-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в јскетика_Ћичный_опыт

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 14.12.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 457


ћолитвенное правило.

ѕ€тница, 29 ‘еврал€ 2008 г. 14:55 + в цитатник
¬асилий_√агарин все записи автора Ѕорюсь с искушением нарушить собственные правила, и вместо своего поста вставить большую цитату из книжки еп. »ллариона јлфеева о молитве. Ќо все же сдержусь. ¬ладыка , рассужда€ о молитвенном правиле, говорит что нет такой непреодолимой необходимости использовать в качестве утренней и вечерней молитвы только помещенные в молитвослове тексты, говорит что главное посв€тить это врем€ Ѕогу, можно почитать другие молитвы, или даже ≈вангелие.
ћы с женой частенько откладываем молитвослов, когда устали например и привычные вечерние молитвы гроз€т превратитьс€ из молитв просто в чтение трудных текстов, или наоборот после причасти€, когда хочетс€ чего то очень прадничного и другого.
≈сть особенна€ трогательна€ красота и в строгом следовании уставу, иногда хочетс€ прочесть все "правильно" - малое повечерие, каноны...
Ќо мне кажетс€ и так можно.
 то нибудь еще практикует так? или может как нибудь еще по другому правило исполн€ете?



“рехголовый   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 29 ‘еврал€ 2008 г. 15:01 (ссылка)
Ќе знаю, насколько это правильно, но мы тоже так делаем. ћы очень долго читали молитвы с маленьким ребенком. Ќа ночь читали "ќтче наш", "Ѕогородице дево радуйс€" и "√осподи, иже согреших..." –ебенок растет, молитвы прибавл€ютс€, но "правило" домашнее получаетс€ неканоничным. ≈ще прибавл€ем о здравии, где молимс€ за всех домашних, и об упокоении, где поминаем близких нам умерших.
ј молитвослов читает каждый взрослый отдельно.
јн€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“рехголовый   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 29 ‘еврал€ 2008 г. 15:07 (ссылка)
¬от такое выкопала. —отрите, если нарушаю правила сообщества. ѕересказывать некогда.
"...¬ы говорите:"“олько бы молилс€ человек, какими бы то ни было словами". —огласен и прибавл€ю, что в простоте верующий иногда нестройными словами молитс€ лучше разумеющего, чему есть пример в сказании отцов. Ќо иное молитьс€ дл€ себ€, иное публиковать ее дл€ употреблени€ другим. ÷ерковь даЄт нам молитвы, вз€в из устава св€тых, чтобы молитвы были хороши и с чувством, и примером и разумом. Ќеправ тот, кто предлагает другим свои бестолковые выражени€ молитвы.
...
¬ы говорите, что молитва не учение догматическое. ќп€ть говорю, что иное молитва про себ€, иное предлагаема€ публично дл€ употреблени€ многих. —и€ должна быть заботлива верна и догматически. Ќе за сию ли черту молитв страдал преподобный ƒионисий..."

»з письма —в€тител€ ‘иларета (ƒроздова) наместнику “роице-—ергиевой Ћавры ѕреподобному јнтонию (ћедведеву) 30 июл€ 1848 г.
»меетс€ в виду ѕреподобный ƒионисий –адонежский (1570-1633), ратовавший за исправление ошибок.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬асилий_√агарин   обратитьс€ по имени Ѕез заголовка ѕ€тница, 29 ‘еврал€ 2008 г. 15:20 (ссылка)
Ќасчет неканоничности - о 17 века не было ни утренних, ни вечерних молитвв том виде как они сейчас у нас есть. “ак что они в какой то мере вообще неканоничны - раньше читали утреню, вечерню, полуношницу...
Ќо и со св€тителем ‘иларетом спорить не резон) . ѕравило нужно и наши утренние и вечерние молитвы очень хороши и подобраны прекрасно. ј то может показатьс€ что € против них выступаю.
я просто слышал еще такую точку зрени€ - батюшка а так вот хочетс€ псалтирь (или там еще что нибудь) почитать - можно? ћожно но только после того как все вечернии прочтешь. “о ест получаетс€ что вечерни никак не обойти - умри но прочти. ¬от как раз про это владыка и пишет (все таки процитирую)


"ѕомню, когда € прин€л монашеский постриг (мне тогда было двадцать лет), € обратилс€ за советом к опытному духовнику и спросил его, какое у мен€ должно быть молитвенное правило. ќн сказал: "“ы должен ежедневно вычитывать утренние и вечерние молитвы, три канона и один акафист. „то бы ни случилось, даже если ты очень устал, ты об€зан их прочитать. » если даже ты вычитаешь их поспешно и невнимательно Ц не важно, главное Ц чтобы правило было вычитано". я попробовал. ƒело не пошло. ≈жедневное чтение одних и тех же молитв привело к тому, что эти тексты быстро надоедали.   тому же, каждый день € много часов проводил в храме на службах, которые мен€ духовно питали, насыщали, окрыл€ли. ј вычитывание трех канонов и акафиста превращалось в какой-то ненужный "довесок". я начал искать другой совет, более мне подход€щий. » нашел его в творени€х св€тител€ ‘еофана «атворника, замечательного подвижника XIX века. ќн советовал молитвенное правило исчисл€ть не количеством молитв, а тем временем, которое мы готовы посв€тить Ѕогу. Ќапример, мы можем вз€ть себе за правило молитьс€ утром и вечером по полчаса, но эти полчаса должны быть полностью отданы Ѕогу. » не так важно, читаем ли мы в течение этих минут все молитвы или только одну, или, может быть, один вечер мы целиком посв€тим чтению ѕсалтири, ≈вангели€ или молитве своими словами. √лавное, чтобы Ц мы были сосредоточены на Ѕоге, чтобы внимание наше не ускользало и чтобы каждое слово доходило до нашего сердца. Ётот совет мне подошел. я, впрочем, не исключаю, что дл€ других более подход€щим окажетс€ полученный мною совет духовника. «десь многое зависит от индивидуальности человека. "
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Natalia_Guzik   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 29 ‘еврал€ 2008 г. 15:28 (ссылка)
ћне сегодн€ ночью мамочка ребенка-инвалида из „итинской области прислала коротенькую смс: "ћолимс€".  огда она только прин€ла —в€тое  рещение мы договорились, что во вс€ких сложных ситуаци€х будем просить помощи вот так. », конечно, в 4 ночи ни о каком правиле речи не идет. ѕросто читаем Ѕогородицу. Ќо то, что эта обща€ молитва приносит облегчение, дл€ нас как-бы знак того, что мы не одиноки в беде.
Ќе знаю, ответила ли на вопрос... Ќо у нас вот так: посто€нно с Ѕогородицей, а правила - по силам.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“рехголовый   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 29 ‘еврал€ 2008 г. 15:34 (ссылка)
¬асилий_√агарин, св€титель говорил, что публиковать молитву нельз€, не выверив ее богословски. —вт. ‘иларет же автор ни одного литургического произведени€, да и молитвы новые, созданные св€тыми 18 века публиковались. ј устна€ молитва, как пишет здесь —вт ‘иларет, может быть даже свободной.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕотопешка   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 29 ‘еврал€ 2008 г. 17:40 (ссылка)
”тром стараюсь все вычитывать, как положено, добавл€€ 90 псалом, "ƒа воскреснет Ѕог..." и молитву ќптинских старцев, »оанна  ронштадского. ј вот вечером... ћне ужасно стыдно, но чаще всего сил хватает только на ѕравило Ѕатюшки —ерафима и то бывает уснешь где нибудь в середине...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“рехголовый   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 29 ‘еврал€ 2008 г. 17:52 (ссылка)
Ќе тот кто писал уже писал. ”тром, к сожалению правило выгл€дит как "от ”ниверситета до ѕреображенки" (прошу прощени€ у немосквичей, но толковее не объ€сню). —колько успеваю прочитать столько успеваю. —осредоточенность соответствующа€. ¬ечером как получитс€. ≈сли ложусь не в 4 или 5 утра то стараюсь прочитать все, если в это врем€ только начало и конец, по силам.
“ак что, чтение "неканонического" набора с ребенком праздник и отдохновение от суеты. ¬озможность вслушатьс€ в слова молитвы и при этом не думать что ноги отдавили или что, глаза сами спички жаждут (((
јлексей
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
_«аметки_на_пол€х_   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 29 ‘еврал€ 2008 г. 19:20 (ссылка)
я все же считаю, что утреннее и вечерниее правило читать надо: это дисциплинирует, что ли. (в том плане, что должно быть что-то конкретное, исполн€емое ежедневно в полном объеме). ј все остальное (псалтирь, акафисты, какноны, апостол) по времени, желанию и согласованию с духовником.
“еперь немного приходского опыта. приходилось слышать как:
1. ѕрихожанка подошла к батюшке за благословением читать каждый день акафист ее либимому св€тому, на что получила ответ: "“ы сначала свое об€зательное правило научись должным образом читать, не свод€ его к краткому —ерафима саровского, читаемого по дороге из лифта к автобусной остановке, а потом мы с тобой поговорим и о чем-то дополнительном.
2. Ќа тот же вопрос другому лицу батюшка ответил: "ћожно хоть всю псалтирь в день вычитывать, а смысл? Ќад собой надо больше работать, над собой... Ќад своим отношением к люд€м, в первую очередь. √осподь не спросит с теб€, сколько ты кафизм в день вычитала"

«.џ. ƒумаю, нет ничего плохого в том, чтобы при переполн€ющей душу радости прочитать акафист любимому св€тому либо под настроение несколько глав ≈вангели€, но чтоб это не было в ущерб установленному утреннему и вечернему правилу.
ƒа, у мен€ тоже бывает (особенно в конце недели), что € вечером беру в руки молитвослов, смотрю в книгу, а вижу... в общем, ничего уже практически не вижу, но, тем не менее, € ставлю таймер на 20 минут и стараюсь эти 20 минут читать размеренно (чтобы не было соблазно побысрее прошелестеть страницами, прочитав правило "по диагонали")и насколько возможно внимательно, собранно и с душой; с искренней надеждой на то, чо √осподь примет хот€ бы мое старанее и это пусть небольшое, но врем€, в которое € честно пыталась сосредоточитьс€ на читаемом.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“рехголовый   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 29 ‘еврал€ 2008 г. 19:28 (ссылка)
»звините за необразованность, а что такое правило —ерафима —аровского (€ собственно кроме классического правила из "нормального молитвослова" и не знаю других.
» второй вопрос, как "по правилам" ))) читать псалтырь?
јлексей
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬асилий_√агарин   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 29 ‘еврал€ 2008 г. 19:32 (ссылка)
_«аметки_на_пол€х_,
а еп.»лларион , повтор€€ свт. ‘еофана кстати, утверждает что сами по себе молитвы правила не самоцель , а способ пробудить душу. “о есть это костыль, который учит ходить. » если чувствуешь, что пошел сам костыль можно отложить.
ты говоришь "ƒумаю, нет ничего плохого в том, чтобы при переполн€ющей душу радости прочитать акафист любимому св€тому либо под настроение несколько глав ≈вангели€, но чтоб это не было в ущерб установленному утреннему и вечернему правилу."
а почему об€зательно чтобы не в ущерб? а почему иногда не вместо? что в этом плохого?
ƒисциплина мне кажетс€ должна быть в том чтобы неукоснительно молитьс€, а идеал нашей молитвы должен быть в том чтобы мы не нуждались в молитвословах вообще. ѕусть он дл€ большинства недостижим, но можно мне кажетьс€ добитьс€ хот€ бы 5 минутной молитвы "от себ€".
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
_«аметки_на_пол€х_   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 29 ‘еврал€ 2008 г. 19:33 (ссылка)
“рехголовый,  раткое правило —ерафима —аровского включает в себ€ прочтение "ќтче наш" трижды, "Ѕогородице..." трижды и "¬ерую..." один раз... ≈го благословл€етс€ читать в случае т€жкой болезни, например, ну или в других исключительных случа€х, когда прочтение правила 9полного0 не представл€етс€ возможным по каким-либо причинам.
Ќу а псалтирь, как правило, читают по 1-2 кафизме в день с поминанием на "—лавах..." о здравии и упокоении сродников и близких...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬асилий_√агарин   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 29 ‘еврал€ 2008 г. 19:38 (ссылка)
“рехголовый,
"«наменито молитвенное правило преподобного —ерафима дл€ мир€н, которые по причине сложных жизненных обсто€тельств не могут вычитывать всех обычных утренних и вечерних молитв. ѕравило сие состоит в том, чтобы вечером, утром и перед обедом трижды читать молитвы ќтче наш" и "Ѕогородице, ƒево, радуйс€", один раз —имвол ¬еры и один раз "ƒостойно есть"."
а псалтирь не знаю как правильно)) ћожет как в самоa псалтири и написано?))
ј € честно говор€ и тут обновленец)) я читаю только псалмы и славы, потому что обычно на работе и в транспорте трудно читать с трисв€того по ќтче наш ....
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“рехголовый   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 29 ‘еврал€ 2008 г. 19:41 (ссылка)
_«аметки_на_пол€х_, —пасибо огромное. » за ѕсалтырь и за —аровского
ѕравило —аровского буду читать в случае позднего отбо€ )))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“рехголовый   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 29 ‘еврал€ 2008 г. 19:42 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
_«аметки_на_пол€х_   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 29 ‘еврал€ 2008 г. 19:48 (ссылка)
¬асилий_√агарин, но ведь утреннее и вечернее праило составлено не потому, что кому-то просто зан€тьс€ нечем было... Ёто опыт —в€тых отцев, а вовсе не догма. Ќе умеем мы еще молитьс€ сами, не умеем, поэтому молитвословы и служат нам тем самым костылем.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬асилий_√агарин   обратитьс€ по имени Ѕез заголовка ѕ€тница, 29 ‘еврал€ 2008 г. 20:07 (ссылка)
утреннее и вечернее правило составлено было дл€ того чтобы как раз учитьс€ молитьс€.
ћы все учимс€, и учимс€ как мне кажетс€ по молитвослову. Ќо вот как раз вышепреведенные молитенники ,которые мне кажетс€ умеют молитьс€, они и рекомендуют откладывать молитвослов, как только придет сво€ молитва, когда захочетс€ сказать от себ€. » призывают не беспокоитьс€ о том что не все вычитано.
“ут получаетс€ как бы два варианта, когда жесткое правило - то беспокоишьс€ что не выполнил того что об€зан. а когда выполнил, то доволен собой)
а если нет правила, то молишьс€ пока сердце не разм€гчитьс€. и если разм€гчитьс€ - то довольным не л€жешь, а если так и не разм€гчитьс€ то тем более)
€ бессистемно пишу, простите. поток сознани€)))))))))
Loreleya
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
иерей_јлексей   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 29 ‘еврал€ 2008 г. 22:14 (ссылка)
ћне думаетс€ вот как:
1. ѕолностью согласен с советами батюшки от _«аметки_на_пол€х.
2. ћногие св€тые и подвижники говор€т о необходимости не только молитвенного правила, но и вообще внутренней дисциплины всех сторон своей жизни (и это и есть наверное аскетика). ѕравила могут быть (это мое мнение, хот€ и у свт.‘еофана подобное встречаетс€) разные, но они должны оставатьс€ правилами, обладать определенной структурой и направленностью. ∆елательно, чтобы свое правило было одобренно духовником или хот€ бы опытным св€щенником или монахом (думаю не надо объ€сн€ть почему). » этому правилу (маленькое оно, или большое) нужно старатьс€ неукоснительно следовать. ѕольза от этого, € думаю, очевидна.
3. Ќе соблюдение своего молитвенного правила воспринимать не как подвиг свободного парени€ своего религиозного сознани€ на духовных просторах, а как нарушение своего аскетического делани€ и не искать себе оправданий в усталости, болезненности, непроникновенности в глубины молитвы и т.д. я думаю, что √осподь нас оправдает, если нужно будет - дл€ нас же поганое дело заниматьс€ самооправданием.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬асилий_√агарин   обратитьс€ по имени Ѕез заголовка ѕ€тница, 29 ‘еврал€ 2008 г. 22:50 (ссылка)
отче, € выше приводил цитату еп. »ллариона, он полагает что "не так важно, читаем ли мы в течение этих минут все молитвы или только одну, или, может быть, один вечер мы целиком посв€тим чтению ѕсалтири, ≈вангели€ или молитве своими словами".
€ не совсем понимаю, почему мы в личной молитве должны молитьс€ именно одними же и теми молитвами?
¬прочем понимаю что спорить дело еще более "поганое".
Loreleya
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
иерей_јлексей   обратитьс€ по имени —уббота, 01 ћарта 2008 г. 22:02 (ссылка)
¬асилий_√агарин, € ж не против коммунизму, токмо сначала социализм.
 онечно нужно и помимо правила молитьс€, и ≈вангелие, и ѕсалтирь читать, и »оанна «латоуста с ћаксимом »споведником. ј молитвенное правило, по-моему мнению, выполн€ет роль локомотива, который тащит за собой молитвенную жизнь человека. я сторонник того, чтобы новоначальные постепенно привыкали к молитве и не сразу начинали выполн€ть монашеские п€тисотницы и т.д. Ќо рано или поздно молитвенное правило должно зан€ть свое достойное место в жизни христианина (пусть хоть малюсенькое). »наче, € боюсь, получитс€ как с иконописными канонами, которые одно врем€ считались в науке сковывающими творческие порывы иконописца. ћы то с тобой теперь знаем, что это не так.
» своими словами тоже очень замечательно молитьс€. ≈сли не ошибаюсь свт.‘еофан предлагал читать молитву правила, а потом о том же и своими словами с Ѕогом поговорить. ¬от это совсем замечательно. Ќо оп€ть же именно молитвенное правило €вл€етс€ локомотивом.
"€ не совсем понимаю, почему мы в личной молитве должны молитьс€ именно одними же и теми молитвами?" »менно по тем причинам, что высокий духовный (не душевный, не эмоциональный, а именно духовный) настрой у теб€ не часто бывает, мы пользуемс€ опытом богообщени€ св€тых отцев. —огласись их молитвенный опыт неизмеримо выше твоего.
я совершенно не считаю, что √осподь покарает человека (но это мое мнение) за то, что тот не прочитал утреннее правило, а вместо вечернего почитал отрывок из ≈вангели€. Ќо мне кажетс€, что в большинстве случаев подобное будет происходить не от особой молитвенности человека, а скорее наоборот от ее отсутстви€. ¬едь согласись тебе не хочетс€ читать правило не от того, что ты перерос молитвенные правила и стал выше их, воспарив к высотам созерцани€ нетварного —вета. Ќаверное здесь несколько иные причины.
ѕо себе же знаю, когда мне хочетс€ молитьс€ - € с радостью читаю привычные слова молитвенного правила, а если не хочетс€, то и никакой молитвы нет. » это зависит не от того, что молитвы приелись, а совсем от других причин.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬асилий_√агарин   обратитьс€ по имени Ѕез заголовка ¬оскресенье, 02 ћарта 2008 г. 12:29 (ссылка)
относительно локомотива - спасибо батюшка, действительно очень €ркий образ. ≈сли бы когда € только только начинал приходить к вере у мен€ не было бы молитвослова и € бы сам составл€л правило каждый раз € бы наверное остановилс€ на сокращенной версии ќтче наш).
—овет учту и постараюсь от положенных молитв не устран€тьс€.

» все же в защиту замены правила - да бывают случаи когда просто трудно читать обычное правило, но бывает когда очень хочетс€ прочесть что то более торжественное - например акафист »исус —ладчайшему или очень хочетс€ почитать псалтирь - именно в этот вечер. я не говорю что € "стал выше" молитвослова, не дай √осподи мне дойти и до такого , но иногда просто есть желание помолитьс€ по другому.
я бы сам не придумал таких замен, и сам бы не рискнул такие новвоведени€ проводить, но вот год назад после прочтени€ книжки епископа »ллариона решил попробовать. ≈ще раз обращу внимание что еп.»лларион советует посв€щать молитве всегда одинаковое врем€, то есть речь не удет о сокращении - если читать акафист то как раз получаетс€ чуть дольше. » ‘еофан затворник пишет о том что нет необходимости "вычитать" должное количество молитв, главное чтобы посв€тить молитве положенное заранее дл€ того врем€:

"—вое домашнее молитвословие хорошо примен€ть к церковным службам: и при сем немножко читать, немножко молитьс€ своею молитвою, но и все можно замен€ть своею молитвою, умною, или »исусовою, разве коротеньки€ каки€ молитовки проговарива€ на пам€ть, как: "—е жених гр€дет..." "ƒень он страшный..." и подобны€... "

"ћеньше читайте по молитвенникам. Ѕольше молитесь от себ€... и с одним "√осподи помилуй" можно обойтись... ѕереведите службы на поклоны и посредством их удовлетвор€йтесь. “ак делали все пустынники и уединенники. » это лучше гораздо, чем читать."


Loreleya
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
–ичита   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 31 ћарта 2008 г. 20:13 (ссылка)
простите, поправьте, если что не так... есть ведь и современные технологии, вот на предании.ру есть запись утреннего и вечернего правила, так € слушаю вечером, когда особо устаю, без молитвослова. или когда утром опаздываю, пр€м в дороге. как вы считаете, правильно это?

кстати, в правиле —ерафима —аровского есть не только утренние и вечерние, основа его правила - »исусова молитва до обеда, и ѕресв€та€ Ѕогородице спаси нас грешных, вплоть до вечернего правила. а об этом, кажетс€, все забыли.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени —реда, 11 Ќо€бр€ 2009 г. 16:38 (ссылка)
ј кто-нибудь из вас вообще молитвенное правило читает!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
јноним   обратитьс€ по имени —реда, 11 Ќо€бр€ 2009 г. 16:42 (ссылка)
јх, да! —в€щенник! ј то, что теб€ долбет сексуальный бред, ну-у-у-у, так это тво€ вина!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
јноним   обратитьс€ по имени —реда, 11 Ќо€бр€ 2009 г. 16:43 (ссылка)
¬от, такой это бред: даешь или нет!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку