"... До свидания, стихи. В час добрый.
Не боюсь за вас; есть средство
вам перенести путь долгий:
милые стихи, в вас сердце
я свое вложил. Коль в Лету
канет, то скорбеть мне перву.
Но из двух оправ - я эту
смело предпочел сему перлу.
Вы и краше и добрей. Вы тверже
тела моего. Вы проще
горьких моих дум - что тоже
много вам придаст сил, мощи.
Будут за всё то вас, верю,
более любить, чем ноне
вашего творца. Все двери
настежь будут вам всегда. Но не
грустно эдак мне слыть нищу:
я войду в одне, вы - в тыщу..."
*** |
|
Критерии |
|
Песня |
|
я всегда твердил, что судьба игра... |
|
Из "Части речи". |
|
Я обнял эти плечи и взглянул на то... |
|
Я курю в темноте и вдыхаю гнильё отлива... |
|
Пилигримы |
|
Я входил вместо дикого зверя в клетку... |
|
Стихи в апреле |
В эту зиму с ума
я опять не сошел. А зима,
глядь, и кончилась. Шум ледохода
и зеленый покров
различаю. И, значит, здоров.
С новым временем года
поздравляю себя
и, зрачок о Фонтанку слепя,
я дроблю себя на сто.
Пятерней по лицу
провожу. И в мозгу, как в лесу —
оседание наста.
Дотянув до седин,
я смотрю, как буксир среди льдин
пробирается к устью.
Не ниже
поминания зла
превращенье бумаги в козла
отпущенья обид.
Извини же
за возвышенный слог:
не кончается время тревог,
но кончаются зимы.
В этом — суть перемен,
в толчее, в перебранке Камен
на пиру Мнемозины.
|
"Романс для крысолова и хора" из поэмы "Шествие" |
|
Стихи о принятии мира |
|
Как Бродский Стал геологом |
Давным-давно, когда Иосиф Бродский не был ещё классиком, американским поэтом - лауреатом,
почетным доктором множества европейских университетов, лауреатом Нобелевской премии,
кавалером ордена Почетного Легиона, и просто не опубликовал ни единой строчки, -
он зарабатывал на жизнь чем попало. Вылитый Джек Лондон. Работал Бродский и
рабочим на оборонном заводе, и кочегаром в котельной, и помощником прозектора
в морге, и техником-геологом. На последнем, геологическом поприще,
мы оказались коллегами, что наполняет меня понятной гордостью.
Между прочим, в 1964 году советская власть “забеспокоилась”, что Иосиф зарабатывает
недостаточно и не может прокормить себя. Доказав этот печальный факт на двух судах -
открытом и закрытом - правители великой державы сослали Бродского в деревню Норeнскую
Архангельской области. По их мнению, именно там, нагружая самосвалы навозом,
поэту будет легче сводить концы с концами.
Вернувшись из ссылки, Бродский попросил меня устроить его в геологическую экспедицию.
Я поговорила со своим шефом, унылым мужчиной по имени Иван Егорович Богун,
и он пожелал лично побеседовать с будущим сотрудником.
Я позвонила Иосифу: “Приходи завтра на смотрины. Приоденься, побрейся и прояви
геологический энтузиазм.”
Иосиф явился обросший трехдневной щетиной, в неведомых утюгу парусиновых брюках.
Нет, франтом он в те годы не был. Это на Западе фрак и смокинг стали ему
жизненно необходимы.
Итак, Иосиф, не дожидаясь приглашения, плюхнулся в кресло и задымил в нос
некурящему Богуну смертоносной сигаретой “Прима.”
– Ваша приятельница утверждает, что вы увлечены геологией, рветесь в поле
и будете незаменимым работником, - любезно сказал Иван Егорыч.
– Могу себе представить, – пробормотал Бродский и залился румянцем
(в юности он был мучительно застенчив).
– В этом году у нас три экспедиции - Кольский, Средняя Азия и Магадан.
Куда бы вы предпочли ехать?
– Не имеет значения, – хмыкнул Иосиф и схватился за подбородок.
– Вот как! А что вам больше нравится – картирование или поиски
и разведка полезных ископа. . .
– Абсолютно без разницы, – перебил Бродский, – Лишь бы вон отсюда.
– Может, гамма-каротаж? – не сдавался начальник.
– Хоть гамма, хоть - дельта - один черт! - Парировал Бродский.
Богун нахмурился и поджал губы.
– И все же... Какая область геологической деятельности
вас особенно привлекает?
– Геологической? – переспросил Иосиф и хихикнул.
Богун опустил очки на кончик носа и поверх них пристально взглянул на поэта.
Под его взглядом Бродский совершенно сконфузился, зарделся и заёрзал в кресле.
– Позвольте спросить, – ледяным голосом отчеканил Иван Егорыч, –
А что-нибудь вас вообще в жизни интересует?
– Разумеется, – оживился Иосиф, – очень даже! Больше всего на свете меня
интересует метафизическая сущность поэзии. Понимаете, поэзия – это высшая
форма существования языка. В идеале – это отрицание языком своей массы
и законов тяготения, устремление языка вверх, к тому началу, в котором было Слово...
Наконец-то, предмет беседы заинтересовал Бродского. Он уселся поудобнее,
снова вытащил “Приму”, чиркнул спичкой и с удовольствием затянулся.
– Видите ли, – доверительно продолжал Иосиф, – все эти терцины, секстины,
децимы, – всего лишь многократно повторяемая разработка последовавшего
за начальным Словом эха. Они только кажутся искусственной формой
организации поэтической речи, понимаете?
Ошеломленный Иван Егорыч не поддержал беседы. Он втянул голову в плечи и, пробормотав:
– Минуточку, – привстал с кресла и поманил меня рукой.
– Будьте добры, проводите вашего товарища до лифта...
Выходя вслед за Иосифом из кабинета, я оглянулась.
Иван Егорыч глядел на меня безумным взором и энергично крутил пальцем у виска.
Людмила Штерн, Наш Техас (Р)
01-11-2005
Источник: http://www.sem40.ru/culture/books/15835/
|
аудио |
|
Наступает Весна |
Дмитрию Бобышеву
Пресловутая иголка в не менее достославном стоге,
в городском полумраке, полусвете,
в городском гаме, плеске и стоне
тоненькая песенка смерти.
Верхний свет улиц, верхний свет улиц
всё рисует нам этот город и эту воду,
и короткий свист у фасадов узких,
вылетающий вверх, вылетающий на свободу.
Девочка-память бредет по городу, бренчат в ладони монеты,
мертвые листья кружатся выпавшими рублями,
над рекламными щитами узкие самолеты взлетают в небо,
как городские птицы над железными кораблями.
Громадный дождь, дождь широких улиц льется над мартом,
как в те дни возвращенья, о которых мы не позабыли.
Теперь ты идешь один, идешь один по асфальту,
и навстречу тебе летят блестящие автомобили.
Вот и жизнь проходит, свет над заливом меркнет,
шелестя платьем, тарахтя каблуками, многоименна,
и ты остаешься с этим народом, с этим городом и с этим веком,
да, один на один, как ты ни есть ребенок.
Девочка-память бредет по городу, наступает вечер,
льется дождь, и платочек ее хоть выжми,
девочка-память стоит у витрин и глядит на бельё столетья
и безумно свистит этот вечный мотив посредине жизни.
<?>
|
Из лекции |
|
Шесть лет спустя... |
|
Любовь |
|
УТОЧНЕНИЕ |
|