-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в про_искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 173969


Морис Дени

Воскресенье, 29 Января 2012 г. 12:11 + в цитатник
Александр_Ш_Крылов все записи автора Морис Дени (Maurice Denis ) родился 25 ноября 1870 года в нормандском местечке Гранвилль на берегу Ла Манша. Случилось это во время командировки его отца - служащего западной железнодорожной компании. Мать Марселя была модисткой. Постоянно семья жила в городке Сен-Жермен-ан-Лей, известном своим старинным замком. Видимо, все-таки место рождения как-то сказалось на пристрастиях художника, несмотря на то, что его детство прошло вдалеке от моря, морская стихия всегда его влекла.

Автопортрет 1916 Уффицы, Флоренция (700x586, 124Kb)
"Автопортрет" 1916, Уффицы, Флоренция


В 1882 году Марсель поступает в престижный парижский лицей Кондорсе, где также учатся будущие деятели искусств Эдуар Вюйяр, Кер-Ксавье Руссель и Орельян Люне-По, который в 1893 году основал Художественный театр. Обстановка в лицее видимо располагала к творчеству, и Морис начал брать уроки рисунка и копировать старых мастеров.
В 1888 году он поступает в парижскую академию Жюлиан, а затем в Школу изящных искусств. Его захватывают новые идеи старших современников Сезанна, Пюви де Шаванна, Гогена. Вместе с другими молодыми художниками он создает группу Наби (на древнееврейском - пророки); стремится к возрождению традиций декоративной монументальной живописи - как церковной, так и светской. Он мечтает об идеальном братстве - братстве «пророков», которое объединит друзей. Однако это была скорее группа индивидуальностей нежели союз художников объединенных общей эстетической программой. Определенное соответствие колорита и стиля сблизили примерно на десятилетие таких разных художников как Валлотон и Боннар, Кер-Ксавье Руссель и Майоль, Лакомб, Вюйяр, Веркад и Серюзье.

Они рядятся в экзотические одежды, проводят сеансы спиритизма и обсуждают на своих собраниях проблемы искусства. Кредо содружества «пророков» Морис Дени формулирует в статье, опубликованной в 1890 году в журнале «Ар э критик» («Искусство и критика»). Избрав объектом размышления Пюви де Шаванна, Дени приходит к выводу, что роль художника заключается не в рабском подражании природе, а в «визуализации» грез, - мысль, уже высказанная символистами.

Морис Дени - Свадебное шествие (700x282, 91Kb)

"Свадебное шествие"


Уже будучи в зрелом возрасте, Дени, оглядываясь назад, дал символизму следующее определение: «Это искусство выражать с помощью пластических знаков и внушать с помощью живописных средств идеи, ощущения и чувства». Иными словами, подчеркивается непосредственная связь между живописным языком и состоянием души. Через мир видимый «просвечивает» мир невидимый. Духовное превалирует над материальным. Условие, которое диктовала декоративность, столь важное для любого художника, Дени сформулировал в своей знаменитой фразе о полотне как плоскостной первооснове произведения живописи:

«Помните, что картина, прежде чем стать боевой лошадью, обнаженной женщиной или каким-нибудь анекдотом, является, по существу, плоской поверхностью, покрытой красками, положенными в определенном порядке».

Дени получил прозвище «Наби красивых икон», данное ему по упрощенному и слегка архаичному характеру его живописи. Часто в качестве модели он использовал свою жену. Он женился на Марте Мерье в 1893 году. За недолгую совместную жизнь она родила ему семеро детей. Свадебное путешествие они совершают по Бретани. Во время этой поездки он создает свои лучшие картины, моделью для которых становится Марта. Так на свет появляются интимные образы, часто окрашенные нежным юмором. Самые счастливые дни жизни Мориса Дени связаны с романтической природой Бретани. Она навсегда запечатлелась в сердце художника, он будет все время возвращаться сюда. А в 1908 году он купит здесь виллу «Силенсио» (тишина), где будет жить месяцами.

Морис  Дени - Мать и дитя (572x700, 175Kb)

"Мать и дитя"

Морис Дени - Фигуры в весеннем пейзаже (700x621, 214Kb)

"Фигуры в весеннем пейзаже"


После путешествия в Италию (1895-1898 и 1907) искусство Дени все более приобретает традиционно-классический характер, проявившийся в больших декоративных композициях - стенных росписях, и лишается интимного обаяния. Его картины тяготеет к монументальным формам и декоративной гармонии и проникнуты религиозно-мистическими настроениями. Для этого периода характерны плоскостная стилизация, игра округлых вялых контурных линий, светлые, несколько слащавые краски.
Он охотно выполняет росписи зданий, создает рисунки для витражей и гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации. Среди наиболее известных его произведений - росписи церкви в Везине (1901-1903), и плафон Театра Елисейских полей (1913) с аллегориями Танца, Симфонии, Оперы и Лирической драмы.
В 1919 году после долгой болезни умирает его жена Марта. В 1922 году Дени женится на Элизабет Гратеролл. От этого брака у него будет еще двое детей. В творческом плане он уже не столь плодовит. В 20-е и 30-е годы Дени в основном оформляет церкви, пишет труды по теории искусств, читает лекции, путешествует. 13 ноября 1943 года жизнь мэтра неожиданно обрывается, он попадает под машину на бульваре Сен-Мишель и умирает в больнице.
За свою долгую жизнь Морис Дени создал множество картин, но наиболее интересны, с моей точки зрения те, что написаны в период исканий, в конце позапрошлого и в самом начале прошлого века. Мне они кажутся воплощением образов Марселя Пруста: милые старинные городки, пикники с очаровательными девушками, пляжи... Именно этот период творчества Дени дал миру таких гениальных последователей как Эдвард Мунк и Борисов-Мусатов. Впрочем, не буду навязывать своего мнения, смотрите сами и делайте выводы.

Известный коллекционер и меценат Иван Морозов в 1907 году заказал Морису Дени «Историю Психеи» для украшения концертного зала его особняка на Пречистенке в Москве. В январе 1909 года Морис Дени приезжал в Москву, чтобы на месте посмотреть выполненные им панно. «У моего Ивана Абрамовича множество русских картин... Дом очень респектабельный, просторный, чистый, обставленный строго, господствуют серые тона. Много цветов, сирени, ландышей, цикламенов», - писал Дени в дневнике, который он вел с юношеских лет. «Мой ансамбль панно находится изолированно, в большом, спокойном зале серого камня, с серой шелковой мебелью... Мой колорит звучит сильно...»

Однако краски панно были излишне резкими, что заставило Дени слегка переделать их, а недостаточная слитность с архитектурой зала навела на мысль написать восемь добавочных холстов - шесть декоративно-орнаментальных и два, служащих развитию мифологического сюжета. Прислушивающийся к советам Дени, Морозов решает также украсить зал скульптурой. У друга Дени Аристида Майоля он заказывает для концертного зала четыре большие бронзовые фигуры из цикла Времена года, а сам Дени, помимо панно, делает для морозовского салона восемь высоких керамических ваз. В итоге, морозовский концертный зал становится уникальным художественным ансамблем.
Художник Виноградов вспоминал, что приехавший в Москву «Дени безоговорочно, диктаторски приказал убрать всю мебель, недурную по вкусу и богатую, но, конечно, мешающую его панно. Все это было выброшено, а затем сделаны по чертежам Мориса Дени беленькие, узенькие, длинные скамеечки без подлокотников, неудобные и поставлены вдоль стен. Дени. акварелью на клочке бумаги сделал несколько разноцветных мазков и сказал, чтобы заказали такую ткань и обили эти скамеечки. Действительно, уже ничто не мешало его панно теперь».
Андрей Евпланов

Серия из тринадцати панно, а также керамические вазы и мебель, сделанные по эскизам Дени, предназначались для украшения концертного зала морозовского особняка на Пречистенке в Москве. Четыре бронзовые женские фигуры скульптора Майоля, друга Дени, великолепно дополнили морозовский ансамбль различных искусств. В начале войны 1941-1945 годов панно были сняты со стен и свернуты в рулоны. Раскрыты они были в 1951 году, после передачи в Эрмитаж.


Морис Дени - Панно первое. Пролетающий Амур поражен красотой Психеи (475x700, 178Kb)

Панно первое." Пролетающий Амур поражен красотой Психеи"

Морис Дени - Панно второе. Зефир переносит Психею на остров Блаженства (466x700, 132Kb)

Панно второе. "Зефир переносит Психею на остров Блаженства"

Морис Дени - Панно третье. Психея обнаруживает, что ее таинственный возлюбленный - Амур (474x700, 146Kb)

Панно третье. "Психея обнаруживает, что ее таинственный возлюбленный - Амур"

Морис Дени - Панно четвертое. Психея, открыв шкатулку со сновидениями подземного царства, погружается в сон (475x700, 121Kb)

Панно четвертое. "Психея, открыв шкатулку со сновидениями подземного царства, погружается в сон"

Морис Дени - Панно пятое. В присутствии богов Юпитер дарует Психее бессмертие и празднует ее брак с Амуром (474x700, 145Kb)

Панно пятое. "В присутствии богов Юпитер дарует Психее бессмертие и празднует ее брак с Амуром"

Морис Дени - Панно шестое. Родные покидают Психею на вершине горы (700x474, 162Kb)

Панно шестое. "Родные покидают Психею на вершине горы"

Морис Дени - Панно седьмое. Амур переносит Психею на небо (700x418, 125Kb)

Панно седьмое. "Амур переносит Психею на небо"


Ваза фаянсовая  1910 (253x388, 52Kb)

Ваза фаянсовая 1910


Морис  Дени - Вакх и Ариадна (700x489, 162Kb)

"Вакх и Ариадна"

Морис Дени - Марфа и Мария (700x463, 75Kb)

"Марфа и Мария"

04-500199 (700x540, 80Kb)

65-005640 (700x555, 130Kb)


86-000983-02 (533x536, 89Kb)
86-000984-02 (525x530, 91Kb)


1892 (700x477, 153Kb)

03-016692 (475x640, 66Kb)

95-020166 (601x650, 99Kb)

12L (500x310, 30Kb)
05-525767 (700x439, 84Kb)

68-002089 (428x650, 74Kb)

4DPict (5) (698x700, 204Kb)

05-530635 (508x650, 50Kb)

96-016679 (398x650, 77Kb)

1895. Lithograph in five colors (400x272, 25Kb)


Литография в 5 цветов. 1895

1939 (277x400, 30Kb)

The Sleeper or Young Girl  1892 (700x432, 100Kb)


"Спящая молодая девушка" 1892

Зеленые деревья или Буки из Kerduel 1893 (567x611, 93Kb)

"Зеленые деревья или Буки из Kerduel" 1893

Две сестры 1891 (582x700, 149Kb)

"Две сестры" 1891

34720055_denis (547x699, 143Kb)

1899 (448x700, 135Kb)

449378456 (633x640, 224Kb)

denis  Морис Дени  - Портрет Ивонны Лероль, 1891 музей Д`Орсе (455x700, 113Kb)

"Портрет Ивонны Лероль" 1891 музей Д`Орсе

476990641 (700x295, 82Kb)

Битва Иакова с Ангелом   Lutte де Иакова ауес l'Ange. c. 1893 (539x659, 118Kb)

"Битва Иакова с Ангелом" 1893

Полифем 1907 (680x469, 82Kb)

"Полифем" 1907

Морис Дени Дань уважения Сезанну 1900 Moris_Deni_Dan_uvazheniya_Sezannu_1900 (652x492, 74Kb)

"Дань уважения Сезанну" 1900

Морис Дени .PORTRAIT OF THE ARTIST'S WIFE. 1893 (700x613, 133Kb)

"Портрет жены художника" 1893

1894  Мария посещающая Елизавету (626x700, 201Kb)

" Мария посещающая Елизавету" 1894

4DPict (4) (469x700, 130Kb)

04-006845 (700x506, 106Kb)

Кельтская богиня (Эпона).  1905 (580x700, 212Kb)

"Кельтская богиня (Эпона)" 1905

Музы 1893 (524x652, 104Kb)

"Музы" 1893

Рай 1912 (700x462, 172Kb)

"Рай" 1912

Пасхальное утро  1891 (598x518, 107Kb)

"Пасхальное утро" 1891

4DPict (2) (300x400, 47Kb)


Невеста. Тройной портрет Марты  1892 (656x538, 110Kb)

"Невеста. Тройной портрет Марты" 1892

Лестница в листья или Поэтический Арабески для Украшение потолка (509x679, 97Kb)

"Лестница в листья или Поэтический Арабески для Украшение потолка"

Галатея 1917 (547x700, 194Kb)

"Галатея" 1917

Регата на  Перро.  1892 (508x652, 101Kb)

"Регата на Перро" 1892

Серия  Сезоны  Апрель  1892 (700x431, 113Kb)

Серия Сезоны "Апрель" 1892

Серия сезоны - сентябрь или сентябрь Вечер 1891 (700x423, 125Kb)

Серия сезоны - "Сентябрь или Сентябрь. Вечер" 1891

Пятна солнечного света  на  террасе  1890 (512x583, 42Kb)

"Пятна солнечного света на террасе" 1890

Хождение по мукам 1889 (496x630, 53Kb)

"Хождение по мукам" 1889

Жертвоприношение  на Голгофе 1890 (479x645, 64Kb)

"Жертвоприношение на Голгофе" 1890

Зеленый берег моря. Перро-Гирек (Пастухи) 1909 (680x368, 66Kb)

"Зеленый берег моря. Перро-Гирек (Пастухи)" 1909

Морис Дени - Святой источник в Гиделе (604x700, 183Kb)

"Святой источник в Гиделе"
Рубрики:  зарубежные творцы
живопись
Метки:  

Процитировано 12 раз
Понравилось: 6 пользователям



Младавид   обратиться по имени Воскресенье, 29 Января 2012 г. 12:38 (ссылка)
У художника свой оригинальный стиль, это всегда привлекает - самобытность, необычность! Очень интересно и загадочно немного. Спасибо за прекрасные посты! Всего хорошего!
Ответить С цитатой В цитатник
MatyldaBelaya   обратиться по имени Воскресенье, 29 Января 2012 г. 13:18 (ссылка)
Александр_Ш_Крылов, роскошный пост))) Художник замечательный!
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Александр_Ш_Крылов   обратиться по имени Воскресенье, 29 Января 2012 г. 14:03 (ссылка)

Ответ на комментарий Младавид

Младавид, спасибо огромное за добрые слова! Рад, что Вам понравился Морис!

Морис Дени "Женщина, развешивающая белье"
Морис Дени Женщина, развешивающая белье (532x401, 38Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Александр_Ш_Крылов   обратиться по имени Воскресенье, 29 Января 2012 г. 14:07 (ссылка)

Ответ на комментарий MatyldaBelaya

Mariya-Mirabella, Спасибо, за Ваше внимание и оценки!! Рад, что нравится Дени !!!

"Подражание Сезанну" 1914
Подражание Сезанну 1914 (400x338, 49Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
кваркон   обратиться по имени однако ... Воскресенье, 29 Января 2012 г. 14:51 (ссылка)
.. стиль морозовских панно изрядно отличен от всего остального. В Россию на заработки ? :-)
Ответить С цитатой В цитатник
Александр_Ш_Крылов   обратиться по имени Воскресенье, 29 Января 2012 г. 17:03 (ссылка)

Ответ на комментарий кваркон

Панно замечательные, сейчас выставлены в Эрмитаже. Отличаются более строгой линией рисунка, но цвета совершенно Мориса Дени.
Ответить С цитатой В цитатник
ОДУВАНЧИК-777   обратиться по имени Воскресенье, 29 Января 2012 г. 18:46 (ссылка)
Мне понравилось ,хотя необычный рисунок.Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку