Яфма все записи автора
Cпешит, торопится Обуса-река в обьятия родной сестры Осы. Сестры-горянки, встретившись на степных просторах Бильчира, говорят и не могут наговориться. Старшая из них, Оса, что-то тихо шепчет, словно голубь воркует. Видать,посвящает сестру в свои девичьи думы. Голос же Обусы, прискакавшей с круч Березового хребта, строг и тороплив. Она примчалась мимо двадцати шести хребтов, нигде не задерживаясь. Обусе-реке ведомы все тайны тайги. Ей ли не знать о том, что ни хребет, то легенда. Она не испугалась и темных шаманок, чьи кости тлеют на мрачной вершине хребта Бонсоли ундэр.
Однажды житель улуса Хордут, некий Занзобли верхом на быстроногом скакуне поднялся вверх по Обусе, собираясь поохотиться в глухой тайге, где легко можно заплутать и сгинуть-и места там называются Тойруур-заплутавший, Шабарта-в грязи завязший. Он ехал по узкой долине, зажатой хребтами,покрытыми дремучей непролазной тайгой. Вдруг наездник услышал необычайный шум. Шум нарастал,переходя в грохот. Это с вершин Березового хребта валом катилась разбушевавшаяся Обуса, все круша на своем пути. Занзобли не стал мешкать, вмиг повернул скакуна, и помчался домой, чтобы предупредить сородичей о надвигающейся беде. Бушующая река могла смести со своего пути и людей, и их пожитки, скот. Когда же Занзобли прискакал в улус, и сообщил тревожную весть, над ним посмеялись:
- Ври, Занзобли, да знай меру. Это не первая твоя небылица.
Клянется он, что говорит правду, уже готов волосы на голове рвать. Люди в ответ только хохочут. Вот-вот заплачет Занзобли.
Наконец, поверив охотнику, жители Хордута едва успели спастись от беды, забравшись на вершину двух гор-Ехэ и Бага Улгэй-Большая и Малая Люлька.
Старики уверяют, что на них до сих пор есть следы большой железной люльки. Спасшиеся от наводнения убаюкивали в ней детей. Тот грозный поток жители Обусинской долины прозвали по имени своего спасителя - Занзобли уер - наводнение Занзобли.
Над Обусой-рекой громоздятся и другие величавые вершины. За Ехэ и Бага Улгэй тянется вершина, названная Плешивой - Малаан хада. Обуса-река чуточку замедляет бег у подножья трех грозных вершин - Мольты, Миинты и Дээдэ Айха. Предания гласят, что на этих горах нашли убежище девять небесных красавиц-дочерей небожителя Эсэгэ Малаан тэнгэри.
Обуса ускоряет бег, когда появляется подножье горы Нашта-Ястребиной. Нашта грозится быстрокрылым ястребом настигнуть реку-беглянку. Дальше по обе стороны реки долина становится шире-здесь по обеим сторонам возвышаются горы Бэшэгтэ и Хайгын хушуун - по преданию, обусинские шаманы проложили между этих гор границу, которую не смеют преступить разные привидения - ада-душители младенцев,многочисленные улейские призраки. Бэшэгтэ-Расписанная гора, называется так, потому что на ней есть наскальные рисунки, оставленные легендарными предками, рядом с этой горой в местности Хара Убhэн захоронены останки великой шаманки Муудай Сагаан тоодэй-жены первожителя долины Онгоя-покровительницы долины.
Замедляет свой стремительный бег река Обуса у подножья величавой горы Удагтай, где в незапамятные времена охотились предки нынешних осинских и улейских бурят-братья Онгой, Хогой и Онхотой. Почтительно поклонившись величественному Удагтаю, Обуса-река бросает взгляд на ширь Осинской долины, размышляя, куда ей повернуть свой бег-влево ли, где над речной долиной сияет полуденное солнце, или туда, в ущелье Кутанских гор, где садится вечернее солнце. Обуса повернула в широкую долину, в обьятья родной сестры Осы. Долина, где встречаются сестры горянки, называются Бэлшэр-привольное пастбище.
Много легенд хранят горные реки. Одни легенды схожи со сказкой, другие дышат суровой былью.