-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Педагогика_и_Психология

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Издаемся

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.05.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 526

ВОПРОС - выбор направления к ответу. Приветсвую. Прошу вести себя культурна. Добавлять сообщения по разделам. Буду очень благодарна, если кто нибудь поможет в благоустройстве сообщества. Заранее предупреждаю, что здесь находиться по большей степени научная и учебная литература, которая изучается на курсах "Социальная педагогика" и "Психология" Грустный_эльф

ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА. ПЕДАГОГИКА СРЕДЫ СТ. ШАЦКОГО.

Пятница, 25 Мая 2007 г. 23:20 + в цитатник
BelikIA (Педагогика_и_Психология) все записи автора Для России нач. 20 в. было временем бурного экономического роста, рост городов, увеличение городского населения, усиление расслоение крестьянства обострили соц. проблемы. Проблема занятости детей внешкольное время стало острой соц. проблемой. Педагоги-энтузиасты, чтобы отвлечь детей бедноты от «улицы», создают на городских окраинах различные детские объединения. Е.Н. Орлова в своем имении создала первую летнюю колонию, где ребята жили на правах гостей, главными занятиями были труд, наблюдение за природой, походы и учеба. С современнее число детских колоний увеличивалось, в Москве создается кружок устроителей детских колоний. Члены кружка разрабатывают схему работы с детьми летом, содержание воспитательной работы с элементами образования, и в тоже время старались приблизить отношения к семейным. Классы для отстающих - работа с больными детьми, отстающих в умственном и физическом развитии - одно из направлений, соц. пед-ки. В Москве Е.Л. Петуховой были впервые созданы вспомогательные классы для умственно-отсталых детей. Первый вспомогательный класс (20 чел.) был открыт в 1908 г. класс делился на 2 группы: в первую - вошли дети, которые через некоторое время сравняются с обычными детьми; вторую - дети, для которых доступна только грамотность. Через год часть учеников была переведена в обычный класс. В школе был создан кабинет психологических наблюдений. Практиковалось раздельное обучение мальчиков и девочек. В программу входили уроки по исправлению речи, мальчиков обучали ремеслу, девочек - домоводству. Детские объединений - во время войны 1877 г. дети помогали взрослым в работе. В это время в Москве возникли отряды «Князя Михаила», «Атамана-разбойника», позже отряд «Юных рыцарей». Отряд создавался летом, физически закаливали себя, учились оказывать первую медицинскую помощь, спасать на воде. В 1909 г. штабс-капитан Пантюхов в районе царского села организовал первое скаутское звено, скоро разросшееся в отряд. На эмблеме отряда были слова, ставшие девизом: «Вера в бога, верность царю, помощь ближнему». Покровителем скаутов был избран святой Георгий Победоносец. Руководителем отряда - скаут-мастером мог быть человек, подготовленный на столько, чтобы имел право сказать - смотрите на меня. С первых лет возникновения скаутских отрядов появились их стихи и песниВ 1911 г. в Калужской губернии вместе с женой Шацкий на общие средства создает летнюю трудовую детскую колонию «Бодрая жизнь», где 60-80 ребят трудились вместе со взрослыми. Самообслуживание, самоуправление, работа в саду и мастерской были в основе соц. пед-ки Шацкого. Со временем хозяйство колонии пополнилось. В практике и теории Шацкого были разработаны самые основные проблемы детского коллектива. Убедившись, что труд стал главным звеном детского коллектива, педагоги поставили новую задачу - организация духовного воспитания. Задачи общества «Детский труд и отдых»: общество ставит целью своей деятельности культурно-воспитательную работу среди подрастающего поколения г. Москвы. Две силы, действующие одновременно и близком соседстве, дают ту или иную окраску городу: 1) сила культуры; 2) сила невежества. Эта сила создает грозную опасность для детских умов и характеров. Все неудачи в работе с детьми зависят от пренебрежения природными свойствами каждого ребенка. Наше общество надеется бороться с улицей с помощью самих же детей. Если работа, интересы детей будут их захватывать, то они сами сделают все возможное, чтобы это удержать и не вернуться назад на улицу. «Что такое клуб». Основная идея - создание центра, где организуется детская жизнь на основании требований, исходящих из детской природы. Детские клубы помогают детям организоваться, т.к. уличные организации хороши своей свободой, подвижностью, разнообразием. Но отрицательные стороны - преобладание внешнего подражания действиям взрослых. Клуб должен быть живым, гибким. Методы работы в клубе - работа должна быть постепенной, соответствовать возрасту. Самостоятельность, индивидуальность в противовес улице, где царят возбуждение и беспорядочность.
Рубрики:  социальная педагогика

Русская православная церковь

Пятница, 25 Мая 2007 г. 23:17 + в цитатник
BelikIA (Педагогика_и_Психология) все записи автора Русская православная церковь (РПЦ) как наиболее влиятельная религиозная организация современной России осуществляет широкую социально-педагогическую деятельность. Как мы сказали раньше, призыв к перевоспитанию, в том числе и к социальному перевоспитанию, заложен в вероучении церкви. Вначале рассмотрим внутрицерковные (катехизаторские) формы христианской социальной педагогики. Катехизаторская деятельность в первую очередь направлена на тех, кто уже находится в церкви, и здесь используются самые разнообразные методы.
Например, беседа с духовником и таинство исповеди, помимо его прямых сакраментальных функций, дает возможность священнику проводить анализ семейной ситуации, влиять на нее, давать советы и консультировать. Семья остается основным институтом воспитания и местом первичной социализации детей, и внимание церкви направлено на нее. Священнослужители могут влиять на семейный климат еще до создания семьи, через подготовку молодых к браку и таинству венчания. В маленьких приходах создается возможность посещения священником домов прихожан (патронажа).
Крещение детей дает возможность подготовки крестных и родителей к ответственности воспитания ребенка в христианском духе, и тем самым церковь является косвенным субъектом социальной педагогики. К сожалению, в настоящее время институт крестных еще не возрожден во всей своей полноте, отношение крестных к своим обязанностям зачастую формально, но, хочется надеяться, что это в ближайшем скором изменится. Ведь крестные могут посещать дом, где растут дети (патронаж), наблюдать за домашней ситуацией (анализ и диагностика), помогать родителям и детям в трудных ситуациях как материально, так и духовно (адресная помощь). Главное преимущество этой формы работы в том, что она не требует особых финансовых затрат от организации, но при достаточной подготовке крестных может служить важным фактором социально-педагогической деятельности церкви. В приходах организуются классы воскресной школы, клубы пения и иконописи. Эти организации создают положительную среду для общения детей и способствуют процессу социализации личности в христианскую субкультуру. Широко практикуются и паломничества, которые дают возможность целенаправленного совместного туризма, что обычно оказывает положительное влияние на процесс социализации. В порядке миссионерской деятельности церковь соприкасается и с лицами делинквентного поведения через организацию богослужений и встреч в местах предварительного заключения и лишения свободы. Зачастую в этих местах нет полноценной возможности для создания общины как основного структурного элемента в процессе социального перевоспитания. РПЦ также посещает детские дома и интернаты, поддерживая их как материально, так и духовно. В этой работе важен и демонстративный фактор — нередки случаи, когда христиане идут к тем, к кому никто больше не идет, тем самым, способствуя становлению их психического и социального статуса и положительно влияя на процесс их социализации.
Протестантизм.
Некоторые традиционные формы протестантизма имеют в России уже довольно давнюю историю (около трех столетий), но всплеск активности протестантизма в России приходится на начало демократических преобразований. Протестантизм в большинстве своем конгрегациален (основным структурным звеном церкви является приход, или конгрегация). Поэтому вся социально-педагогическая деятельность на мезоуровне и на микроуровне осуществляется именно через приходы или даже через домашние церкви. Вообще, в большинстве протестантских церквей нет термина «прихожанин», но есть понятие члена церкви. Член церкви обычно присоединяется к общине через определенный обряд (конфирмацию, исповедание веры) или через крещение. От члена церкви ожидается, что он будет посещать все богослужения, активно участвовать в жизни церкви. В процессе такого присоединения к общине происходит первичная христианская социализация. Поэтому в ряде протестантских церквей между членами складываются близкие отношения, большая часть членов общины знает друг друга по именам и проч. В традиционной протестантской общине от 80 до 100% процентов присутствующих на Богослужении — члены церкви. В протестантизме традиционно хорошо функционирует система воскресных школ, где даже в самых маленьких церквях есть программы для детей всех возрастов. У учителей складываются особые отношения с учениками, и в некоторых церквях
назначаются отдельные детские пасторы и молодежные пасторы для духовной опеки над соответствующими возрастными группами. Классы воскресных школ являются основным местом христианской социализации, здесь традиционно стараются совмещать когнитивный и духовно-нравственный подход к образованию. Каждый класс воскресной школы становится своеобразной микрообщиной, где отмечаются дни рождения и устанавливаются прочные межличностные отношений. В некоторых классах воскресной школы практикуется так называемая «публичная исповедь». Люди регулярно рассказывают друг другу о своих проблемах, грехах и сомнениях. Такой уровень межличностного общения подразумевает необычайно высокий уровень доверия в группе, свидетельствует о серьезности намерений по перевоспитанию ее членов. Этим методом пользуются и внецерковные группы по социальной и психологической реабилитации и перевоспитанию лиц с девиантным поведением (Анонимные Алкоголики, Анонимные Наркоманы, Ал-Анон), берущие свое начало именно в таких классах воскресной школы. Еще одной интересной формой работы протестантских общин является организация домашней церкви, или «ячеечных групп». В церквях, придерживающихся «ячеечной модели» каждый член общины, вдобавок к общему богослужению, посещает и собрания такой домашней группы. Как и в классах воскресной школы, люди в домашних церквях хорошо узнают друг друга, поддерживают материально и духовно. Домашние группы обычно не больше двенадцати человек, состоят из нескольких семей и способны оказывать друг другу всестороннюю консультативную, духовную и материальную помощь. Члены домашних групп обычно живут в одном и том же районе и в случае необходимости могут посещать друг друга дома. Как видно из приведенных выше примеров, структура протестантских церквей позволяет устанавливать межличностные связи, отличающиеся высоким уровнем доверительности, что способствует контролю со стороны общины за жизнью каждого ее члена и дает возможность для оказания своевременной помощи. В таких условиях легко восполняется потребность в социализации, появляются возможности мониторинга динамики христианского воспитания и создаются условия для превентивной деятельности.
Протестантские общины помогают детским домам и местам заключения, организуют там богослужения и библейские уроки. В либеральном протестантизме понимание миссии значительно шире простого духовного перевоспитания, поэтому миссионерская деятельность идет рука об руку с просветительской и общегуманистической. Такие общины организуют, консультации медиков, психологов и прочих специалистов, заботятся об общем социально-культурном уровне незащищенных слоев населения, тем самым являясь положительным фактором их ресоциализации.
Социально-педагогическая деятельности» в христианских конфессиях Христианские конфессии осуществляют социально-педагогическую деятельность как составную часть их общей центральной миссии проповеди и утверждения Евангелия Иисуса Христа. Субъектами социально-педагогической деятельности выступает церковь как централизованная религиозная организация на макроуровне, община на мезоуровне и каждый христианин на микроуровне. Объектами социально-педагогической деятельности являются все, попадающие в поле влияния церкви. Особое внимание уделяется прихожанам церкви и социально незащищенным слоям населения. Христианская община действует на объект социально-педагогической деятельности как непосредственно, так и опосредованно. Главной миссией христианской педагогики является воспитание личности человека в «образ и подобие Бога». Основным компонентом этого процесса является христианское социальное воспитание или» вернее сказать, перевоспитание. Перевоспитание происходит в контексте христианской общины. Деятельность социального педагога при взаимодействии с различными общинами христианских конфессий должна строиться на следующих принципах: уважения к свободе вероисповедания личности, соблюдения прав и интересов ребенка, тщательного изучения процесса и динамики христианского перевоспитания в каждом конкретном случае. Участие социального педагога в деятельности христианской общины может сводиться к консультированию служителей и прихожан, исследованию методик и технологий перевоспитания в церкви, участию в проектах. Часто церковь может сделать то, что не сможет сделать социальный педагог. Это утверждение особенно верно в тех случаях, когда семья не справляется со своими основными функциями» а для ребенка отсутствует возможность пребывания в другом месте. Церковное общение также дает положительные результаты в процессе реабилитации лиц с делинквентным и девиантным поведением. На этих основах может строиться плодотворное сотрудничество между церковью и социальным педагогом.
Рубрики:  социальная педагогика

Особенности осуществления социально-педагогической деятельности в различных христианс

Пятница, 25 Мая 2007 г. 23:11 + в цитатник
BelikIA (Педагогика_и_Психология) все записи автора Особенности осуществления социально-педагогической деятельности в различных христианских конфессиях.
В ходе рассмотрения раннехристианской, средневековой и реформационных моделей социальной педагогики в христианстве мы наметили следующие тенденции: христианство всегда выступало оппозиционно существующему социальному строю. Даже когда «официальная иерархия» его поддерживала, появлялось монастырское движение, которое обличало грех мира и призывало к святасти, покаянию и перевоспитанию. Модель христианской социальной педагогики строится на том, что учение Христово в совокупности с силой Бога и жизнью поместной общины может изменить жизнь человека и присоединить его к другому социальному порядку и мировоззрению, пусть даже в рамках большего социума. В этот период происходит социализация человека в христианской общине (приходе, церкви, монастыре). Церкви также заботятся о тех, кто оказался на «обочине жизни» и стремятся включить этих людей в круг своей миссионерской и катехизаторской деятельности. Внутри себя община стремится поддерживать должный уровень социализации и делает это как напрямую, так и через семью. В настоящее время в России социально-педагогическую деятельность осуществляют, в основном, структурные организации русской православной церкви и многочисленные протестантские церкви. Последние разнятся в методике и технологии осуществления этой деятельности, но в целях этой работы мы будем рассматривать их как одно целое. Приходы католической церкви по форме деятельности схожи с православной
Рубрики:  социальная педагогика

Социальное воспитание под влиянием реформации.

Пятница, 25 Мая 2007 г. 23:04 + в цитатник
BelikIA (Педагогика_и_Психология) все записи автора Реформация католической церкви в Европе повлекла за собой серьезные изменения мировоззрения и, соответственно, практики существования христианства. Реформаторы взялись за искоренение пороков церкви и общества с идеей возвращения к первоосновам христианства. На почве этого расцветает германский пиетизм — стремление к практическому освящению жизни. Параллельно все большую популярность получает идея о том, что «нет святости, кроме святости социальной» (Джон Уэсли). Таким образом, призыв, к христианскому перевоспитанию всего мира, которое неизбежно приводит к перестройке общества и связей в нем, звучит во времена реформации с новой силой. «Армия Спасения» возникла именно на волне уэслеанско-го учения о социальной святости, а ее основатель Бутс прославился инновациями в социальной работе. Христианская социально-педагогическая деятельность опять приобретает новый размах. Церковь идет к людям, которые погрязли как в бедности, так и в своих грехах, и помогает им выбраться из этого положения. Именно в период поздней реформации и Великого Пробуждения в США начинают приобретать современную форму теории христианской социальной работы и социальной педагогики. Как и прежде, социальное перевоспитание и воспитание в протестантизме не строится на том, чтобы помочь человеку найти место в этом мире. Оно начинается с резкой критики мира и порядков в нем, создания альтернативы в виде земной общины и помощь человеку при вхождение в жизнь и деятельность этой общины.
Рубрики:  социальная педагогика

Социальное воспитание в средние века.

Пятница, 25 Мая 2007 г. 23:00 + в цитатник
BelikIA (Педагогика_и_Психология) все записи автора В связи с ростом церкви, ее огосударствлением в III в. и ее институализацией увеличивается и ее коррумпированность, о чем свидетельствуют постановления соборов того времени. Христианские общины постепенно теряют способность к радикальному социальному корректированию, и эта роль переходит к монастырям. В монастыри уходят люди, особенно остро сознающие нужду в своем социальном и духовном перевоспитании. Позже, особенно на западе, туда направляют в административном порядке согрешивших священников и мирян. Монастыри в средневековом христианстве выполняют ту же роль, что и общины раннем христианстве. Именно при монастырях образуются богадельни и приюты, именно монахи призывают людей в миру «к покаянию». Но сам процесс духовного обращения и христианской социальной педагогики сильно видоизменяется. Субъектом социального воспитания выступает уже не вся община, как прежде, а лишь опытный духовный наставник. Обычно эту роль выполняют настоятели монастырей, монахи и священники. Процесс становится гораздо более целенаправленным, вырабатываются методики «исцеления души». Так, появляются многочисленные руководства по духовной жизни, например, «Устав» Бенедикта и «Лествица» Иоанна Лествичника. Как и прежде, исцеление души связано с изменением поведения. Но в этот период вкрадывается идея о том, что можно изменить поведение, а соответствующее этому расположение сердца придет потом. Эти идей можно найти в писаниях многих отцов аскетики, в том числе и у преподобного Иоанна Лествичника.
Поскольку путь в монастырь был явно не для всех, то церковь перемещает ответственность за воспитание в духе христианства на семью. Здесь заимствуются соответствующие идеи из наследия иудаизма (Ветхий завет). Развивается и институт крестных отцов и матерей. Его развитие было связано с тем, что повсеместное распространение получает крещение младенцев, крещаемых по вере родителей и крестных, которые давали обещание воспитывать детей в христианской вере через свои слова и дела. Как известно, в случае, если семья не могла выполнять свои обязательства по отношению к ребенку (материальные или духовные), то обязанностью крестных было вмешаться в судьбу ребенка и напрямую заняться его воспитанием. Но даже в случае, если ничего выходящего за пределы нормы и не происходило, крестные все равно принимали активное участие как в духовно-моральных, так и материальных аспектах христианского воспитания ребенка. Таким образом, можно сказать, что институт крестных в церкви был прообразом института современных социальных педагогов.
Рубрики:  социальная педагогика

Социальное воспитание в ранней церкви

Пятница, 25 Мая 2007 г. 22:59 + в цитатник
BelikIA (Педагогика_и_Психология) все записи автора . Как мы уже сказали, объектами социального воспитания и социального перевоспитания в церкви становятся все — ведь Христос предлагает радикально новый путь построения общества и общественных отношений, следовательно, все нуждаются в перевоспитании. Субъектом и объектом этой деятельности выступает вся церковь, вся община. Апостол Павел пишет в послании к Галатам: «Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (6:1-2). Таким образом, община, заботясь о своих членах, может вся вместе возрастать в любви. В результате в ранних христианских общинах появляется уникальная атмосфера, где люди обретают не только веру, но и новый вид общества: «верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:44-45). Такая жизнь общины способствует радикальному социальному перевоспитанию и в то же время отрывает человека от привычного для него общества. Но вместе с тем человек отрывается и от социально-деструктивных аспектов этого общества. Так, в ранней церкви оказываются бывшие воры и проститутки, убийцы и беглые рабы, оставляющие прежний образ жизни.
Рубрики:  социальная педагогика

Социальное воспитание в христианстве

Пятница, 25 Мая 2007 г. 22:57 + в цитатник
BelikIA (Педагогика_и_Психология) все записи автора Христианство унаследовало от иудаизма серьёзное отношение к воспитанию, но и значительно расширило его. Поскольку, исторически христианство не начиналось как общенациональная религия, то его педагогический заряд направлен, в первую очередь, не на новое поколение, но на присоединяющихся к общине людей. Социальный аспект учения Христа «возлюби ближнего своего, как самого себя» имеет глубокое влияние на проблему социального воспитания в христианстве. Заповедь любви конкретна и в то же время кажется недостижимой. В ее свете с особой силой вспыхивает необходимость постоянного воспитания и перевоспитания каждого. Ответственность за воспитание переходит с общества на церковь как общину (малое общество) и на семью (как на домашнюю церковь). И по сей день эти два института являются основными инструментами христианской социальной педагогики. В христианстве под перевоспитанием понимается процесс, направленный в сторону замены сложившегося отношения к Богу, миру и людям в нем на качественно иной уровень: отношение любви к Богу «всей силой, всей душой и всей крепостью своею» и отношения любви к ближнему «как к самому себе». Этот процесс нельзя путать с самовоспитанием — в христианстве это действие спасающей благодати на человека, которая действует извне и «изнутри наружу». Вначале под действием благодати меняется сердце (мировоззрение и психика), а затем и поведение человека. Зачастую светская коррекция поведения направлена на изменение внешнего поведения человека, обращая мало внимания на внутренние изменения. В этом его коренное отличие от христианского перевоспитания. Таким образом, в христианстве под социальным перевоспитанием понимается направляемый Богом и фасилитируемый в церковной общине процесс спасения души человека, ведущей к изменению отношения к церкви, людям и обществу. Основными характеристиками такого процесса можно считать следующие: проявление некондиционной любви ко всем людям, разрушение эгоцентризма в психике человека, удаление от греха мира как в частных, так и в общих проявлениях. Это постоянный процесс «отвращения зла и прилепления к добру» (Рим. 12:9).
Рубрики:  социальная педагогика

Истоки социально-педагогической деятельности в христианстве.

Пятница, 25 Мая 2007 г. 22:53 + в цитатник
BelikIA (Педагогика_и_Психология) все записи автора Христианство началось как одна из сект иудаизма. Взяв многое из иудаизма, оно дополняет его своими учениями, которые складываются в три этапа: период раннего христианства, период средневековья, и — для протестантизма — период реформации и До наших дней.
Социальное воспитание в иудаизме, Иудаизм по сути своей религия более социальная, нежели индивидуальная. Одна из основ иудаизма — идея избрания одного народа, этноса. Именно в пределах этого народа Бог решает осуществить свой план по обращению этого народа к вере и его перевоспитанию. Из законов Моисея (книги Пятикнижия Моисеева: Бытие, Исход, Числа, Левит, Второзаконие) видно, что законы касаются духовной, культовой и социальной жизни еврейского народа. Не было бы ошибкой сказать и то, что в иудаизме религиозное воспитание в принципе не отделимо от социального, и носит вполне преднамеренный характер. «Если спросит у тебя сын твой в последующее время, говоря: «Что значат сии уставы, постановления и законы, которые заповедал вам Господь, Бог Ваш? » То скажи сыну твоему: «рабами были мы у фараона в Египте; но Господь вывел нас из Египта рукою крепкою... и заповедал нам Господь все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего...» (Второзаконие 6:20-24). В Писаниях иудаизма видна вполне определенная забота о передаче учения из поколения в поколение. Это становится обязанностью семьи, общества, государства.
Процесс передачи учения осуществляется путем как когнитивного поглощения информации о законе и его содержании, так и культовым путем — через участие в Богослужениях и жертвоприношениях, которые также имеют обучающий характер: «и веселись в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя»; (Втор. 16:14). Сама же суть закона, который одно поколение должно передать другому — в послушании Богу, а важнейшей частью послушания является социальная праведность: «не суди, превратно пришельца и сироту; и у вдовы не бери одежды в за лог... когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его, пусть он останется пришельцу, сироте и вдове, чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всех делах рук твоих» (Втор. 24:17-19). Проблеме воспитания посвящено несколько книг еврейской Библии (Ветхий завет) таких как Притчи и Екклесиаст, которые включают в себя советы по воспитанию, и наставления подрастающему поколению. Проблема воспитания всегда очень остро стояла в иудаизме, вина за грехи детей ложилась на родителей или на семью, если они не делали все для того, чтобы воспитать достойное поколение. Образование было в основном социальным и основывалось на передаче знаний, традиций и обрядов.
Рубрики:  социальная педагогика

Христианские конфессии как субъект социально-педагогической деятельности.

Пятница, 25 Мая 2007 г. 22:51 + в цитатник
BelikIA (Педагогика_и_Психология) все записи автора Рассмотрев функции религии в обществе и христианских общин по отношению к обществу и личности, в частности, мы сделали вывод, что они обладают большим потенциалом для осуществления социально-педагогической деятельности. Более того, миссия духовного воспитания, включающая в себя социальное воспитание, социальное перевоспитание и социальное обучение, является движущим девизом всех христианских конфессий, следуя заповеди Христа: «идите и научите все народы... уча их соблюдать все, то Я повелел вам». Социально-педагогическая деятельность христианских конфессий осуществляется на трех уровнях: на макроуровне (уровень взаимодействия определенной конфессии или группы конфессий с социальными институтами), на мезоуровне (уровень взаимодействия христианской общины с малыми группами внутри общины или вне ее) и на микроуровне (уровень взаимодействия общины или ее представителей с личностью).
На макроуровне церкви как субъект социально-педагогической деятельности влияют на становление моральных норм и правил поведения, являются пропагандистами своих моральных ценностей (выступления против абортов, наркомании), лоббируют законы и действия власть имущих на осуществление социально приемлемой политики. В настоящее время русская православная церковь начинает осуществлять именно такую деятельность. Созданы программы, призванные как пропагандировать пожизненные ориентиры (выступления против абортов, наркомании, алкоголизма), так и лоббировать соответствующие законодательные акты. На экономическом уровне церкви жертвуют на осуществление социально-педагогических программ.
На мезоуровне деятельность христианских конфессий идет по двум направлениям: миссионерскому и катехизаторскому. Миссионерское направление подразумевает привлечение в общину новых прихожан. Здесь используются паломнические поездки как способ привлечения школьников, деятельность в местах заключения и пенитенциарных учреждениях, учреждение благотворительных столовых и приютов. Катехизаторское направление подразумевает целенаправленные программы христианских конфессий на перевоспитание и наставление в вере вновь пришедших в церковь. Здесь используются классы воскресных школ, музыкальные и иконописные студии, системы домашних церквей, библейские школы и кружки. Во всех этих группах используются определенные методы для достижения объективных изменений в поведении, системе ценностей и духовном мире группы. На микроуровне происходит восполнение психологических нужд члена общины в процессе общения с другими прихожанами и восполнение духовных нужд в процессе действия благодати Духа Святого, зачастую тоже происходящее в контексте взаимодействия с другими прихожанами. Сюда можно отнести совместную молитву, общение в церковной и светской атмосфере, исповедь, духовное наставничество. Эти действия (за исключением исповеди) редко бывают запланированными и целенаправленными (кроме случаев, когда они являются частью катехизаторской работы общины на мезоуровне), но являются чрезвычайно эффективными и продуктивными в процессе социального перевоспитания члена церкви.
Рубрики:  социальная педагогика

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНФЕССИЯХ

Пятница, 25 Мая 2007 г. 22:49 + в цитатник
BelikIA (Педагогика_и_Психология) все записи автора Функции религии в обществе. Христианские конфессии как субъект социально-педагогической деятельности. Истоки социально-педагогической деятельности в христианстве. Особенности осуществления социально-педагогической деятельности в различных христианских конфессиях. Социально-педагогическая деятельность в христианских конфессиях. Функции религии в обществе (вопрос 7) Трудно переоценить роль религии в обществе. Являясь одним из древнейших его институтов, она и по сей день продолжает влиять на формирование социально-нравственных и правовых норм. Исторически русская православная церковь в России являлась одной из идеологических основ общества и выполняла многие социальные функции, в том числе и социально-педагогическую. И хотя еще рано говорить о глубоком возрождении церковности в России, нельзя не замечать тенденции увеличения роли церквей во всех областях жизни российского общества. Церкви принимают все большее участие в социальных программах, которые напрямую касаются и сферы социальной педагогики. Притом речь здесь уже идет не только о деятельности русской православной церкви, но и об увеличении активности других конфессий. В связи с этим можно упомянуть различные старообрядческие церкви, традиционные протестантские конфессии (лютеран, англикан, методистов, армию спасения, баптистов, пятидесятников) и достаточно молодые христианские конфессии (церкви харизматического направления, церковь Бостонского движения). Наряду с этими общинами в настоящее время широкое распространение получили и псевдохристианские секты (свидетели Иеговы, мормоны). Быстрый количественный рост церквей в перестроенный и постперестроечный период во многом определен духовными потребностями общества и индивидов. По отношению к обществу религия выполняет большое количество функций. Вот некоторые из них:
• Моральная (ценностная, аксеологическая). Религия обладает определенным набором моральных принципов, являющихся частью ее религиозного откровения. Через своих последователей религия распространяет свои моральные ценности на общество, в котором она существует. Значение этой функции очень велико — практически все моральные правила современности имеют религиозное основание. Невыполнение религией этой роли или ее ослабление ведет к эрозии моральных принципов общества (явление, наблюдаемое сейчас как в России, так и в постхристианской Европе).
• Духовная. Религиозное учение жизнеспособно лишь в случае, если оно отвечает духовным запросам как общества в целом, так и ряду индивидов, его составляющих. Духовные вопросы, с философской точки зрения, всегда одни и те же. Например, это вопросы о смысле жизни, о вечности, истине. Но каждое поколение задает эти вопросы по-новому, поэтому религия должна постоянно адаптироваться, реинтерпретируя свое учение на современный ей язык. В случае если интерпретация неуспешна, то поколение начинает искать ответы на свои духовные запросы в другой религии или мировоззрении. Это произошло перед Октябрьским переворотом 1917 года, когда номинально 95% населения считалось Православными, но, практически, большая часть отошла от христианства, ввиду того, что церковь не смогла восполнить их духовные запросы. Протестантские общины, с другой стороны, всегда отличались большей приспосабливаемостью к языку современности, чем и можно объяснить рост числа их приверженцев.
• Гносеологическая. Эта функция религии заключается в том, что она предлагает своим последователям хорошо разработанную систему знаний и представлений о мире. Система знаний, представляемая религией, может быть дополнением к общепринятой системе или прямо ей противоречить.
• Политическая. Религия как социальный институт обладает определенным политическим весом. Разумеется, чем больше последователей у определенной религии, тем большим политическим влиянием она обладает. Так, на западе, лоббирование церковью или их объединением ряда законопроектов является общепринятым явлением. Именно таким образом благодаря церковной и политической активности баптистского пастора Мартина Лютера Кинга-младшего в 60-х годах этого века в США был принят закон, запрещающий сегрегацию. В современной России политическая функция церкви проявляется в ее периодических попытках установления политического согласия, лоббирования ряда законов, консолидации политиков вокруг себя. Несмотря на утверждения Православных Иерархов о том, что «церковь вне политики», ее политическая активность в последнее время все больше увеличивается. Это может быть положительным фактором при лоббировании ряда социально значимых законопроектов. • Экономическая. Как и политическая функция, экономическая зависит от числа последователей данной религии и ее исторического значения, В настоящее время русская православная церковь обладает большим количеством зданий и земель. Как институт церковь является важным потребителем общественного продукта и в ряде случаев — его производителем.
• Историческая. Религия является своеобразным хранилищем, как своей собственной истории, так и истории страны, в которой она существует. Религия осуществляет эту функцию как путем накопления и обобщения исторической информации, так и путем формирования системы культа, традиций и обрядов, которые тоже выполняют функцию передачи исторической информации. Эта функция особенно сильно выражена у христианских конфессий, опирающихся на национальную идею (например, у Русского Православия). Таким образом, история церкви становится неотделимой от истории государства. Это дает национальной религии особую, узаконенную роль в государстве, а государству—поддержку национальной религии. Такое отношение обеспечивает связь поколений, и общество тем самым получает инструмент стабилизации. По сути, все виды институализированной религии выполняют эти функции в обществе. Тем самым институализированная религия является интегральной частью общества и не может существовать вне социума, а общество в целом развивается в направлении прагматичного использования религии как социального института в своих целях. Но существование религии не ограничивается макроуровнем (религия как институт общества). Все формы религии (и христианство здесь не является исключением) функционируют на мезоуровне (соприкосновение групп христиан друг с другом) и на микроуровне (межличностное христианское общение). На мезоуровне в дополнение к духовной, моральной, гносеологической, экономической и исторической функциям общины выполняют и следующие функции по отношению к личности:
• Социализации. Христианские общины достаточно постоянны в своем составе (особенно протестантские), и, в зависимости от их устройства и организации, создают широкие возможности для социализации личности с единоверцами. Это происходит не только во время богослужений, но и во время чаепитий, собраний в домашних группах, на занятиях воскресных школ, в паломнических поездках. Здесь восполняется важнейшая психологическая потребность идентификации личности с подобными себе индивидуумами. Люди в общинах социализируются не только по вере, создаются и микросреды общения с людьми схожего возраста (группы для молодежи или для пожилых прихожан) и схожих проблем (группы для одиноких, излечивающихся алкоголиков или наркоманов). Строя отношения в общине на центральной христианской заповеди «возлюби ближнего своего», христианские общины становятся уникальным местом для социализации — зачастую они могут принять в свои ряды тех, от кого отказались семья, школа, друзья и коллеги.
• Педагогическая. В основе христианства — изменение жизни через покаяние, следовательно, это постоянный процесс формирования и воспитания, перевоспитания и коррекции, начинающийся с детства и не заканчивающийся до самой смерти. В основе своей, процесс христианского образования идет по трем направлениям: когнитивному (передача информации и формирование определенного мировоззрения, этот аспект тесно связан с гносеологической функцией религии); моральному (формирование в характере человека определенных моральных положений и устоев, этот аспект связан с моральной функцией религии); духовному (развитие духовного мира человека). Педагогическая деятельность осуществляется как напрямую при соприкосновении человека с общиной, так и косвенно — через семью, крестных, родственников. • Психотерапевтическая. В переводе с греческого, «психотерапия» значит исцеление души. Христианская, и особенно восточная православная традиция, накопили огромный опыт в процессе диагностики душевного и духовного состояния человека, помощи в исцелении разнообразных недугов и страстей. К сожалению, этот пласт знаний еще не был интегрирован с современной психологией. Христианство же обладает огромным потенциалом помощи душе человека и во многом превосходит современную материалистическую психологию в аспекте оценки самобытности и бесценности человека. Не случайно наиболее успешная во всем мире программа избавления от алкоголизма «Анонимные Алкоголики» разработана именно на основе христианского отношения к душе и ее болезням. Как видно из вышеперечисленных функций, христианство как религия и христианские общины как социальные образования обладают огромным потенциалом для осуществления социально-педагогической деятельности. В настоящее время этот потенциал используется не полностью, и, к сожалению, некоторые секты (такие как «Белое Братство») уже использовали этот потенциал в деструктивных целях.
Рубрики:  социальная педагогика

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ.

Пятница, 25 Мая 2007 г. 22:47 + в цитатник
BelikIA (Педагогика_и_Психология) все записи автора В первые годы сов, власти советской власти в результате первой мировой войны, революции, гражданской войны. Детская бесприз.стала первостепенной проблемой правительства и общества. В 1917 г все приюты и сиротские дома прав-во преобразовало в гос-ые, определив их во введение Народного Комиссариата соц. обеспечения. В 1918г они были переданы Наркомату просвещения. В январе 1919г была проведена эвакуация бесприз, детей из городов в южные хлеборобные районы России. В этот период создавались новые детские дома, укреплялась их материальная база, ставилась цель определить всех бесприз.детей в детдома, подготовить их к самостоятельной жизни. В 20-ЗОе г, кроме приютов и детдомов для бесприз.открываются трудовые колонии и детские коммуны. Детские городки, пионерские дома. В пионерские дома, куда определяли детей сирот, принимали только пионеров с12л. В каждый такой дом собирали по 60-80 ребят, содержание работы носило полит.характер. Было открыто много новых приемников-распределителей, практиковалось усыновление, патронат, назначение опеки. В 1926г было принято постановление правительство о передаче воспитанников детдомов в крестьянские семьи. В эти же годы создавались детские трудовые колонии, в кот, помещали подростков- правонарушителей 12-17 л. Такие колонии для мальчиков и девочек были раздельные и главным методом воспитания явл. труд, промышленный или сельскохоз. Трудовые колонии были Зх категорий: общего типа, для осужденных за тяжкие преступления и трудовые колонии со строгим режимом. Задача исправления и воспитания трудных подростков в духе исполнения законов, честного отношения к труду. Содержались воспитанники в колониях до установленного срока и до совершеннолетия. Главной формой призрения детей - сирот в эти годы явл .детские дома. Них воспитывались дошкольники и реббята школьного возраста. Они размещались в хороших особняках с большими наделами земли, с садами, огородами. В них существовали швейные столярные сапожные мастерские, обязательно был хор и дух, оркестр, клуб и библиотека. На Всероссийском съезде по охране детства обсуждался вопрос содержания воспитательной работы в детдомах, Задачи воспитания нового коммунистического поколения, проблема трудовой подготовки воспитанников и подготовки выпускников к самостоятельной жизни. В 1925 г правительство приняло постановление о трудоустройстве воспитанников детдомов. В мае 1930г было принято решение о закреплении всех детдомов за заводами, предприятиями, колхозами. В годы ВОВ кол-во детдомов увеличивается. Сотни детдомов перебрасывались из прифронтовых районов в тыл, создавались новые. Огромную роль в судьбе детей сыграли общественные организации, профсоюзы, комсомольские организации, ОВД. Бесприз, подростки определялись на работу. Широкий размах во время войны приняло усыновление детей.
Создавались суворовские, ремесленные училища, спец.деддома, детские приемники распределители. В них направляли детей фронтовиков партизан. Активировалась работа низовых комсомольских организаций по выявлению беспризорных детей и определению их в детдома. «Комсомольская правда» опубликовала счет специального детского фонда, куда поступали средства на содержание детских здравниц, детдомов, на стипендии студентам не имеющих родителей. В 1956г. По решению правительства для детей сирот, детей одиноких матерей, инвалидов войны и труда, пенсионеров стали создаваться школы-интернаты. В 1956-1965 г. Детдома были преобразованы в школы-интернаты. В 50-ег. В стране открылось несколько детдомов для одаренных детей сирот (Москва-Киев), куда отбирались талантливые ребята, которые поступали в муз.,худ.училища и балетные школы.
После войны в 60-70гг. детдома были хорошо оборудованы мастерскими, большими подсобными хоз-ми. Ребятам помогали два воспитателя, закрепленные за группой. Осуществлялось детской самоуправление. Воспитанники посещали детские кружки. Нельзя не обратить внимание на отрицательные стороны воспитания в детдомах. Исследования показали, что 37% детей в детдоме воспитывающиеся с Зх месяцев без матери, несмотря на хорошее питание и уход, погибали в первые 2года. Оставшиеся в живых вследствие этого страдали разными невротическими нарушениями. Они были печальны, заторможены, страдали бессонницей, отсутствовал аппетит. Психологи связывали это с отсутствием материнского ухода. Большое внимание уделялось вопросам детского досуга. В крупных городах были созданы детские и подростковые внешкольные клубы. Были организованы детские секторы, в которых проводилась работа с детьми в неурочное время. Создавались детские парки, дома пионеров, загородные пионерские лагеря. Во время войны и на протяжении 20 лет послевоенного времени сеть внешкольных детских уч-й сократилась.
Общественно-педагогическое движение в стране, направленное на организацию досуга детей и подростков вылилось в отдельное направление. Если в 20-е гг. была организация детских клубов, то в 40- тимуровское движение,50-60- коммунарское движение, 70г -создание педагогических отрядов, возникновение родительских «семейных клубов» в 80ег.
Одновременно с этим в 70-80гг. подростки и молодеж создают неформальные антисоц.объединения. Группировки завоевывают улицу, многие из них носят криминальный характер. Они занимаются рекетом, участв.в групповых драках. В них приходили подростки, которые отойдя от пионерской организации и школьного комсомола оказывались во дворе. Энтузиасты-организаторы, создавая клубы и различные юношеские организации ,стремились сплотить все «воспитательные силы» микрорайона, экспериментировали в области социализации личности подростков. В этот период наблюдается кризис семьи, когда она как главное звено в соц-и личности не справлялось с этой функцией, гл.функцией соц-и личности становится среда.
Рубрики:  социальная педагогика

ПРАВОСЛАВИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИСТОРИИ РОССИИ.

Пятница, 25 Мая 2007 г. 22:43 + в цитатник
BelikIA (Педагогика_и_Психология) все записи автора В истории России православие играло огромную роль. Церковь - основной институт, который воспитывал человека. Русская община - христианская община. Приходский священник был центральной фигурой русской жизни. В борьбе с пьянством, развратом и смутой правительство опиралось на священника. Священнику и дьякону поручалось обучение грамоте прихожан. Обучали в трапезной при церкви сначала букварю, потом по часослову и, наконец, по псалтырю. Обучали грамоте каждого пятого крестьянина, не говоря уже о городских служивых и торговых людях. В школе при монастыре или церкви ребенок начинал свое познание истины, любви и чистоты, учился бороть с дурными помыслами, праздностью, корыстолюбием. Церковь занимала видное место в соц. работе, охватывая основные потребности человека: соц. религию, культуру, образование. Церковь занималась воспитанием детей. Она обучала нормам поведения человека от рождения до смерти, требовала уважения к власти, приучала отвечать за свои поступки. Особая роль отводилась исповеди. Ребенок, исповедуясь с 7 лет, самостоятельно анализирует свое поведение, сам дает нравственную оценку добру и злу. Смысл жизни крестьянина -спасение души. Религиозное воспитание - после реформы 1861 г. просветительское движение развивается среди духовенства. Духовенство выделяет деньги, помещения для школ (в год открывалось до 100 школ). Однако деятельностью духовенства были недовольны земства и интеллигенция, начинается борьба за присоединение этих школ к Министерству народного просвещения. Только после вступления на престол Александра 3, с 1882 г. начинается возрождение церковно-приходских школ. Кроме них, в ведении синода были школы грамоты, в которых преподавали закон божий, церковное пение, церковно-славянское чтение, русское чтение, письмо и начальная счисление. Программа приходских школ была шире. Преподавалась арифметика, сведения из церковной и отечественной истории. Со времен в них оыло организовано обучение ремеслам: столярному, слесарному, башмачному делу - сегодня 13. В школах были созданы библиотеки. Христианское воспитание - детей следует рассматривать в системе соц. воспитания с позиции влияния веры православие на личность. Православие определяло мировоззрение, мышление, талант русского человека. Православный храм - центр эстетического воспитания. Православная вера - основа русского патриотизма. С христианским воспитанием связаны нравственные черты - русское благодушие, простота, сердечность. В семейном воспитании важное место занимали крестный отец и мать. Крестный отец - духовный наставник, крестная мать - вторая мать. К.Д. Ушинский о религиозном воспитании. Его идея о народности школы, отвечающим потребностям простых людей, была подхвачена другими педагогами и давала прекрасные результаты. Вопросы религиозного воспитания в его сочинениях имеет ключевое значение: «Все, чем человек, как человек может и должен быть, выражено в божественном учении и воспитание остается только, прежде всего и в основу всего положены истины христианства. Оно служит источником всякого света и всякой истины и указывает высокую цель всякому воспитанию». Воспитание ребенка достигает успеха, когда на него в равной степени влияют церковь, семья и школа. Религиозное воспитание человека происходит на протяжении всей жизни. Главным направлением Ушинский считал воспитание любви к родине. Из бесед священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого о причинах дурного воспитания в наше время: родители виноваты больше всех в том, что дети дурно воспитаны; дурные привычки получают не в школе, а приносят из дома; если родители при детях позволяют себе плохо говорить о духовной и светской властях, их распоряжениях, тогда и дети потеряли уважение к родительской власти; необходимо воспитывать в сердцах детей - справедливость, правдивость, отвращение ко лжи, чувство стыда и т.д.
Рубрики:  социальная педагогика

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В 19 - НАЧ. 20-Х ВВ.

Пятница, 25 Мая 2007 г. 22:36 + в цитатник
BelikIA (Педагогика_и_Психология) все записи автора В отечественной культуре соц. педагогика складывалась, впитывая практику семейного, сословного, православного и народного воспитания, как воздействовавшее на человека в обществе. Авторское исследование Манасеиной о развитии человека от рождения до университетского возраста состоит в том, что проводила его врач, психолог, физиолог и писатель. Она писала о том, что важно знать родителям для правильного воспитания ребенка о наследственности, о браках между родственниками, беременности. Как предотвратить заболевание ребенка, как правильно направлять его умственное развитие, развивать и удовлетворять любознательность и память, воображение и речь. Воспитание -самая важная и сложная наука. Оно возможно только в единстве его физической, нравственной и умственной сторон. Свое исследование Манасеина не окончила. Она планировала издать 7 книг, но было издано только 5, 2 последние она не успела закончить: 1. «О религиозном воспитании от 1 до 21 лет»; 2. «Воспитание ума, речи, памяти, внимания, сознания, воображения»; 3. «Воспитание чувств, настроений, воспитание воли, самообладания, совести, эстетической стороны человека»;4. «О физическом развитии человека»;5. «Об эмбриологическом воспитании»; «Исторический очерк различных систем воспитания и образования»; 7. «История университетского образования и его задачи в будущем» в начале 20 в. русская городская семья переживает изменения. Браки становятся расторжимы. Женщины заняты на производстве. Поэтому огромное внимание уделялось семейному, дошкольному воспитанию. Более 40 лет во 2-ой пол. 19 в. занимается научной, педагогической и общественной деятельностью Лесгафт. В своей книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» изложил свою теорию «об идеально нормальной личности», рассматривая физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое развитие ребенка как единое целое. Он пытался ответить на вопрос, чем определяется нормальное развитие ребенка, почему так много отклонений от нормы. Причин множество: ребенок должен расти в атмосфере любви, воспитатель -эталон нравственности. Работа Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение» представляет научный интерес в том плане, что в ней дается возможность всем, кто занимается детьми, понять индивидуальные свойства ребенка. Ценным источником представления о семейном воспитании к концу 19 нач. 20 в. является воспоминание Флоренского о своем детстве. Его родители хотели установить в семье рай, посвятили этому жизнь и надломились. Были приучены к полной правдивости, ложь - первое зло, изолировать семьи от окружающего мира. После он делает выводы о том, что семья - это не райский уголок, что жить без чувства родства - значит терять опору своей жизни. Необходимо помнить, что у ребенка в семье свой мир, свое восприятие окружающего мира. Обучение и воспитание в дворянской семье. Лунин считал, что основным в воспитании - «воспитание истинного гражданина», «сына отечества», образованного человека. Цель домашнего воспитания - подготовка к поступлению в университет: 1. грамматического изучения языков (русский, французский, немецкий, латинский, английский); 2. философия и богословие; 3. арифметика и алгебра; 4. физика, география, естественная история, астрономия; 5. исторические науки; 6. риторика; 7. изящное искусство; 8. физическое воспитание. План начальных занятий включает 3 программы: 1) 8-10; 2) 10-12; 3) 12-14. для каждого периода отдельная программа, углубленное знание. Воспитание крестьянских детей. Представление о том, что крестьянство в дореволюционной России было безграмотным, тупым и невоспитанным, неверно: в работе на барской усадьбе крепостной крестьянин был носителем сельскохозяйственных знаний, зоотехником и агрономом; первостепенным качеством было трудолюбие; сурово осуждались добрачные связи, супружеская неверность; воспитательным фактором было общественное мнение; с 10-12 лет подростки участвовали во всех видах крепостного труда; дом, домашняя утварь, одежду крестьяне всегда украшали - эстетическое воспитание; в северной России в каждом доме были книги; крестьянская культура богата разнообразными обрядами, веселыми праздниками.
Рубрики:  социальная педагогика

. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В 19 -НАЧАЛЕ 20 ВВ.

Пятница, 25 Мая 2007 г. 22:27 + в цитатник
BelikIA (Педагогика_и_Психология) все записи автора Соц. пол-ка в России 19 века в значительной мерей отражает ее историческое развитие. Это век бурного роста всех отраслей хозяйства, развития промышленности и т.д. Проведенная Александром 3 реформа образования определила государственную систему образования в стране: приходские, уездные училища, губернские гимназии и университеты. Специальные профессиональные училища создавались в зависимости от требований регионов. Достаточно широкое образование давало домаш. частное обучение и воспитание. В 1882 г. - запрещена ночная работа детей до 12 лет, введено обязательное посещение школы подростками. Детский труд ограничивался 8 часами. Во время подготовки крестьянской реформы было разработано «общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», которая возлагала на крестьянские общины обязанность призрения детей-сирот. Судьбой детей-сирот, вдов, слепых и глухих занималась жена Павла 1, императрица Мария Федоровна. Она была назначена «начальствовать над воспитанием общества». В подданном докладе императору она обращала внимание на состоянии в России воспитательных домов и предлагала расширить тактику передачи младенцев в крестьянские семьи и в «государевы деревни». За их воспитанием и содержанием был установлен надзор инспекторами, которых отбирала сама императрица. После ее смерти было создано Ведомство Императрицы Марии, которое занималось сиротскими приютами, институтами благородных девиц, женскими гимназиями, училищами, школами для слепых и глухих. В составе Ведомства
были московские и питерские воспитательные дома, а также другие подобные дома в других городах России. В воспитательных домах юноши находились до 21 года, девочки -до 19 лет. Мальчиков учили портновскому, сапожному, переплетному делу. Девочек -домоводству, рукоделию, ткацкому мастерству. В воспитательных домах смертность доходила до 70%. И с 1811 г. сирот стали чаще отдавать в семьи. В некоторых воспитательных домах создавались латинские, французские, немецкие классы. Воспитательницам групп малолетнего отделения воспитательного дома: воспитательница отвечает за вверенных ей детей во всеми, что касается физического и духовного воспитания; воспитание группами должно быть как можно более сближенным с воспитанием семьи; дисциплина должна быть педагогическая, а не казарменная, она не должна ломать натуру ребенка; воспитательнице следует быть примером во всем: чистоте, опрятности, вежливом общении; отдых должен заключаться не в праздности, а в смене одних упражнений (физических) на другие (умственные); воспитательница должна помочь ребенку найти занятие по душе и т.д. Сиротские институты - в 1834 г. был создан Московский Александрийский сиротский институт для детей обоего пола. С 1844 г. Московский сиротский институт стал только женским. В 1837 г. Гатчинский воспитательный дом был преобразован в сиротский институт для «обер-офицерских сирот» (мальчиков), в котором готовили домашних учителей, позже стали готовить канцелярских служащих и правоведов. Детские приюты - в 1837 г. в Петербурге по инициативе фабриканта-горнозаводчика Демидова был открыт первый детский приют, в котором находились дети, в то время, когда их матери находились на работе. С детьми занимались только днем. В приютах дети питались, их одевали, следили за здоровьем, обучали чтению, письму, счету трудовым навыкам. В приютах были только приходящие дети, позже стали создаваться «сиротские отделения». К концу 19 в. приюты стали смешанными. С 1894 г. в Петербурге Фребелевское общество открывает первый бесплатный детский сад для детей из бедных семей. В России была целая сеть приютов, содержащихся за счет частных лиц. На протяжении 50 лет 19 века в практике сиротских приютов и воспитательных домов применялась «Положение о детском приюте», разработанная Одоевским. Он выступал за введение в Россию всеобщего образования, против привлечения иностранцев в качестве учителей. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами: детские приюты предназначаются не столько для обучения, сколько для того, чтобы служить пристанищем для детей, остающихся без присмотра; ребенок, поступивший в приют должен найти в нем заботливость, как в хорошей семье; необходимые наказания и награды: смотрительница перед приходом должна проверить чисто ли в помещении, проветрено; смотрительница осматривает приведенных детей - здоровые, чистые.
Рубрики:  социальная педагогика

Без заголовка

Четверг, 24 Мая 2007 г. 22:48 + в цитатник
Рубрики:  социальная педагогика

Без заголовка

Четверг, 24 Мая 2007 г. 22:38 + в цитатник
Рубрики:  для флуда)

Системы и структуры воспитательного процесса

Воскресенье, 20 Мая 2007 г. 23:25 + в цитатник
BelikIA (Педагогика_и_Психология) все записи автора процессаПроцесс воспитания - сложная динамическая система. Каждый компонент этой системы, в свою очередь, может рассматриваться как система, содержащая свои компоненты. Согласно принципу иерархичности систем любая система представляет собой лишь один из компонентов более широкой системы. Например, каждый этап воспитательного процесса, являясь по отношению к нему элементом, сам представляет собой систему и в то же время, будучи системным образованием, выступает в роли элемента более широких систем. Любая система не может существовать вне определенной среды, она может быть понята только во взаимодействии с последней. Вот почему системный подход к анализу воспитательного процесса обязательно предусматривает изучение взаимодействия системы со средой.

целевому критерию структура воспитательного процесса представляет собой совокупность (последовательность) задач, на решение которых направлен процесс. В условиях, современной отечественной школы процесс воспитания направлен на:
- целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития личности;
- формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;
- приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;
- воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
- развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;
- организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;
- организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;
- развитие важнейшей социальной функции личности - общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.
Критерий - последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Первый этап процесса воспитания - осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения. Знания должны перейти в убеждения - глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведенияУбеждения - это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Воспитание чувств - еще один непременный и очень важный компонент воспитательного процесса. , главный этап воспитательного процесса - деятельность. .Следующая структура основана также на выделении последовательных этапов процесса, но уже по другому критерию - связи и зависимости между компонентами, обеспечивающими эффективность протекания процесса. Выделяется такая последовательность его организации: а) проектирование процесса, включающее в себя определение цели и конкретных задач воспитания; б) организация материальной (трудовой, природоохранной), общественной, (коллективной, организационно-управленческой, коммуникативной), духовной (эмоционально-чувственной, познавательной, ценностно-ориентированной) деятельности; в) регулирование межличностного общения и его коррекция в процессе основных видов деятельности воспитанников; г) контроль и подведение итогов, установление соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач,В качестве критерия для выделения этапов воспитательного процесса можно применить и последовательность педагогических действий. Тогда в структуре появляются следующие компоненты: 1) ознакомление с общими нормами и требованиями; 2) формирование отношений; 3) формирование взглядов и убеждений; 4) формирование общей направленности личности. На начальном этапе, как и в предыдущих моделях, школьники уясняют требуемые понятия, нормы и правила. Затем формируется отношение ребят к предлагаемым им нормам и правилам поведения. В основе формирования отношения - осознание необходимости (неизбежности) овладеть нормами и правилами. Это сопоставление и осмысление ведет к выработке суждений типа справедливо - несправедливо, хорошо - плохо, полезно - бесполезно. Более высокая форма их развития - убеждение. Наиболее верный путь формирования убеждений и укрепления их - создание ситуаций, в которых нужно проявить свою позицию. Наконец, формирование общей направленности личности, заключающее весь процесс, - это выработка устойчивой привычки поведения, которая становится нормой. Система привычных действий, поступков постепенно переходит в черту характера, свойства личности.
Рубрики:  педагогика

Диалектика процесса воспитания

Воскресенье, 20 Мая 2007 г. 23:18 + в цитатник
BelikIA (Педагогика_и_Психология) все записи автора воспитанияПроцесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, которые, как мы уже знаем, бывают внутренними и внешними. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных, внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворений. В последнее время в работе воспитателей отмечают все больше противоречий, которые выражаются в несоответствии требований уровню подготовленности воспитанника. Если этот уровень намного ниже предъявляемых требований, то требования просто игнорируют.
Рубрики:  педагогика

Особенности воспитательного процесса

Воскресенье, 20 Мая 2007 г. 23:14 + в цитатник
BelikIA (Педагогика_и_Психология) все записи автора процесса В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс).
Воспитание -процесс целенаправленного формирования личности.Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. В современном понимании процесс воспитания - это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Прежде всего, это процесс целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.Процесс воспитания - процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.Воспитательный процесс отличается длительностью. Одна из особенностей воспитательного процесса - его непрерывность. Процесс школьного воспитания - это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Процесс воспитания - процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности Воспитательному процессу присуши значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. Процесс воспитания имеет двусторонний характер Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).
Рубрики:  педагогика

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

Воскресенье, 20 Мая 2007 г. 23:10 + в цитатник
BelikIA (Педагогика_и_Психология) все записи автора Одни исследователи считают, что понятие «формирование» более широкое, чем понятие «воспитание», другие - что оно уже, ибо формирование - это внутренняя сторона воспитания.
Процесс воспитания - это процесс формирования развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.
Выявлены и охарактеризованы такие свойства воспитательного процесса, как статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость.
В процессе воспитания выделяются содержательная и процессуальная стороны.
Рубрики:  педагогика


Поиск сообщений в Педагогика_и_Психология
Страницы: 17 ... 7 6 [5] 4 3 ..
.. 1 Календарь