-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в позитивный_потупизм

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

burn icq red`s red`s во время пар волк дзэн единорог етсь чай забивать кафедра позитивного потупизма позитвно тупить позитивно фоткаться позитивный потупизм позитивный тупой флуд полезные ссылки помощь просьбы о помощи психология ргу сессия-отстой

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.06.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 197


вот

Понедельник, 11 Июня 2007 г. 19:45 + в цитатник
sick_toon все записи автора В колонках играет - billy talent "beach balls"

обмениваемя найденной инфой тут
помогаем друг другу
вот это я нашла для "психологии развития"

Вложение: 3587490_moyasupermegashpora.doc

Рубрики:  помщь во время сессии

lasty_unico   обратиться по имени Понедельник, 11 Июня 2007 г. 19:50 (ссылка)
спасибо))А у меня все в письменном варианте....
Ответить С цитатой В цитатник
Agata_Kri   обратиться по имени Понедельник, 11 Июня 2007 г. 20:06 (ссылка)
24.Основные положения культурно-исторической теории Л.С.Выготского. Психотехническое действие действие как единица анализа психического анализа. Культурно–историческая школа (автор Л.С. Выготский) — психологическое направление. Главное внимание уделяется процессу возникновения и формирования высших психических функций. Индивидуальное сознание зависит от истории развития культуры и социума окружающего мира. Эти внешние процессы присваиваются — интериоризируются. Следуя идее общественно-истор. природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как "источника" развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естеств. созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательны-ми средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего истор. развития, явл. системы знаков-символов (напр., язык, письмо, система счисления и др.).

Овладение ребенком связью между знаком к значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психол. функцией, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение чел. от поведения животного. Опосредован-ность развития человеч. психики "психологическими орудиями" характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внеш. деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую.

Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что др. чел. (взрослый) с помощью определ. средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психол. орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним. Т. о., пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутр. способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс интериоризации, "вращивания" функции вовнутрь.

Интериоризуясь, "натуральные" психические функции трансформируются и "сворачиваются", приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутр. преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс – процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутр. плане.

Выдвижение принципа "внешнее через внутреннее" в К.-и. т. расширяет понимание ведущей роли субъекта в разл. видах активности – прежде всего в ходе обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутр. индивид, свойств личн. ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с др. людьми. Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение явл. хорошим, которое упреждает развитие.
В воззрениях Выготского личн. есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, истор. в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личн. ребенка и его культур, развитием. Личн. "не врожденна, но возникает в результате культур, развития" и "в этом смысле коррелятом личн. будет отношение примитивных и высших реакций". Развиваясь, человек осваивает собств. поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса явл. образование личн., ибо "развитие той или иной функции всегда производно от развития личн. в целом и обусловлено им".

В своем развитии личн. проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения др. сменяются критич. периодами в жизни личн., во время которых идет бурное формирование психол. новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенч. неблагополучие ребенка в критич. возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педаг. системе, которая не поспевает за быстрым изменением личн. ребенка.

Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психол. функционирование личн. Напр., появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическая деятельность. Это новообразование явл. третьим уровнем самоорганизации: "Наряду с первичными условиями индивид, склада личн. (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)". Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личн. психол. отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культур. средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.

Появление К.-и. т. Выготского символизировало новый виток развития психологии личн., обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеч. сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.
Ответить С цитатой В цитатник
sick_toon   обратиться по имени Понедельник, 11 Июня 2007 г. 20:10 (ссылка)
ооо..пасип))
Ответить С цитатой В цитатник
Agata_Kri   обратиться по имени Re: Ответ в позитивный_потупизм; вот Понедельник, 11 Июня 2007 г. 20:15 (ссылка)
Исходное сообщение sick_toon: ооо..пасип))


жди щас еще

LI 5.09.15
Ответить С цитатой В цитатник
lasty_unico   обратиться по имени Понедельник, 11 Июня 2007 г. 20:20 (ссылка)
Такой сладкий дизайн)
Ответить С цитатой В цитатник
Agata_Kri   обратиться по имени Понедельник, 11 Июня 2007 г. 20:23 (ссылка)
25. Периодизация психического развития ребенка Л.С.Выготского. Понятие о стабильных и критических периодах развития. Большинство психологов делит детство на периоды.

В основу периодизации психического развития ребенка Л.С.Выготский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками:
Она должна быть смыслообразующей для ребенка. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования.
В контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками.
В связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь).

На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.

Кризисы и стабильные периоды

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные , а есть так называемые критические .

Критические периоды

Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:
Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.
Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.
Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями .

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей (см. ниже).

Стабильные периоды

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.

Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

Динамика развития
К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действитель-ностью – социальная ситуация развития .
Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований .
Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений.
Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.

Сензитивные периоды

Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.

Зона ближайшего развития

Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым.

Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития
Ответить С цитатой В цитатник
Agata_Kri   обратиться по имени Понедельник, 11 Июня 2007 г. 20:39 (ссылка)
26.Проблема обучения и развития в работах Л.С.Выготского. Понятие зоны ближайшего развития. По мысли Л.С. Выготского, высшие психические, специфически человеческие функции образуются прижизненно, в результате овладения специальными орудиями-средствами, выработанными в ходе исторического развития человеческого общества. Их происхождение и развитие связано с усвоением способа использования этих средств, т.е. с обучением в широком смысле слова. В одном из своих ранних экспериментальных исследований «Развитие высших форм внимания в детском возрасте» Л.С. Выготский писал: «Ключ к генетическому пониманию произвольного внимания заключается, таким образом, в том положении, что корни этой формы поведения надо искать не внутри, а вне личности ребенка» (1956, с. 391). Такая постановка вопроса для его времени была поистине революционной.

Распространяя это положение на все психические процессы, Лев Семенович решительно отвергал представление о психическом развитии как о процессе созревания, как о процессе, детерминированном изнутри. Правда, Л.С. Выготский распространял это положение только на так называемые высшие психические функции, не затрагивая так называемые натуральные психические процессы. Разделение психических функций на натуральные и высшие — существенное противоречие исторического развития психики. Такое разделение опровергло факты, установленные самим Л.С. Выготским. Так, в экспериментально-генетическом исследовании внимания он показал, что решающее значение для внимания имеет овладение указательным жестом и словом как указанием. «Таким образом, — писал Л.С. Выготский, — развитие внимания ребенка с самых первых дней его жизни попадает в сложную среду, состоящую из двоякого рода стимулов. С одной стороны, вещи, предметы и явления привлекают в силу присущих им свойств внимание ребенка; с другой стороны, соответствующие стимулы-указания, какими являются слова, направляют внимание ребенка, и, таким образом, внимание ребенка с самого начала становится направляемым вниманием. Но им первоначально руководят взрослые, и лишь вместе с постепенным овладением речью ребенок начинает овладевать первичным процессом внимания, раньше в отношении других, а затем и в отношении себя» (там же, с. 410).

Приведенное высказывание со всей ясностью показывает, что никакого собственно натурального внимания нет, если не считать таковым безусловную ориентировочную реакцию. Внимание с самого начала формируется как специфически человеческая психическая деятельность под влиянием общения, воспитания. Подчеркивая эту мысль, Л.С. Выготский писал: «Развитие многих естественных психических функций в детском возрасте (памяти, внимания) или не наблюдается в сколько-нибудь заметном размере вовсе, или имеет место в столь незначительном объеме, что за его счет никак не может быть отнесена вся огромная разница между соответствующей деятельностью ребенка и взрослого. В процессе развития ребенок вооружается и перевооружается различнейшими орудиями; ребенок старшей ступени отличается от ребенка младшей ступени еще степенью и характером своего вооружения, своим инструментарием, т.е. степенью овладения собственным поведением. Основными эпохами развития являются безъязычный и языковый период» (1982, т. 1, с. 108).

Органическую связь проблемы обучения и развития с концепцией исторического развития психики Лев Семенович подчеркивал в ранних работах. Так, обобщая материалы первых исследований, проведенных на новом пути и новым методом, он писал: «Инструментальный метод изучает ребенка не только развивающегося, но и воспитуемого, видя в этом существенное отличие истории человеческого детеныша. Воспитание же может быть определено как искусственное развитие ребенка» (там же, с. 107).

Характеристика метода, применявшегося Л.С. Выготским и его сотрудниками, как инструментального представляется внешней. Более полно этот метод может быть характеризован как экспериментально-генетический. Л.С. Выготский так и говорит: «Этот путь (путь развития (внимания) мы пытались проследить с помощью экспериментально вызванного генезиса произвольного внимания» (там же, с.105). Метод был применен и в других работах — в исследовании, посвященном развитию понятий, а также в исследовании А.Н. Леонтьева «Развитие памяти». Характеризуя используемый метод, А.Н. Леонтьев пишет: «Задача генетического исследования в психологии заключается не только в том, чтобы показать развитие определенных форм поведения, ограничиваясь лишь констатированием смены одних форм другими, новыми формами, но также и в том, чтобы изучить самый процесс перехода к этим новым формам… Эта задача может быть сформулирована как задача искусственного воспроизведения в лабораторных условиях того процесса развития запоминания, который мы имели возможность констатировать на материале нашего первого исследования» (1931, с. 181 — 183).

Экспериментально-генетическое исследование органически включает в себя процесс обучения новым формам. Необходимо подчеркнуть, что упомянутые исследования имели своей задачей не установление эмпирического хода развития — они были экспериментальными отвлеченными моделями процесса развития. Лев Семенович по этому поводу прямо говорил: «Экспериментально вызванный процесс образования понятий никогда не отражает в зеркальной форме процесс развития, как он имеет место в действительности. Однако это составляет в наших глазах не недостаток, а огромное достоинство экспериментального анализа. Экспериментальный анализ позволяет вскрыть в отвлеченной форме самую сущность генетического процесса образования понятий. Он дает в наши руки ключ к истинному пониманию и уразумению реального процесса развития понятий, как он протекает в действительной жизни ребенка» (1956, с. 183). К сожалению, понимание исследований Л.С. Выготского не как эмпирических, а как моделирующих процессы развития до сих пор встречается редко.

Так, исследование Л.С. Выготского по формированию понятий имело своей задачей не столько установление эмпирических стадий этого развития, сколько главным образом выяснение функциональ-ной роли слова в их образовании. Резюмируя, Лев Семенович писал: «Центральным моментом всей этой операции (в которой возникает понятие. — Д.Э.) является функциональное употребление слова в качестве средства произвольного направления внимания, абстрагирования, выделения отдельных признаков, их синтеза и символизации с помощью знака» (там же, с. 210).

Введение в психологию экспериментально-генетического метода — величайшая заслуга Л.С. Выготского. Именно этот метод был применен в ряде важных исследований его учениками, сотрудниками и последователями. Среди них прежде всего надо упомянуть работу А.Н. Леонтьева «Проблема возникновения ощущений» (1983, т.I) и проведенное под его руководством исследование О.В. Овчинниковой и Ю.Б. Гиппенрейтер, изучавших генезис звуковысотного слуха, а также труд А.В. Запорожца «Развитие произвольных движений» (1986, т.II) и исследования П.Я. Гальперина по формированию умственных действий и понятий (1966). Как ни далеки эти исследования друг от друга по своему конкретному содержанию, все они являются экспериментально-генетическими, т. е. воссоздающими в экспериментальных условиях процесс формирования различных психических процессов и психических деятельностей — от самых элементарных до самых сложных.

Концепция исторического возникновения психических процессов у человека и тесно связанный с ней метод экспериментально-генетического их исследования органически содержат в себе проблему обучения и развития. Если, по мысли Л. С. Выготского, специфически человеческие психические процессы не даны, а заданы, то естественно, что единственная форма их развития — обучение в широком смысле слова.

Является ли психическое развитие, осуществляющееся в этой особой форме — форме обучения, развитием в собственном смысле слова? Данный вопрос со всей остротой стоял перед Л.С. Выготским уже в его ранних работах. Восставая против плоского эволюционизма в понимании процессов психического развития, он писал: «Второй момент, преодоление которого должно расчистить дорогу современному генетическому исследованию, состоит в скрытом эволюционизме, до сих пор господствующем в детской психологии. Эволюция, или развитие путем постепенного и медленного накопления отдельных изменений, продолжает рассматриваться как единственная форма детского развития, исчерпывающая все известные нам процессы, входящие в состав этого общего понятия. По существу в рассуждениях о детском развитии сквозит скрытая аналогия с процессами роста растения» (1983, т. III. с. 136).

Мы уже говорили, что Л.С. Выготский считал специфически человеческие психические процессы не данными, а заданными. «Ближайшим выводом из изложенного, — писал Лев Семенович, — является изменение общепринятой точки зрения на процессы психического развития ребенка и представления о характере построения и проектирования этих процессов. Обычно все процессы детского развития представляют как стереотипно протекающие процессы. Образцом развития, как бы его моделью, с которой сравнивают все другие формы, считается эмбриональное развитие. Этот тип развития наименее зависит от внешней среды, к нему с наибольшим правом может быть отнесено слово «развитие» в его буквальном смысле, т.е. развертывание заключенных в зародыше в свернутом виде возможностей. Между тем эмбриональное развитие не может рассматриваться как модель всякого процесса развития в строгом смысле этого слова. Оно, скорее, может быть представлено как его результат или итог. Это уже устоявшийся, законченный процесс, более или менее стереотипно протекающий.
Ответить С цитатой В цитатник
sick_toon   обратиться по имени Понедельник, 11 Июня 2007 г. 20:45 (ссылка)
вот ещё
Адаптация социальная – процесс активного приспособления индивида к усло-виям новой социальной среды.
Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных, техни-ческих и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и ме-ханизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Биологический возраст – соответствие индивида определенному моменту жизни.
Близнецовый метод – сопоставление внутрипарного сходства у монозиготных и дизиготных близнецов.
Ведущая деятельность – деятельность, выполнение которой определяет воз-никновение и формирование основных психологических новообразова-ний человека на данной ступени развития его личности.
Возраст – определенный, ограниченный хронологическими границами период в физическом и психическом развитии человека.
Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая возрас-тную динамику психики человека.
Возрастные часы – внутренний временной график возрастного развития инди-вида, который позволяет судить о том, насколько человек отстает или опережает ключевые события в жизни.
Госпитализм – синдром патологии детского психического и личностного раз-вития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации.
Делинквентное поведение – разновидность отклоняющегося поведения, про-тивоправное, преступное поведение.
Депривация – лишение, утрата чего-то желанного, необходимого.
Жизненный путь – история формирования и развития личности в определен-ном обществе, развития человека как современника определенной эпо-хи и сверстника определенного поколения.
Зона ближайшего развития – область еще не созревших, но созревающих пси-хических процессов, определяющая перспективу развития ребенка.
Идентичность – эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений.
Инволюция личности – «обратное» развитие личности, связанное с упрощени-ем, свертыванием или утратой основных социально значимых личност-ных характеристик.
Инфантилизм личностный – сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту.
Комплекс оживления – позитивная эмоциональная экспрессия, выражаемая в мимике, движениях, звуках, производимых ребенком.
Кризисы возрастные – условное обозначение более или менее выраженных состояний конфликтности, возникающих в период перехода от одного периода возрастного развития к другому.
Лонгитюдный метод – методология проведения экспериментального исследо-вания закономерностей изменения психологических, физиологических и других характеристик за определенный промежуток времени, постро-енная на длительном изучении одной и той же выборки обследуемых.
Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.
Онтогенез – процесс индивидуального развития человека.
Половая самоидентичность – сознание своей принадлежности к полу.
Психологическая готовность к школьному обучению – комплекс психиче-ских качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.
Пубертат – период полового созревания, характеризующийся бурным, нерав-номерным ростом и развитием организма.
Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и струк-турных преобразований психики и поведения человека.
Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.
Самоактуализация – стремление личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности.
Социализация – особый процесс включения ребенка в общество, процесс и ре-зультат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта.
Социальный возраст – степень соответствия положения человека существую-щим в данной культуре нормам, рассматриваемым в контексте биоло-гического возраста.
Эвтаназия – действия врача, целью которых является вызвать смерть безна-дежно больных людей.
Ответить С цитатой В цитатник
Agata_Kri   обратиться по имени Re: Ответ в позитивный_потупизм; вот Понедельник, 11 Июня 2007 г. 20:46 (ссылка)
ооооооооооо)) кул))

LI 5.09.15
Ответить С цитатой В цитатник
Agata_Kri   обратиться по имени Re: Ответ в позитивный_потупизм; вот Понедельник, 11 Июня 2007 г. 20:46 (ссылка)
еще че надо?

LI 5.09.15
Ответить С цитатой В цитатник
sick_toon   обратиться по имени Понедельник, 11 Июня 2007 г. 20:52 (ссылка)
Эльконин етсь?
Ответить С цитатой В цитатник
lasty_unico   обратиться по имени Re: Ответ в позитивный_потупизм; вот Понедельник, 11 Июня 2007 г. 20:53 (ссылка)
Исходное сообщение sick_toon: Эльконин етсь?
Кидали же вроде Эльконина

LI 5.09.15
Ответить С цитатой В цитатник
lasty_unico   обратиться по имени Понедельник, 11 Июня 2007 г. 20:54 (ссылка)
Д. Б. Эльконин сделал исключительное по своей психологической глубине и прозорливости предположение. Он поставил вопрос: "Какой смысл имеют предметные действия ребенка?", Для чего они служат?". Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла!), а затем операциональнотехнической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности.

В концепции Д. Б. Эльконина преодолевается один из серьезных недостатков зарубежной психологии, где постоянно возникает проблема расщепления двух миров: мира предметов и мира людей. Д. Б. Эльконин показал, что это расщепление ложно, искусственно, На самом деле человеческое действие двулико: оно содержит собственно человеческий смысл и операциональную сторону. Строго говоря, в человеческом мире не существует мира физических предметов, там безраздельно господствует мир общественных предметов, удовлетворяющих определенным общественно выработанным способом общественно сформированные потребности. Даже предметы природы выступают для человека как включенные в определенную общественную жизнь, как предметы труда, как очеловеченная, обч щественная природа. Человек -- носитель этих общественных способов употребления предметов. Отсюда способности человека -- это уровень владения общественными способами употребления общественных предметов. Таким образом, всякий предмет содержит в себе общественный предмет. В человеческом действии всегда нужно видеть две стороны: с одной стороны, оно ориентировано на общество, с другой стороны,-- на способ исполнения. Эта микроструктур человеческого действия, согласно гипотезе Д. Б. Эльконина, отражав ется и в макроструктуре периодов психического развития

Д. Б. Эльконин предлагает по-иному посмотреть на взаимоотношения ребенка и общества. Гораздо правильнее, считает он, говорить системе "ребенок в обществе", а не "ребенок и общество", чтобы не противопоставлять его социуму. Если рассматривать формирование личности ребенка в системе "ребенок в обществе", то радикально меняется характер взаимосвязи, да и само содержание систем "ребенок -- вещь" и "ребенок -- отдельный взрослый", выделенных европейской психологии как две сферы детского бытия. Д. Б, Эл конин показывает, что система "ребенок -- вещь" по сути есть система "ребенок -- общественный предмет", так как на первый план для ребенка выступают в предмете общественно выработанные действия с ним, а не физические и пространственные свойства объекта; последние служат лишь ориентирами для действий с ним. При усвоении общественно выработанных способов действий с предмет ми и происходит формирование ребенка как члена общества.

Система "ребенок-взрослый" превращается, по Д. Б. Эльконин ну, в систему "ребенок -- общественный взрослый". Это происходит потому, что для ребенка взрослый -- носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности. Взрослый осуществляет в деятельности определенные задачи, вступает при этом в разнообразные отношения с другими людьми и сам подчиняется определенным нормам. Эти задачи, мотивы и нормы отношений, существующие в деятельности взрослых, лети усваивают через воспроизведение или моделирование их в собственной деятельности (например, в ролевой игре у дошкольников), конечно, с помощью взрослых. В процессе усвоения этих норм ребенок сталкивается с необходимостью овладения все более сложными, новыми предметными действиями.

Д. Б. Эльконин показывает, что деятельность ребенка в системах "ребенок -- общественный предмет" и "ребенок -- общественный взрослый" представляет единый процесс, в котором и 4 ормируется личность ребенка. Другое дело, пишет он, что "этот единый по своей природе процесс жизни ребенка в обществе в ходе исторического развития раздваивается, расщепляется на две стороны".

Д. Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

Закон чередования, периодичности в детском развитии позволяет половому представить периоды (эпохи) в стадии онтогенеза психики (см. табл. 7).

Развивая идеи Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

Социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит

Основной, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период. При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий.

Основные новообразования развития. Важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее "взрыву" -- кризису.

Кризис. Кризисы -- переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Можно сказать вслед за Л. С. Выготским: "Если бы кризисы не были открыты эмпирически, их нужно было бы выдумать теоретически". Раскрыть психологическую сущность кризиса -- значит понять внутреннюю динамику развития в этот период.

Таблица 7. Периоды н стадии детского развития по Д. Б. Эльконнну

Раннее детство

Детство

Отрочество г

Младенчество

Ранний возраст

Дошкольный возраст

Младший школьный возраст

Подростковый возраст

Ранняя юность

М-Т

М-Т

М-Т

0-Т

0-Т

0-Т

Кризис новорожденности

Кризис 1 года

Кризис3 лет

Кризис7 лет

Кризис 11-12 лет

Кризис15 лет

М-П -- мотивационно-потребностная сфера личности, 0-Т - операционально-техническая сфера личности.

Гипотеза Д. Б. Эльконина, учитывая закон периодичности в детском развитии, неновому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет -- кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет -- кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.

Гипотеза Д. Б. Эльконина творчески развивает учение Л. С. Выготского, она преодолевает интеллектуализм его учения о системном и смысловом строении сознания. Она объясняет возникновение и развитие у ребенка мотиванионно-потребностной сферы личности. Ранее теория А. Н. Леонтьева показала деятельностный механизм формирования обобщений, отстранив некоторые идеи Л. С. Выготского о роли речевого общения, высказанные им в его историческое время.

Развитие детской психологии Л С. Выготским и его школой неразрывно связано с введением в научные исследования стратегии формирования психических процессов. Как подчеркивал Л. С. Выготский, эксперимент в психологии -- модель реализации теоретический концепции. Для исследования того, как ребенок в ходе развития усваивает орудия и средства культуры, был разработан эксперимеитально-генетический метод, позволяющий раскрыть происхождение психического процесса. Принцип экспериментально-генетического метода состоит в том, что берутся дети, у которых отсутствует соответствующий психический процесс, а затем, исходя из определенной гипотезы, формируется недостающий процесс в лаборатории. Он моделирует тот процесс, который происходит в жизни. Эта стратегия позволяет разобраться в том, что же скрывается за переходами от одного уровня развития к другому, так как есть возможность этот переход экспериментально построить
Ответить С цитатой В цитатник
sick_toon   обратиться по имени Понедельник, 11 Июня 2007 г. 20:55 (ссылка)
аага!!
а это какой именно вопрос??
Ответить С цитатой В цитатник
Agata_Kri   обратиться по имени Re: Ответ в позитивный_потупизм; вот Понедельник, 11 Июня 2007 г. 20:55 (ссылка)
Исходное сообщение sick_toon: Эльконин етсь?


боюсь,что нет(
но щас поищу

LI 5.09.15
Ответить С цитатой В цитатник
Agata_Kri   обратиться по имени Re: Ответ в позитивный_потупизм; вот Понедельник, 11 Июня 2007 г. 20:57 (ссылка)
Исходное сообщение sick_toon: аага!!
а это какой именно вопрос??


молодец)))))) гений!))

LI 5.09.15
Ответить С цитатой В цитатник
lasty_unico   обратиться по имени Re: Ответ в позитивный_потупизм; вот Понедельник, 11 Июня 2007 г. 21:01 (ссылка)
Исходное сообщение sick_toon: аага!!
а это какой именно вопрос??
не знаю, это было у леры в комментах)

LI 5.09.15
Ответить С цитатой В цитатник
lasty_unico   обратиться по имени Понедельник, 11 Июня 2007 г. 21:07 (ссылка)
А вот вопрос 30-Основные критерии, лежащие в основе психологического возраста(Эльконин)? есть?
Ответить С цитатой В цитатник
Agata_Kri   обратиться по имени Среда, 13 Июня 2007 г. 02:44 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Agata_Kri   обратиться по имени Среда, 13 Июня 2007 г. 02:47 (ссылка)
а еще мне нравится в Викиной супермегашпоре плавный переход от кроманьонца к пролетариату=)
Ответить С цитатой В цитатник
lasty_unico   обратиться по имени Re: Ответ в позитивный_потупизм; вот Четверг, 14 Июня 2007 г. 00:01 (ссылка)
что?)
В колонках играет: CD Digital Audio, Track#10

LI 5.09.15
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку