Цитата сообщения -yashma-


Как все-таки здорово, что ты есть на свете, на планете! В этом прекрасном и странном мире, который все любят, клянут и благословляют. Наверное, чаще все-таки благословляют… Где даже плохая жизнь имеет свое парадоксальное преимущество перед хорошей в том, что не так жалко будет с нею расставаться…
А с тобой расстаться невозможно, ты всегда вернешься благодатным "дождем в июле"...
Талантливый артист, глубокий, умный, живучий, упорный, смелый, с чутьем и мастерством, достаточно гибкий в своей сложной, вязкой сфере, чтобы процветать, и достаточно непреклонный, чтобы пользоваться уважением.
Большое впечатление произвело интересное видео в «контактной» группе, предоставленное Светланой Козловой, - с яркими материалами из Израиля: репортаж с интервью и выступление на творческом вечере поэта Юрия Гарина.
Так сказать, еврейская тема Валерия Леонтьева…
Как же его там любят, в этой стране, ценят, ждут и приветствуют!
«Валерочка, спасибо, я тебя обожаю, равных тебе нет!» - надрывался парень у сцены, стиснутый не менее восторженной толпой; кричал признательные слова, ни на секунду не умолкая и вцепившись в Валерину руку, которую тот неосторожно подал и потом долго не мог высвободиться.
Счастливые лица в улыбках, благодарные глаза, устремленные на артиста, жадные руки в жажде прикосновения… Кажется, что зрительская любовь вот-вот перехлестнет через дамбу-сцену, и на секунду мелькает мысль: как ему не страшно захлебнуться в этих волнах обожания?
Да пловец хороший...
Среди вероятных вариантов, к какой нации Валеру можно было бы отнести исходя из его внешности, израильтянин, пожалуй, занимает не последнее место, - может быть, поэтому он так в их стране и любим? Как и в Индии, поскольку опять же - смугл, темноволос и кудряв, со страстным темпераментом и с вековечной грустью в очах… Не то чтобы евреи или индусы принимали его за своего, это, конечно, не так, но ведь в сходстве черт невольно усматривается некое родство, и это в какой-то мере располагает людей друг к другу…
Но, разумеется, на одной внешности далеко не уедешь, необходимо внутреннее содержание; причем одних знаний, скорей всего, недостаточно: нужно чувствовать, интуитивно понимать людей, для которых поешь. Валера, очевидно, понимает… Его пронзительное исполнение «О, народ древний» на концерте 2001 года «Цветы на ветру», посвященном памяти жертв теракта, исторгает у зрителей слезы, и видя на экране плач чернокудрой девушки, горестные лица, зажженные свечи, душой ощущаешь, как прозрачная людская скорбь при семиминутной песенной жизни летит от вчерашнего черного дня в глубину тысячелетий…
В репортаже, впрочем, возвышенная песня включается лишь фрагментами, но и этого хватает, чтобы самому заплакать над чужой долгой историей и удивиться, каким чудом все испытания, выпавшие на долю целого народа, его упования и противоречия можно заключить в несколько поэтических и музыкальных строк, как это сделал певец своими необыкновенными голосовыми контрастами - от мягкой, как младенческий пушок, нежности до трагического, как реквием, сострадания.
А мне тут еще недавно кстати случилось посмотреть оскароносный «Список Шиндлера» - тема этого фильма сразу и вспомнилась при Валериной балладе… Да, даже боль Холокоста уложилась в русскую песнь о библейском народе, то ли приговоренном, то ли заговоренном:
"Жизнь твоя – сказка, сыновья мудры, жены все – прелесть.
На шипах розы, на шипах гетто ты станцуй фрейлехс..."
"Ты палим солнцем, ты гоним ветром, ты мечом мечен...
Но враги смертны, палачи тленны, а народ вечен!"
Вечен… Песня и идет пунктиром через весь израильский репортаж, перемежая выдержки из интервью 2004 года и концертные фрагменты разных лет в рамках грандиозной акции «Из России с любовью», ежегодно проводившейся в Тель-Авиве.
(А сейчас эти сборники, видимо, уже не проводятся. Похоже, что закончились, – ведь Валерий Леонтьев, как подчеркивалось, всегда принимал в них участие...)
…Но до чего же он в том интервью приглядный!… Как белая нереальная фантазия…
На сборном концерте в том же 2004-м году к 70-летию Юрия Гарина эта «фантазия» обретала формы настолько обаятельные, что и сам хозяин вечера пребывал в совершенном восторге от своего гостя, это заметно… Кстати, Гарин еще и раньше, помнится, в каком-то выпуске «Аншлага» 90-х признавался Регине Дубовицкой, что восхищается Леонтьевым, его незвездностью, некапризностью…
На вечере Валера спел ему «Воздуха глоток», - несомненно, поэту по душе такое исполнение своих стихов – блистательное, эмоционально правдивое, с отчаянной убежденностью и неукротимостью.
Мне кажется, что каждый слушатель, кому песня близка или нравится, видит, чувствует в ней что-то свое, личное, стороннее, даже если Валера об этом не поет. Леонтьев и сам для кого-то своим творчеством наверняка служит глотком воздуха...
Один музыкальный критик вынес из этой песни пустоту, досадливо сморщившись: мол, очередная жалоба на тяжкую долю артиста… Ему песня, очевидно, не понравилась. А мне у Валеры видится и слышится совсем другое – сила духа, сомнения при фатализме, да еще, пожалуй, растворенный намек: не надо никого ненавидеть за свою слабость. Даже себя.
И еще мне, как поклоннику артиста, кажется, что «Воздуха глоток» достоин возрождения, что он и сейчас оказался бы органичным звеном в песенной цепочке концертной программы – уж очень актуален и красив…
Видео Светланы Козловой
.