-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в про_искусство

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.06.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 173578


Francesco del Cossa Ѕлаговещение

¬торник, 27 январ€ 2009 г. 16:09 + в цитатник
lucinema_studio все записи автора Fr del Cossa z nomer (525x700, 228Kb)
Francesco del COSSA (около 1435, ‘ерара Ц около 1477, Ѕолонь€)
ЅЋј√ќ¬≈ў≈Ќ»≈, ƒрезденска€ картинна€ галере€

 уда ползет улитка?

¬ ƒрезденской картинной галерее замерла перед работой ‘ранческо дель  осса ЂЅлаговещениеї.  ажетс€, неплохо знаю италь€нское ¬озрождение, но эту работу увидела впервые и некоторые ее детали привлекли мое особое внимание. »звестно, что в картинах средневековь€ и ¬озрождени€, а тем более раннего, не может быть ничего случайного и если по€вл€ютс€ какие-то мелкие детали, то они, скорее всего, несут определенное значение. “ака€ щепетильность характерна скорее дл€ —еверного ¬озрождени€ (ƒюрер, голландские художники), вот где фестиваль дл€ глаза и души: рассматривай и разгадывайЕ
¬от и на работе ‘ранческо дель  осса обратим внимание на некоторые детали:

1. —обака Ц с самых древних времен друг человека, символ дружбы, верности. ƒороте€ ‘орстнер (Dorothea Forstner) в очень авторитетном исследовании Ђћир христианской символикиї (русского перевода нет, оригинал ЂDie Welt der christlichen Symboleї) обращает внимание на то, что в —в€том ѕисании говоритс€ о собаках как о Ђловцах человеческих душї и в их сущности усматриваетс€ суть духовных пастырей. Ђ»ногда, Ц пишет ƒ. ‘орстнер, Ц —в€тое ѕисание под названием собаки/пса понимает проповедников. »бо, как пес, зализыва€ раны, вылечивает их, так и св€тые отцы словом исцел€ют наши душевные раныї. ƒалее Ц интереснее. ƒ. ‘орстнер пишет, что начина€ с позднего средневековь€ (13 ст.) собак часто можно встретить на миниатюрах и на тканых аллегорических изображени€х именно в сцене ЂЅлаговещени€ї. јрхангел √авриил ведет на поводке четырех собак (их клички Ц Misericordia, Veritas, Justitis, Pax), с их помощью он Ђподгон€ет ≈динорога к лону ƒевицыї.
— эти ≈динорогом мне сначала не все было €сно. –зъ€снение нашла на —транице »скусства и музыки јлександра ћайкапара. ќн пишет: Ђ«ападное христианское искусство знало еще один тип изображени€ Ѕлаговещени€ - Ѕлаговещение с единорогом. Ётот иконографический тип возник в эпоху средневековь€ и отражает проникновение античных образов в христианское богословие. ≈динорог в античности ассоциировалс€ с культом богини ƒевы-ћатери и рано стал св€зыватьс€ христианскими богословами с девственностью ћарии и ¬оплощением ’риста. ќбраз единорога встречаетс€ в средневековых бестиари€х, восход€щих к греческому "‘изиологу", датируемому примерно V веком. ¬ одном из них - "Ѕестиарии любви" –ишара де ‘урнивал€ XIII в. - читаем: "» посредством обон€ни€ € был пленен, как единорог, которого усыпл€ет нежный аромат, исход€щий от девственницы. »бо такова его природа, что нет звер€, коего труднее изловить, чем единорога; на носу у него имеетс€ рог - такой, что ни одна брон€ не способна усто€ть, - так что никто не смеет напасть на него или к нему притронутьс€, кроме чистой девственницы. »бо, учу€в ее по исход€щему от нее аромату, он становитс€ на колени перед нею и показывает ей свое смирение, как бы дл€ услужени€". ѕрименительно к ¬оплощению ’риста бестиарии дают следующий комментарий: "“ак и наш √осподь »исус ’ристос, единорог духовный, снизошел в утробу ƒевы". Ётот образ встречаетс€ в романских и готических церкв€х, и его нередко можно найти в живописи и на гобеленах —еверной ≈вропы XV-XVI веков. (ќб этом же пишет ƒ. ‘орстнер). »де€ приручени€ девственницей единорога вылилась у художников средневековь€ в сюжет охоты, где девственница - Ѕогоматерь, охотник - архангел, а единорог - »исус ’ристос. ¬ этом контексте собаки охотника (их обычно четыре) персонифицируют четыре добродетели, о чем свидетельствуют относ€щиес€ к ним латинские надписи: "Misericordia" (милосердие), "Justitia" (справедливость), "Pax" (мир), "Veritas" (истина). ќбъ€снение этой довольно нат€нутой символики, касающейс€ св€зи названных добродетелей с идеей искуплени€, впервые дает Ѕернард  лервоский: добродетели эти побудили —ына Ѕожи€ сойти с неба на землю и прин€ть плоть от —в€того ƒуха и ƒевы ћарии; они указывают на основани€, по которым в предвечном совете определено ¬оплощение Ѕога-—лова: "ћилость и истина срет€тс€, правда и мир облобызаютс€" (ѕс. 84:11)ї. ¬от как здорово. ¬ообще о собаках на картинах италь€нского ¬озрождени€ можно написать отдельно. ќни часто по€вл€ютс€ на портретах знати. «десь же приведу работу јндреа ћантеньи Ђѕортрет семьи √онзагаї (о них чуть позже). —обака Ц под креслом, на котором сидит глава семьи.

2. ћать и дит€ Ц в окне виден женский силуэт с младенцем. “ут совсем просто Ц это, очевидно, будущее ћарии.
3. Ќаверху, в небе, в проеме между домами Ц Ѕог ќтец, выпускающий из руки голуб€ Ц —в€того ƒуха. Ёто очень распространенный элемент Ѕлаговещени€. ¬ средневековых произведени€х встречаютс€ также изображени€ Ѕога-ќтца, иногда в виде десницы в облаках, или лица, гл€д€щего с небес. ќбраз этот €вл€етс€ указанием на момент зачати€ ƒевой ћарией, то есть ¬оплощени€ ’риста через —в€того ƒуха, спустившегос€ от Ѕога.
4.  нига Ц по преданию ƒева ћари€ в момент €влени€ ей ангела читала книгу, но какую? —нова на помощь приходит ј. ћайкапар: Ђ≈стественным дл€ ранних христианских авторов было в таком случае задатьс€ вопросом, что именно читала ƒева ћари€. ќтвет без труда был найден - она читала книгу пророка »саии, в которой сказано: "—е, ƒева во чреве приимет и родит —ына, и нарекут им€ ≈му: ≈ммануил" (»с. 7:14; это пророчество приводитс€ и у ћатфе€ - 1:23). Ѕернард  лервоский (1090-1153), цистерцианский монах и теолог, особо ревностный почитатель культа ƒевы ћарии, утверждал, что если книга в руках ƒевы ћарии раскрыта, то Ѕогоматерь читает именно это пророчество »саии; если же книга закрыта, то это аллюзи€ на другие слова »саии: "» вс€кое пророчество дл€ вас то же, что слова в запечатанной книге" (»с. 29:11-12). ¬ариант Ѕлаговещени€ с книгой в западной иконографии становитс€ главенствующим, особенно в XIV-XV векахї.
5. Ќаконец-то добралась до самого главного, до того, что мен€ остановило возле этой картины. Ќе давало поко€ и заставило вз€тьс€ за написание этого опуса. ”литкаЕ Ќа первом плане картины, почти по ее краю слева направо ползет улитка. ¬ыписана она с потр€сающей точностью и реалистичностью. ќщущаетс€ шероховатость раковины, а тельце видны характерные светлые черточки. ќткуда она тут вз€лась? ќна так красива и так из€щна, чее изображение вполне может быть самосто€тельным произведением искусства.  стати, сотрудники ƒрезденской картинной галереи сделали из нее уже своеобразный фирменный знак музе€, почти конкурирующий с ангелочками с Ђ—икстинской мадонныї –афаэл€. ¬ фойе галереи можно купить с изображением этой чудной твари и открытку, и плакат, и значок, и ластик.
ћои авторитеты по символике, а это Ц вышеупом€нута€ монахин€ ƒороте€ ‘орстнер и польский ученый ¬ладислав  опалинский (автор гениального труда Ђ—ловарь мифов и традиций культурыї (Władyslaw Kopaliński ДSłownik mitów i tradycji kulturyФ) ни словом не вспоминают улитку.
ѕокопалась в инете, ничего существенного. ¬стречаютс€ вот такие толковани€. ¬ ≈гипте и ¬авилоне улитки считались символом вечности и плодороди€. ¬ средневековой ≈вропе казались воплощением греха и лености, ибо рождены из гр€зи и питаютс€ ею, а позже в век протестантизма стали выражением скромности (все свое ношу с собойї). ¬ исламе это символ сомнени€. ј дл€ буддистов ракушка улитки Ч это застывшее на теле живого существа врем€, а сама улитка Ч олицетворенное терпение.
» вдруг на сайте одного из художников-ювелиров нахожу следующее:  роме этого, в геральдике символ улитки Ц ЂвсЄ своЄ ношу с собойї - девиз герба герцогов √онзаго.
—тало несколько теплее. ќсталось посмотреть, где и когда правили эти √онзаго и не мог ли наш ‘ранческо дель  осса быть как-то с ними св€зан. ћогущественный род √онзаго правил герцогством ћанту€ почти четыре столети€ Ц с 1328 по 1707 год.
‘ранческо дель  осса жил в соседнем с ћантуей городе-государствеї Ц ‘ерраре, которым управл€ла династи€ ƒТЁсте. ќдна из представительниц этого рода »забелла ƒТЁсте (законодательница моды ¬озрождени€ в искусстве и нравах высшего общества, именно ее портрет отказалс€ писать Ћеонардо да ¬инчи) была замужем за ‘ранческо √онзага Ц одним из властителей ћантуи. ¬ годы их правлени€ в ћантуи творили известные художники эпохи ¬озрождени€ Ц ѕизанелло, ћантень€, ƒжулио –омано. ј ‘ранческо дель  осса был одним из учеников јндреа ћантеньи. ¬озможно, его ЂЅлаговещениеї было заказано кем-то из рода √онзага и улитка ползет здесь как символ донатора картиныЕЁто лишь предположение и, очевидно, одна из вечных загадок искусстваЕ ј может, кто-то знает больше или видит глубже?
јх, этот ‘ранческо дель  оссаЕ ѕосмотрите на его »оанна  рестител€, а вернее на то, что ползет у ног св€тогоЕ ќп€ть хочетс€ задуматьс€Е
–убрики:  зарубежные творцы
живопись
ћетки:  

ѕроцитировано 11 раз



0льга_—ергеевна   обратитьс€ по имени ¬торник, 27 январ€ 2009 г. 16:29 (ссылка)
—пасибо очень интересно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
NADYNROM   обратитьс€ по имени ¬торник, 27 январ€ 2009 г. 16:44 (ссылка)
—пасибо вам огромное за замечательнейший материал!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Sonnschein   обратитьс€ по имени ¬торник, 27 январ€ 2009 г. 16:47 (ссылка)
спасибо.пост содержательный.тебе нужно будет научитьс€ большие сообщени€ пр€тать под кат.зайди в сообщество ,,сама овца,, оно дл€ новичков.там найдЄшь ответы,как прикрепить сразу несколько картинок,и как пр€тать под каток.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
lucinema_studio   обратитьс€ по имени ¬торник, 27 январ€ 2009 г. 17:12 (ссылка)

ќтвет на комментарий NADYNROM

» ¬ам спасибо, € всегда с огромным удовольствием читаю ¬аши материалы. ¬от сама решилась попробовать. ”ра!!! ѕервый блин вышел не совсем комом. Ѕуду писать и дальше.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Laurea_Lasse   обратитьс€ по имени ¬торник, 27 январ€ 2009 г. 19:34 (ссылка)
¬ау! »нтересное исследование.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
pojarini   обратитьс€ по имени ¬торник, 27 январ€ 2009 г. 22:01 (ссылка)
о реальных мотивах можно только догадыватьс€. если бы вы расписывали сикстинскую капеллу выбы пон€ли почему микельанджело поругалс€ с папой и что нельз€ было во врем€ работы не материтьс€. если бы хоть раз испытывали живописно-творческие муки пон€ли бы зачем замазывать одну картину другой когда денег на холст больше нету, а когда нету денег почему абсент закусываетс€ ухом. итд. иногда не все можно реалистично объ€снить, а иногда объ€снение совсем тупое. чтобы пон€ть художника надо быть художником, а будучи художником начинаешь понимать что не вс€ символика - это символика, бывает кое-что получаетс€ по-приколу.
и гдето можно увидеть автора а гдето его соседа ’)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
cdefg   обратитьс€ по имени —реда, 28 январ€ 2009 г. 08:03 (ссылка)
—пасибо. ќчень интересно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени ¬торник, 08 —ент€бр€ 2015 г. 19:13 (ссылка)
—пасибо! ќчень познавательно и интересно!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку