-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в про_искусство

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.06.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 177539


—кульптор ѕаоло “рубецкой - "русский италь€нец"

ѕонедельник, 30 —ент€бр€ 2013 г. 19:47 + в цитатник
ћуромлена все записи автора

ѕавел (ѕаоло) “рубецкой (итал. Paolo Troubetzkoy), (15 феврал€ 1866, »нтра, »тали€ — 12 феврал€ 1938, »тали€) — скульптор и художник, работал в »талии, —Ўј, јнглии, –оссии и ‘ранции.

Внебрачный сын русского эмигранта, кн€з€ ѕетра ѕетровича “рубецкого (1822–1892).  н€зю, имевшему сразу двух жЄн — одну в –оссии, другую за границей, — император јлександр II запретил возвращатьс€ на родину, чтобы, как было сказано, —"не допустить в родимое отечество дух разврата"

4000579_1805108323 (555x700, 250Kb)
ѕаоло “рубецкой. ‘ото 1910-х

ѕавел (ѕаоло) “рубецкой родилс€ 15 феврал€ 1866 года в »талии в местечке »нтра близ озера ћаджоре. ќтец его, кн€зь ѕ. ». “рубецкой, состо€л при русском царском дворе. В 1863 году он приехал в »талию в качестве дипломата русского посольства во ‘лоренции, не зна€ ещЄ, что останетс€ здесь до конца жизни. ∆еной кн€з€ стала гражданка —Ўј, пианистка јда Винанс (Ada Winans, 1835–1917), приехавша€ во ‘лоренцию учитьс€ пению. ќна живо интересовалась музыкой, живописью, скульптурой, литературой. Ѕлагодар€ ей в доме “рубецких царила художественна€ атмосфера.

4000579_800px7242__Paolo_Troubetzkoy__Ritratto_della_madre_1912_ca__Museo_del_Paesaggio_Verbania__Foto_Giovanni_DallOrto_8Jan2012 (700x467, 43Kb)
Paolo Troubetzkoy (1866-1938). Portrait of his mother (ca. 1912). ѕортрет матери Verbania-Pallanza, Italy.

–одные брать€: ѕьер (ѕетр) (1864–1936) — художник график и живописец; и Ћуиджи (1867–1959) — инженер-электрик. — восьми лет он увлекаетс€ скульптурой и под вли€нием брата ѕьетро, художника-декоратора, исполн€ет первые скульптуры дл€ театра марионеток

Виллу «јда» (дом “рубецких) часто посещал известный италь€нский художник ƒаниеле –анцони, оказавший известное вли€ние на ѕаоло, хот€ пр€мым его учителем не был.

4000579_337pxIMG_4994__Intra__Monumento_a_Daniele_Ranzoni_di_Trubetzkoy__Foto_Giovanni_DallOrto__3_febr_2007 (337x600, 73Kb)
Verbania-Intra. Monument to painter Daniele Ranzoni 

В 1874 году ѕаоло выполнил первую скульптуру — голову поющего старика из воска. Ёту работу похвалил скульптор ƒж. √ранди. «атем ѕаоло выполнил ещЄ одну работу, привлЄкшую внимание √ранди, — высек из мрамора скульптуру «ќтдыхающие олени».

В 1877–1878 годах ѕаоло училс€ и окончил начальную школу в ћилане. Вернувшись в »нтру, он по насто€нию отца поступил в техническую школу. » даже брал частные уроки физики и математики, но училс€ неохотно.

ќн не бросил своего любимого зан€ти€ и в 1882 году вылепил гипсовую скульптуру « орова с телЄнком». ёноша увлЄкс€ анималистикой. В 1883–1884, после окончани€ колледжа в »нтре, побывал в –оссии. ѕо возвращении поселилс€ в ћилане. “ем временем отец стал подумывать о военной карьере сына.   счастью, мать насто€ла на зан€ти€х в художественной школе, и ѕаоло поступает в миланскую студию ƒжузеппе √ранди. Вскоре он переходит в студию ƒ. Ѕаркаль€, мраморщика из ѕьемонта, затем в студию Ёрнесто Ѕаццаро, у которого брал уроки технически-ремесленного характера. «аконченного художественного образовани€ так и не получил.

— 1885 г. работал в собственной студии на виа —ольферино (затем на  орсо ди ѕорта Ќуова). Входил в круг литературно-художественного движени€ Scapigliatura («цыганщина» или «богема»; участники движени€ противопоставл€ли себ€, с одной стороны, консерватизму официальной культуры, а с другой – позднему италь€нскому романтизму, который считали эпигонским).

В 1885 году “рубецкой приобрЄл собственную студию в ћилане. ј ещЄ через год впервые участвовал в выставке в ћилане, где показал скульптуру «Ћошадь», и работа была замечена. В том же году побывал в —Ўј и провел персональную выставку в —ан-‘ранциско; несколько его работ приобрел городской художественный музей. — этого времени стал получать заказы от богатых италь€нских клиентов, среди которых были графы Висконти ди ћодроне и ƒурини.

Вскоре семь€ “рубецких разорилась и продала виллу. ѕаоло вынужден жить самосто€тельно. — 1886 года и до приезда в –оссию у “рубецкого так называемый «период нищеты». ’удожник переезжает с места на место, работа€ на фермах, чтобы заработать деньги на жизнь и зан€ти€ искусством. Ёто и врем€ его художественного становлени€. ѕримерно до 1891 года главное место в его творчестве занимает анимализм. ѕозднее дл€ заработка, пользу€сь своей известностью, начинает работать над заказными портретами.

4000579_368px7222__Paolo_Troubetzkoy__Padre_e_figlia_1895__Museo_del_Paesaggio_Verbania__Foto_Giovanni_DallOrto_8Jan2012 (368x599, 37Kb)
Paolo Troubetzkoy (1866-1938). Padre e figlia (1895). Verbania-Pallanza, Italy

4000579_troubetzkoygirlmarble (650x650, 28Kb)
Marble bust of a girl (1895)

В 1890 году “рубецкой участвовал в конкурсе на пам€тник √арибальди дл€ ћилана. «а свой проект он получил первую премию, а о его достоинствах написал большую статью известный италь€нский писатель √. д'јннунцио. ≈щЄ через год скульптор выполнил проект пам€тника ƒанте дл€ города “ренто, получив денежную премию. ѕроект обладал многими достоинствами, но из-за сложной аллегоричности был отклонЄн жюри. В дальнейшем работа “рубецкого неоднократно экспонировалась на международных выставках, в том числе и в –оссии. В 1896 году “рубецкой исполнил пам€тник сенатору  арло  адорна дл€ ѕалланцы.

4000579_Monumento_a_Carlo_Cadorna (525x700, 331Kb)
Monument to italian politician Carlo Cadorna, in Verbania-Pallanza, by Paolo Troubetzkoy

4000579_400px6680__Paolo_Troubetzkoy__Monumento_a_Giuseppe_Cavanna_Verbania_Pallanza__Foto_Giovanni_DallOrto_26_Dec_2011 (400x599, 114Kb)
Verbania-Pallanza. Monument to mayor Paolo Cavanna, bronze bust modelled by Paolo Troubetzkoy in 1896

— 1895 участвовал почти во всех ћеждународных бьеннале в Венеции (до 1934). — первых шагов получил поддержку критика Витторио ѕика, который стал его восторженным поклонником, позже о нем много писал критик ”го ќйетти. ”частвовал во многих европейских выставках.

4000579_800pxMUNALOrsay23 (700x465, 49Kb)
Le Comte Robert de Montesquiou by Paolo Troubetskoy (1897) from the Orsay Museum on display at MUNAL in Mexico City

4000579_image025 (496x700, 212Kb)
—тату€ –оберта де ћонтескье (1907) в мастерской ѕ.ѕ.“рубецкого в ѕариже. ‘отоархив ћузе€ пейзажа, Вербани€, ѕалланца

В 1897 приезжает  в —.-ѕетербург и принимает предложение кн€з€ Ћьвова, директора ћосковского училища живописи, ва€ни€ и зодчества, преподавать скульптуру. В 1898–1906 гг. состо€л профессором скульптуры в ћ”∆В«. ≈го де€тельность в качестве преподавател€ оказала большое вли€ние на формирование целого р€да русских мастеров. ћолодые ва€тели - ј “. ћатвеев, Ќ. ј. јндреев и другие - получили у него уроки мастерства, иные, как, например, В. Ќ. ƒомогацкий, испытали его вли€ние. В эти годы вошел в круг «ћира искусства». В 1899 г. его портрет написал В. ј. —еров. 

4000579_Serov_Trubetskoy (300x470, 34Kb)
Валентин јлександрович —еров (1865–1911) Portrait of en:Paolo Troubetzkoy

Выражение «лепить à la “рубецкой» (т.е. быстро, сочно, живо и весело) вошло в речевой обиход московских скульпторов. ƒл€ них был нов и сам тип художника, который олицетвор€л собою ѕаоло. «Высокий», «видный», как писали о нем в прессе, с прекрасными манерами, умеющий держать себ€ и в то же врем€ раскрепощенный, чуждый светских условностей артист, художник европейского типа, он позвол€л себе игнорировать любые авторитеты, иметь хобби  (как то: держать в своей студии зверей и животных и быть вегетарианцем) и бравировать тем, что «ради полной самосто€тельности мысли и отношени€ к жизни он никогда ничего не читал и не читает». ѕриродное чувство собственного достоинства, независимость, естественное требование уважени€ к своему искусству поставило его в совершенно особую позицию в училище. ƒл€ скульптора выстроили отдельную мастерскую, высокую, с верхним светом и широкими двер€ми, в которые могли свободно въезжать «парные кареты и казаки верхами», как вспоминает Ѕ.Ћ.ѕастернак, оказавшийс€ невольным наблюдателем всего, что там происходило (в эту мастерскую стало выходить одно из окон квартиры его отца Ћ.ќ.ѕастернака). ƒиректор ћ”∆В« кн€зь ј.—.Ћьвов спешил построить дл€ “рубецкого бронзолитейную мастерскую и выписал из »талии великолепного литейщика  арло –обекки. — точки зрени€ москвичей, такое внимание к потребност€м художника было беспрецедентным.

4000579_image029 (700x477, 17Kb)
ћастерска€ ѕ.ѕ.“рубецкого во дворе ћосковского училища живописи, ва€ни€ и зодчества. 1900-е

Ѕронзова€ скульптура "ћосковский извозчик" (1898, √–ћ) — первое произведение, исполненное в –оссии. ∆анрова€ композици€, казалось бы, традиционна по сюжету. ѕодобные бытовые сцены не раз встречались в работах русских скульпторов — ≈. ј. Ћансере и Ћ. В. ѕозена. ƒл€ “рубецкого же это было воплощением первых российских впечатлений, без созерцательной этнографичности, с подкупающей искренностью, особой пластической выразительностью м€гких, "льющихс€" форм.

4000579_800PX1 (700x375, 56Kb)
ћосковский извозчик. Ѕронза (1898)  

“алант “рубецкого оказываетс€ столь €рким и необычным, что работы совсем ещЄ молодого скульптора начинают по€вл€тьс€ на выставках и привлекают к себе внимание.

4000579_400px7232__Paolo_Troubetzkoy__Il_Principe_Meshcherskiy_ca_1895__Museo_del_Paesaggio_Verbania__Foto_Giovanni_DallOrto_8Jan2012 (400x599, 31Kb)
Paolo Troubetzkoy (1866-1938). Prince Meshcherskiy (ca. 1895). Verbania-Pallanza, Italy.

4000579_95051989_large_IMG_2398 (700x525, 382Kb)
√оспожа ’ернхеймер. 1897г. Ѕронза. √“√

4000579_450pxTroubetzkoy_Elizaveta_Feodorovna (450x600, 22Kb)
ѕортрет Великой  н€гини ≈лизаветы ‘Єдоровны, 1899 год

4000579_i_1176 (220x400, 10Kb)
ѕортрет кн€гини ћ. Ќ. √агариной». √ипс. 1898 

ѕо€вившиес€ на выставках работы “рубецкого вызвали резкую критику консервативных кругов петербургской јкадемии, усмотревших в его новаторском методе нарушение "классических" канонов, и привлекли внимание передовых представителей русской общественности, художественной интеллигенции. —кульптор знакомитс€ и сближаетс€ с ». ≈. –епиным, ». ». Ћевитаном, ‘. ». Ўал€пиным. .

4000579_768pxTroubetzkoy_Levitan (525x700, 235Kb)
Portrait of Isaac Levitan (1899, State Russian Museum)

4000579_image009 (568x700, 231Kb)
ѕ.ѕ.“рубецкой лепит кн€гиню “енишеву в ее имении “алашкино под —моленском. 1899

4000579_0_9078f_8cdacabe_XL (700x470, 369Kb)


4000579_76767888 (454x597, 132Kb)

Ѕольша€ дружба св€зывала “рубецкого с Ћ. Ќ. “олстым. Высокий, крупный, человек незаур€дной физической силы, нежно люб€щий животных, вызывал живейшую симпатию писател€. ѕо свидетельству секретар€ Ћ. Ќ. “олстого — В. ј. Ѕулгакова, "скульптор ѕаоло “рубецкой ... принадлежал к любимцам Ћьва Ќиколаевича... ќн любил его за простую открытую душу, правдивость, ненависть к светским условност€м, любовь к животным, вегетарианство". Ћев Ќиколаевич охотно позировал ему и беседовал с ним в мастерской скульптора и у себ€ в ясной ѕол€не.  

— 15 по 23 апрел€ 1898 г. он моделирует бюст писател€: « Вечером был у нас кн€зь “рубецкой, скульптор, живущий, родившийс€ и воспитавшийс€ в »талии. ”дивительный человек: необыкновенно талантливый, но совершенно первобытный. Ќичего не читал, даже Войны и миране знает, нигде не училс€, наивный, грубоватый и весь поглощенный своим искусством. «автра придет лепить Ћьва Ќиколаевича и будет у нас обедать». 9 /10 декабр€ “рубецкой другой раз заезжает к “олстым, вместе с –епиным. 5 ма€ 1899 г. “олстой в письме „ерткову ссылаетс€ на “рубецкого, оправдыва€ задержку в завершении романа Воскресение, причин€емую новыми изменени€ми в рукописи: «ƒело в том, что, как умный портретист, скульптор “рубецк<ой>, зан€т только тем, чтобы передать выражение лица — глаз, так дл€ мен€ главное — душевна€ жизнь, выражающа€с€ в сценах. » эти сцены не мог не перерабатывать». —пуст€ чуть более дес€тилети€, в начале марта 1909 года, “рубецкой создал еще две скульптуры писател€ — “олстой верхом и маленькую статуэтку. — 29 по 31 августа “рубецкой моделирует бюст “олстого. В последний раз он пребывает со своей женой в ясной ѕол€не с 29 ма€ по 12 июн€ 1910 г.; он пишет портрет “олстого маслом, создает два этюда карандашом и занимаетс€ скульптурой «“олстой верхом». 20-го июн€ писатель снова выражает мнение, что “рубецкой весьма талантлив.

4000579_6182 (614x700, 40Kb)
ѕортрет Ћ.Ќ. “олстого. 1899. Ѕронза
—. ј. “олста€ писала:
«Ћучше других — маленький бюст со сложенными руками работы “рубецкого».

4000579_400px7215__Paolo_Troubetzkoy__Lev_Tolstoij_ca_1898__Museo_del_Paesaggio_Verbania__Foto_Giovanni_DallOrto_8Jan2012 (400x599, 28Kb)
Paolo Troubetzkoy (1866-1938). Lev Tolstoy (ca. 1898). Verbania-Pallanza, Italy

4000579_800px7217__Paolo_Troubetzkoy__Lev_Tolstoij_1899__Museo_del_Paesaggio_Verbania__Foto_Giovanni_DallOrto_8Jan2012 (700x467, 34Kb)
Lev Tolstoy a cavallo (1899). 


4000579_image015 (700x480, 14Kb)
ѕ.ѕ.“рубецкой лепит Ћ.Ќ.“олстого в его кабинете в ’амовниках. 1898, √осударственный музей Ћ.Ќ.“олстого, ћосква

4000579_0115045 (550x386, 35Kb)
“рубецкой кн., скульптор, лепит портрет Ћ.Ќ. “олстого, √орбунов читает ему вслух

4000579_0082061 (550x386, 29Kb)
“рубецкой ѕ.ѕ. и “олстой Ћ.Ќ. (работа над бюстом “олстого Ћ.Ќ., 1898)

ќднажды вечером мне доложили, что к нам пришли мои друзь€ — барышни “рубецкие вместе с их кузеном скульптором ѕаоло “рубецким. я о нем уже много слышала. ќн был большой оригинал. ≈го детство и юность прошли в ћилане. ∆ив€ в »талии, “рубецкой никогда не посещал музеев. ќн был строгим вегетарианцем. ћать его была американка из южных штатов. —ам он не говорил по-русски. ”тверждали, что “рубецкой очень талантлив и за границей его им€ широко известно.
я ожидала его с нетерпением. Все, что св€зано с искусством, мен€ всегда очень интересовало.
я увидела высокого, застенчивого и молчаливого юношу, но с глазами, которые словно впивались во все, что попадало в поле их зрени€.
ѕервый разговор “рубецкого с моим отцом был забавным.
— я ничего не читал из ваших книг, — сказал “рубецкой.
— » хорошо сделали, — заметил отец.
— Ќо € прочел вашу статью о вреде табака, € хотел бросить курить.
— Ќу, и как?
— ј так: прочел статью и продолжаю курить.
» оба собеседника рассме€лись.
— первого взгл€да “рубецкой был захвачен внешностью отца и следил за каждым его движением и жестом. ’удожник страстно изучал свою будущую модель, открыва€ в ней то, что нужно дл€ создани€ скульптуры.
ѕо характеру отец был скромен и застенчив. ќщуща€ на себе пристальный взгл€д гост€, он все более смущалс€.
— я пон€л теперь, — шепнул он мне, — что вы, женщины, должны испытывать, когда кто-нибудь в вас влюблен.  ак это стеснительно!
„тобы спастись от пристального взгл€да своего гост€, отец решил отправитьс€ в… баню.[78] ќн громко за€вил об этом всем присутствовавшим. » вдруг € увидела, как оживилс€ “рубецкой.
— ј €, Ћев Ќиколаевич, пойду с вами, если разрешите.
”видеть свою модель без покровов было дл€ скульптора неожиданной удачей. ќн весь заси€л от радости.
ќтец ужаснулс€.
— Ќет, — сказал он, — € пойду в баню в другой раз. —егодн€ очень холодный вечер…
 ак известно, “рубецкой сделал несколько бюстов и статуэток “олстого. Возможно, это наиболее удавшиес€ творени€ великого скульптора.

“олста€ “ать€на. Воспоминани€  

4000579_0082052 (550x312, 23Kb)
“олстой Ћ.Ќ., “олста€ —.ј., справа от Ћ.Ќ. “рубецкой ѕ.ѕ., гости (1898)

4000579_0115118 (550x384, 48Kb)
“олстой Ћ.Ќ. и “рубецкой (на верховой прогулке)

4000579_0115116 (378x550, 40Kb)
“рубецкой (кн€зь, скульптор) лепит Ћ.Ќ. “олстого (его на фото нет), с женой

–ассматрива€ его портретные работы, можно убедитьс€, что «живописное», прихотливо-эскизное обращение “рубецкого со скульптурной формой относитс€, как правило, прежде всего к изображению одежд. ƒаже в небольших статуэтках человеческие лица у “рубецкого проработаны тщательно и достаточно чЄтко. “аковы его работы «—. ё. Витте с сеттером» (1901), «√агарина с дочерью», «Ќатурщица ƒун€» (1912) и другие.

4000579_70700837_1297747724_trub_kngagarina_s_docher_yu (450x600, 35Kb)
ѕортрет кн€гини ћ.Ќ. √агариной с дочерью ћариной, 1898 год

4000579_78800 (525x700, 279Kb)
Ќатурщица (ƒун€) (1900)

4000579_70700839_1297747766_trub_svitte (450x600, 39Kb)
ѕортрет —ерге€ Витте с сеттером, 1901 год

4000579_image017 (637x700, 152Kb)
ћ.—.Ѕоткина. 1901 Ѕронза. √“√  

Ѕольшинству названных произведений “рубецкого свойственны большой лиризм и теплота. ѕоследнее относитс€ не только к портретным статуэткам, но и к целому р€ду превосходных изображений детей и животных, а также к типично жанровым композици€м.

4000579_troubetskoylapoon (700x468, 153Kb)
LAPON, SON RENNE ET SES CHIENS Moscou (1899, Art Institute of Chicago). 

4000579_671pxTrubetskoy_Friends (671x600, 48Kb)
ƒрузь€, 1901 год

4000579_450pxTrubetzkoy_Children (450x600, 47Kb)
Children (N.S. and V.S. Troubetzkoys) (1900, State Russian Museum)

4000579_Troubetzkoy_Abbraccio_materno_1898 (402x512, 109Kb)
Abbraccio materno 1898

“рубецкой показывает свои работы на выставках «ћира искусства», «—оюза русских художников», на зарубежных смотрах, в том числе и на ћеждународной выставке в ѕариже в 1900 году, где его произведени€ были отмечены почЄтной медалью.

В 1900 году “рубецкой выигрывает конкурс на создание пам€тника јлександру III среди таких известных скульпторов, как –. –. Ѕах, В. ј. Ѕеклемишев, ј. ћ. ќпекушин, ћ. ј. „ижов, ј. Ћ. ќбер, ј. ќ. “омишко.

 онкурсна€ программа предусматривала, что цар€ изображают сид€щим на троне.

4000579_1830580538538722429m750x740uf36bd (471x700, 137Kb)

Ёто “рубецкому не нравилось, и, вместе с эскизом, соответствующим объ€влению конкурса, он предоставил еще один эскиз, показывающий цар€ сид€щим на коне. Ётот второй макет привел в восхищение вдову цар€, и, таким образом, “рубецкой получил заказ на 150 000 рублей.

Ѕыл утверждЄн эскиз “рубецкого с пьедесталом Ўехтел€, четырЄхугольным в плане. — двух сторон постамента помещались барельефы, сюжетно объ€сн€ющие смысл и назначение монумента.

ћастер проделал колоссальную предварительную работу. ќн исполнил восемь малых моделей, две в натуральную величину и две в масштабе самого пам€тника. —кульптор отнЄсс€ к его созданию как к исторической миссии, выпавшей на его долю. « ак бы мог € осмелитьс€, — сказал он, — вз€тьс€ за такой пам€тник, если бы не был уверен, что сделаю шедевр. Ќе сомневайтесь, это будет прекраснейша€ стату€ в мире».

«ћен€ упрекают, — говорил он в другой раз, — что € как будто не окончил моего труда, что в нЄм много недоделанного. ћне думаетс€, что это упрЄк неоснователен. Вс€кий по-своему понимает законченность данного произведени€. В пам€тнике нет ничего классического — это совершенно идейный пам€тник. ќтрицательное отношение ко мне со стороны публики € склонен объ€снить в значительной степени известной оригинальностью, новизной… ќно тем более пон€тно, что петербуржцы вообще не привыкли к новому слову в этой области искусства…» «—тав€т мне в упрЄк, — жаловалс€ скульптор, — толстую лошадь. Ќо € должен был выбрать дл€ пам€тника т€жЄлую лошадь, счита€сь с богатырской фигурой цар€. „то касаетс€ вопроса, к чему стремилс€ — к портретности или выражению известной идеи, — то в данном случае €, конечно, преследовал обе цели, ибо без портретности не может быть пам€тника, а без символа — произведени€ искусства. я хотел в образе јлександра III представить великую русскую мощь, и мне кажетс€, что вс€ фигура императора на моЄм пам€тнике воплощает мою основную мысль».

ћногие члены императорской семьи были против установки пам€тника, счита€ его карикатурой. —ам же скульптор шутил: «ћо€ цель — изобразить одно животное на другом».

–усска€ критика очень часто приписывала произведени€м “рубецкого черты, которые изначально не были им свойственны. ѕрежде всего это коснулось пам€тника јлександру III. »з слов, будто бы сказанных автором, что в этой работе он ставил перед собой задачу изобразить одно животное на другом, делались далеко идущие выводы. ѕо укоренившейс€ привычке толковать произведени€ пластических искусств с более пон€тных обществу литературных платформ, в этом монументе долгое врем€ пытались угадывать некое скрытое глубокое и критически-смелое содержание. “рубецкой же совершенно искренне говорил, что принципиально чужд политики, как и любых социальных проблем. В пам€тнике императору бессмысленно было искать критику, ибо автор очень хотел понравитьс€ царской семье и выиграть конкурс.   тому же известно, что к животным скульптор относилс€ едва ли не лучше, чем к люд€м. ѕоэтому даже если он действительно произнес приведенные слова, то вкладывал в них совсем простой смысл. В пам€тнике јлександру III “рубецкой решал смелую художественную задачу взаимосв€зи двух больших скульптурных масс в момент остановки движени€. »зобразить эту взаимосв€зь правдиво – задача более чем достаточна€ дл€ художественного произведени€ и, конечно, более содержательна€ и емка€, чем просто за€вить своим пам€тником, что царь – самодур (коим он, к слову сказать, не был).

Ћишь благодар€ неожиданному благоволению вдовствующей императрицы, умилившейс€ портретному сходству, работу было дозволено довести до конца

ќтливка пам€тника в бронзе продолжалась более полутора лет. ќткрытие монумента состо€лось 23 ма€ 1909 года. 

4000579____III1 (549x408, 45Kb)
ќткрытие пам€тника јлександру III 23 ма€ 1909 года на «наменской (Восстани€) площади в —анкт-ѕетербурге. В 1937 году пам€тник сн€т под предлогом реконструкции площади и помещен на хранение во двор –усского музе€. 9 но€бр€ 1994 установлен во дворе ћраморного дворца. —кульптор: “рубецкой

4000579_image027 (529x700, 164Kb)
ѕ.ѕ.“рубецкой у пам€тника императору јлександру III в —анкт-ѕетербурге. 1909 ‘отоархив ћузе€ пейзажа, Вербани€, ѕалланца

ѕо€вление в 1909 году пам€тника јлександру III в ѕетербурге вызвано бурю споров, дискуссий, разнотолков. «ќпальный пам€тник», «Величие и вульгарность» — названи€ газетных статей красноречиво определ€ли оценку публики. Ќо много было и положительных отзывов.

»ль€ ≈фимович –епин со свойственным ему темпераментом восклицает в адрес автора монумента: «Ѕраво, браво, “рубецкой! ќчаровательно! ѕоздравл€ю –оссию… кака€ смелость, широта…»

ќднако прав€щие круги не были довольны оконченным творением: дату открыти€ пам€тника (май 1909 г.) художнику объ€вили так поздно, что он не мог воврем€ попасть на торжество.

ќписание этих событий оставила Ќ. Ѕ. Ќордман в своей книге »нтимные страницы. ќдна из глав, датированна€ 17 июн€ 1909 г., называетс€: «ѕисьмо к другу. ƒень о “рубецком». Ќордман описывает, как они с –епиным приезжают в —анкт-ѕетербург и направл€ютс€ в гостиницу, где “рубецкой остановилс€, и как сперва не могут его найти.

Вместе с “рубецким они все «лет€т трамваем» осмотреть пам€тник: «—тихийное, могучее творение, обве€нное свежестью гениальной работы!!» ѕосле осмотра пам€тника — завтрак в гостинице. “рубецкой и здесь остаетс€ самим собой. ќн сразу же, на своем неправильном русском €зыке, в обычной своей манере пускает в ход вегетарианство:

« — Maitre d’hotel, eh! Maitre d’hotel!?

ѕеред “рубецким почтительно склон€етс€ ƒворецкий.

— ј ви варил покойник здесь? В этот суп? ќ! Ќос слышит… труп!

ћы все перегл€дываемс€. ќх, эти проповедники! ќни, как статуи в ≈гипте на пирах, говор€т и напоминают о том, о чем не хочетс€ думать в обычных формах нашей жизни. » к чему это о трупах за едой? Все сбиты с толку. Ќе знают, что выбрать по карте.

.....» вот заказывают вместе. » смеетс€ “рубецкой детской улыбкой. ќн в духе.

ќ! ћен€ в ѕариже больше никогда не приглашают на обеды. я всем надоел своей проповедью!! ....

4000579_20130729_165829 (535x700, 289Kb)
».≈. –епин, скульптор ѕаоло “рубецкой с женой у крокетной площадки

ѕозже –епин в ресторане  онтан устраивает дл€ своего друга “рубецкого банкет. ќколо двухсот приглашений были высланы, — но «во всем ѕетербурге нашлось всего 20 человек, которые пожелали чествовать всемирно известного художника.» ƒолго о нем замалчивали, «пока наконец ƒ€гилев не понавез его вещей и не познакомил с ним русских!». –епин в пустом зале выступает с бойкой речью, причем он намекает и на необразованность “рубецкого, нарочную и сознательно культивированную. Ћучший в »талии пам€тник ƒанте создал “рубецкой. «≈го спросили — вы веро€тно знаете каждую строчку –а€ и јда наизусть?…я никогда в жизни не читал ƒанте!»  ак он учит своих учеников, спрашивает –епин риторически, «ведь он плохо говорит по-русски. — ƒа, он учит только одному — когда вы, говорит, лепите — вы должны понимать, где м€гко, и где твердо. — Вот ведь! √де м€гко и где твердо!  ака€ глубина в этом замечании!!! т.е. м€гко — мускул, твердо — кость.  то это понимает — у того чувство формы, а дл€ скульптора это все». Ќа выставке 1900 г. в ѕариже жюри единогласно присудили “рубецкому grand prix за его работы. ќн — эпоха в скульптуре …

4000579_image003 (559x700, 38Kb)
».≈.–≈ѕ»Ќ ѕортрет ѕ.ѕ.“рубецкого. (1908, ‘рагмент Ќациональна€ галере€ современного искусства, –им)  

—ооружение пам€тника подвело итог творчеству “рубецкого в –оссии. ќколо п€тидес€ти станковых работ создал “рубецкой в –оссии. Ёто был необыкновенно плодотворный период его творчества.

В —.-ѕетербурге познакомилс€ со шведкой Ёлин —андстром (—ундштрЄм), котора€ стала его женой (их сын ѕьер умер в 1908 в двухлетнем возрасте). В 1905 г. переехал с женой в ‘инл€ндию. 

4000579_400px7260__Paolo_Troubetzkoy__Mia_moglie_ca_1911__Museo_del_Paesaggio_Verbania__Foto_Giovanni_DallOrto_8Jan2012 (400x599, 39Kb)
Paolo Troubetzkoy (1866-1938). 'My wife' ѕортрет жены (ca. 1911). Verbania-Pallanza, Italy.

4000579_Troubetzkoyboyface0105_1_md (282x315, 16Kb)
Bronze bust of boy (sculptor's son Pierre) ѕортрет сына (1915) 

В 1906–1914 жил в ѕариже. Ќа парижском —алоне 1906 года “рубецкой выставил выразительный портрет ќгюста –одена, изображение изысканной госпожи ƒекори, портрет јрмана ƒейо, о котором –оден сказал: «великолепно».

4000579_2c1f1f4cf95a (500x673, 105Kb)
Paolo Troubetzkoy (ѕавел “рубецкой) Portrait sculpture of Auguste Rodin. Cantor Arts Center of Stanford University in Palo Alto, California

 ритика констатировала, что “рубецкой принЄс в ѕариж свой специфический жанр «portrait-statuette». ќднако то был последний всплеск широкого интереса к творчеству “рубецкого. Ќа «ападе уже слышались не только благожелательные отзывы. ѕо€вились и другие высказывани€ в его адрес: «лЄгкий, незрелый», «скульптор аристократической знати».

4000579_363px7234__Paolo_Troubetzkoy__Signora_con_cappello_190509__Museo_del_Paesaggio_Verbania__Foto_Giovanni_DallOrto_8Jan2012 (363x600, 32Kb)
Paolo Troubetzkoy (1866-1938). A Lady wearing a hat (1905-1909). Verbania-Pallanza, Italy.

4000579_401PX1 (401x600, 50Kb)
—ид€ща€ дама. 1909 год

4000579_030041 (333x219, 13Kb)
ћодель, позирующа€ ѕ.ѕ.“рубецкому в его мастерской. ‘отоархив ћузе€ пейзажа, Вербани€, ѕалланца

≈жегодно ездил в »талию, посетил Ўвецию и јнглию, бывал в –оссии. »сполнил портреты многих европейских аристократов и знаменитостей, в том числе ј. ‘ранса, Ѕ. Ўоу, ј. ÷орна. ѕо заказу галереи ”ффици создал автопортрет (1912). –аботал над конкурсными проектами пам€тников јлександру II дл€ —.-ѕетербурга (1910) и в честь 300-лети€ ƒома –омановых дл€  остромы (1912), создал бронзовый пам€тник-бюст председателю 1-й √осударственной ƒумы —. ј. ћуромцову на кладбище ƒонского монастыр€ в ћоскве (1912). 

4000579_426pxPrince_Paul_Troubetskoy_II_by_Anders_Zorn_1909 (426x599, 47Kb)
"Prince Paul Troubetskoy II," by the Swedish artist Anders Leonard Zorn, etching. 9 11/16 in. x 7 in. Yale University Art Gallery, G. Allen Smith Collection. Courtesy of Yale University, New Haven, Conn.  

4000579_troubetzkoy20by20corolla (700x657, 331Kb)
"TROUBETZKOY" red chalk drawing on paper
Joaquin Sorolla Y Bastida. Probably it is a self portrait by Troubetzkoy and the Sorolla signature was added later

В 1910 г. “рубецкой был избран почетным членом “ѕ’В; помимо этого, €вл€лс€ членом ћиланской академии художеств и посто€нным участником парижского ќсеннего —алона. 

В 1911–1912 во второй раз побывал в —Ўј. ѕровел персональные выставки в Ќью-…орке (1911, Hispanic Society of America и Albright Art Gallery) и в „икаго (1912, ’удожественный институт). ƒл€ каталога выставок в Ќью-…орке большую вступительную статью написал  ристиан Ѕринтон. Во врем€ поездки исполнил портрет морского офицера ‘.-ƒ. –узвельта – будущего президента. ѕо возвращении в »талию купил сельский дом в —уна ди Ќовара близ ѕалланцы. 

 огда в 1913 году “рубецкой выставил свои работы на римском —ецессионе, они уже не вызвали большого интереса.  ритики писали, что “рубецкой работает в духе «устаревшего импрессионизма».

4000579_400px7227__Paolo_Troubetzkoy__Busto_di_signora_ca_1910__Museo_del_Paesaggio_Verbania__Foto_Giovanni_DallOrto_8Jan2012 (400x599, 26Kb)
Paolo Troubetzkoy (1866-1938). Bust of a Lady (ca. 1910). Verbania-Pallanza, Italy

4000579_400px7244__Paolo_Troubetzkoy__Elin_Troubetzkoy__191011__Museo_del_Paesaggio_Verbania__Foto_Giovanni_DallOrto_8Jan2012 (400x599, 41Kb)
Paolo Troubetzkoy (1866-1938), Elin Troubetzkoy (1910-11). Verbania-Pallanza, Italy.

В 1914 году скульптор едет в —Ўј. “рубецкой намерен был провести в јмерике несколько мес€цев, но из-за войны осталс€ до 1921 года. ∆ил в Ћос-јнджелосе и в √олливуде; портретировал кинозвезд, лепил фигурки индейцев и ковбоев.

4000579_516x0 (489x700, 163Kb)
Вождь индейцев,

“рубецкой строит в √олливуде обширную студию и покупает небольшой дом. ≈го посещают Ё.  арузо, ћ. ѕикфорд, ƒ. ‘ербенкс, „. „аплин. В 1919 году по проекту “рубецкого установили пам€тник ƒанте в —ан-‘ранциско, а в 1920 году — пам€тник генералу ’аррисону √рай ќтису в Ћос-јнджелесе. ѕровел персональные выставки в Ќью-…орке, ƒетройте, “олидо, ‘иладельфии и —ан-‘ранциско. «В эти сумасшедшие годы он остаЄтс€ скульптором хорошеньких женщин», — пишет ∆. —. √риони

4000579_516x02 (494x700, 149Kb)
Ѕалерина

4000579_artwork_images_118909_343499_princepaolotroubetzkoy (382x480, 62Kb)
ћаргарет ƒрейпер с собакой, 1921 год

В 1921 вернулс€ в ѕариж. В 1927 году умирает жена — шведка Ёлин —ундстрЄм. ≈Є смерть “рубецкой переживает мучительно, он едва не покончил с собой. ≈жегодно проводил лето на вилле в  а Ѕь€нка в —уна ди Ќовара, где окончательно поселилс€ в 1932 (через п€ть лет после смерти жены). ѕоследние годы проводил в разъездах между ѕалланцей и ћиланом (в обоих городах теперь есть улицы, названные в его честь).

В 1921 провел в парижской галерее Georges Petit персональную выставку, на которой было представлено 60 последних работ. В 1922 создал обелиск воинам, павшим в I ћировую войну, дл€ ѕалланцы (пам€тник представл€ет собой идеализированный портрет жены скульптора с умершим сыном).

4000579_400px6670__Paolo_Troubetzkoy__Monumento_ai_caduti_1922_Verbania_Pallanza__Foto_Giovanni_DallOrto_26_Dec_2011 (400x599, 64Kb)
 Verbania-Pallanza. World War I mwemorial, modelled by Paolo Troubetzkoy in 1922  

В том же году состо€лась его больша€ персональна€ выставка (37 гипсовых, бронзовых и мраморных скульптур) в одном из залов Выставочного дворца XIII Венецианской бьеннале. Ќа XV Венецианской бьеннале (1926) в числе показанных им шести скульптур был бронзовый бюст Ѕенито ћуссолини. В 1924 его выставка состо€лась в галерее Charpentier в ѕариже.

В 1932 году “рубецкой возвращаетс€ в »талию. Ѕыл участником выставок русских художников в ѕариже – в галере€х d’Alignan (1931) и La Renaissance (1932). В числе произведений последнего периода – статуи ƒж. ѕуччини перед его ƒомом-музеем в “орре-дель-Ћаго и в театре Ћа —кала в ћилане.

4000579_item_286_1 (566x700, 135Kb)
ƒжакомо ѕуччини

4000579_96160 (362x700, 135Kb)
—кульптура бронзова€ -Giacomo Puccini.1925г

4000579_400px7220__Paolo_Troubetzkoy__George_Bernard_Shaw__Museo_del_Paesaggio_Verbania__Foto_Giovanni_DallOrto_8Jan2012 (400x599, 30Kb)
Paolo Troubetzkoy (1866-1938). George Bernard Shaw. Verbania-Pallanza, Italy.

4000579_image007 (700x442, 30Kb)
ѕ.ѕ.“рубецкой лепит портрет Ѕернарда Ўоу. 1926 ‘отоархив ћузе€ пейзажа, Вербани€, ѕалланца  

4000579_374pxPaolo_Troubetzkoy_Statute (374x600, 25Kb)
Lady Standing, 1927

— выставками своих произведений скульптор выезжал в ≈гипет (1934) и »спанию (1935). В последние мес€цы жизни из-за физической невозможности заниматьс€ скульптурой обратилс€ к живописи и написал несколько портретов. ѕоследним произведением мастера стала фигура ’риста, оплакивающего человечество, которое творит зло.

12 феврал€ 1938 года “рубецкой скончалс€ на вилле  абианка.

4000579_70700849_1297747959_trub_pamyatnik_emu (640x480, 56Kb)

 ƒорошевич Влас ћихайлович. ѕаоло “рубецкой (ќтрывки)

ѕозвольте вас познакомить:
-  н€зь ѕаоло “рубецкой.
ѕодава€ большущую руку, этот огромный человек, с громадным лбом и детским выражением лица, конечно, не скажет вам:
- —кульптор!
Ёто было бы излишне.
Ќо его подмывает рекомендоватьс€:
- Вегетарианец.
Ёто его образ жизни и род зан€тий.
- „ем вы занимаетесь?
- Вегетарианством.
Ќо горнична€ уже доложила:
- Madame est servie!
(ƒействие происходит в ѕариже, где живет “рубецкой.)
ћилости прошу в столовую.
ƒл€ “рубецкого готовилось отдельно.
Вегетарианское.
ќн заранее просил.
— детской трогательностью:
- “олько, пожалуйста, не положите во что-нибудь м€сного бульона.
-  л€нусь!
ќн не дошел еще до той "высшей ступени", на которой стоит наш бесценный Ћ.Ќ. “олстой.
√овор€т, когда “олстой был болен, ему, по насто€нию доктора, потихоньку влили в суп куриного бульона.
” Ћьва Ќиколаевича случилась морска€ болезнь. ≈го организм сам уже не переносит ничего:
- “рупного.
Ёто наивысша€ ступень.
“рубецкой еще не дошел и боитс€ встретитьс€.
Ќо так он строг!
ћы вели предварительные переговоры.
- ј рыбу можно?
- –ыбу?!
ќн поколебалс€.
- Ћучше, если можно, без рыбы.
- ј на сливочном масле можно приготовить? ќн и тут поколебалс€.
- Ћучше на прованском. ≈му подают его:
- —трого вегетарианское.
ћы, остальные, едим наше "грешное", убойное.
—уп сходит благополучно.
Ќо когда подают тел€тину, “рубецкой с негодованием спрашивает:
-  ак вам не противно есть труп?
» начинает подробно, живописно рассказывать, как убивают теленка, как он мучитс€.
Ќожи и вилки работают медленнее.
- √оспода, еще! - с отча€нием взывает хоз€йка. Ќикто не хочет.
Ѕелую "утку по-руански", - гордость француженки-кухарки! - унос€т нетронутой.
”тку, - чтобы в ней осталась "драгоценна€" кровь, - не зарезали, а задушили.
-  ак вам не стыдно? - гремит “рубецкой и описывает уткины мучень€. ≈го напрасно останавливает его супруга.
ќн вскочил на своего конька и проповедует, проповедует, проповедует. ќбеды "с “рубецким" оканчиваютс€ часто дамскими слезами и даже истериками!
Ќо это ничего не значит!
“рубецкой "обратил" зато за столом несколько человек.
„аще дам.
Ќесколько дам задумались:
- ј действительно?
» решили сделатьс€ вегетарианками. “рубецкой торжествует. ƒень не потер€н. ѕообедал не даром!
—ама хоз€йка дома, сначала было хмуривша€с€, в конце концов растрогана, убеждена и объ€вл€ет:
- я тоже с сегодн€шнего дн€ вегетарианка! ќна, положим, поужинает холодной уткой. Ќо это "ничего не значит".
Ёто:
- В последний раз!
ћы встаем из-за стола, благодар€ “рубецкому, достаточно голодными.
ѕереходим в гостиную.
» “рубецкой продолжает... проповедь вегетарианства.
ќт него ждут разговоров об искусстве.
ќн говорит о вегетарианстве.
ќн апостол вегетарианства.
Вегетарианцы его домашние. Вегетарианцы его прислуга.
» даже своих собак он сделал вегетарианцами!
Ќо тут ждал его удар в сердце.
” него чрезвычайно оригинальные собаки, из —ибири.
ѕо-моему, это просто прирученные волки.
» ѕаоло “рубецкой приучил их:
- ѕитатьс€ исключительно растительной пищей. “оржеству его не было пределов.
- ћ€со и дл€ собаки только дурна€ привычка. ќн всем показывал своих "волков".
- —мотрите!  акие здоровые! » сыты! » вегетарианцы!
Ќо однажды утром он увидел, как кухарки соседнего с его мастерской дома кормили его вегетарианских собак "из жалости" кост€ми и остатками м€са.
» "вегетарианцы" за обе щеки уплетали "убоину".
ѕри виде такого коварства “рубецкой воскликнул только:
- Che bestie!
Ќо к кому это относилось, - к лицемерным собакам или к "соблазн€ющим" их люд€м, - неизвестно.
Во вс€ком случае, “рубецкой возненавидел соседнюю кухарку, - как св€той ≈ву.
В заключение беседы он сообщает, что собираетс€ написать:
-  нигу о вегетарианстве.
ѕосле этого никто не станет есть м€са.
- Ёто так просто. Все поймут.  нига пишетс€ лет дес€ть.
Ќо, может быть, когда-нибудь “рубецкой, не читающий никаких книг, напишет свою.

III

Ёто - "дит€ природы". ќн, веро€тно, никогда не читал –уссо.
Ќо ∆ан-∆ак –уссо, "великий поклонник природы", - веро€тно, пришел бы от него в восторг:
- Вот идеал!
 ороль Ћир сказал бы про него:
- Вот человек таков, каким он вышел из рук природы. В нем нет ни знани€ от книг, ни заразы от искусства!
“рубецкой лепил “олстого. “олстого заинтересовало:
- „итали вы что-нибудь из моих сочинений? “рубецкой просто и откровенно ответил:
- Ќет.
Ћев Ќиколаевич только что получил французский перевод своего произведени€:
"ќб искусстве".
- Вот. Ќе хотите ли прочесть? Ёто вас, быть может, заинтересует. Ќа следующий день “олстой спросил:
- Ќу, что? „итали?
- ѕрочел две страницы.
- Ќе понравилось?
- «аснул.
“олстой расхохоталс€.
», кажетс€, окончательно влюбилс€ в “рубецкого.
“рубецкой находит, что книг написано слишком много.
- Ёто только засор€ет мозги.
 ниги мешают люд€м видеть вещи такими, каковы они есть:
- —воими глазами.
ѕо поводу какой-то конной статуи “рубецкого упрекали, что лошадь похожа на лошадь √арибальди:
- Ќа знаменитом пам€тнике в –име. “рубецкой простодушно отвечал:
- Ќе видал.
» это больше, чем возможно.
Ёто несомненно.
“рубецкой проходит мимо скульптурных произведений, самых знаменитых, даже не интересу€сь взгл€нуть на них.
Вы можете встретить его всюду, кроме художественной выставки, галереи, музе€.
Ќи один профан не видел скульптуры меньше, чем “рубецкой.
—мотреть скульптуру дл€ скульптора вредно.
Ёто мешает "видеть предметы такими, каковы они есть":
- —воими глазами!
-  акое мне дело до того, как передавал природу ћикеланджело? я должен передавать ее так, как вижу ее €.
ќн не признает ни учителей, ни учеников. ”читель один - жизнь. ƒл€ него единственна€:
- √алере€ скульптуры - улица.
-  аждый человек - движуща€с€ скульптура. ќшибка художников та, что:
- ќни стараютс€ лепить, как другие: "как древние", "как ћикеланджело", "как –оден".
Выход€т:
-  опии.
 ак, например, у...  ановы. “акие произведени€:
- Ќе нужны.
 аждый должен принести:
- —вое. Ћепить:
-  ак видит.
“рубецкого сделали преподавателем в училище живописи и ва€ни€. Ёто был самый оригинальный учитель в мире.
- я обучал всему, что знал.  ак замешивать глину, как укрепл€ть каркас, чтоб стату€ не упала. ј затем: "Ћепи, как знаешь!" Ёто все, что € знаю. ќстальное, - € вижу. „ему ж тут € могу его научить? я не знаю, как видит он. ќн не может видеть, как €.
- Ќо это проповедь невежественности?
- —амосто€тельности! - говорит он.
Ќо хорошо, что природе угодно было наделить своего "дит€тю" гениальным чутьем.
“рубецкой терпеть не может оперы.
—оединение слов с музыкой ему отвратительно, как раскрашенна€ стату€
- ћузыка, котора€ нуждаетс€ в объ€снении словами, - не музыка.
- Ёто - два разных искусства.
- ћузыка - самосто€тельное искусство, она должна выражать все своими средствами.
» в доказательство приводит такой факт.
ќн слышал, что существует на свете "√ероическа€ симфони€" Ѕетховена.
Ќо самой симфонии никогда не слышал.
ќднажды в ћилане он зашел на дневной симфонический концерт “осканини.
Ќе взгл€нув на афишу.
Ќе вз€в программы.
ѕосле нескольких произведений, которые ему "ничего не говорили", - он услыхал что-то такое...
- ћузыку!
„то-то, от чего у него волосы подн€лись дыбом.
- Ёто была "√ероическа€ симфони€"? - обратилс€ он к соседу. “от взгл€нул на него с удивлением:
- ƒа.
- Вот видите! - с торжеством добавл€ет “рубецкой. ѕоэтому не надо ни слов, ни программ, ни афиш. Ћишнее.
- "√ероическую симфонию" и так все узнают.
- Ќо ведь в музыке не одни "героические симфонии"!
- ј это никому не нужно.
Ёто один из тех людей, которые не оставл€ют в искусстве потомства.
—амородок.
»м все его началось, им все и кончитс€.
Ќо он уверен, что если бы люди:
- Ќе засор€ли себе мозгов чужими мысл€ми, - искусство, литература, - все стало бы гениально.
Ћюди стали бы интересны. ѕисали бы, лепили:
- ѕо-своему.
Ёто было бы всегда оригинально, часто интересно, иногда гениально.

IV

≈го маленькие слабости как художника и неизбежные тернии... “рубецкой не любит лепить голого тела.
Ѕыть может, потому, что в его галерее искусства, в которой он учитс€, - на улице, - нет голых людей. ѕро него говорили:
- Ќе любит, - потому что не умеет.
- Ўить из глины пиджаки да плать€ - одно. ј голое тело - это самое трудное.
"В опровержение" “рубецкой вылепил... голого Ўал€пина. ќригинал осталс€ оригинален и тут. Вышел насто€щий "римский гладиатор". ќбразцова€ лепка тела.
В мастерской “рубецкого € застал его за работой: он лепил статуэтку с голой натурщицы.
Веро€тно, второе "опровержение".
Вот вам!
ћужское тело, женское.
», вылепив два "опровержени€", “рубецкой прин€лс€ за "свое":
- Ћепить, что видит и как видит. "ѕунктик" этого скульптора:
- ∆ивопись!
- ћне хотелось бы сделать ваш портрет! - говорит “рубецкой даме. ƒама си€ет.
Вылепит “рубецкой!
- Вы будете добра мне попозировать?
- Oh, chermaitre!
- я напишу вас в три четверти.
- Ќапишете?!
- ƒа, € теперь занимаюсь живописью. ƒама окисл€етс€.
“ри четверти не €вл€ютс€.
» напрасно.
“рубецкой превосходный живописец.
≈ще в скульптуре его кто-то чему-то, - и он добавит:
- «ачем-то! - учил.
В живописи он самоучка.
» превосходен.
Ёто приводит в неописанный восторг этого упр€мого человека:
- Видите? »скусству учитьс€ не нужно.

4000579_3005010 (207x274, 25Kb)
“рубецкой ѕавел (ѕаоло) ѕетрович (кн€зь)√агарин Ќиколай Викторович (сын кн€з€ В.Ќ. √агарина)

4000579_1113018 (412x550, 48Kb)
“рубецкой ѕавел (ѕаоло) ѕетрович. ≈лизавета ‘едоровна (велика€ кн€гин€, монахин€, св€та€)  (Ќачало 1890-х,  √осударственна€ “реть€ковска€ галере€).  

4000579_508pxPrince_Paolo_Troubetzkoy__Wedding_day_1922 (508x600, 60Kb)
ѕавел ѕетрович “рубецкой (1866-1938) Ќазвание «ƒень свадьбы» (1922)

—сылки:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D1%83%D0...%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

http://artrz.ru/1804786898.html

http://www.kentavr-art.ru/author.php?id=0483

http://www.rulex.ru/rpg/persons/193/193066.htm

–убрики:  скульптура
ћетки:  

ѕроцитировано 8 раз
ѕонравилось: 7 пользовател€м



библиофилка   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 30 —ент€бр€ 2013 г. 20:13 (ссылка)
замечательный пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ћуромлена   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 30 —ент€бр€ 2013 г. 20:20 (ссылка)

ќтвет на комментарий библиофилка

библиофилка, спасибо за отзыв и за цитирование
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћелеева   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 30 —ент€бр€ 2013 г. 21:03 (ссылка)
—пасибо!  огда-то давно была на его выставке и с тех пор просто обожаю его!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“јћа_-_»дуща€_к_—¬≈“”   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 30 —ент€бр€ 2013 г. 21:20 (ссылка)
Ѕлагодарность ...огромна€!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ћуромлена   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 30 —ент€бр€ 2013 г. 21:33 (ссылка)

ќтвет на комментарий Ћелеева

ƒа, замечательный скульптор, € бы тоже с удовольствием побывала на его выставке
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ћуромлена   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 30 —ент€бр€ 2013 г. 21:37 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
crazy_memories   обратитьс€ по имени симптом упадка ¬торник, 01 ќкт€бр€ 2013 г. 11:27 (ссылка)
ћне решительно не нрав€тс€ скульптуры, слепленные "мазками".
ѕам€тник јлександру “ретьему чудовищен и годитс€ только дл€ эпиграмм; то, что его одобрили, показало: –оссийской империи жить не долго.

ј в целом - очень типичное творчество эпохи ”ѕјƒ ј.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку