-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Конт-Кант_клуб

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

интересы...хм... платите деньги - научим мудрости.

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.12.2007
Записей: 66
Комментариев: 270
Написано: 338




Вы еще не философ? Тогда мы идем к Вам!

Тибор Фишер "Философы с большой дороги" ч1

Четверг, 27 Декабря 2007 г. 19:58 + в цитатник
Дискурс_шизофреника (Конт-Кант_клуб) все записи автора * Провалившись в беспамятство и вынурнув из него в самом разгаре чужой драмы
* ... с Ницше одна проблема: вы никогда не можете быть уверены, иронизирует он или говорит всерьез
*Попался в ловушку философии
* Он не станет допытываться, какую строчку я занимаю в мировом рейтинге философов
*Мы разве что подсели на допинг в виде Платона, вот и все
*За границей все как-то интереснее. Даже смерть
*Но у каждого свой фан-клуб
*У нас в "воронке" уже сидит парочка экзистенциалистов
Рубрики:  Цитации

Анонс

Четверг, 27 Декабря 2007 г. 17:52 + в цитатник
Дискурс_шизофреника (Конт-Кант_клуб) все записи автора Анонс: в скором будущем ждите очень жЫвопЫснЫй пост о БрЭде!
И этим все сказано...
Также открываем новую рубрику - "Цитации", где будем писать цитаты, которые понравились больше всего (худ. литература)
Рубрики:  Будни клуба
Эстетические поиски
Резоны

Без заголовка

Среда, 26 Декабря 2007 г. 16:03 + в цитатник
Дискурс_шизофреника (Конт-Кант_клуб) все записи автора Товарищи!
Кто не знал: наша Гриценко - отставной майор милиции.
Рубрики:  Будни клуба
Эстетические поиски
Резоны

Кант

Воскресенье, 23 Декабря 2007 г. 15:33 + в цитатник
Дискурс_шизофреника (Конт-Кант_клуб) все записи автора Иммануи́л Кант (нем. Immanuel Kant; 22 апреля 1724 — 12 февраля 1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.Биография

Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Иммануила, в переводе это библейское имя означает «с нами Бог». Попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант закончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755, он разработал и опубликовал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.

В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности. Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами: в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение — это мужество пользоваться собственным разумом».

С 1770 принято вести отсчет «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.

К этому времени вызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы : «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:
1) что я могу знать? (метафизика);
2) что я должен делать? (мораль);
3) на что я смею надеяться? (религия);
наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет)».

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принесшие ученому репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:
«Критика чистого разума» (1781) — гносеология(эпистемология)
«Критика практического разума» (1788) — этика
«Критика способности суждения» (1790) — эстетика

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был, говоря, что когда он хотел иметь жену, он не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел…

Иммануил Кант на лекции для российских офицеров — by I. Soyockina / V. Gracov, Музей Канта, Калининград


Памятник Канту в Калининграде

Почтовая марка ФРГ, посвящённая И. Канту, 1961, 30 пфенингов (Скотт 831)

Философия

Теория познания

Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?» Прежде всего, это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в несколько неудачных терминах различения аналитических и синтетических суждений — «Как возможны синтетические суждения априори?» Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания, по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий, которые отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл самих понятий. Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» — «из опыта». Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность и необходимость не из него. Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь опыта является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой априорной деятельности сознания. Выявлением этой деятельности сознания в опыте Кант называет трансцендентальным исследованием. Вот как об этом пишет сам Кант: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным априори». Кант называет свою философию «критической» в противоположность догматической философии, которая оставляет нерешенным вопрос возможности знания. Кант, по его словам, совершает Коперниканский переворот в философии, тем, что первый указывает, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразоваться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), как бы это можно было доказать и обосновать? Но скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: сознание является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (ощущений) и той субъективной формы, в которой эти ощущения постигаются сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир как он есть сам по себе (то есть вне деятельности формирования сознания) — вещи-в-себе и мир как он дан в явлении, то есть в опыте. В опыте выделяется два уровня формообразования (активности) сознания: 1) это субъективные формы чувства — пространство и время. В созерцании, чувства (материя) постигаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез. 2) это категории рассудка, благодаря которому связываются созерцания. Это рассудочный синтез. Основой всякого синтеза является, согласно Канту, самосознание — единство апперцепции (Лейбницевский термин). В «Критике» много места уделяется тому, как понятия рассудка подводятся под представления. Здесь решающую роль играет воображение и рассудочный категориальный схематизм. Наконец, описав эмпирическое применение рассудка, Кант задается вопросом возможности чистого применения рассудка, которое он называет разумом. Здесь возникает новый вопрос: «Как возможна метафизика?». В результате исследования чистого разума Кант доказывает, что разум не может иметь конститутивного значения, то есть основывать на самом себе чистое знание, которое должно было бы составить чистую метафизику, поскольку «запутывается» в паралогизмах и неразрешимых антиномиях (противоречиях, каждое из утверждений которого одинаково обосновано), но только регулятивное значение — как систему принципов, которым должно удовлетворять всякое знание. Собственно, всякая будущая метафизика, согласно Канту, должна принимать во внимание его выводы.

Кант выделяет следующие категории рассудка:
Категории количества
Единство
Множество
Цельность
Категории качества
Реальность
Отрицание
Ограничение
Отношения
Субстанция и принадлежность
Причина и следствие
Взаимодействия
Категории модальности
Возможность и невозможность
Существование и несуществование
Предопределённость и случайность
Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений. Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом активной творческой деятельности сознания.


Этика Канта

Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума» Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив — требует соблюдения долга. Гипотетический императив — требует, чтобы наши действия были полезны. Существует две формулировки категорического императива:
«Поступай с другими также, как хочешь, чтобы поступали с тобой»;
«Никогда не относись к другому человеку как к средству».


В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:
Человек как явление;
Человек как вещь в себе.

Поведение первого детерминировано исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Второй — категорическому императиву — высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться практическими интересами и моральными принципами. Возникает 2 тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу и возникает «антиномия практического разума».

Эстетика Канта

В эстетике Кант различает два вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное. Эстетическое — это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное — это совершенство, связанное с формой. Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного — шторм. Пример математически возвышенного — горы. Гений — это человек, способный к воплощению эстетических идей.

[править]
Сочинения
Ответ на вопрос: Что такое просвещение?(нем.)
Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука (перевод: М. Иткина)
Критика чистого разума
Критика практического разума
Критика способности суждения
Основы метафизики нравственности
Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения
Всеобщая естественная история и теория неба
Мысли об истинной оценке живых сил
 (200x264, 5Kb)
Рубрики:  Эстетические поиски
Резоны

Конт

Воскресенье, 23 Декабря 2007 г. 15:30 + в цитатник
Дискурс_шизофреника (Конт-Кант_клуб) все записи автора етство и молодость

Родился в Монпелье, где отец его был сборщиком податей. В лицее особенно успевал в математике. Поступив в политехническую школу, он удивлял профессоров и товарищей своим умственным развитием. В 1816 г. студенты возмутились против одного из репетиторов и послали ему написанное Контом требование выйти в отставку. Вследствие этого школа была временно закрыта, а Конт выслан на родину. Через год он, против воли родителей, вернулся в Париж, где с трудом существовал уроками математики. Попытки его найти какое-нибудь определённое положение были неудачны (между прочим, он поступил секретарём к банкиру Казимиру Перье, но сейчас же с ним поссорился). Вскоре он сблизился с Сен-Симоном, стал на несколько лет его учеником и сотрудником и написал первую часть Сен-Симонова «Catéchisme des Industriels», под заглавием «Prospectus des travaux scientifiques nécessaires pour réorganiser la société» (1822 г.; 2-е издание 1824). Здесь уже обнаружилось существенное разногласие между учителем и учеником. Сен-Симон находил, что Конт становится на исключительно научную (аристотелевскую) точку зрения, оставляя в стороне «сентиментальную» и религиозную часть системы, а Конт, в свою очередь, заявлял (впоследствии), что его философские убеждения находятся в непримиримом противоречии с новыми религиозными тенденциями Сен-Симона. Это противоречие в то время, несомненно, существовало, и лишь под конец своей жизни Конт своеобразным путём пришёл к сентиментальным и религиозным идеям, отчасти напоминающим соответствующие воззрения Сен-Симона и сен-симонистов. С этими последними Конт поддерживал отношения некоторое время и после смерти учителя, помещая статьи в их журнале «Le Producteur» (1826).

Личная жизнь Конта во время его молодости была беспорядочна; в 1818 г. он сошёлся с женщиной значительно старшей его, от которой имел дочь; в 1821 г. он познакомился в одном увеселительном заведении с молодой особой лёгкого поведения, Каролиной Массен, с которой потом вступил в гражданский брак (1825 г.). Эта женщина отличалась замечательными умственными способностями и сильным характером, но вместе с тем, по свидетельству Конта, подтверждаемому её позднейшим поведением, ей недоставало женственности, сердечности и нравственного чувства. Разойдясь с сен-симонистами, Конт решил упрочить своё положение в учёном мире. К этому его поощрял успех его вышеназванного сочинения, которое заслужило одобрительные отзывы, между прочим, от Гизò, Брольи, Сэ, Карно, Ламеннэ и Гегеля.
Мыслитель

В апреле 1826 г. Конт открыл в своей квартире курс позитивной философии перед учёными слушателями, в числе которых находились такие знаменитости, как Александр Гумбольдт, Блэнвилль, Пуансо, Бруссэ. После третьей лекции Конт заболел умопомешательством, в припадке которого убежал из Парижа в Монморанси. Главной причиной болезни было, по-видимому, чрезмерное напряжение умственной деятельности; ускорению кризиса способствовали домашние неприятности с женой, возбуждавшей (быть может, невинно) ревность К. Отыскав его в Монморанси, она едва не утонула в озере, куда он её бросил в припадке бешенства. Помещенный сначала в психиатрическую лечебницу Эскироля, он скоро был взят домой на попечение жены и матери. Дома он стал выздоравливать и, по настоянию матери, вступил в церковный брак с Каролиной. По временам к нему возвращались припадки умоисступления, в один из которых он бросился в Сену, но был спасен. В августе 1828 г. наступило полное выздоровление, а в январе 1829 г. он возобновил и в том же году окончил свой приватный курс позитивной философии, который затем повторил публично перед более обширной аудиторией. В 1830 г. Конт подвергся нескольким дням ареста за отказ поступить в национальную гвардию (при Луи-Филиппе), мотивированный его республиканскими убеждениями. В 1832 и 1833 г. он безуспешно обращался (лично и письменно) к министру народного просвещения Гизò с просьбой учредить для него кафедру общей истории математических и естественных наук. Гизò, успевший забыть свой прежний благоприятный отзыв о первом сочинении Конт, отзывается в своих записках об основателе позитивизма как о добросовестном и убеждённом, но ограниченном и полоумном фанатике.

В 1835 г. Конт был защитником республиканца Mappà (Marrast) в известном политическом процессе; но в сущности он считал настоящим путём общественного прогресса распространение научных знаний в народе, и с этой целью, вместе с некоторыми другими учёными, основал ещё в 1830 г. Association polytechnique, которая должна была устраивать даровые популярные курсы точных наук для рабочего населения Парижа. На свою долю Конт взял курс астрономии, который и читал в течение многих лет. В это же время он печатал свой «Cours de philosophie positive» (I т. в 1830 г., последний, VI, в 1842 г.). Во время обработки этого сочинения он намеренно воздерживался от чтения книг, прямо относившихся к занимавшим его предметам, а также совсем не читал газет и журналов (хотя бы научных), называя такое воздержание «мозговой гигиеной»; зато он занимался своим эстетическим образованием, прочёл в подлиннике главных поэтов латинских, итальянских, испанских и английских и усердно посещал оперу и концерты. Кроме частных уроков, Конт получил в это время место репетитора, а потом экзаменатора в политехнической школе, и мог жить безбедно. Старания его проникнуть в академию наук остались безуспешны. 1842 г. был роковым в жизни Конта. Окончив своё главное философское сочинение, он сосредоточил все своё внимание на вопросах религиозно-политических, что повело его к созданию «позитивной религии» и к притязаниями на первосвященническое достоинство. В том же году он вступил в открытую борьбу с коллегами своими по политехнич. школе (вследствие помещённой им в предисловии к последнему тому «Курса позитивной философии» бранной выходки против знаменитого Араго), что вскоре привело его к потере места и к необходимости пользоваться частной благотворительностью. Наконец, в том же году он разошёлся со своей женой, что косвенно также повлияло на его судьбу. Три английские читателя «Курса поз. философии» (между ними Дж. Ст. Милль), узнав о стеснённом положении К., прислали ему значительную сумму денег. Конт счёл такую субсидию за выражение «общественной обязанности» по отношению к его «нравственной магистратуре» и потребовал её возобновления на следующий год. Когда это требование было отклонено, он обратился с циркуляром к приверженцам позитивизма на всем «западе», требуя материальной поддержки для себя, как главного органа нового учения. Подписка, вскоре после этого устроенная Литтре, достигла цели и повторялась потом ежегодно.

В апреле 1845 г. Конт познакомился с Клотильдой де Вò (de-Vaux), женой одного лишённого прав преступника, и вступил с ней в тесную (платоническую) связь. Это была 30-летняя женщина, обладавшая всеми теми качествами, которых недоставало г-же Конт. Близкие сношения Конта с Клотильдой, которая решительно удерживала за ними чисто идеальный характер, продолжались ровно год, до её смерти, после чего восторженная любовь Конта к этой женщине перешла в мистический культ, сделавшийся настоящей основой новой «позитивной» религии. Лично для Конта «алтарем» этого культа было (и называлось) кресло, на котором обычно сидела Клотильда, когда посещала его жилище. Совершавшиеся трижды в день молитвословия состояли обычно из соединения стихов и изречений итальянских, латинских и испанских. Хотя сама Клотильда, исполнявшая, впрочем, обряды католической церкви, не была, по-видимому, верующей, но душевный переворот, происшедший в Конте под влиянием знакомства с ней, а потом её смерти, выразился главным образом в перемещении центра тяжести его жизни и мыслей из научной сферы в религиозную. Такой характер имеет второе его большое сочинение, которое он сам считал главнейшим своим трудом — «Système de politique positive» (4 тома, 1851—54). Политическое и социальное преобразование народов ставится здесь в зависимость от новой религии человечества, первосвященником которой объявляет себя сам К. Зародышем этой новой организации является основанная К. (в 1848 г.) Société positiviste. Все решительнее выступая в роли первосвященника, Конт обращается с предложениями и советами к русскому императору Николаю I и к великому визирю Решид-паше, но с особенной настойчивостью старается привлечь на свою сторону орден иезуитов. Находившийся в Италии ученик Конта, Сабатье, получил предписание вступить с генералом ордена в переговоры на следующих основаниях: 1) иезуиты отказываются от этого имени и принимают название игнациане, 2) генерал ордена официально провозглашается главой католической церкви и переселяется в Париж, оставляя папу князем-епископом Рима, 3) «игнациане» вступают с позитивистами в религиозно-политический союз для искоренения протестантства, деизма и скептицизма и для преобразования всего человечества на общих католическо-позитивных началах, и 4) публичное открытие совместных действий назначается на 1862 или 1863 г. Отправленное к генералу ордена, Бексу, письмо в этом смысле осталось сначала без ответа; Бекс даже не слыхал до тех пор имени К., а ассистент его думал, что речь идёт о публицисте К. (см.). Когда дело разъяснилось, Конту было сообщено, что иезуиты, как монахи, не занимаются политикой, а как христиане — не могут иметь религиозной солидарности с людьми, отрицающими божество Христа. Конт не потерял, однако, надежды и заявил, что все-таки намерен вскоре написать воззвание о союзе с «игнацианами». В письме к Сабатье он удивляется отсталости иезуитских начальников, «не понимающих неизмеримого превосходства Игнатия Лойолы перед Иисусом»; для вразумления их он посылает генералу Бексу некоторые из своих сочинений, которые тот оставил неразрезанными.
Последние годы

Все это происходило последний год жизни Конта (1857). Смерть его была ускорена нравственными причинами. Ещё в 1852 г. он разошёлся с главным своим учеником, Литтре, который. принимая всецело его позитивную философию, не захотел следовать за ним по мистическому пути его позднейшего учения. В 1855 г. отношения обострились вследствие составленного К. завещания, где были пункты, оскорбительные для его жены, за которую вступился Литтре. В мае 1857 г. К. заболел. Когда он стал поправляться, Литтре пришёл к нему для переговоров о завещании. К. ни в чём не уступил и был чрезвычайно расстроен этим посещением; он объявил, что не желает никогда больше видеть Литтре и отзывался крайне враждебно о нём и о своей жене. Через несколько дней после этого с ним сделался удар. 5 сентября утром он почувствовал облегчение и пожелал остаться один; когда к нему вошли, то нашли его неподвижно распростертым перед «алтарем Клотильды», а вечером того же дня он тихо скончался. Г-жа Конт после смерти мужа выказала большое неуважение к его памяти, завладела его жилищем, выгнала преданных ему людей, выбросила его реликвии и впоследствии оспаривала судебным порядком его завещание, доказывая, что он последние 12 лет жизни был умалишенным, на чем настаивал и Литтре. Суд не нашёл это мнение основательным и утвердил завещание Конта (за исключением пунктов, оскорбительных для чести г-жи Конт). — В то время как лучшие ученики позитивной философии объявляли её основателя сумасшедшим, верные последователи позитивной религии провозглашали его величайшим из людей, не только как учёного и мыслителя, но и как нравственного героя. Великим учёным Конт не был уже потому, что вовсе не был учёным в строгом смысле этого слова. Ни одной из наук он не владел в достаточной степени, чтобы предпринимать самостоятельные исследования, делать научные открытия, устанавливать законы явлений. Энциклопедист и систематизатор, он обладал обширным кругом разнообразных знаний, которые приобрёл в молодости, а впоследствии не углублял и не пополнял в силу своего принципа «мозговой гигиены». Важнейшие успехи точных наук, достигнутые или подготовленные в его эпоху (напр. механическая теория теплоты, спектральный анализ, теория эволюции организмов), частью были ему чужды, частью прямо противоречили его мнению. Естествоиспытатели, как Гексли, допускают его компетентность только в математике, но и это оспаривается такими авторитетами в математических науках, как Гершель и Араго. Одобрение некоторых учёных (напр. Брюстера) относится (и то с ограничениями) лишь к его изложению научных данных и к его суждениям о научных предметах, а не к каким-нибудь положительным приобретениям, связанным с его именем. Нельзя также согласиться с высокой оценкой нравственной личности К. Правда, его отношения к Клотильде де Во, особенно после её смерти, чрезвычайно трогательны и делают честь его сердечности и идеализму; в этом отношении, как и в некоторых других, он напоминает Дон-Кихота. Но с другой стороны, у него не доставало нравственной силы для того, чтобы простить свою жену и помириться с Литтре. Последний взрыв злобы к этим двум близким лицам не только подорвал физическую жизнь Конта, но и обнаружил его нравственную несостоятельность. Что касается вопроса о вторичном сумасшествии Конта, то оба противоположные взгляда на этот счёт неудовлетворительны. Принять вместе с Литтре, что Конт был уже болен, когда составлял и печатал свою «Systemè de politique positive» — невозможно: это произведение не сумасшедшего, а ума значительного и оригинального, возвышающегося иногда до гениальных мыслей и прозрений. Некоторые странности в развитии идей показывают недостаток вкуса и такта, усиленный той искусственной изоляцией, которой подвергал себя Конт ради «мозговой гигиены»: здесь и причина, и следствие относятся к категории чудачества, а не душевной болезни. Но нельзя также принять и то мнение (к которому присоединяется автор новейшей, весьма толковой и обстоятельной монографии о К., Грубер) — что Конт оставался умственно нормальным до самого конца своей жизни. За последние два года его взгляды, поступки и письма обнаруживают несомненные признаки умственного расстройства (вероятно, в связи с потерей нравственного равновесия). Не нужно быть психиатром, чтобы понять специфически болезненный характер такого, напр., факта: в 1855 г., в. самый разгар притеснительного режима второй империи, Конт хотел читать публичный курс позитивной философии, но не получил на это разрешения от властей; дело было понятно само собой, но К. (в частном письме) объясняет его, вполне серьёзно, особым деликатным вниманием императорского правительства к достоинству его, Конта, как первосвященника, которому не подобало выступать перед публикой в качестве обычного лектора. Несомненная ненормальность обнаруживается также в его сношениях с иезуитами. В окончательной оценке личность Конта вызывает скорее сострадание, чем благоговение. Он не был нравственным героем, как не был и великим деятелем точной науки. Для определения его действительного значения и заслуг нужно обратиться к его учению, то есть к тем двум системам общих идей, которые он изложил под именем позитивной философии и позитивной политики.
: Позитивизм Огюста Конта

Создать посредством правильного обобщения фактов («объективный метод») из частных наук одну положительную философию, а затем, через применение «субъективного метода», превратить её в положительную религию — так определял сам Конт свою двойную задачу, разрешаемую в его двух главных сочинениях. Эта формула в своём целом выражает лишь его позднейшую точку зрения. Когда он задумывал, обрабатывал и издавал «Курс положительной философии», он вовсе не думал о превращении или хотя бы о дополнении философии религией. Напротив, главной причиной его разрыва с Сен-Симоном было стремление последнего к возрождению религиозных идей и учреждений. Для самого Конта основное побуждение (в первый период его деятельности) состояло в том, чтобы объединить умственный мир человечества на твердой почве положительных наук, чрез совершенное исключение (élimination) всяких спорных теологических и метафизических идей. Современное Конту образованное человечество находилось, на его взгляд, в критическом состоянии умственной анархии и дезорганизации, после того как теологические и метафизические попытки духовного объединения потерпели бесповоротное крушение. Из такого бедственного состояния человечество не могло быть выведено отдельными науками; каждая из них, имея свой специальный предмет, не могла браться за общую задачу духовной реорганизации. Разрешить с успехом эту задачу была бы в состоянии только такая система, которая с всеобъемлющим характером прежней теологии и метафизики соединяла бы достоверность точной науки. Такая система и есть положительная философия, то есть основанная не на фантазии и отвлеченном мышлении, как теология и метафизика, а на бесспорном фактическом материале наук, как последнее обобщение их данных. Каждая наука в своей частной области объясняет неопределенное множество наблюдаемых фактов, сводя их к известным единообразиям, называемым законами и выражающим постоянную связь явлений, в их совместности или сосуществовании и в их последовательности. Распространяя тот же познавательный процесс на всю область научного ведения, философия должна установить связь между предметами отдельных наук и, следовательно, между самими науками. Философия не имеет своего особенного содержания; она только приводит в общий систематический порядок содержание всех наук. Основание положительной философии есть, таким образом, классификация или «иерархия» наук. Начиная с самой общей или широкой по объёму и простой по содержанию науки — математики, — Конт располагает все прочие области знания в порядке убывающей общности и простоты, или возрастающей спецификации и сложности. В этом порядке Конт отмечает шесть главных ступеней, которым соответствуют шесть основных наук: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология. При дальнейшем расчленении этих наук Конт руководится ещё двумя относительными точками зрения: противоположением 1) между абстрактным и конкретным и 2) между пребыванием и изменением, или статической и динамической сторонами явлений.
 (200x281, 25Kb)
Рубрики:  Эстетические поиски
Резоны

Похождения Президента и Волостного Писаря по родимой Alma Mater

Воскресенье, 23 Декабря 2007 г. 04:48 + в цитатник
Vika_Garna (Конт-Кант_клуб) все записи автора

По случаю выходных решила также выкинуть то, что "було анонсовано" ранее. Итак, выходит в свет долгожданный триллер...

В ПОИСКАХ КАФЕДРЫ ФИЛОСОФИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК,

ИЛИ

ХОЖДЕНИЕ ПО КРАСНОМУ КОРПУСУ

   Как в песне: "Все началось не со зла, все началось, как игра..." появился у нас во втором семестре 1го курса такой предмет, как философия, а вел его уже известный читателям Конт-Кант клуба Мистер Прыгающие Ушки, по-простому, - Диденко! И вот с тех самых пор проснулась в нашем президенте - Александре - фанатичная страсть к философии. Даже после сдачи экзамена на "5" чувство это не угасло и довело Президента до того, что решила она после грешной филологии с головой уйти в глубины философии. То бишь, решила она поступать в аспирантуру на философский факультет.

NB: Конечно, нельзя не отметить пагубное влияние регулярных челобитных кафедре Этики, эстетики и культурологии. Ее мы, кстати, тоже долго искали, а она, пордлая спряталась у самого входа, по ступенькам, первая дверь направо.

ВНИМАНИЕ: ОООООООчень хорошо подумайте прежде, чем туда зайти!

   И вот пришел черный день - 1 декабря 2007 года. Выполнив увеличенную норму на физкультуре,  а имнно, отгоцавшись на аэробике до половины пятого, где я безрезультатно пыталась научить Президента играть в бадминтон, мы приняли оооооооочень отчаянное решение. Александра решила поискать свое будущее место работы. И я поддалась на провокацию. И началось наше Хождение... Надо напомнить, что в Красном корпусе четыре этажа, на каждом как минимум по 100 аудиторий... Ходили мы, ходили... Потом очень захотелось посмотреть в глаза тому...епт...КкАзлУ, который...скн...спроектировал это здание... В процессе также выяснилось, что в Красном корпусе автоматы с кофе разговаривают по-итальянски, так что я их даже поняла. Юристы от нас начали шугаться с самого начала. А когда мы в один голос закричали "О!! Кафедра пАлітичних наук!!!", политологи тоже как-то странно попрятались. Но мы узнали, где находится логово БрЭда!

   На истфаке, да будет он проклят и благословлен одновременно!, надыбали кафедру этнографии и краеведения. Как защемило мое сердце нереализованного историка! На этой кахведре (простите, транскрипция Квитки-Основьяненка) сейчас работает Святой Прохвессор Капелюшный (чтоб не долго объяснять - абсолютная противоположность Набоки, истфак и юрфак с красным дипломом, не любить москалів, але любить філологів: "Пам'ятайте, що крім університету і бібліотеки на світі ще є багато цікавого"). Вспомнив Капелюшного, мы решили поискать и Набоку.  Выяснилось, что ни на втором, ни на третем этаже его нет. Пришлось топать на четвертый, что Александра прокомментировала так: "Правильно, куда еще можно было засунуть Набоку и Диденко? Только на четвертый этаж! Под крышу, чтоб Диденко мог спокойно с космосом контактировать!"

   Но в нашей alma mater ничего не бывает просто. Мы очень долго наматывали круги, мне даже показалось, что Данте тут придумал свою "Божественную Комедию" и всунул идейку про круги ада... В итоге, поиски наши не увенчались успехом. Набока еще на первом курсе от нас за дверью прятался, когда мы пришли оценки узнавать, а Диденко просто решил ушки поберечь. Гы-гы... и томины Шопенгауэра и Хайдегера...

   Однако же, пришла следующая пятница - 7 декабря означеного года. На радостях после аэробики, которая на сей раз длилась меньше на полчаса, мы решили продолжить наши поиски. Упрямство философа и занудство филолога взыграло в нас и поперло многоценно из нас! Зарядившись кохвеем (тут и далее звук  [ф] подается в транскрипции Квитки-Основьяненка) из говорящего по-итальянски автомата, матюкнувшись при виде логова БрЭда, мы снова двинулись в путь. Опять были и у историков, и у юристов, и у психологов... Наткнулись на стенд с расписанием на философском факультете...злобное хихиканье...выяснилось, что религиеведы тоже учат старослов!!! гы-гы-гы)))))))) Наверное именно сей факт передвинул планеты и на четвертом этаже, уходя от зашуганых социологов мы наткнулись на что-то совсем круглое, ддальше, правее..и... КАХВЕДРА ГІСТОРІЇ ГУМАНІТАРНИХ НАУК! Не спрятался от нас Набочка!!! И снова злорадное ржание... Но сие не было нашей основной целью, поэтому я отвесила в адрес Набокинской норы щирий український поклон, и дальше, согласно утвержденному плану....

   Блудили мы по пустынным корридорам этого безисходного Лабиринта Науки,  завернули в очередное ответвление... Александра уже хотела домой идти, но тут во мне заиграл спортивный интерес, и я таки-да потянула ее на еще одни ступеньки. Уже отчаявшись решили как-то двигать додому до хати... И тут вдруг Александра выдает: "Подожди! Я не помню этой таблички! Кахведра хфилосохвии. Просто хвилосохвии!!" Мы почти побежали дальше по курсу следования - все время направо, дверь на лестницу и...Вот она, извольте! "Кафедра філософії гуманітарних наук".  А над дверью - двойной фонарик, как будто, по словам Саши, Диденко два пальца в глаза направляет!

   Волна дикого ржача накрыла красный корпус... В доказательство того, что это нам не приснилось Саша попыталась сфоткать сию находку. Но поначалу не получалось - по лестнице все время кто-то ходил - мы начинали истерично ржать - я била поклоны, сползая по стенке... Но все-таки фотка имеется в личном архиве нашего Президента.

   По скольку, кахведра находится в прямом смысле слова на лестничной площадке, мы решили тут спуститься на первый этаж и наконец-то покинуть Дом Науки. Но красному корпусу мы, похоже, очень понравились. Спускаясь по первому пролету, мы почувствовали такой приятный характерный запах... о, этот запах...о!.. Это была столовая! Теперь ясно! Хорошо Диденко пристроился! И до космоса недалеко - лестница рядышком, и похрумать чего-то всегда можно, чтобы ушкам хватало сил двигаться между Кантом и экзистенционалистами.

   Наши похождения убедительно доказывают, что философам лучше сразу дать то, чего просим, иначе САМИ возьмем!

P.S.: Не пытайтесь повторить подобные Хождения! Это ОООООООООООчень опасно для здоровья: как вашего, так и всех окружающих. И трупа того несчастного, спроэктировавшего Красный корпус.

Ваш Волостной Писарь

Рубрики:  Чисто поржать
Эстетические поиски
Резоны



Процитировано 1 раз

ПерЛы L&M - 3 серия

Воскресенье, 23 Декабря 2007 г. 03:46 + в цитатник
Vika_Garna (Конт-Кант_клуб) все записи автора

Нижайший вам поклон, философы-аматоры!

Прошу прощения за столь длительную отсрочку в проявлении моих постов - конец семестра все-таки. Но историю литературы никто не отменял! Наш президент уже выложила часть собранного материала, я же продолжу...

 

   Тваринний світ антропоморфізується так, що визначається на рівні людина - тварина

   помислива особа

   Даруючи закріпачені душі

   Тверезий практицизм

   Мотив дороги, процес шЕстя

   Індивідуація

   НаклАд, тобто тираж (спасибо, что хоть не приклАд)

   Шашкевич найцікавіший не лише кількісно

   Тема досить осяжна, складається з різних сторінок

   Здається, ви знайомилися з твором у шкільному плані, у шкільному проекті.

   Здійснимо ознайомлення з еекзаменаційними питаннями після лекційного дискурсу.

Что тут добавить? Слов таких еще нету.

С уважением и нижайшим поклоним, ваш

Волостной Писарь.

Рубрики:  Будни клуба
Чисто поржать
Эстетические поиски
Резоны

Без заголовка

Четверг, 20 Декабря 2007 г. 21:30 + в цитатник
Дискурс_шизофреника (Конт-Кант_клуб) все записи автора Из серии "Помер тощо":
- Сухоти забрали поета із реального світу (що у перекладі - помер)
Про інше:-
Його дітище мислилося як ідея, що мала реалізуватися Пушкіним у віршованій формі. (Нехай цвіте Україна, шахта імені Засядько, на городі - бузина, а у Києві дядько)
- Нам випадає зосередитися
- Згідно тогочасної етики візити здійснювались відповідно до ієрархії
- З оцим штибом поведінки Манілов визначає той акцент, який співвідносить його з поведінкою царя
- Коробочка стала тією силою, яка дешифрувала місію Чичикова
Рубрики:  Будни клуба
Эстетические поиски
Резоны

Несравненная L&M

Четверг, 20 Декабря 2007 г. 21:14 + в цитатник
Дискурс_шизофреника (Конт-Кант_клуб) все записи автора Гражданин второсортной эпохи, гордо
признаю я товаром второго сорта
свои лучшие мысли, и дням грядущим
я дарю их, как опыт борьбы с удушьем. (С) Бродский

"Он бачь, яка кака намалевана!" (С) Гоголь (не ГоГоль)

День обещал быть веселым с самого утра. На паре немецкого Юля Моцна попросила Кухарук : "Леся, включи того Павліка" и принялась активно подпевать и даже немного пританцевывать.
Далее семинар у несравненной ЛМ. Начинаем разбирать "Сорочинскую ярмарку". Оказывается, что свитка - это символ красоты. С этого все началось... Мы все по очереди говорили, что нельзя так относиться к красоте, иметь с нее пользу, как это делал шинкарь и другие. Далее ЛМ говорит подобно Набоке, что мы ошибаемся и повторяет все то же самое другими словами. У нас возник вопрос : а почему тогда черевички в "Ночь перед Рождеством" не богут быть аналогичным символом?
В итоге при моем большем желании ответить, ЛМ меня просто послала и сказала, что на сегодня я уже сказала все, что могла
Концепты семинара:

ЛМ : Якщо у вас є під рукою текст
Віка : Не під рукою! А на похваті! Бля!
Далее я сидела, думала и тут у меня возникла паралель в ракурсе того, что мотив творчества похожий у Гоголя и Булагкова, на что Вика мне написала:
"Это пагубное влияние ЛМ! Это эстетический резон твоєї перфектної якості онтологічного буття! Бля!"

На перемене экспромт:
"Ваш абонент не може бути визначений у зоні цього сенсу штибу онтологічного буття", Марина же предложила : "Тест на вміст задорожності у крові".
Вот так и живем.
Рубрики:  Будни клуба
Чисто поржать
Резоны

словесное плетение

Среда, 19 Декабря 2007 г. 00:38 + в цитатник
Дискурс_шизофреника (Конт-Кант_клуб) все записи автора Maggie (23:33:22 18/12/2007)
Все, я не могон больше ректи, мне надо учиться...

Maggie (23:33:28 18/12/2007)


Maggie (23:33:31 18/12/2007)
Зацени

Lenzu (23:33:46 18/12/2007)
твоя бинарная оппозиция не выдерживает груз трансцендентной вины?
Maggie (23:36:22 18/12/2007)
У меня башка пухнет... Иными словами: эмоцианальная нагруженность мозга, усугубленная гипоксией, гиподинамией, ВСД и т.д., сподвигает меня перестать нагружать эластичность хрусталика, потратить несколько модекул АТФ на то, чтобы сподвигнуться на то, чтоб учиться)

Lenzu (23:36:58 18/12/2007)
В этом эстетическом резоне мы опроявимся в ином онтологическом уровне бытия Lenzu (23:37:57 18/12/2007)
в поисках утраченной эпистемологии методом умозаключения и дедукции элементарной логики
Рубрики:  Эстетические поиски
Резоны


Поиск сообщений в Конт-Кант_клуб
Страницы: 7 6 5 4 [3] 2 1 Календарь