SilentCoder (Учись_Гитаре) все записи автора
Чтобы играть осмысленно, жизненно необходимо понимать, что такое ноты - и откуда они взялись. Сейчас я постараюсь именно это объяснить.
Всем, я думаю, известно, что звук - это колебание воздуха. Если чуть подробнее, звук музыкальный - это колебание плотности в упугой среде (в частности - в воздухе), имеющее ярко выраженную основную частоту. Подробно о физической стороне вопроса можно почитать в школьных учебниках; лучше - в советских. От себя рекомендую
"Элементарный Учебник Физики" под редакцией академика Г.С. Ландсберга.
Нас же, как гитаристов, да и вообще музыкантов, интересует более сторона музыкальная. А именно - как воспринимается звук человеком, и как он влияет на человеческое настроение? Вот об этом, не торопясь, и будет идти речь все будущие уроки по сольфеджио (не кидайте в меня камнями если что - я не заканчивал музыкалки, я до всего допирал своими силами!)
Итак - о нотах. Все наверное знают, что их семь. Фиг там. Их двенадцать. Ага.
Шокированы? Я тоже в своё время удивился не по детски. Сейчас объсню подробнее.
Почему нот 12, а не 8?
Природой устроено так, что чем проще соотношение частот звуков - тем приятнее человеческому уху их слышать (не важно, одновременно звуки звучат или последовательно). К примеру, есть звук ноты ля, имеющий частоту 440 Герц (это современный эталон, его издаёт любой камертон). Если одновременно с ним извлечь второй звук той же частоты, всё что мы ощутим - повышение громкости. Если извлечь звуки последовательно, особой разницы в звучании скорее всего вообще заметно не будет. Это - соотношение частот 1/1, унисон - оно не напрягает ухо совершенно; под него можно хоть спать - не разбудит само по себе.
Возьмём другое соотношение - 440/880, 1/2 - этот интервал называется октавой. Попробуйте на гитаре (настроенной =) ) сначала дёрнуть шестую (самую толстую) струну, а затем - четвёртую, зажав на втором ладу. Ну, или в Guitar Pro вбейте то же самое - вот вам октава. Звучит не так, как унисон, но всё равно - интересно и приятно. Еще можно взять, к примеру, 2/3, 440/1320 - это будет кварта, можно - 3/4, это квинта...
А можно что-нибудь позаковыристей - например, 440/476,(6), 12/13 - это малая секунда, два соседних лада на гитаре - и звук будет неприятным, режущим слух.
Физически, причина такого различия - в том, образуется ли резонанс на какой-либо из гармоник нижней ноты (нижней - значит меньшей частоты). Но тут - читайте учебники по физике, раздел акустика, а я "за гармоники речи не веду"(с) Гайдук.
Вы могли заметить, что в приведенных выше примерах все дроби были правильными, простыми. Я намеренно указал именно эти числа - потому как, в музыкальном плане, "сложные дроби", то есть превышающие октаву музыкальные интервалы, ведут себя крайне близко к своим "простым" коллегам. Поэтому имеет смысл рассмотреть соотнешения частот в пределах только одной октавы - и так всё будет понятно.
А фиг знает, почему. Мир так устроен. Ну, или человек.
Итак, разберём частотный диапазон между основной частотой и октавой - то есть между 1/1 и 1/2. Уж так устроена музыка (или слух человеческий, а скорее всего - и то и другое), что разбит этот диапазон ровно на 12 интервалов. Каждому интервалу соответствует (относительно основного тона) нота и название. Вот этим и займёмся дальше.