Black_Ledy обратиться по имени
Понедельник, 05 Февраля 2007 г. 14:31 (ссылка)
Пираты Средиземного моря.
Берберские пираты были в действительности корсарами на службе Османской империи. Вместе с тем их действии больше походили на действия вольных пиратов, чем на ограниченные корсарским свидетельством операции каперов. Нередко берберские пираты принимали участие в нападениях в составе османского флота, но чаще всего они действовали поодиночке. Многие капитаны и адмиралы Алжира, Туниса и Османской империи были выходцами из пиратов и их целью нередко становились набеги на прибрежные города и грабеж торговых судов, а не ведение святой войны против неверных - христиан. Большинство этих пиратами были сарацинами или ренегатами то есть вероотступниками-христианами, принявшими мусульманство. Причем многие из христиан отказывались от своей веры прежде всего для того, чтобы иметь возможность получить корсарский патент и заниматься морским разбоем под прикрытием Османской империи. Немало среди них было и тех, кто становился мусульманином ради того, чтобы избежать рабства, так как все захваченные пленники –немусульмане автоматически становились рабами и отправлялись на галеры. Христиане в свою очередь считали сарацинов преступниками и безжалостно расправлялись с ними. Так, например, в 1584 году в Триполи, когда венецианский флот захватил сарацинскую галеру, все находившиеся на борту были убиты: 50 докеров, 75 турок, 174 ренегата и 45 женщин.
Главным образом корсары базировались в нескольких тайных базах на северном побережье Африки, в том числе в Алжире. Естественные гавани служили надежным укрытием от военных судов и шторма, а также давала возможность быстро и выгодно продать захваченную добычу местным купцам. Возвращаясь из похода, пираты салютовали холостым пушечным выстрелом, с берега им отвечало крепостное орудие, и весь город знал, что корабль возвращается с богатой добычей. Когда судно причаливало, начинался настоящий праздник и весь город радовался успешному возвращению. Одна седьмая часть серебра и рабов предназначалась паше - правителю Алжира, остальное принадлежало пиратам. Пока солдаты выгружали принадлежащие паше серебро, капитан и его пираты делили оставшуюся добычу.
Сали, Триполи и Тунис также слыли пиратским логовом. Когда известные пираты, братья Барбаросса возвратились в Тунис с захваченными папскими галерами и испанским торговым кораблем, в городе состоялся большой праздник. Через весь город были проведены пленники, после чего мужчины были отправлены на галеры, а женщины – в Константинополь, в гарем султана. Рабы высоко ценились корсарами. Ради захвата рабов нередко совершались специальные набеги на прибрежные христианские города. Участь захваченных была ужасна. Рабу полагалось в день немного растительного масла, кусок хлеба и вода с уксусом, их приковывали цепями, которые разъединяли только для того, чтобы сбросить за борт умерших. Впрочем, мусульмане, попавшие в плен и оказавшиеся на христианских галерах, были не в лучшем положении. Корсары предпочитали использовать именно галеры – они были быстры, маневренны и могли плавать вблизи берега на малой глубине. Часто пираты-ренегаты замаскировывали свои корабли под христианские, что, вместе со знанием языка, позволяло им приблизится к торговому кораблю на минимальное расстояние. Как только расстояние между кораблями становилось достаточным для нападения, сарацины перебрасывали широкую доску со своей верхней палубы на борт купеческого корабля. Толпа солдат сметала мушкетным залпом охрану, а абордажная команда врывалась на вражеское судно, уничтожая противников саблями, пиками и ножами. Но нередко один только вид пиратов заставлял купеческие корабли в ужасе сдаваться на волю победителям.
После взятия турками Константинополя в 1453 году, госпитальеры Святого Джона Иерусалимского, известные также как рыцари Родоса и рыцари Мальты, встали на защиту Европы от Османской империи. Они начали строить тяжелые галеры, команда которых достигала 400 человек. Большую часть экипажа составляли рабы, так же на корабле был капитан, священник, писец, врач, боцманы, рулевой, несколько десятков солдат и стрелков, кузнец, плотник, надсмотрщики и полсотни абордажников.
Нередко корсары объединялись для совместных нападений. Кроме того, в состав команды корсарских галер иногда входили янычары, которые принимали участие в абордаже, в то время как обычные пираты были простыми моряками. Походы нередко продолжались на протяжении 50 дней, поэтому на галерах был достаточный запас продовольствия и пресной воды. Все члены команды, за исключением рабов, получали свою долю от награбленного, после того, как свою часть забирал бей – владелец корабля и старшие офицеры. Иногда сарацины доходили на своих галерах до побережья Ирландии, но главным образом они рыскали в поисках добычи в Средиземном море, Адриатике и у побережья Греции. В Италии корсары считались злейшими врагами и их казнили без всякого суда и следствия. Захваченные корсарские корабли принадлежали государству, но нередко их передавали рыцарям или торговцам в качестве компенсации за собственные корабли, захваченные теми же пиратами. Постепенно, с увеличением среди корсаров числа выходцев из Европы, все больше пиратов стало выходить в море на кораблях европейского типа, округлых деревянных парусных судах. На них не было необходимости содержать сотни рабов, так как паруса обеспечивали этим кораблям достаточную скорость и маневренность. Освободившиеся трюмы, в которых теперь не хранились тонны воды и продовольствия, можно было использовать для хранения товаров и для размещения большего числа солдат.
После 1581 года Османский султан отказался от найма средиземноморских корсаров. Теперь они были предоставлены сами себе, и по своей сути корсары стали обычными пиратами. Они более не могли продавать на рынках захваченные товары – им приходилось действовать через посредников. В походах пираты могли рассчитывать лишь на собственные силы, а о набегах на побережье можно было и не мечтать. Часть бывших корсаров добровольно вступили на службу во флот Османской империи, а оставшиеся превратились в обычных морских разбойников.
В обмен на разрешение беспрепятственной торговли в пределах Средиземного моря правители Североафриканских стран потребовали от европейцев выплаты ежедневной дани или выкупа. Причем сроки действия перемирия не оговаривались – если султану были необходимы деньги – он просто посылал своих солдат к посольству того или иного государства срубить флагшток на здании – это означало объявление войны или требование начать переговоры о выкупе за свободную торговлю. Нередко дань требовали с небольших стран, но это было своеобразным предупреждением для Англии, Франции или Нидерландов, что скоро настанет и их черед. Не избежали этой участи и США. После окончания войны за независимость в 1783 году США встали перед выбором: или прекратить торговлю в Средиземноморье или платить дань корсарам. Дань была затребована огромная – 2 миллиона долларов. На волне патриотизма американский президент Томас Джефферсон избрал третий путь – построить мощный флот и обеспечить военное прикрытие торговым кораблям. В ответ на столь дерзкие планы 1 августа 1801 года Юсиф Караманли, правитель Триполи, объявил Штатам войну. Первое сражение произошло между шхуной «Enterprise», вооруженной 12 орудиями под командованием лейтенанта Эндрю Стеретта и 14-пушечным «Tripoli» под командованием Раиса Махомета Роиса. Сражение продолжалось 3 часа и закончилось победой американцев. «Tripoli» был взят на абордаж, после чего на его борту была учинена форменная резня. 30 человек было убито и 30 ранено. Корабль получил 18 прямых попаданий, его мачты и паруса были почти полностью уничтожены. «Enterprise» совершенно не пострадал и ни один из членов экипажа не получил даже царапины. Махомет Роис был отпущен на свободу и вернувшись в Триполи предстал перед взбешенным Юсифом. Тот приказал посадить неудачника на верхом осла и провести по все м улицам города, после чего на главной площади подвергнуть 500 ударам палки по пяткам - это было равносильно смертной казни.
Воодушевленные легкой победой, американцы отправили эскадру под командование коммодора Эдвина Пребла для окончательной победы на врагом. В 1803 году 36-пушечный фрегат «Philadelphia» преследуя небольшую ксебеку ворвалась в порт Триполи, и тут же села на мель. Легкие корсарские корабли окружили фрегат и открыли ураганный огонь по обездвиженному судну. Капитан Уильям Бейдбридж струсил и предпочел сдаться, в результате чего офицеры во главе со своим бывшим капитаном отправились в тюрьму, а обычные матросы были проданы в рабство.
Примечательно, что капитаном, захватившим фрегат был шотландец, Питер Лисл, великий адмирал Триполи и зять Раиса Махомета Роиса. В 1796 году Лисл захватил американскую шхуну «Betsy», прибыл в Триполи и принял ислам, сменив имя на Мурад Раис. Корабль также был переименован в «Meshuda». Корабль имел 28 пушек и 360 человек команды. Когда Лисл захватил Бейдбриджа, он поинтересовался у пленных – кто их капитан, герой или предатель. Моряки защитили своего трусливого капитана, сказав, что разве их мощный корабль не смог бы защититься, имея численный перевес в пушках и команде.
Пребл не мог позволить, чтобы орудия своего же корабля стреляли в американцев. Уничтожить «Philadelphia» было поручено лейтенанту Стивену Декатеру. Под покровом ночи ему было приказано прокрасться на корабль и взорвать его, и хотя корсары обнаружили уловку, корабль был уничтожен, а лейтенант стал национальным героем. Даже сам Горацио Нельсон, английский адмирал, восторгался столь мужественным поступком.
После этих событий американцы стали понимать, что одним только флотом войны им не выиграть. Американский эмиссар Уильям Итон прибыл в Египет и сумел убедить тамошнего правителя и брата Юсифа Караманли, Хамета, объявить войну и захватить Триполи. Первой целью наспех сколоченной из всякого сброда армии во главе с Итоном, лейтенантом Преслей О’Бэнноном и восемью морскими пехотинцами стала Дерна. Водрузив американский флаг над захваченным городом, Итон, свято веривший в принципы свободной торговли, собирался отправить свою победоносную армию на Триполи. Испугавшийся Юсиф был вынужден начать мирные переговоры.
На время американские торговые корабли получили возможность свободно плавать по Средиземноморью, но вскоре три корабля были атакованы алжирскими военными кораблями. Не в силах вести военные действия, США были вынуждены заплатить Алжиру выкуп в полмиллиона долларов за право торговли на протяжении 5 лет. Позже, после войны 1812 года, Англия сумела убедить Алжир в неспособности США выиграть войну. Но англичане ошиблись. Во главе средиземноморской эскадры американцев встал опытный и закаленный в боях капитан Декейтер. Он наставил орудия своих кораблей на город и потребовал у правителя Алжира, Омара Ужасного начать переговоры. Через 16 дней Омар не выдержал и принял все условия американцев, продиктованные под дулами орудий. Последний оплот средиземноморских корсаров был уничтожен без единого выстрела.