-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в антикультура

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.11.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 17





Четверг, 03 Июля 2008 г. 14:33 + в цитатник
Что касается пьянства, то этот порок - насквозь телесный и материальный. Поэтому самый грубый из всех ныне существующих народов - тот, у которого особенно распространен этот порок. Другие пороки притупляют разум, пьянство же разрушает его и поражает тело.

Четверг, 03 Июля 2008 г. 14:32 + в цитатник
Нет, не перепились еще на Руси таланты!

Х. Томпсон

Четверг, 03 Июля 2008 г. 14:29 + в цитатник
Реальность - это иллюзия, вызванная отсутствием алкоголя.

Четверг, 03 Июля 2008 г. 14:24 + в цитатник
Находясь в состоянии тяжелого отрезвления...

Пифагор

Четверг, 03 Июля 2008 г. 14:22 + в цитатник
Пьянство есть упражнение в безумстве.

Эмиль Ожье

Четверг, 03 Июля 2008 г. 14:21 + в цитатник
Пьяница - истинный центр мира; все вращается вокруг него.

Воскресенье, 28 Января 2007 г. 14:26 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Критические исследования о потреблении алкоголя в России
Дмитриев В. К.
http://history.kitabu.ru/36604919.html

стр.29

Воскресенье, 28 Января 2007 г. 14:14 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Наконец, пьем мы безобразно от того, что почти в каждом русском человеке живет душа. А это не шутка, душа-то, особенно когда она не полагается, а живет. Это совсем не шутка, если душа - не то, что у прочих положительных нарадов, - просто антоним телу, а такой выматывающий агрегат, что в другой раз с утра призадумаешься-призадумаешься и к обеду уйдешь в запой.
В. Пьецух

Вторник, 21 Ноября 2006 г. 22:15 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Игорь Коломейцев

К вопросу о сущности интеллектуального поведения и его фоносемантических характеристик

http://www.aicommunity.org/reports/kolomeitsev/int...ence/intel_essence.php?fid=285

Вторник, 21 Ноября 2006 г. 20:34 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора http://artifact.org.ru/content/view/139/73/

Ярослав Кеслер

Светлой памяти В.В. Похлёбкина


Алкогольная революция как цивилизационное событие

похлебкин

Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 20:21 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора 1. Изначальными, первыми по времени и доминирующими в течение всего периода Древней Руси (IX – XIV вв.), являются алкогольные напитки, сырьём для которых служили дары природы: берёзовый сок, виноград, мёд. Среди них виноград и произведённое из него вино были целиком иностранного происхождения, и употребляли это вино только в высших социальных слоях феодального общества или в ритуальных (религиозных) целях. Однако оно служило своеобразным эквивалентом алкогольных напитков и по силе воздействия, и по терминологии. Оно было «золотой серединой», эталоном. Слабее вина были слабоалкогольные напитки вроде березовицы, пивного кваса, сыченого медка. Сильнее вина были березовица пьяная, квас-сикера, ол, мёд ставленный и мёд варёный. Тот факт, что мёд и берёзовый сок были первыми русскими естественными полуфабрикатами для производства вина, с которыми не было необходимости производить сложные технологические манипуляции, а достаточно было дать естественно забродить, обусловил такую особенность русского производства спиртных напитков на весьма долгий период, как экстенсивность технологии и использования сырья.

2. Только со второй половины XI века, а может быть, и с конца этого столетия и начала XII века можно говорить о развитии производства алкогольных напитков из иных полуфабрикатов, чем мёд, а именно из зерна злаковых растений. Это производство, несомненно, родилось как побочная и случайная ветвь хлебопечения и было тесно связано с разделением церквей на православную и католическую и в связи с этим со спором об евхаристии (т.е. о применении либо только пресного или только дрожжевого, «квасного», хлеба для причастия)[1].

Производство это, давшее в XII – XIII веках такие напитки, как пиво и ол, получило особый толчок для своего дальнейшего расширения вследствие монголо-татарского нашествия, изоляции Руси от Византии, перенесения русского политического центра в район бассейна Оки и Верхней Волги, где основным пищевым сырьём были рожь, овес, ячмень, мёд. Разрешение замены вина в церковном ритуале пивом, олом было результатом отсутствия настоящего виноградного вина и в связи с этим санкционированием со стороны церкви и государства производства алкогольных напитков из хлебного сырья.

Появление в конце XIII – начале XIV века таких терминов, как «хмельное», «вино твореное», обозначающих алкогольные напитки вообще, говорит о крайней нечёткости алкогольного стандарта этих напитков, об отсутствии у них твёрдого, прочного, определённого наименования и наличии лишь одного общего признака – употребление при их производстве хмеля, а также сопоставление их по крепости с не разведённым водой вином.

Тот факт, что вином твореным называли все алкогольные напитки (ол, пиво, квас неисполненный), кроме мёда, ещё более подчёркивает наличие процесса создания алкогольного напитка на немедовой базе, то есть на хлебной. Именно этот напиток, общего единого названия которого ещё в XIII – XIV веках не существовало, называли хмельным, ибо все его разновидности и модификации требовали употребления хмеля. В случае же использования хмеля при производстве варёного мёда такой мёд называли не просто «хмельным», а «хмельным мёдом». Таким образом, мёд остаётся единственным из старых, древних терминов алкогольных напитков, не объединяемых и не смешиваемых с более поздними. Это ещё раз объясняет тот факт, что «мёд» как термин хорошо представлен в фольклоре и что этот термин связан с глубокой древностью, хотя на самом деле его фиксация относится к тому же XIV и даже XV веку.Другой излюбленный фольклорный термин – «зелено вино» в письменных источниках абсолютно не встречается, что может быть объяснено двояко: во-первых, как метонимия слова «хмельное» («зелено» не значит зелёное, а зельено, то есть сдобренное зельем, травами, хмелем, зверобоем и т. д.). Даже слово «ол» («olus» означало по латыни «трава», «зелье») – отголосок общего термина «хмельное»; во-вторых, как более поздняя, относящаяся к XVII – XVIII векам, визуальная характеристика плохого самогона, имеющего зеленоватый, мутный оттенок. При этом первое объяснение, по-видимому, более правильно. Тот факт, что термин «зелено вино» появляется в тех пластах фольклора, которые относятся никак не раньше, чем к XV – XVI векам, говорит о том, что сам термин не мог возникнуть раньше этого времени. Он явно применяем к хлебному вину, а не к мёду и тем самым косвенно указывает на то, что XV век был действительно переломным в смысле полного перехода от прежних, древних алкогольных напитков, терминологию которых мы рассмотрели, к новым – к хлебному спирту.

Итак, обзор терминологии и хронологии её появления и применения показывает, что с IX и до XIII века бытовали довольно стабильно три-четыре термина (мёд, вино, квас, березовица), значение которых за этот период менялось незначительно, хотя и происходило их уточнение и появление новых нюансов в терминологии. В XIII – XIV веках появляются новые термины алкогольных напитков. Вместе с тем, по данным историко-экономического характера, к XV веку сокращается старое, древнее сырьё – мёд для производства алкогольного мёда. Всё это говорит о наличии в XIV – XV веках перелома в производстве спиртных напитков. Если же учесть, что в 1386 году русские ознакомились с виноградным спиртом, ввезенным из Кафы (генуэзской колонии в Крыму), то и этот факт конца XIV века также подтверждает, что данный исторический период был во всех отношениях новым, отличающимся от предшествующего, и это оказало влияние на изменение и сырья и технологии производства русских алкогольных напитков

похлебкин

Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 20:20 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Известно, что в 1386 году генуэзское посольство, следовавшее из Кафы (Феодосия) в Литву, привезло с собой аквавиту[5], изобретённую алхимиками Прованса в 1333 – 1334 годах и ставшую известной на юге Франции и в северной части Италии, прилегающей к французской территории[6].

С этим крепким напитком ознакомили и царский двор, однако его признали чрезвычайно крепким и возможным для употребления лишь как лекарство и исключительно разбавленным водой. Вполне вероятно, что идея разводить винный спирт водой и дала с этого времени начало русской модификации водки, по крайней мере, как термину, как наименованию. Однако, возможно, был и другой путь: водка технологически выросла, вполне вероятно, из сикеры и из квасогонения, а отчасти и из медоварения в том виде, каким оно сформировалось к ХIII – XIV векам.

похлебкин. Терминология русских спиртных напитков в XIV – XV вв

Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 20:13 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Термин «мёд» ещё чаще встречается в памятниках XIV – XV веков, причём в XV под ним подразумевается очень крепкий и хмельной напиток, рассчитанный на массового потребителя (войско). Этот мёд и получает синонимы «хмельного», «хмеля», потому что его в сильной степени сдабривали хмелем, и в то же время обладает «крепостью» от сивушных масел, но приписываемой хмелю, ибо чем больше было сивухи, тем больше приходилось класть хмеля, чтобы забить её запах. Именно в эту эпоху «хмельному» всё более придается и другой термин – «зелье», то есть напиток, сдобренный травами, когда наряду с хмелем кладется полынь. А сам термин «зелье», или «крепкое зелье», постепенно приобретает иной смысл: «злой» хмельной напиток, опьяняющее питьё, о котором говорят с известной долей презрения – из-за его низкого качества. Само опьянение начинает приобретать, по-видимому, иной характер: из веселья оно превращается в потерю смысла, в пагубу. Так, например, летописец не может пройти мимо такого факта, как пагубное воздействие «нового опьянения» на важные поступки, действия людей, на общество. Он рисует сдачу Москвы хану Тохтамышу как происшедшую в значительной степени из-за пьянства в осажденном городе в ночь с 23 на 24 августа 1382 года, причём это пьянство сопровождалось поразительным и непонятным безрассудством. При осаде «одни молились, а другие вытащили из погребов боярские меды и начали их пить. Хмель ободрил их, и они полезли на стены задирать татар». После двухдневного пьянства жители так осмелели, что отворили ворота татарам, поверив их обещаниям. Результатом было полное разорение и разграбление Москвы[3].

похлебкин

Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 19:49 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Это обстоятельство надо иметь в виду, особенно в связи с тем, что исторически именно конец XIV – начало XV века представляет собой переломный период для России, как в государственном, политическом, экономическом, производственно-техническом отношениях, так и в бытовом, языковом, лексическом, не только потому, что живой старославянский язык исчезает и появляются национальные славянские языки, но и потому, что новое время, новые связи с зарубежным миром (в результате создания московского государства, ликвидации татарского ига), новые производства (ремёсла) и новые привозные товары не могли не вызвать новых явлений в языке, не могли не повлиять на возникновение новых обозначений, новых понятий.

похлебкин

Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 19:47 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Анализ терминологии спиртных напитков IX – XIV веков даёт основание сделать следующие выводы:

В раннюю историческую эпоху на Руси существовало пять типов опьяняющих напитков:

1. Напитки, получаемые из Византии и стран Средиземноморья в готовом виде и являвшиеся виноградным вином, преимущественно красным. Все виды вина называли до XIII века исключительно просто вином, иногда с прилагательным «кислое» и «осмърьнено» (сладкое, десертное, пряное).

2. Напитки, получаемые путём естественного сбраживания местных продуктов природы – берёзового сока, мёда, сока ягод без всякого дополнительного воздействия человека (т.е. без добавления дрожжей, без варки и т. п.), – березовица пьяная, мёд ставленный.

3. Напитки, получаемые путём искусственного сбраживания зерновых продуктов (ржи, ячменя, овса) после варки (кипячения) сусла и с добавлением дополнительных трав (хмеля, зверобоя, полыни) для придания запаха и вкуса. Этими напитками являлись квас (означавший современное пиво), ол (крепкое, густое пиво типа портера).

4. Напитки, получаемые путём искусственного сбраживания мёда или путём комбинации искусственно сброженно-го мёда с продуктами искусственно сброженного зерна. Этим напитком был мёд варёный или питный мёд. Он представлял собой водный раствор мёда, заправленный ячменным или ржаным солодом и сдобренный различными травами (хмелем, полынью, зверобоем) и сваренный подобно пивным напиткам. Крепость этого алкогольного напитка была довольно высокой, а опьяняющее воздействие – сильным, поскольку медовое сусло было чрезвычайно богато сахаром, и поэтому напиток оказывался более богатым спиртом, чем ол.

5. Напитки, получаемые путём гонки сброженных зерновых продуктов. К этим напиткам относились: квас твореный, вино твореное, сикера, квас неисполненный. По всей видимости, все перечисленные термины означали один напиток, называемый по-разному в различных источниках именно потому, что он был, во-первых, самым новым для XII – XIII веков напитком, появившимся после всех вышеперечисленных, и термин для его обозначения только подбирали по аналогии со старыми терминами, обозначавшими известные уже алкогольные напитки, а во-вторых, потому, что сырьё для этого нового напитка использовали разное (хотя получался он по действию одинаковым), а люди привыкли определять продукт по сырью, а не по результату производства. То, что это был один и тот же напиток, показывает его единый эпитет – «твореный», что указывает на единство технологии. По-видимому, здесь речь идёт о первичном получении хлебного спирта в результате отгонки сильно осахаренного крахмалистого сырья.

6. Таким образом, обзор терминологии даёт возможность установить наличие таких технологических процессов, как медостав, медоварение, квасо-пивоварение и некое, ещё неясное, винотворение (т.е. нечто близкое к винокурению, но технически несовершенное).

похлебкин.Березовица пьяная

Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 19:46 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Самопроизвольно забродивший сок березы, сохраняемый долгое время в открытых бочках и действующий после забраживания опьяняюще

похлебкин. ол

Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 19:44 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Пиво в современном понимании имело другой термин, другое обозначение – ол.

похлебкин.пиво

Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 19:43 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора пиво первоначально означало всякое питьё, напиток вообще, а вовсе не рассматривалось как алкогольный напиток определённого вида в современном нашем понимании
<>
термин «пиво» сохранил свой широкий смысл и до XII – XIII веков. Если в Х – XI веках так называли всякий напиток, всякое питьё, то в XII – XIII веках так стали называть всякий алкогольный напиток: сикеру, квас, ол, твореное вино – всё это было в целом твореное пиво или искусственно созданное самим человеком алкогольное питьё

похлебкин.Сикера

Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 19:41 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Слово это вышло из употребления в русском языке, причём из активного бытового языка, как раз в XIV – XV веках, на том самом рубеже, когда произошла смена и в терминологии, и в существе производства русских алкогольных напитков.<> Слово «сикера» вошло в древнерусский язык из Библии и Евангелия, где оно упоминалось без перевода, так как переводчики в конце IX века затруднялись подыскать ему эквивалент в славянских языках, в том числе и в древнерусском языке.

Оно было употреблено и понималось как первое общее обозначение алкогольных напитков вообще, но в то же время чётко отделялось от виноградного вина.

похлебкин. квас

Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 19:38 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Слово это встречается в древнерусских памятниках одновременно с упоминанием о вине, и даже раньше мёда. Значение его, однако, не вполне соответствует современному. Под 1056 годом мы находим явное упоминание кваса как алкогольного напитка[19], поскольку на языке того времени слово «квасник» употребляли в значении «пьяница»[20].

В XI веке квас варили, как и мёд, а это означает, что по своему характеру он был ближе всего к пиву, в современном понимании этого слова, но только был гуще и действовал более охмеляюще.<>

похлебкин. мед

Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 19:36 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора В греческом языке слово «мэду» означало «хмельной напиток», то есть общее понятие алкоголя, а иногда употреблялось в значении «чистое вино», то есть слишком крепкое, слишком опьяняющее, не питьевое по греческим традициям и представлениям. Слово же «мэдэе» означало по-гречески «пьянство»[12]. Всё это говорит о том, что крепость мёда, как алкогольного напитка, была во много раз больше, чем крепость виноградного вина и поэтому древние греки и византийцы считали, что употребление столь сильных напитков свойственно варварам. В Древней Руси, насколько это можно судить по фольклорным данным, мёд был самым распространённым напитком из числа алкогольных, в то время как вино в фольклоре почти не упоминается. Между тем документальные памятники говорят как будто о другом. Из них известно об употреблении привозного вина с IX века, но мёд впервые встречается на Руси, да и то в значении сладости, лишь под 1008 годом[13], а в Македонии – под 902 годом; в значении алкогольного напитка в Литве и Полоцке – в XI веке[14], в Болгарии – в XII веке, в Киевской Руси – только в XIII веке (1233 г.)[15], в Чехии и в Польше – с XVI века. Только в летописи Нестора под 996 годом упоминается, что Владимир Великий велел сварить 300 проварь меду[16]. Да ещё Ибн-Даст (Ибн-Рустам) – арабский путешественник в начале X века (921г.) упоминает, что руссы имеют хмельной медовый напиток[17] и что древляне в 946 году дают дань Ольге не пчелиным мёдом, а «питным». Вместе с тем из ряда косвенных византийских сообщений известно, что ещё в конце IX века, во времена язычества, отдельные славянские племена, особенно древляне и поляне, умели забраживать мёд и, после закисания, превращали его из mel в mulsum, а также выдерживали его подобно вину и использовали для улучшения качества такой приём, как переливы. (Этот древнейший приём широко применялся, например, в Закавказье вплоть до конца XIX века, как единственное средство улучшения и сохранения качества виноградных вин.)<>
Нет сомнений, что привычка к употреблению более крепких, более охмеляющих напитков в XIII – XV веках подготовила почву и для появления водки.

похлебкин. вино

Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 19:23 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Под этим термином в IX – ХIII веках понималось только виноградное вино, если оно употреблялось без других прилагательных[4]. Вино стало известно на Руси с IX века, ещё до принятия христианства, а после принятия христианства, в конце Х века, оно стало обязательным ритуальным напитком[5]. Привозили вино из Византии и Малой Азии и называли греческим и сирским (сурьским), то есть сирийским. До середины XII века его употребляли только разбавленным водой, так же как его традиционно пили в Греции и Византии[6]. Источник указывает: «Месят воду в вино»[7], то есть воду доливать следует в вино, а не наоборот, не вино подливать в чашу с водой. Это имело глубокий смысл, ибо всегда более тяжёлые по удельному весу жидкости следует наливать в лёгкие. Так, чай надо наливать в молоко, а не наоборот. Сам термин «вино» был воспринят при переводе Евангелия на старославянский язык от латинского слова «винум» (vinum), а не от греческого «ойнос».

С середины XII века под вином подразумевают уже чистое виноградное вино, не разбавленное водой. В связи с этим, чтобы не делать ошибок, в старой и новой терминологии стали обязательно оговаривать все случаи, когда имелось в виду не чистое вино. «Еко же вкуси архитриклин (т.е. распорядитель пира) вина, бывшего от воды[8]». А чтобы избежать длинных оговорок, стали всё чаще употреблять прилагательные для уточнения, какое вино имеют в виду. Так появились термины «оцьтьно вино», то есть вино кислое, сухое[9]; «вино осмрьнено», то есть вино виноградное сладкое, с пряностями[10]; «вино церковное», то есть вино виноградное красное, высшего качества, десертное или сладкое, не разбавленное водой. Наконец, в конце XIII века, под 1273 годом, впервые в письменных источниках появляется термин «вино твореное»[11].

похлебкин

Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 19:19 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Характерно, что водку называли в России вином очень долгое время, вплоть до начала XX века, когда за ней уже прочно закрепилось её нынешнее название.

похлебкин

Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 19:16 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора грань между алкогольными и безалкогольными напитками была весьма подвижной

похлебкин

Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 19:11 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Слово «водка» в значении «спиртного напитка» появляется в русском языке не раньше XIV и не позже середины XIX века, следовательно, оно возникло где-то между XIV и XIX веками.

похлебкин. даль

Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 19:10 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Только в словарях, изданных в конце XIX – начале XX века, слово «водка» встречается как самостоятельное, отдельное слово и уже в своём единственном современном значении как «крепкий спиртной напиток».
4. Вместе с тем в региональных (областных) словарях, отражающих не столько общерусский словарный фонд, сколько местные, областные говоры и диалекты, слово «водка» упоминается только в одном значении – в древнем значении «воды» – и совершенно не известно в значении «спиртного напитка»[6]. Такие данные, зафиксированные в исчерпывающем своде всех русских говоров[7], датируются серединой XIX века (запись говоров в 1846 – 1853 гг.) и относятся к языку населения обширной территории к востоку и северу от Москвы (Владимирская, Костромская, Ярославская, Вятская и Архангельская губернии).

Это обстоятельство отчётливо указывает на то, что слово «водка» в значении «спиртного напитка» в середине XIX века имело распространение лишь в Москве, Московской губернии и в губерниях, принадлежавших к тогдашним так называемым «хлебным районам», где первоначально было развито винокурение, то есть в Курской, Орловской, Тамбовской и на Слободской Украине (Харьковщина, Сумщина).

похлебкин. сноски

Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 18:30 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора В 1901 году впервые возник вопрос о том, откуда пришли в Россию идея и секреты винокурения. Так, в «Трудах Технического комитета Главного управления неокладных сборов и казённой продажи питей» говорилось: «Получение спирта путём перегонки перебродивших сахаристых жидкостей стало известно в Европе в XIII столетии. Перешло ли это искусство в Россию из Западной Европы или с Востока, где китайцы, индусы и арабы были с ним знакомы со времён глубокой древности, не известно» (Труды... – Т. XIV. 1901. – СПб., 1903. – С. 88). С тех пор и до 1978 года, то есть в течение 75 лет, вопрос этот больше никого не занимал и не вставал и потому так и не был выяснен до 1979 года, то есть пока к этому не вынудили обстоятельства.<<

[3] См. Популярный финансово-экономический словарь /Под ред. Д.П. Боголепова, М.Г. Вронского, Н.Н. Деревенко. – М.: НКФ СССР, 1925. – С. 140.<<

[4] Были представлены: 1) Институтом истории АН СССР – докторская диссертация М.Я. Волкова. Очерки истории промыслов России. Вторая половина XVII – первая половина XVIII века. Винокуренное производство. – М.: Наука, 1979. 2) ВНИИпб Главспирта – документальная справка по истории развития технологии производства водки (хлебного вина) в России. – М., 1980. Эта справка давала обзор производства водки в XIX – XX веках. Тем самым обе работы уходили от вопроса о времени создания водки. В первой из них лишь вскользь голословно утверждалось, что винокурение в России началось «примерно на рубеже XV – XVI веков» (стр. 25). Во второй – столь же голословно приводилось фактическое (основанное на опечатке) утверждение из отрывного календаря за 1894 год, что якобы русское винокурение возникло в Вятке в XII веке (?) (стр. 1).<

похлебкин

Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 18:30 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Как видно из перечня работ, сам интерес к истории винокуренного производства и торговли водкой возник в основном в 60-х годах XIX века и на рубеже XIX и XX веков в тесной связи с решением правительства ввести в 1894 – 1902 годах государственную монополию на производство и продажу водки в стране и фактически ликвидировать частное изготовление этого продукта.

Таким образом, все исследования, касающиеся водки, имели строго прикладной характер и были вызваны конкретными, актуальными государственными потребностями экономической внутренней политики.<

похлебкин

Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 18:29 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Ещё более узки по тематике следующие работы: Аксаков А.Н. О народном пьянстве. – СПб., 1862.; Дитятин И. Царский кабак Московского государства. – СПб., 1895; Гурьев Д. Питейная монополия. – 1893; Лебедев В.А. Питейное дело. – СПб., 1898; Гредингер. Основы питейной монополии в России. – 1897; Зиновьев. Казённая продажа питей. – СПб., 1901.

похлебкин о работе прыжова

Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 18:28 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Литература, посвящённая истории алкогольных напитков в России, исследует в основном историю торговли вином и водкой, а также социальные и экономические последствия этого, то есть пьянство и размеры питейных сборов в госказну. Авторами таких работ всегда выступали историки, статистики и экономисты. См. Прыжов И.Г. (1829-1902 гг., историк). Корчма. Исторический очерк – Русский архив, 1866, № 7; История кабаков в России в связи с историей русского народа. – СПб., 1868.

Однако эти единственные до сих пор обзорные исторические работы, сообщающие любопытные сведения о численности кружечных дворов, кабаков, питейных домов, трактиров, ренсковых погребков и т. п. «учреждений» в России и об объемах их торговли разными алкогольными напитками, в том числе и водкой, не дают ничего в смысле выяснения времени появления водки.

похлебкин

Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 18:26 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Исследование не только ответило на вопрос о периоде, когда возникла водка, но и объяснило, почему это событие произошло именно в данный период, а не раньше или позже. Работа ответила и на вопрос о производстве крепких алкогольных напитков в соседних с Россией странах: на Украине, в Польше, Швеции, Германии. Приведённые даты совпали с тем материалом, которым располагал по указанным странам международный арбитраж от других, зарубежных, исследователей.

похлебкин

Воскресенье, 19 Ноября 2006 г. 18:08 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Производство всех европейских видов крепких спиртных напитков имело фиксированную первоначальную дату: 1334 год – коньяк, 1485 – английские джин и виски, 1490-1494 – шотландское виски, 1520-1522 годы – немецкий брантвайн (шнапс).

Суббота, 18 Ноября 2006 г. 21:10 + в цитатник

Суббота, 18 Ноября 2006 г. 01:49 + в цитатник

Суббота, 18 Ноября 2006 г. 01:45 + в цитатник

Суббота, 18 Ноября 2006 г. 01:39 + в цитатник

Суббота, 18 Ноября 2006 г. 01:34 + в цитатник

Суббота, 18 Ноября 2006 г. 01:31 + в цитатник

Суббота, 18 Ноября 2006 г. 01:23 + в цитатник

Суббота, 18 Ноября 2006 г. 01:16 + в цитатник

В. Малявин

Пятница, 17 Ноября 2006 г. 15:06 + в цитатник

Четверг, 16 Ноября 2006 г. 16:42 + в цитатник

Без заголовка

Четверг, 16 Ноября 2006 г. 16:22 + в цитатник

похлебкин

Четверг, 16 Ноября 2006 г. 16:14 + в цитатник

Четверг, 16 Ноября 2006 г. 16:07 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Ю. Крижанич: “Наши пороки, несовершенства и природные недостатки преувеличивают и, говоря в 10 раз больше, чем есть на самом деле, а где и нет греха, там его придумывают и лгут”.

Четверг, 16 Ноября 2006 г. 16:05 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Пить – казну веселить

Четверг, 16 Ноября 2006 г. 15:33 + в цитатник

Четверг, 16 Ноября 2006 г. 09:33 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Доктор: Пить вам вредно, Лев Исакыч.
Гуревич: Будто я этого не понимаю. Говорить мне это сейчас — все равно, положим, что сказать венецианскому мавру, только что потрясенному содеянным, — сказать, что сдавление дыхательного горла и трахеи может вызвать паралич дыхательного центра вследствие асфикции.
В. Ерофеев. Вальпургиева ночь, или Шаги Командора

Четверг, 16 Ноября 2006 г. 09:18 + в цитатник

Четверг, 16 Ноября 2006 г. 09:16 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Патриархальный уклад жизни в старой Руси, несмотря на появление водки, сдерживал распространение пьянства. Свод житейских наставлений XVI в. "Домострой" давал чёткие наставления в отношении алкоголя: "Пей, да не упивайся. Пейте мало вина веселия ради, а не для пьянства: пьяницы царства Божия не наследуют. А у жены решительно никоим образом хмельного питья бы не было: ни вина, ни мёда, ни пива. А пила бы жена бесхмельную брагу и квас - и дома и на людях".

Среда, 15 Ноября 2006 г. 23:57 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Московская Русь опередила западные страны в производстве водки почти на век. Кабак на Руси зачастую превращался в притон. Политика государства была направлена на получение максимальных кабацких доходов. Практически всем слоям населения выдавалось винное жалование. В деревнях существовало тайное домашнее винокурение.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что на протяжении веков в уме русского человека складывалось определенное отношение к спиртному и вырабатывалась своеобразная культура употребления напитков. Такое понятие как "кабак" глубоко укоренилось в народном менталитете и стало неотъемлемой частью русской культуры. Нельзя однозначно сказать и о пагубном характере кабака.

Но, в отличие от стран Западной Европы, на Руси в XVI-XVIII вв. не существовало каких-либо заведений (кроме питейных), где человек мог бы провести свой досуг, отвлечься от службы и быта. Любое историческое явление многогранно и кабак или кружечный двор не может быть оценен только как средство выкачивания из народа денег или причина падения нравов.




Наука в Сибири
N 28-29 (2364-2365)
Июль 2002 г.

"ПИТИЕ НА РУСИ — ВЕСЕЛИЕ ЕСТЬ..."

Заметки о кабаке и пьянстве в феодальное время

Дмитрий Раев
Институт истории СО РАН

Среда, 15 Ноября 2006 г. 23:54 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора В качестве другой весьма примечательной стороны кабака следует отметить и царящие там нравы, которые морально разлагали общество. Многие современники неодобрительно отзывались о том, что "... в корчемницах пьяницы без блудниц никакоже бывают...", ибо "... се есть ведомо ... блуд хластым и прелюбодейство женатым ... придут же ту неции кощунницы имуще гусли, и скрыпели, и сопели и бубны, и ина бесовские игры и перед мужатицами скача, и сквенныя песни припевая". По этому поводу постоянно шли челобитные, в особенности от церковных властей. Однако, государство не спешило разворачивать борьбу с этими явлениями. И.Дитятин писал о том, что подобное бесчинство творилось, в основном, в незаконных частных питейных заведениях. На наш взгляд, это утверждение является неточным. Авторы-составители сборника документов "Первое столетие сибирских городов XVII в." отмечают, что в Сибири в кабаках "на вере" имелись присланные с Руси за "блуд" женщины, а также "охочие сибирячки". Всевозможные пороки вовсе не являлись отличительной чертой частных питейных заведений.

Еще на одну особенность кабака обращает внимание такой видный исследователь как С.Бахрушин. Его перу принадлежит статья об игре в зернь. Посещаемость кабака во многом зависила от присутствия в нем азартных игр, поэтому кабацкие головы всячески способствовали их поддержанию. Таким образом "государев кабак принимал характер самого низкопробного игорного притона".

Интересно и то, что в XVII в. особое внимание на проблему пьянства стала обращать Русская Православная Церковь. 11 августа 1652 г. в Москве, по требованию патриарха Никона, состоялся Собор о кабаках. Поводом к собору послужил протест против откупа таможен и кабаков, а также требования участников "хлебного" бунта 1648 г., которые сводились к запрету вывоза хлеба за рубеж и сокращению производства из него алкоголя. Собор 11 августа уничтожил откупа и резко сократил продажу спиртных напитков. Это мероприятие также часто называют первой антиалкогольной компанией. Кабаки были упразднены, а вместо них в каждом городе было устроено по одному кружечному двору. С этих дворов надлежало продавать вино на вынос — ведрами, кружками и чарками (размер чарки был увеличен втрое).


Наука в Сибири
N 28-29 (2364-2365)
Июль 2002 г.

"ПИТИЕ НА РУСИ — ВЕСЕЛИЕ ЕСТЬ..."

Заметки о кабаке и пьянстве в феодальное время

Дмитрий Раев
Институт истории СО РАН

Среда, 15 Ноября 2006 г. 23:52 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Следует учитывать и то, что формирование городской культуры находилось в прямой зависимости от наличия в городе питейного заведения. Как справедливо писал И.Прыжов: "На основании простого физиологического закона, что среди людей легче естся и пьется, люди собирались пить вместе, и в дружеской беседе около вина, в братском столкновении человека с человеком, завязывалась между людьми социальная жизнь". В большинстве русских городов кабак находился на торгу или возле него и имел вид обычной городской усадьбы, за исключением построек специального назначения. Например в Великих Луках, как указывает М.Рабинович, кабак включал трехкамерную избу, состоящую из горницы, сеней с чуланом и клети. Под сенями находился подвал, а во дворе ледник с сушилом наверху. Отдельными постройками стояли поварня и стоечная изба, в которой и производилась продажа спиртного.

Наука в Сибири
N 28-29 (2364-2365)
Июль 2002 г.

"ПИТИЕ НА РУСИ — ВЕСЕЛИЕ ЕСТЬ..."

Заметки о кабаке и пьянстве в феодальное время

Дмитрий Раев
Институт истории СО РАН

Среда, 15 Ноября 2006 г. 23:50 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора И.Прыжов делит историю питейных заведений на Руси на два периода: до Московской Руси и после появления кабака в середине XVI в. Именно в период Московской Руси, по его мнению, начинается окончательный упадок русской народности. Это связывается с ростом крепостничества за 1592-1611 гг. и татарщиной в характере русского народа, что утверждается в связи с употреблением среди населения татарских слов (кабак, башмак, армяк, зипун и т.д.). Самая главная причина упадка видится Прыжовым именно в кабаке, одновременно с которым появляется и откуп. Спутником же кабака становится разорение населения. Подобного же мнения придерживается и такой видный представитель демократического направления в русской историографии как И.Худяков, который описывает проблему народного пьянства в труде "Древняя Русь". В частности, им приводятся сведения о том, что когда народ "переставал пить царское вино", кабацкие головы и целовальники всячески старались возобновить продажу спиртного, чем и способствовали распространению пьянства.

Наука в Сибири
N 28-29 (2364-2365)
Июль 2002 г.

"ПИТИЕ НА РУСИ — ВЕСЕЛИЕ ЕСТЬ..."

Заметки о кабаке и пьянстве в феодальное время

Дмитрий Раев
Институт истории СО РАН

Среда, 15 Ноября 2006 г. 23:49 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Во главе государева кабака стоял кабацкий голова, которому подчинялись целовальники, называемые так потому, что при вступлении в должность целовали крест. Отсюда идет название кабак "на вере", ибо кабацкие головы приносили присягу ("веру") блюсти государев интерес.

Целовальники выбирались служилыми людьми из своей среды. Кабацкий голова, являвшийся в большинстве случаев и руководителем таможни, выбирался из Среды посадского населения другого города. В особо важных по кабацким сборам городах голова поставлялся торгово-промышленным населением Москвы. Примерами здесь могут служить Архангельск и Холмогоры, города, через которые проходило интенсивное торговое движение и где была развита внутренняя торговля. В таких городах всегда выпивалось больше крепких напитков, а кабаки держать было особо выгодно.

Наука в Сибири
N 28-29 (2364-2365)
Июль 2002 г.

"ПИТИЕ НА РУСИ — ВЕСЕЛИЕ ЕСТЬ..."

Заметки о кабаке и пьянстве в феодальное время

митрий Раев
Институт истории СО РАН

Среда, 15 Ноября 2006 г. 22:46 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора *** По-видимому, именно сочинение "секретаря голштинского посольства" создало и утвердило в западноевропейской литературе социальный стереотип о "извечном пьянстве русских". Записки путешественников, посещавших Россию в XVII в. после Олеария, не добавляют ничего нового к его описаниям. Из сочинения в сочинение повторялись с небольшими вариациями одни и те же легенды, анекдоты и различные "курьезные" истории. Устойчивые штампы сохранялись на протяжении столетий.

Среда, 15 Ноября 2006 г. 22:45 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора в первой половине XVII в. секретарь голштинского посольства Адам Олеарий. * Он утверждал, что "ни один народ не предается так пьянству, как русские, ** и даже духовенство не составляет исключения", "духовные особы часто так напиваются, что только и можно по одежде отличить их от пьяных мирян". *** Пьянство Олеарий считал естественным, будничным состоянием русских: "если видишь по улицам там и сям пьяных, валяющихся в грязи, то не обращаешь на них внимания, как на явление самое обычное". ****

Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 36, 39 гг., составленное секретарем посольства Адамом Олеарием / Пер. П. Барсова. М., 1870.


**** Там же. С. 180.

Среда, 15 Ноября 2006 г. 22:28 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Огромной разоблачительной силой обладают страницы, посвященные винным откупам-практике передачи государством кабаков частным лицам за определенную плату, при этом доход откупщика и казны зависел от количества выпитого. Не случайно в 335 раз увеличился питейный доход царской казны за 140 лет существования откупов. В 50-е годы XIX в. для того, чтобы увеличить доходы от кабаков, были употреблены всевозможные средства, в том числе и слухи, что по целковому с ведра пойдет на выкуп крестьянской земли и на уплату недоимок. Именно в это время, по словам Прыжова, в кабаке "водку сменила мутная жижа, получившая название по цвету своему сивухи". Но в это же время впервые возникает и организованное движение за трезвость. Прыжов не скрывает, что "главной причиной отказа пить была дороговизна вина", но последствия этого решения были куда глубже. *

* Там же. С. 245.

Среда, 15 Ноября 2006 г. 22:27 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора С горечью пишет историк, что именно под влиянием кабака "у великорусского народа мало-помалу сложилось новое правило жизни, что не пить-так и на свете не жить". * Отсюда и главный, принципиальный вывод Прыжова: государев кабак (читай: царизм. - Ю.И.) вызвал пьянство народа, и пьянство это отнюдь не извечное, а результат целенаправленной политики.

* Там же. С. 233.

Среда, 15 Ноября 2006 г. 22:26 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Прыжов прямо указывал социальную опасность кабака уже с момента его появления прежде всего для народных масс: "В московском кабаке велено только пить, и пить одному народу, т.е. крестьянам, посадским". * И в XVI-XVII вв. народ неосознанно пытается противостоять этой опасности- просит снести кабаки, потому что "подле государева кабака жить не мочно". Но кабаки продолжали распространяться.

* Там же. С. 46.

Среда, 15 Ноября 2006 г. 22:25 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора "Целью нашей, - писал он в мае 1868 г., - было изучить питейное дело со стороны той плодотворной жизни, на которой произрастали кабаки, сивуха, целовальники; взглянуть на него глазами миллионов людей, которые, не умудрившись в политической экономии, видели в пьянстве Божье наказание и в то же время, испивая смертную чашу, протестовало этим против различий общественных, иначе пили с горя". *

* Прыжов И.Г. История кабаков в России в связи с историей русского народа. Казань, 1913. С. 4.

Среда, 15 Ноября 2006 г. 22:23 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора См., например: Базанов В.Г. Русские революционные демократы и народознание. Л., 1974. С. 386-419; Мазуркевич А.Р. И.Г. Прыжов: Из истории русско-украинских связей. Киев, 1958; Цамутали А.Н. Неизданная книга И.Г. Прыжова "Граждане на Руси" / Исследования по истории отечественного источниковедения. М.; Л., 1964.

Среда, 15 Ноября 2006 г. 21:56 + в цитатник
Введение
Ю.А. Иванов. Народ и "царев кабак"
Л.И. Копанев. О кабаках на Севере в XVII в.
В.И. Иванова. Верхотурский кабак в XVII в.
А.С. Лавров. Кабацкая реформа Никона
Е.В. Седякина. Сказания иностранцев о винопитии в России в XVI-XVII вв.
Н.А. Копанев. Дело о пьянстве студента Щукина
С.Б. Ульянова. Из истории борьбы с винными погромами в Петрограде в первые месяцы Советской власти
Е.М. Ирошникова. Декрет ленинского Совнаркома против алкоголизма
С.В. Яров. К вопросу о причинах роста алкоголизма в 1920-х гг.
Н.Б. Левина. Рабочая молодежь и антиалкогольное движение 1920-х гг.


Читать далее...

Среда, 15 Ноября 2006 г. 21:55 + в цитатник

Среда, 15 Ноября 2006 г. 21:50 + в цитатник
Флетчер писал, что в его время (1588) уже в каждом большом городе стоял кабак.

Борис Годунов завел откупные К. по всем городам.

Олеарий насчитывал кружечных дворов во всем государстве до 1000.

Среда, 15 Ноября 2006 г. 21:48 + в цитатник
Иван IV запретил в Москве продавать водку, позволив пить ее одним опричникам, и для их попоек построил «на балчуге» (на топи) особый дом, названный Кабак. (у татар кабаком назывался постоялый двор, где продавались кушанья и напитки).

Кабак «на балчуге» полюбился царю, и из Москвы начали предписывать наместникам прекращать везде торговлю питьями, то есть корчму, и заводить царевы кабаки (около 1555)

Среда, 15 Ноября 2006 г. 21:47 + в цитатник
Слово кабак в письменных источниках впервые появляется в 1563 году (эту дату называет этимологический словарь Фасмера). Считается, что слово заимствовано из нижне-немецкого диалекта kаbасkе, kаbасk — «ветхий дом, хибара».

Среда, 15 Ноября 2006 г. 21:38 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Девиация
"Российский Энциклопедический словарь"

девиа́ция (от позднелат. deviatio — отклонение), 1) отклонение движущегося тела (корабля, самолёта, снаряда и т. п.) от заданного направления движения (расчётной траектории) под влиянием каких-либо случайных внешних причин. 2) Девиация магнитного компаса — отклонение стрелки компаса от направления меридиана магнитного; обусловлена главным образом влиянием близко расположенных намагниченных тел (например, стального корпуса судна). Устраняется вспомогательными магнитами. 3) Наибольшее отклонение частоты от среднего значения при частотной модуляции. 4) Отклонение в нормальном развитии какого-либо органа на средней стадии формирования, приводящее к изменению его строения у взрослого организма по сравнению с предками. Разновидность филэмбриогенеза. 5) В социальных науках девиация, девиантное поведение обозначает поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила (правонарушения, преступность, алкоголизм, наркомания и др.). 6) В экономике изменение цен биржевых товаров, курса ценных бумаг под влиянием форс-мажорных обстоятельств.

Среда, 15 Ноября 2006 г. 21:35 + в цитатник
juli_alias (антикультура) все записи автора Алкоголизм
"Российский Энциклопедический словарь"

алкоголи́зм, хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы. Нередко возникают алкогольные психозы.

Среда, 15 Ноября 2006 г. 21:23 + в цитатник

Среда, 15 Ноября 2006 г. 21:16 + в цитатник
В нетрезвом виде способен на все - даже пойти на работу!
Водка губит народ. Отдельно взятому человеку она ничего не сделает.

материалы к диссертации

Среда, 15 Ноября 2006 г. 21:12 + в цитатник
Ну вот,опять нет повода не выпить


Поиск сообщений в антикультура
Страницы: [1] Календарь