"...а мы будем играть rock&roll, пока сможем сами за собой гитары таскать..."- Е.Хавтан
модератор сообщества- appleback
Про "The Vegas" |
|
Без заголовка |
ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ МАГНИТНЫХ ПЛАСТИНОК СССР. "БРАВО" 1984
Крайне редко в советском роке случалось так, чтобы все песни c дебютного альбома группы становились хитами. Но именно
подобная судьба ожидала первую запись «Браво». Их заводные и по-летнему беззаботные рок-н-роллы не имели в 84-м году конкурентов по количеству переписанных с магнитофона на магнитофон копий.
Каждый любил «Браво» по-своему - за непосредственность и дерзость, энергичность и ритмичность, ретро-возрождение и стилистическую актуальность.
Но самое главное достоинство заключалось в том, что возглавляемый Евгением Хавтаном квинтет московских стиляг привнес в советский пафосно-социальный рок то, чего ему так отчаянно не хватало - легкость и самоиронию. Эти качества были особенно ценны во времена черненковско-андроповских гонений на рок, одной из жертв которых оказалось и «Браво». Буквально через месяц после записи дебютного альбома правоохранительными органами был сорван концерт «Браво», группа была разогнана, а Агузарова выдворена из Москвы в Сибирь.
«Когда мы решили записывать альбом, то уже чувствовали, что за нами ведется слежка, - вспоминает Евгений Хавтан. - В тот момент мы были далеки от какого-либо концептуализма. После концертов мне постоянно приходилось писать объяснительные
записки, и я хотел как можно быстрее зафиксировать эти песни - чтобы от них остался хоть какой-нибудь след».
Появление альбома было вызвано еще и тем обстоятельством, что все предыдущие проекты Хавтана остались незафиксированными на пленку и фактически незамеченными. После совместных выступлений с Сергеем Галаниным в «Редкой птице» Хавтан был приглашен в группу «Постскриптум», из которой со временем и вычленился костяк раннего «Браво».
«Постскриптум» был дремучей группой, состоявшей из тушинских хиппарей, исполнявших какую-то заумную музыку, в которой я ничего не понимал, - вспоминает Хавтан. - Вокалистом в «Постскриптуме» был Игорь Сукачев, а вместе с ним пилили хард-рок какие-то волосатые братья по оружию. Единственным, кто понравился мне в «Постскриптуме», был барабанщик Паша Кузин, который уже тогда стучал на ударных достаточно резво и технично».
Вскоре от всего «Постскриптума» остались только Кузин с Хавтаном, а от репертуара - композиция «Верю я», текст к которой написал басист Сергей Бритченков на музыку Сукачева. Первоначально эта песня звучала чуть ли не в духе Smokie, но Хавтан немного подкорректировал мелодию и сделал из нее реггей. Интересно, что непривычность реггей-ритмов оказалась для Кузина пройденным этапом в течение нескольких тренировок. В группе намечался прогресс - на смену нездоровым минутам пришли первые проблески
здоровых секунд.
Тандем Хавтан-Кузин превратился в самостоятельный проект, к которому примкнули басист Андрей Конусов и саксофонист Александр Степаненко. На уровне рок-группы Степаненко считался опытным музыкантом. Он уже закончил первый курс гнесинского музучилища по классу саксофона и по вечерам играл в родном Железнодорожном на свадьбах и банкетах. Басист Конусов - высокий молодой человек с длинной серьгой в ухе - был откопан Кузиным где-то в районе подмосковных Мытищ. Теперь свежеобразованному квартету не хватало только вокалиста. На это место откуда-то из астральных цивилизаций судьба послала им Жанну Агузарову.
Дальнейшие события уже стали достоянием истории и в принципе неплохо известны. Суть их сводилась к тому, что прибывшая в Москву абитуриентка Агузарова последовательно провалила экзамены - вначале в мастерскую Петра Фоменко, затем к оперному режиссеру Александру Покровскому. Уже тогда Жанна была весьма неординарной и амбициозной личностью. После неудавшейся артистической карьеры важнейшим из искусств для Жанны неожиданно оказался рок-н-ролл. Свое девичье пристрастие к народному творчеству она внезапно сменила на изучение истошных воплей немецкой панк-певицы по имени Нина Хаген.
Первая интеграция Жанны в рок-среду оказалась не очень успешной. Чуть ли не в автобусе она знакомится с кем-то из участников «Крематория». Музыкантам из «дома вечного сна» Жанна показалась взбалмошной и легкомысленной особой, а ее песни - простенькими и непритязательными. Модельные желтые ботинки не вписывались в кладбищенско-креветочную эстетику «Крематория», и состояться этому многообещающему альянсу суждено не было.
...Несмотря на некоторую угловатость, Жанна уже в те годы была девушкой без комплексов.
Она остается жить в столице - с тайной надеждой на витающие в московском эфире чудеса. Вскоре одно из таких чудес произошло.
Как-то раз неунывающая Агузарова попадает на репетицию группы Хавтана. Представившись родственницей датского дипломата, Агузарова продолжила штурм столицы с утроенной силой. Первой песней, которую «Браво» отрепетировало вместе с Жанной, оказались «Кошки».
«У меня была мелодия - такой веселенький твист, который мы гоняли на репетициях, - вспоминает Хавтан. - Когда Жанна пришла к нам на прослушивание, она ее запела. Вернее, завопила. И как-то здорово у нее все это получилось. А на следующую репетицию она принесла слова американской поэтессы Уильям Джей Смит в переводе Юнны Мориц, которые очень удачно попали в ритм».
Крайне редко в советском роке случалось так, чтобы все песни c дебютного альбома группы становились хитами. Но именно
подобная судьба ожидала первую запись «Браво». Их заводные и по-летнему беззаботные рок-н-роллы не имели в 84-м году конкурентов по количеству переписанных с магнитофона на магнитофон копий.
Каждый любил «Браво» по-своему - за непосредственность и дерзость, энергичность и ритмичность, ретро-возрождение и стилистическую актуальность.
Но самое главное достоинство заключалось в том, что возглавляемый Евгением Хавтаном квинтет московских стиляг привнес в советский пафосно-социальный рок то, чего ему так отчаянно не хватало - легкость и самоиронию. Эти качества были особенно ценны во времена черненковско-андроповских гонений на рок, одной из жертв которых оказалось и «Браво». Буквально через месяц после записи дебютного альбома правоохранительными органами был сорван концерт «Браво», группа была разогнана, а Агузарова выдворена из Москвы в Сибирь.
«Когда мы решили записывать альбом, то уже чувствовали, что за нами ведется слежка, - вспоминает Евгений Хавтан. - В тот момент мы были далеки от какого-либо концептуализма. После концертов мне постоянно приходилось писать объяснительные
записки, и я хотел как можно быстрее зафиксировать эти песни - чтобы от них остался хоть какой-нибудь след».
Появление альбома было вызвано еще и тем обстоятельством, что все предыдущие проекты Хавтана остались незафиксированными на пленку и фактически незамеченными. После совместных выступлений с Сергеем Галаниным в «Редкой птице» Хавтан был приглашен в группу «Постскриптум», из которой со временем и вычленился костяк раннего «Браво».
«Постскриптум» был дремучей группой, состоявшей из тушинских хиппарей, исполнявших какую-то заумную музыку, в которой я ничего не понимал, - вспоминает Хавтан. - Вокалистом в «Постскриптуме» был Игорь Сукачев, а вместе с ним пилили хард-рок какие-то волосатые братья по оружию. Единственным, кто понравился мне в «Постскриптуме», был барабанщик Паша Кузин, который уже тогда стучал на ударных достаточно резво и технично».
Вскоре от всего «Постскриптума» остались только Кузин с Хавтаном, а от репертуара - композиция «Верю я», текст к которой написал басист Сергей Бритченков на музыку Сукачева. Первоначально эта песня звучала чуть ли не в духе Smokie, но Хавтан немного подкорректировал мелодию и сделал из нее реггей. Интересно, что непривычность реггей-ритмов оказалась для Кузина пройденным этапом в течение нескольких тренировок. В группе намечался прогресс - на смену нездоровым минутам пришли первые проблески
здоровых секунд.
Тандем Хавтан-Кузин превратился в самостоятельный проект, к которому примкнули басист Андрей Конусов и саксофонист Александр Степаненко. На уровне рок-группы Степаненко считался опытным музыкантом. Он уже закончил первый курс гнесинского музучилища по классу саксофона и по вечерам играл в родном Железнодорожном на свадьбах и банкетах. Басист Конусов - высокий молодой человек с длинной серьгой в ухе - был откопан Кузиным где-то в районе подмосковных Мытищ. Теперь свежеобразованному квартету не хватало только вокалиста. На это место откуда-то из астральных цивилизаций судьба послала им Жанну Агузарову.
Дальнейшие события уже стали достоянием истории и в принципе неплохо известны. Суть их сводилась к тому, что прибывшая в Москву абитуриентка Агузарова последовательно провалила экзамены - вначале в мастерскую Петра Фоменко, затем к оперному режиссеру Александру Покровскому. Уже тогда Жанна была весьма неординарной и амбициозной личностью. После неудавшейся артистической карьеры важнейшим из искусств для Жанны неожиданно оказался рок-н-ролл. Свое девичье пристрастие к народному творчеству она внезапно сменила на изучение истошных воплей немецкой панк-певицы по имени Нина Хаген.
Первая интеграция Жанны в рок-среду оказалась не очень успешной. Чуть ли не в автобусе она знакомится с кем-то из участников «Крематория». Музыкантам из «дома вечного сна» Жанна показалась взбалмошной и легкомысленной особой, а ее песни - простенькими и непритязательными. Модельные желтые ботинки не вписывались в кладбищенско-креветочную эстетику «Крематория», и состояться этому многообещающему альянсу суждено не было.
...Несмотря на некоторую угловатость, Жанна уже в те годы была девушкой без комплексов.
Она остается жить в столице - с тайной надеждой на витающие в московском эфире чудеса. Вскоре одно из таких чудес произошло.
Как-то раз неунывающая Агузарова попадает на репетицию группы Хавтана. Представившись родственницей датского дипломата, Агузарова продолжила штурм столицы с утроенной силой. Первой песней, которую «Браво» отрепетировало вместе с Жанной, оказались «Кошки».
«У меня была мелодия - такой веселенький твист, который мы гоняли на репетициях, - вспоминает Хавтан. - Когда Жанна пришла к нам на прослушивание, она ее запела. Вернее, завопила. И как-то здорово у нее все это получилось. А на следующую репетицию она принесла слова американской поэтессы Уильям Джей Смит в переводе Юнны Мориц, которые очень удачно попали в ритм».
С появлением Агузаровой репертуар «Браво» начал быстро приобретать конкретные очертания. Жанна всегда умела находить хорошую поэзию, и поэтому довольно оперативно в группе были подготовлены композиции «Як» (У.Дж.Смит), «Звездный каталог» (Арсений Тарковский), а также «Медицинский институт» на стихи Саши Черного. Текст «Желтых ботинок» Жанна написала сама - как обобщенный перевод сразу нескольких известных рок-н-роллов - что-то среднее между «Blue Suеde Shoes» и «Old Brown Shoe».
Несмотря на очевидную всеядность, музыкальным кумиром Агузаровой в ту пору была исключительно Нина Хаген, от которой Жанна переняла невероятную экспрессию и талант возмущать всеобщее спокойствие. От себя Жанна привнесла в песенки «Браво» неподдельный романтизм, элемент здорового шалопайства и удивительные способности к мгновенной импровизации и перевоплощению. В «Кошках» она мяукала не хуже мартовского кота, в «Яке» пародировала интонации Буратино, а в «Желтых ботинках» разражалась целым каскадом импровизационных междометий - словно горячая темнокожая дива в кинофильме «Мы из джаза».
...Несмотря на явную тягу к твистам, свингу и шейку, Хавтан выстроил музыкальную платформу «Браво» на трех китах - Madness, Stray Cats и Police.
«Когда я принес в группу первые записи Police, всем вначале показалось, что это полная чушь, - вспоминает Хавтан. - К примеру, на Кузина игра Копленда вообще не произвела никакого впечатления, и он назвал ее «некайфовой».
Но вскоре все стало на свои места, и спустя буквально пару месяцев тень Police уже вовсю витала над группой. Сам Хавтан отказался от затяжных гитарных проигрышей, которыми грешил в эпоху «Редкой птицы». Любопытно, что не обладая актуальной информацией о компрессорах и прочих звукообработках, но крайне внимательно слушая западные диски, он внушил самому себе, что Энди Саммерс из Police для достижения «негитарного» звучания гитары использует... поролон. Поэтому позднее, при записи композиции «Звездный каталог», Хавтан одну из струн опускал на полтона ниже, а под две толстые струны подкладывал поролон.
«Это футуристическая вещь, и я хотел сделать на ней побольше сюрреалистических звуков», - не без улыбки вспоминает Хавтан.
От Madness «Браво» унаследовало эксцентрику и крайне эффектное шоу. Концерты «Браво» начинались с инструментального ска «One Stеp Beyond», а внешний вид музыкантов напоминал Madness - узкие темные очки в красной пластмассовой оправе, галстуки-селедки... После необходимой интродукции на сцену метеором выскакивала Жанна - в коротких шортах, колготках с люрексом, с фонтаном энергии и шармом Снегурочки на новогоднем балу.
Как правило, зал капитулировал еще до того, как она начинала петь.
После нескольких крайне успешных выступлений группы известные московские «писатели» Виктор Алисов и Юрий Севостьянов достали два полупрофессиональных магнитофона для записи дебютного альбома «Браво». По воспоминаниям музыкантов, cам процесс записи выглядел весьма экзотично. Сессия происходила в феврале 84-го года на репетиционной точке «Браво» в Бескудниково - в том самом Доме культуры, где спустя месяц состоялся исторический «винт» группы. Звукорежиссером на сессии выступил концертный оператор «Браво» Сергей Горшков. Как ему удалось в тех условиях добиться приличного звучания - не вполне понятно, поскольку инструменты у музыкантов были в основном самодельными, да и пульт с микрофонами были привезены отнюдь не из Останкинской телестудии.
Естественно, что все вокруг хрюкало и трещало - и бас-гитара, и ламповый усилитель, и барабанная установка, вручную сделанная Кузиным в «почтовом ящике», где он работал.
Андрей Конусов (его пронзительный крик слышен в композиции «Як») накануне записи умудрился прищемить дверью руку, вследствие чего был вынужден упростить собственные партии и играть на бас-гитаре тремя пальцами. Степаненко пронзительно дул в альт-саксофон, а также периодически подыгрывал на электрооргане «Юность», извергавшем каскады электронного свиста и визга. Впоследствии Хавтан долго искал подобный аналоговый электроорган для использования его на концертах - но, увы, тщетно.
«В отличие от поздних «вылизанных» записей, сделанных в студии, звук на этой пленке получился, конечно, уникальным, - справедливо замечает Хавтан. - Где-то нестройно поет Жанна, где-то криво сыграны инструментальные подкладки, но настроение и дух времени этот альбом передает очень достоверно».
...Так как магнитофоны для записи были одолжены всего на несколько часов, наложение и последующее прослушивание альбома происходило в условиях невероятной спешки и нервотрепки. Как это обычно случается при сведении, каждый из музыкантов настойчиво предлагал сделать погромче именно свой инструмент.
Больше всех негодовала, конечно же, Жанна.
«Где мой голос? - возмущалась она, метая гневные взгляды то на звукорежиссера, то на притихших музыкантов. - Я не слышу свой голос! Вы задушили его!»
Уже через несколько месяцев ее голос звучал из всех магнитофонов по всей стране.
С появлением Агузаровой репертуар «Браво» начал быстро приобретать конкретные очертания. Жанна всегда умела находить хорошую поэзию, и поэтому довольно оперативно в группе были подготовлены композиции «Як» (У.Дж.Смит), «Звездный каталог» (Арсений Тарковский), а также «Медицинский институт» на стихи Саши Черного. Текст «Желтых ботинок» Жанна написала сама - как обобщенный перевод сразу нескольких известных рок-н-роллов - что-то среднее между «Blue Suеde Shoes» и «Old Brown Shoe».
Несмотря на очевидную всеядность, музыкальным кумиром Агузаровой в ту пору была исключительно Нина Хаген, от которой Жанна переняла невероятную экспрессию и талант возмущать всеобщее спокойствие. От себя Жанна привнесла в песенки «Браво» неподдельный романтизм, элемент здорового шалопайства и удивительные способности к мгновенной импровизации и перевоплощению. В «Кошках» она мяукала не хуже мартовского кота, в «Яке» пародировала интонации Буратино, а в «Желтых ботинках» разражалась целым каскадом импровизационных междометий - словно горячая темнокожая дива в кинофильме «Мы из джаза».
...Несмотря на явную тягу к твистам, свингу и шейку, Хавтан выстроил музыкальную платформу «Браво» на трех китах - Madness, Stray Cats и Police.
«Когда я принес в группу первые записи Police, всем вначале показалось, что это полная чушь, - вспоминает Хавтан. - К примеру, на Кузина игра Копленда вообще не произвела никакого впечатления, и он назвал ее «некайфовой».
Но вскоре все стало на свои места, и спустя буквально пару месяцев тень Police уже вовсю витала над группой. Сам Хавтан отказался от затяжных гитарных проигрышей, которыми грешил в эпоху «Редкой птицы». Любопытно, что не обладая актуальной информацией о компрессорах и прочих звукообработках, но крайне внимательно слушая западные диски, он внушил самому себе, что Энди Саммерс из Police для достижения «негитарного» звучания гитары использует... поролон. Поэтому позднее, при записи композиции «Звездный каталог», Хавтан одну из струн опускал на полтона ниже, а под две толстые струны подкладывал поролон.
«Это футуристическая вещь, и я хотел сделать на ней побольше сюрреалистических звуков», - не без улыбки вспоминает Хавтан.
От Madness «Браво» унаследовало эксцентрику и крайне эффектное шоу. Концерты «Браво» начинались с инструментального ска «One Stеp Beyond», а внешний вид музыкантов напоминал Madness - узкие темные очки в красной пластмассовой оправе, галстуки-селедки... После необходимой интродукции на сцену метеором выскакивала Жанна - в коротких шортах, колготках с люрексом, с фонтаном энергии и шармом Снегурочки на новогоднем балу.
Как правило, зал капитулировал еще до того, как она начинала петь.
После нескольких крайне успешных выступлений группы известные московские «писатели» Виктор Алисов и Юрий Севостьянов достали два полупрофессиональных магнитофона для записи дебютного альбома «Браво». По воспоминаниям музыкантов, cам процесс записи выглядел весьма экзотично. Сессия происходила в феврале 84-го года на репетиционной точке «Браво» в Бескудниково - в том самом Доме культуры, где спустя месяц состоялся исторический «винт» группы. Звукорежиссером на сессии выступил концертный оператор «Браво» Сергей Горшков. Как ему удалось в тех условиях добиться приличного звучания - не вполне понятно, поскольку инструменты у музыкантов были в основном самодельными, да и пульт с микрофонами были привезены отнюдь не из Останкинской телестудии.
Естественно, что все вокруг хрюкало и трещало - и бас-гитара, и ламповый усилитель, и барабанная установка, вручную сделанная Кузиным в «почтовом ящике», где он работал.
Андрей Конусов (его пронзительный крик слышен в композиции «Як») накануне записи умудрился прищемить дверью руку, вследствие чего был вынужден упростить собственные партии и играть на бас-гитаре тремя пальцами. Степаненко пронзительно дул в альт-саксофон, а также периодически подыгрывал на электрооргане «Юность», извергавшем каскады электронного свиста и визга. Впоследствии Хавтан долго искал подобный аналоговый электроорган для использования его на концертах - но, увы, тщетно.
«В отличие от поздних «вылизанных» записей, сделанных в студии, звук на этой пленке получился, конечно, уникальным, - справедливо замечает Хавтан. - Где-то нестройно поет Жанна, где-то криво сыграны инструментальные подкладки, но настроение и дух времени этот альбом передает очень достоверно».
...Так как магнитофоны для записи были одолжены всего на несколько часов, наложение и последующее прослушивание альбома происходило в условиях невероятной спешки и нервотрепки. Как это обычно случается при сведении, каждый из музыкантов настойчиво предлагал сделать погромче именно свой инструмент.
Больше всех негодовала, конечно же, Жанна.
«Где мой голос? - возмущалась она, метая гневные взгляды то на звукорежиссера, то на притихших музыкантов. - Я не слышу свой голос! Вы задушили его!»
Уже через несколько месяцев ее голос звучал из всех магнитофонов по всей стране.
|
КАРАОКЕ |
http://www.karaoke.ru/base/28.htm
Кто умеет или любит петь, тому посвящается
|
Распирает |
|
+так приятно) |
так приятно, что вас нашла)
мне в Браво больше всех Хавтан нра))
а вот собственно и он))
|
одна полезная ссылка |
|
Сегодня концерт БРАВО! |
|
Новости |
Группа «Браво» приостановила запись своего нового альбома в связи с крайне плотным гастрольным графиком.
Для будущего диска коллектив успел записать три песни – «Полет» (уже известный по ротациям в радиоэфире), «Люди из книг» и одну англоязычную композицию, у которой пока нет названия.
«Текст для песни на английском языке где-то нашел Роберт, он ее и спел, - рассказал Intermedia лидер группы Евгений Хавтан. – Он же записал вокал в «Людях из книг», а я исполнил «Полет». Помимо неизвестного иностранного автора, свою руку к работе над словами новых песен приложил Ваван Родионов («Ульи»).
«Я пока не знаю, когда мы продолжим запись, - заявил г-н Хавтан. – Сейчас у нас очень много концертов – мы должны объездить полстраны вдоль и поперек плюс ближнее зарубежье». В следующую студийную сессию «Браво» запишет еще 3-4 новых песни, а со сроками выхода альбома коллектив еще не определился.
|
Ну может так? |
А какой из каверов вам больше всего понравился на трибьюте группы??
Мне лично Зёма.
Хоть это было и давно, так и лучше - каждый давно уже, наверно, составил своё мнение))
|
Люди, просыпаемся!! |
|
Без заголовка |
ОТКРЫТИЕ
Е.Хавтан - Ж.Агузарова
Сегодня позвонила тебе домой
А мама мне скзала, что ты у другой.
На улицу я вышла, взяла такси,
Но доберусь до вас - пощады не проси.
И вот мы быстро едим по улице вперёд
Кругом автомобили, а в небе - самолёт.
Вдруг раздаётся музыка в моём такси,
Ну как же замечательно она звучит!
Какой ты чудный рок-н-ролл, в тебя влюбилась я.
И ты меня полюбишь - уверена я!
Всё решено, отныне буду я с тобой дружить
С хорошими людьми тебя делить.
А тебе спасибо, ты мне помог
Сделать открытие - влюбиться в рок.
Теперь ты мне не нужен, не нужен твой футбол
Я влюблена навечно в рок-н-ролл.
|
Без заголовка |
Конечно, ты помнишь хиты суперпопулярной группы «Браво», которые пела вся страна вместе с Жанной Хасановной Агузаровой, затем с Валерием Сюткиным — «Конечно, Вася, Вася — ну кто его не знает?», а потом с Робертом Ленцем — «Этот город — самый лучший город на земле… Он как-будто нарисован мелом на стене…». В гостях у газеты «АиФ. Я хочу все узнать!» солист группы «Браво» Роберт Ленц, который рассказывает о пожарниках, черепахах и… «Фабрике звезд».
— Роберт, недавно «Браво» отыграли серию юбилейных концертов, на которых песни группы помимо «юбиляров» исполнили еще и звезды рок-музыки. Скажите, планируется ли выпуск альбома концертной версии?
— Да, такой альбом записывается, он называется «Звездный каталог», и, надеюсь, скоро поступит в продажу. Это студийная версия концерта — Лагутенко, Земфира и прочие поют по одной песне. Это изумительная пластинка, на мой взгляд, лучшая из того, что было выпущено у нас за последние несколько лет. Так как я в записи принимал наименьшее участие, то могу некоторые песни, которые в этот раз не пел, послушать со стороны как независимый слушатель.
— «Фабрика звезд» сейчас очень популярный проект. Что вы о ней думаете, ведь вас же никто так не пиарил, не помогал подниматься по ступенькам музыкального Олимпа? Как вы считаете, лучше сказать новое слово или быть профессионалом в традициях?
— Начну с конца вашего вопроса. Мне сложно решить, что лучше, потому что некоторые музыканты, которых я много лет люблю, в принципе играют одно и то же, не особо ударяясь в эксперименты — и это замечательно. Некоторые же, напротив, экспериментируют в каждой новой пластинке — и это тоже замечательно. Все зависит от степени таланта человека. Потому что я знаю кучу артистов, которые отвратительны в своих экспериментах, и так же безобразны некоторые, которые по 30 лет делают одно и то же. Все очень индивидуально.
По поводу «Фабрики звезд» — мы принимали участие в двух или трех «Фабриках». Для нас это был забавный эксперимент (я сейчас говорю о своих ощущениях, не берусь утверждать за всю группу). Было интересно смотреть, как участники реагируют на то, что мы делаем, вливаются в эти jam-session — они готовятся, а мы, в принципе, ничего специально не делаем. Все происходит на ходу. Было интересно наблюдать за тем, как люди живут в этой стеклянной коробке. У них там очень странная, нереальная температура — тебе ни холодно, ни жарко. Ты просто ее не замечаешь, можешь ходить в майке, можешь — в свитере. Не знаю, мне кажется, что я сошел бы там с ума. Во всяком случае, не пошел бы за стекло ради того, чтобы стать артистом. Мне кажется, что это неверный путь, хотя этот путь дает шанс, что тебя увидят. Сама идея «Фабрики», «Народного артиста» мне не нравится. Она доказывает, что человек может стать артистом не потому, что у него есть талант, призвание, а потому что даже медведь может кататься на велосипеде. Это тот же цирк — дрессировка, никакой индивидуальности, «неестественная» модность. На студиях сейчас такие технологии, что спеть может любой человек, не имея голоса, любую ноту можно вытянуть, укоротить, удлинить, изменить тембр. Единственное, что сложно изменить, — это настроение, с которым поет человек. Раньше все писалось на пленку и до слушателей доходило то, что ты сам на самом деле можешь, а не что может человек за пультом компьютера. Идея «Фабрики» сильно дискредитирует творческий момент.
Мы в группе начинали по-другому: бились головой об стенку. Вернее, пытались пробить стенку головой, создавали группы, группы разваливались. Мы репетировали, тратили на это время и силы, получали от репетиций удовольствие, не рассчитывая на большие деньги, и на то, что тебя покажут по телевизору.
— Насколько мне известно, у вас были какие-то другие проекты помимо «Браво»?
— Да, был замечательный проект «Тихий час» — рокабильная группа, отличный коллектив, уже 13 лет как распавшийся, к сожалению. Потом была группа «Message», где мы играли англоязычную танцевальную «жесткую» музыку, смешанную с гранжем. На мой взгляд, это была суперклассная группа — до сих пор никто не повторил то, что мы делали. Иногда подходят коллеги-музыканты и говорят: «Я послушал «Message» и просто выпал в осадок от удивления!». На самом деле, мы опередили время. Продолжить начатое, увы, очень сложно, потому что наш гитарист уехал в Лондон, а в коллективе было всего три человека. Аналог, к сожалению, подобрать очень сложно, потому что основные творческие посылы исходили именно от гитариста. Мы действительно перепрыгнули через время, через свою голову и развалились потому, что у нас не было концертов. Плюс английский язык, который тогда отнюдь не был на пике популярности. Сейчас, кстати, группа «Smash» открывает дорогу для наших групп в зарубежные чарты, доказывая тот факт, что наши музыканты тоже могут петь на английском. К тому же, возвращаясь к «Message», времена тогда были нелегкие, все страну колбасило, я, вообще, сторожил завод. Были, конечно, какие-то достижения, мы ездили на фестиваль во Францию, нас показывали по телевидению, нас показали по западному MTV, когда у нас еще своего не было. Причем, показали, когда группы уже не было (улыбается). Наш клип прокрутили в программе «120 минут альтернативы» — и это была вершина нашей карьеры. Я сторожил завод, потом ехал во Францию на фестиваль, потом опять сторожил…
— Какой же завод сторожил Роберт Ленц?
— Мои друзья арендовали маленький завод по продаже сетки-рабицы. Я его и сторожил, и пытался найти покупателей, и грузил эту сетку, а потом, сидя в перерывах на вахте, смотрел свой собственный клип в программе «А». Веселые были времена!
— Правда ли, что вы успели еще и пожарником поработать?
— Наверное, я — единственный человек, который знает разницу между пожарником и пожарным. Пожарник — это тот, кто погорел, а пожарный — тот, кто приезжает его спасать. Вот я был пожарным в армии. Так получилось, что я попал при распределении на полтора года в пожарную учебку, где и служил, находясь на Новой Земле. Не могу сказать, что я много пожаров тушил. За мою «пожарную» деятельность было всего два крупных пожара — на один я не попал, потому что тогда только приехал в часть, а в другом успел поучаствовать. Не могу сказать, что это приятно — ты стоишь на крыше, а под тобой горит чердак, в любую секунду можно провалиться в огненный ад! А потом, ты же мокрый приезжаешь с тушения… Если не прицепить вовремя пожарные рукава длиной в 10–15 метров, они через какое-то время превращаются в ледяные трубы. На самом деле, служба хорошая, коллектив маленький, и у тебя есть масса времени, чтобы подумать… Кроме того, у меня это единственная работа, о пребывании на которой у меня есть документ. Я — «командир отделения пожарной команды» (улыбается). Единственный диплом в моей жизни!
Служба в армии, вообще, очень запомнилась, ведь Новая Земля — очень экзотичное место! Две зимы и одно лето на Новой Земле — это незабываемо! Впечатляет «отсутствие» природы и «скудность» лета — нет даже карликовых деревьев! Есть только трава и то, что стелется по земле. Но это впечатляет!
— У вас по жизни активная позиция или вы можете назвать себя фаталистом?
— Позиция у меня активная, но очень часто я плыву по воле обстоятельств из-за какой-то собственной нерешительности, лени. Однако стараюсь стать «пожестче», быть активней. Потому что течение часто заносит тебя совсем не туда, куда надо. В судьбу я верю отчасти, потому что происходят иногда такие вещи, когда ты думаешь: вот здесь судьба меня от чего-то отгородила, спасла. Например, когда машина ломается, я думаю, что это неплохо, потому что сегодня мне не следует ехать по этой дороге на машине. Я стараюсь думать так: все, что происходит, — к лучшему. В это смысле я, наверное, фаталист. Я понимаю, что своим поведением, образом жизни человек притягивает какие-то ситуации, а потому влияет на ход своей судьбы.
— Может ли произойти в вашей жизни что-то такое, после чего вы скажете: «Я всего достиг в жизни, я доволен собой, и могу на этом остановиться»?
— Мне очень хотелось бы сказать однажды: «Я так доволен собой, что не знаю, чего еще и хотеть!» (смеется). Это будет, наверное, плохо, но, в конце концов, ты же к этому стремишься. Однако у меня еще не было такого, чтобы я сказал: «Все!». Я плохо представляю, что со мной будет через месяц, через год. Я не знаю, куда именно я иду. Я просто занимаюсь тем, что мне нравится. Наверное, это моя большая ошибка — я не озабочен тем, чтобы подстелить себе соломы на будущее, потому что это каждому человеку не повредит.
— От каких трех вещей вы не смогли бы отказаться ни при каких обстоятельствах?
— Это очень сложный вопрос. Все равно, что спросить, что бы ты не хотел потерять — слух или зрение? Я предпочел бы не терять ни то, ни другое. Я бы мог расстаться с сигаретами, без книг тоже можно прожить, без музыки — гораздо тяжелее… Очень тяжело жить без любви. Наверное, любовь и музыка. На самом деле, вопрос очень серьезный, мне проще сказать, чего бы не хотелось потерять. Я бы не хотел потерять близких людей, важнее их ничего нет. Друзья, к сожалению, иногда теряются. Просто потому что дружба уходит.
— Каждый человек по натуре своей эгоист. Однако есть люди, добровольно отказывающиеся от своего «эго», отрицающие себя и свои желания, например, монахи, отшельники. Вы можете понять их мотивацию?
— Я могу их понять, но абсолютно не согласен с их поведением. Однако в жизни человека могут возникнуть такие ситуации, когда он понимает, что это лучший способ существования для него. Взять того же монаха — он не так просто пришел к любви к Богу и к тому, чтобы отказаться от мирских радостей. У него есть «я», просто это «я» направлено вовне. Но я все равно не понимаю людей, которые не выходили на свет и жили отшельниками в пустыне, в узких кельях Киево-Печерской лавры. Не видеть свет — это странная любовь к Господу, ведь если на то пошло, Бог создал свет!
— А вы верите в Бога?
— Если честно, то нет. Я очень не люблю фальшивую неожиданную всеобщую религиозность, при том, что воспитаны мы все были в духе атеизма. Я понимаю людей, которые искренне верят в Бога — например, мои знакомые неожиданно пришли к вере — и для них это лучше! Если человеку это нужно, значит, это нужно. Мне не нравится ущемление личности, отказ от собственного «я». Поэтому, может быть, мне ближе буддизм, причем не как религия, а как философия. В разных религиях мне нравятся разные моменты — философские, человеческие, моральные. Мораль ведь появилась не от природы — «сожрал другого — нормально», мораль идет от разума. Наверное, она нужна. При этом в природе есть привязанность и любовь при отсутствии морали. Не все так просто, чтобы я мог вот так вот, с ходу рассуждать на эти серьезные темы, но я думаю, что после смерти ничего нет. По крайне мере, я на это надеюсь.
— Какие иррациональные страхи у вас самые сильные?
— Я подсознательно боюсь высоты. Вообще, «бессознательное» вызывает у меня интерес, например, мне очень нравится анализировать сны. На мой взгляд, сны снятся не к тому, что будет в будущем, а к тому, что человек сам изменяет свою судьбу. Анализируя собственные сны, ты можешь понять самого себя. В основном, нам снится то, что с нами происходит, в несколько нереальном видении ситуаций. Раньше меня почему-то во сне пугали… эскалаторы метро, я ужасно их боялся. В жизни я эскалаторов не боюсь. В закрытых лифтах мне немножко не по себе, потому что я не вижу, куда еду. Причем, во сне я еду не только в вертикальных лифтах, но и в горизонтальных. Ночные кошмары — это высота (если я куда-то лезу или надо откуда-то прыгать), лифты и иногда самолет. Причем, обычно все кошмары бывают с хорошим финалом — я просыпаюсь до того, как дохожу до самого ужасного! В жизни я боюсь другого — мне кажется, что самое страшное, что может быть, это нехорошие люди. В барабашек я не верю, поэтому они у меня не живут (смеется).
Но фильмы ужасов я люблю.
— Какие, если не секрет? «Звонок»?
— «Звонок» я не смотрел, но больше всего смеялся над фильмом «Зловещие мертвецы. Часть 2». Мне запомнился «Восставшие из ада. Часть 4» как очень хороший фильм. Японские фильмы мне, к сожалению, не довелось посмотреть — не было времени. У меня даже есть где-то список фильмов, которые я должен посмотреть, так вот, я пропустил их все! (Смеется). Начиная с «Последнего самурая», заканчивая «Kill Bill.Vol 2». В кинотеатрах мне нравится смотреть фильмы зрелищные, фантастические и исторические ленты с размахом, с компьютерной графикой, например, «Звездные войны». Хотя, на мой взгляд, компьютерная графика лишает фильм естественности, масштабности. Из-за размноженных на компьютере воинов картина становится искусственной. Из комедий мне нравится «Голый пистолет», «Top secret», «День сурка».
— Бывают ли в жизни моменты, когда вы ненавидите людей?
— Иногда я боюсь людей. Если мы говорим о группе подростков, которые в подъезде убивают хорошего, ни в чем не повинного человека — что может быть страшнее таких людей? Иногда у меня бывает настроение, когда я понимаю, что ненавижу… большой город. Я — дитя большого города, обожаю небоскребы, всю жизнь собираю открытки с видами небоскребов Нью-Йорка. Однако от Москвы я иногда устаю, потому что ощущаю, как люди друг друга ненавидят. Недавно я отдыхал в Турции — не в пансионе, а в небольшой деревушке, в домике «на курьих ножках», где в основном жила «рюкзачная» публика. Там меня не покидало ощущение дружелюбности — вокруг тебя все время находятся люди, но никто никому не мешает, не создает дискомфорта. Если ты хочешь побыть один, ты будешь один, если хочешь общения — там было много замечательных собеседников — турков, американцев, англичан (однако, совсем не было русских). Это было изумительное лекарство для собственного мозга!
— Вы смогли бы постоянно жить за городом, вдали от привычного мегаполиса?
— Сейчас, наверное, смог бы. Мне кажется, что я уже созрел для этого. Приятно иметь возможность в большом городе куда-то ходить, ты знаешь, что у тебя есть огромный выбор кинотеатров, театров, кафе. Я сейчас не хожу в них, потому что не то настроение. Но мне нравится, что я в любой момент могу сесть в машину и поехать туда, куда захочу. В принципе, живя за городом, недалеко от Москвы, ты оставляешь за собой все эти возможности. Я бы с удовольствием переехал за город или в огромную просторную квартиру с большими окнами на 40-м этаже с видом на реку. Это дает и изолированность от города и безумно красивый вид из окна, а вид из окна — это очень важно.
— Вы хотели бы уехать из России?
— Нет, если бы только так не сложились обстоятельства. Наверное, смог бы жить в Америке, потому что американцы очень похожи на нас — очень открытые люди, и сама страна безумно интересная.
Мне очень понравилось в Лондоне, хотя я не знаю, смог бы я жить там постоянно, потому что провел там всего неделю. Это город, в котором чувствуешь себя, как в своей тарелке. Там какой-то особенный ритм, который я, наверное, не успел до конца прочувствовать. Американский ритм я почувствовал, потому что жил там два с половиной месяца. Хотя, я не жил в Нью-Йорке, я там бывал, а остановился в маленьком городке, откуда до Филадельфии было рукой подать. Там приятная жизнь, но это был богатый городок. В соседний мне советовали не соваться, потому что там совсем другая жизнь, с плохими районами. Там, где я жил, не было плохих районов, там каждая старушка на улице говорила мне «Hi!» — и это было здорово.
— Как вы относитесь к активному отдыху?
— У меня никогда не возникало желания прыгнуть с парашютом, я не знаю, почему. Хотя, может быть, я попробовал бы полетать с инструктором на параплане, чтобы ощутить высоту. Я занимался водными лыжами, катаюсь на роликах, горных лыжах, занимаюсь виндсерфингом. На днях собираюсь покупать сноуборд. Я обязательно дойду до своего лимита в сноубординге, как дошел до лимита в роликах. У меня был колоссальный прогресс, три дня я осваивал ролики, весь в ссадинах и синяках, тем не менее, научился отлично ездить. Пока меня колбасило, я двигался вперед, сейчас это немного поднадоело, хотя это отличный вид городского спорта. На сноуборде я катался один день и уже научился ездить дугами, а не сползать с горы.
— Вспомните свое самое яркое впечатление из детства.
— Было очень много приятных впечатлений, но во всех подробностях в памяти отпечаталось почему-то неприятное событие. Моя тетя (она старше меня на 4 года, соответственно, мне было 4 или 5 лет, ей 8 или 9) и я отдыхали с родителями на море. Я помню, что бежал по лавке и пытался выкинуть в урну то, что принадлежало ей. Я споткнулся, упал и ударился лицом, до сих пор есть шрам над глазом. Мне очень хорошо запомнилось, как я бегу, ударяюсь, меня ведут к докторам… Наверное, это самое яркое детское воспоминание, а я получил урок на будущее: не надо отнимать чужие вещи и выкидывать их в урну! (Смеется).
— У вас есть домашние животные?
— У меня с детства было многих домашних питомцев, в том числе и экзотических. Например, жил степной ежик на длинных ножках и с длинной мордочкой. Моя мама часто ездила в командировки и привозила оттуда много всего необычного. Более 20 лет у нас жила черепаха, были пустынные варанчики. Черепаху нам подарил какой-то пьяница на улице. Однажды она вместе с моими родителями уехала в теплые края, совершила там побег, а на следующий год опять нашлась. На самом деле, это был черепах, мы его звали Леня, потому что черепах был очень похож на Брежнева, только без бровей. На следующий год Леня опять сделал подкоп и на этот раз удрал окончательно. Черепаха жила в доме более 15 лет, жизненный цикл у нее нарушился, она проспала год, не открывая глаз, все подумали, что она ослепла. В подходящем климате у нее открылись глаза, она увидела, что мир прекрасен, и ушла. Но ушла счастливой, потому что это ее родина. У меня жил коккер-спаниель Дора и кошка, которую я принес с улицы, ее звали Линда. Когда она умерла, было очень тяжело. Это была изумительная кошка, с сильно развитым материнским инстинктом, очень мудрая, настоящий член семьи, как человек. Если я кого-то буду заводить, то именно кошку.
— О чем вы мечтаете?
— Сейчас у меня есть глобальная мечта, но это очень личное. Я хочу, чтобы она сбылась, потому что это хорошая мечта.
|
Без заголовка |
Тина Канделаки: Сегодня у меня в гостях Евгений Хавтан и Роберт Ленц. Начиная с годов 80-х, вы были той группой, которая никогда не декларировала своих принципов, правильно?
Евгений Хавтан: Наши принципы есть в наших песнях. В 80-е, кстати, был наш самый крупный скандал, связанный с властью. Это было связано с группой, с нелегальными концертами, это был самый большой скандал и самое большое начало популярности.
Тина Канделаки: Прошло много времени, страна стала другой, а вы все те же, совсем не изменились? Появился шоу-бизнес, корпорации...
Евгений Хавтан: А почему мы должны меняться? Я думаю, что ценности, которые заложены у человека, остаются всегда.
Тина Канделаки: Подождите, мы, может, и не хотим меняться, но жизнь вынуждает измениться...
Роберт Ленц: Люди-то меняются, но почему должна меняться группа? Да и группа менятся, но она остается. Жизнь вокруг, может, меняется больше чем группа, но это и хорошо.
Тина Канделаки: А вы следите за волнами ротации, за популярностью, за чартами?
Евгений Хавтан: Конечно, мне интересно, я наблюдаю за тем, что происходит в музыкальной индустрии, ведь это моя работа. А чарты - это все фальсификация.
Тина Канделаки: А когда говорят, что пластинка провалилась, не провалилась, это тоже фальсификация?
Евгений Хавтан: Об этом никогда никто правды не узнает, потому что каждая компания заинтересована показывать большие результаты продаж и говорить, что снятое кино - самое продаваемое, записана самая убойная пластинка. И, как правило, еще до того, как вышла пластинка так говорят. Таковы правила игры, это бизнес. Забавно это видеть, поскольку я все это проходил.
Тина Канделаки: Давайте про Россию поговорим. Ничего достойного в музыке не произошло за последние пять лет?
Евгений Хавтан: Произошло, конечно. Появляется много хороших артистов, групп. Как правило, они появились лет семь назад, такая мощная волна чего-то нового: Земфира, «Мумий Тролль». А все остальные ансамбли каким-то образом копируют этих артистов.
Тина Канделаки: А вы кого отмечаете?
Роберт Ленц: Из того, что появилось за последние пять-семь лет, «Би-2», я считаю, наиболее яркое.
Тина Канделаки: А что в «Би-2», харизма или голос?
Роберт Ленц: Все вместе, и очень красивые песни. Теперь есть группы, похожие на «Би-2», пошла уже вторая волна.
Тина Канделаки: Вам нравятся те люди, которые придумывают музыкантов, их образы? И смогли бы вы так же делать?
Евгений Хавтан: Я думаю, что эта индустрия в корне отличается от той, в которой мы начинали. Мы сами все придумали, а сейчас есть продюсеры, которые это делают. Но если продюсер придумал песни, нашел автора, придумал имидж, снял клип, что остается от самого артиста, кто это тогда? Разве интересно смотреть на человека, который не представляет из себя ничего? У него костюм от того, прическа от этого, музыка от того-то, а где он сам? И это очень видно.
Тина Канделаки: Вот был Валерий со своей историей, своей жизнью, появился Роберт. Вы подходили к Жене, спрашивали: «А как мне правильнее, как мне себя вести? Как мне говорить?».
Роберт Ленц: Может быть, десять лет назад и такие моменты были, ведь мы с Валерой разные.
Тина Канделаки: Вы с завидным успехом умеете находить мужчин, но почему вы не можете найти женщину?
Евгений Хавтан: Потому что эта женщина была одна такая. Очень яркое явление, своеобразное, но яркое.
Тина Канделаки: Как вы такое пережили? После Сюткина говорили, что все, «Браво» больше нет.
Евгений Хавтан: Я всегда вспоминал, для чего я начал заниматься музыкой. А начал я это для того... Я никогда не думал о том, что стану известным, популярным, тем более, что группа «Браво» будет записывать пластинки, собирать площадки. Поэтому я всегда возвращался к этой мысли. И продолжал писать песни. Если это грубо сказать, вкалывал.
Тина Канделаки: А люди менялись?
Евгений Хавтан: Люди менялись. А «Браво» - это уже бренд. Не очень подходящее слово, но это так.
Тина Канделаки: Я знаю, что у вас в группе нет разногласий, что очень странно.
Роберт Ленц: Есть.
Евгений Хавтан: Ну как же, у нас есть разногласия.
Тина Канделаки: Звук не тот? Бытовуха?
Евгений Хавтан: Бытовуха. Все бывает, это живой ансамбль, тем более большой коллектив, где есть не только музыканты, но и менеджеры, техники, звукорежиссеры, поэтому все может быть. Случается всякое.
Тина Канделаки: Вы по-прежнему за всех отвечаете? Вам все приходят жаловаться?
Евгений Хавтан: Да.
Тина Канделаки: Я вашу жену не видела никогда, мне просто кажется, что вы к ней приходите и говорите: «Надоело, устал, больше не могу».
Евгений Хавтан: Жена - очень близкий человек, который терпит все это уже много лет. И, наверное, благодаря ей во многом вообще все это происходит, я занимаюсь музыкой, эта машина крутится. Когда мы познакомились, я был никому не нужный студент. Обычная ситуация. И начал заниматься музыкой к тому же.
Тина Канделаки: Она говорила: «Гений! Ты сможешь»?
Евгений Хавтан: Нет, она так не говорила, но, по крайней мере, не мешала. Это было очень важно. Для любого музыканта важно то, что вокруг происходит, его тыл.
Тина Канделаки: Я слышала, что жена рок-музыканта может его возродить, похоронить, превратить в попсовика, как это?
Евгений Хавтан: Моя жена не вмешивается никогда в музыкальный процесс, она этого не касается. Что касается похоронить, то вот жена Оззи Осборна вытащила его реально. У него была очень плохая ситуация, она его просто вытащила в Америку, сделала менеджером своего папу. И папа сделал второй раз из него звезду.
Тина Канделаки: Представляете, если ваша девочка запоет?
Евгений Хавтан: Я буду только рад этому.
Тина Канделаки: Должен быть параллельный бизнес у взрослого мужчины, чтобы отойти, денег заработать и вернуться, попеть. Вы можете открыть кафешку, торговать лимузинами, вы можете все, что угодно. Почему сейчас вы этого не делаете?
Евгений Хавтан: Я не хочу этим заниматься. Я хочу заниматься музыкой. Мне нравится. Каждый делает свой вывод, но мне кажется, что музыкант должен заниматься музыкой.
Роберт Ленц: Мне не интересно заниматься каким-то параллельным бизнесом. Я, может быть, ленивый в этом смысле. Не хочется тратить свои силы на то, что тебе не интересно.
Евгений Хавтан: Допустим, то, что я хотел бы сделать, то, чем мне было бы интересно заниматься невозможно здесь.
Тина Канделаки: Школа какая-нибудь?
Евгений Хавтан: Нет, не школа. Я часто бываю в Лондоне. Я знаю многих людей, которые торгуют очень хорошей, качественной английской одеждой, но не той, которую знают все. Существует громадное количество мультибрендов отличной одежды, стильной. Но эта одежда не будет здесь покупаться, потому что в нашей стране покупается совершенно определенного образа одежда.
Тина Канделаки: У меня сразу взгляд остановился... Наверное, джинсы оттуда, кроссовки?
Евгений Хавтан: Там много чего интересного есть. Мне не нравится то, что продается здесь.
Тина Канделаки: И музыка?
Евгений Хавтан: Музыка мне нравится зарубежная.
Тина Канделаки: Я про это и говорю, музыка наша вам не нравится, наверняка вас и кормят вкуснее в Лондоне.
Евгений Хавтан: В Лондоне, кстати, отвратительная еда.
Тина Канделаки: Сколько раз за карьеру «Браво» вы понимали, что можете остаться заграницей, заниматься там музыкой, зарабатывать деньги?
Евгений Хавтан: Я с трудом себя представляю музыкантом в другой стране. Потому что, видимо, для того, чтобы стать музыкантом в другой стране, надо в ней родиться. Надо знать очень хорошо язык, ментальность людей, это очень непросто. Много музыкантов уехало, но немногие добились какого-то успеха там.
Тина Канделаки: Когда «Парк Горького» уезжал, я думаю, были предложения?
Евгений Хавтан: У нас в 88 году была ситуации, когда нужно было принять очень важное решение, уехать ли на несколько лет заграницу, на год-два потеряв полностью связь с нашей страной, и неизвестно что делать там под руководством продюсеров, которых мы тоже не знали. Мы не знали, для чего это, и что будет дальше. Уехать туда и все бросить здесь... Было принято решение не делать этого.
Тина Канделаки: Роберт, если бы вы тогда были в группе, вы бы бились за то, чтобы уехать?
Роберт Ленц: Я не знаю, что значит уехать, это надо иметь желание жить заграницей. А у меня такое желание было до первой поездки в Америку. Я понял, что дома себя чувствую комфортнее, и заграницу очень здорово ездить, но не жить там. Может, сейчас я изменился, и смог бы там адаптироваться.
Евгений Хавтан: Но кстати, наша мечта насчет заграницы сбылась, мы полгода назад играли в Лондоне в зале, это рок-н-ролльный театр настоящий, королевский, английский.
Тина Канделаки: Для кого?
Евгений Хавтан: Там было 70 процентов русских.
Тина Канделаки: Роман Абрамович?
Роберт Ленц: Там были обычные люди.
Евгений Хавтан: Да, обычные люди, которые живут в Лондоне, и 30 процентов англичан, которые пришли на английскую группу, которая разогревала нас.
Тина Канделаки: И они остались на вас?
Евгений Хавтан: Да, остались.
Тина Канделаки: Вы опытные люди в рок-музыке, что нужно для того, чтобы стать настоящим рок-музыкантом? Тылы, здоровый образ жизни, или безбашенность, наоборот?
Евгений Хавтан: Я про себя могу сказать, что не являюсь настоящим рок-музыкантом, потому что, чтобы быть настоящим рок-музыкантом, надо пить очень много водки, употреблять наркотики, то есть классический такой вариант рок-музыканта.
Тина Канделаки: По-другому не бывает?
Евгений Хавтан: Классически так. Пьянство, многоженство, «украл-выпил-в тюрьму», это такой классический образ рок-музыканта. Мне это не близко.
Тина Канделаки: Вы готовы на это смотреть, но вам это не нужно самому?
Евгений Хавтан: Мне никогда не нравился классический образ рок-музыканта.
Роберт Ленц: Люди-то разные, мне тоже. Люди меняются. Мне вот интересно наблюдать за «Rolling Stones», даже Кейт Ричардс меняется, Мик Джаггер.
Тина Канделаки: Были известные зарубежные люди, которые бы говорили вам: «Старик, хорошую музыку играешь»?
Евгений Хавтан: Было. Один раз. Это был автор, который написал практически все хиты для Элвиса Пресли. Его зовут Майкл Столер, у меня есть кассета, до сих пор храню ее как талисман, она подписана им. Это было лет 15 назад. Был такой саммит композиторский, когда сюда приехало очень много известных американских продюсеров, композиторов, которые хотели сделать совместный проект. Я тогда с ним познакомился, я был в числе тех людей, которые участвовали в этом саммите. Я показывал ему свои песни, это происходило в гостинице «Россия», под дверью его номера, потому что он, старенький дядечка, потерял ключи от номера. Мы растелили газету, я сидел и пел ему свои песни на гитаре. Ему очень понравились некоторые номера, и было приятно услышать комплименты от этого человека.
Тина Канделаки: Из наших женщин с кем бы вы хотели спеть?
Евгений Хавтан: В моей жизни была одна роковая певица, звали ее Жанна Агузарова, с ней бы я с удовольствием спел.
|
Без заголовка |
В ТЕКУЩЕМ году группа «Браво» празднует свое 20-летие. Запланирован юбилейный тур по городам России, а также выпуск альбома, на котором песни легендарного коллектива перепевают разные исполнители — от Земфиры до Ильи Лагутенко. Бессменный лидер и создатель «Браво» Евгений ХАВТАН накануне торжеств дал интервью «АиФ».
— СУЩЕСТВУЕТ ли официальный день рождения группы?
— Точного числа никто не помнит, но в 1984 году, когда рок-музыка была под запретом, состоялся легендарный концерт, когда всех музыкантов «Браво» «повинтили» менты, завели уголовное дело, а меня отчислили из института. Это выступление негласно принято считать точкой отсчета. Вообще, как бы ни складывалась история группы, с Жанной Агузаровой «Браво» прожила лучшие годы — становление и пик популярности. Как правило, после ухода таких ярких личностей группа не поднимается. Но с приходом Валеры Сюткина нам удалось вернуть себе зрителя.
— Насколько ты соответствуешь герою песни про «стилягу из Москвы»? Одно время ты ездил на ретроавтомобиле «Фольксваген-Жук». Есть еще вещи, которыми обладает настоящий стиляга?
— «Жука» у меня давно нет. Как выяснилось на практике, эта машина неудобна для наших дорог. Да и так, как я одевался в 80-е годы, скупая старье на Тишинском рынке, конечно, уже не одеваюсь. Но я по-прежнему пижон. У меня много всякой прикольной одежды, пиджаков 50–60-х годов и самое главное — около ста пар обуви. Например, в остроносых туфлях с английскими флагами или итальянских леопардовых я иногда выступаю (они до сих пор выглядят отлично). Кстати, последние я приобрел за 25 долларов в пыльной лавке израильского старьевщика.
Воришки гитар
— ГИТАР у тебя так же много, как обуви?
— Хоть и нехорошо хвалиться, но в Москве всего четыре-пять коллекционеров гитар, и я один из них. У меня примерно 25 инструментов, все действующие, несмотря на то что произведены до 70-х годов. Часть из них я использую в концертах, часть — в студии при записи. Когда в Москве был легенда рок-н-ролла Чак Берри, я захотел, чтобы на самой ценной для меня гитаре «Грейч» 64-го года он поставил автограф. Но когда я зашел к Берри в гримерку с гитарой, у него начался психоз, и он просто выгнал меня. Позже выяснилось, что в молодости Чак Берри подписал невыгодный для себя контракт, после чего обзавелся комплексом, что все хотят заработать на его имени деньги.
— И сколько же стоит приличная гитара?
— Хорошая гитара может стоить от трех до десяти тысяч долларов. Но она представляет интерес только для знатоков. В отличие от антиквариата гитары очень сложно продать, потому что не существует рынка. У меня два раза воровали инструменты, и оба раза они ко мне возвращались. Первый раз это произошло в 93-м, когда квартиру нашего гитарного техника обокрали — вынесли все инструменты и костюмы. Начальник местного отделения милиции, взяв под личный контроль это дело, устроил рейд по близлежащим районам. Надо сказать, что наш тогдашний конферансье Женя Яковлев носил трусы гигантского размера и демонстрировал их во время концерта под песни 60-х годов, устраивая на сцене невинный стриптиз. И вот когда менты во время рейда забрели в одну из «неблагополучных» квартир, они чуть со смеху не попадали. Какие-то бомжи сидели в наших костюмах, причем один из них бренчал на моей гитаре, надев галстук и огромные трусы нашего конферансье. Вторую гитару у меня стащили в ночном клубе, а при перепродаже инструмент опознали и позвонили мне. В общем, пришлось купить его повторно, но гораздо дешевле, чем он стоит на самом деле.
Рок-н-ролл мертв
— СЕЙЧАС вокруг «Браво» уже нет той истерии, что была много лет назад. Не обидно, что лучшие годы позади?
— Нет. Да и глупо ожидать этого, разменяв второй десяток. Ведь основной шум в зале создают визжащие девицы 15–20 лет. На наших концертах такие есть, но, конечно, их не так много, как в лучшие годы. Благодаря тому, что менялись солисты, каждый раз публика омолаживалась.
— То есть рок-н-ролл по-прежнему жив?
— Рок-н-ролл, который на нас так повлиял когда-то, уже не так актуален, не так сильно «вставляет». Все вокруг сильно изменилось — мы начинали в другой стране, где было стыдно быть богатым. Поэтому и песни писали простые и отчасти наивные. Хотя вижу, как сегодня возвращается потребность в такой музыке. Общечеловеческие ценности вновь становятся актуальными.
|
Одно из интервью |
|