Первый канал с самого начала года - после того, как стало ясно, что ему придется чередовать Евровидение с телеканалом Россия - фактически самоустранился от любой связи с Евровидением в этом году, но как бы то ни было - отбор проводить все таки был должен. В связи с особой концентрацией сил на коммерческом проекте Фабрике Звезд было решено, особо не напрягаясь, провести закрытый отбор по методу прошлых лет - хотя официально заявку мог подать кто угодно, естественно, всем понятно, что заявки из народа никаких шансов на итоговый успех не имели. Рассматривались только исполнители, способные на полное самофинансирование всей подготовки и участия на Евровидении, без предоставления Первым каналом каких либо дополнительных ресурсов - кроме исключительно бюрократических - как то оформление и подача официальной заявки (с чем они, к сожалению, также не смогли полностью справиться в полном объеме).
Основными конкурентами изначально рассматривались Дима Билан и Жасмин.
Певица Жасмин представила на конкурс песню "(Desperate) Foreigner" (И.Брылин - К.Кавалерян, И.Антонян). Все источники подчеркивают, что данная песня имела потенциал стать лучшей за историю участия России на конкурсе Евровидение. Однако, как мы выясним чуть позже, критерий качества песни в данном национальном отборе не просто не был основным - но фактически не играл вообще никакой роли. Жасмин становится первым артистом в списке конкурсантов - подготовив свой номер заранее и подав его на Первый канал в первый день после официального начала отбора. Пресс-релиз певицы гласит: "Жасмин хочет привезти на Евровидение "бомбу". В ее репертуаре появилась англоязычная песня, которая по мнению менеджмента исполнительницы идеально соответствует формату Конкурса песни Евровидения"
Команда Димы Билана тем временем получает неофициальное благословение на участие на конкурсе Евровидение и тоже приступает к подготовке конкурсной песни. Однако, так как на это остается не так много времени - для этого выбираются две потенциально подходящие песни, существовавшие в виде набросков для нового альбома. Рассказывает соавтор конкурсной песни "Never Let You Go" Карен Кавалерян: "Мы не писали никаких песен специально для "Евровидения". Задача была - сделать материал для англоязычного альбома Димы Билана, чем мы и занимались – подготовили несколько треков. Потом два из них менеджмент певца представил на российский отбор. Если бы ставилась задача написать песню конкретно для Евровидения, была бы выбрана соответствующая концепция, использовался бы другой набор выразительных средств и методов - звуковых и текстовых."
Записываются англоязычные версии двух треков, которые получают наименования Lady Flame - быстротемповый номер и Never Let You Go - в то время еще рок баллада, с достаточно тяжелыми гитарными партиями. Работа над аранжировкой песен заканчивается незадолго для крайнего срока и они подаются на Первый Канал - которому предоставляется выбор конкретной песни из двух поданных.
Хотя очевидно соревнование проходит между двумя упомянутыми исполнителями - есть и другие кандидатуры, из которых наиболее упорной является певица Варвара, не прекращающая уже в течении нескольких лет попыток попасть на Евровидение от России или от какой-либо другой, заинтересованной в ее услугах, страны. Амбиции попасть на Евровидение и финансовые возможности у ее команды весьма велики, что позволяет оплатить услуги как ряда российской прессы, так и западных фан-сайтов. Еще в конце 2005 года пускается слух о том, что Варвара якобы приглашена на Евровидение выступить от Швейцарии, далее список приглашений расширяется другими странами - Бельгией, Кипром, Голландией, Молдовой и др. - слух, не имевший под собой никаких оснований, опровергнутый представителями этих делегаций и нацеленный лишь на неразборчивого российского любителя желтой прессы.
Варвара выставляет на конкурс песню Отпусти меня река (музыка - А.Орлов, русский текст - А. А Ким), к работе над английской версией композиции "We'll Be There" был привлечен один из "бродячих" авторов - бельгиец Пэлинк, из под пера которого вышли такие строки: "All you people clap your hands, go wild", лишь укрепляя общее мнение о попытке Варвары повторить карьеру, имидж и песни Русланы. Англоязычная версия песни так и не вышла в широкое обращение, и не последней причиной этого является явно различимый акцент исполнительницы.
Команда Варвары начинает привычную им черную работу и поскольку на тот момент основной кандидатурой считается Жасмин (команда Билана всячески скрывает и никак не афиширует свою работу над композициями) - дезинформации и заказные статьи выливаются на нее. В том числе запущен слух о том, что муж купил Жасмин место на Евровидении - слух, не имеющий под собой никаких оснований, но портящий и без того не лучшие отношения между командой Жасмин и Первым каналом. Команда Варвары и не подозревает, что ее кандидатура даже не будет рассматриваться, ибо при всей ее внешней эффектности, всем, в том числе и функционерам Первого канала, известно, что вживую, увы, она не поет совсем, а так как Первый канал уже не раз на этом ошибался - на этот раз было дано четкое указание - фанерных исполнителей на конкурс не пускать.
В числе других кандидатур были Ариана (ее песня Играй (Don't Go) М.Аничкина уже вышла в радиоротацию в России), Полина Гриффис и ряд менее известных исполнителей - постоянная участница национальных отборов Джульетта М, участник отбора 2005 Джем, группа Private Beat, Женя Рассказова, Николай Бурлак, группа Ранетки, Герда, Сергей Абалымов, группа Республика, Бизюлька, Sergey Ermiloff, Намик Алиев и др., с рядом композиций которых вы можете ознакомиться в середине этой страницы. К сожалению, фактически, материал из "народа" не только не рассматривался, но и особенно упорно не отслушивался, к чему поклонники Евровидения в России уже давно привыки - поняв, что исполнителю из "народа" пройти отбор на конкурс абсолютно нереально, в отличие от многих Европейских стран, где даже новичкам предоставляется равный шанс с другими исполнителями и зачастую они его реализовывают.
В итоге, после закрытия периода подачи созывается официальное жюри, в которое входят Ю.Аксюта, И. Бачурин (MTV Россия), А.Полесицкий (Европа +), В. Дробыш, В.Матецкий, Л.Долина, которое однако фактически лишь должно озвучить решение К.Эрнста, принятое незадолго до этого, но продемонстировать, что решение было принято демократическим путем. В состав жюри приглашаются два журналиста, для которых фактически и разыгрывается голосование - Жасмин снимают якобы из-за проблемы с английским произношением, по разным причинам снимают и других кандидатов - остается лишь Дима Билан, который и объявляется победителем. Дальше начинается самая интересная часть - жюри заявляет, что выбрало песню (подчеркиваем - песню) по совокупности качеств: форматность для Евровидения и то как певец ее исполняет. На деле же "экспертный совет" прямо указывает команде Димы Билана - нет, ваши песни не подходят, и хотя остается неделя до крайнего срока В.Дробыш и В.Матецкий требуют, чтобы была написана новая песня и сами берутся за ее написание (хотя официально В.Дробыш заявляет, что в Евровидении больше не примет участие никогда в жизни). Конечно же, за неделю "творцам" придумать ничего не удается, ведь абсолютно нереально написать, аранжировать, записать, снять клип на конкурсную песню - и уложиться в одну неделю. В итоге совет уже безо всяких заседаний утверждает песню Never Let You Go, уже в новой аранжировке, как песню, которую Российский участник исполнит на конкурсе Евровидение 2006. На этой песне остановился и сам участник Дима Билан: "Never Let U Go" — в роковом стиле. В последнее время мне он очень близок, я развиваюсь именно в этом направлении. Так диктует мне мое нынешнее восприятие жизни. Я стал жестче. Не могли пройти бесследно два года плотной работы с живыми музыкантами, которая началась еще при Юрии Шмильевиче Айзеншписе. Вторая же песня — "Lady Flame" — была легкая, припопсованная, простая, где нет серьезной вокальной истории"
Однако, с целью подстраховки Первый канал "подстилает соломку": все члены отборочного жюри в один голос заявляют следующее:
Илья Бачурин: "Была отличная, на мой взгляд, песня Жасмин. Музыкально она как раз максимально соответствовала формату "Евровидения" — стопроцентный шлягер, подходящий для этого конкурса. Песня Димы Билана мне она не понравилась - она была среднего темпа, не быстрая, и это, на мой взгляд, главная проблема" Владимир Матецкий: "Идеальным вариантом для Билана было бы в оставшееся время подготовить еще одну песню. Написать песню для Евровидения русскому автору довольно трудно" Александр Полесицкий: "Песня, которая была представлена, уступает, на мой личный взгляд, по яркости тем, что были у него в репертуаре". Максим Кононенко: "Песня медленная. Медляк не годится для Евровидения"
Один из соавторов конкурсной песни Карен Кавалерян ответил на данные высказывания: "Когда официальное лицо, за неделю до истечения срока заявляет, что ему не нравится песня, и ее надо заменить - это плохо. Плохо - потому что, во-первых, это мнение перепечатывают все СМИ, в том числе и зарубежные, и вокруг песни создается негативная аура. А во-вторых, и это гораздо неприятнее - любому человеку, мало-мальски знакомому с технологией ясно, что за неделю написать новую песню, «впеть» ее, сделать аранжировку, записать, свести и отмастерить запись - нереально. А значит, говоря об этом, официальное лицо знало и понимало, что никакой другой песни не будет. Тогда зачем это мнение было озвучено - чтобы снять с себя ответственность за возможную итоговую неудачу. Кстати, в другой публикации тот же чиновник заявляет: «…я считаю, что Дима Билан сможет вытянуть любую песню…», что уже, видимо, сказано на случай приемлемого результата. Всё это, конечно, административная эквилибристика высокого класса, однако в данном случае усидеть на двух стульях не получится"
Полные высказывания членов "экспертного совета" и интервью Карена Кавалеряна вы можете прочитать в середине этой страницы. Сейчас, зная результат конкурса мы можем сказать, что история, к счастью, расставила правых и неправых на свои места.
Глава Российской делегации Юрий Аксюта также сделал высказывание, которое тоже вошло в историю конкурса: "Закрытый конкурс - самая распространенная форма. Голосуют эксперты, которые хорошо знают формат "Евровидения", технологию создания хитов, разбираются в вокальных данных и потенциальных возможностях исполнителей. Публичный же конкурс - это все-таки и прежде всего эмоциональное восприятие. К тому же зрители часто остаются в заложниках популярности исполнителя. Наташа Подольская - прекрасный пример для этой иллюстрации. Закончилась "Фабрика", и, естественно, "фабричная" аудитория смотрела отборочные туры. Голосовала тоже преимущественно "фабричная" аудитория. Именно по этой причине и победила Наташа - при совершенно очевидном и в прошлом году лидерстве Димы Билана, что тогда отметила профессиональная комиссия. Если бы в прошлом году Билан поехал на "Евровидение", я думаю, что сейчас таких бы жарких дискуссий не было. Не знаю, какое бы место получил он в Киеве, но думаю, что мы могли бы рассчитывать на лучший результат, чем тот, который получился. Сейчас мы просто не захотели повторять ошибки прошлого года".
Напомним, что в прошлом году до конкурса на прямые вопросы о том, удовлетворен ли Первый канал выбором телезрителей и кого бы отобрало жюри, если бы у них было такое право - Юрий Аксюта неоднократно подчеркнул, что выбором полностью доволен, и если бы выбирал совет Первого Канала - результат бы не изменился и на конкурс была бы отправлена Наталья Подольская, поскольку ее песня, по мнению г-на Аксюты на тот момент, была наилучшей в национальном конкурсе". Также, видимо так и останется без ответа вопрос, каким образом велся подсчет - чтобы оправдать утверждение о том, что закрытый конкурс - самая распространенная форма отбора? Мы уже не говорим о том, что фактически никто из уважаемых членов "экспертного совета" не знает формата "Евровидения", ибо не один признанный эксперт конкурса в число участников этого совета приглашен не был.
На этом мы завершаем свой рассказ о национальном отборе, и лишь подытожим то, что произошло с дальнейшими его фигурантами. Команда Жасмин оставляет песню на следующий год (в случае если песня не будет публично исполнена до 1го октября 2006, то сохраняется возможность подачи ее на на отбор 2007 года).
Дальнейшие скитания Варвары показывает следующий факт - уже после оглашения итогов российского отбора - в Молдове с небольшим скандалом заканчивается первый национальный отбор - где так и не смогли выбрать победителя и, в связи с этим, телевидение Молдовы объявляет об открытом приеме заявок на новый "второй" отбор. В то время всем инсайдерам уже ясно, что на Евровидение поедет певец Арсениум (экс О-Зон), чья новая песня пришлась по душе ответственным за отбор, но, прием заявок официально объявлен открыто - и команда Варвары, прослышав про это, немедленно шлет заявку в Молдову и как обычно сулит большую выгоду в случае выбора ее кандидатуры. Молдова ее немедленно отвергает, указывая на тот факт, что открытым прием является для граждан Молдовы, к которым певица Варвара не относится. Отвергнутая исполнительница, абсолютно не смущаясь, публикует очередной заказ в желтой Российской прессе, где утверждает, "мне позвонили из Кишинева и предложили представлять Молдавию, но я отказалась, потому что ни от какой другой страны, кроме России выступать не хочу". Третье Евровидение подряд Варвара провела на конкурсе (на этот раз в Афинах) раздавая диски и промо-материалы делегациям других стран... ибо в следующем году национальным отбором будет заведовать телеканал Россия - у которого одним из главных принципов всегда было правило - артист должен хорошо петь вживую.
Подводя итог "национальному отбору" можно сказать, что на Евровидение отправился один из сильнейших исполнителей страны, располагающий достаточной известностью, чтобы сконцентрировать на себе голоса стран ближнего зарубежья, и также действительно умеющий петь вживую - подобных музыкантов в России остались считанные единицы. Основные недостатки отбора - его поспешность и совершенное незнание людьми, за него ответственными, как Европейских аналогов, так и формата конкурса Евровидение. Для данного случая идеальным стало бы назначение исполнителя где-то в январе, и объявление открытого конкурса на его конкурсную композицию - жюри из всех присланных заявок выбрало бы порядка 5 лучших, а телезрителям могла бы быть дана возможность окончательного выбора. К сожалению, Первый Канал с самого начала был абсолютно не заинтересован, как в успехе Российского участника на Евровидении, так и в самом конкурсе Евровидение - и поэтому все вновь делалось полагая на авось и в последнюю минуту. |