-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в про_искусство

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.06.2007
«аписей: 19093
 омментариев: 144660
Ќаписано: 173518


ƒавид јльфар —икейрос

¬торник, 10 ‘еврал€ 2009 г. 21:28 + в цитатник
M0ndschein все записи автора  (150x219, 16Kb) Ђ–еализм Ц это не раз навсегда установленна€ формула, не догма, не неизменный закон. –еализм, как форма отражени€ действительности, должен находитьс€ в посто€нном движенииї, Ц говорит —икейрос. » еще одно его высказывание: Ђ«ритель Ц не стату€, котора€ включаетс€ в линейную перспективу картиныЕ он тот, кто движетс€ по всей ее поверхностиЕ человек, обозрева€ роспись, своим движением дополн€ет творчество художникаї.

29 декабр€ 1896 года в мексиканском местечке „иуауа у дона —иприано јльфаро и “ерезы —икейрос родилс€ сын ’осе ƒавид јльфаро —икейрос.   одиннадцати годам у него про€вилс€ дар живописца, поэтому в 1907 году мальчика отдают учитьс€ в Ќациональную подготовительную школу в ћехико. ¬скоре после этого јльфаро начинает обучатьс€ в классах художественной јкадемии Ђ—ан- арлосї.

«десь —икейрос становитс€ одним из студенческих вожаков и поднимает академию на протест и забастовку. ’удожник вспоминает: Ђ акие цели преследовала наша забастовка? „его мы требовали? “ребовани€ наши касались как вопросов учебных, так и политических. ћы хотели покончить с затхлой академической рутиной, безраздельно господствовавшей у нас в школе. ¬месте с тем мы предъ€вл€ли и некоторые требовани€ экономического характераЕ ћы требовали национализации железных дорог. Ќад нами хохотала вс€ ћексикаЕ ќткровенно говор€, € глубоко убежден, что именно в тот день и родилс€ в душе каждого из нас художник-гражданин, художник, живущий общественными интересамиЕї

 (450x596, 119Kb)
ќблик нашего века, 1947


ѕосле выхода из тюрьмы вместе с друзь€ми —икейрос создает школу в предместье ћехико Ц Ђ—анта-јнитаї. ќна становитс€ не только художественным заведением, но и центром подпольной политической организации студенчества. ¬ сент€бре 1910 года народ ћексики подн€лс€ против тридцатилетней диктатуры президента ѕорфирио ƒиаса, и молодые художники уход€т в боевые повстанческие отр€ды.

¬сего за два года —икейрос проходит путь от р€дового до капитана, члена √лавного штаба генерала революционных войск ƒиегеса. ¬ перерывах между бо€ми он рисует. “ак с той поры и соседствуют кисть и винтовка.

–еволюци€ завершилась в 1917 году приходом к власти буржуазно-демократического правительства. ћексиканское искусство встает на путь утверждени€ демократических идеалов. ¬ 1918 году под руководством —икейроса проводитс€ Ђ онгресс солдатских художниковї, где прозвучал призыв создать новое искусство, отражающее страдани€ народа и его борьбу.

¬ 1922 ходу —икейрос вместе со своими друзь€ми-единомышленниками в искусстве организует Ђ—индикат революционных живописцев, графиков и технических рабочихї. ѕрограмма —индиката была сформулирована в Ђ—оциальной, политической и эстетической декларацииї: ЂЕћы провозглашаем, что данный момент Ц это момент социального перехода от др€хлости к новому пор€дку: творцы нового должны вложить все свои силы в создание искусства, ценного дл€ народаЕ которое просвещает и направл€ет в борьбеї. “аким искусством дл€ художников —индиката стала монументальна€ живопись.

— 1922 года по заказу директора Ќациональной подготовительной школы в ћехико художники —индиката, в их числе прославивша€с€ в дальнейшем Ђвелика€ тройкаї мастеров (—икейрос,  лементе ќроско, ƒиего –ивера), расписали стены школы. »з росписей —икейроса Ц цикла Ђ«емл€ и свободаї Ц сохранилось немногое. ѕодсказанные революцией идеи выражены €зыком, близким древнему индейскому искусству.

¬ то же врем€ —икейрос большое внимание удел€ет редактированию газеты —индиката ЂЁль мачетеї, ставшей позднее печатным органом ÷  мексиканской компартии. ≈ще в начале двадцатых годов он вступает в компартию. ¬скоре —икейроса избирают в ее ÷ентральный комитет. —икейрос организует латиноамериканскую профсоюзную конференцию. ќн редактирует, оформл€ет и издает профсоюзный еженедельник Ђћолотї, который объединил вокруг себ€ передовые силы мексиканского пролетариата.

  середине 20-х годов в стране активизируютс€ реакционные силы. ’удожники вынуждены объ€вить роспуск —индиката. Ћишенные работы, подвергающиес€ преследовани€м, многие прогрессивные мастера покидают ћехико. —икейрос уезжает в √вадалахару.

— профсоюзной делегацией рабочих в 1927 году —икейрос впервые приезжает в ћоскву, на IV конгресс ѕрофинтерна.

¬ мае 1930 года за свою политическую де€тельность —икейроса заключают в тюрьму. «атем его ссылают в город “аско. Ќепосредственным поводом дл€ ареста послужило участие художника в народной демонстрации.

¬ ссылке —икейрос пишет станковые картины, создав менее чем за год более ста полотен, самые известные из которых Ц ЂЌесчастный случай на шахтеї, ЂЁмилиано —апатаї, Ђ ресть€нска€ матьї.  то-то из друзей —икейроса, гл€д€ на картину ЂЌесчастный случай на шахтеї, сказал: Ђ≈сли –ивера изображает человека, который может страдать, а ќроско изображает страдающего человека, то —икейрос воссоздает само страданиеї.

 (325x400, 23Kb)
 ресть€нска€ мать, 1929. ћузей современного искусства, ћехико


¬ €нваре 1932 года после короткого пребывани€ в ћехико —икейрос из-за преследовани€ властей уезжает в —Ўј. ¬ Ћос-јнджелесе он расписал стену художественно-промышленного училища. Ќа стене площадью шесть метров на дев€ть, с проемами окон и дверью, художник создал многофигурную композицию Ђћитинг на улицеї. ѕричем лишь при помощи аэрографа Ц устройства, напоминающего пульверизатор.

—икейрос вздумал изобразить в композиции негров, сто€щих р€дом с белыми. » это не где-нибудь, а в Ћос-јнджелесе! Ќа него ополчились все американские расисты.

Ќеудивительно, что фреска была уничтожена. “ем не менее там же, в Ћос-јнджелесе хоз€ин крупнейшей художественной галереи заказал роспись одной из наружных стен галереи размером тридцать метров на двадцать на тему Ђ“ропическа€ јмерикаї.

ЂЌетрудно догадатьс€, Ц говорит художник, Ц что в его представлении "“ропическа€ јмерика" была райским местом, где люди ведут беззаботное существование среди пальм и попугаев и где спелые плоды сами падают в рот блаженным смертным. ј € изобразил на своей фреске человека, расп€того на крестеЕ на котором сверху торжествующе восседает орел, такой же, как на американском доллареЕ

 (300x418, 27Kb)
“ропическа€ јмерика, фрагмент уничтоженной фрески в Ћос-јнджелесе


«а это € поплатилс€ Ц изгнанием из —оединенных ЎтатовЕ Ќо фреска мо€ свое назначение выполнила. ќна была произведением мексиканского художника, сражавшегос€ за революцию и стремившегос€ не к тому, чтобы запечатлеть трепет своих эстетических переживаний, а к тому, чтобы выполнить свой великий долг: дать в образной форме выражение революционной идеологииї.

¬скоре —икейрос совершает поездку по странам Ћатинской јмерики. ≈го перва€ остановка Ц в ћонтевидео. “ам он впервые экспериментирует с технико-индустриальным материалом Ц пироксилином. ¬ новом материале он выполн€ет картину Ђѕролетарска€ жертваї.

Ђ—икейрос не замыкаетс€ в пределах одного жанра, одной выбранной темы или приема, Ц пишет ».ј.  аретникова. Ц Ќар€ду с идейно-тематическими композици€ми, пейзажами он создает портреты. —икейрос вы€вл€ет в них главные черты характера человека.  ак и в роспис€х, обобщенность формы выражает монументальность образов, а в этой монументальности Ц признание значительности и активности человека в жизни.

 огда смотришь на "ѕортрет негрит€нки" —икейроса, один из лучших портретов, созданных художником, кажетс€, что свет грандиозного прожектора скользит по ее лицу. »гра света и тени выражает психологическое состо€ние человека, сильного и мужественного по природе своей, но затравленного, на достоинство которого не раз пос€гали.

 (551x699, 80Kb)
ѕортрет негрит€нки


¬ портрете известного американского композитора и пианиста ƒжорджа √ершвина Ц это скорее живописна€ сцена, нежели традиционный портрет, Ц —икейрос создает композицию, словно пронизанную звуками музыки и насыщенную эмоци€ми концертного зала. ћузыкант кажетс€ единым целым с ро€лем, на котором он играет, Ц черный фрак, бела€ манишка, черный полированный инструмент и ослепительно белые сверкающие клавиши, изогнута€ фигура исполнител€ и словно подавшийс€ ему навстречу ро€льї.

¬ 1934 году художник возвращаетс€ в ћексику и возглавл€ет ЂЌациональную лигу борьбы против фашизма и воиныї.  ак художника его увлекают поиски нового стил€, свободного от этнографизма и подражани€ древности. ќн пишет картину Ђ¬зрыв в городеї. —икейрос словно предчувствовал то страшное, что несет человечеству фашизм.

 (337x420, 69Kb)
¬зрыв в городе, 1935. ѕироксилин. —обрание ј.  аррильо ’иль, ћехико


— конца 1935 по конец 1936 года —икейрос живет в Ќью-…орке, где основывает Ёкспериментальную мастерскую живописной техники, разрабатывающую новые краски и приемы монументальной живописи. ≈го картины Ђ оллективное самоубийствої, ЂЁхо плачаї, Ђќстановите войну!ї и многие другие наполнены пафосом политической борьбы.

 (450x300, 23Kb)
 оллективное самоубийство, 1936


— началом гражданской войны в »спании —икейрос отправл€етс€ добровольцем в республиканскую армию. ¬ звании подполковника он бьетс€ с фашистами в легендарной бригаде Ёнрико Ћистера. ¬ернувшись на родину в 1939 году, художник пишет несколько станковых картин. —реди них Ц превосходна€ по реалистической €сности образа, силе чувства, выраженного в мощной пластике форм, картина Ђ–ыданиеї. ¬ том же году он выполн€ет при участии Ћ. јренал€, ј. ѕухол€ и ’. –ено большую роспись Ђѕортрет буржуазииї. –оспись охватывает три стены и потолок центрального зала  луба электриков в ћехико.

 (349x311, 27Kb)
 (449x699, 128Kb)
 (451x314, 72Kb)
ѕортрет буржуазии, фрагменты, 1939. «дание профсоюза электриков, ћехико


√.—. ќганов пишет:

ЂЕ¬ росписи здани€ ћексиканского профсоюза электриков, зан€вшей три стены и потолок, достигнут зрительный эффект единого сферического пространства. „еловек, оказавшийс€ перед этой огромной фреской, названной "ѕортрет буржуазии" и представл€ющей зрителю политическую и социальную действительность капиталистического мира, как бы не замечает стенных граней, углов помещени€. »зображение естественно перетекает с одной плоскости на другую, "стира€" их границы.

—икейрос будет развивать этот прием и дальше. ¬ росписи, посв€щенной легендарному герою борьбы индейцев против испанских завоевателей, "Ќемифический  уатемок", он не только объединит фрески нескольких стен, но и введет в композицию полихромную скульптуру-рельеф. ѕозже этот прием он повторит Ц уже с другими, более сложными цел€ми создани€ пластико-динамической выразительности Ц в рельефе здани€ ректората в университетском городке в ћехикої.

Ўесть лет спуст€ —икейрос вновь обращаетс€ к образу национального геро€ ћексики в двухчастной росписи Ђ¬оскресший √уатемокї. ¬ 1945 году во ƒворце из€щных искусств в ћехико —икейрос создает роспись ЂЌародна€ демократи€ї.

 (700x426, 142Kb)
¬оскресший √уатемок, 1951. ƒворец из€щных искусств, ћехико.

 (400x270, 29Kb)
Ќародна€ демократи€, ‘рагмент росписи во дворце из€щных искусств в ћехико, 1945


ќбнаженна€ женска€ фигура словно вылеплена мощными ударами цвета, контрастами света и тени. Ћицо и тело женщины напр€жены. ≈е могучие руки пытаютс€ разорвать оковы и одновременно сжимают факел свободы и цветок жизни. Ёто символический образ народной борьбы с фашизмом.

— конца сороковых годов —икейрос обращаетс€ к конструктивно новым поверхност€м, на которых располагаютс€ росписи: ЂЅудущие росписи покончат с исключительно плоской поверхностью панелей, присущей станковой живописи, они будут покрывать выпуклую и вогнутую, то есть активную поверхность стенї.

¬ вестибюле госпитал€ де л€ –аса в ћехико —икейрос расписывает овальную стену. —ферическа€ поверхность стены придает фигурам динамику, насыщает их активностью, соедин€ет статическое изображение, каким по природе своей €вл€етс€ живопись, с ритмами движени€ окружающей жизни.

 (500x393, 37Kb)
Ђќбъединение нацийї (деталь композиции Ђ—оциальное обеспечение рабочих при капитализме и социализмеї). ‘реска, пироксилин, 1952Ч55. √оспиталь де л€ –аса, ћехико.


Ѕольшинство росписей, выполненных —икейросом в сороковыхЦшестидес€тых годах, располагаетс€ на стенах со сферическими поверхност€ми. Ёто Ђјллегори€ равноправи€ расї на  убе, Ђ—мерть захватчикаї в „или, Ђ√уатемок против мифаї и многие другие росписи в ћексике.

 (401x586, 87Kb)
√уатемок против мифа, 1944, „астный дом, ћехико


–осписи и пластическа€ мозаика, выполненные —икейросом в ”ниверситетском городке в ћехико, располагаютс€ на внешних стенах здани€ ректората. ќни занимают площадь свыше 4 тыс€ч квадратных метров. »х тема Ц Ђ”ниверситет на службе нацийї. ќгромные, достигающие дес€тиметровой высоты фигуры Ц символическое олицетворение науки и прогресса Ц выполнены в рельефе, включающем в себ€ мозаику, керамику и окрайенные электролитическим способом металлические плитки.

 (700x525, 67Kb)
 омпозици€ на здании ректората в университетском городке, ћехико, 1952-1956


Ќациональна€ ассоциаци€ мексиканских актеров в конце п€тидес€тых годов заказала —икейросу настенную роспись в театре ’орхе Ќегрето, высказав при этом пожелание, чтобы художник изобразил историю сценического искусства, включа€ кинематографию. Ђћоим намерением с самого начала было создать произведение, которое бы внушало актерам, а косвенно и драматургам, мысль о необходимости совершить в театре такой же переворот, какой мы совершили в живописиї, Ц пишет —икейрос.

»сполнительный комитет Ќациональный ассоциации актеров пришел к заключению, что роспись —икейроса представл€ет собой антиправительственную агитацию. √осударственные власти приказали приостановить работу над росписью и наложили на нее арест. —икейрос уезжает из ћексики. ќн едет на  убу, посещает ¬енесуэлу. «атем он был арестован на родине 9 августа 1960 года за участие в студенческой забастовке.

¬ камере Ћекумббрийской тюрьмы он провел более тыс€чи шестисот дней. ѕо выходе из заключени€ —икейрос создает серию Ђ—овременна€ ћексика из окон тюрьмыї.

Ќо заточение не укоротило творческие планы художника. ¬ своем стремлении к новому синтезу живописи и архитектуры —икейрос с помощью 50 других художников расписал в 1965Ц1972 годах ѕолифорум ћехико огромными фресками, общей площадью 4600 квадратных метров. ¬ этом комплексе архитектура и зрители буквально сливаютс€ с мощной динамической живописью.

”мер —икейрос 6 €нвар€ 1974 года в  уэрнаваке. ѕохоронен на √ражданском ѕантеоне ƒолорес.

 (525x700, 243Kb)
ћогила ƒавида јльфаро —икейроса


Ѕиографи€
ѕодробна€ биографи€ и репродукции
√ражданский ѕантеон ƒолорес
–убрики:  зарубежные творцы


ѕроцитировано 5 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



ћаруська_—олнышко   обратитьс€ по имени ¬торник, 10 ‘еврал€ 2009 г. 22:14 (ссылка)
интересно
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јлфавитный”казатель   обратитьс€ по имени ¬торник, 10 ‘еврал€ 2009 г. 22:30 (ссылка)
да, действительно интересно (и, честно говор€, € дл€ себ€ так и не смогла решить, помогла ему в творчестве така€ политактивность, или помешала)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
NADYNROM   обратитьс€ по имени —реда, 11 ‘еврал€ 2009 г. 10:15 (ссылка)
ќчень интересный художник. ћне кажетс€, что его политактивность как раз во многом способствовала его творчеству.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јлфавитный”казатель   обратитьс€ по имени —реда, 11 ‘еврал€ 2009 г. 22:33 (ссылка)
NADYNROM, с другой стороны, эта его политизированность закрыла ему массу возможностей, и именно из-за неЄ была уничтожена масса его фресок
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени „етверг, 18 ‘еврал€ 2010 г. 12:38 (ссылка)
¬ ƒоме профсоюзов электриков в ћехико эта роскошна€ роспись находитс€ не в зале, а в лестничном пролете!!!! ≈ще рекомендую книгу Ќ.Ќикандрова √ригулевич в ∆«Ћ - там тоже есть интересное о —икейросе.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
јноним   обратитьс€ по имени „етверг, 09 ‘еврал€ 2012 г. 00:20 (ссылка)
Ќемного пострел€л,немного порисовал.....и на табличку улицы попал!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
Lida_shaliminova   обратитьс€ по имени Ѕлагодарю !!! ѕонедельник, 18 ћа€ 2015 г. 22:39 (ссылка)
интересный художник . Ќеобычные работы . Ќе люблю такие картины , а творчество уважаю .
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку