ПРОЕКТ ЮЖНЫЙ ПОТОК |
Сама идея «Набукко», как бы ее ни пытались преподнести государства участники проекта, за спиной которых достаточно зримо стоят США, родилась именно в результате стремления Запада ограничить возможности России. Как представляется, ту же цель преследуют уже ставшие традиционными «газовые скандалы» между Украиной и Россией. В этой ситуации грандиозный российско-итальянский проект «Южный поток», с пропускной способностью 63 миллиарда кубометра газа в год, является панацеей не столько для Европы, сколько для самой России.
Однако Россия сегодня сталкивается с проблемами геополитических потерь, понесенных ею вследствие распада СССР, в частности, с отсутствием сколько-нибудь свободного выхода к океану. Более того, для прокладки трубопровода в Южную Европу по дну Черного моря, Россия вынуждена пересечь территориальные воды либо Турции, либо Украины. И хотя «турецкий маршрут» является более длинным, а, следовательно, более дорогим, Москва, памятуя о непредсказуемости украинской политики, обратила взоры в сторону Турции. Таким образом, визит Путина в Турцию был предсказуем по той причине, что до определенной степени являлся вынужденным.
Сказанное отнюдь не означает, что в переговорах с Анкарой Москва была вынуждена пойти на серьезные уступки. Тем не менее, что-то существенное предложить она, конечно, была должна. И, кажется, этим «что-то» становится уже решенное участие Турции в проекте «Южный поток». И хотя форма участия Турции в этом проекте пока окончательно не обговорена, ясно, что она должна каким-то образом компенсировать несбывшиеся надежды Анкары на получение 15% от прокачиваемого по «Набукко» общего количества газа. «Южный поток» должен выглядеть для Турции более привлекательным, чем «Набукко» - в этом основной смысл переговоров для Турции.
Переговоры по «Южному потоку» напрямую затрагивают интересы Италии, чем и объясняется появление на переговорах итальянского премьера С. Берлускони. Однако это же обстоятельство указывает на то, что подписанные в Анкаре договоренности никак нельзя считать окончательными. По большому счету, противостояние «Набукко» и «Южного потока» только начинается. При этом необходимо учесть главное: как бы ни старались все стороны переговоров объяснить одновременное наличие планов по «Набукко» и «Южному потоку» модным нынче словом «диверсификация», два эти проекта являются взаимоисключающими.
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |