутили потребность в литературе, затрагивающей вечные вопросы быти€.

ѕолагаю, что в современной литературе можно выделить условно ƒ¬ј “–≈Ќƒј: литература, котора€ предлагает не думать («отправь мозги в отпуск»), и литература, котора€ предлагает задуматьс€ (даЄт пищу дл€ души и ума). ѕерва€ отчЄтливо ориентирована на развлекательность, отдых, усладу дл€ читател€ (потребител€). Ёта литература – бизнес, или часть бизнеса! ќсновна€ цель представителей данной литературы – заработать! » они не стесн€ютс€ это признать.

¬“ќ–јя “≈Ќƒ≈Ќ÷»я – это литература духовного содержани€ (не путать с религиозной), котора€ предлагает задуматьс€ над происход€щим вокруг и в себе. Ёта литература, если не полностью бескорыстна, то, во вс€ком случае, не €вл€етс€ бизнесом, поскольку ставит своей целью не зарабатывание денег, а приобщение читател€ к высшим идеалам человеческой культуры и образцам человеческой жизни.

ќгромное количество напечатанных книг ныне представл€ют ценность лишь как макулатура. ј сколько усилий затрачено на их написание, издание, распространение!..
Ќедавно нашЄл у метро брошюру общества ««нание» (є2 1979 год) «Ћетопись нашей эпохи». ¬ главе «—оветский образ жизни и будущее нашей литературы: опыт прогнозировани€» доктор филологических наук ё.ј.јндреев  пишет: «Ћитература должна пристально и внимательно, с позиций марксизма, вооружа€сь ленинской партийностью, проникать во взаимоотношени€ индивидуального и общественного быти€… ”глубление социального анализа так же, как психологизма и историзма, будет сопутствовать развитию социалистической, правдивой по самой своей сути литературы».

¬ 1974 году в ѕариже известный французский теоретик –.јльберас опубликовал книгу «Ћитература – горизонт 2000 года». ќн утверждал, что к началу нового тыс€челети€ господствующим приЄмом станет внутренний монолог, категории времени и пространства будут полностью трансформированы, не будет ни начала, ни конца, ни причин, ни следствий; характер геро€ размоетс€ и исчезнет, личности не будет, настанет врем€ анонимов, персонажей-масок без индивидуальных признаков. ќтказ от логики и грамматики станет абсолютным и господствующим. «Ѕудущее принадлежит непон€тным книгам»!

—егодн€ литературный процесс превратилс€ в бизнес, мало чем отличающийс€ от прочих видов бизнеса, где главную скрипку играет потребитель, то есть читатель.
Ќыне писатели – «производители литературы». Ћитературные премии стали частью книжного бизнеса по раскручиванию того или иного автора.
Ќи дл€ кого уже не секрет, кому и почему даютс€ литературные премии (читай работу французского исследовател€ ѕьера Ѕурдье «ѕоле литературы»). „тобы получить литературную премию нужно: а\ выдавать ежегодно литературный продукт неважно какого размера и качества, но об€зательно ежегодно, и лучше не один; б\ нужно обладать высоким модусом внутригруппового участи€ (проще говор€, участвовать в литературных тусовках и быть «в обойме»); в\ демонстрировать ло€льность к определЄнным темам и политическим услови€м.

Ќа мой взгл€д, важно не премию получить, и остатьс€ в истории литературы, или что ещЄ лучше – в человеческих сердцах как можно большего количества людей.
 ак справедливо заметил ƒжеймс Ѕаллард: «Ћюбой дурак может написать роман, но продать его – только гений!»

ƒл€ кого-то книга товар, а дл€ мен€ – исповедь. »споведью не торгуют!
ƒл€ издателей € не интересен, поскольку на мне невозможно заработать. ¬се свои произведени€ € выкладываю в »нтернет дл€ бесплатного скачивани€.
я принципиальный противник института наследовани€, в том числе и наследовани€ авторских прав. ћне предлагали купить авторские права на мой роман в обмен на его опубликование. я – отказалс€.
я раздел€ю позицию Ћьва “олстого: каждый должен жить тем, что сам лично заработал!
«“ака€ мани€ – это писательство. «а деньги писать, – говорил Ћев “олстой. – Ёто как есть, когда не хочетс€, или как проституци€, когда не хочетс€ предаватьс€ разврату».

ѕрофессиональные писатели и профессиональные критики не хот€т замечать Ќовую –усскую Ћитературу, поскольку одним из еЄ принципов €вл€етс€ бескорыстность мотивов творчества. ћало кто способен творить бескорыстно.

«вание «писатель» обесценилось. Ќынче писател€ми стали футболисты, артисты, политики… ѕисател€ уже никто не воспринимает как совесть народную. ѕисатель ныне жалкий фигл€р, пытающийс€ любыми средствами привлечь к себе внимание читателей, готовый на любой пиар, любой эпатаж, делающий перфоманс из собственного эксгибиционизма.
≈сли и ёли€ ¬ысоцка€ – писатель, и  сюша —обчак – писатель… то € в таком случае – неписатель!
ѕисатель не професси€, а призвание и служение. ¬озможно, даже долг! Ќасто€щий писатель — это ѕророк, потому как его совестью Ѕог судит происход€щее.

Ќедавно со мной случилс€ любопытный казус.  аждый год € заполн€ю анкеты дл€ получени€ необходимого разрешени€. ¬ этом году € заполнил, как и всегда, но молоденька€ девушка-клерк потребовала, чтобы € указал юридический адрес работодател€, поскольку, по еЄ словам, «все писатели об€зательно должны где-то работать, например, в типографии».

ћен€ многие называют писателем, некоторые считают поэтом. Ќо как говорила јнна јхматова, «не понимаю € этих больших слов: поэт, биль€рд…».
Ќазывать себ€ поэтом, и быть поэтом – не одно и тоже. ƒа и нескромно это…
¬ажно не то, кто себ€ как называет, а как назовут нас в будущем.

ѕоэт это не тот, кто пишет стихи. Ёто тот, кто может уловить и поэтически выразить настроени€ и чувства в рифмованном стихе (иногда верлибром).
Ћично € пишу и прозу, и поэзию в едином контексте, не разграничива€ их, и не называю себ€ поэтом или прозаиком.

 огда признань€ нет, поэт, увы, свободен, когда известен — раб пустой толпы. ќн лишь тогда ей на потребу годен, когда творит за деньги, без любви. Ћишь без наград, без вс€кого признань€, вдали от липкой жизни суеты творит он дл€ себ€, как в пока€нье. ќн ƒара раб, а не людской молвы!
— —тихи забудут, рукопись сгорит.
— Ѕыть может, вспомн€т добрыми словами?
— Ќе пам€ти нам нужен монолит, а то, с какими мы умрЄм сердцами!

я раздел€ю точку зрени€ французского писател€ ѕьера ћишона, что адресат нашего творчества – Ѕќ√!
» € согласен с Ѕорисом ѕастернаком: «÷ель творчества – самоотдача!»

«≈сли не уверен, что твои произведени€ будут читать через сто лет, не стоит и бумагу марать. ћожно опубликовать тома, а на слуху останутс€ только строчки. “ак что справедливо, когда насто€щий талант оцениваетс€ после смерти.  упить посмертную славу невозможно. “олько ¬ечность даЄт истинную оценку. “алант писател€ и состоит в умении разгл€деть в случайном закономерное, выделить в суетном неизменное, чтобы перевести временное в вечное».

«Ќасто€щий писатель — не сочинитель; он лишь отражает жизнь, ибо сочинить правду невозможно, можно лишь еЄ отразить. ѕравда выше вымысла! ј выше правды ѕоэзи€ правды! я видел “айну, и хочу, чтобы еЄ увидели другие. ћо€ задача не учить читател€, а побудить его вместе разгадывать “айну. » дл€ мен€ счастье, если читатель откроет в тексте больше смыслов, нежели открыл €. я хочу помочь человеку задуматьс€, создаю пространство дл€ размышлений, не нав€зыва€ своего мнени€, поскольку каждый должен сам постичь себ€ и загадку мироздани€».

ѕисатель ќльга —лавникова права, когда говорит, что книга уже не вызывает сочувстви€, а сохран€етс€ лишь интерес к книгам, написанным на основе реальных событий.
ќба моих романа построены на реальных событи€х, а второй – «—транник»(мистери€) – так и называетс€ «роман-Ѕыль».

ѕублику€ свой роман, € не имел цели заработать денег или стать известным. я писал ради того, чтобы помочь своим опытом самоспасени€ тем, кто оказалс€ в схожей трудной ситуации.
÷ель моего творчества – не других переделать, а себ€ создать!
√лавный итог прожитой жизни — не количество написанных книг, а состо€ние души на пороге смерти.

ћы живЄм во врем€ утраты литературоцентризма. Ћитература в современном обществе нужна прежде всего самим литераторам. ¬озникает ощущение исчерпанности слова, его девальвации. ѕишетс€ много, а перехода количества в качество не происходит.

„итателю в современной жизни от книги нужен релакс. ”же все забыли, что чтение книги – это труд души и ума. Ќикто не хочет тратить деньги, заработанные нелЄгким трудом, на то, чтобы ещЄ трудитьс€. Ћюди хот€т развлечений! ’леба и зрелищ! » в этом трудно их упрекнуть. “ак было всегда.

я ничего не имею против развлекательной литературы – она тоже нужна. Ќо весь вопрос, чего должно быть больше: литературы дл€ отдыха или литературы дл€ размышлений?

¬ –оссии никогда не было насто€щей философии, и все идеи предлагались литераторами. ¬ школе нам рекомендуют читать именно те книги, которые наполнены духовным опытом, учат жизни. Ёто «√оре от ума», «ћЄртвые души», «ѕреступление и наказание», «¬ойна и мир»…

—егодн€ литература перестала быть откровением. ѕисатель уже не учитель жизни, а литература не квинтэссенци€ мудрости, – в лучшем случае «чтиво», способное развлечь во врем€ поездки в транспорте.
Ќа смену критическому реализму и социалистическому реализму, приходит метафизический реализм, реализм мистический, трансреализм, сверхреализм, реализм пост-постмодернизма, в котором все взгл€ды, даже самые безумные, имеют право называтьс€ реальностью.

Ћитература это динамический энергетический процесс, открыта€ динамическа€ система. ¬ попытке универсального объ€снени€ мира, литература всЄ смелее вторгаетс€ в области, которые дл€ науки как реальность не существуют.
Ќи один философ не способен на то, к чему литература предназначена — просто говорить о сложном. Ћитература может то, на что не способна никака€ наука — поразить сердца людей »стиной! Ёто и долг литературы, и еЄ предназначение — сердцем »стину постигать!

—егодн€ от литературы ждут новых идей и нового видени€, а не переливани€ из пустого в порожнее. √лавна€ проблема, как и всегда, это проблема идеала в современной жизни. “акое впечатление, что у современных людей вообще нет идеала.

Ќа смену литературе разрушени€ (постмодернизма) сегодн€ приходит нова€ русска€ литература созидани€ и конструктивизма!
ƒл€ мен€ литература – это живое слово, способное выразить сокровенное и преобразить человека.
Ћитература, если она насто€ща€, способна измен€ть сознание людей, а значит и саму жизнь!
«адача литературы — формировать новые идеалы, вспомина€ ¬ечные истины, доказывать их необходимость и возможность!
»скусство слова — кое и есть литература — состоит в умении проникнуть в сердце, и, покорив его, заставить разум побуждать людей творить добро без огл€дки, вызвать чувства, которые лучше любого доказательства убед€т в необходимости любить несмотр€ ни на что.
Ћитература — это крик, зов к человеку, призыв к лучшему в человеке!»
(из ƒекларации Ќовой –усской Ћитературы – в моЄм романе-быль «—транник»(мистери€)



∆елающие полностью прослушать дискуссию, могут скачать аудиофайл в формате dvf (три часа) по ссылке дл€ скачивани€: http://files.mail.ru/QKGBEN
ѕлагин от Sony http://www.nch.com.au/scribe/sony.html

P.S. „итайте другие мои статьи по данной проблеме: « нига XXI века», «–ецепт хорошей литературы», «—колько стоит критика», «„то убивает литературу», «ѕетербургские фундаменталисты от литературы», ««агадки петербургского текста», « ому и за что дают литературные премии», «»нтернет и литература».

ј как ¬ы считаете,  ј ќ… Ѕ”ƒ≈“ –”—— јя Ћ»“≈–ј“”–ј ¬ XXI ¬≈ ≈?

____________________________________________________________________________________________________________________

—ћќ“–≈“№ ¬»ƒ≈ќ ¬ ∆”–ЌјЋ≈ Ќј ћјЋќћ Ё –јЌ≈






 

                                                    *

 

 

 

 

–убрики:  *ѕќЁ«»я
*ѕ–ќ«ј
* впечатлени€ и размышлени€
ћетки:  

tot_imenno_TOT_VERHNIY   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 08 ћа€ 2011 г. 08:38 (ссылка)
ё–»…_ ќ—ј√ќ¬— »…,

Ќикакой блог не заменит прелестную книгу...“ак мне кажетс€.≈сли книга пропадет...пропадет и то наслаждение самого воспри€ти€ мира...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку