-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “оска_по_»нтеллекту

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 2) про_искусство stihira
„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) stihira

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 13.11.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 32502


ѕоливай мою одежду почаще...

¬оскресенье, 23 ћарта 2008 г. 16:53 + в цитатник
Wesaus все записи автора

—егодн€, после сеанса физического труда, который, как известно, полезен дл€ мозгов, и, видимо, прочищает в голове каналы восприимчивости, заваливаюсь на минутку на диван и включаю телевизор.

»дЄт рассказ о шаманизме нганасан, насел€ющих “аймыр. » вот, шаман племени после смерти жены посчитал, что его силы с такой потерей уменьшились и все свои ритуальные причиндалы (бубен, одежду, головной убор) передал в дар “аймырскому краеведческому музею. Ѕлаго он под боком - в городе ƒудинка.

» тут упом€нута€ восприимчивость получает свежую дозу впечатлений.

–аботница музе€ обходит экспозицию (внимание!) с бутылкой водки. ѕодлива€ себе в ладошку новую порцию, разбрызгивает это на одежду покойного уже шамана. ѕотом ещЄ и рукой этак ласково проводит по рукавам, по подолу... ј затем на полном серьЄзе в камеру объ€сн€ет, что, мол, да, духов подкармливаем. Ќганасанских духов.  оторые, мол, до сих пор живут в ритуальных одеждах покойного шамана. Ќет, конечно, часть из них улетела вместе с ним, когда он умер, но некоторые живут здесь. ¬от, мол, и кормим-поим. »ногда и печенюшку р€дом положим.

ѕотр€сающе! ѕричЄм, этот факт потр€с с двух сторон.


!„итать дальше


ћолодой шаман     30  Ѕѕервое, разумеетс€, это тот восторг от того, что музейные работники настолько уважают культуру крохотного народа, сид€щего у них под боком. (Ќганасаны тихо-мирно живут себе в “аймырском районе  расно€рского кра€ в количестве 834 человек (по переписи 2002 года).) ј, может, как любые пор€дочные этнографы, отчасти и вер€т в живущих в рукавах шаманских одежд духов. », чтобы не идти на конфликт с потусторонними силам чужих верований, по€т и корм€т их - "ублажают".

ƒа, конечно, можно вспомнить и наши традиции приносить водку и чего-нибудь съестное на кладбище. Ќо то ведь кладбище! ј это просто - одежда шамана, вис€ща€ в музее! ѕотр€сло.

¬торое, это то, насколько крепко "огненна€ вода" вошла в культуру (а ведь это уже не "быт", а "культура") малых народов, что еЄ, родимую, не просто хлещут по поводу и без повода, а даже просочилась она в веровани€, в обр€ды, в жизнь по обе стороны линии смерти: и сами пьют, и духов потчуют.

Ќачал камлать - стопочку опрокинул. ѕобежал в мире духов по "оленьей тропе предков" - ещЄ стопочку. Ќганасанские старушки, бегло шпар€щие по-русски, сид€т и рассказывают съЄмочной группе про своих шаманов. ¬олосики седые подобраны, губки бантиком, ручки ладно лежат на скатЄрке - одна на другой, как у школьниц. —катЄрка эта аккуратненька€ така€, занавесочка чистенька€ на окошке висит... ј на столе всего-то "из мебели" - две стопки гранЄных. » булки рваный кусок - на закусь. јга. Ќа фиг цирк? ќгурчики эти, помидорчики, сало-рыбка... Ѕулка и водка. ѕричЄм, чувствуетс€, что не за ради гостей дорогих "стол накрыли". ј живут так. ƒух солнца поругалс€ с духом ветра - погода испортилась. ƒзынь, буль. ѕомирились духи, солнышко выгл€нуло - дзынь, буль.

”жас. «нал про это, читал, что за "дружбу со старшим братом" малые народы —евера поплатились алкоголизмом.

¬ступил в колхоз - получи €щик водки. ƒа и чтобы нефть шаманы добывать не мешали - держи, родимый, пей "огненную воду", и своих угости.

Ќу нету у них в организме нужных ферментов в нормальном количестве, чтобы расщепл€ть алкоголь! ‘акт научный. ћы трезвеем, печень перегон€ет остатки алкогол€ в крови, выводит. ј у таких, как нганасаны - очень-очень плохо он из организма, из крови выводитс€ - по кругу, фактически гон€етс€. Ётакий вечный кайф. ѕлюс ещЄ и подливают посто€нно. ћрак.

 

«нал € всЄ это. Ќо вот так нагл€дно - не видел. », что настолько водка вошла в культуру народа, чтобы после смерти шамана его одежду водкой поили - подумать не мог.

Ќганасаны     40    Ѕ

–убрики:  ћысли вслух/¬аши наблюдени€
ќбщество/ ультура
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз

amlugos   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 23 ћарта 2008 г. 17:21 (ссылка)
ƒа...   сожалению, так оно и есть :( ¬ Ўтатах точно также на алкоголь подсадили индейцев, они только в последние лет 30 начали как-то с этим боротьс€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Wesaus   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 23 ћарта 2008 г. 17:25 (ссылка)
amlugos, да, слыхал...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕадунский   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 23 ћарта 2008 г. 18:00 (ссылка)
ѕоэтому самые крепкие, задумывающиес€ о сохранении рода, с зелЄным змием не дружат. –ассказывают, есть такие роды в тундре.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Wesaus   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 23 ћарта 2008 г. 18:54 (ссылка)
ѕадунский, хорошо, что есть. ∆аль только те племена и роды, у которых "т€мы не хватает" всЄ-таки.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
raddis   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 23 ћарта 2008 г. 22:29 (ссылка)
«р€ вы так ,реб€та . ¬езде есть хоз€ин или дух земли ,и даже если вы в это не верите ,то дело не мен€етс€ . ≈сть они и в наших ,европейских ,местах . ∆ив€ п€тнадцать лет на Ѕайкале ,€ воочию убеждалась в силе местных поверий . ≈сли не вериш ,так хоть уважай это .
ј на счет алкогол€ : шаманы и не только всегда пользовались опъ€н€ющими средствами ,или бурдой из перекисшего молока ,или ,наконец мухоморами , что не всегда безопасно .
ј ,что до сотрудницы ,то ведь она живет на земле этих духов ,и ей непри€тности не нужны .
Ѕереженого ,Ѕог бережет .
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 24 ћарта 2008 г. 13:40ссылка
»сходное сообщение raddis
«р€ вы так ,реб€та .


“ак говорите, будто здесь дерзко, с глупым смешком, отрицаютс€ действи€ сотрудницы музе€. :)

ќтнюдь. ¬сЄ пон€тно про уважение к духам, к традици€м. ѕросто потр€сло.

;-)
”_ловка   обратитьс€ по имени ¬торник, 25 ћарта 2008 г. 17:14 (ссылка)
ƒействительно, что касаетс€ второй стороны, то дурман€щие вещества в принципе органичны дл€ шаманской культуры - в частности потому, что не все шаманы (неопытные, ученики) могут входить в состо€ние измененного сознани€ при помощи самогипноза, дыхательных методик и прочего. ¬ любой шаманской культуре к психотропным веществам (к которым относитс€ и алкоголь) относ€тс€ не только терпимо, но и скорее положительно.  онечно, без профанации (в идеале), но всегда есть частные случаи. —кажем, североамериканские индейцы очень активно используют в ритуалах табак - причем не виргинский, из которого делают сигареты, сигары и трубочный табак, а махорку, содержание никотина в которой гораздо выше. » в норме табак используетс€ ритуально, но, вызыва€ привыкание, он способствует также повсеместному неритуальному курению. „то же касаетс€ именно алкогол€, то северным народам в этом плане не повезло. ѕросто не повезло. ” них отсутствует (вернее, сильно понижено содержание в крови) алкогольдегидрогеназы - фермента, расщепл€ющего алкоголь. ¬следствие этого алкоголизм, болезненна€ прив€занность к алкоголю возникает почти сразу же. “о есть нганасану или чукче требуетс€ гораздо меньше времени и водки, чем русскому, чтобы окончательно спитьс€. ¬ этом плане мухоморы куда безопаснее - существует традици€ их употреблени€, известны дозы и последстви€ и т.д.

„то же о первом, то по идее краеведы не только стр€хивают пыль с витрин, но и сохран€ют местные традиции, легенды, веровани€. “а же историческа€ реконструкци€ в современном понимании. » вы знаете, при реконструкции культурных особенностей того или иного народа всегда очень сложно определить, где ты участвуешь в инсценировке обр€да, а где - в насто€щем ритуале. ƒаже академические ученые-этнографы, думаю, хоть чуть-чуть, но все-таки вер€т в картину мира исследуемого народа - настолько часто им приходитс€ излагать эту картину с позиций носителей: писать статьи, монографии, делать доклады на конференци€х, читать лекции студентам...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Wesaus   обратитьс€ по имени ¬торник, 25 ћарта 2008 г. 17:41 (ссылка)
”_ловка, >>при реконструкции культурных особенностей того или иного народа всегда очень сложно определить, где ты участвуешь в инсценировке обр€да, а где - в насто€щем ритуале. ƒаже академические ученые-этнографы, думаю, хоть чуть-чуть, но все-таки вер€т в картину мира исследуемого народа

Ѕлест€щий комментарий.  ак академический историк по образованию скажу: всЄ так и есть.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Poszept_Czterech   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 28 ћарта 2008 г. 18:14 (ссылка)
ƒействительно, что касаетс€ второй стороны, то дурман€щие вещества в принципе органичны дл€ шаманской культуры - в частности потому, что не все шаманы (неопытные, ученики) могут входить в состо€ние измененного сознани€ при помощи самогипноза, дыхательных методик и прочего. ¬ любой шаманской культуре к психотропным веществам (к которым относитс€ и алкоголь) относ€тс€ не только терпимо, но и скорее положительно.  онечно, без профанации (в идеале), но всегда есть частные случаи.


јлкоголь не используетс€ дл€ входа в трансовое состо€ние, необходимое дл€ шаманского путешестви€. Ќапротив, он мешает этому. —кажем, в камлании, ибо алкоголь очень активно действует на мозжечок, ответственный за координацию движений.

Ќо с чем не поспорю - укоренилс€ он среди данных народов очень прочно.  стати, "традици€" бухать на кладбищах далеко не наша.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Wesaus   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 28 ћарта 2008 г. 18:19 (ссылка)
Poszept_cztery, нет, но то, что трансовое состо€ние предполагает вс€кие там мухоморчики и прочее - очень даже распространЄнное €вление. ƒругое дело, что не водкой в чистом виде оно достигалось. ј вс€кими одурманивающими и иже с ними.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Poszept_Czterech   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 28 ћарта 2008 г. 18:26 (ссылка)
Wesaus, да, нередко используютс€ amanitas.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Wesaus   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 28 ћарта 2008 г. 18:27 (ссылка)
Poszept_cztery, вот-вот.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку